педагогический опыт Журнал фундаментальной медицины и биологии
УДК 61:378.1
Н.А. Григорян, Т.С. Колмакова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
ГГОУ ВПО Ростовский государственный медицинский университет Росздрава, Ростов-на-Дону, Кафедра медицинской биологии и генетики.
Ростов-на-Дону, Россия (344718, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29).
В статье рассматриваются проблемы оценки качества обучения в медицинских вузах. Предлагаются пути решений, в формирования общероссийской оценочной системы, в соответствии с требованиями современной теории и практики педагогических измерений в сфере образования.
Ключевые слова: качества образования, медицинское образование, оценочная система, педагогические измерения, компетенция.
N.A. Grigoryan, T.S. Kolmakova
SEU OF HPE ROSTOV MEDICAL UNIVERSITY
The Rostov state medical university, Rostov-on-Don.
Department of medical biology and genetics.
Rostov-on-Don, Russia (344718, Rostov-on-Don, str. Nakhichevan, 29).
RThe assessment problems of the education quality in the medical universities are considered in the article. Ways of solution are offered, in forming all-Russian grading system, according to the demands of the modern theory and the practice of the pedagogical dimensions in the field of education.
The keywords: quality of the education, medical education,grading system, pedagogical dimensions , competence. The assessment problems of the education quality in the medical universities are considered in the article. Ways of solution are offered, in forming all-Russian grading system, according to the demands of the modern theory and the practice of the pedagogical dimensions in the field of education.
The keywords: quality of the education, medical education, grading system, pedagogical dimensions, competence.
Журнал фундаментальной медицины и биологии
Современные тенденции развития системы образования лежат в сфере самореализации, самовоспитания и самоподготовки, в целом идет ориентация всего процесса обучения на личность обучающегося. В современном обществе способность к самоконтролю и самооценке становится для человека важнейшим качеством, а активизация творческой, рациональной и эмоциональной сфер -важнейшей составляющей качественного управления и самоуправления познавательной деятельностью через самоорганизацию обучения. Возникает вопрос: «Как организовать саморазвивающийся процесс образования, избежать авторитаризма и неподвижности в состоянии системы образования, сделать ее адаптивной к изменениям в мире?». Ответов может быть множество, но очевидным среди них становится необходимость «на входе» оценивать естественные возможности обучающихся, а «на выходе» - результат обучения в виде усвоенных знаний, умений, навыков, компетентности и компетенций, так необходимых человеку для поиска и определения своего места в обществе. При этом объективность оценок должна способствовать саморазвитию личности, повышению эффективности деятельности учреждений образования и качества образовательных программ, обеспечению запросов потребителей образовательных услуг как получение достоверной информации о качестве обучения как гарантии полученного образования. В настоящее время ставится задача обеспечения условий для организации и проведения системной, преемственной и независимой оценки результатов обучения на всех его уровнях, от начального до послевузовского, первое -подготовка кадров высшей квалификации по программам интернатуры и ординатуры, второе — дополнительное профессиональное образование путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Решению этой задачи отвечает создание в стране общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), которое протекает в тот период, когда в большинстве стран мира качество стало основным фактором, определяющим состояние, развитие и модернизацию национальных систем образования [1]. Система оценки качества образования в России начала создаваться в конце 90-х годов прошлого столетия. Она ставит целью оценку знаний обучающихся, оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности систем образования и управления ими на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. ОСОКО рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, способных создать комплексы педагогических измерителей и стандартизированных процедур оценивания, разработать наборы норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижении. Одним из важнейших условий повышения качества обучения становится систематический контроль образовательных достижений и анализ объективных данных качества учебных достижений обучающихся для получения информации о результатах, соответствующих возможностям и потребностям
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
обучающихся. Кардинальное изменение контрольно-оценочной системы, связанное, в первую очередь, с введением новых форм и методов аттестации (единого государственного экзамена (ЕГЭ), ОГЭ-9, НИКО, системы независимой оценки качества обучения студентов), итоговой аттестации и сертификации врачей по специальностям клинической медицины, науки о здоровье и профилактической медицины, фармации, введением новых образовательных стандартов в общем и профессиональном образовании, вызывает необходимость пересмотра средств и методов оценочной деятельности в образовательной практике, пересмотра используемой информации для управления и самоуправления образовательной деятельностью.
К настоящему времени разработаны теоретические подходы, модели и механизмы обеспечения качества медицинского образования, принятые всеми странами, участвующими в Болонском процессе. В частности, наибольшее распространение получила 4-х ступенчатая модель, предполагающая:
- создание национального органа по обеспечению качества и независимой оценки состояния образования (сертификация систем оценки качества);
- наличие в системе образования структур и процессов для проведения внутренней самооценки (самоаттестации) и внутреннего аудита;
- проведение оценки качества образования внешними экспертами - аудит;
- систематическую публикацию отчетов о качестве в форматах, позволяющих различным общественным группам интерпретировать оценки качества образования и соотносить получаемую информацию со своими потребностями и интересами. Практически повсеместно в системе образования создаются структуры, осуществляющие оценку качества образования, используя собственные организационные формы, контрольные измерительные материалы, технологии, критерии и нормы оценивания. Вместе с тем имеется и общая теоретическая основа - проект «Концепции общероссийской системы оценки качества образования» [2], согласно которой научно обоснованное создание систем оценки качества образования должно способствовать достижению следующих общезначимых целей:
- обеспечению единого образовательного пространства единством используемых технологий и требований к контрольным измерительным материалам;
- повышению объективности оценок и доверия к результатам независимого контроля, устранению субъективизма и авторитаризма, принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней на основе объективной информации;
- распространению положительного опыта в сочетании с критическим анализом результатов и педагогической помощью;
- выработке и обоснованию единых индикаторов и критериев качества обучения, повышающих интерес педагогов к использованию инновационных технологий обучения и организации самостоятельной работы обучающихся;
Журнал фундаментальной медицины и биологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
- установлению эффективной обратной связи между участниками образовательного процесса для определения индивидуальных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов образовательной деятельности;
- повышению оперативности информирования потребителей образовательных услуг о их качестве;
- обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные организации;
- индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;
- созданию инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой. Для этого предусматриваются основные механизмы организации и проведения оценки достижений, нормативно-правовое обеспечение и принципы оценочной деятельности, среди которых можно выделить наиболее важные:
- приоритет внешней оценки качества образования перед внутренней;
- прозрачность процедур и результатов контроля, открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
- функциональное единство оценочных процедур на различных уровнях обучения при возможном разнообразии организационно-технических решении;
- применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки достижений;
- разделение информационно-диагностических и экспертно-аналитических функций (соответственно, сбора и интерпретации информации о качестве образования);
- системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов.
Учет этих принципов должен способствовать объективности, профессиональности, гласности, прозрачности, справедливости и периодичности оценок; преемственности, подотчетности и непрерывности развития образовательных систем, в частности, биологического медицинского образования. Ключевым проблемным моментом, определяющим «нерв» всей ситуации, возникшей в медицинских вузах в системе биологического образования, является переход от административного руководства к управлению процессами и результатами обучения на основе независимости контрольно-оценочной системы, отвечающей двум принципиальным требованиям:
- качество должно быть измеримым и измеряться в случае необходимости в любой момент времени;
- результаты оценивания должны быть выражены в числовом эквиваленте и сопоставимы по любым выборкам генеральной совокупности объектов. Для этого проверка, контроль и измерение достигнутого уровня учебных достижений предполагают инструментальный подход к получению количественной информации, а наиболее совершенным методом получения оценок, является тестирование, обеспечивающее определенную
надежность и точность педагогических измерений. Создание системы объективной оценки подготовленности студентов в предметной области «биология» требует широкого использования современной технологии тестирования, разработки стандартизированных контрольных измерительных материалов и процедур их применения, программно-инструментальных средств, позволяющих осуществлять обработку результатов и их предъявление в информационные системы для различных пользователей [3]. Оценочная деятельность должна быть направлена на то, чтобы получение результата обучения, анализ состояния и поиск причин отклонений от требуемого уровня, а также прогноз тенденций в изменении качества образования способствовали повышению уровня образовательных достижений и формированию уверенности в своих возможностях каждого студента-медика. Независимый контроль учебных достижений при этом выступает как разновидность не только внешней, но и внутренней экспертизы, которую каждый субъект осуществляет в своем развитии по итогам внешней оценки, а возможность сравнить уровень своих достижений с каким-либо объективным показателем становится импульсом к саморазвитию. Одним из направлений инновационного развития оценочной системы подготовки в системе профессионального медицинского образования является использование возможностей эвалюации.
Научный термин «эвалюация» появился в конце 60-х - начале 70-х годов в социальных науках как метод оценивания результативности экспериментальной деятельности на основе получения и анализа эмпирических данных [4-5]. В образовании эвалюация рассматривается как совокупность мер по подготовке и проведению контрольно-оценочной деятельности, получению валидной образовательной информации о состоянии объектов, накоплению и анализу данных о достижениях обучающихся и образовательных систем (портфолио студента, рейтинг организаций ВО). Она в образовательной практике становится особенно актуальной в условиях участия нашей страны в международных сравнительных обследованиях. Ее механизм направлен, с одной стороны, на получение и сопоставление результатов обучения с соответствующими национальными и международными нормами и стандартами, следствием чего является выражение своеобразного вердикта доверия к результатам обучения; с другой стороны - на выявление потенциальных возможностей студентов для формирования индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) обучения, улучшения их общей и предметной подготовленности, следствием чего является определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов совершенствования каждого участника образовательного процесса, академической мобильности студента через систему стажировок.
Сегодня эвалюация является необходимым системообразующим компонентом образовательной системы для оценки качества медико-биологического образования как процесса, как результата, как системы в целом. Без нее не могут быть ре-
Журнал фундаментальной медицины и биологии
шены многие современные проблемы образовательной и медицинской сферы, не могут быть объективно оценены результаты внедрения проектов модернизации и введения новых образовательных медицинских стандартов. Логика эвалюации задается многомерными методами оценочной деятельности, охватывающей два направления: личностное, сосредоточенное на характеристике поведения каждого обучающегося, и коллективное, необходимое для эффективной организации работы студенческих коллективов. А также, для определения эффективности работы профессорско-преподавательского состава кафедр фундаментальных биолого-медицинских наук (медицинской биологии, генетики, биохимии, биофизики и других).
Как компонент образовательной деятельности эвалюация создает условия для развития обучающегося: получение результата, анализ достижении, поиск причин состояния, потребности консультирования с педагогом, планирование дальнейших действии по повышению уровня достижений, формирование уверенности в достижении планируемого результата. Объектами эвалюации могут быть:
- результаты деятельности участников образовательного процесса (успеваемость обучающихся, удовлетворенность обучающихся и преподавателей (условия образовательного процесса, комфортность пребывания в образовательном учреждении и др.), результативность мероприятий, внешняя оценка, экспертиза учебных планов, оценка качества программ и т.д.);
- соотношения затрат и достижений (определение эффективности образовательных процессов);
- успешность инновационного развития (новые технологии обучения, новые формы контроля, развитие систем управления качеством и др.);
- эффективность социального партнерства (субъект-субъектные отношения студент — ППС в организации учебной деятельности вуза, расширение возможностей дополнительного профессионального образования и др.).
Процесс совершенствования образовательной деятельности на основе данных эвалюации должен носить системный и длительный во времени характер, основываться на инновационном опыте преподавания, анализе тенденций изменений требований к качеству образования при изменениях общественных потребностей в результатах обучения молодого поколения.
Основные этапы организации оценочной деятельности в режиме эвалюации предполагают:
- выбор целей получения, анализа и интерпретации результатов измерений;
- определение объектов измерения и уровней анализа;
- выбор показателей качества педагогических измерений;
- построение репрезентативных групп испытуемых вероятностно пропорциональным методом для последующего формирования матриц эмпирических данных измерений;
- формирование матриц эмпирических данных измерений по испытуемым выборкам;
- планирование и проведение дополнительно-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
го эксперимента для сбора эмпирических данных (если есть потребность согласно задачам исследования, для факторного анализа результатов);
- выбор фасетов и формирование дизайна исследования для оценки генерализуемости эмпирических данных. Генерализуемость рассматривается как возможность распространить выводы, сделанные в результате исследования на некоторой выборке, на всю изучаемую группу или генеральную совокупность объектов (на федеральном, региональном или территориальном уровнях анализа);
- оценка надежности и валидности эмпирических данных для задач исследования;
- применение количественных или качественных методов, их обработка и сочетание для выявления состояния объектов;
- интерпретация результатов обработки данных;
- подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решении в целях повышения качества образовательного процесса.
Собственно, педагогические цели эвалюации связаны с улучшением учебной деятельности обучающегося на основе системного и последовательного, стандартизированного и объективного оценивания, способствующего развитию его навыков самоорганизации и рефлексивно-критического отношения к достижениям на основе самоанализа, самооценки, самоподготовки и самоуправления. С одной стороны, эвалюация направлена на сопоставление собственных количественных и качественных показателей с соответствующими нормами и аналогами, с другой стороны - на выявление потенциальных возможностей для достижения планируемого уровня. Идентификация собственных достижений, обучающихся в однотипной среде и осмысление своего места в однотипном ряду создают благоприятный социально-психологический фон для активизации учебной деятельности и повышения интереса к обучению. В таком случае эвалюация выступает как разновидность внутренней экспертизы, которую каждый обучающийся осуществляет сам в своем развитии, ее ведущей идеей является организация интенсивного поиска объективных методов контроля и способов устранения выявленных недостатков в структуре образовательных результатов.
Достоинством также является то, что методы эвалюации в большей степени ориентированы на оценку сформированности компетенции, что особенно актуально при введении новых образовательных стандартов. Основная цель программ эвалюации - получать информацию о результатах образования, определить слабые и сильные стороны для пересмотра образовательных программ, обеспечения условий их реализации.
Таким образом, эвалюация в образовании является интегративным понятием, которое включает все направления оценочно-аналитической деятельности: постановку целей и определение методологического подхода к измерениям учебных достижений (как правило, с опорой на динамические методы анализа изменений характеристик обучаемых); разработку логических или математических моделей измерителей; выбор методов сбора и ана-
Журнал фундаментальной медицины и биологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
лиза информации (как правило, с преимущественной опорой на теорию педагогических измерении и статистические методы обработки результатов, не исключающие широкого применения качественных экспертных оценок); разработку дизайна исследования; определение методов обработки и интерпретации данных анализа; рекомендации по их Использованию для принятия управленческих решении в целях повышения качества образования.
Отличительными особенностями эвалюации как современной единой контрольно-оценочной и оценочно-аналитической системы являются объективность, высокая информативность и прогно-стичность, что достигается путем перехода к ис-
пользованию теории и практики педагогических измерений [6]. При этом измерение должно быть объективным, чтобы правильно указывать направление действий для получения позитивных изменений и повышения качества обучения. Кардинальное изменение контрольно-оценочной системы вызывает необходимость пересмотра средств и методов управления и самоуправления образовательной деятельностью.
Становление и развитие эвалюации в современном образовании является необходимостью и неизбежным следствием современных глобальных перемен в национальных образовательных системах 21 века.
ЛИТЕРАТУРА
1. НБолотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования. - М.: Логос.2007.
2. Концепция общероссийской системы оценки качества образования (проект, версия 02.02.08, вторая редакция).
3. Григорян Н.А. Повышение профессиональной компетентности преподавателей высшей школы в условиях модернизации российского образования. - Сборник научных трудов ¡¡¡Международной научно-практической конференции под общей редакцией С.В.Казначеева. Казначеевские чтения № 2, 2015.с.433-437.
4. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / Под ред. А.Л. Гаври-
кова, М.Н. Певзнера. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.
5. Ефремова Н.Ф., Звонникова В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в образовании. / Педагогика. 2006. №2.
6. Склярова Н.Ю., Ефремова Н.Ф. Логистические процессы в образованиии. Теория и практика в управлении качеством обучения: методическое пособие/ Н.Ф.Ефремова, Н.Ю.Склярова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014. - 128 с. - (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя.)