Научная статья на тему 'Содействие построению общего образовательного пространства между ЕС и Российской Федерацией: развитие образовательных связей и институционализированного социального партнерства в сфере профессионального и высшего образования'

Содействие построению общего образовательного пространства между ЕС и Российской Федерацией: развитие образовательных связей и институционализированного социального партнерства в сфере профессионального и высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеридан Эндрю

В статье рассказывается о проекте «Делфи II», реализуемом в России с апреля 2003 г. по декабрь 2005 г. Цели проекта подготовка и профессиональное развитие управленческих кадров, профессиональное образование и обучение, а также развитие открытого и дистанционного обучения. В проекте приняло участие более 30-ти начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Проект работает в семи пилотных регионах России и способствует процессу интеграции Российской Федерации в европейские инициативы, направленные на обеспечение общности различных аспектов образования на территории всего континента. Автор рассматривает наработки и результаты, достигнутые в ходе проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working towards a «Common space on education» between the EU and Russian Federation: developing educational links and institutionalised social partnerships in professional and higher education

The paper considers the practical outcomes of the Delphi II project and considers these in relation to the current political context of the Russian Federation's engagement with European initiatives aimed at creating commonality in aspects of education across the continent.

Текст научной работы на тему «Содействие построению общего образовательного пространства между ЕС и Российской Федерацией: развитие образовательных связей и институционализированного социального партнерства в сфере профессионального и высшего образования»

ПРОЕКТ ДЕЛФИ

Э. Шеридан

СОДЕЙСТВИЕ ПОСТРОЕНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МЕЖДУ ЕС И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

A. Sheridan

Working towards a «Common space on education» between the EU and Russian Federation: developing educational links and institutionalised social partnerships

in professional and higher education

The paper considers the practical outcomes of the Delphi II project and considers these in relation to the current political context of the Russian Federation's engagement with European initiatives aimed at creating commonality in aspects of education across the continent.

еализуемый в Российской Федерации с апреля 2003 г. по декабрь 2005 г. проект Делфи II направлен на реформирование системы образования. Финансируемый Европейским союзом (бюджет проекта составляет 5 млн. евро) в рамках программы сотрудничества ЕС и России, проект реализуется консорциумом европейских организаций под руководством Британского совета и непосредственно командой европейских и российских экспертов — специалистов в области образования и обучения в составе более 60 человек. Но самое главное, что в нем принимают активное участие более 30 учебных заведений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, что способствует их плодотворному развитию.

Проект работает в семи пилотных регионах Российской Федерации (Республика Коми, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Волгоградская и Воронежская области, а также Санкт-Петер-

© Э. Шеридан, 2005

бург) и сосредоточен на следующих трех секторах образования:

• подготовка и профессиональное развитие управленческих кадров;

• профессиональное образование и обучение;

• открытое и дистанционное обучение.

Кроме того, четвертый компонент или, лучше

сказать, аспект проекта сосредоточен на определении, разработке и предоставлении рекомендаций в области политики для федеральных и региональных министерств образования и науки (а также для других соответствующих ведомств и рганизаций). Данные рекомендации сформированы в процессе реализации проекта Делфи II на основе совместного проведения мероприятий с участвующими образовательными учреждениями, их профессорско-преподавательским составом, клиентами и социальными партнерами.

Необходимо подчеркнуть, что проект руководствуется философским принципом, предполагаю-

щим, что все рекомендации должны быть сформированы эмпирическим путем, т. е. основаны на практическом опыте работы. Другими словами, применяя подход «снизу вверх», проект способствует тому, что рекомендации в области политики будут основываться не на теории, а на практике, и строиться, исходя из лучшего опыта, существующего в Российской Федерации, в сочетании с современной методикой и практикой, внедряемой проектом Делфи II. В конечном итоге это сделает рекомендации Делфи II в области политики актуальными для Российской Федерации, российского рынка труда, системы образования и граждан России, так как европейский опыт обладает собственной спецификой и не всегда применим к российской системе образования.

Для чего нужен Делфи II?

В политическом смысле важность проекта Делфи II состоит в том, что он содействует процессу интеграции Российской Федерации в европейские инициативы, направленные на обеспечение общности различных аспектов образования на территории всего континента. В мае и октябре 2005 г. на саммите стран ЕС с участием Президента Российской Федерации обе стороны еще раз подтвердили свою приверженность созданию четырех «общих пространств» ЕС и России. Деятельность Делфи II вносит свою, пусть небольшую лепту в построение общего культурного и образовательного пространства, что созвучно политике ЕС и Российской Федерации.

Если говорить о политической иерархии на ином, более ощутимом уровне, то Копенгагенская декларация (профессиональное образование и обучение) и Болонский процесс (высшее образование) — очень популярные темы для обсуждения в образовательном сообществе как в Российской Федерации, так и в Европейском союзе. Приверженность Российской Федерации к участию в Болонс-ком и Копенгагенском процессах сегодня как никогда означает заинтересованность в едином понимании и развитии сотрудничества в сфере образования и обучения, невзирая на государственные границы. Однако заметим, что официальная поддержка со стороны государства в отношении Копенгагенской декларации намного менее ощутима, и, следовательно, потребуется время, чтобы она начала проявляться в более ярко выраженной форме. Официальное решение России включиться в Болонский процесс, озвученное в Берлине

(сентябрь 2003 г.), продемонстрировало политическое желание Правительства Российской Федерации стать активным участником в системе европейского высшего образования, что, можно надеяться, будет полностью реализовано к 2010 г.

Кроме того, нельзя забывать о текущем процессе стратегического реформирования системы образования Российской Федерации, проводимого Министерством образования и науки, важность которого подчеркивается в стратегическом документе «О приоритетных направлениях развития образовательной системыг Российской Федерации», опубликованном в начале 2005 г. В этом документе определен ряд ключевых задач, являющихся наиболее приоритетными для системы образования, которые должны быть достигнуты к 2010 г. Многие из этих задач в значительной степени пересекаются с целями Болонского и Копенгагенского процессов. Это доказывает, что Россия сталкивается с теми же самыми проблемами и трудностями, что и другие европейские государства, в частности, развивать систему непрерывного профессионального образования и обучения, которая бы отвечала потребностям рынка труда и экономки, необходимость повышать «инвестиционную привлекательность» системы образования и, самое главное, «создатьусловия для продуктивного взаимодействия предприятий и образовательный учреждений».

Проект Делфи II вносит свой скромный вклад и в этом направлении, способствуя тому, чтобы политика Российской Федерации, практическая деятельность и образовательные учреждения были ориентированы на лидирующую роль и активное участие России в процессе построения единого пространства. Благодаря нашей поддержке Российская Федерация сможет занять активную позицию в процессе совместного определения и формирования лучшей практики и политики в период до 2010 г., находясь в положении ведущего, а не «ведомого» члена. Данная статья не ставит целью подробное рассмотрение Копенгагенского или Болонского процесса, поскольку сами по себе эти темы довольно обширны, она, скорее, нацелена на то, чтобы дать представление об общей направленности проекта Делфи II и результатах, достигнутых за счет предоставленной российским партнерам поддержки, которая позволяет им справляться с трудностями, присущими обоим процессам. Дополнительную информацию по данной теме можно получить на указанных в конце статьи веб-сайтах и в документах по Копенгагенскому и Болонскому процессам.

Построение общего культурного и образовательного пространства и интеграция в Копенгагенский и Болонский процессы

Рассмотрим области практического применения, на которых была сосредоточена деятельность проекта Делфи II, чтобы понять, как они связаны с вопросами политики, описанными выше.

Прежде всего, мы должны внимательно рассмотреть общую цель проекта Делфи II, указанную в техническом задании проекта, составленного и согласованного с Министерством образования и науки Российской Федерации, Европейским фондом подготовки кадров и Европейской комиссией, которая заключается в «содействии Правительству Российской Федерации в достижении стратегической цели сближения услуг, предлагаемых сферой образования, с потребностями общества».

В настоящий момент образовательные услуги не полностью удовлетворяют потребности бизнеса и рынка труда, в связи с этим ведется большая работа, направленная на модернизацию образования и обучения, которые должны отвечать потребностям современной рыночной экономики Российской Федерации. Эту цель нельзя достичь, работая лишь с одними образовательными учреждениями. Сократить разрыв между спросом и предложением в области образования можно лишь путем построения более тесных институционализированных связей между самими образовательными учреждениями и их клиентами, потребителями (нынешними и будущими) и другими социальными партнерами, такими как профсоюзы, региональные власти, консолидированные организации работодателей и др. Пропагандируя эту идею, проект Делфи II охватывал все уровни (федеральный, региональный и институциональный).

В этом отношении Болонский процесс, уделяющий основное внимание вопросам высшего образования, был в меньшей степени завязан на первостепенной важности и актуальности эффективного социального диалога и в большей степени — на вопросах обеспечения качества (развитие общих критериев и методологий), пропагандируя гибкие возможности получения высшего образования за счет широкого признания различных видов «предшествующего обучения» (неформального и формального), которые должны учитываться во вступительных требованиях вузов, и, разумеется, признание академических степеней в Европе (внедрение системы легко узнаваемых и сравни-

мых степеней во всех участвующих странах, система европейских квалификаций и т. д.).

Однако неправильно было бы утверждать, что Болонский процесс полностью игнорирует социальный диалог в образовании, поскольку трудно себе представить, как можно достичь указанных выше целей без эффективного диалога между спросом и предложением в области предоставления образовательных услуг. В частности, в документах по Болонскому процессу и последующих коммюнике (Прага, 2001; Берлин, 2003; Берген, 2005) подчеркивается важность повышения осведомленности работодателей о Болонском процессе, чтобы степени были легко узнаваемы, сравнимы и понятны работодателям и бизнес — структурам. Из приведенных ниже цитат видно, что эффективный диалог с социальными партнерами необходим, если мы хотим достичь успешных результатов как в Болонском процессе, так и в области европейского высшего образования.

Копенгагенская декларация, наоборот, уделяет основное внимание профессиональному образованию и обучению, пропагандируя более четко и однозначно идею о первостепенной важности социального диалога.

В соответствии с вышесказанным каждый аспект проекта Делфи II направлен на повышение уровня социального диалога между поставщиками образовательных услуг и «клиентами», а также ««конечными пользователями» их услуг, тем самым усиливая и продвигая идею, заключающуюся в том, что образование предоставляется с целью удовлетворения потребности рынка труда и в конечном счете — потребности экономики. Мы убеждены, что успешное построение какого бы то ни было единого образовательного пространства предполагает признание этого требования, являющегося основополагающим. Таким образом, Делфи II укрепляет лучший опыт, существующий в области социального диалога, за счет продвижения и развития новых каналов, таких как (а) региональные органы, связанные с региональными администрациями, которые могут курировать и продвигать социальный диалог на всех уровнях образования в регионе, и (б) создание советов по отраслевым умениям. Оба эти механизма обеспечивают работодателей структурированными, институционализированными механизмами, что позволяет им выражать свои потребности на региональном и отраслевом уровнях.

Разумеется, заявив о важности экономического аспекта образования, мы не должны забывать о

«Министры подчеркивают важность консолидации успешных результатов, достигнутых в Болонском процессе, улучшения понимания и внедрения новых квалификаций за счет укрепления диалога в учреждениях, между учреждениями и работодателями».

Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование //

Расширение области европейского высшего образования. Берлин, сент. 2003 г.

«Мы приветствуем поддержку организаций, представляющих бизнес- и социальных партнеров и надеемся на интенсивное сотрудничество в достижении задач Болонского процесса... Существует потребность в расширении диалога с участием правительств, учреждений и социальных партнеров с целью повысить способность к трудоустройству выпускников с квалификацией бакалавра, в том числе на соответствующие должности в сфере государственных услуг».

Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование // Область европейского высшего образования — достижение задач. Берген, май 2005 г.

«Жизненно важная роль социальных партнеров в социально-экономическом развитии проявляется как в условиях европейского социального диалога, так и в структуре деятельности европейских социальных партнеров, направленной на развитие компетенций и квалификаций в течение всей жизни. Социальные партнеры играют незаменимую роль в развитии, утверждении и признании профессиональных компетенций и квалификаций на всех уровнях и являются партнерами в развитии и укреплении сотрудничества в этой области».

Декларация европейских министров профессионального образования и обучения и Европейской комиссии, 29-30 нояб. 2002 г. // Копенгагенская декларация.

социальной важности образования. Ни первый, ни второй аспект не остается без внимания ни в Копенгагенской декларации, ни в Болонском процессе. И в первом, и во втором случае прослеживается ясное указание: высококачественное образование и обучение должно быть всесторонним, осуществляться в течение всей жизни и быть доступным для всех. Последнее условие требует определенных усилий для обеспечения того, чтобы социально ущемленные студенты (т. е. студенты из неблагоприятных семей) имели возможность после окончания школы получать высококачественное образование и обучение.

Данный вопрос также находился в фокусе внимания проекта и представлял собой вторую область деятельности Делфи II. Проект изучал способы, которые позволили бы использовать непрерывное профессиональное образование и открытое и дистанционное обучение для того, чтобы предоставить гражданам возможность «учиться и переучиваться», обеспечивая тем самым их пригодность в долгосрочной перспективе на динамично развивающемся рынке труда, в условиях которого мы, всемирное сообщество, сегодня находимся. Например, подчеркивая важность высококачественных ресурсов для дистанционного обучения, мы показывали, что есть возможность раскрыть потенциал людей, живущих вдали от крупных городов и промышленных центров Российской Федерации.

Этот потенциал, который еще пока «заблокирован», нельзя игнорировать, если Россия желает добиться здорового и динамичного развития экономики рынков труда в регионах. Такие проблемы, как увеличение миграции людей в крупные экономические центры, например Москву и Санкт-Петербург, в совокупности с демографическими прогнозами, предсказывающими существенное сокращение населения в целом по стране в ближайшие 5 лет, ставят этот вопрос еще острее. Вследствие работы проекта Делфи II, проводимой в этой области, высшие и средние учебные заведения стали проявлять большую заинтересованность в изучении возможностей использования ОДО, которые не ограничивались бы пределами их учреждений.

Наконец, как и предполагалось, элементы предоставления образовательных услуг являются ключевыми звеньями как Копенгагена, так и Болоньи. Нежелательно, а точнее, неприемлемо продвигать сотрудничество на территории Европы в области квалификаций, если стандарт и качество предоставляемого образования и обучения трудносравнимы. В Копенгагенской декларации данный вопрос четко прописан и одна из ключевых целей определена как «продвижение сотрудничества в области обеспечения качества, обращая особое внимание на обмен моделями и методами наряду с общими критериями и принципами качества в профессиональном образовании и обучении». Декла-

рация идет дальше, выделяя еще один приоритет — ««уделять внимание потребностям в обучении преподавателей и учителей во всех формах профессионального образования и обучения».

Для высшего образования, возможно, Болон-ский процесс стратегически более важен, поскольку больше сконцентрирован на «конечном результате». В Берлинском коммюнике (2003 г.) подчеркивается важность «институциональной автономии» в вопросе обеспечения качества предоставляемых курсов и говорится о том, что ««первостепенная ответственность за обеспечение качества в выгсшем образовании лежит на самом образовательном учреждении, что обеспечивает основу для действительной ответственности академической системы в общенациональной системе качества». Однако в то же время формулируются конкретные цели и элементы, из которых должна состоять национальная система качества, например, «проведение оценки программ или учреждений, включая внутреннюю оценку, внешний анализ, участие студентов и публикацию результатов»

К маю 2005 г., встрече министров высшего образования в Бергене, данные цели и элементы требований системы общенациональной системы качества были выработаны и утверждены для использования в области европейского высшего образования.

Третья область деятельности проекта и непосредственно вопрос повышения качества, а также новые акценты в предоставлении образования также находились в фокусе внимания проекта Делфи II. Работа в этой области велась в сотрудничестве с восемью учебными заведениями, предоставляющими программы подготовки управленческих кадров, 12 образовательными учреждениями, предоставляющими курсы непрерывного профессионального образования и обучения, и девятью учебными заведениями, занимающимися разработкой материалов открытого и дистанционного обучения. Эта работа заключалась в усовершенствовании и развитии навыков, методологий и приемов, используемых образовательными учреждениями, что позволит им предоставлять высококачественные востребованные курсы, полностью отвечающие спросу и потребностям их потребителей и клиентов.

Кроме того, проводилась работа на стратегическом и управленческом уровнях с учебными заведениями в таких областях, как стратегическое планирование и управление, а также управление

человеческими ресурсами, с целью оказания поддержки в обеспечении жизнеспособности учреждений, предлагающих эффективное образование и обучение, ориентированное на спрос и долгосрочную перспективу. Это позволит участвующим учебным заведениям подготовить своих преподавателей и других сотрудников к тому, чтобы они могли распространять опыт и знания, полученные в ходе работы проекта Делфи, среди других учебных заведений (при достаточном стимулировании) и, что самое важное, могли бы эффективно и гибко реагировать на появляющиеся возможности, своевременно их определяя и используя.

Обобщение наработок и результатов, достигнутых в ходе проекта Делфи II

Работа в рамках проекта Делфи II отличалось сложностью и многогранностью, поэтому в данной статье невозможно рассмотреть все ее аспекты. В конце статьи приводятся материалы по Делфи II и анализ подготовки и развития управленческих кадров. Дополнительную информацию по проекту можно найти в других публикациях и документах.

Выделим некоторые рекомендации проекта, представляющие наибольший интерес для данной статьи:

Социальный диалог в области образования (в сфере непрерывного профессионального образования и обучения)

Разумеется, что социальный диалог в образовании существовал в Российской Федерации задолго до проекта Делфи II. Однако нельзя не согласиться, что этот диалог зачастую был лишен некоторых ключевых элементов, являющихся жизненно важными для системы образования, способного отвечать на потребности рынка труда в условиях современной рыночной экономики. В частности, социальный диалог в образовании должен характеризоваться следующими признаками:

• Институционализированный. Диалог должен быть структурированным и формализованным (т. е. предполагать наличие официальных структур и официального статуса), являться частью институциональных, региональных и федеральных стратегий и не зависеть от отдельных людей.

• Взаимовыгодный. Все участники должны получать выгоду от диалога, и самое главное, все

стороны должны ясно понимать и уметь определять, какие преимущества дает диалог их организациям и учреждениям.

• Релевантный (ориентированный на потребности). Опыт России и других стран показал, что бизнес-структуры, профсоюзы, ключевые заинтересованные стороны и социальные партнеры вначале крайне неохотно идут на такой структурированный диалог, поскольку не всегда могут сразу понять, в чем состоит их собственная выгода и почему они должны тратить время своих сотрудников на совместную работу с учебными заведениями. Таким образом, необходимо, чтобы образовательные учреждения могли четко донести до партнеров основной смысл такого взаимодействия, продемонстрировать для них его актуальность. Иногда у образовательных учреждений может быть всего одна возможность привлечь социальных партнеров (в частности, работодателей или консолидированных представителей бизнеса).

• Инициативный. Из всего вышесказанного очевидно, что такого уровня диалога нельзя достичь при пассивном участии. Необходимо, чтобы все участники были активно вовлечены в этот процесс и активно искали возможности для структурированного диалога, чтобы обеспечить его успех.

Исходя из этого, проект Делфи II взаимодействовал с образовательными учреждениями и широким кругом социальных партнеров и региональных администраций, чтобы апробировать региональные инициативы в области регионального и муниципального институционализированного социального диалога в образовании. В частности, проект предоставил бизнес-структурам, работодателям и образовательным учреждениям структурированную возможность встретиться лицом к лицу, выразить и согласовать, как наилучшим образом можно справиться с трудностями развития трудовых ресурсов, способных удовлетворить существующие и будущие потребности региона.

На региональном уровне было проведено сравнительное межрегиональное исследование существующего состояния политики, практики и нормативно-правовой базы в области социального диалога в образовании, что привело к формированию структуры, задачей которой является собрать вместе всех социальных партнеров, чтобы сформировать рекомендации по изменению устоявшейся практики на региональном уровне. Эффективным примером может служить работа Межведомственного координационного совета По подготов-

ке кадров для секторов экономики, созданного в Республике Коми при существенной поддержке администрации Республики и проекта Делфи II.

На отраслевом уровне была проведена первичная работа по созданию и апробированию советов по отраслевым умениям (отраслевых советов), и хотя результаты, достигнутые в пилотных регионах, различны, уже можно выделить лучшие образцы практического опыта и наиболее жизнеспособные из этих советов. Кроме того, полученная обратная связь как от образовательных учреждений, так и от социальных партнеров была конструктивной и позитивной.

Основываясь на анализе описанной выше экспериментальной работы, проект Делфи II дает следующие рекомендации: такие структуры, как отраслевые советы, представляют собой эффективный, ориентированный на рынок труда механизм, который может быть применим в равной степени к другим регионам Российской Федерации и позволяет широкому кругу социальных партнеров, представляющих различные отрасли, собраться, обсудить и выразить свои конкретные потребности к образовательному сообществу. Кроме того, как и в некоторых государствах ЕС, такие советы также могут использоваться как сеть для разработки профессиональных стандартов, охватывая целый ряд отраслей, вовлекая соответствующие региональные и федеральные элементы.

Подготовка и профессиональное развитие управленческих кадров

Восемь учебных заведений, предоставляющих подготовку управленческих кадров в четырех регионах (Екатеринбург, Республика Коми, Волгоград и Воронеж), участвовали в учебной программе, включающей в себя современные приемы разработки и предоставления подготовки управленческих кадров (ориентированной на менеджеров с опытом работы) в соответствии с потребностями регионального рынка труда.

Такое обучение и развитие также являлось экспериментальным. Свыше восьмидесяти преподавателей, занятых подготовкой управленческих кадров в восьми учебных заведениях, получили возможность проверить навыки, приобретенные в рамках работы по проекту, в процессе разработки, проектирования, апробирования и оценки четырнадцати новых курсов подготовки управленческих кадров. В основе этого процесса по-прежнему лежит потребность в курсах, отвечающих потребно-

стям рынка труда/работодателя. Одиннадцать из четырнадцати курсов были разработаны на заказ в соответствии с выявленными потребностями конкретного клиента. Таким образом, еще раз необходимо подчеркнуть, что социальный диалог играет важную роль в работе с провайдерами подготовки управленческих кадров и работодателями, которые вместе разрабатывают курсы, имеющие как общие, так и специфические элементы в соответствии с конкретными потребностями компаний-клиентов, их подразделений и отдельных сотрудников.

Преподаватели, участвовавшие в этой работе, имели возможность для профессионального развития в таких областях, как анализ потребностей клиента, предоставление прямого консультирования для бизнес-структур, разработка интерактивных учебных материалов и проведение оценки эффективности обучения, ориентированного на результаты.

На институциональном и региональном уровнях оказались актуальны разработки планов стратегического маркетинга учебных заведений, проведение анализа региональных рынков подготовки управленческих кадров, исследования управленческих компетенций, необходимых в современных российских условиях. В результате по каждому виду работы были выработаны интересные рекомендации, которые, можно надеяться, будут внедрены на широкомасштабной основе после окончания проекта Делфи II. Тем более что каждый аспект работы актуален, если мы говорим о развитии системы подготовки управленческих кадров, которая бы соответствовала и могла конкурировать с другими в области европейского высшего образования.

Непрерывное профессиональное образование и обучение

Деятельность проекта Делфи II в этой сфере образования отражена в рекомендации по внедрению, дальнейшей адаптации (при необходимости) и развертыванию разработанного в ходе проекта механизма для определения, проектирования, предоставления и оценки ориентированного на спрос, основанного на компетенциях модульного непрерывного профессионального образования и обучения. В мире существует множество таких механизмов, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны, следовательно, апробируемый в ходе проекта механизм не был

исключением. Однако механизм, предоставленный проектом федеральным и региональным министерствам образования и науки и основанный на более ранних разработках, интегрирует существующий в России и Европе лучший практический опыт и, самое главное, апробирован в 12 учебных заведениях начального и среднего профессионального образования в ходе проекта Делфи II.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что институционализированное социальное партнерство являлось основным лейтмотивом этой работы. Участвующим учебным заведениям оказывалось содействие для привлечения работодателей, профсоюзов и других социальных партнеров в соответствующих отраслях и географических областях, чтобы разрабатываемые ими при поддержке проекта курсы были, прежде всего, востребованы на рынке труда и отражали реально существующие потребности. Вначале такие социальные партнерства были, скорее, неформальными, однако в процессе работы по проекту стала оказываться целенаправленная поддержка советам по отраслевым умениям (отраслевым советам), которые в будущем будут играть важную роль при согласовании и формулировании требований курсов, определяя умения и компетенции, которыми должны обладать выпускники, и оценивая эффективность полученного непрерывного профессионального образования. Советы по отраслевым умениям (отраслевые советы), созданные в рамках проекта Делфи, опираются на четыре принципа эффективного социального диалога в образовании, кратко описанных выше в этой статье, — институционализированный, взаимовыгодный, актуальный и инициативный.

Дальнейшие рекомендации в отношении профессионального образования и обучения связаны с необходимостью эффективного стратегического управления, чтобы учебные заведения могли справиться с трудностями, вызванными усилением конкуренции, децентрализацией, потребностью в более эффективном диалоге с социальными партнерами, слиянием с другими образовательными учреждениями. Рекомендации основаны на исследовании, которое осуществлялось в ходе проекта и было направлено на изучение потребностей в обучении директоров и руководящего состава учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Для того чтобы продемонстрировать, что высшие учебные заведения (в частности, учебные заведения, предоставляющие подготовку управленческих кадров) могут играть ведущую роль в раз-

витии управленческих навыков в других сферах образования, учебные заведения, участвующие в реализации компонента «Подготовка управленческих кадров», провели анализ потребностей в обучении и ряд обучающих семинаров и консультации с учебными заведениями НПО и СПО — партнерами по Делфи, при минимальной поддержке со стороны экспертной команды Делфи. В результате эта работа не только позволила определить ключевые проблемы, трудности и возможности руководящего состава учебных заведений начального и среднего профессионального образования, которые существуют на сегодняшний день, но также дала возможность экспертам, прошедшим обучение в рамках компонента «Подготовка управленческих кадров» проекта Делфи II, испытать некоторые инструменты и навыки на практике.

Открытое и дистанционное обучение

В пяти регионах (Свердловская, Новосибирская и Самарская области, Республика Коми и Санкт-Петербург) проект проводил работу, направленную на укрепление региональных ресурсных центров открытого и дистанционного обучения, созданных в рамках предыдущего проекта Делфи I. Прежде всего, стояла цель обеспечить дальнейшее развитие ресурсных центров, объединив их в жизнеспособную сеть, продвигающую методологии открытого и дистанционного обучения в своих регионах (а не только в собственных учебных заведениях) после окончания проекта Делфи II.

На институциональном уровне проект работал в тесной связи с руководителями, директорами по маркетингу, проектировщиками обучения и преподавателями ресурсных центров, укрепляя их знания о современной практике работы по целому ряду вопросов, таких как стратегический маркетинг ОДО, различные подходы в обеспечении качества ОДО, права интеллектуальной собственности, системы ОДО, основанные на компетенциях, международные стандарты электронного обучения.

На межрегиональном и межинституциональном уровнях проводилась значительная работа по продвижению идеи совместной деятельности региональных ресурсных центров (РРЦ) как сети с целью укрепления их жизнеспособности в долгосрочной перспективе и устойчивого развития после того, как закончится финансовая поддержка Делфи. Чтобы это проверить, два ресурсных центра в Воронеже и Волгограде были дополнитель-

но включены в эту межрегиональную сеть в начале 2005 г.

Если быть более точными, то проект разработал серию рекомендаций по ключевым вопросам в области электронного обучения и других форм открытого и дистанционного обучения, в частности по разработке профилей компетенций специалистов ОДО, созданию репозитариев ОДО и библиотек с открытым или ограниченным доступом к материалам, защите прав интеллектуальной собственности для цифровых носителей и мультимедиа (что особенно актуально в связи со вступлением России в ВТО).

Хотя ресурсные центры можно уже сейчас рассматривать как центры передовых технологий во многих отношениях, проверить по-настоящему, способны ли учебные заведения функционировать на региональном уровне в качестве сети (практически межрегиональной), будет можно лишь после того, как окончится поддержка проекта Делфи II. Именно тогда выяснится, насколько жизнеспособна и устойчива сеть РРЦ. Небезынтересно узнать, что станет с сетью в 2010 г., когда область европейского высшего образования будет реальностью и когда такие сети могут оказаться бесценными для обмена и распространения учебных материалов, способствующих развитию индивидуумов и учреждений на обширной территории, которой располагает Российская Федерация.

Заключительные комментарии

Безусловно, Российская Федерация играет все более важную и актуальную роль в образовании в Европе. Общее образовательное пространство и позитивное отношение Правительства РФ к Копенгагенскому соглашению наряду с активным участием в Болонском процессе свидетельствует о готовности России играть лидирующую роль в Европе.

В данный момент Болонский процесс преодолел половину пути, по мере приближения 2010 г. и по мере того как область европейского высшего образования становится, как мы понимаем, очевидной данностью, будет интересно проследить, какие изменения и трудности возникнут на пути образовательных учреждений во всех 45 участвующих государствах. Можно сказать наверняка, что ни университет, ни колледж, ни частный поставщик услуг в сфере образования/обучения не смогут позволить себе находиться в бездействии. Мы все, напротив, должны смотреть в будущее, изу-

чать наши собственные учреждения и иметь четкое представление относительно направления развития и стратегии наших учреждений, ведь только тогда мы будем подготовлены для того, чтобы справиться с волной трудностей, которая, разумеется, за этим последует.

Наконец, на примере международных проектов, таких как Делфи II, можно видеть, как подобное сотрудничество может процветать, невзирая на государственные границы, и являться выгодным для всех сторон. Однако не исключено, что когда общее пространство и область европейского высшего образования станут реальностью, такие инициативы, как Делфи II, уже не будут актуальны и необходимость в них, таким образом, отпадет. На смену им могла бы прийти новая волна проектов по обмену лучшим практическим опытом на всей европейской территории в рамках общего понимания и практики. Для этого нужно, прежде всего, чтобы практика, развитие и обучение, полученное в результате международных проектов сотрудничества, была впитана и распространена как можно более широко, и чтобы учебные заведения были лучше подготовлены к трудностям, которые готовит им будущее.

Дополнительные ресурсы и материалы для чтения

Веб-сайты, на которых можно найти дополнительную информацию о Болонском и Копенгагенском процессах:

Веб-сайт европейской сети информационных центров (European Network of Information Centres/ ENIC) и информационного центра общенационального признания академических наград (National Academic Recognition Information Centres/ NARIC) — www.enic-naric.net

Веб-сайт Болонского процесса в период с января 2004 г. по июнь 2005 г. — www.bolognabergen2005.no

Веб-сайт Болонского процесса с июля 2005 г. — www.dfes.gov.uk/bologna

Веб-сайт делегации Европейской комиссии в Российской Федерации — www.delrus.cec.eu.int

Веб-сайт Европейского фонда образования — www.etf.eu.int

Статьи, в которых описываются стратегия, направление и результаты, достигнутые на сегодняшний день в Болонском и Копенгагенском процессах, и которые доступны на веб-сайтах, указанных выше:

Болонская декларация: Общая декларация европейских министров образования. Болонья, июнь 1999 г.

На пути построения европейской области высшего образования (Towards the European Higher Education Area): Коммюнике встречи европейских министров, ответственных за высшее образование. Прага, май 2001 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Превращая в реальность область европейского высшего образования (Realising the European Higher Education Area): Коммюнике встречи европейских министров, ответственных за высшее образование. Берлин, сент. 2003 г.

Область европейского высшего образования — достижение задач: Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Берген, май 2005 г.

Декларация европейских министров профессионального образования и обучения и Европейской комиссии — «Копенгагенская декларация». Копенгаген, нояб. 2002 г.

Все документы, материалы, продукты и результаты проекта Делфи II будут находиться в открытом доступе и предоставляться бесплатно на веб-сайте Делфи II (www.delphi-project.ru) до января 2006 г., а после, можно надеяться — на вебсайте Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки (www.ed.gov.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.