Научная статья на тему 'Влияние модернизации образования на развитие социосистем'

Влияние модернизации образования на развитие социосистем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОСИСТЕМА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / РАЗВИТИЕ / SOCIAL SYSTEM / QUALITY OF EDUCATION / CONTROL AND EVALUATION SYSTEM / INFORMATION EXCHANGE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Надежда Фёдоровна

Рассмотрены общие закономерности самоорганизации, отдельные свойства целостных систем, взаимосвязи развития социально-экономических и социально-педагогических систем в их единстве, сходстве и различиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of education: impact on social system development

General laws of self-organization, certain features of the integral systems, relationship of the socioeconomic and socio-educational systems development in their unity, similarity and difference, are considered.

Текст научной работы на тему «Влияние модернизации образования на развитие социосистем»

УДК 371.273(07)+378.001.891

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИОСИСТЕМ

Н.Ф. ЕФРЕМОВА

(Донской государственный технический университет)

Рассмотрены общие закономерности самоорганизации, отдельные свойства целостных систем, взаимосвязи развития социально-экономических и социально-педагогических систем в их единстве, сходстве и различиях. Ключевые слова: социосистема, качество образования, контрольно-оценочная система, информационный обмен, развитие.

Введение. Чтобы рассматривать развитие социосистемы, исполняющей главную регулирующую обратную связь в развитии человека, необходимо понимать и учитывать законы изменений социальной среды его обитания, адаптацию поколений к этим изменениям.

В последнее время деятельность человека в социосистемах носит все более интеллектуальный характер, а накопленный обществом запас знаний сегодня индивидуумом не может быть учтен и переработан старыми средствами. Поэтому очень важно рассматривать в неразрывных отношениях изменения системы образования с изменениями социосистемы, составной частью которой и является сама система образования, в свою очередь распадающаяся на отдельные элементы. Поэтому изменения социосистемы непременно затрагивают систему образования. В то же время модернизация системы образования создает условия для развития социосистемы и более качественных условий ее существования.

Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время в результате социально-экономических преобразований, интеграционных процессов и глобализации, компьютеризации и информатизации она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества. Во всем мире непрерывно идет поиск новых методов обучения подрастающего поколения, становления информационной культуры в образовательных системах и на производстве, надежных механизмов оценки уровня подготовленности человека к получению профессии и умений исполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями времени.

Проблема обеспечения качества образования для повышения качества жизни. Понятие «качество образования» получило Международное гражданство на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня образования становится одной из главных задач на длительную перспективу. В конце XX века тема качества образования становится главным предметом обсуждения и практических действий, ключевым термином и категорией государственной образовательной политики многих стран. В условиях стремительно изменяющегося мира перед системой образования стоят задачи подготовки личности, готовой к различным изменениям и умеющей адаптироваться к окружающей среде. Качественное образование рассматривается как основа социального развития и экономического роста через ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта по принципу опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта, качества образовательных систем и качества управления ими.

До недавнего времени между системой образования и социосистемой наблюдалось пренебрежимо слабое проявление обратных связей как потоков информации между внутренней средой системы образования и внешней средой - целостной социосистемой. Их взаимодействие осуществляют два непрерывных взаимообусловленных потока информации: поток, направленный на сбор, аккумуляцию и переработку информации как запросов социума, и поток информации, потребляемой средой. Средой в данном случае выступает социосистема: ее структура, состояние,

законы развития и их суммарное действие, порождающееся взаимодействием элементов, образующих социосистему.

Социосистема в современном понимании рассматривается как структура общественного устройства носителей разума - человечества. Иначе говоря, социосистема есть способ организации носителей разума, подобно тому, как экосистема естественным образом является способом организации живых существ [1]. Глобальная или мировая социосистема состоит из национальных социосистем, определяет способы их взаимодействия и развития. Структурным элементом социосистем любого уровня является человек как носитель общественных отношений и пользователь возможностей среды обитания, а с изменением условий существования социосистемы каждый раз меняются ее пространственно-временные координаты, а соответственно, и требования к входящим в нее поколениям. Взаимоотношения отдельных индивидуумов рассматриваются как низший уровень отношений в социосистемах, на котором в полной мере действует принцип неопределенности. Согласно ему нельзя однозначно судить о поведении всей системы по состоянию отдельных индивидуумов, поскольку у каждого индивидуума его состояние и поведение меняются не только в зависимости от отношения конкретно взаимодействующего с ним индивидуума, но также от поведения множества других, о существовании которых он даже и не подозревает. Поэтому то или иное событие в жизни и деятельности индивидуума воспринимается как случайное стечение обстоятельств. Эволюция среды обитания представляет собой сложный и противоречивый процесс, в целом решающий задачи формирования новых условий для социальной и культурной адаптации элементов социосистем.

Таким образом, изменившиеся условия есть следствие изменения выходных характеристик систем более высоких рангов. Поэтому, говоря о динамическом развитии национальных социосистем, следует отметить, что как в них самих, так и между ними качественно меняются функциональные отношения, а человек как субъект той или иной социосистемы в разные периоды ее развития характеризуется определенным уровнем знания и культуры, является инициатором преобразования самой социосистемы.

Само устойчивое развитие, решение социально-экономических проблем населения, ликвидация нищеты, любых форм социально-экономической дискриминации являются основой и непременным условием для формирования в обществе культуры мира и ненасилия, для укрепления соответствующих норм поведения. Только обеспечение насущных потребностей всех слоев и групп населения и, прежде всего, права на труд, на образование, на достойное существование позволяют идеям культуры мира укрепиться в сознании абсолютного большинства членов общества [2].

Учитывая влияние социальных факторов на развитие общества, сегодня одно из наиболее существенных изменений заключается в том, что условия реализации базисных ценностей в последнее время для россиян стали значительно более важными, чем ранее, так как появился выбор не только между самими ценностями, но и между жизненными стратегиями их достижения [3].

Задачи устойчивого развития общества ЮНЕСКО формулирует следующим образом: процветание, справедливость и здоровая окружающая среда являются мечтой человека о лучшем будущем [4]. Устойчивое развитие делает возможным осуществление этой мечты посредством правильно сделанного выбора и правильной политики, направленных на решение трех взаимосвязанных задач:

- достижения экономического роста;

- охраны окружающей среды;

- достижения социальной справедливости.

Социальные трансформации, интенсивно влияющие на различные подсистемы общества, являются источником существенного воздействия и на систему образования, которая, в свою очередь, сама состоит из подсистем обеспечения условий обучения, процесса обучения, контроля и

оценки достижений, обусловленных формированием в начальном, среднем, полном и профессиональном образовании инновационными процессами обучения.

Проблемы образования и место эвалюации в их решении. Специфика рассматриваемой в данной статье проблемы связана с изучением влияния закономерностей результатов эвалюации (способа системного оценивания результатов на различных стадиях обучения) на формирование компетентностных подходов в развитии элементов социосистем. В данном случае к элементам социосистем можно отнести национальную систему образования в целом, региональные и муниципальные образовательные системы, образовательные учреждения, органы управления образованием, субъекты образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители и др.) и многочисленных пользователей (вузы, ссузы, предприятия и общественные организации).

Особое внимание обращается на спектр таких проблем образования, как:

а) использование механизмов саморегуляции и самоорганизации субъектов обучения как элементов социосистем для адаптации к стремительно изменяющейся общественно-социальной среде;

б) организация и государственное регулирование контрольно-оценочной деятельности на этапах итоговой аттестации обучающихся и при их переходе с одной ступени образования на другую;

в) моделирование, построение и развитие общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), соответствующей мировому уровню организации контроля в образовании;

г) формирование систем оценки качества образования как информационной основы для управления качеством обучения в соответствии с целевыми моделями требований национальных экзаменов в мировом образовательном пространстве;

д) создание современной модели мониторинга качества образования для формирования компетентностных подходов к состоянию и уровню развития элементов социосистем;

е) разработка организационной структуры эвалюации для получения надежной и оперативной информации о состоянии образовательных систем, развитие инфраструктуры информационно-аналитического обеспечения эвалюации как инструмента управления качеством образования;

ж) подготовка педагогических кадров к работе в новых условиях (информатизации, развития систем независимого контроля, возрастания роли самостоятельной работы обучающихся и ДР-)-

В работах А.В. Позднякова отмечается, что целостные системы обладают устойчивостью к возмущениям, нарушающим режим их динамики, а на воздействия извне они отвечают развитием процессов, направленных на компенсацию этих воздействий, их нейтрализацию [5]. Поэтому социосистемы, а следовательно, и их составляющие, такие как системы образования, развиваются в борьбе с равновесием. В силу этого развитие любой самоорганизующейся системы осуществляется с насыщением: положительным - на этапе формирования и отрицательным - на этапе деградации. Методы демпфирования в таких системах должны быть хорошо отработаны и действенны.

К примеру, система образования, как известно, не позволяет ее разрушить под действием случайных и частных воздействий, а все новое, прогрессивное в нее входит только путем многократных проверок и доказательств целесообразности. Тем не менее, на некотором продолжительном промежутке времени целостные системы в силу несоответствия их внутреннего состояния (содержания) изменяющимся внешним условиям сами начинают видоизменяться, внутренняя целесообразность устройства системы входит в противоречие с целесообразностью внешних условий, среды обитания, накапливается рассогласованность отношений между составляющими систему элементами.

Так, например, потребность в создании новой контрольно-оценочной системы в отечественном образовании существует независимо от нашего желания, объективно, в силу нарастающей интеграции страны в международное сообщество как глобальную социосистему. Цель ее построе-

ния - упорядоченное воздействие внешних потоков образовательной статистики на систему образования в целом путем выработки соответствующих времени норм и требований к уровню подготовки молодежи и специалистов, своевременной корректировки образовательного процесса для получения заданного результата - формирование гражданина и специалиста, способного выживать и действовать в быстро изменяющейся социально-экономической среде.

Координация этих процессов и управление ими возможны при наличии сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования - ОСОКО (рисунок).

Обр а зов ательные организации и щ системы т\

подсистема

(поставщики

информации)

Работодатели (включая государственных)

Экcпqэтнo-

аналишческая

подсистема

(поставщики экспертиз и проектов решений)

О бр а зов ательные программы

Государство (как социальный институт)

Личность, семья, структуры гражданского общества

Нормативно-

правовая

подсистема

(регулирующие нормативно -правовые акты)

ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОКО

Индивидуальные образовательные достижения

ІІнф ор мацнонно -диагностическая

Модель системы оценки качества образования в концепции ОСОКО

Происходящие в отечественном образовании события не являются результатом сочетания случайных обстоятельств, они вполне закономерны: в настоящее время необходима организация единого контрольно-оценочного пространства, способного указывать направления и способы совершенствования системы образования для подготовки конкурентоспособных специалистов, уровень подготовленности которых должен не уступать, а превышать международный уровень требований к качеству образования.

Информационное взаимодействие как фундаментальное свойство социосистемы. Развитие общества вообще и человека в частности - это процесс непрерывной адаптации к окружающей среде за счет совершенствования информационного обмена. Как в природе, так и в обществе не существуют и не могут существовать закрытые, изолированные от среды системы, они обречены на деградацию и исчезновение. Любые системы могут формироваться и развиваться, если осуществляется их взаимодействие с подобными им системами. Поэтому внешние и внутренние по отношению к человеку аспекты освоения и регулирования окружающей среды как среды жизнедеятельности носителей разума для каждого поколения представляются новым качественным уровнем, определяемым состоянием социосистем и формами их взаимодействия.

При динамическом развитии социосистем информационные ресурсы имеют ведущее значение. Одной из наиболее важных причин нарастающих в последнее время изменений социосистем является информатизация как глобальный процесс, связанный с кардинальными изменения-

ми информационной структуры общества, характера мирового социального и экономического развития, увеличения объемов информационного обмена и динамичности передачи информации, создания наукоемкого производства, форм взаимодействия национальных социосистем, деятельности людей по изменению среды обитания.

В развитии любой социосистемы имеют место два уровня обмена информацией: непосредственный обмен информацией между элементами социосистемы и обмен информацией опосредованно, через системы информационного взаимодействия. Именно процессы информационного обмена и являются фундаментальным взаимодействием социальных систем, обусловливающим их развитие. В рамках любой социосистемы можно выделить ряд фундаментальных функциональных подсистем:

- обеспечение мобильности и динамичности поведения в среде;

- взаимообмен информацией со средой;

- защита от вредоносных факторов и болезнетворных агентов внешней среды;

- информационно-управляющая подсистема, обеспечивающая скоординированность всех функциональных систем через обратную связь.

Таким образом, с одной стороны, в процессе своего развития человек взаимодействует с информационной средой и усваивает из нее функциональные модели. С другой стороны, отдельные люди, коллективы или социальные институты добывают из окружающей среды новую информацию, либо на основе уже известной информации строят новые функциональные модели и объединяют старые в более объективные и универсальные. Во взаимодействии элементов социосистемы информационный обмен различных форм и видов обусловливает перенос и усвоение информации, ее распространение между элементами социосистемы, предопределяя всякий раз их переход на следующий информационный уровень и сопутствующее этому развитие.

Информационный обмен все сильнее формирует общественное мнение, отношение к инновациям в сфере образования, в том числе к изменению контрольно-оценочной системы, к пониманию того, что ее модернизация не является надуманной или случайной, а отражает изменения и потребности современной социосистемы: создание организационной структуры эвалюации на различных уровнях системы образования с учетом компетентностных подходов.

В силу этих и ряда других причин одним из важнейших направлений модернизации образования в нашей стране является изменение контрольно-оценочной системы на основе принципов квалитологии - науки о качестве объектов и процессов, создаваемых и применяемых в человеческой и общественной практике в сфере оценки качества (теория качества, квалиметрия и теория управления качеством). Только использование научно обоснованных методов и технологий обучения и контроля может обеспечить достижение качества, усиление индивидуализации и практической реализации принципов личностно-ориентированного обучения на основе объективности оценок и дифференциации уровней подготовленности обучающихся. В настоящее время когнитивная (знаниевая) парадигма образования заменяется компетентностной, а традиционная система контроля достижений обучающихся - квалиметрической.

Модель развития новой оценочной системы позволяет наглядно описать структуру и функциональные свойства образовательных систем и их роль в развитии самих социосистем:

- система образования становится единым организмом, обеспечивающим механизмы адаптации подрастающих поколений к условиям существующей среды;

- вырабатывается единый и универсальный подход к обеспечению условий обучения и оценке его результатов;

- оценка результатов обучения становится важной составляющей функциональной среды развития и становления каждого человека, развития самих образовательных систем.

Принципиально такая система самоорганизации и самоуправления качеством образования должна опираться не только на творческий характер педагога и педагогического процесса, но также на некоторую алгоритмизацию действий педагога и стандартизацию требований к оценке

уровня подготовленности обучающихся. Концептуально такой вид оценивания учебных достижений должен базироваться:

- на независимости контрольно-оценочных процедур от образовательного учреждения;

- на квал и метрических подходах к использованию педагогических измерителей и статистических норм;

- на оперативном анализе и корректной интерпретации статистических результатов, обеспечивающих объективную оценку качества подготовленности обучающихся [6-7].

Система контроля учебных достижений эффективна и диагностична, если она будет:

- в своей структуре и содержании адекватно отражать современную гуманистическую парадигму образования, методологию дидактики и педагогической диагностики, а также специфические условия и средства педагогического процесса в данной образовательной области;

- сконструирована на основе концептуальной и содержательной моделей, отражающих достижения методологии и технологии дидактического тестирования, применительно к конкретным компетенциям, на усвоение которых ориентирован образовательный процесс;

- сопровождаться гуманистической системой стимулирования мотивации осознанного обучения и поддержки обучающихся на всех этапах работы с контрольным оценочным материалом;

- апробирована в опытно-экспериментальной работе в соответствии с современными требованиями дидактической тестологии.

Во всех странах мира сегодня стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Проводятся сравнительные международные исследования учебных достижений обучающихся в различных областях знаний (с доминирующим вниманием к естественнонаучным и математическим знаниям).

Заключение. При внешних стандартизированных процедурах оценивания учебных достижений меняется психолого-педагогическая ситуация в системе образования. Как показывает практика, при системном использовании внешнего тестирования меняются не только средства и методы контроля, но и организация образовательного процесса, а элементы тестирования вводятся в образовательную практику. Меняется и психологическая ситуация: происходит снижение степени администрирования; выявляются потребности в повышении квалификации кадров; между различными субъектами образовательного процесса исключаются причины возникновения конфликтов, характерные для традиционных опросов и экзаменов; меняется индивидуально-личностный подход субъектов образования к учебной деятельности, их мотивация и готовность к самосовершенствованию.

В таких условиях оценка соответствия учебных достижений требованиям стандарта, статистическим нормам или запросам потребителей становится одним из средств повышения качества образовательной системы, средством достижения планируемого результата, способом выявления недостатков и направлений совершенствования учебной деятельности при существенном снижении влияния субъективного фактора. В конечном счете, при развитой и научно обоснованной контрольно-оценочной системе появляется механизм управления качеством образования и, как следствие, совершенствования состояния национальной социосистемы.

Библиографический список

1. Поздняков А.В. Стратегия российских реформ / А.В. Поздняков. - Томск: Спектр, 1998.

2. Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Тез. Междунар. конгресса (к 50-летию ЮНЕСКО). - Новосибирск: Изд-во Ин-та археол. и этногр. СО РАН, 1995.

3. Пржиленская И.Б. Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - Ставрополь, 2008.

4. Руководство Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры. 31 сессия. - ЮНЕСКО. Париж, 2001, 2002.

5. Поздняков А.В. Проблемы устойчивого развития. [Электрон, ресурс]. - Режим доступа. http://www.tuad.nsk.ru/ (дата обращения 15.01.2012).

6. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга; Логос, 2007.

7. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

Материал поступил в редакцию 15.02.2012.

References

1. Pozdnyakov A.V. Strategiya rossijskix reform / A.V. Pozdnyakov. - Tomsk: Spektr, 1998. - In

Russian.

2. Obrazovanie i nauka na poroge tret'ego ty'syacheletiya: Tez. Mezhdunar. kongressa (k 50-letiyu YuNESKO). - Novosibirsk: Izd-vo In-ta arxeol. i e'tnogr. SO RAN, 1995. - In Russian.

3. Przhilenskaya I.B. E'volyuciya zhiznennogo mira rossiyan v usloviyax transformiruyush-hegosya sociuma: avtoref. dis. ... d-ra socz. nauk. - Stavropol', 2008. - In Russian.

4. Rukovodstvo General'noj konferencii OON po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury'. 31 sessiya. - YuNESKO. Parizh, 2001, 2002. - In Russian.

5. Pozdnyakov A.V. Problemy' ustojchivogo razvitiya. [E'lektron. resurs]. - Rezhim dostupa. http://www.tuad.nsk.ru/ (data obrashheniya 15.01.2012). - In Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Efremova N.F. Testovy'j kontrol' v obrazovanii: ucheb. posobie / N.F. Efremova. - М.: Universitetskaya kniga; Logos, 2007. - In Russian.

7. Efremova N.F. Podxody' k ocenivaniyu kompetencij v vy'sshem obrazovanii: ucheb. posobie / N.F. Efremova. - М.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2010. - In Russian.

MODERNIZATION OF EDUCATION: IMPACT ON SOCIAL SYSTEM DEVELOPMENT

N.F. YEFREMOVA

(Don State Technical University)

General laws of self-organization, certain features of the integral systems, relationship of the socioeconomic and socio-educational systems development in their unity, similarity and difference, are considered.

Keywords: social system, quality of education, control and evaluation system, information exchange, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.