ЧИТАЕВА Ю.А.
25 июня 2007г. Президент РСПП (Российский Союз промышленников и предпринимателей) А. Шохин и Министр образования и науки РФ А. Фурсенко подписали Соглашение о взаимодействии.
В частности, Соглашение предусматривает совместную работу по развитию национальной системы квалификаций; созданию профессиональных стандартов; созданию государственных образовательных стандартов профессионального образования и их экспертизе с участием РСПП; развитию современных инновационных профессиональных образовательных программ; созданию системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций.
Сегодня существует острая необходимость в оценке качества теоретической и практической подготовленности выпускника учреждений профессионального образования независимыми экспертами.
Под оценкой качества обучения понимается результат выявления измерения на основе принятых критериев, которая выражает их в форме обобщенного результата, воплощает в себе качество знаний учащихся, степень их обученности и фактическую эффективность труда преподавателя. Также оценка определяется как процесс, цель которого сделать анализ соответствия, эффективности реализации выбранной стратегии развития и формирования обучаемого учреждения профессионального образования требованием работодателя.
Основными факторами оценки выпускников профессиональной школы являются:
• профессиональные - знания, опыт, навыки;
• моральные - трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность;
• волевые - энергичность, упорство, работоспособность:
• деловые и организаторские - (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, оперативность, творческий подход к делу;
• потенциальные способности - качества, которые не раскрыты, но вероятно раскроются в будущем.
Также показателями качественной подготовки специалистов является количество времени, необходимое выпускнику образовательного учреждения для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью. Быстрая адаптация, как правило, открывает путь к карьерному росту, профессиональной успешности.
Условиями для успешной реализации стратегии оценки могут быть три обстоятельства:
• определение и описание целей в форме, легко трансформируемой под практические нужды;
• включение отдельных компонентов оценки в соответствующую деятельность, начиная с ее «старта»;
• обеспечение соответствия целей и содержания оценки выбираемой методологии оценки.
Оценка качества выпускника, потенциального работника, осуществляется работодателями.
Для оценки качества уровня полученного профессионального образования объединения работодателей и крупные компании создают Центры независимой аттестации выпускников и работающего персонала; в их состав входят центры оценки для выпускников и работающего персонала, центры развития, осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров.
Назначение Центра Оценки является определение того, чему нужно обучить индивидуума и что в его компетенциях необходимо улучшить, чтобы выпускник стал перспективным кандидатом на определенную работу.
Главная цель Центра Оценки - оценить будущих специалистов и - на основе полученной оценки - определить, в каком развитии они нуждаются.
Для независимых экспертов факторами оценки являются: компетентность, творческая активность, потенциальные возможности, умение излагать свои мысли. Результаты труда могут оцениваться степенью достижения поставленных целей, своевременностью, оперативностью, полнотой и качеством выполнения заданий.
В Центрах Оценки выпускникам (будущим специалистам) предлагается выполнить работу, требующую осуществления множества действий, качество исполнения которых сравнивается с моделью компетенций. Сравнение позволяет составить обоснованный профиль компетенций, необходимый обучаемому индивидууму. Завершением деятельности Центра Оценки является план действий, который охватывает области деятельности, где оцениваемый выпускник не достигает эталонного уровня исполнения (не соответствует определенной модели компетенций). Существует два типа оценки выполненных работ.
1. Первый тип - это оценка, основанная на квалификации.
Оценка работ, основанная на квалификации, классифицирует виды работ в соответствии с уровнем навыков и опыта, которые необходимы для их выполнения. При такой оценке может существовать целый ряд факторов, связанных с навыками, каждый из которых имеет свою шкалу и уровни, которые соотносятся с уровнями национальной профессиональной квалификации.
Предполагается, что требования, предъявляемые к исполнению работы, можно измерить по уровню необходимых входящих факторов. Следовательно, это подход, в большей мере ориентирован на человека, чем на работу. Оценка, основана на навыках, приобретение или развитие которых нужно поощрять или вознаграждать. Больше всего этот подход применяется в технических и производственных видах работ, в отраслях производства.
Проблема, связанная с таким подходом, заключается в том, что акцент на входящих факторах, подразумевает, что навыки вознаграждаются тогда, когда они приводят к результату. Навыки следует ценить только, если они используются продуктивно, и это следует учитывать, при анализе и оценке.
2. Второй тип - это оценка, основанная на компетенциях.
Оценка, основанная на компетенциях, измеряет значимость работ, рассматривая уровень компетенций, необходимый для успешного ее исполнения. Концептуальная основа подобной оценки работ состоит в том, что уровень компетенций, необходимый для эффективного выполнения различных видов работ, является мерой относительной ценности данной работы.
Оценка, связанная с компетенциями, делает акцент на людях. Она концентрируется на входящих величинах и процессе и не оценивает вклад. Этот недостаток можно компенсировать, включив требования по показателям работы в определения уровней компетенций.
Основными целями, которые достигаются при правильном выборе инструментария оценки является: оптимальный выбор выпускника (потенциального работника),
соответствующего работе и корпоративной культуре
организации (предприятия, учреждения), определение его будущего потенциала, выбор оптимальных методов ситуационного руководства и основа для планирования тренингов, обучения и развития.
Применяемый инструментарий оценки должен отвечать следующим требования: быть «быстрым» (давать максимально достоверную информацию); быть вариативным (давать возможность проверять уровень развития определенного набора компетенций); быть оригинальным.
Но для реализации независимой оценки качества необходима разработка нормативной базы, создания Центров независимой оценки и их аккредитация, методическое обеспечение их деятельности и разработка отраслевых сертификатов.
Список литературы
1. Ант М. «Разработка системы количественной и качественной оценки в рамках реформы профессионального образования и подготовки в Российской Федерации. Аналитический опыт для дальнейшего обсуждения» М.: «ДЕЛФИ», январь 2000г., с. 3-9.
2. Баллантайн И., Пова Н. «Центры оценки и развития», М.: «HIPPO», 2003г., с. 14-15.
3. Хофманн Х.- Г. «Международные тенденции в создании системы гарантии качества профессионального образования и обучения (ПОО) и непрерывного профессионального образования и обучения (НПОО) на пороге общества знания. Новые задачи социального партнерства и социального диалога» // Проект Tacis ДЕЛФИ ABU - Consult Берлин