Научная статья на тему 'Формирование и развитие рабочих компетенций'

Формирование и развитие рабочих компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL LEARNING / COMPETENCE / COMPETENCE AND PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьев Александр Васильевич

Рассматриваются механизмы формирования и развития рабочих компетенций в контексте модернизации российской системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanisms of formation and development of job competencies in the context of the modernization of the Russian system of vocational education were discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие рабочих компетенций»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РАБОЧИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

А.В. Леонтьев

Рассматриваются механизмы формирования и развития рабочих компетенций в контексте модернизации российской системы профессионального образования.

Ключевые слова: Профессиональное обучение, компетенция, компетентность, профессиональная квалификация.

Worker's competence formation and development. The mechanisms of formation and development ofjob competencies in the context of the modernization of the Russian system of vocational education were discussed.

Key words: Professional learning, competence, competence and professional qualifications, skills.

В глобальном мире качество рабочей силы является одним из конкурентных преимуществ стран, претендующих на лидерские позиции. Особой проблемой становится то, что в России сегодня очень низкий уровень национального квалификационного капитала, что может стать проблемой для удержания национального рынка и допуска на международные рынки, что особенно актуально в связи с вступлением во Всемирную Торговую Организацию. И работодателей и профессиональные сообщества интересует, какие компетенции нужны компаниям для успешного развития и где будут формироваться эти самые компетенции?

Надо признать, что основной тренд модернизации отечественного профессионального образования состоит во внедрении в российское образование подходов и институтов, принятых в странах-лидерах. Являясь частью глобального мира для России, вопрос интеграции является жизненно важным.

Наиболее полным и целостным исследованием, посвященным анализу теории и практики применения образовательных стандартов за рубежом в

наиболее аутентичном виде, является монография В.К.Загвоздкина [1]. В его книге стандарты образования представлены в контексте образовательных реформ и исследований образования, а сами реформы - в контексте общих тенденций развития образования в современном мире. Так вот В.К.Загвоздкин справедливо отмечает, что ядром дидактики и концепции стандартов в индустриально-развитых странах является «компетентностная конструкти-вистско-прагматическая дидактика» [1, С.17].

Понятие компетентность является основным объединяющим понятием развития современного образования в странах лидерах. Поскольку понятийно-терминологический аппарат профессионального образования в современной России существенно обновился для дальнейшего рассмотрения механизмов формирования и развития рабочих компетенций, определимся в ключевых терминах и понятиях. Не ставя себе задачу проведение подробного анализа различных трактовок основных терминов, будем пользоваться определениями, данными в словаре-

справочнике современного российского профессионального образования [2].

Компетенция (англ. competence) -способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [2, C.11].

Компетентность - наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности [там же].

Профессиональное обучение - организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций [там же, С.13].

Как видим компетенции формируются преимущественно в ходе профессионального обучения. Это та часть федерального государственного образовательного стандарта, которая должна в первую очередь формироваться под влиянием профессиональных стандартов, а, следовательно, работодателем.

Сегодня многие компании для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке считают важным иметь четкое представление о том, что каждый сотрудник должен уметь делать, какими знаниями и практическими навыками обладать, чтобы «двигать» компанию вперед. Для решения этой задачи все чаще прибегают к модели компетенций. Очень распространено использование компетенций при оценке персонала, так как применение этого инструмента позволяет менеджерам по персоналу, оценивая исполнение работы, анализировать не только то, что было достигнуто работником за прошедший период, но и то, как это было сделано.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется комплексная модернизация системы профес-

сионального образования, ключевыми моментами которой являются:

внедрение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования;

разработка профессиональных стандартов и создание на их основе национальной рамки квалификаций и институтов сертификации профессиональных квалификаций;

введение института общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений;

усиление взаимодействия профессионального образования с профессиональными ассоциациями (объединениями, союзами) и работодателями.

Одним из методологически объединяющих основ всех преобразований является компетентностный подход, который призван создать условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечить соответствие профессиональной подготовки запросам рынка труда. Связанная с этим смена парадигмы управления заключается в переходе от управления «на входе» к управлению «на выходе». То есть, если говорить упрощенно, то в результате профессионального образования (профессионального обучения) должны сформироваться компетенции, которые измеряемы «на выходе». Для того чтобы начать измерять компетенции «на выходе» необходимо: во-первых, сформулировать эти компетенции в разрезе рабочих профессий и специальностей, во-вторых, разработать соответствующие «измерители», в-третьих, создать институты, которые будут всем этим заниматься.

Применительно к школьному образованию можно сказать, что в России

в последние годы уже более или менее успешно, но все же формируется система независимой оценки качества результатов общего образования. Это и единый государственный экзамен для выпускников средней школы, и государственная итоговая оценка выпускников основной школы. Кроме этого Федеральный институт педагогических измерений уже активно разрабатывает и апробирует контрольно-измерительные материалы по всем основным предметам и для всех уровней (классов) школьного образования. Также благодаря усилиям группе исследователей под руководством Г.С.Ковалевой, наша страна принимает участие в международных исследованиях в образовании (ПИЗА, ПИРЛЗ, ТИМСС).

В тоже время приходится констатировать, что применительно к российскому профессиональному образованию до сих пор не сформированы институты независимой оценки качества результатов профессионального образования. Россия также не участвует в международных исследованиях в данной области. Хотя движение в данном направлении уже началось.

Так в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, раздел III - «Развитие человеческого потенциала», глава 4 - «Развитие образования», определена следующая задача - сформировать к 2020 году систему непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ, что позволит максимально эффективно

использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В соответствии с этой концепцией установлены следующие целевые ориентиры: к 2012 году - создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; к 2020 году - наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста и создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций.

Как видим, поставлены достаточно масштабные задачи.

В рамках данной концепции Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163- р «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы».

В 2011 году Министерством образования и науки Российской Федерации году уже выделены трехлетние гранты на разработку и апробацию моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-мето-дических центров в 17 отраслях.

Таким образом, можно утверждать, что развитие системы оценки качества профессионального образования будет осуществляться на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений

с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов.

При этом основным содержанием мероприятия будет создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования, на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов. Ведь в отличие от школьного образования в профессиональном образовании в формировании и развитии рабочих компетенций чрезвычайно важна роль работодателя.

Успешная реализация намеченных планов способна кардинально повлиять на улучшение качества профессионального образования и подготовки кадров. Приведу всего один аргумент в пользу данного тезиса. Сегодня итоговая аттестация выпускников учреждений профессионального образования осуществляется государственной аттестационной комиссией, которую, как правило, возглавляет представитель работодателя. Однако роль такого представителя работодателя в итоговой аттестации похожа на роль своеобразного «свадебного генерала». Он если и пытается оценить качество подготовки кадров, делает это по собственным критериям и по собственному разумению. И в этом нет его вины, а скорее всего это наша общая беда. Так вот, описание требований к будущему рабочему (специалисту) на языке компетенций и разработка соответствующих измерителей этих компетенций позволит работодателю «на выходе» (а может и в процессе подготовки) оценивать качество подготовки кадров. А в дальнейшем, на наш взгляд, результаты такой профессиональной оценки работодате-

лем должны серьезным образом влиять на государственную аккредитацию учреждения профессионального образования. Введение таких правил станет мощнейшим катализатором подлинной модернизации всей системы профессионального образования, причем изнутри. Потребуется серьезный пересмотр образовательных программ, технологий подготовки с учетом не только федеральных государственных образовательных стандартов, но и профессиональных стандартов, описанных на языке компетенций.

От лица работодателей сегодня просматриваются следующие активные и заинтересованные участники данного процесса. Это Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который в 2006 году учредил Национальное агентство развития квалификаций (НАРК РСПП) с целью развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации. В 2007 году РСПП (А.Шохин) и Минобрнауки РФ (А.Фурсенко) подписали соглашение о взаимодействии в развитии национальной системы квалификаций и создании профессиональных стандартов. В последующем (в 2009 году) они же утвердили «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах». К сожалению, в силу разных причин активность РСПП в данном направлении в последнее время снизилась.

Другой заинтересованной стороной может и должна стать Торгово-

промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). Во-первых, ТПП РФ имеет разветвленную сеть региональных отделений. Во-вторых, именно торгово-промышленные палаты в большинстве зарубежных стран взяли на себя функции по сертификации профессиональной квалификации и общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования. В мае 2011 года комитетом по качеству продукции торгово-промышленной палаты РФ создан подкомитет по развитию сертификации персонала. В дальнейшем следует ожидать усиления роли ТПП РФ в формировании и развитии профессиональных компетенций.

Следует отметить еще одного формирующегося участника этого процесса. Это автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (АНО АСИ), где председателем наблюдательного совета является Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. Одним из базовых для АНО АСИ является направление «Молодые профессионалы», перед которым поставлена задача формирования единой платформы по обращению квалификаций (компетенций), обеспечивающей переход России к модели креативной экономики. В качестве первого шага по развитию модели Национальной системы квалификаций и компетенций АНО АСИ принято решения начать работу по созданию и ведению единого портала квалификационных стандартов и моделей компетенций, который позволит улучшить процесс информационного обмена на рынке труда.

За последние несколько лет начали появляться региональные агент-

ства развития квалификаций. Все большее внимание этому делу уделяют региональные власти и региональные профессиональные сообщества (торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы и ассоциации). Так в Республике Татарстан при Торгово -промышленной палате созданы комитет по профессиональному образованию и автономная некоммерческая организация «Поволжское агентство качества и сертификации профессионального образования», единственным учредителем которого является ТПП Республики Татарстан. Такие же организации создаются в Республике Башкортостан, на Урале, в Ростове на Дону, в Москве и других регионах России. И что очень важно, возрастает активность и инициатива работодателей в данном процессе.

С точки зрения мобилизации лучшего международного опыта в формировании и развитии рабочих компетенций перспективным для России является вхождение в международное движение WorldSkills International.

Большинство источников по зарубежному опыту компетентностного подхода к обучению используют понятие skills как фундаментальное. Английское понятие skills, весьма близкое - а во многих случаях идентичное - понятию компетентность, нельзя во всех случаях переводить словом навык. Например, на немецком языке это понятие переводится в зависимости от контекста как умение, способность, компетентность, навык.

Так вот одной из площадок, где происходят международные соревнования по развитию рабочих компетенций, является WorldSkills International. Движение зародилось в Испании. Ре-

гулярные соревнования происходят с 1950 года с периодичностью один раз в два года.

Календарь последних Чемпионатов выглядит следующим образом:

40-й Чемпионат 1-7 сентября 2009 года, Калгари, Канада.

41-й Чемпионат 5-8 октября 2011 года, Лондон, Великобритания.

42-й Чемпионат состоится 2-7 июля 2013 года в Лейпциге, Германия.

43-й Чемпионат состоится 10-15 ноября 2015 года в Мадриде, Испания.

На данный момент членами WorldSkills International являются Австралия, Австрия, Германия, Гонконг, Испания, Италия, Индия, Канада, Нидерланды, Сингапур, США, Таиланд, Финляндия, Франция, Япония - всего 44 страны мира.

Ведущие страны мира уже на протяжении более 60 лет соревнуются за качество подготовки рабочих кадров. Ни Советский Союз, ни современная Россия никогда не были представлены на этих престижных международных соревнованиях.

Соревнование проводятся более чем по 40 рабочим профессиям. В таких областях как транспорт и логистика, строительство, IT технологии, машиностроение, транспорт, механот-роника, индустрия питания, сервис и обслуживание, менеджмент, ландшафтный дизайн и др.

Более подробную информацию о движении WorldSkills International можно получить на их официальном сайте worldskills.org.

Вхождение России в состав WorldSkills International в качестве полноправного члена и формирование в России Национального чемпионата по рабочим компетенциям на основе

лучших международных стандартов позволит поднять планку требований к подготовке рабочих кадров на качественно новый уровень.

Автор данной статьи еще в 2006 году выходил с предложением в Министерство образования и науки Российской Федерации о вхождении России в движение WorldSkills International в качестве полноправного члена. Однако по ряду причин тогда это не состоялось. В октябре 2011 года, понимая важность вхождения в WorldSkills International для развития рабочих компетенций в России, автор повторно инициировал данный вопрос уже в АНО «Агентство стратегических инициатив». Предложение оформлено в виде проекта «Национальный Чемпионат рабочих компетенций - SkillsRussia» и зарегистрировано на бирже проектов АНО АСИ под номером 3339.

Суть Проекта заключается в организации и проведении в России регулярного Национального Чемпионата по рабочим компетенциям с учетом лучших международных стандартов WorldSkills International.

Цель Проекта: Повышение качества подготовки кадров и популяризация рабочих профессий.

Задачи:

1. Вступление России в членство WorldSkills International.

2. Формирование в России Национального Чемпионата по рабочим компетенциям.

3. Совершенствование программ и технологий подготовки рабочих кадров.

4. Популяризация (промоушен) рабочих профессий.

Для реализации Проекта предлагаются 5 конкретных шагов:

ШАГ 1. Создание проектного офиса (штаб квартиры) RussiaSkills в г.Казани.

ШАГ 2. Вступление России в членство WorldSkills International.

ШАГ 3. Проведение в России регулярных Чемпионатов по рабочим компетенциям, начиная с 2012 года с периодичностью 1 раз в 2 года (в промежутке между международными Чемпионатами).

ШАГ 4. Подготовка команды и участие России в WorldSkills Leipzig 2013, 2-7 июля 2013 года, Лейпциг, Гер -мания.

ШАГ 5. Подача заявки на проведение в России WorldSkills International в 2017 году.

Основным, конечно, является формирование в России Национального Чемпионата по рабочим компетенциям. А вхождение в международное движение откроет доступ к лучшим мировым рабочим компетенциям и технологиям их формирования.

Ожидаемые результаты от реализации Проекта:

1. Создание действенного долгосрочного механизма повышения качества подготовки рабочих кадров с учетом высоких требований международных стандартов к рабочим компетенциям.

2. Создание (обновление) стандартов профессиональных квалификаций по рабочим профессиям и специальностям среднего профессионального образования с привлечением профессиональных ассоциаций и объединений.

3. Популяризация (промоушен) рабочих профессий.

Представленный нами Проект был одобрен и вошел в перечень стратегических проектов, одобренных на заседании наблюдательного совета АНО

«Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» под председательством Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (протокол №1 от 21 октября 2011 года, пункт III, подпункт 2, направление «Молодые профессионалы») и прошел комплексную экспертизу на заседании Экспертного совета АСИ 23 ноября 2011 года.

Основными заинтересованными партнерами в реализации данного проекта могут выступить АНО «Агентство стратегических инициатив», Министерство образования и науки Российской Федерации, Торгово -промышленная палата Российской Федерации, профессиональные ассоциации и объединения, крупные корпорации, Институты развития.

В целом, завершая статью, хочется отметить, что в настоящий момент в профессиональном образовании, в области развития рабочих компетенций и профессиональных квалификаций происходят серьезные процессы призванные создать новые институциональные механизмы формирования национального квалификационного капитала. Это ставит перед научным сообществом серьезные задачи по теоретико-методологическому, и научно-методическому обеспечению происходящих процессов.

Литература:

1. Загвоздкин В.К. Теория и практика применения стандартов в образовании. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2011. - 344 с.

2. Современное российское профессиональное образование: словарь-справоч-

ник /авт.-сост. В.И.Блинов, И.А.Волошина, Е.Ю.Есенина, А.Н.Лейбович, П.Н.Новиков. - М.: Федеральный институт развития образования, 2010. - 24 с.

3. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального образования: Теория и практика: Коллективная монография /Под

ред. Н.Ю.Посталюк. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. - 192 с.

4. Олейникова О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения. Копенгагенский процесс. - М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.