ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ
КОМПЕТЕНЦИЙ
ЧИТАЕВА Ю.А.
В статье автором рассматриваются вопросы оценки качества профессионального образования, ее методика; Центры Оценки и Центры Развития, оценка уровня сформированности компетенций.
In this article the author considers with questions the quality of vocational education, its methods, Assessment Center and Development Center, assessment of the level of formedness of competencies.
В современной педагогической теории и практике измерение и оценка качества образовательного процесса была и остается одной из ключевых проблем.
Под оценкой качества понимается результат выявления измерения на основе принятых критериев, который выражается в форме обобщенного результата, воплощает в себе качество знаний обучающихся, степень их обученности и фактическую эффективность труда преподавателя.
В настоящее время происходит переосмысление теоретических подходов к оценке качества профессионального образования, в замене традиционных устойчивых понятий «квалификация» понятиями «компетенция».
Обсуждая проблему оценки качества профессионального образования, отечественные ученые в области педагогики и управления образованием солидарны в том, что сводить образованность к системе знаний, умений и навыков неправомерно. В качестве дополнительных интегративных показателей предлагаются: стремление к жизненной самореализации (Гер-шунский Б.С.), показатели личностного развития (Загвязинский В.И.), самосознание, воспитание, активная гражданская позиция и др. (Караковский В.А.).
В условиях современной парадигмы российского образования возникает необходимость перехода от одномерного к многомерному измерению качества обучения обучащихся - к оценке компетенций как интегративного параметра обучения к выполнению задач и функций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов довузовского (начальное, среднее) профессионального образования. Содержание и качество профессионального образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Здесь необходимо перейти на внешнюю объективную оценку результатов образовательного процесса в профессиональном образовании.
Основными факторами оценки качества профессионального образования, как правило, являются:
— профессиональные компетенции - способность успешно действовать на основе знаний, умений, практического опыта при выполнении заданий, решении задач профессиональной деятельности;
— личностные компетенции - трудолюбие, честность, обязательность, самокритичность, энергичность, упорство, работоспособность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, оперативность, творчество, потенциальные способности - качества, которые не раскрыты, но вероятно раскроются в будущем.
Наиболее актуальным является вопрос оценки динамики формирования в процессе обучения компетенций, задаваемых вводимыми федеральными государственными образова-
тельными стандартами начального и среднего профессионального образования.
При реализации компетентностного подхода возникает задача оценивания сформирован-ности компетенций обучащихся учреждений довузовского профессионального образования в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности; требуется оценивание реальных достижений обучающихся в процессе обучения. Переход на рейтинговую систему оценки усиливает мотивацию учащихся к систематической и активной самостоятельной работе в течение семестра и всего учебного года, стимулирует творческую активность при выполнении учебных заданий. При этом создаются объективные предпосылки к усилению взаимодействия основных участников образовательного процесса: обучающийся - педагог, что, несомненно, сказывается, в свою очередь, на повышении качества образовательного процесса.
Разработка и обоснование критериев показателей оценки эффективности и качества образовательного процесса относятся к числу наиболее сложных и недостаточно разработанных теоретических проблем. Это положение объясняется:
— отсутствием единой теории оценочной деятельности, которой оперируют как теоретики, так и практики, и которая требует закрепления в нормативно- правовых документах;
— трудностями с определением общей стратегии разработки основ конструирования критериального аппарата, без реализации которого невозможно управление, контроль и корректировка образовательного процесса;
— необъективностью оценки качества реальных достижений.
Оценку качества подготовки выпускников учреждений довузовского (начальное, среднее) профессионального образования целесообразно осуществлять объединениями работодателей: крупные компании создают Центры независимой аттестации выпускников и работающего персонала и Центры Оценки.
Главная цель Центра Оценки - эта оценка будущих квалифицированных рабочих и специалистов и, на основе полученной оценки, определение, в развитии каких компетенций нуждаются эти квалифицированные рабочие и специалисты.
Основными целями, которые достигаются при правильном выборе инструментария оценки, являются: оптимальный выбор выпускника (потенциального работника), определение его будущего потенциала, выбор оптимальных методов ситуационного руководства и основа для планирования тренингов, обучения и развития.
Применяемый инструментарий оценки должен быть: «быстрым» (давать максимально достоверную информацию), вариативным (давать возможность проверять уровень развития определенного набора компетенций), оригинальным.
Методики оценки качества выпускников учреждений профессионального образования позволяют решать задачу по обеспечению качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями обучающихся.
В Центрах Оценки используются две основные методики:
1. первый тип - это методика оценки, основанная на квалификации.
Оценка, основанная на квалификации, классифицирует виды работ в соответствии с уровнем умений и опыта, которые необходимы для их выполнения. При такой оценке может существовать целый ряд факторов, связанных с умениями, каждый из которых имеет свою шкалу и уровни, соотносящиеся с уровнями профессиональной квалификации, в соответствие с профессией или специальностью.
Этот подход, в большей мере ориентирован на индивидуума, чем на его профессиональную деятельность. Чаще всего этот подход применяется в технических и производственных видах работ.
Проблема, связанная с таким подходом, заключается в том, что акцент на входящих фак-
торах, подразумевает, что умения вознаграждаются тогда, когда они приводят к результату; умения следует ценить только, если они используются продуктивно, и это следует учитывать, при анализе и оценке.
2. второй тип - это методика оценки, основанная на компетенциях.
В настоящее время гарантия качества профессионального образования должна реализовываться через подход на основе компетенций.
Оценка, основанная на компетенциях, измеряет значимость работ, рассматривая уровень компетенций, необходимый для успешного ее выполнения. Концептуальная основа подобной оценки профессиональной деятельности состоит в том, что уровень компетенций, необходимый для эффективного выполнения различных видов работ, является мерой относительной ценности данной работы. Оценка, связанная с компетенциями, делает акцент на индивидууме.
Признаками качественной оценки компетенций являются:
— обоснованность - средства и формы оценки должны оценивать именно то действие/действия или компетенции, которые являются целью обучения;
— достоверность - необходимо создавать одинаковые условия для оценки компетенций всех обучающихся: они должны иметь доступ к информационным системам; лица, проводящие оценку, должны убедиться, что результат достигнут именно данным обучающимся, а не другим;
— адекватность - соответствие методов оценки имеющимся ресурсам;
— гибкость - оценка проводится по мере подготовленности учащегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции.
Процесс оценки по данной методике включает в себя:
— планирование - это планирование способа сбора свидетельств, наиболее полно и адекватно отражающих освоение компетенций, а также отбор методов оценки. При планировании процесса оценки необходимо определить виды, формы и методы оценки, также необходимо помнить принцип: содержание и методы проведения оценки должны соответствовать оцениваемой компетенции;
— сбор свидетельств - процесс, в ходе которого обучающиеся и лицо, проводящее оценку, осуществляют сбор свидетельств освоения компетенций учащихся;
— наблюдение за профессиональной деятельностью выпускника учреждений начального и среднего профессионального образования;
— принятие решения по оценке - оценщик решает, достаточны ли приведенные свидетельства для доказательства освоения компетенции.
Оценку уровня сформированности компетенций в Центрах Оценки, как правило, проводят тремя способами:
— интервьюирование (собеседование) - является наиболее распространенным методом оценки. Собеседование позволяет лично оценить индивидуума и задавать вопросы в необходимой последовательности, чего нельзя сделать с помощью теста. Оно дает возможность судить об инициативности и интеллекте индивидуума, а также следить за особенностями его поведения. Опыт показывает, что полезность интервью зависит от того, насколько грамотно оно проводится. Большинство ранее проведенных исследований дает низкую оценку собеседованиям в плане надежности и обоснованности их результатов;
— анкетирование - одно из основных технических средств конкретного исследования. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
— Тестирование - является инструментом, который открывает широкие возможности не только для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций выпускников
учреждений начального и среднего профессионального образования, но и всей образовательной системы. В последние годы прослеживается тенденция замены типовых тестовых процедур закрытого типа на тесты открытого типа.
В Центрах Развития, по существу, так же, как и в Центрах Оценки, осуществляется оценка результатов по ряду определенных компетенций. В Центре Развития акцент поставлен на развитие специалиста, на его текущей или будущей должности, и конечный результат ориентирован на решение этой задачи.
Центры Развития - это Центры, где используются технологии Центра Оценки для определения сильных и слабых сторон индивидуума в области профессиональной деятельности с тем, чтобы выявить его потребности в развитии, удовлетворение которых повысит эффективность профессиональной деятельности и ускорит карьерный рост.
Центры Развития являются диагностическим средством, которое помогает понять, с чего следует начинать собственное развитие, как повысить эффективность работы.
Для того, чтобы повысить вклад компетенций в эффективность Центров Развития, нужно:
— определить компетенции или уровни компетенций, которые являются критическими для эффективного исполнения одного вида работы или работ разных видов. Это сведет к минимуму общее число оцениваемых компетенций: шести или восьми важных компетенций достаточно для оценки исполнения конкретной деятельности;
— определить набор, охватывающий поведение, которое необходимо при выполнении определенного вида работы или группы работ.
Центры Развития позволяют изучить более широкий круг стандартов поведения, особенно в тех случаях, когда люди проходят Центры развития, чтобы оценить общие компетенции и личностные возможности для исполнения новой работы или для занятия более высокого должностного уровня.
Для обоснованной оценки сформированности определенного уровня компетенций обучающихся учреждений довузовского профессионального образования возможно использование:
— специальной шкалы значимости компетенций, средних оценок и уровня их выраженности. Существенные расхождения в данных оценках являются показатели информированности или низкого уровня развития отдельной компетенции. Несмотря на то, что средние оценки могут быть высоки, в целом на основании расхождения оценок можно говорить о недостаточной сформированности ключевых компетенций, если эти расхождения превышают 1 балл. Компетенции, превышающие по среднему значению 5 баллов можно считать исключительно важными;
— шкалы оценки сформированности компетенций по кластерам и индикаторам поведения. Оценку уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся по кластерам и индикаторам поведения можно осуществлять по пятибальной шкале: 1 балл - не демонстрирует кластеры и индикаторы поведения компетенций, 2 балла - кластеры и индикаторы поведения компетенций демонстрирует частично, 3 балла - кластеры и индикаторы поведения компетенций демонстрирует в полной мере неосознанно, 4 балла - кластеры и индикаторы поведения компетенций демонстрирует в полной мере осознанно, 5 баллов - кластеры и индикаторы поведения компетенций гипервыражены.
Наличие и развитие компетенций создает благоприятные условия для осуществления на практике в процессе обучения единства оценки соответствия достигнутого уровня качества трудового потенциала обучающихся по определенной профессии/специальности и достигнутого уровня качества трудового потенциала выпускника.
Обеспечение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе довузовского профессионального образования является одной из актуальных научно - теоре-
тических и практических проблем.
В настоящее время конкурентоспособность выпускников довузовского профессионального образования не гарантируется только владением узкопрофессиональными знаниями. Нужно обладать определенным набором личностных качеств, соответствующих сфере профессиональных интересов работодателя и должности, на которую претендует молодой специалист. В связи с этим в системе довузовского профессионального образования необходима модернизация прогностических моделей выпускников, что позволит четче определить требования к компетенциям квалифицированных рабочих и специалистов.
Библиографический список:
1. Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития. - М.: HIPPO, 2003. - С.14-15.
2. Гершунский Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник Высшая школа. - 1987. - № 8. - С. 22-29.
3. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Инновации в профессиональном образовании: Учебнометодическое пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 215с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Издатцентр Академия, 2001. - С.57-66.
5. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного воспитательного процесса. - М., 1993.
6. Страдвик Л. Центры оценки развития. Тренинг наблюдений. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. - М.: HIPPO, 2003.. - С. 19, 22-23, 2627.
7. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: HIPPO, 2003. - 228 С.
8. Современное российское профессиональное образование. Словарь-справочник. -М.:ФИРО, 2010.- 11 С.
Ключевые слова: оценка качества, профессиональное образование, компетенция, сфор-мированность.
Keywords: quality assessment, vocational еducation, competence, formedness.