Научная статья на тему 'Независимая оценка качества обучения как важнейший инструмент управления образованием в медицинских вузах'

Независимая оценка качества обучения как важнейший инструмент управления образованием в медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / QUALITY OF THE EDUCATION / MEDICAL EDUCATION / GRADING SYSTEM / PEDAGOGICAL DIMENSIONS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Н.А., Колмакова Т.С.

В статье рассматриваются проблемы оценки качества обучения в медицинских вузах. Предлагаются пути решений, в формирования общероссийской оценочной системы, в соответствии с требованиями современной теории и практики педагогических измерений в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEU OF HPE ROSTOV MEDICAL UNIVERSITY

The assessment problems of the education quality in the medical universities are considered in the article. Ways of solution are offered, in forming all-Russian grading system, according to the demands of the modern theory and the practice of the pedagogical dimensions in the field of education. The keywords: quality of the education, medical education,grading system, pedagogical dimensions, competence. The assessment problems of the education quality in the medical universities are considered in the article. Ways of solution are offered, in forming all-Russian grading system, according to the demands of the modern theory and the practice of the pedagogical dimensions in the field of education.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества обучения как важнейший инструмент управления образованием в медицинских вузах»

педагогический опыт Журнал фундаментальной медицины и биологии

УДК 61:378.1

Н.А. Григорян, Т.С. Колмакова

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

ГГОУ ВПО Ростовский государственный медицинский университет Росздрава, Ростов-на-Дону, Кафедра медицинской биологии и генетики.

Ростов-на-Дону, Россия (344718, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29).

В статье рассматриваются проблемы оценки качества обучения в медицинских вузах. Предлагаются пути решений, в формирования общероссийской оценочной системы, в соответствии с требованиями современной теории и практики педагогических измерений в сфере образования.

Ключевые слова: качества образования, медицинское образование, оценочная система, педагогические измерения, компетенция.

N.A. Grigoryan, T.S. Kolmakova

SEU OF HPE ROSTOV MEDICAL UNIVERSITY

The Rostov state medical university, Rostov-on-Don.

Department of medical biology and genetics.

Rostov-on-Don, Russia (344718, Rostov-on-Don, str. Nakhichevan, 29).

RThe assessment problems of the education quality in the medical universities are considered in the article. Ways of solution are offered, in forming all-Russian grading system, according to the demands of the modern theory and the practice of the pedagogical dimensions in the field of education.

The keywords: quality of the education, medical education,grading system, pedagogical dimensions , competence. The assessment problems of the education quality in the medical universities are considered in the article. Ways of solution are offered, in forming all-Russian grading system, according to the demands of the modern theory and the practice of the pedagogical dimensions in the field of education.

The keywords: quality of the education, medical education, grading system, pedagogical dimensions, competence.

Журнал фундаментальной медицины и биологии

Современные тенденции развития системы образования лежат в сфере самореализации, самовоспитания и самоподготовки, в целом идет ориентация всего процесса обучения на личность обучающегося. В современном обществе способность к самоконтролю и самооценке становится для человека важнейшим качеством, а активизация творческой, рациональной и эмоциональной сфер -важнейшей составляющей качественного управления и самоуправления познавательной деятельностью через самоорганизацию обучения. Возникает вопрос: «Как организовать саморазвивающийся процесс образования, избежать авторитаризма и неподвижности в состоянии системы образования, сделать ее адаптивной к изменениям в мире?». Ответов может быть множество, но очевидным среди них становится необходимость «на входе» оценивать естественные возможности обучающихся, а «на выходе» - результат обучения в виде усвоенных знаний, умений, навыков, компетентности и компетенций, так необходимых человеку для поиска и определения своего места в обществе. При этом объективность оценок должна способствовать саморазвитию личности, повышению эффективности деятельности учреждений образования и качества образовательных программ, обеспечению запросов потребителей образовательных услуг как получение достоверной информации о качестве обучения как гарантии полученного образования. В настоящее время ставится задача обеспечения условий для организации и проведения системной, преемственной и независимой оценки результатов обучения на всех его уровнях, от начального до послевузовского, первое -подготовка кадров высшей квалификации по программам интернатуры и ординатуры, второе — дополнительное профессиональное образование путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Решению этой задачи отвечает создание в стране общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), которое протекает в тот период, когда в большинстве стран мира качество стало основным фактором, определяющим состояние, развитие и модернизацию национальных систем образования [1]. Система оценки качества образования в России начала создаваться в конце 90-х годов прошлого столетия. Она ставит целью оценку знаний обучающихся, оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности систем образования и управления ими на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. ОСОКО рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, способных создать комплексы педагогических измерителей и стандартизированных процедур оценивания, разработать наборы норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижении. Одним из важнейших условий повышения качества обучения становится систематический контроль образовательных достижений и анализ объективных данных качества учебных достижений обучающихся для получения информации о результатах, соответствующих возможностям и потребностям

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

обучающихся. Кардинальное изменение контрольно-оценочной системы, связанное, в первую очередь, с введением новых форм и методов аттестации (единого государственного экзамена (ЕГЭ), ОГЭ-9, НИКО, системы независимой оценки качества обучения студентов), итоговой аттестации и сертификации врачей по специальностям клинической медицины, науки о здоровье и профилактической медицины, фармации, введением новых образовательных стандартов в общем и профессиональном образовании, вызывает необходимость пересмотра средств и методов оценочной деятельности в образовательной практике, пересмотра используемой информации для управления и самоуправления образовательной деятельностью.

К настоящему времени разработаны теоретические подходы, модели и механизмы обеспечения качества медицинского образования, принятые всеми странами, участвующими в Болонском процессе. В частности, наибольшее распространение получила 4-х ступенчатая модель, предполагающая:

- создание национального органа по обеспечению качества и независимой оценки состояния образования (сертификация систем оценки качества);

- наличие в системе образования структур и процессов для проведения внутренней самооценки (самоаттестации) и внутреннего аудита;

- проведение оценки качества образования внешними экспертами - аудит;

- систематическую публикацию отчетов о качестве в форматах, позволяющих различным общественным группам интерпретировать оценки качества образования и соотносить получаемую информацию со своими потребностями и интересами. Практически повсеместно в системе образования создаются структуры, осуществляющие оценку качества образования, используя собственные организационные формы, контрольные измерительные материалы, технологии, критерии и нормы оценивания. Вместе с тем имеется и общая теоретическая основа - проект «Концепции общероссийской системы оценки качества образования» [2], согласно которой научно обоснованное создание систем оценки качества образования должно способствовать достижению следующих общезначимых целей:

- обеспечению единого образовательного пространства единством используемых технологий и требований к контрольным измерительным материалам;

- повышению объективности оценок и доверия к результатам независимого контроля, устранению субъективизма и авторитаризма, принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней на основе объективной информации;

- распространению положительного опыта в сочетании с критическим анализом результатов и педагогической помощью;

- выработке и обоснованию единых индикаторов и критериев качества обучения, повышающих интерес педагогов к использованию инновационных технологий обучения и организации самостоятельной работы обучающихся;

Журнал фундаментальной медицины и биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

- установлению эффективной обратной связи между участниками образовательного процесса для определения индивидуальных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов образовательной деятельности;

- повышению оперативности информирования потребителей образовательных услуг о их качестве;

- обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные организации;

- индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;

- созданию инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой. Для этого предусматриваются основные механизмы организации и проведения оценки достижений, нормативно-правовое обеспечение и принципы оценочной деятельности, среди которых можно выделить наиболее важные:

- приоритет внешней оценки качества образования перед внутренней;

- прозрачность процедур и результатов контроля, открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;

- функциональное единство оценочных процедур на различных уровнях обучения при возможном разнообразии организационно-технических решении;

- применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки достижений;

- разделение информационно-диагностических и экспертно-аналитических функций (соответственно, сбора и интерпретации информации о качестве образования);

- системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов.

Учет этих принципов должен способствовать объективности, профессиональности, гласности, прозрачности, справедливости и периодичности оценок; преемственности, подотчетности и непрерывности развития образовательных систем, в частности, биологического медицинского образования. Ключевым проблемным моментом, определяющим «нерв» всей ситуации, возникшей в медицинских вузах в системе биологического образования, является переход от административного руководства к управлению процессами и результатами обучения на основе независимости контрольно-оценочной системы, отвечающей двум принципиальным требованиям:

- качество должно быть измеримым и измеряться в случае необходимости в любой момент времени;

- результаты оценивания должны быть выражены в числовом эквиваленте и сопоставимы по любым выборкам генеральной совокупности объектов. Для этого проверка, контроль и измерение достигнутого уровня учебных достижений предполагают инструментальный подход к получению количественной информации, а наиболее совершенным методом получения оценок, является тестирование, обеспечивающее определенную

надежность и точность педагогических измерений. Создание системы объективной оценки подготовленности студентов в предметной области «биология» требует широкого использования современной технологии тестирования, разработки стандартизированных контрольных измерительных материалов и процедур их применения, программно-инструментальных средств, позволяющих осуществлять обработку результатов и их предъявление в информационные системы для различных пользователей [3]. Оценочная деятельность должна быть направлена на то, чтобы получение результата обучения, анализ состояния и поиск причин отклонений от требуемого уровня, а также прогноз тенденций в изменении качества образования способствовали повышению уровня образовательных достижений и формированию уверенности в своих возможностях каждого студента-медика. Независимый контроль учебных достижений при этом выступает как разновидность не только внешней, но и внутренней экспертизы, которую каждый субъект осуществляет в своем развитии по итогам внешней оценки, а возможность сравнить уровень своих достижений с каким-либо объективным показателем становится импульсом к саморазвитию. Одним из направлений инновационного развития оценочной системы подготовки в системе профессионального медицинского образования является использование возможностей эвалюации.

Научный термин «эвалюация» появился в конце 60-х - начале 70-х годов в социальных науках как метод оценивания результативности экспериментальной деятельности на основе получения и анализа эмпирических данных [4-5]. В образовании эвалюация рассматривается как совокупность мер по подготовке и проведению контрольно-оценочной деятельности, получению валидной образовательной информации о состоянии объектов, накоплению и анализу данных о достижениях обучающихся и образовательных систем (портфолио студента, рейтинг организаций ВО). Она в образовательной практике становится особенно актуальной в условиях участия нашей страны в международных сравнительных обследованиях. Ее механизм направлен, с одной стороны, на получение и сопоставление результатов обучения с соответствующими национальными и международными нормами и стандартами, следствием чего является выражение своеобразного вердикта доверия к результатам обучения; с другой стороны - на выявление потенциальных возможностей студентов для формирования индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) обучения, улучшения их общей и предметной подготовленности, следствием чего является определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов совершенствования каждого участника образовательного процесса, академической мобильности студента через систему стажировок.

Сегодня эвалюация является необходимым системообразующим компонентом образовательной системы для оценки качества медико-биологического образования как процесса, как результата, как системы в целом. Без нее не могут быть ре-

Журнал фундаментальной медицины и биологии

шены многие современные проблемы образовательной и медицинской сферы, не могут быть объективно оценены результаты внедрения проектов модернизации и введения новых образовательных медицинских стандартов. Логика эвалюации задается многомерными методами оценочной деятельности, охватывающей два направления: личностное, сосредоточенное на характеристике поведения каждого обучающегося, и коллективное, необходимое для эффективной организации работы студенческих коллективов. А также, для определения эффективности работы профессорско-преподавательского состава кафедр фундаментальных биолого-медицинских наук (медицинской биологии, генетики, биохимии, биофизики и других).

Как компонент образовательной деятельности эвалюация создает условия для развития обучающегося: получение результата, анализ достижении, поиск причин состояния, потребности консультирования с педагогом, планирование дальнейших действии по повышению уровня достижений, формирование уверенности в достижении планируемого результата. Объектами эвалюации могут быть:

- результаты деятельности участников образовательного процесса (успеваемость обучающихся, удовлетворенность обучающихся и преподавателей (условия образовательного процесса, комфортность пребывания в образовательном учреждении и др.), результативность мероприятий, внешняя оценка, экспертиза учебных планов, оценка качества программ и т.д.);

- соотношения затрат и достижений (определение эффективности образовательных процессов);

- успешность инновационного развития (новые технологии обучения, новые формы контроля, развитие систем управления качеством и др.);

- эффективность социального партнерства (субъект-субъектные отношения студент — ППС в организации учебной деятельности вуза, расширение возможностей дополнительного профессионального образования и др.).

Процесс совершенствования образовательной деятельности на основе данных эвалюации должен носить системный и длительный во времени характер, основываться на инновационном опыте преподавания, анализе тенденций изменений требований к качеству образования при изменениях общественных потребностей в результатах обучения молодого поколения.

Основные этапы организации оценочной деятельности в режиме эвалюации предполагают:

- выбор целей получения, анализа и интерпретации результатов измерений;

- определение объектов измерения и уровней анализа;

- выбор показателей качества педагогических измерений;

- построение репрезентативных групп испытуемых вероятностно пропорциональным методом для последующего формирования матриц эмпирических данных измерений;

- формирование матриц эмпирических данных измерений по испытуемым выборкам;

- планирование и проведение дополнительно-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

го эксперимента для сбора эмпирических данных (если есть потребность согласно задачам исследования, для факторного анализа результатов);

- выбор фасетов и формирование дизайна исследования для оценки генерализуемости эмпирических данных. Генерализуемость рассматривается как возможность распространить выводы, сделанные в результате исследования на некоторой выборке, на всю изучаемую группу или генеральную совокупность объектов (на федеральном, региональном или территориальном уровнях анализа);

- оценка надежности и валидности эмпирических данных для задач исследования;

- применение количественных или качественных методов, их обработка и сочетание для выявления состояния объектов;

- интерпретация результатов обработки данных;

- подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решении в целях повышения качества образовательного процесса.

Собственно, педагогические цели эвалюации связаны с улучшением учебной деятельности обучающегося на основе системного и последовательного, стандартизированного и объективного оценивания, способствующего развитию его навыков самоорганизации и рефлексивно-критического отношения к достижениям на основе самоанализа, самооценки, самоподготовки и самоуправления. С одной стороны, эвалюация направлена на сопоставление собственных количественных и качественных показателей с соответствующими нормами и аналогами, с другой стороны - на выявление потенциальных возможностей для достижения планируемого уровня. Идентификация собственных достижений, обучающихся в однотипной среде и осмысление своего места в однотипном ряду создают благоприятный социально-психологический фон для активизации учебной деятельности и повышения интереса к обучению. В таком случае эвалюация выступает как разновидность внутренней экспертизы, которую каждый обучающийся осуществляет сам в своем развитии, ее ведущей идеей является организация интенсивного поиска объективных методов контроля и способов устранения выявленных недостатков в структуре образовательных результатов.

Достоинством также является то, что методы эвалюации в большей степени ориентированы на оценку сформированности компетенции, что особенно актуально при введении новых образовательных стандартов. Основная цель программ эвалюации - получать информацию о результатах образования, определить слабые и сильные стороны для пересмотра образовательных программ, обеспечения условий их реализации.

Таким образом, эвалюация в образовании является интегративным понятием, которое включает все направления оценочно-аналитической деятельности: постановку целей и определение методологического подхода к измерениям учебных достижений (как правило, с опорой на динамические методы анализа изменений характеристик обучаемых); разработку логических или математических моделей измерителей; выбор методов сбора и ана-

Журнал фундаментальной медицины и биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

лиза информации (как правило, с преимущественной опорой на теорию педагогических измерении и статистические методы обработки результатов, не исключающие широкого применения качественных экспертных оценок); разработку дизайна исследования; определение методов обработки и интерпретации данных анализа; рекомендации по их Использованию для принятия управленческих решении в целях повышения качества образования.

Отличительными особенностями эвалюации как современной единой контрольно-оценочной и оценочно-аналитической системы являются объективность, высокая информативность и прогно-стичность, что достигается путем перехода к ис-

пользованию теории и практики педагогических измерений [6]. При этом измерение должно быть объективным, чтобы правильно указывать направление действий для получения позитивных изменений и повышения качества обучения. Кардинальное изменение контрольно-оценочной системы вызывает необходимость пересмотра средств и методов управления и самоуправления образовательной деятельностью.

Становление и развитие эвалюации в современном образовании является необходимостью и неизбежным следствием современных глобальных перемен в национальных образовательных системах 21 века.

ЛИТЕРАТУРА

1. НБолотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования. - М.: Логос.2007.

2. Концепция общероссийской системы оценки качества образования (проект, версия 02.02.08, вторая редакция).

3. Григорян Н.А. Повышение профессиональной компетентности преподавателей высшей школы в условиях модернизации российского образования. - Сборник научных трудов ¡¡¡Международной научно-практической конференции под общей редакцией С.В.Казначеева. Казначеевские чтения № 2, 2015.с.433-437.

4. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / Под ред. А.Л. Гаври-

кова, М.Н. Певзнера. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.

5. Ефремова Н.Ф., Звонникова В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в образовании. / Педагогика. 2006. №2.

6. Склярова Н.Ю., Ефремова Н.Ф. Логистические процессы в образованиии. Теория и практика в управлении качеством обучения: методическое пособие/ Н.Ф.Ефремова, Н.Ю.Склярова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - 128 с. - (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.