УДК 614.8
С.Н. Грязнов, A.B. Дымков, Г.С. Черных
Актуальность разработки профессиональных стандартов в России и предложения по их разработке в системе МЧС России
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме функционирования профессиональных стандартов, их назначению, структуре и процессу их формирования. Рассмотрены основные этапы разработки профессиональных стандартов, как основы создания и развития российской системы квалификаций. Проведен мониторинг нормативно-правовых документов по данной тематике. Внесены предложения по организации разработки профессиональных стандартов в системе МЧС России.
Ключевые слова: профессиональный стандарт; квалификация; трудовая функция/единица профессионального стандарта; людские ресурсы; функциональный анализ; квалификационный уровень; национальная система квалификаций; работодатели; образовательные программы; профессиональные кадры.
Содержание
Введение
1. Термины и определения
2. Принципы формирования, назначение и структура профессиональных стандартов
3. Основные этапы разработки профессиональных стандартов в системе МЧС России Заключение
Литература
Введение
Проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, то есть уровень квалификации, наиболее точно соответствуют требованиям деятельности любой организации, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. Необходимость создания и внедрения в практику новых более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении социально-экономических проблем современного общества.
К таким проблемам относятся: ускорение темпов обновления средств производства, что приводит к быстрому «устареванию» полученных профессиональных компетенций и требует их постоянного обновления; усиление миграционных процессов, в результате чего в развитых странах увеличивается доля населения с низким уровнем квалификации, усиливается социальное расслоение общества и его дестабилизация; появление новых глобальных рисков и угроз (природные и техногенные катастрофы, экологические проблемы, борьба с терроризмом и др.), преодоление которых требу-
ет значительных финансовых расходов и, следовательно, приводит к сокращению средств, выделяемых на решение других проблем.
Анализ зарубежного опыта показывает, что развитые страны ведут целенаправленную и последовательную работу по формированию целостной системы обеспечения устойчивого социально-экономического развития. В основе этой работы лежит формирование партнерских взаимовыгодных отношений между различными сферами общества. Создание конструктивных механизмов взаимодействия сферы труда и сферы образования, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров, является одним из элементов такой системы.
Профессиональные стандарты, устанавливающие требования к знаниям, умениям, определяющие необходимые компетенции для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей, рассматриваются в настоящее время зарубежными и российскими экспертами как один из инструментов, позволяющий создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и
сферы образования, обеспечить рациональное использование людских ресурсов.
Правительство Российской Федерации постановлением от 22 января 2013 г. № 23 утвердило правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Макет (структура и внешний вид) профессионального стандарта утверждены Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда России) от 12.04.2013 № 147н. Структура и содержание профессиональных стандартов варьируется в широких пределах и зависит от ряда факторов, например, от характера профессиональной деятельности, регламентируемой стандартом (преобладание стереотипных или уникальных (неповторяющихся, непредсказуемых, действий); от конкретных задач, решаемых данным стандартом и определенных соответствующими нормативными документами, а также от методов их создания.
Профессиональные стандарты могут быть внут-риорганизационными (разрабатываться и использоваться в рамках одной/нескольких родственных организаций), отраслевыми, региональными, национальными и международными. По мнению Президента Российской Федерации, «...профстан-дарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования, обязательным при разработке образовательных программ наших вузов, лицеев и колледжей. Эту задачу нужно решать уже сейчас, иначе профстандар-ты попросту не будут работать, а неотъемлемой частью создаваемой системы должен стать механизм подтверждения квалификации работников через профессиональный экзамен. Для этого необходимо выстроить целую сеть независимых сертификационных центров. Они должны подтверждать профессиональный уровень специалистов»1.
Актуальность разработки профессиональных стандартов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах не вызывает сомнения. Государство, в свою очередь, дает ясный сигнал, что профессиональные стандарты будут внедрены на практике. При этом подчеркивается, что соответствие квалификации работника требованиям профессиональных стандартов, в первую очередь, должны стать обязательными для государственных организаций и компаний с государственным участием, для государственных и муниципальных учреждений, в том числе и для структурных подразделений МЧС России.
Для реализации предстоящих задач в данной сфере деятельности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной
экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы (далее - комплексный план).
Реализация комплексного плана позволит создать условия для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций.
В свою очередь, разработка и внедрение профессиональных стандартов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах позволит существенно повысить эффективность выполнения личным составом МЧС России профессиональных задач по предназначению, совершенствовать деятельность образовательных организаций МЧС России.
1. Термины и определения
Вид трудовой деятельности — составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Трудовое действие — простейшая (элементарная) производственная операция, совершаемая работниками для выполнения своей трудовой функции.
Единица профессионального стандарта — структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.
Квалификация — 1. Готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности. 2. Официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта).
Компетенция — целостная актуализация в деятельности знаний, умений, опыта и отношений/ценностных установок. Выделяются различные типы компетенций. Наиболее распространенной классификацией является подразделение компетенций на:
профессиональные, относящиеся к конкретной технологии трудовой деятельности (технологическому или бизнес-процессу);
надпрофессиональные/мобильные, относящиеся к взаимодействию с различными элементами трудовой среды, включая способность эффективно
1 Вступительное слово на совещании по вопросу разработки профессиональных стандартов от 9.12.2013 года.
взаимодействовать с другими работниками, руководством и клиентами;
ключевые/базовые, необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям, (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).
Национальная рамка квалификаций — совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения; системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.
Неформальное обучение — обучение, которое осуществляется в ходе спланированной деятельности, которая предполагает так называемое «полуструктурированное» обучение, т.е. обучение, происходящее в ходе повседневных трудовых ситуаций, содержащих обучающий компонент. Получение свидетельства не является обязательным.
Обеспечение качества — процедуры, направленные на обеспечение соответствия результатов образования и обучения заявленным требованиям потребителя. Предусматривает комплексное взаимодействие следующих элементов: нормативно-правовой базы, четких целей, стандартов умений и квалификаций, основанных на компетенциях/результатах обучения, образовательных программ, отвечающих требованиям стандартов, квалифицированных педагогических кадров, системы сбора и анализа информации.
Область профессиональной деятельности — совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности.
Профессиональный стандарт — многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками и требования к необходимым для этого компетенциям.
Результаты обучения — совокупность знаний, умений и опыта; индивидуальные достижения, знания и практические умения, приобретенные и продемонстрированные после успешного завершения образовательной программы; минимальные требования, необходимые для получения диплома/сертификата или степени.
Сертификат профессиональной квалификации — официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения)/профессиональную
квалификацию, продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки.
Сертификационный центр/центр сертификации — орган/организация, уполномоченная проводить оценку и присуждать сертификаты, свидетельствующие о том, что человек может компетентно выполнять определенную трудовую/профессиональную деятельность.
Сертификация профессиональных квалификаций — подтверждение соответствия компетенций человека/работника/выпускника требованиям профессионального стандарта определенного квалификационного уровня. Применяется для подтверждения результатов формального образования, неформального и спонтанного обучения.
Спонтанное обучение — обучение в ходе повседневной жизни человека: на работе, в семье и т.д.
Трудовая функция — составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой набор трудовых действий, определяемых работодателем и предполагающая наличие необходимых компетенций для их выполнения.
Уровень квалификации/Квалификационный уровень — обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности; критерии результата обучения, что в настоящее время становится доминирующим принципом, поскольку только на его основе можно построить сопоставимые рамки квалификации.
Формальное образование — образование по утвержденным программам, учебным планам и процедурам. По завершению обучения обучающийся получает соответствующее свидетельство или диплом.
Функциональная карта — описание функций, выполняемых работниками в конкретной области профессиональной деятельности, выявленных в ходе функционального анализа.
Функциональный анализ — методика поэтапного описания иерархических уровней в области профессиональной деятельности, используемая при разработки профессиональных стандартов. Алгоритм проведения функционального анализа для выявления конкретных функций состоит в последовательном определении элементов различных уровней иерархии.
2. Принципы формирования, назначение и структура профессиональных стандартов
В последнее время в профессиональных средствах массовой информации все чаще поднимается и обсуждается тема профессиональных стандартов. Эта тема вызывает растущий интерес работодателей, и не только их. Образовательное сообщество также становится все более ориентированным на
рынок труда и предъявляемые им требования к выпускникам системы профессионального образования. Современные федеральные государственные образовательные стандарты должны быть ориентированы на требования работодателей в форме профессиональных стандартов. Это документ, где требования работодателей представлены в системной форме.
Как показывает международный опыт, системное описание требований работодателей может иметь различный формат. Он определяется традициями взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда и характером этого взаимодействия.
Однако при всем существующем многообразии подходов их объединяет одно, а именно — профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности. Именно эти параметры и являются значимыми для сферы профессионального образования.
В основе современной апробированной методики разработки профессиональных стандартов лежит метод функционального анализа. Данный метод предполагает проведение «инвентаризации» профессиональной деятельности с точки зрения реализации функций трудовой деятельности в определенной сфере труда.
В отличие от метода «описания должностей», который осуществлялся небольшой группой экспертов посредством наблюдения за деятельностью ограниченного количества работников на конкретных рабочих местах, метод функционального анализа предполагает проведение широкого опроса предприятий отрасли (области профессиональной деятельности), а также учет перспективных тенденций ее развития, включая международные.
Эта ориентированность на перспективу и на учет международных тенденций имеет принципиальное значение для профессионального образования. Она необходима для обеспечения того, что называется стратегией опережающего профессионального образования.
Профессиональные стандарты описывают перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающие эффективность труда на предприятии отрасли. При этом каждая трудовая функция формирует структурную единицу описания профессиональных стандартов, которая получила условное название «единица профессионального стандарта». Каждая единица профессионального стандарта четко описывает следующие параметры: название трудовой функции/единицы профессионального стандарта, действия, обеспечивающие выполнение этой функции, характеристики квалификационного уровня, требуемые знания и умения.
Благодаря структуре входящих в него единиц профессиональный стандарт может быть прозрачно и непротиворечиво спроецирован на требова-
ния федеральных государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования.
Каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения. Результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению.
В современном понимании, получившем международное признание, профессиональные стандарты формируются на основе иерархического анализа трудовой деятельности в части требований к ее результатам.
Поскольку все области трудовой/профессиональной деятельности в современном мире характеризуются быстрыми и частыми изменениями, в процедуру разработки профессиональных стандартов включен их постоянный мониторинг. На основе его результатов осуществляется обновление профессиональных стандартов.
Разработка профессиональных стандартов основана на принципах учета особенностей постиндустриального общества, согласованности, измеримости и др.
Современное постиндустриальное (информационное) общество, характеризуется возрастающей неопределенностью и ускорением темпа технологических изменений, быстрыми изменениями требований развивающихся рынков и потребителей, а также изменениями в организации труда и в организационной культуре. Эти факторы приводят к необходимости учета изменений профессиональных требований к работникам. Сами работники должны быть более адаптивными, ориентированными на постоянное обучение и самосовершенствование.
Разработка профессиональных стандартов требует согласованности и учета международных тенденций в области разработки профессиональных стандартов, ориентированных на требования к определенных групп компетенций работников. Соблюдение требований профессиональных стандартов невозможно без измеримости требований, указанных в стандарте, без единых критериев этих требований.
В профессиональных стандартах должны быть отражены минимальные требования по осуществлению только основных трудовых функций по областям профессиональной деятельности.
Основа профессионального стандарта — опыт трудовой профессиональной деятельности успешных предприятий и организаций, являющихся лидерами в определенной отрасли и ориентированных на будущее, их конкурентоспособность на национальном и мировом уровне, а также формулирование требований по качественному выполнению трудовых функций. В целом эффективные профессиональные стандарты ориентированы на требования сегодняшнего дня, ближайшего и отдаленного будущего.
В современной практике в основу разработки профессионального стандарта положен метод функционального анализа, предполагающий «инвентаризацию» определенной области профессиональной деятельности в процессе последовательного описания ее цели, входящих в эту область профессиональной деятельности видов трудовой деятельности и функций каждого из видов трудовой деятельности.
Не соответствующий реалиям сегодняшнего дня метод описания должностных обязанностей основан на пооперационном описании трудовых задач. Это отражено в современных документах, регулирующих сферу труда, таких как Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), например. Он не отражал важных в современных условиях базовых (ключевых, общих) компетенций, обуславливающих гибкость и адаптивность индивида и его успешность на рынке труда.
Учет в профессиональных стандартах этих компетенций — требование времени, обусловленное возрастающей неопределенностью сферы труда, убыстрением темпов развития в контексте глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, отправная точка формирования профессиональных стандартов — анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и автономности/самостоятельности) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии. Анализ проводится в форме экспертного опроса представителей той области профессиональной деятельности, для которой разрабатываются профессиональные стандарты.
Исходя из назначения профессиональных стандартов как механизма саморегулирования рынка труда и средства обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли в целом, опросы проводятся на предприятиях (организациях) различных типов и форм собственности, ориентированных на развитие, техническую модернизацию и обучение персонала. Полученные в ходе опроса данные позволяют определить набор значимых функций, наиболее часто указываемый респондентами, а также уровень качества их выполнения.
В процессе разработки профессионального стандарта у работников и работодателей происходит обновление и уточнение понимания содержания видов трудовой деятельности и необходимых для обеспечения их эффективности трудовых функций в конкретной области профессиональной деятельности.
Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, предприятия/организации могут
использовать его как основу для создания своих внутренних/корпоративных стандартов. Они могут расширять или уточнять виды трудовой деятельности и функции работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в организации.
Функциональный метод, применяемый в процессе формирования профессиональных стандартов, может быть использован при подборе, найме, расстановке и использовании кадров (продвижение, карьерный рост, кадровый резерв, увольнение), а также при определении степени ответственности работника.
Функциональный метод может быть использован в качестве основы или отправной точки при оценке профессионального уровня работников (в рамках оценки/аттестации персонала) для определения направлений совершенствования профессиональных и личностных компетенций работников. Если тот или иной работник не соответствует требованиям профессионального стандарта, он должен пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации и т.д.
В настоящее время очень остро встал вопрос о сертификации профессиональных квалификаций, разработка оценочных/диагностических материалов для которой невозможна без опоры на профессиональные стандарты.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что профессиональный стандарт позволяет работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда, что, в конечном итоге, означает повышение производительности труда и рост прибыли.
Для работодателя профессиональный стандарт является основой для:
выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;
обеспечения качества труда персонала; обеспечения профессионального роста персонала;
поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
повышения мотивации персонала в своей организации;
повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а следовательно, высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт необходим работникам, поскольку для них он является основой:
определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;
эффективной деятельности на предприятии (в организации);
обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;
карьерного роста и увеличения доходов. Профессиональные стандарты необходимы в сфере образования как основа формирования федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования. С опорой на профессиональные стандарты разрабатываются методические материалы, происходит выбор форм и методов обучения, формируется фонд оценочных средств в системе профессионального образования и внутриорганизационного обучения персонала.
Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность:
сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования;
планировать объемы, направления (специальности) и профили обучения;
определять траектории обучения в течение всей карьеры работника.
Для образовательных учреждений профессиональные стандарты создают основу для разработки: образовательных программ, курсов обучения, рабочих учебных планов и учебно-методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального образования, взрослое население, нуждающееся в совершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.).
Профессиональные стандарты позволяют контролировать степень профессионализма работников, поддерживать и улучшать стандарты качества для определенной области деятельности.
Профессиональные стандарты описывают перспективные требования к выполнению трудовых функций, обеспечивающие эффективность предприятий отрасли. Каждая трудовая функция формирует структурную единицу описания профессиональных стандартов, которая получила название «единица профессионального стандарта».
Каждая единица четко описывает следующие параметры: название трудовой функции/единицы профессионального стандарта, действия, обеспечивающие выполнение этой трудовой функции, характеристики квалификационного уровня, требуемые знания и умения.
Действия или трудовые роли позволяют сформировать единство понимания содержания трудовой функции и оценить качество ее выполнения. Возникает возможность более четко определить требования к знаниям и умениям, необходимым для ее выполнения, определить необходимый объем содержания обучения. Это принципиально важно для формирования образовательных программ.
Благодаря структуре входящих в него единиц профессиональный стандарт может быть прозрач-
но и непротиворечиво спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования. Каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в дидактическую единицу обучения.
На основании вышеизложенного можно заключить, что использование метода функционального анализа позволяет объективно описывать требования к трудовой деятельности, которые проецируются в результаты обучения и требования к оценке достижения этих результатов.
3. Основные этапы разработки профессиональных стандартов в системе МЧС России
Отправной точкой по формированию национальной системы квалификаций в России явилось Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Минобр-науки России) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее — РСПП), подписанное 25 июня 2007 года.
Целью создания этой системы является развитие национальной системы квалификаций, создание профессиональных стандартов, государственных образовательных стандартов профессионального образования, системы независимой оценки образования и сертификации квалификаций, развитие инновационных профессиональных образовательных программ.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил взаимодействие бизнеса и образования в области определения содержания и качества подготовки специалистов.
Эти позиции закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Национальным агентством развития квалификаций РСПП была инициирована и организована разработка и утверждение в 2007—2008 годах нижеперечисленных документов по введению системы профессиональной стандартизации, включающей: положение о профессиональном стандарте; макет профессионального стандарта; методика разработки профессиональных стандартов;
положение о комиссии по профессиональным стандартам.
В рамках работы по введению системы профессиональной стандартизации было разработано и принято постановление «О порядке экспертизы
профессиональных стандартов и составе Комиссии РСПП по профессиональному образованию».
Эти документы носили рекомендательный характер и сыграли роль «ориентиров» в выстраивании процесса формирования профессиональных стандартов. Однако широкого использования в среде работодателей практика разработки профессиональных стандартов не получила. К 2012 году Комиссией по профессиональным стандартам РСПП было рассмотрено и рекомендовано для использования около 70 профессиональных стандартов.
Прорывным этапом, придавшим дополнительный импульс работе по созданию национальной системы квалификаций, стало выполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Во исполнение этого Указа был определен орган исполнительной власти, координирующий деятельность по формированию системы профессиональных стандартов — Минтруда России, а также принят пакет нормативных правовых документов, регламентирующих организацию этого процесса.
В него вошли следующие нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (в части законодательного закрепления понятия «Профессиональный стандарт», порядка его разработки, утверждения и применения);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на 2012 — 2015 годы. В соответствии с ним принят приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013 — 2014 годах»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
приказ Минтруда России от 25 марта 2013 г. № 118н «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»;
приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»;
приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»;
приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
Принятие этого пакета документов позволило совершить конкретные шаги по изменению существующей системы регламентации трудовых отношений и запустить процесс создания условий для новой, действенной системы квалификаций.
Следующим этапом работы, связанной с исполнением поручений Президента Российской Федерации в части разработки профессиональных стандартов, стала работа по выполнению перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050, данных по итогам проведенного 9 декабря 2013 г. совещания, касающегося вопросов разработки профессиональных стандартов.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р утверждён Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014—2016 годы.
Он призван создать условия для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций.
Комплексный план содержит как общесистемные мероприятия, так и меры по созданию и актуализации классификаторов, реестров и перечней видов профессиональной деятельности, связанных с разработкой профессиональных стандартов и включает, в частности, следующие мероприятия:
создание Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте Российской Федерации;
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение. В нее входят: правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов; макет профессионального стандарта и уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов; методические рекомендации по организации экспертизы и проведению профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов; техническое задание на выполнение работ по разработке профессиональных стандартов; методические рекомендации по применению профессиональных стандартов;
подготовка законопроекта, регулирующего вопросы проведения независимой оценки профессионального уровня квалификаций работников;
формирование центров сертификации, сеть которых будет образована в основном на базе аналогичных центров, созданных работодателями, а также сформированных в рамках Федеральной целе-
вой программы развития образования на 2011 — 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61);
доработка информационного ресурса по вопросам профессионального развития на базе действующих информационных ресурсов в сфере рынка труда, включая мероприятия по методическому и информационному обеспечению разработчиков профессиональных стандартов, а также их обучение;
разработка новой версии Общероссийского классификатора занятий;
разработка национального классификатора профессиональных стандартов;
подготовка предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.
В целях создания и развития системы профессиональных квалификаций и реализации мероприятий Комплексного плана в 2014 году разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты.
Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Национальный совет), утверждено Положение о Национальном совете и его составе.
Основными задачами Национального совета, в частности, являются:
проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;
рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;
подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;
содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.
Утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти профессионального стандарта осуществляется после его рассмотрения и одобрения Национальным советом.
Для реализации решений Национального совета могут издаваться указы и распоряжения, даваться поручения и указания Президента Российской Федерации. Контроль за исполнением решений Национального совета, принятых на заседании совета, проводимом Президентом Российской Фе-
дерации, осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации.
Организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности Национального совета осуществляют Минтруда России и Минобрнауки России.
В целях формирования и поддержки функционирования системы профессиональных квалификаций на общероссийском уровне решением Национального совета (протокол от 24 сентября 2014 г. № 4) утверждён порядок наделения организаций полномочиями советов по профессиональным квалификациям в определённых областях профессиональной деятельности. Определены их задачи, порядок создания и функционирования.
В соответствии с утверждённым порядком совет по профессиональным квалификациям в определённой области профессиональной деятельности (далее — Совет) создаётся, как правило, общероссийскими объединениями работодателей, иными общероссийскими организациями предпринимателей, профессиональными сообществами, имеющими существенное влияние на рынок труда России. Его деятельность координируется Национальным советом.
Приобретение Советом полномочий осуществляется на основании решения Национального совета об одобрении его создания после внесения сведений в формируемый Минтруда России реестр советов по профессиональным квалификациям.
Персональный состав Совета формируется и утверждается его Председателем после принятия решения об образовании Совета и утверждения его кандидатуры Национальным советом. Совет обязан не реже одного раза в год информировать Национальный совет о своей деятельности в соответствии с наделенными полномочиями. Совет прекращает полномочия на основании рекомендации Национального совета после исключения сведений о нем из реестра советов по развитию профессиональных квалификаций.
По состоянию на 1 сентября 2014 года Минтруд России утвердил 160 профессиональных стандартов. К концу 2014 года было разработано 340 проектов профессиональных стандартов, в том числе по следующим видам деятельности: атомная промышленность, судостроение, финансы и экономика, сельское хозяйство, транспорт, муниципальное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, биотехнологии, нефтегазовая отрасль, а также по сквозным видам профессиональной деятельности в промышленности. В 2015 году планируется разработать 208 профессиональных стандартов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 920-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона
«О внесении изменений в статью 195 Трудового кодекса Российской Федерации».
3аконопроект разработан с целью законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями -государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
С учётом важности применения профессиональных стандартов в отраслях экономики и в социальной сфере законопроектом предусматривается дополнить новой частью статью 1951 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ней предполагается закрепить обязательность применения профессиональных стандартов организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Эту норму предполагается распространить на государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества и на иные организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 50 %.
Применение принятых норм позволит создать условия для активизации деятельности государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, а также повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) указанными учреждениями и организациями.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 в части обязательности применения профессиональных стандартов. Проект постановления Правительства Российской Федерации будет подготовлен Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок после принятия зако-на.19 сентября 2014 года законопроект рассмотрен в Государственной Думе и принят в первом чтении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р утверждён план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, которым, в частности, предусмотрен график утверждения профессиональных стандартов в 2014 — 2018 годах.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 1504-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона «О внесении изменения в статью 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
3аконопроектом предлагается изложить статью 96 3акона об образовании в новой редакции, предусмотрев в ней только положения о профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ (далее — профессионально-общественная аккредитация). Новая редакция статьи предполагает установить перечень обязательных требований к порядку проведения профессионально-общественной аккредитации, включая срок действия аккредитации, формы и методы оценки образовательных программ, основания лишения аккредитации, а также перечень доступной информации о проведении аккредитации и её результатах.
Принятие законопроекта создаст условия для активизации процесса профессионально-общественной аккредитации образовательных учреждений России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. № 928 внесены изменения в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. Определен порядок внесения в них изменений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661, содержащих механизм учёта положений профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов.
Данный документ требует учесть положения профессиональных стандартов в федеральных государственных образовательных стандартах, разработанных до утверждения соответствующих профессиональных стандартов, а также в случае доработки существующих или разработки новых стандартов.
В связи с этим Минобрнауки России должно обеспечить разработку и рассмотрение проектов федеральных государственных образовательных стандартов (вносимых в эти стандарты изменений) не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов.
Принятое решение закрепляет механизм учёта профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов, что будет способствовать повышению качества подготовки кадров, обеспечит соответствие получаемых компетенций требованиям будущей профессии (специальности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970 «О внесении
изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» внесены изменения в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
Из этих правил исключены положения о создании Минтрудом России экспертного совета по профессиональным стандартам и проведении этим советом экспертизы проектов профессиональных стандартов. Эти функции возложены на Национальный совет. Минтруд России утверждает профессиональные стандарты на основании экспертного заключения Национального совета, а также после прохождения процедуры общественного обсуждения и рассмотрения проекта профессионального стандарта.
В рамках реализации Комплексного плана по разработке профессиональных стандартов распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. № 1987-р учреждён союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»» (далее — союз) совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Полномочия учредителя союза от имени Российской Федерации возложены на Минобрнауки России и Минтруда России.
Союз представляет Российскую Федерацию в международной организации WorldSkills International при подготовке мероприятий по подаче заявки на проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в 2019 году в России.
WorldSkills International (далее — WSI) — международное движение, направленное на популяризацию рабочих профессий, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Со времени своего возникновения WSI обеспечивает экспертную оценку, разработку и формирование мировых профессиональных стандартов рабочих специальностей в промышленности и секторе обслуживания.
Основная деятельность WSI — организация в различных странах конкурсов профессионального мастерства. На них молодые специалисты имеют возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки. Каждые два года под эгидой WSI проходит чемпионат мира по профессиональному мастерству. Российская Федерация официально стала 60-м членом WSI в 2012 году. Ею подана заявка на проведение у себя мирового чемпионата по профессиональному мастерству.
Задача разработки профессиональных стандартов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах стоит перед МЧС России. В целях решения
этой задачи предстоит провести ряд нижеперечисленных мероприятий.
Первоочередным является создание совета по профессиональным квалификациям в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (далее — Совет по ГО и ЧС).
Задачами Совета по ГО и ЧС в областях деятельности, находящейся в компетенции МЧС России могут являться:
проведение мониторинга сегмента рынка труда в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, определение потребности в квалификациях, новых профессиях, внесение изменений в наименованиях и перечнях профессий;
разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов, а также рамок квалификаций и квалификационных требований;
установление требований для подтверждения профессиональных квалификаций, а также организация, координация и контроль деятельности по их оценке и присвоению;
создание сети независимых сертификационных центров МЧС России, которые должны подтверждать профессиональный уровень специалистов;
формирование рабочих групп специалистов из представителей различных структур МЧС России и методических центров;
участие в определении потребностей в образовании и обучении, в разработке и обновлении стандартов профессионального образования, в профессионально — общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения.
Необходим анализ потребности в разработке конкретных профессиональных стандартов, в том числе с учетом государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по приоритетным направлениям развития МЧС России.
Должен быть создан информационный ресурс по вопросам профессионального развития (информация о потребности в кадрах, профессиях, возможности получения образования и трудоустройства на базе действующих информационных ресурсов).
Необходимо консультационное обеспечение разработки и профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов, а также применения профессиональных стандартов. К подготовке программы обучения разработчиков профессиональных стандартов, в части касающейся МЧС России, могут быть привлечены ведущие ученые министерства, профессорско-преподавательский состав вузов МЧС России.
Экспертный совет МЧС России может выработать рекомендации по подготовке предложений по
разработке и внедрению механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов. В Правительство Российской Федерации должен быть внесен законопроект о независимой оценке профессионального уровня квалификации работников в системе МЧС России.
Юридическому отделу административного департамента по силам возглавить работу по подготовке нормативной правовой базы по вопросу формирования отраслевых советов развития квалификаций, включая вопросы определения требований к таким советам, их функций и полномочий.
Организационно-мобилизационному департаменту может быть поручена подготовка материалов для разработки новой версии Общероссийского классификатора занятий в системе МЧС России.
Предстоит подготовка предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих МЧС России на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.
Разработка предложений и подготовка необходимых материалов по разработкие профессиональных стандартов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах должна проходить с учетом профессиональных компетенций профильных для МЧС России, апробированных в рамках Национального чемпионата сквозных рабочих профессий по методике ШогЫБкШв.
В целях популяризации основных профессий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах должно быть организовано взаимодействие с «Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Вор-лдскиллс Россия»». Сотрудники МЧС России в организуемых международных конкурсах профессионального мастерства будут иметь возможность продемонстрировать свои профессиональные возможности.
Заключение
Во всех экономически развитых странах учитывают требования работодателей к результатам профессионального образования и обучения. Формы и модели такого учета разнообразны. Суть их одна - изначальная «инвентаризация» области профессиональной деятельности самими работодателями, а затем проекция установленных требований на образовательные программы.
В нашей стране реальная переориентация профессионального образования на потребности рынка труда только начинается. В этой работе нужно учесть множество факторов, которые будут влиять
на «переходные» процессы. Это традиции развития профессионального образования, недостаточная консолидация работодателей по отраслям, неразвитость взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями и отсутствие в целом культуры такого взаимодействия в условиях рыночной экономики.
При этом необходимость в разработке профессиональных стандартов очевидна, как работодателям, так и системе образования, и обе стороны в последнее время этого не скрывают.
Разработка профессиональных стандартов требует подбора кандидатур и формирования рабочих/экспертных групп, финансирования процесса разработки стандартов (обучение членов рабочей группы и их деятельности, услуги консультантов, стажировки и т.д.), создания условий для работы экспертной группы.
Работодатели, т.е. руководители структурных подразделений МЧС России, должны осознать собственную потребность в профессиональных стандартах как инструменте систематизации и оптимизации собственной деятельности. Только осознание такой потребности и широкомасштабная разработка профессиональных стандартов в различных областях профессиональной деятельности позволит выявить и обосновать те системные изменения, которые необходимо вносить в нормативную базу, регулирующую индустриальные и трудовые отношения.
Профессиональные стандарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования, обязательным при разработке учебных планов и программ образовательных учреждений МЧС России.
Литература
1. Белоусова Л.В. Проблема государственного регулирования и поддержки риск-менеджмента в России: исследование и анализ состояния отрасли//Лизинг № 9, 2010. СПб.: Панорама, 2010. С. 12-24
2. Национальное агентство развития квалификаций. Методика разработки профессиональных стандартов. М., 2008. 65 с.
3. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. Олейникова О.Н., Муравьева A.A. М.: АНО Центр ИРПО, 2011.100 с.
4.02.2015
Сведения об авторах:
Дымков Алексей Васильевич; главный специалист; Грязнов Сергей Николаевич; к.соц.н., доцент; заместитель начальника центра;
Черных Геннадий Сергеевич; д.в.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, главный специалист; ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.