Научная статья на тему 'Независимая оценка качества профессиональных квалификаций выпускников системы довузовского профессионального образования'

Независимая оценка качества профессиональных квалификаций выпускников системы довузовского профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF THE GRADUATES / INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALITY OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барнакова Людмила Лавретьевна, Тютрин Виктор Иванович

В статье автор рассматривает вопрос создания Центра сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author consider the question about creation of The Certification Center of professional Graduates' Qualifications, constitutions of professional education, other categories of citizens, professionally studied in different form.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества профессиональных квалификаций выпускников системы довузовского профессионального образования»

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАРНАКОВА Л.Л., ТЮТРИН В.И.

В статье автор рассматривает вопрос создания Центра сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

In this article the author consider the question about creation of “The Certification Center of professional Graduates’ Qualifications”, constitutions of professional education, other categories of citizens, professionally studied in different form.

Реформы в сфере образования, происходящие в настоящее время, требуют пересмотра взглядов на результаты образовательного процесса и способы формализации требований к выпускникам учебных заведений. Стратегия модернизации системы профессионального образования Российской Федерации предусматривает приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, «... создание системы независимой оценки контроля качества образования.». Актуальность системы независимой оценки обусловлена несоответствием существующего качества трудового потенциала выпускников системы довузовского профессионального образования ожиданиям работодателей и экономики региона.

Подтверждением тому выступает усиливающийся «кадровый голод» в экономике, квалификационный и структурный дисбаланс, упущенные выгоды от ранее сделанных образовательных инвестиций. Проведенные Институтом развития профессионального образования совместно с Российским союзом товаропроизводителей исследования показали довольно низкую оценку отечественными работодателями конкурентоспособности работников различных категорий на мировом рынке. Данный вопрос задавался в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Больше всего претензий к качеству рабочих кадров, подготовленных в системе начального профессионального образования (45%), а 38% работодателей высказали неудовлетворение подготовкой специалистов в системе среднего профессионального образования. Таким образом, работодателями осознается тот факт, что интеграция в мировое экономическое пространство выявит реальное отставание квалификации работников. Особенно беспокоит работодателей та сторона квалификации, которая связана с практическим освоением профессии. Если 25% работодателей оценивают общетеоретическую подготовку как, соответствующую высокому уровню, то практическую сторону освоения профессии - не более 10%. И эта ситуация характерна для многих регионов России, в том числе и для Бурятии.

В ответ на эти вызовы «Комплексная программа модернизации профессионального образования Республики Бурятия» предусматривает, что контроль качества образования должен быть не только внутренним (самооценка обучающихся, внутренний мониторинг качества, самооценка образовательных учреждений, оценка образовательных учреждений со стороны органов управления образованием и др.), но, и внешним (с точки зрения государственных структур, органов власти, производства, личности). Внешняя оценка результатов и прозрачные процедуры контроля качества образования, внешняя ответственность и публичная отчетность образовательных учреждений и организаций способствуют достижению социальной справедливости и способны дать больший стимул для развития и самодиагностики, как отдельного преподавателя, так и целого образовательного учреждения. Создание системы независимого контроля качества профессионального образования со стороны потребителей (рынка труда, отрасли производства, ассоциаций работодателей, Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, учебных заведений, обучающихся, рабочих-

специалистов и т.д.) является актуальным велением времени. Оценка уровня приобретенных профессиональных и общих компетенций после прохождения учебного курса должна носить независимый характер, т.е. экспертизу должны проводить не поставщики продукции - представители учебного заведения, а третьи лица - независимые эксперты. Независимыми экспертами должны выступить работодатели, профессиональное сообщество, бизнес-структуры, отраслевые представительства и ведомства, отраслевые высшие учебные учреждения - т.е. кластерный подход в формировании системы внешней оценки нам видится объективным и оптимальным. Так как в целом кластер заинтересован в повышении качества профессионального образования и уровня профессионализма рабочих и специалистов.

Органом по независимой оценке - сертификации услуг, может быть организация любой формы собственности, имеющая статус юридического лица, не обладающая властными (контрольными) функциями, не зависимая от изготовителей и потребителей услуги и не имеющая административного или иного влияния на результаты оценочной деятельности. Наиболее перспективным направлением развития внешней независимой экспертизы является добровольная сертификация - сертификация, организуемая сообществом потребителей, которая является инструментом обеспечения более высокого, установленного профессиональным сообществом уровня качества и служит эффективным средством защиты рынка от контрафактной продукции, т.е. инструментом регулирования рынка. Добровольная сертификация, не являясь формально обязательной, становится все более востребованной из-за экономической целесообразности в условиях острой конкуренции, из-за того, что заказывающие продукцию компании отдают предпочтение сертифицированной продукции. Наиболее развита добровольная сертификация на соответствие положениям национальных стандартов. Процедура сертификации выявляет соответствие профессиональных компетенций выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования требованиям квалификационной характеристики по профессии соответствующего уровня квалификации. Заявитель должен продемонстрировать наличие компетенций, а сертифицирующая организация, присваивающая квалификацию, оценить соответствие продемонстрированных компетенций определенному квалификационному уровню и при вынесении положительного суждения, выдать квалификационное свидетельство. Составляющей системы независимой оценки качества профессионального образования может быть Центр сертификации профессиональных квалификаций (далее - ЦСПК). Такой Центр был создан в экспериментальном формате при Бурятском республиканском техникуме строительства и городского хозяйства. Положение о Центре и процедуре сертификации разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил участия объединений работодателей в области профессионального образования» №1015 от 24.12.2008г., «Положением об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» за №АФ-317/03 от 27.07.2009г., «Положением о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» за №АФ-318/03 от 31.07.2009г. Учредителями выступили Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Республики Бурятия. Основной задачей Центра является выявление соответствия качества подготовки выпускников ОУ НПО/СПО, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах требованиям профессиональных стандартов, разработанных и утвержденных Национальным агентством развития квалификаций. Сертификация проводилась на условиях договора между соискателем и ЦСПК.

Рис.1. Структура ЦСПК строительного профиля

Деятельность ЦСПК основывается на четырех принципах:

- открытость информации о механизмах и процедурах оценки, доступность ее результатов в рамках законодательства Российской Федерации;

- открытость Центра для субъектов региона и возможность участия в проведении оценки любых организаций, отвечающих ее требованиям; - исключение дискриминации и принятия пристрастных решений;

- компетентность Центра, обеспечиваемая привлечением квалифицированных экспертов, использованием стандартизированного и технологичного инструментария оценки.

23-24 мая 2011 года прошли первые квалификационные испытания по профессии «Монтажник каркасно-обшивных конструкций». Выпускники группы «Мастер сухого строительства» выполняли тестовые задания и работы по возведению двусторонней перегородки из гипсо-картона. В качестве экспертов - экзаменаторов и сертификаторов участвовали в процедуре независимой оценки представители строительных организаций - ОАО «Дарханинвестстрой», ОАО «Левый берег», ИП «Рабданов», ООО «Кнауф Маркетинг Челябинск», ОАО «Пхотонган», Торговая группа «СМИТ», региональный представитель фирмы «Кнауф», ООО «Новострой» и представители профессиональных сообществ - Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Бурятии.

Библиографический список:

«Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» за №АФ-317/03 от 27.07.2009г.,

6. «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» за №АФ-318/03 от 31.07.2009г.

7. Комплексная программа модернизации образования Республики Бурятия

Ключевые слова: профессиональные квалификации выпускников, независимая оценка качества профессиональных квалификаций.

Keywords: professional qualifications of the graduates, independent assessment of quality of professional qualifications.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.