Научная статья на тему 'Независимая оценка качества профессионального образования'

Независимая оценка качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества профессионального образования»

Дискуссионный клуб

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю... Правительству Российской Федерации. совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности.

Из Указа Президента РФ В. В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 от 07.05.2012 г.

Происходящее в настоящее время становление системы независимой оценки качества профессионального образования обсуждалось на XXI областной научно-практической конференции с международным участием «Инновации в системе профессионального образования», состоявшейся 13 ноября 2014 г. в г. Миассе. Мы продолжаем дискуссию по данной проблеме на страницах нашего журнала.

Е. П. Сичинский, ректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук

Т. Е. Прихода, начальник Центра мониторинга и науч.-метод. обеспечения качества ПО ЧИРПО

Концепция региональной модели

независимой оценки качества профессионального образования

Дискуссии о НОК продолжаются уже более десяти лет. Несмотря на оставшийся открытым для обсуждения большой спектр вопросов, ее сторонникам удалось сформулировать аргументацию, позволившую убедить власть и общественность в необходимости внедрения в образование НОК. В результате в Указе Президента РФ от 07.05.2012 г № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» появилось поручение о формировании совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. независимой системы оцен-

ки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности. А в ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» впервые появилась самостоятельная ст. 95 «Независимая оценка качества образования».

В течение 2013 г появляется целая серия нормативно-правовых актов, которая должна была создать условия для внедрения НОК в социальной сфере и образовании в том числе. Заключительный аккорд в разработке концепции НОК прозвучал 21 июля 2014 г., когда был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

Если в декабрьской редакции 2012 г. ФЗ № 273 говорится о НОК как о возможной до-

бровольной процедуре, то ФЗ № 256 от 21 июля 2014 г устанавливает обязанность проходить НОК (в отношении деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность) не чаще 1 раза в год и не реже 1 раза в 3 года. С учетом того, что новый закон в части образования вступил в силу с 21 октября 2014 г., это означает, что к 20 октября 2017 г. все образовательные организации должны пройти данную процедуру. Таким образом, сегодня проблема независимой оценки качества переведена из теоретической плоскости в практическую, в связи с чем уже сейчас необходимо предпринимать конкретные действия по созданию системы НОК. Актуальность проблемы усиливается индикатором, который устанавливает необходимость создания к 2018 г. системы НОК в 95 % ПОО.

С целью инициировать и упорядочить эту работу Министерством труда и социальной защиты РФ 29 августа 2014 г. был подготовлен план-график подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ, а 26 сентября 2014 г. — «Рекомендуемый перечень мероприятий по организации проведения в субъекте Российской Федерации независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования в соответствии с ФЗ от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ».

В соответствии с планом-графиком Мин-обрнауки РФ предписано в октябре 2014 г. разработать ведомственные нормативные акты о формировании общественного совета по проведению НОК образовательной деятельности и положение об общественном совете, а в ноябре определить показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности, и состав информации о результатах НОК образовательной деятельности и порядок ее размещения в сети Интернет. Соответственно, в ноябре в субъектах РФ должны быть разработаны документы о формировании общественного совета по проведению НОК и утверждены положения о них. Таким образом, учитывая уже начавшийся отсчет первого трехлетнего цикла проведения НОК, необходимо в ближайшее время сформировать, обсудить и принять концепцию региональной модели независимой оценки качества профессионального образования области, которая позволит выстроить соответствующую систему. Необходимость выстраивания региональной модели обусловлена тем, что законодатель определил лишь общие контуры НОК.

Любая концепция предполагает необходимость определиться с принципами ее построения и основным понятийным аппаратом. С нашей точки зрения, региональная модель независимой оценки качества профессионального образования должна базироваться на следующих принципах.

• Учет текущих и перспективных потребностей региональной системы среднего профессионального образования. НОК ПО, прежде всего, должна служить развитию системы СПО, работать на перспективу ее развития, а не просто констатировать уже случившиеся факты.

• Приоритет интересов работодателей и профессиональных сообществ. Это — основной потребитель продукта системы СПО, он должен иметь объективную информацию о качестве кадров, подготавливаемых в ПОО (в каких условиях, на каком оборудовании, каким компетенциям обучены).

• Нацеленность независимой оценки качества профессионального образования на развитие экономики на региональном уровне (следствие учета первых двух принципов).

• Переход к системе мониторинговых исследований качества профессионального образования. Прежде исследования качества велись бессистемно, а главное, не было единства в критериях-показателях; критерии позволяли в основном отследить количественные параметры. Мониторинг позволяет сделать исследования системными: одни и те же объекты обследуются по одним и тем же параметрам два-три раза в год. Это позволит оценить не просто работу ПОО, но динамику изменений качества, как в отдельном ПОО, так и во всей системе СПО. Что, в свою очередь, позволит принимать управленческие решения, направленные на прогрессивные изменения процессов в системе.

• Полнота и достоверность используемой экспертами информации на основе оптимальной системы показателей и снижения роли личностной оценки за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества профессионального образования. Требуется уйти от субъективизма в оценке за счет тщательно отобранных основных и дополнительных критериев, позволяющих получить объективную картину состояния качества ПО; требуется исключить возможность подтасовок при подсчете результатов.

• Инструментальность и технологичность используемых показателей; информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;

культура труда. Информатизация к тому же значительно ускоряет процесс обработки данных.

• Сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами.

• Открытость и информационная безопасность данных для субъектов независимой оценки качества профессионального образования; предоставление возможности участия в проведении оценки любым организациям. Уже существуют официальные указания по поводу того, какую информацию ПОО обязаны публиковать, а какая составляет тайну, в том числе и коммерческую. Процесс НОК не может нарушать законы и правила.

Основные понятия региональной модели независимой оценки качества профессионального образования вытекают из понятия «качество образования», используемого в ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 29). Исходя из него, под качеством профессионального образования следует понимать категорию, которая отражает соответствие фактического результата, воплощенного в интегрированные качества личности профессионала, требованиям общества, экономики, производства; пригодность специалиста к профессиональной деятельности.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных учреждений, муниципальных образовательных систем, образовательных программ, индивидуальных образовательных достижений и деятельности педагогических работников с учетом таких аспектов, как условия, процессы и результаты.

Законодательно понятие независимой оценки качества образования не закреплено. Независимость оценки качества образования предопределятся тем, что она проводится, прежде всего, внешними организациями по отношению к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, что должно способствовать объективности проводимой оценки.

Под региональной моделью независимой оценки качества профессионального образования следует понимать системную совокупность региональных организационно-управленческих структур, субъектов и объектов оценки, инструментария, процедур, норм и правил, обеспечивающих оценку на единой концептуально-методологической базе с учетом запросов личности, семьи, государства, структур гражданского общества, работодателей, бизнес-структур региона.

Цель разработки концепции региональной модели независимой оценки качества профессионального образования состоит в обосновании

механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, как условия и базы для реализации процедур управления качеством профессионального образования на всех уровнях и с привлечением институтов гражданского общества.

Естественно, что в основе концепции региональной модели НОК ПО должны лежать нормы ФЗ № 256, ст. 6 которого определяет два объекта оценки в сфере образования: подготовка обучающихся; образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Исходя из различия объектов, ФЗ № 256 по-разному определяет и субъекты НОК.

В первом случае (подготовка обучающихся) субъектом выступают участники отношений в сфере образования. Согласно ФЗ № 273, к ним относятся: федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения, участники образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники и организации, осуществляющие образовательную деятельность — образовательные организации; организации, осуществляющие обучение; индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность). Именно по их инициативе организации, осуществляющие НОК, проводят соответствующее обследование.

Таким образом, исходя из смысла п. 1 ст. 95 ФЗ № 273, НОК подготовки обучающихся может быть представлен схемой, приведенной на рисунке 1.

участник отношении в сфере образования

организация осуществляющая НОК подготовки обучающихся

объект НОК: подготовка обучающихся

Рис. 1. НОК подготовки обучающихся

Во втором случае (образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, п. 2 ст. 95 ФЗ № 273) в модель НОК включается орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования (орган местного самоуправления), который совместно с общественными организациями формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. В обязанность общественного совета НОК входят:

1) определение перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится независимая оценка;

2) формирование предложений для разработки технического задания оператора, участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых с оператором;

3) установление при необходимости дополнительных критериев оценки качества образовательной деятельности организаций;

4) проведение НОК образовательной деятельности организаций с учетом информации, представленной оператором;

5) представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, результатов НОК образовательной деятельности организаций, а также предложений об улучшении их деятельности.

Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее пяти человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. С учетом последнего обстоятельства в региональной модели должно быть отражено учреждение, на которое будет возложена обязанность организационного сопровождения общественного совета.

Выбор оператора (организации, осуществляющей НОК образовательной деятельности) происходит путем заключения органом местного самоуправления (органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования) государственного (муниципального) контракта на конкурсной основе. Таким образом, исходя из смысла п. 2 ст. 95 ФЗ № 273, НОК образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может быть представлен схемой, приведенной на рисунке 2.

Рис. 2. НОК образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность

В соответствии с требованиями ст. 95 ФЗ № 273, оператор как субъект НОК должен:

- быть юридическим лицом;

- иметь возможность выполнять независимую оценку подготовки обучающихся и (или)

образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- иметь сайт, на котором размещается информация о порядке проведения и результатах НОК.

При НОК подготовки обучающихся оператор устанавливает: виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения НОК подготовки обучающихся.

При НОК образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, законодатель не устанавливает прав оператора. Исходя из смысла закона, оператор получает задание, уже сформулированное в государственном (муниципальном) контракте.

Содержание независимой оценки качества профессионального образования, согласно ФЗ № 256, проводится по таким общим критериям, как:

- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете. И хотя, согласно букве закона, для всех уровней и подвидов образования установлены единые критерии, тем не менее стоит ожидать, что показатели будут не только учитывать их специфику, но и отражать особенности региональных образовательных систем.

НОК является инструментом управления системой образования, и поэтому в числе ее критериев и показателей должны быть отражены факторы, актуальные для конкретной региональной системы. Для Челябинской области, учитывая трехлетний опыт проведения ГБОУ ДПО ЧИРПО мониторинга по оценке готовности ПОО к внедрению ФГОС нового поколения, необходимо выделить в критерии, отражающем качество кадрового состава, такие показатели, как:

- укомплектованность штатов;

- соответствие уровня образования педагогов квалификационным требованиям;

- уровень квалификации педагогических работников;

- соответствие базового образования педагогов профилю преподаваемой дисциплины/ профессии;

- соответствие квалификации руководящих и педагогических работников требованиям к повышению квалификации, стажировке;

- уровень владения педагогами современными методиками и технологиями обучения.

НОК, исходя из буквы закона, проводится в соответствии с определенной процедурой, которая схематически может быть представлена в таблице 1.

Тем не менее закон предлагает только общие подходы к определению процедуры НОК, оставляя более частные вопросы на откуп региональных систем. Например, формирование общественным советом по НОК списка ПОО, попадающих под проверку, может осуществляться тремя способами:

- по инициативе общественного совета;

- по согласованию с ПОО;

- по заявке ПОО в общественный совет.

Таким образом, именно в региональной модели НОК должны быть заполнены образовавшиеся правовые лакуны.

По сути, ФЗ № 256 и ФЗ № 273 предусматривают, что полученная в ходе НОК информация должна быть открытой, доступной для общественности и органов управления образованием. Именно публичность является инструментом влияния на процесс развития ПОО. Поэтому информация о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций в обязательном порядке должна размещаться на:

1) сайте организации, осуществляющей НОК образования;

2) сайте профессиональной образовательной организации, где ПОО одновременно обеспечивает техническую возможность выражения гражданами мнений о качестве образовательной деятельности организаций;

3) в сети Интернет (www.bus.gov.ru), согласно приказу Минфин России от 21 июля 2011 г № 86-н;

4) на сайте органа государственной власти (местного самоуправления), при котором создан общественный совет.

Состав информации о результатах НОК образовательной деятельности и порядок ее размещения на официальном сайте будет определен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом требований законодательства о защите персональных данных.

Таблица 1

Процедура НОК ПО

Этап Субъекты Содержание

Организационный Министерство образования и науки Челябинской области ОС НКО Центр НОК ПО 1. Определение подходов к формированию перечня организаций, в отношении которых проводится независимая оценка. 2. Определение перечня критериев и показателей для проведения независимой оценки. 3. Определение методов сбора первичной информации. 4. Разработка методов (способов) оценки качества работы организаций. 5. Разработка инструментария сбора первичной информации (бланки опросных листов и пр.). 6. Разработка технического задания. 7. Проведение торгов и заключение государственного контракта

Исследовательский Оператор 1. Сбор первичной информации на основе: - открытых источников; - предоставленной МОиН в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации). 2. Оценка качества работы ПОО в соответствии с разработанными методами. 3. Выработка предложений по совершенствованию работы ПОО. 4. Направление информации заказчику

Оценочный Министерство образования и науки Челябинской области ОС НКО Центр НОК ПО 1. Проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций с учетом информации, представленной оператором. 2. Выработка рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности ПОО. 3. Размещение результатов НОК на сайтах. 4. Формирование рейтингов ПОО

Коррекционный ПОО 1. Разработка плана мероприятий по улучшению качества работы ПОО на основе предложений по улучшению качества работы организации. 2. План мероприятий утверждается организацией по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя

Результаты независимой оценки качества образования не рассматриваются законодателем как юридический факт, порождающий какие-либо отношения между государством и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, или между государством и организациями, осуществляющими оценку качества образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановления или аннулирования лицензии на осуществление образовательной

деятельности, приостановления государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Основная цель НОК заключается в том, чтобы получить независимую объективную информацию о состоянии образовательной системы, которая позволит формировать взвешенную политику в данной сфере. А для этого важно учитывать региональные особенности и задачи системы профессионального образования, которые необходимо отразить в региональной модели.

Ж. К. Сатубалдин, директор филиала Республиканского научно-методического центра развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации (РНМЦ) по Костанайской области

Опыт внедрения независимой оценки качества (НОК) в Республике Казахстан (о накопленном и наработанном опыте внедрения независимой оценки качества в Казахстане, возникающих проблемах и возможных путях решения задач, поставленных государством)

Мы вместе и по соседству растим наше будущее, поэтому проблемы и противоречия, существующие в системе профессионального образования, задачи и пути решения являются для нас общими. Если мы сегодня вместе не разработаем в производстве и в образовании технологии, способствующие росту экономики, то завтра мы перестанем понимать, как это вообще работает.

Внедрение и развитие системы независимой оценки качества (НОК) профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации является одной из приоритетных задач Министерства образования и науки Республики Казахстан. В этой связи в соответствии с Законом «Об образовании» и Государственной программой развития образования Республики Казахстан предусмотрено разработать и внедрить систему НОК.

Внедрению системы НОК в Казахстане способствовала идея создания казахстанско-ко-рейского проекта. На протяжении двух лет шла совместная работа с Корейским международным институтом по содействию и развитию технического и профессионального образования в РК «К01С0», курировавшим деятельность по внедрению и развитию системы НОК. Все годы становление НОК институционально, методически и финансово поддерживалось государством.

С учетом опыта системы технического и профессионального образования развитых зарубежных стран в целях повышения качества подготовки специалистов в Казахстане в 2005 г. было создано республиканское государственное казенное предприятие (РГКП) «Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации», в последующем реорганизованное в РГП на праве хозяйственного ведения (ПХВ) «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации», а затем — в акционерное общество «Республикан-

ский научно-методический центр развития технического и профессионального образования» (сокращенно АО «РНМЦ»).

Внедрение НОК проводилось поэтапно, в соответствии с наработанным опытом вносились изменения и дополнения в нормативно-правовую базу (Закон Республики Казахстан «Об образовании», Государственная программа развития образования, приказы МОН РК «Об утверждении Правил подтверждения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям технического и обслуживающего труда», «О проведении эксперимента по внедрению НОК»). Внесены изменения и дополнения в Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования.

Разработаны инструкции о порядке подтверждения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации, положения, регламентирующие деятельность квалификационной (КК) и апелляционной комиссий (АК). Составлены формы заявления об участии в квалификационных экзаменах (КЭ), журнала регистрации заявлений о проведении КЭ и апелляций, акта о готовности места проведения КЭ, ведомостей теоретического тестирования (ТТ), выполнения квалификационной (пробной) работы (КР), протокола КЭ и решения АК, а также другие сопутствующие документы и формы. Разработаны нормативно-методические требования и положение о деятельности рабочих и экспертных групп по разработке и актуализации тестовых материалов (ТМ), технические задания по разработке и актуализации ТМ и т. п.

Изучен мировой опыт в области технологии разработки контрольно-измерительных материалов. При формировании ТМ изучена деятельность и применена технология разработки ТМ Национального центра государственных стандартов образования и тестирования с приглашением разработчиков и экспертов в г. Астана. С 2007 г. принята новая технология разработки, актуализации и экспертизы ТМ, которая в десятки раз сокращает расходы Центра. Основное отличие новой технологии в том, что разработка, перевод, актуализация, экспертиза ТМ осуществляются на местах. ТМ передается на технологический сайт Центра, Республиканский учебно-методический совет (РУМС) проводит его экспертизу, и затем ТМ вносится в базу Центра.

В настоящее время система технического и профессионального образования (ТиПО) Ка-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

захстана включает 849 учебных заведений, где обучается около 600 тыс. человек. Основная подготовка кадров ведется по 150 специальностям с возможностью присвоения более 400 квалификаций.

АО «РНМЦ» на сегодняшний день является единственным полифункциональным центром в системе ТиПО Республики Казахстан. Основные направления деятельности АО «РНМЦ»: развитие содержания ТиПО, независимая оценка качества (ныне оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации), развитие партнерства и международных связей, исследование проблем развития ТиПО, учебно-методическое обеспечение.

Также АО «РНМЦ» является единственной организацией в Республике Казахстан, организующей разработку нормативных правовых документов в области ТиПО (государственные общеобязательные стандарты образования, типовые учебные планы и образовательные учебные программы, типовые учебные программы, учебная литература, учебно-методические пособия).

Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования — единственное в Казахстане аккредитованное предприятие по внедрению и апробации НОК. В этом направлении разработаны программное обеспечение и методология организации и проведения сертификации.

АО «РНМЦ» имеет 16 региональных филиалов, к числу которых относится и наш филиал по Костанайской области.

Деятельность филиала АО «РНМЦ» многофункциональна и напрямую связана с деятельностью организаций ТиПО по Костанай-ской области. Это, прежде всего, организация и проведение оценки уровня профессиональной подготовленности (ОУПП) и присвоения квалификации, участие в организации и разработке нормативно-правовых документов, выявление потребности организаций в учебно-методической литературе и ее удовлетворение, участие в мероприятиях международного и республиканского уровня по обсуждению проблем и выработке методических рекомендаций для совершенствования системы профобразования в Казахстане, непосредственное участие в государственных аттестациях колледжей совместно с Департаментом по контролю в сфере образования по Костанайской области Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Участниками оценки уровня профессиональной подготовленности являются выпускники организаций ТиПО (для справки: изначально данная процедура в Казахстане именовалась НОК, в настоящее время — ОУПП).

Основные этапы проведения ОУПП.

Подготовительный этап. В начальный период в рамках эксперимента по внедрению НОК проводилась большая разъяснительная работа о необходимости и значимости сертификации кадров. В данный процесс были вовлечены заинтересованные профсоюзные организации, были организованы встречи с работодателями, педагогическими коллективами, родителями, студентами колледжей и лицеев.

1. Исследования на предмет выбора специальностей и организаций ТиПО, подлежащих проведению ОУПП. Критериями выбора являются востребованность специальности, наличие действенного социального партнерства и соответствие МТБ (наличие компьютерных классов и мастерских, базы социальных партнеров для выполнения практических работ).

2. Формирование базы тестового материала (ТМ) является самым сложным этапом, который включает в себя разработку, экспертизу, апробацию и актуализацию ТМ, утверждение ТМ РУМС, внесение ТМ в базу автоматизированной системы тестирования (АСТ «Астра»), тиражирование книжек-вопросников. Разработка ТМ проводится в соответствии с методическими рекомендациями и должна быть сформирована таким образом, что из 100 предлагаемых экзаменуемому вопросов 30 — сложные, 30 — средней сложности, 40 — легкие. Одной из самых непростых проблем при разработке ТМ является использование разработчиками различной литературы. Поясню: если в системе школьного образования при обучении используется литература, рекомендованная МОН, то в системе ТиПО четких рекомендаций нет и, наверное, не может быть; новой литературы недостаточно либо используются устаревшие учебники 70-80-х годов. Поэтому колледжи вынуждены искать и использовать в обучении информацию из различных источников, в том числе через Интернет. В связи с этим в первые годы введения эксперимента тестовые материалы вызывали шквал нареканий.

3. Формирование и утверждение составов квалификационных и апелляционных комиссий (КК и АК) совместно с Национальной палатой предпринимателей (НПП).

На данном этапе не обошлось без проблем. Дело в том, что участие работодателей в составе

комиссий пока не оплачивается. Выход был найден в действии путем убеждения, через региональные советы по проблемам и развитию ТиПО, а также через Национальную палату предпринимателей. Главным аргументом в пользу необходимости участия работодателей в работе комиссий на первоначальном этапе сертификации послужил тот факт, что кадры готовятся для экономики страны, предпринимательское сообщество, практически не вкладывая средств в подготовку кадров, бесплатно их получает. В результате было найдено понимание и появились договоренности с предпринимателями о безвозмездном участии в работе комиссий.

4. Формирование и утверждение графиков проведения пробных тестирований и квалификационных экзаменов (КЭ). Графики формируются по согласованию с организациями ТиПО с учетом сроков тестирований, рекомендуемых колледжами, и утверждаются не позднее чем за 30 дней до проведения тестирований. В Коста-найской области в ОУПП принимает участие 41 колледж по 74 специальностям и 118 квалификациям.

5. Обязательное проведение бесед и консультаций перед началом осуществления пробных тестирований и КЭ, ознакомление с процедурой и этапами ОУПП, программой тестирования «Астра». Пробные тестирования проводятся по желанию организаций ТиПО и студентов колледжей.

Этап теоретического тестирования (ТТ).

Теоретическое тестирование состоит из 100 тестовых заданий по дисциплинам, выносимым на итоговую аттестацию. На выполнение отводится 2,5 астрономических часа (150 минут), каждый правильный ответ оценивается 1 (одним) баллом. Тестирование проводится с использованием автоматизированной программы «Астра». На мониторе компьютера экзаменуемый получает тестовый вариант. После завершения тестирования результаты направляются для обработки на центральный сервер.

Экзаменуемый, набравший по ТТ менее 60 баллов, решением квалификационной комиссии к выполнению практического тестирования не допускается и считается не сдавшим квалификационный экзамен.

Пересдача ТТ проводится не более трех раз на основании заявлений директора колледжа и экзаменуемого, но не раннее чем через 10 дней, по согласованию с филиалом. Последующая пересдача проводится не ранее чем через 1 год.

Апелляция по итогам теоретического тестирования. При несогласии с результатами КЭ

экзаменуемый имеет право подать заявление на апелляцию с изложением мотивов несогласия. Основаниями могут быть:

- несоответствие содержания задания требованиям ГОСО;

- некорректность постановки вопроса;

- техническая ошибка и т. п.

По результатам рассмотрения апелляции АК принимает решение добавить баллы или оставить результаты КЭ без изменения и оформляет протокол. Решение апелляционной комиссии доводится до экзаменуемого в течение 24 часов.

Практическое тестирование (ПТ). Экзаменуемый получает от квалификационной комиссии на бумажном носителе задание на выполнение квалификационной (пробной) работы (КР); проводится инструктаж по технике безопасности. В практическом задании (ПЗ) указываются задание, технология выполнения работы, критерии оценки. Результаты выполнения практического задания оцениваются коллегиально членами квалификационной комиссии и вносятся в контрольный лист выполнения ПЗ в форме «зачтено / не зачтено». Практическое тестирование считается зачтенным, если квалификационная работа выполнена в полном соответствии с критериями и условиями задания. В случае грубого нарушения правил техники безопасности решением квалификационной комиссии экзаменуемый не допускается к дальнейшему выполнению задания и считается не сдавшим КЭ. Результаты сдачи вносятся в протокол и доводятся до сведения экзаменуемых в день сдачи. Апелляция по итогам выполнения ПТ не предусмотрена.

Однако формулировки «зачтено / не зачтено» не в полной мере отражают результаты выполнения практической работы, поэтому требуется введение пятибалльной системы оценок.

По многим специальностям и квалификациям, в особенности рабочим, практические задания имеют узкую направленность и не в полной мере выявляют уровень компетентности будущего специалиста (например, для специальности «Фермерское хозяйство», квалификации «Тракторист-машинист» задания должны включать комплексные работы, в том числе работы по растениеводству и животноводству, которые, к сожалению, в настоящее время не предусмотрены).

Заключительный этап. Результаты квалификационного экзамена оформляются в протоколе решения квалификационной комиссии. На основании решения квалификационной комис-

сии о присвоении (подтверждении) квалификации Центр выдает сертификат установленного образца.

Нынешняя система образования построена на попытке дать обучающемуся не оптимальное, а максимальное количество знаний. Многое из учебной программы едва ли пригодится будущим специалистам. Данную проблему можно решить через систему постоянной переподготовки и повышения квалификации, которая позволит своевременно давать человеку то, что нужно ему на каждом этапе его профессионального развития. Думаю, сертификация должна стать серьезным подспорьем для работников предприятий, прошедших переподготовку.

В Казахстане существуют проблемы, которых можно избежать у вас в Российской Федерации.

В соответствии с учебным планом ГОСО итоговая аттестация обучающихся включает итоговые экзамены и ОУПП, на основе которых выдаются диплом и сертификат с указанием присвоенной квалификации. В связи с этим сертификат на рынке труда стал невостребованным. Огромный дефицит в кадрах способствует тому, что работодателю не так важно, есть ли у потенциального работника диплом или сертификат, свидетельствующие о его профессионализме. В Корее, в условиях превалирования предложения над спросом, этот вопрос решен иначе: наличие диплома не гарантирует приема на работу, наличие же сертификата является гарантом трудоустройства.

В бланке сертификата не учитываются количество набранных баллов и реальная оценка выполнения квалификационной пробной работы. Однако при поступлении в вуз по родственной специальности наличие у абитуриента сертификата и достаточное количество набранных баллов, несомненно, сыграют положительную роль.

Не секрет, что введение комплексного тестирования абитуриентов (КТА) по общеобразовательным дисциплинам для выпускников колледжей повлияло на престижность получения профессии. Та молодежь, которая была ориентирована на продолжение обучения в вузе по родственной (смежной) специальности, не желая участвовать в КТА, теперь обучается в вузах других стран, в частности, у вас в России. В итоге в республике сократилось число абитуриентов, желающих поступать в колледжи. Го -сударство несет двойные, а возможно и большие потери (и не только материальные), бесплатно обучая учащегося в школе, затем в колледже.

Несмотря на все это, имеется и много плюсов. С введением НОК улучшилось взаимодействие колледжа с базами практик, благоприятно сказывается тесный контакт преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Родители студентов, беспокоясь о том, что их дети, не пройдя НОК, могут не получить документ об образовании, стали активнее участвовать в учебно-воспитательном процессе, что, несомненно, положительно отражается на посещаемости, успеваемости и качестве обучения. Такое единение способствует высокой мотивации и взаимной ответственности сторон за профессиональную подготовку кадров.

Введение рейтинга и мониторинга результатов, а также совместная работа с Департаментом по контролю в сфере образования по Костанай-ской области по проведению государственной аттестации организаций ТиПО позволили как через сито отсеивать те организации, квалификация выпускников которых не соответствует установленным требованиям. В результате колледжи вынуждены искать пути повышения качества образовательных услуг, обусловленного необходимостью соответствия требованиям производства.

Дуальная система обучения. Не секрет, что внедрение инновационных методов и технологий в сферу образования сдерживается отсутствием правового обеспечения совместной работы. Существует проблема отсутствия стимулирования предпринимателей и бизнес-структур, вовлеченных в процесс обучения. В Казахстане создана Национальная палата предпринимателей, которая содействует развитию системы ТиПО.

С целью создания казахстанской модели дуального обучения Центр реализует пилотный трехгодичный проект «Внедрение дуальной системы обучения», 25 колледжам республики присвоен статус экспериментальных площадок.

Создана рабочая группа, основными задачами которой являются: разработка предложений по нормативно-правовому обеспечению, адаптации немецких образовательных стандартов и порядка обучения; экспертиза учебной документации; повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения; оснащение колледжей современным учебным оборудованием, работающим в режиме эксперимента.

В реализации проекта по внедрению дуального обучения необходимо учитывать возможности сторон и их готовность к взаимодействию. Если преследовать цель быстрее обеспечить

предприятия востребованными кадрами, то в данном случае одних только количественных мер недостаточно. На первом месте должны стоять качество профобразования, обеспечение экономики квалифицированными кадрами, способными применять новые технологии.

В Костанайской области проведена работа по адаптации немецкого стандарта обучения и разработке учебных программ по специальности «Фермер». На базе социального партнера ТОО «Аман Терсек» создан учебный кабинет, преподавание большей части специальных дисциплин и производственное обучение проводятся на базе предприятия, что позволяет обучающимся и преподавателям учиться на производстве, органично сочетая теорию и практику.

Плюсы для предприятия — возможность подготовить и отобрать для себя кадры, отсутствие необходимости переучивания и адаптации к условиям производства.

Одним из условий совместной подготовки будущего специалиста является необходимость введения обязательной отработки на предприятии по полученной специальности, иначе зачем работодателю обучать студента и вкладывать в него средства.

В области регулярно проводятся различные совещания, способствующие решению проблемных вопросов в подготовке квалифицированных кадров. На данных мероприятиях мы говорим работодателям: «Не надо нас (сферу образования) учить, как надо учить, определите требования (которые кстати, они не всегда готовы сформулировать), какими компетенциями должен обладать выпускник, помогите в решении вопросов прохождения студентами производственных практик, возможности своевременного прохождения преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения курсов повышения мастерства, ознакомления с новыми технологиями и оборудованием, которые в итоге влияют на качество подготовки кадров».

Планируемая новая модель. Республиканский научно-методический центр предлагает создать на базе отраслевых ассоциаций работодателей независимые центры сертификации, где будет осуществляться вся методологическая поддержка мероприятий. Однако работодатели не готовы к такой работе.

До введения сертификации в РФ, на мой взгляд, необходимо решить ряд вопросов.

Необходимость внедрения сертификации обусловлена решением проблемы обеспечения рабочих мест выпускниками, имеющими сер-

тификат, или выпускниками, обладающими необходимыми компетенциями, востребованными на производстве.

Будет ли сертифицированный специалист иметь преимущества, или же проведение НОК и наличие сертификата будет носить только декларативный характер?

В итоге все заинтересованные лица получат определенную выгоду:

- государство — инструмент для поднятия экономики (включение в процесс сертификации всех заинтересованных лиц);

- рынок труда — индикатор качества подготовки кадров и соответствие сертифицированного специалиста требованиям рынка труда;

- население — конкурентоспособное качество жизни, признание результатов сертификации, мотивацию к обучению на протяжении всей жизни;

- МОН — систему мониторинга результатов деятельности профобразования и рычаг для обеспечения качества образования, модернизацию и реформирование системы ТиПО, охват всех уровней профобразования.

Важно также установить, какой вклад потребуется внести государству, заинтересованным ведомствам и работодателям в определение контрольных функций, разработку нормативно-правовых актов и создание необходимой инфраструктуры сертификационного центра, меры ответственности сторон. Необходимо продумать и стоимость сертификации: из каких средств будет производиться финансирование процедуры сертификации, разработки нормативно-правовых актов, контрольно-измерительных материалов и многое другое. Желательно, чтобы внедрение и функционирование системы НОК было под контролем и финансированием государства. Повышению легитимности системы НОК способствовала бы аккредитация сертификационного центра, а также функционирование, определенное отраслевыми советами, заинтересованными в квалифицированных кадрах.

В Казахстане сертификация выпускников организаций ТиПО проводится под контролем государства, предусмотрено дополнительное финансирование из республиканского и местных бюджетов. Для студентов колледжей, обучающихся в рамках государственного заказа, процедура ОУПП (НОК) проводится бесплатно, так как сертификация выпускников имеет социальную значимость и направлена на решение экономических задач государства.

В заключение отметим: в своей работе мы исходили из того, что забота о качестве подго-

товки нужна не для инспекторских проверок, она является нашей ежедневной потребностью. Забота о качестве служит мерой воспитания учеников, она создает атмосферу для творчества.

С. В. Фролов, учредитель частного учреждения «Рудненский колледж информационных технологий» (РКИТ)

В. С. Фролов, директор частного учреждения «Рудненский колледж информационных технологий» (РКИТ)

Организация оценки уровня профессиональной подготовленности выпускников организаций технического и профессионального послесреднего образования в Республике Казахстан (на примере Рудненского колледжа информационных технологий)

В Республике Казахстан на основании Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 августа 2013 г. № 360 внесены следующие изменения и дополнения в Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования: «34-1. Оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации — часть итоговой аттестации обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования, являющаяся необходимым условием для выдачи документа государственного образца об образовании. Для организации оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускникам органом по сертификации создается квалификационная комиссия. Председатель квалификационной комиссии (КК) назначается из числа представителей предприятий и ассоциаций работодателей по согласованию с региональными палатами и филиалами палат Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан (за исключением автономных организаций образования), а в организациях образования республиканского подчинения по согласованию с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан [за исключением автономных организации образования (не более 3-х раз подряд)]. В состав квалификационной комиссии входят представители предприятий, преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, представители органов по охране труда и техники безопасности в соотношении 75 % от

представителей работодателей и 25 % от представителей организации технического и профессионального, послесреднего образования по согласованию с региональными палатами и филиалами Национальной палаты, предприниматели Республики Казахстан (за исключением автономных организаций образования)». Данный приказ вступил в силу с 01.09.2013 г. Оценка уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации обучающимся осуществляется в соответствии с Правилами оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2012 г. № 281 «Об утверждении Правил оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда». В соответствии с п. 3 данного приказа:

«13. Организатором проведения ОУПП является независимый орган по сертификации.

14. К оценке уровня профессиональной подготовленности допускаются выпускники организаций технического и профессионального образования.

15. Для участия в оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации необходимо предоставить:

1) заявление на участие в ОУПП (произвольная форма);

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию ранее выданного документа о квалификации (при наличии).

16. После предоставления полного пакета документов заключается договор на оказание услуг по проведению ОУПП. При отсутствии полного пакета предоставленных документов отказывается в допуске к прохождению ОУПП.

17. Квалификационный экзамен (письменное тестирование) проводится по специальным дисциплинам (на государственном или русском языках) и состоит из 100 вопросов в соответствии с учебными программами. Правильный ответ на каждое тестовое задание оценивается 1 (одним) баллом.

18. Набравшие по письменному тестированию менее 60 баллов к сдаче квалификационной работы не допускаются.

19. Результаты письменных тестов оцениваются баллами и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний КК.

При проведении квалификационной (пробной) работы в виде практического теста предусматривается выполнение характерной для данной профессии (специальности) работы, соответствующей уровню квалификации, предусмотренной квалификационными характеристиками, техническими требованиями.

20. Перечень, содержание и требования к выполнению квалификационных (пробных) работ, в том числе изготовление изделий, определяются в соответствии с учебными программами и квалификационными характеристиками.

21. При оценке квалификационной (пробной) работы членами КК учитывается фактический уровень знаний по общетехническим и специальным дисциплинам, умений и практических навыков по производственному обучению и их соответствие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик по профессиям (специальностям).

22. Квалификационная (пробная) работа:

1) считается принятой, если задание выполнено в полном соответствии с техническими требованиями и условиями;

2) считается не принятой при невыполнении норм выработки (времени), установленных на выполнение квалификационной работы (практический тест).

23. В случае нарушения порядка проведения экзаменуемым вопрос о дальнейшей сдаче экзамена решается председателем КК.

24. Результаты квалификационных экзаменов (письменный тест) и решение КК о присвоении квалификационных разрядов (классов, категорий) по профессиям (специальностям) заносятся в протокол, который подписывается председателем и всеми членами КК, и направляются в организации технического и профессионального образования.

25. Пересдача письменных тестов или квалификационных (пробных) работ разрешается и проводится не ранее чем через 10 (десять) рабочих дней до 3 (трех) раз на основании заявления на повторное тестирование. Последующая пересдача допускается по истечении одного календарного года».

Организатором проведения ОУПП является АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» (РНМЦ) со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. Центр в своем развитии прошел несколько стадий в целях повышения качества подготовки специалистов технического и обслуживающего труда в Респу-

блике Казахстан с учетом опыта системы технического и профессионального образования развитых зарубежных стран, где функционирует система контроля качества знаний:

• Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.04.2005 г. N° 405 было создано РГКП «Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации»;

• Постановлением Правительства РК от

11.06.2007 г. № 483 РГКП «Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации» внесен в «Перечень республиканских государственных предприятий для выполнения общегосударственных задач»;

• Постановлением Правительства РК от

15.01.2008 г. № 15 Центр реорганизован в РГП на ПХВ «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации»;

• Постановлением Правительства РК от 05.09.2012 г. № 1144 Центр реорганизован в АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

Одним из основных видов деятельности РНМЦ является внедрение системы оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям и специальностям технического и обслуживающего труда в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в учебных центрах и на курсах, а также для лиц, самостоятельно освоивших профессии технического и обслуживающего труда. В каждой области Республики Казахстан, а также в городах Алматы и Астане созданы филиалы РНМЦ, которые организуют работу по проведению независимой оценки качества подготовки выпускников организаций технического и профессионального образования. Усилиями ведущих колледжей Республики Казахстан создана база данных для проведения ОУПП, которая хранится на сервере в Астане. В Республике Казахстан ОУПП проводится с 2011 г., но с 01.09.2013 г. выпускники, не прошедшие процедуру ОУПП, не получают диплом государственного образца. Работа по подготовке к ОУПП начинается в начале учебного года. В сентябре утверждается график проведения ОУПП для каждого колледжа на текущий учебный год, определяются дисциплины и модули, по которым будет проводиться тестирование,

а также общий перечень практических заданий по каждой специальности. Каждый колледж приобретает сборники вопросов, где опубликован открытый банк заданий по конкретной специальности. Предварительно, за 1-2 месяца до основного, проводится пробное тестирование, процедура которого приближена к процедуре итогового. Целями пробного тестирования являются адаптация обучающихся к процедуре ОУПП, самооценка уровня подготовки к ОУПП обучающихся и колледжа в целом, выявление тех дисциплин и модулей, по которым уровень профессиональной подготовленности является недостаточным. Результаты пробного тестирования не используются при оценке деятельности колледжа. Процедура ОУПП проводится в сроки, установленные графиком. Не менее чем за месяц утверждается состав КК приказом директора учреждения образования, согласованным с АО «РНМЦ». В день проведения ОУПП в колледж приезжают представители филиала РНМЦ по Костанайской области. Они осуществляют контроль за процедурой проведения ОУПП членами КК, устанавливают программное обеспечение в компьютерных классах, организуют доступ каждого обучающегося к единой базе данных, следят за тем, чтобы в компьютерных классах не было посторонних, обучающиеся самостоятельно проходили тестирование и не могли воспользоваться справочным материалом, в том числе посредством Интернета. На тестирование отводится 150 минут. Результаты доводятся до образовательного учреждения до конца рабочего дня. Выпускники, набравшие 60 баллов и более, допускаются до второго, практического этапа ОУПП, который проводится в производственных мастерских или лабораториях на следующий день. Выпускники, набравшие менее 60 баллов на тестировании или не прошедшие II этап ОУПП, имеют возможность еще дважды пройти эту процедуру в текущем учебном году. Если и после третьего раза выпускник получает неудовлетворительную оценку, то он не допускается к защите выпускной квалификационной работы, а следовательно, не получает диплом. Такие обучающиеся смогут пройти процедуру ОУПП только через год. Первая процедура ОУПП бесплатна для студентов, обучающихся за счет бюджета, и детей-сирот. Стоимость пересдачи составляет 2000 тенге, если в пересдаче от образовательного учреждения принимают участие не менее 5 студентов, и 10 000 тенге, если количество студентов менее 5 человек. В Рудненском колледже информационных технологий процедура ОУПП про-

водилась 14 мая 2014 г. Следует отметить, что колледжем в этом направлении была проделана большая работа: программы дисциплин и модулей были скорректированы в соответствии с перечнем вопросов тестов и практических заданий из базы данных ОУПП; часть времени, отведенного на дисциплины и модули, входящие в ОУПП, использовалась для подготовки к тестированию и практическим заданиям; еженедельно в компьютерных классах проводились консультации по подготовке к тестированию. Для этого была создана своя собственная база данных по всем специальностям.

По нашему мнению, введение процедуры ОУПП выпускников, несмотря на некоторые организационные недостатки, позволяет объективно определить уровень подготовки выпускников того или иного колледжа.

И. И. Тубер, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук

Общественно-профессиональная

аккредитация как фактор обеспечения качества образовательных услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» впервые определяет государственно-общественный характер управления системой образования. Впервые к этой системе отнесена независимая оценка качества образования, общественная и общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации получили государственное признание наравне с государственной системой управления и мониторингом эффективности деятельности образовательных организаций.

В свете нового закона общественно-профессиональная аккредитация выступает как признание уровня деятельности профессиональной образовательной организации отвечающим критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. При этом повышение качества процессов может регламентироваться соответствующей системой менеджмента качества в организации.

Выделим две основные причины, которые могут заинтересовать образовательные организации в прохождении общественно-профессиональной аккредитации.

Во-первых, это возможность укрепить репутацию в профессиональной среде. Успешное прохождение общественно-профессиональной

аккредитации свидетельствует о качестве профессиональной подготовки по конкретной образовательной программе, а наличие документа о прохождении аккредитации может служить важным конкурентным преимуществом на рынке образовательных услуг.

Во-вторых, это возможность получить профессиональную оценку собственной деятельности. В отличие от государственной аккредитации, проводящейся по жестким формализованным критериям, не всегда отражающим качественные характеристики программы, общественно-профессиональная аккредитация дает образовательной организации возможность получить объективную оценку своей программы, основанную на неформализованных оценках экспертов, рекомендациях по совершенствованию деятельности.

На сегодняшний день на рынке уже сложились различные объединения работодателей, занимающиеся проведением общественно-профессиональной аккредитации и представляющие интересы как бизнеса (Российский союз промышленников и предпринимателей), так и отдельных профессиональных сообществ (Национальное объединение строителей «НОСТРОЙ»).

При этом подходы к процедуре проведения общественно-профессиональной аккредитации единые, заключаются они в обязательном регулярном проведении образовательной организацией самообследования для оценки собственной деятельности, сопоставлении данных с данными других образовательных организаций и информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

В основу самообследования (самооценки) заложено составление образовательной организацией отчета по установленным аккредита-ционным агентством критериям и показателям, которые, с одной стороны, являются достаточно типичными, а с другой — имеют определенные отличия. Различия в содержании критериев обусловлены содержанием самой образовательной программы и особенностями используемых систем оценки. Поэтому в практике российских аккредитационных агентств все чаще используются европейские стандарты качества образования. Кроме того, необходимо отметить, что общественно-профессиональная аккредитация является трудоемким процессом и для образовательной, и для аккредитующей организации, так как составление и экспертиза отчета требуют значительных затрат как человеческих, так и материальных ресурсов.

С этой точки зрения особую ценность приобретает практика проведения самообследования в рамках конкурсов по качеству. Участие образовательной организации в конкурсных программах EFQM, в конкурсе на премию Правительства РФ или в отраслевом конкурсе Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» гарантирует готовность к всеобъемлющему и регулярному анализу деятельности организации и достигнутых результатов относительно модели совершенствования. Этот подход базируется на методологии TQM, четких и прозрачных критериях, апробированных на национальном и международном уровнях.

В данной связи показателен опыт ЮжноУральского государственного технического колледжа. Внедрение сертифицированной системы менеджмента качества (2006 г.), победы в конкурсе Рособрнадзора (2008 и 2009 гг.), победа в конкурсе ВОК и РСПП (2010 г.) обеспечили условия для проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ дополнительного профессионального образования начиная с 2009 г. Сегодня колледж реализует 15 программ повышения квалификации ИТР и руководителей, аккредитованных такими профессиональными сообществами, как Национальное объединение строителей «НОСТРОЙ», Южно-Уральская торгово-промышленная палата, НП СРО «ССК Урала и Сибири», СРО НП «Энергострой» и НП СРО «УралЖил-КомСтрой». Колледж вошел в число 18 аккредитованных учебных заведений России, получивших статус ресурсного центра «НОСТРОЙ» по подготовке рабочих кадров. Многофункциональный центр прикладных (профессиональных) квалификаций, созданный на базе колледжа, задает высокую планку подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом требований конкретных работодателей. Ключевые точки роста показателей независимой оценки качества определены в Программе развития колледжа на 2015-2018 гг.: расширение направлений профессиональной подготовки специалистов, согласованных с работодателями; увеличение числа выпускников колледжа, прошедших процедуру сертификации профессиональных квалификаций, а также рабочих и ИТР, прошедших процедуру аттестации в аттестационном центре колледжа.

Таким образом, участие работодателей в оценке качества образования выгодно для колледжа, поскольку позволяет оценить достоинст-

ва и недостатки собственных образовательных программ, выявить факторы, сдерживающие их развитие, реалистично оценить соответствие стратегии развития программ имеющимся ресурсам.

И. С. Жиденко, директор учебно-аккреди-тационого центра НП СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» («ССК УрСиб») Профессионально-общественная аккредитация СРО как инструмент оценки качества программ профессионального образования

На протяжении длительного периода времени качество образования контролировалось различными государственными институтами. Однако основным пользователем образовательных услуг в сфере профессионального образования являлись и являются профессиональные сообщества работодателей. Именно данные сообщества формируют спрос на реализацию той или иной программы профессионального обучения и требования к профессиональным компетенциям выпускников.

Действующая ст. 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прямо делегирует право проведения профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования сообществу работодателей. Тем самым государство официально признало приоритет работодателей в оценке качества содержания программ профессионального образования.

Некоммерческое партнерство «Союз строительных компаний Урала и Сибири» проводит профессионально-общественную аккредитацию программ повышения квалификации в области строительства с 2009 г. На добровольной основе нами было аккредитовано 18 образовательных организаций (высшие учебные заведения, колледжи, учебные центры). Разработанные критерии оценки качества программ повышения квалификации позволяют не только оценить соответствие содержания программ ДПО современным требованиям работодателей в области нормативно-технической документации, знаний современных строительных технологий, материалов, оборудования, но и оценить качество реализации программ повышения квалификации.

Сегодня образовательные организации получают от различных агентств и центров очень много предложений о проведении независимой оценки качества образования, профессиональ-

но-общественной аккредитации программ профессионального образования на коммерческой основе. Мы считаем, что наличие таких предложений свидетельствует чаще о желании заработать деньги, чем о стремлении обеспечить качество образовательного процесса.

Главный принцип нашей профессионально-общественной аккредитации — это ее бесплатность для образовательной организации. Поскольку руководители и специалисты строительных организаций регулярно проходят курсы повышения квалификации, мы хотим быть уверены в том, что на этих курсах наши строители действительно будут получать ценную современную информацию, необходимую на строительной площадке. Мы готовы помочь образовательным организациям в качественной оценке как самих программ повышения квалификации, так и технологий их реализации, используя не только наш собственный опыт, но и опыт квалифицированных строителей, которых мы привлекаем (опять же на бесплатной основе) для профессиональной оценки деятельности образовательной организации.

У нас общая задача — повышение качества образования, и брать за это деньги мы считаем некорректным.

Обязательным условием с нашей стороны было требование проведения образовательными организациями, прошедшими нашу аккредитацию, регулярного мониторинга удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации и последующей актуализации программ повышения квалификации с целью наиболее полного удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг, что обеспечивает непрерывное повышение качества содержания программ дополнительного профессионального образования.

На наш взгляд, профессионально-общественная аккредитация программ профессионального образования должна проводиться только работодателями. На сегодняшний день именно профессиональные отраслевые сообщества разрабатывают профессиональные стандарты, закладывая в них необходимые профессиональные компетенции, именно они направляют своих рабочих на профессиональное обучение, руководителей и специалистов — на повышение квалификации, тратя значительные денежные средства.

Именно работодатели принимают на работу выпускников образовательных организаций, а значит, они должны иметь право вносить изменения, актуализировать программы повышения

квалификации, подготовки рабочих, содержание основных образовательных программ и оценку квалификации человека, которого они допустят на строительную площадку.

Наше СРО после проведения профессионально-общественной аккредитации программ повышения квалификации в области строительства планирует заняться и программами профессионального обучения рабочим профессиям, что для нас тоже очень актуально. Мы заинтересованы в качественном профессиональном обучении.

Есть хорошее выражение: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Убежден, что активная совместная деятельность профессионального строительного и профессионального образовательного сообществ обеспечит нам «симфонию» профессионального образования.

Ю. С. Ковалева, директор Снежинского политехнического техникума (СПТ) им. Н. М. Иванова

Разработка и реализация модели качества профессионального образования

на основе компетентностного подхода с применением результатов независимой оценки и сертификации квалификаций

На современном этапе развития российского общества одним из важнейших факторов, влияющих на развитие экономики, считается уровень квалификации рабочих кадров. В про-мышленно развитых странах доля высококвалифицированных рабочих составляет обычно 45 % от числа всех трудящихся, в Российской Федерации в последние годы этот показатель был на уровне 5 %.

Эту проблему можно считать вызовом для профессиональных образовательных организаций. На первый план вышла актуальная задача повышения эффективности профессионального образования для обеспечения трудовыми ресурсами социально-экономической сферы Челябинской области.

Педагогическим коллективом Снежинского политехнического техникума с 2014 г. начата исследовательская деятельность по оценке эффективности и качества профессионального образования.

Нормативно-правовая основа и актуальность исследования сформулированы в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где предписано «...в целях дальнейшего

совершенствования государственной социальной политики. Правительству Российской Федерации... разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов». Необходимо «. установление соответствия между системой подготовки кадров и сферой их (профессиональных стандартов) использования»; профстандарт должен стать основой для разработки образовательных стандартов. Следует отметить, что в международной практике именно профстандарт — основа для отбора квалифицированной рабочей силы.

Профстандарты представляют собой своего рода «послание» бизнеса образовательным организациям. В них содержатся сведения о том, какие именно специалисты нужны той или иной отрасли и какие к ним предъявляются требования. Вузы, техникумы и организации дополнительного образования при участии государства вправе предпринять шаги, направленные на удовлетворение этих потребностей.

Целью исследовательской деятельности педагогического коллектива стало совершенствование образовательного процесса, компетент-ностная модель выбрана ключевым вектором модернизации содержания профессионального образования и формирования объективных критериев качества подготовки специалиста.

Качество образования рассматривается нами как многокомпонентная система, включающая:

- качество содержания образовательных программ, определение целей подготовки и увязку с потребностями общества, адаптацию педагогических методов;

- качество ресурсов, в том числе актуальный уровень абитуриентов и студентов, что требует особого внимания к проблемам, связанным с учетом их способностей, потребностей и мотивации;

- качество управления образовательной организацией.

За гипотезу исследования принято, что одними из актуальных механизмов управления качеством являются независимая оценка и сертификация квалификаций на соответствие профессиональным стандартам.

Наш опыт участия с 2012 г. в процедуре независимой оценки качества образования — это использование сертификации квалификаций выпускников (рис. 1).

За три года в техникуме накоплен опыт прохождения сертификации выпускниками и систематизированы результаты.

25

■ Охват

■ Получено сертификатов компетентности

Рис. 1. Результаты прохождения независимой оценки и сертификации квалификаций выпускниками ГБОУ СПО (ССУЗ) «СПТ»

Важно заметить, что все педагогические работники техникума также прошли процедуру сертификации квалификаций на базе центра развития образования и сертификации «Универсум»:

- преподаватели — на соответствие профстандарту «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)»;

- мастера производственного обучения — на соответствие профстандарту «Организация и проведение учебно-производственного процесса при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)».

Три мастера производственного обучения подтвердили свой профессиональный уровень независимой сертификацией квалификаций на соответствие профессиональным стандартам «Оказание услуг в области питания различных групп потребителей (повар)», «Обработка данных, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», «Выполнение парикмахерских услуг повышенной сложности».

На сегодняшний день перед коллективом техникума возникла необходимость провести сравнительный анализ профессионального стандарта и ФГОС и, учитывая результаты независимой оценки, определить направления деятельности по совершенствованию содержанию образования.

В этом случае делается акцент на изменение отношения и формирование осознанной мотивации педагогических работников и студентов к процедуре независимой оценки и ее месту в образовательном процессе. Необходимо, чтоб она позиционировалась не как дополнительный этап контроля или карательная мера, а как важное средство, помогающее систематизировать

труд педагога и дающее выпускнику надежный старт в дальнейшей профессиональной карьере.

Для достижения поставленных задач к инновационной деятельности привлечены центр развития образования и сертификации «Универсум» и научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета Л. П. Алексеева. Определены этапы, разработан календарный план мероприятий исследования. Основными условиями результативной деятельности стали:

1) сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов;

2) совершенствование учебно-методического обеспечения;

3) организация повышения квалификации педагогических работников с учетом требований модели на основе комплексного подхода;

4) формирование современной учебно-материальной базы;

5) разработка достоверных и валидных фондов оценочных средств;

6) независимая сертификации квалификаций всех выпускников.

Результатами данного исследования будут апробация модели управления качеством профессионального образования и достижение приведенных ниже индикативных показателей (см. табл. 1).

Ключевыми программными мероприятиями, запланированными в рамках инновационного исследования, являются:

1) разработка нормативной базы и локальных актов по организации деятельности инновационной площадки;

2) изучение методологических основ управления качеством образования и разработка модели управления качеством исходя из ресурсного состояния административной и учебно-материальной базы;

3) анализ и корректировка содержания ОПОП на сопряжение ФГОС с профессиональными стандартами;

4) организация прохождения всеми выпускниками независимой оценки и сертификации квалификаций;

5) повышение квалификации педагогических работников по теме инновационного исследования;

6) модернизация и дооснащение УМО и МТБ;

7) анализ результатов инновационного исследования и распространение практического опыта.

20 15 10 5 0

■ I

2012 2013 2014

Таблица 1

Результаты исследования индикативных показателей модели управления качеством профессионального образования

№ п\п Индикативный показатель Исходное состояние Состояние в итоге исследования

1 Доля трудоустроенных выпускников по специальности 62,8 % 85 %

2 Потеря контингента в период проведения исследования 9 % 5 %

3 Наличие первой и высшей квалификационной категории у педагогических работников 54,6 % 70 %

4 4.1 4.2 Прохождение выпускниками независимой оценки и сертификации квалификации на соответствие профессиональным стандартам: «Оказание услуг в области питания различных групп потребителей (повар)»; «Обработка данных, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» 82 % 40 % 95 % 95 %

5 5.1 5.2 5.3 Прохождение педагогическими работниками независимой оценки и сертификации квалификации на соответствие профессиональному стандарту: «Оказание услуг в области питания различных групп потребителей (повар)»; «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)»; «Организация и проведение учебно-производственного процесса при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих)» 33 % 90 % 58 % 100 % 100 % 100 %

6 Наличие основных профессиональных образовательных программ, сопряженных с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, согласованных с работодателем 0 программ 3 программы

7 Доля педагогических работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации в период с 2014 по 2017 гг. 78 % 95 %

8 Доля оснащенности кабинетов, лабораторий, мастерских оборудованием в соответствии с требованием ФГОС 55 % 80 %

9 Уровень сформированности общих и профессиональных компетенций 65 % 90 %

10 Наличие усовершенствованного УМО с учетом сопряжения ФГОС и профессионального стандарта 0 % 100 %

Исследование проводится по двум образовательным программам, и уже в процессе апробации предполагается реализовать условия

модели качества по другим направлениям подготовки. В перспективе результаты исследования могут быть использованы ПОО региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.