Научная статья на тему 'Анализ системы оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования (с учетом зарубежного и российского опыта)'

Анализ системы оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования (с учетом зарубежного и российского опыта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
785
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы оценки квалификации выпускников учреждений профессионального образования (с учетом зарубежного и российского опыта)»

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА)

МАЛЫШЕВА В.А.

В условиях интеграции России в международное экономическое пространство, структурной перестройки и обновления экономики обостряется значимость подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, обеспечивающей инвестиционную привлекательность предприятий и организаций различных форм собственности. Важнейшим условием успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпело радикальные изменения, ряд профессий оказался невостребованным, в то же время возникло много новых профессий. Эти изменения вызваны, в частности, следующими причинами: переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда; падением спроса на неквалифицированный ручной труд; потребностью в новом знании и концептуально новом содержании обучения; распространением автоматизированных систем управления производственными процессами; спадом массового производства; повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда, совершенствование производственных процессов и управление собственной трудовой-производственной деятельностью; растущей необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; повышением уровня взаимодействия работников в коллективе; размыванием границ между профессиями в силу роста децентрализации экономической ответственности и развития систем управлением качеством.

Кроме того, для эффективной профессиональной и личностной самореализации в современную эпоху требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные и экологические компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Эти «сквозные» и базовые (ключевые) компетенции обеспечивают адаптивность граждан, а также представляют собой фундамент для дальнейшего обучения и способствуют формированию гражданских качеств.

Естественным следствием описанных изменений становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда и адаптироваться к происходящим переменам. Это означает, что профессиональное образование должно реагировать на экономическую ситуацию - политика в области профессионального образования должна отражать экономическую политику страны, наиболее ярким примером является возрастание требований к качеству рабочей силы и зачастую формирование новых требований с точки зрения квалификаций всех уровней вследствие формирования в России рыночной экономики; структуру рынка труда и спрос на новые компетенции - развитие промышленного и других секторов экономики в современной ситуации связано с убыстряющимся темпом развития новых технологий и новыми производственными процессами.

В большинстве стран Европейского Союза (ЕС) модульное обучение, основанное на компетенциях, является основой и целью реформирования систем профессионального образования и обучения и предпосылкой интеграционных процессов, осуществляемых в рамках реализации Копенгагенского процесса.

В связи с вышеизложенным российская система профессионального образования призвана максимально учитывать опыт профессиональной подготовки конкурентоспособных работников, имеющий место в цивилизованном мире. Этому должны способствовать и проекты Делфи I и Делфи II, реализуемые в рамках Программы сотрудничества ЕС/Россия, финансируемой Европейским Союзом. Реализация проекта Делфи II по модернизации системы профессионального

образования и обучения в Российской Федерации началась в 2003 году. Проект включал в себя три компонента и был ориентирован на такие области, как подготовка управленческих кадров (МТ); профессиональное образование и обучение (VET); открытое и дистанционное обучение (ODL).

В настоящее время Россия является участником Болонского и Копенгагенского процессов и выступает за развитие системы международных квалификаций в рамках глобализации рынков и технологий.

Согласно Копенгагенской декларации, усиление европейского сотрудничества, взаимодействия в профессиональном образовании и подготовке требует «обеспечения транспарентности, сопоставимости и признания компетенции и/или квалификации между разными странами и разными уровнями профессионального образования через развитие сопоставимых уровней, общих принципов сертификации и оценок, включая систему кредитных единиц для профессионального образования и подготовки». Основными задачами «Копенгагенского процесса» являются повышение качества образования, повышение привлекательности профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования. Для реализации поставленных задач предусмотрены такие механизмы, как усиление взаимодействия между профессиональным и высшим образованием, формирование единой рамки уровней и квалификаций, внедрение и оптимизация информационных сетей и механизмов, включая Europass. (Europass - новая система, введенная для документирования отраслевых квалификаций и признания неформального или спонтанного обучения).

Чтобы унифицировать правила на рынке труда единой Европы, члены «Копенгагенского процесса» решили установить единые требования к профессиональному образованию и ввести общую систему оценки качества знаний и умений. Это является гарантией того, что электрик или строитель, учившийся в Германии, знает о своем деле не меньше того, кто получил эту профессию в любой стране Евросоюза. Хотя Россия не является членом Евросоюза, но к моменту вступления в ВТО национальная система образования должна соответствовать принятым в Европе стандартам. Этому должна способствовать и разработка национальной рамки квалификаций (НРК) -международного проекта, реализуемого в России Европейским фондом образования с 2004 года.

Системы квалификаций содержат все аспекты деятельности на национальном уровне, приводящие к признанию обучения. Эти системы включают в себя средства разработки и операционализации национальной и региональной политики в области квалификаций, процессов обеспечения качества, оценки и присуждения сертификатов (дипломов, свидетельств), признания умения и других механизмов, связывающих образование и обучение, рынок труда и гражданское общество. Национальные квалификационные системы являются важным инструментом в создании системы обучения в течение всей жизни, оказывая влияние на объем, распределение, качество и эффективность образования, а также использование его результатов.

Национальная рамка квалификаций (НРК) становится основой системы квалификаций и инструментом для классификации квалификаций на базе набора критериев уровня освоенного обучения.

Согласно декларации «Копенгагенского процесса» на всей территории Евросоюза введена единая форма документов об образовании (приложение к диплому, так называемое Европейское резюме, MobiliPass - свидетельство об обучении за границей, Европейское языковое портфолио). Это в определенной степени облегчает процесс трудоустройства в любой из стран Евросоюза (если, конечно, есть соответствующие вакансии).

В условиях постоянного дефицита и возрастания финансовых запросов со стороны систем образования, которые в большинстве стран являются одними из

основных потребителей бюджетных ассигнований, правительства хотят быть уверенными в том, что образовательные учреждения достигают результатов, которых от них ожидает общество и государство. Это также предполагает рост информированности о деятельности образовательных учреждений.

К мировым тенденциям можно отнести и стремление иметь эффективные образовательные учреждения на всех уровнях образовательной системы - от школы до университета. Проблема оценки эффективности и образовательных систем, и отдельных образовательных учреждений вызывает озабоченность не только у лиц, отвечающих за разработку и реализацию образовательной политики, но и у самых широких слоев общества, интересующихся вопросами повышения качества образования.

Связано это во многом с пониманием важности образования для успешности экономического развития стран, которое в наступившем столетии все больше будет зависеть от использования современных технологий, применение которых требует не только специально подготовленных кадров, но и высокообразованного населения.

Государственная система профессионального образования и обучения России, являясь составной частью государственных услуг, испытывает в настоящее время много трудностей. К ним относятся: слабая потребность промышленности в притоке новой неквалифицированной рабочей силы на фоне растущего спроса на повышение квалификации занятого населения; увеличение спроса на обучение со стороны молодежи; рост потребностей в оказании государственных услуг для обучения и переобучения.

Опыт стран Европейского союза особенно полезен России для решения проблем начального и среднего профессионального образования, поскольку там давно налажен контакт потенциальных работодателей с образовательными учреждениями: образовательные учреждения получают от работодателей заказ на подготовку кадров по той или иной специальности (профессии), выпускают специалистов, которые в состоянии работать на современном производстве; получают от работодателей спонсорские отчисления, которые идут на развитие материально-технической базы и совершенствование качества образования.

Кроме того, в стране все более явственно ощущается отсутствие системы оценки квалификации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом компетентностного подхода и требований работодателей.

В настоящее время российским учебным заведениям профессионального образования приходится уделять все больше и больше внимания вопросам повышения качества и эффективности собственной деятельности. Это вызвано целым рядом причин, главными из которых являются постановка такой задачи в Концепции модернизации образования в Российской Федерации, растущая конкуренция на рынке образовательных услуг, необходимость расширения функции учебных заведений профессионального образования для удовлетворения потребностей различных категорий населения в рамках развития непрерывного профессионального образования и обучения.

Существует целый ряд традиционных механизмов обеспечения качества, включающих в себя образовательные стандарты, текущее и итоговое оценивание, аттестацию, аккредитацию и др. Однако в современной ситуации их может оказаться недостаточно для адаптации образовательного учреждения к меняющимся потребностям рынка труда, который в конечном итоге становится главным судьей качества подготовки работника. При этом требования рынка труда подвержены стремительным изменениям, вызванным беспрецедентным убыстрением экономического и технологического развития в результате развития информационных и наукоемких технологий.

Под влиянием этих факторов происходят изменения во внутренней структуре и методах деятельности предприятий и организации труда на них. Массовое

производство уступает дорогу производству, ориентированному на потребителя, где цикл оборота продукции становится беспрецедентно коротким, что резко повышает требования работодателей к рабочей силе.

В этом контексте особую роль приобретает установление и поддержание взаимодействия между учебными заведениями и сферой труда, а именно с работодателями, т.е. развитие социального партнерства учебных заведений профессионального образования.

Органам управления образованием федерального и регионального уровней уже сегодня в свете новых тенденций также требуются рекомендации по современной оценке квалификации выпускников учреждений начального и среднего

профессионального образования на основе компетентностного подхода с учетом требования работодателей.

Актуальность разработки системы оценки квалификации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования обусловлена реформированием системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации в современных экономических условиях, динамикой территориальных рынков труда, необходимостью учета требований работодателей к качеству подготовки выпускников.

Анализ опыта профессионального образования индустриально-развитых стран свидетельствует, что при оценке качества обучения используются такие понятия как: профессиональные стандарты, квалификационные стандарты, компетенции, квалификация, сертификат, сертификация.

«Профессиональные стандарты задают систему показателей, позволяющих установить степень соответствия деятельности, выполняемой работником, существующим требованиям и представляют собой набор характеристик в виде знаний и умений, отвечающих тому, что человек должен уметь делать, как это нужно делать и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типовых профессиональных характеристик, свойственных той деятельности, которую человек осуществляет в рамках конкретной профессии. Эти характеристики, в свою очередь, разбиваются на компетенции. Профессиональный стандарт и компентенция определяются сферой труда. Сущность профессионального стандарта в том, что его содержание не привносится извне и не возникает в результате обсуждения. Оно заложено в самой профессиональной деятельности. Национальные профессиональные стандарты устанавливаются для всех работающих в данной конкретной области в рамках профессионального сектора».

Особое внимание в развитых странах в последние годы уделяется развитию идеи «ключевых квалификаций», т.е. базисных знаний по каждой профессии. При этом мониторинг качества профессионального образования не сводится к оценке специальных знаний и умений, степени овладения навыками будущей деятельности.

Важной целью профессионального образования считается и академическое образование, ведущее к всесторонним знаниям и техническое, ведущее

непосредственно в мир труда. Общая тенденция сближения технологического и академического уровней образования, отмеченная II Конгрессом ЮНЕСКО (г. Сеул, апрель 1999г.), должна опираться на базу широкой культуры, включающей овладение знаниями, развитие личности, социализацию.

В заключительных документах «круглого стола» промышленников Европы

отмечено: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего

представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в

профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти

качества составляют основу духа предприятия» (Европейское образование - к обучающему обществу, Брюссель, 1994г.).

Таким образом, работодатели видят задачу образования в обучении молодежи и академической и технологической грамоте. При этом в академическом образовании особое значение придается передаче и освоению общей культуры, в профессиональном - освоению ключевых квалификаций. В совокупности они составляют компетентность специалиста, создают мотивацию к обучению в течение всей жизни, поддержанию высоких адаптационных возможностей рабочей силы.

Если говорить о квалификации, то ее можно рассматривать как подготовленность работника к профессиональной деятельности, наличие у него знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы.

Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда/класса, категории, в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя). В то же время существует точка зрения, что квалификация не отражает изменений, нарастающих в современном производстве, являясь слишком общим, теоретическим понятием. Ее ядро (технические и профессиональные знания и умения ) имеет свойство быстро устаревать.

В европейских странах термин «квалификация» заменен термином «компетенция». По мнению западных экспертов, профессиональный стандарт - это что человек умеет делать, а компетенция - это мера того, как человек действует в рамках этого стандарта. Профессиональный стандарт подразделяется на профессиональные характеристики, которые формируются компетенциями. Компетенции подвержены очень быстрому изменению, в связи с чем компетенции не могут быть сформулированы на длительную перспективу.

Термин «квалификационные стандарты» может описывать качество квалификации или квалификаций. В этом смысле он употребляется для обозначения соответствия квалификации принятым ожиданиям. Если человек приобрел определенную квалификацию, то это подразумевает, что он отвечает определенным стандартам.

Под сертификацией квалификаций следует понимать оценку качества образовательных услуг, которая подтверждает уровень знаний, умений и навыков (опыта) обучающихся официально признанным документом.

В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» обозначено, что «сертификат соответствия (далее сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям» (Постановление ВС РФ от 10 июня 1993г. № 5151-1). При этом обращено внимание, что системы сертификации создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями.

Таким образом, применительно к образовательным услугам сертификацию можно рассматривать как оценку качества этих услуг, которая фиксируется в официальном документе (удостоверении, свидетельстве) в соответствии с принятыми нормами.

Во всех странах Европейского сообщества системы сертификации являются результатом государственно - правового регулирования процесса взаимодействия различных заинтересованных лиц на национальном, региональном и локальном (местном) уровнях.

Международное взаимодействие заинтересованных сторон на различных уровнях системы

Уровни Заинтересованные стороны Процессы

1 2 3

Национальный Министерства Социальные партнеры Национальные организации Органы выдачи Политика и планирование Определение политики в проведении центральных

свидетельств Промышленная и Торговая палаты Ремесленная палата «Организации-крыши» экзаменов Положение об оценке. Контроль

Региональный (географический или иерархический) Правительственные органы Социальные партнеры Промышленная и Торговая палаты Ремесленная палата Региональные органы Комментарии политики Разработка дипломов и свидетельств Планирование Новое планирование

Локальный (местный) Учреждения Предприниматели Социальные партнеры Промышленная и Торговая палаты Преподавание/обучение Оценка Ориентация/совет

Рассмотрим функции социальных партнеров стран ЕС в сертификации (оценке качества) квалификаций более подробно.

На национальном уровне политику образования определяют министерства и различные национальные организации (торгово-промышленные палаты), а также профсоюзы. Кроме того, эти организации проводят экзамены и осуществляют надзорные функции.

Региональный (географический или иерархический) уровень выполняет преимущественно функции планирования, признания законности принятых решений и призван проводить соответствующие мероприятия. В первую очередь к нему относятся все органы, независимые от политики правительства. Интегрирующую роль играют организации, уполномоченные правительством осуществлять объединение образовательных и рыночных исследований в целях развития профессионального образования и обучения.

На локальном (местном) уровне эту политику проводят образовательные учреждения, социальные партнеры, предприниматели, промышленные и торговые палаты. В их компетенцию входят непосредственно образовательные функции.

В странах ЕС развитию квалификаций способствует комплекс мероприятий, в определении, разработке и реализации которого участвует широкий круг социальных партнеров. При этом на каждом уровне оценки качества профессиональной подготовки

(присвоение диплома или свидетельства) проводятся консультации, беседы, переговоры, связанные с трудоустройством.

В Германии ответственность за квалификацию лежит на федеральных землях при координации этой работы на государственном федеральном уровне. Инициатива может исходить от таких организаций, как союз учителей, родителей, студенческие общества и т.п. Федеральный институт профессионального образования является в Германии организацией, консолидирующей социальных партнеров и ученых в области образования для того, чтобы развивать профессиональное образование и обучение. Совместные действия социальных партнеров продолжаются в промышленных и торговых палатах, а также в ремесленных палатах, где решается вопрос о виде и содержании оценки производственной части дуальной системы обучения.

В Великобритании отсутствует контроль министерства образования за квалификациями в сфере профессионального образования и обучения. Однако имеются другие министерства, в том числе министерство труда, отвечающие за развитие профессиональных квалификаций. Функция проверки трудовых навыков выпускников и присвоения квалификации отделена от процесса обучения и передана специальным автономным органам. Присваивающие квалификацию органы независимы как от образовательных учреждений, так и от правительства.

В описании требований к присвоению квалификации отсутствуют ссылки на учебные курсы или образовательные учреждения, на длительность обучении или

предшествовавшие квалификации. В основу этих требований положены профессиональные компетенции, которые должны быть наглядно продемонстрированы. Сами эти компетенции являются составной частью национальных профессиональных стандартов и разрабатываются соответствующими отраслевыми организациями.

Кандидаты на получение квалификационных удостоверений должны продемонстрировать свою компетенцию специальным «оценщикам». Часть компетенций должна быть продемонстрирована непосредственно в рабочей обстановке. Другая часть - на симуляторах. Значительная часть доказательств полученных знаний представляется в документированной форме, подтверждающей, что знания были продемонстрированы именно претендентом на получение квалификации. Каждая проверка знаний и трудовых навыков должна осуществляться оценщиком, который компетентен в экзаменационной методологии и в той профессии, по которой присваивается квалификация.

За выполнение программ обучения образовательные учреждения несут ответственность перед министерством образования, с которым подписывает контракт о продаже образовательных услуг.

В высоком качестве результата обучения заинтересованы, естественно, и сами обучаемые, которые рассчитывают после завершения обучения трудоустроиться по полученной специальности или продолжить свое образования для обретения более высокой профессиональной квалификации.

Как государство, так и обучаемые (и их родители) понимают, что хорошее качество результата обучения зависит от качества самого процесса предоставления образовательных услуг. Отсюда повышенное внимание государства к регулированию и мониторингу качества образовательного процесса на всех его этапах.

Наконец, вопросами качества вынуждены заниматься и сами производители образовательных услуг. Их активность в этом вопросе возрастает по мере того, как само существование образовательных учреждений, зависящее от права выдавать квалификационные удостоверения государственного образца и получать государственное фондирование своей деятельности, определяется их государственной аккредитацией, базирующейся на исполнении требований к качеству образовательного процесса и его результатов.

В Великобритании зарегистрировано около двухсот организаций по присвоению квалификаций. Под их эгидой ежегодно вручается около двух миллионов квалификационных удостоверений. Присвоение квалификаций по одной профессии (специальности) может осуществляться несколькими организациями.

Вместе с правом на выдачу сертификата эти организации получают право на оценку соответствия знаний, умений и навыков обучаемых (и других кандидатов) требованиям квалификационных стандартов. В большинстве случаев они, однако, делегируют эту функцию «оценочным центрам» («Assessment Centers»). Обычно такие центры создаются самими производителями образовательных услуг на своей базе и с использованием своих экспертов по оценке.

Каждый колледж дальнейшего образования (основное стационарное учебное заведение, занимающееся профессиональным образованием послешкольной молодежи) имеет один или несколько «оценочных центров», получивших на контрактной основе от организаций по присвоению квалификаций право на аттестацию кандидатов по определенным квалификационным стандартам.

Обычно колледжи, ограничиваются оценкой обученности учащихся самого учебного заведения, однако имеются случаи получения колледжами разрешений на оценку знаний и трудовых навыков лиц, самостоятельно овладевших специальностью или закончивших курс обучения в других заведениях. Функции экзаменаторов в этих случаях выполняют обычно преподаватели, получившие специальную подготовку и обладающие квалификацией эксперта по оценке.

Оценочный центр разрабатывает программу обучения и тестирования, исходя из требований квалификационного стандарта. Эта программа поступает на утверждение организации по присвоению квалификаций, которая проверяет также наличие необходимых для ее осуществления ресурсов, включая наличие экспертов по оценке. Инспектор из присваивающей квалификацию организации обязан несколько раз посетить центр по ходу осуществления учебной программы. По завершении программы оценочный центр производит оценку знаний выпускников с учетом курсовых работ, проектов и экзаменов.

Кандидаты на получение квалификации, базирующейся на компетенции, должны представить экзаменаторам доказательства своей компетентности. Подтверждение компетенции может быть получено в реальной производственной обстановке методом наблюдения. Компетентность может быть продемонстрирована и через симулирование рабочей обстановки. В обоих случаях проверяются сопутствующие трудовым навыкам знания методом устного опроса.

Колледжи выплачивают организациям по присвоению квалификаций гонорар за каждого обучаемого при зачислении на программу и при аттестации его на получении сертификата по отдельным модулям компетенции и при итоговой аттестации.

Организация по присвоению квалификаций выступает перед Квалификационным управлением гарантом качества процесса оценки и сертификации (включая деятельность аттестационных центров) квалификационных стандартов, включенных в регистрационное соглашение.

Во Франции, Люксембурге, Испании, Дании, Греции, Нидерландах, Португалии и Ирландии министерства образования не несут полной ответственности за оценку и присвоение квалификации в рамках первоначальной системы обучения. Они формируют организационную структуру, которая решает вопросы содержания и выбора форм обучения и его оценки. За единичные ступени обучения ответственно исключительно центральное руководство через один из своих органов или систему представительных комитетов. Министерства образования обеспечивают, в первую очередь, однородность системы обучения благодаря созданию и развитию квалификации, а также оценке результатов обучения.

В Италии, с одной стороны, имеется централизованная система образования с доминирующей ролью министерства образования, с другой - децентрализованное предложение специализации и обучения на рабочем месте. В связи с этим все квалификации и их оценка, приобретенные внутри первоначальной образовательной системы, развиваются через министерство образования. Это обуславливает наличие национальной экзаменационной комиссии и установление экзаменационных оценок. Оценка квалификации осуществляется на местном уровне под ответственность комиссии, в составе которой представители министерства труда и социальных партнеров.

Министерства труда стран-участниц Евросоюза (ЕС) часто отвечают за содержание обучения необученной молодежи, безработных на курсах, ориентированных на рынок труда. Но это все не означает, что квалификации, полученные на подобных курсах, широко признаны, хотя и признаются работодателями.

Кроме того, в странах ЕС имеется множество постоянных комитетов, в компетенцию которых входит выдача свидетельств. Так, в Великобритании существуют трехсторонние комитеты по различным профессиям и ступеням обучения. Во Франции такие комитеты играют только совещательную роль и находятся под патронажем министерства образования. Эти комитеты охватывают 19 определенных профессиональных групп и объединяют представителей работодателей, профсоюзов, постоянных правительственных ведомств, промышленных и торговых палат, ремесленных палат, а также экспертов, ученых, занимающихся проблемами воспитания.

Наряду с постоянно действующими комитетами и комиссиями в большинстве стран ЕС действуют временные комитеты, занимающиеся проверкой определенных вопросов, связанных с выдачей свидетельств.

Промышленные, торговые и ремесленные палаты только в Люксембурге и Германии имеют четкую задачу при оценке квалификации выпускников и сертификации профессиональных навыков и умений. Так, в дуальной системе обучения в Германии эти палаты являются постоянными учреждениями, организующими профессиональное обучение и присваивающими свидетельства об его окончании. Эту функцию они выполняют по поручению правительства. В Люксембурге такие палаты выдают рекомендации по сертифицируемым профессиям, а также по содержанию и организации учебного процесса.

Процессы обучения в этих странах, являясь различными по форме и многообразными по содержанию, обладают и некоторой общностью. Многие квалификации приобретаются, минуя систему образования, т.е. в тот период времени, который может рассматриваться как «первоначальное обучение». Сравнительно мало людей получают дипломы в процессе повышения своей квалификации.

В 12-ти государствах Европейского сообщества применяются четыре основополагающих положения для оценки квалификации: централизованное

формирование и проведение; децентрализованное формирование и проведение; смешанное положение; центральные направляющие положения и квалификационный контроль и местное проведение.

Необходимо заметить, что с каждым из этих положений, смотря по обстоятельствам, обеспечивается в результате национально признанный и действующий диплом или свидетельство.

Франция, Италия, Греция и Люксембург применяют централизованное положение для оценки квалификации. Причем экзамены как доказательство уровня профессионального образования попадают в сферу ответственности министерства образования, других компетентных министерств. Экзамены проходят при сохранении анонимности экзаменуемых, а преподаватели оценивают работы не своих, а чужих учеников. Разумеется, внутри такой системы сертификации имеются определенные особенности, например: организованные на региональном уровне курсы в Италии, новые системы во Франции, которые признаются социальными партнерами через комиссии отдельных секторов занятости.

Не все децентрализованные положения для оценки квалификации отличают одинаковые признаки. Так, в Германии существует положение, по которому, в зависимости от обстоятельств, персонал, проводящий занятия, принимает также и экзамены. Каждая федеральная земля уполномочена федеральным правительством на проведение экзаменов в местных школах. Состав экзаменационных комиссий и подведение итогов экзаменов - прерогатива школы. В ремесленном обучении полномочиями на подготовку и проведении экзаменов наделены такие компетентные учреждения, как Промышленная, Торговая и Ремесленная палаты.

Иная картина в Ирландии и Великобритании. В этих странах качество подведения итогов профессионального образования (обучения) гарантируют органы, ведающие выдачей свидетельств(дипломов). Если в Ирландии итоги экзаменов подводят учреждения, уполномоченные на эту деятельность правительством, то в Соединенном Королевстве (в отдельных случаях) этим правом наделены частные корпорации, дипломы которых пользуются повсеместно неограниченным признанием.

В странах с централизованными структурами управления методы подведения итогов экзаменов также находятся в ведении аналогичных органов. В странах с децентрализованными структурами управления - организаций или учреждений, на которые ложится значительная ответственность за квалификации.

Во Франции форму и содержание экзаменов определяют комиссии, консультирующие министерство образования по вопросам целей и содержания национального профессионального образования. При этом общее руководство

остается за министерством. Подобное характерно для Италии, Испании, Люксембурга и Нидерландов. В то время как в Бельгии министерства образования трех языковых регионов определяют основные направления профподготовки, не вмешиваясь в содержание обучения.

В Германии большая роль социальных партнеров просматривается через промышленные, торговые и ремесленные палаты. Им вменяется в обязанность общая ответственность за практическую часть выпускных экзаменов, а кроме того, за предоставление заказов на рабочих и специалистов.

Основными компонентами в профессиональной компетенции профессионального рабочего являются: профессиональная компетенция - способность к

самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий; умение оценивать результаты своего труда; способность самостоятельно приобретать знания и умения; социальная компетенция - способность к групповой деятельности, к сотрудничеству с другими работниками; готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности; индивидуальная компетенция - готовность к постоянному повышению квалификации; способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

Итоги курсовой подготовки (в школах или в школах повышения квалификации) в большинстве стран ЕС подводятся министерствами образования. При производственном обучении и в определенной мере при чередующемся обучении, проходящем в значительной мере на рабочих местах, в процесс подведения итогов обучения, как правило, вовлекаются представители социальных партнеров. В отдельных случаях практические экзамены и квалификационные тесты проводятся непосредственно на рабочем месте, в других- в школах или школах повышения квалификации. Иногда при получении национальных квалификаций (например, во Франции), письменные экзамены сдаются централизованно в один и тот же день.

Какого-либо существенного влияния на статус квалификации вид экзамена не имеет. Даже внутри одной страны возможно соседство различных экзаменационных методов. В Великобритании, например, при получении ремесленных профессий экзамены сдаются централизованно, дипломы техников выдаются в школах повышения квалификации под председательством органа, ведающего выдачей свидетельств.

Централизовано организованные экзамены традиционно проходят в письменной форме и дополняются (прежде всего, на ремесленном уровне) экзаменами с практической направленностью. При такой форме организации главным является обеспечение правовых норм экзаменуемых за счет их анонимности.

В странах ЕС, где профессиональное образование находится, как правило, под контролем министерства образования, предпочтение отдается централизованным экзаменам. В Германии же федеральные органы переносят свою компетенцию на 83 промышленные, торговые и ремесленные палаты, которые, в зависимости от обстоятельств, подготавливают и проводят собственные экзамены. Взаимное признание квалификаций различными федеральными землями не подлежит сомнению, так как их качество гарантируется компетентным учреждением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одно из приоритетных направлений развития систем образования развитых стран связано с необходимостью гармонизации национальных квалификационных рамок, направленной на устранение барьеров, препятствующих эффективному приобретению использованию знаний и компетенций вследствие отсутствия прозрачности квалификаций. В последние годы страны - члены ЕС и участницы процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования в рамках совместных программ предпринимают усилия с целью формирования общеевропейской квалификационной рамки для системы высшего образования стран - участниц Болонского процесса; формирования квалификационной рамки для

образования в течение всей жизни как метарамки, обеспечивающей возможность коммуникации и сопоставление между национальными квалификационными требованиями стран ЕС; выработки рекомендаций относительно того, каким образом реформа национальной квалификационной системы может содействовать развитию образования в течении всей жизни.

Основной целью Европейской квалификационной рамки (ЕКР) является расширение возможностей и доступности образования, подготовки и эффективного использования полученных знаний и квалификаций. Основная задача ЕКР -укрепление взаимного доверия и сотрудничества между различными участника процесса обучения в течение всей жизни.

Европейская квалификационная рамка включает: систему описания

квалификаций для восьми уровней в терминах ожидаемых результатов образования (знаний, навыков, личных и профессиональных компетенций); систему поддерживающих инструментов(Европасс, система накопления и переноса кредитов, база данных Ploteus, содержащая перечень возможностей обучения); систему общих принципов и процедур, направленных на обеспечение качества, валидацию и общее понимание ключевых компетенций своевременную и эффективную профориентацию.

Квалификации присваиваются соответствующим органом, который определяет соответствие полученного обучения установленному стандарту знаний, умений и широких компетенций. Установление соответствия результатов обучения стандарту происходит посредством оценки или успешного завершения программы обучения. Обучение и оценка для получения квалификации может осуществляться в рамках программы обучения и/или в процессе трудового опыта. Квалификация означает официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения. Квалификация дает право на осуществление трудовой деятельности.

Восемь уровней квалификаций были определены после консультаций со всеми странами ЕС. Каждый уровень имеет собственное описание, основанное на трех понятиях: знания, умения и широкие компетенции. Уровни 5-8 относятся к высшему образованию (третичное неуниверситетское, степень бакалавра, степень магистра, докторская степень).

Деление квалификаций на уровни предпринято для сравнения результатов обучения. Квалификации одного уровня в чем-то сравнимы.

Итак, в странах ЕС вопросы организации оценки и сертификации квалификаций решаются одновременно с разработкой учебных программ, а для каждого вида обучения определяется свой способ оценки; проводится оценка качества теоретического и производственного обучения; существует механизм сертификации, учитывающей, что централизованное базовое профессиональное обучение дополняется децентрализованными предложениями по специализации и доучиванию на рабочем месте.

Заслуживает внимания работа специальных органов по приемке экзаменов экстерном на профессиональную квалификацию, а также оценка и сертификация квалификации по частям ( по модулям),когда каждый модуль сертифицирован, а человек без отрыва от работы может набирать по 1-2 модулям в год и в конце обучения получить законченный сертификат.

В настоящее время многие развитые страны пересмотрели механизм и критерии выдачи сертификатов, дипломов об окончании обучения, которые обычно выдавались самим учебным заведением. Сегодня с учетом все большей свободы учебных заведений в сфере определения программ обучения актуализируется проблема наличия сопоставимых и гарантированных сертификатов и дипломов.

Существующая система оценки результатов профессионального образования, привязанная к каждому отдельному образовательному учреждению, ставится под сомнение, и рассматривается возможность ее замены механизмом независимой экспертизы с участием социальных партнеров, не нарушая того принципа, что

текущий контроль знаний учащихся осуществляется самим учебным заведением, его педагогическим коллективом.

Так, введенная в Великобритании с 1987 года система национальных профессиональных квалификаций( NVQ) предполагает оценку качества обучения непосредственно на рабочем месте. Ключевую роль в квалификационных испытаниях играют именно работодатели.

Для обеспечения качества профессионального образования в ряде развитых с середины 90-х годов широко используется стандарт качества ^-9000, который первоначально использовался только на производстве.

Для российской практики профессионального образования представляет интерес опыт стран ЕС, где оценка квалификаций выпускников осуществляется за счет участия широкого круга социальных партнеров. Это не только государственные органы в лице министерства образования, труда, экономики, отраслевых министерств, но и общественные организации работодателей (промышленные, торговые, ремесленные палаты, профсоюзы, специально уполномоченные государством негосударственные организации по сертификации квалификаций.

В то же время установленный Законом РФ «Об образовании» принцип государственно-общественного управления образованием до настоящего времени реализуется во многом формально. Бессистемность и отсутствие реального взаимодействия государства и социальных партнеров ведет к сохранению замкнутого характера системы профессионального образования, которая по прежнему отчуждена от рынка труда и не несет ответственности перед экономикой. В России, по существу, игнорируются рекомендации ЮНЕСКО о необходимости «формировать новые партнерские отношения между образованием и миром труда, обеспечивающие синергию всех секторов образования, промышленности и экономики» (материалы II конгресса ЮНЕСКО -Сеул, 2000)

Переход России к стратегии развития рыночной экономики потребовал создания новых механизмов регулирования рынка рабочей силы. Ближайшие цели государственной кадровой политики направлены на повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня, государственного воздействия на структуру и качество кадров.

В соответствии с новыми задачами и видами организации производства, появлением новой техники и технологий, моделей управления персоналом квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии.

В то же время современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты образовательной деятельности учебных заведений. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики, в том числе в процессах независимой оценки квалификации выпускников учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.