Научная статья на тему 'Развитие технического и профессионального образования в Казахстане'

Развитие технического и профессионального образования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3604
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КАЗАХСТАН / TECHNICAL AND PROFESSIONAL SYSTEM OF DUAL TRAINING / SOCIAL PARTNERSHIP / NATIONAL QUALIFICATION SYSTEM / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борибеков Кадырбек Козыбаевич, Кусаинов Аскарбек Кабыкенович

Стратегической целью развития системы технического и профессионального образования Казахстана является ее модернизация в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борибеков Кадырбек Козыбаевич, Кусаинов Аскарбек Кабыкенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

The strategic goal of the development of technical and vocational education in Kazakhstanis to modernize the VET system in accordance with the needs of society and the industrial-innovative development of the economy and integration into the world educational space.

Текст научной работы на тему «Развитие технического и профессионального образования в Казахстане»

Priorities for development of the system of professional education

УДК/UDC 377(574)

К. К. Борибеков, А. К. Кусаинов K. Boribekov, A. Kusainov

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КАЗАХСТАНЕ

TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

IN KAZAKHSTAN

Стратегической целью развития системы технического и профессионального образования Казахстана является ее модернизация в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство.

The strategic goal of the development of technical andvocational educationin Kazakhstanis to modernize the VET system in accordance with the needs of society and the industrial-innovative development of the economy and integration into the world educational space.

Ключевые слова: техническое и профессиональное образование, система дуальной подготовки, социальное партнерство, Национальная квалификационная система, Казахстан.

Keywords: technical and professional system of dual training, social partnership, National qualification system, Kazakhstan.

Основой модернизации системы технического и профессионального образования (далее — ТиПО) является обновление структуры и содержания ТиПО с учетом запросов инду-

стриально-инновационного развития экономики, с активным привлечением представителей бизнеса (работодателей).

Для повышения эффективности и активности привлечениея представителей бизнеса к управлению системой подготовки кадров ТиПО сформирована принципиально новая модель управления. Обеспечение активного участия бизнеса и профессионального сообщества на республиканском уровне реализуется через создание Национального совета по профессионально-техническому образованию при Правительстве Казахстана. На региональном уровне вопросы обеспечения экономики страны решаются квалифицированными кадрами через 16 региональных и 14 отраслевых советов.

Одним из важных аспектов развития ТиПО стало создание в 2011 г НАО «Холдинг Кэсщор». Наряду с внедрением в систему ТиПО механизмов корпоративного управления и инновационных технологий на «Холдинг Кэсщор» возложено проектирование новой инфраструктуры через создание сети колледжей мирового уровня в городах Алматы, Астана, Актобе и Шымкент (табл.)*.

Таблица

Мощность и распределение новых колледжей «Кэсткор», чел.

Направление подготовки кадров Астана Алматы Шымкент Актобе

Школа инженерии 300 200 300

Школа архитектуры и строительства 200 300 300

Школа информационных и коммуникационных технологий 300 300 300 300

Школа дизайна и проектирования 200 200 300

Школа АПК 300

Школа машиностроения 200 200

Школа профессионального обучения (Школа ремесел) 300 300 300 300

Всего 1500 1500 1200 1200

*Источник — АО «Кэапцор»

Специализация колледжей мирового уровня направлена на подготовку квалифицированных кадров для реализации проектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны (ГПФИИР).

Развитие системы технического и профессионального образования предусматривает модель социального партнерства, ориентированную на эффективную деятельность учебных заведений (профессиональных лицеев и колледжей) по подготовке кадров в соответствии с требованиями и приоритетами экономики страны.

Внесенные на законодательном уровне новые положения предусматривают непосредственное участие работодателей не только в обновлении содержания ТиПО, но и в организации учебного процесса (в качестве лекторов по новой технике и технологии производства, в предоставлении мест для прохождения профессиональной практики обучающихся, в работе выпускных квалификационных комиссий).

Привлечение к процессу обучения высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт в соответствующих отраслях экономики, и непосредственное участие работодателей в оценке профессиональной подготовленности выпускников ТиПО являются решающими факторами обеспечения качества подготовки кадров и поднятия ответственности учебных заведений за качество обучения.

Одним из нововведений в развитии системы технического и профессионального образования страны стала активизация внедрения основных принципов дуальной системы подготовки кадров.

В первый год реализации Госпрограммы развития образования на 2011-2020 гг. активизирована совместная работа учебных заведений ТиПО в соответствии с профилем подготовки национальных холдингов и компаний. Так, в 2011 г. 96 учебных заведений ТиПО, осуществляющих подготовку специалистов в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, транспорт, металлургия, машиностроение, нефтегазовое и химическое производство, заключили двусторонние договоры о сотрудничестве с АО «Холдинг "КазАгро"», «Казахстан Тем1рЖолы», «Алюминий Казахстана», «Донской горнообогатительный комбинат», «КазМунайГаз», «Казахстанский электролизный завод»,

«АрселорМиттал Темиртау», «Казахстан Инжиниринг», корпорацией «Казахмыс» и др.

Сегодня, в условиях так называемого знаниевого общества, характеризующегося ускоренным научно-техническим развитием, глобализационными и интеграционными процессами, традиционные модели развития рынка труда претерпевают коренные изменения. Происходит быстрое устаревание одних профессий и возникновение новых, изменяется содержание професий и систем организации труда. Уже недостаточно приобретать профессию на всю жизнь и повышать квалификацию раз в пять лет, необходимо быть готовым к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию для эффективной адаптации к изменяющимся условиям. Становятся необходимыми и различные гибкие формы как для обучения, так и для официального признания его результатов. Для этого, в свою очередь, необходимо иметь четко структурированное описание результатов обучения и способы определения результатов, то есть необходима рамка квалификации и национальная квалификационная система. Национальная квалификационная система (НКС) является практическим механизмом повышения качества рабочей силы, отвечающим задачам повышения конкурентоспособности экономики и роста благосостояния населения республики. Национальная квалификационная система является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований рынка труда.

Национальная квалификационная система включает в себя единые процессы обеспечения качества оценки знаний, умений и навыков, единые стандартные требования к экспертам по оценке и предназначена для обеспечения признания, оценки, сертификации и аккредитации профессиональных компетенций и квалификаций (результатов образования и обучения).

Внедрение в Казахстане Национальной квалификационной системы соответствует потребностям модернизации технического и профессионального образования и обеспечивает решение следующих задач:

— внедрение широкопрофильных образовательных программ ТиПО, направленных на развитие базовых навыков и компетенций;

Priorities for development of the system of professional education

— упрощение подготовки комплекса квалификаций за счет использования общепринятого набора описаний (дескрипторов) квалификаций, а также показателей;

— установление согласованных и последовательных связей между существующими в стране квалификациями и типами обучения;

— сопоставимость квалификаций в Казахстане с квалификациями европейских стран;

— взаимное признание сертификатов об образовании, что будет способствовать трудовой мобильности граждан Казахстана и привлечению квалифицированных специалистов в Казахстан;

— ориентация образовательных стандартов на потребности рынка труда;

— разработка требований к выпускникам учреждений профессионального образования посредством инструмента для социальных партнеров;

— внедрение системы аккредитации программ ТиПО в соответствии с международной практикой;

— возможность обучения в течение всей жизни в рамках как формального, так и неформального обучения.

Таким образом, вопросы взаимодействия системы ТиПО с рынком труда на основе развитой Национальной системы квалификации становятся основными, так как определяют качество профессионального образования и его соответствие запросам рынка труда.

Преимущества внедрения НКС состоят в следующем:

— связь умений, знаний и компетенций с потребностями рынка труда;

— охват всех видов образовательных программ;

— содействие развитию обучения в течение всей жизни;

— включение всех заинтересованных сторон;

— соотнесение компетенций с конкретным уровнем квалификаций;

— повышение мотивации к обучению на рабочем месте;

— соответствие квалификаций реальным умениям работников.

Разработка Национальной квалификационной системы и Национальной рамки квалификаций требует комплексной перестройки всей системы профессионального

образования, включая разработку образовательных стандартов и программ, внедрения новых методов обучения и оценки; привлечения значительных инвестиций; формирования эффективной системы обеспечения качества; разработки механизмов признания квалификаций и др.

В целях повышения качества подготовки кадров в учебных заведениях технического и профессионального образования к работе квалификационных комиссий по оценке профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускникам активно привлекаются работодатели (2/3 состава комиссии состоят из представителей бизнеса). Лицам, успешно прошедшим квалификационный экзамен, присваивается соответствующий уровень квалификации по конкретной специальности и выдается свидетельство — сертификат установленного образца.

Работу по внедрению системы независимой от организации образования оценки профессиональной подготовленности выпускников курирует Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации МОН РК (РНМЦ МОН РК).

В 2011 г., по данным РНМЦ МОН РК, с участием работодателей через систему независимой от организации образования оценку уровня квалификации (НОК) прошли 122,6 тыс. выпускников ТиПО по 150 специальностям (в 2010 г. — по 125 специальностям 105,5 тыс.).

Показатель достижения выпускниками ТиПО порогового балла НОК по республике в 2011 г. составил 72,3 % (88 691 человек). Высокий уровень подготовленности показали выпускники Западно-Казахстанской (86,1 %% чел.), Акмолинской (83,7 %% чел.) областей и города Астана (82,7 % чел.). Значительно ниже общереспубликанского показатели Атырауской (58,3 %), Актюбинской (59,2 %) и Восточно-Казахстанской (63 %) областей.

Миссия организаций ТиПО — эффективное решение социальных и экономических проблем региона путем подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами. Одно из основных требований к организации образовательного процесса — соче-

тание социального заказа на специалиста и ориентация на потребности личности.

Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг. одной из основных задач модернизации системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство является обновление структуры и содержания технического и профессионального образования.

Внесены изменения и дополнения в Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования с учетом предложений отраслевых советов, ассоциаций и крупных компаний, учебно-методических объединений ТиПО. В 2011 г. разработаны и утверждены:

— Государственные общеобязательные стандарты (ГОСО) с участием международных экспертов и работодателей на основе компетентностного подхода. Компетент-ностный подход подразумевает способность специалиста решать определенную совокупность профессиональных задач на основе единства знаний, умений и опыта, способностей действовать и навыков поведения. Новый ГОСО ориентирован на потребности рынка труда, а также возможность получения нескольких уровней квалификации по одной специальности;

— образовательные программы по 65 специальностям ТиПО, типовые учебные программы по 720 специальным дисциплинам в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда к уровню квалификации. К разработке типовых учебных планов и программ привлечены социальные партнеры и международные эксперты проектов Европейского союза «Поддержка профессионально-технического образования в Республике Казахстан», Центра профессиональной подготовки и обучения (ЯКК, Норвегия) и др.

В данных типовых учебных планах и программах предусматриваются возможности комбинирования модулей для получения новых квалификаций, базовых и специальных компетенций. Внесение изменений в содержание дисциплин специального цикла

(или соответствующего модуля) с учетом требований работодателей и региональных особенностей, объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала, до 25 % при сохранении общего объема, отведенного на освоение профессиональных учебных программ, является также нововведением в обновлении содержания данного уровня образования.

Совершенствование структуры и содержания системы ТиПО предусматривает выбор различных технологий обучения, форм, методов организации и контроля учебного процесса, которые предполагают практико-ориентированное обучение.

В 2011 г. начат активный процесс внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, формирующих у обучающихся востребованные компетенции (активные, интерактивные и другие технологии обучения). В режиме эксперимента внедрены 22 программы по кредитной, модульной технологии обучения и высшей технической школы.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

— Наблюдается снижение контингента обучающихся организаций ТиПО. С целью привлечения молодежи к обучению в учебных заведениях ТиПО необходимо усилить информационно-разъяснительную и проф-ориентационную работу среди молодежи.

— Отмечается положительная тенденция развития социального партнерства. В соответствии с прогнозными потребностями рынка труда разработаны образовательные и типовые учебные программы. Для развития практических навыков обучающихся в рабочих учебных планах предлагается предусмотреть возможность увеличения доли профессиональной практики на производстве, внедрения элементов дуальной системы обучения.

— Действует независимый от организаций ТиПО механизм подтверждения квалификации выпускников. Вместе с тем внедрение независимой от системы образования модели подтверждения и присвоения квалификации необходимо привести в соответствие с основными положениями закона Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.