г
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
ч
J
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ВУЗЕ
ЕФРЕМОВА Надежда Федоровна - д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогических измерений, Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону), E-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях перехода системы отечественного образования на компе-тентностное обучение большое значение приобретает независимое оценивание результатов освоения основных образовательных программ. Лучшие мировые образовательные практики, как известно, опираются на надежные оценочные системы, развитию которых уделяется очень большое внимание. В отечественном образовании этот процесс идет очень медленно и сложно. В статье отмечены основные принципы, на которых должны строиться системы оценки качества образования в вузах, показаны наиболее общие для вузов проблемы формирования фондов оценочных средств, обозначены наиболее важные направления выхода из сложившейся ситуации.
Ключевые слова: компетентностный подход, результаты обучения, системы оценивания, компетенции, оценочные средства, качество обучения, ключевые ценности оценивания достижений
Необходимым элементом гарантии качества подготовки специалистов является система независимого оценивания достижений обучающихся, органично встроенная в образовательный процесс. Формированию и развитию этой системы на федеральном уровне уделяется очень большое внимание, интенсивно идет разработка нормативной базы для создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [1]. Данная система должна выполнять функции надежной обратной связи как регулирующего элемента управления качеством деятельности всех субъектов образовательного процесса, строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования образовательного стандарта к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) на каждой ступени обучения.
К настоящему времени в российском образовании надежная система оценки такого рода пока не выстроена, есть только ее отдельные элементы, такие как единый
государственный экзамен для выпускников 11 -х классов и государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов. В вузах внутренних систем оценивания практически нет. Несмотря на значительное внимание федеральных структур управления к проблеме формирования и оценивания компетенций, по-прежнему существуют трудности в разработке соответствующего инструментария. Связано это с тем, что пока большинство научно-педагогических работников не понимают специфики компетенций, а потому и не могут их формировать и оценивать. Отсутствие профессионального педагогического образования у большинства преподавателей вузов и их ориентация только на личный опыт не позволяют адекватно воспринимать необходимость формирования и оценивания компетенций студентов. В сознании многих преподавателей устойчиво сохраняются сложившиеся представления об оценочной деятельности как о заключительном этапе обучения, присутствует негативное отношение к введению инновационных оценоч-
64
Высшее образование в России • № 7, 2015
ных средств, нет и понимания важности соотнесения результатов оценочной деятельности с самооценкой обучающихся. К сожалению, это нивелирует потенциал компетенций как результата образования, сводя, по сути, обучение нетрадиционным формам. Между тем пока не будут выстроены научно обоснованные системы оценки компетенций, считать, что в вузах осуществлен переход на компетентностное обучение, не приходится. Требуется учитывать все виды связей между знаниями, умениями, навыками для установления качества сформированных компетенций по видам деятельности, обеспечивать итоговую оценку компетенций выпускников и степень их общей готовности к профессиональной деятельности [2].
Отметим еще ряд проблем: нет разработанной методологии оценивания компетенций, отсутствует единство взглядов относительно разработки педагогических измерительных материалов, в вузах нет подготовленных кадров для конструирования современных оценочных средств и использования технологий независимого оценивания результатов обучения. Мешают отсутствие в вузах специалистов, понимающих логику формирования и оценивания компетенций, отсутствие единого графика проведения оценочных процедур по компетенциям и несогласованность действий различных кафедр при формировании и оценивании компетенций с учетом их над-предметного/метапредметного характера. Существует острая потребность в разработке качественных стандартизированных оценочных средств; нет центров их стандартизации и сертификации; нет практики разработки комплексных оценочных заданий для различных этапов обучения, нет базы научно обоснованных показателей и критериев сформированности компетенций.
Процесс оценивания компетенций должен быть: валидным (соответствовать поставленным целям обучения); надежным (использовать единообразные стандарты
или критерии, стандартизированные оценочные средства); справедливым (обеспечивать равные возможности в достижении успеха); развивающим (создавать условия для улучшения результатов); своевременным (соответствовать этапам обучения); эффективным (экономить время студента и преподавателя); целостным (проверять сформированность компетенций и их профилей). Что для этого нужно? Необходимы разработка и применение оценочных средств через эталонные квалиметрические процедуры; сочетание количественных и качественных оценок; обеспечение достоверности результатов при информационной защите материалов, процедур и первичных результатов измерения. Стандарты оценочной процедуры требуют выполнения ряда условий: периодичности проведения оценки уровня сформированности компетенций (по мере завершения изучения модуля ОПОП, дисциплин и практик); соблюдения последовательности и преемственности оценки (по мере возрастания уровней освоения ОПОП); многоступенчатости (оценка, самооценка, рефлексия, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков); единства технологии для всех студентов одной стадии обучения (заполнение оценочных листов, использование одинаковых шкал оценивания и критериев); обеспечения сопоставимости результатов оценивания по однотипным выборкам испытуемых.
Задача эффективного оценивания достижений обучающихся должна решаться путем создания фондов оценочных средств (ФОС) вуза, которые полно и адекватно отображают требования ФГОС ВПО, соответствуют целям и задачам ОПОП и учебному плану. К основным функциям ФОС относятся: разработка, хранение и учет оценочных материалов, формирование банка оценочных средств (ОС) и обеспечение их стандартизации; создание условий, гарантирующих системность и преемственность процедур оценивания; предоставле-
Обсуждаем проблему
65
ние статистических отчетов; гибкое управление правами пользователей образовательной статистики; оперативное изменение оценочных средств и пользовательских форматов результатов обучения. Это требует квалифицированного подхода к структуре и содержанию ФОС и оценочных средств, к условиям организации процесса.
Для создания и надежного функционирования ФОС в вузах надо прежде всего разработать основную документацию: положение ФОС, модели компетенций, программы их оценивания в соответствии с уровнями обучения студентов, паспорта компетенций, спецификации ОС, демонстрационные варианты ОС и рабочие пакеты оценочных средств (традиционные и инновационные комплекты ОС, сценарии деловых игр, проекты, тематики докладов, эссе, рефератов и др.). Оценивание компетенций может быть организовано в процессе выполнения проектов и компетентностно-ориентированных заданий; решения кейсов, сконструированных на примерах реальных событий. Необходимо подготовить ключи к средствам оценивания (правильные ответы на задания), оценочные бланки, показатели и критерии, шкалы оценивания, нормы качества, рекомендации по обновлению ОС (периодичность и изменение процедур, методов, технологий, показателей, критериев оценивания и др.). Должны быть в наличии системы требований к результатам обучения, форматы баз образовательной статистики результатов оценивания, методические рекомендации для обучающихся и для проверяющих. Наконец, требуются материалы для проведения зачетов, экзаменов, курсовых работ и практик, итоговой аттестации.
И, что особенно важно при компетент-ностном обучении, - вуз должен обеспечить гарантированно надежное оценивание достижений студентов на всех этапах обучения, отслеживать уровни предметной и профессиональной подготовленности, а также степень развития компетенций сту-
дентов при обучении. Следует учитывать, что данные оценочные средства проверяют не знания, а умения ими пользоваться. Оценка профессионализма студентов и выпускников может быть дана как в параметрах качества (глубина и системность знаний, сформированность навыков профессиональной деятельности), так и в количествен-ныхпоказателях (баллы, уровни, рейтинги и др.). Для разработки интегральных показателей оценки сформированности компетентности и компетенций специалиста могут быть использованы оценочные листы, в которых выделены структурные единицы компетенций в терминах трудовых функций профстандарта по направлению подготовки.
Как правило, вузам нужно решить вопросы информационно-технологического, научно-методического и кадрового сопровождения контрольно-оценочной деятельности. Кроме того, требуются программноинструментальные средства обработки результатов, проведения статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления результатов пользователям. Все это позволит формировать электронные банки образовательной статистики, объединять и дробить информацию по различным выборкам обучающихся, сравнивать их результаты между собой, определять статистические параметры контрольных измерительных материалов и критерии достижения требуемого уровня развития компетенций. Автоматизированная обработка результатов оценивания дает возможность комплектовать портфолио на каждого студента по результатам систематического контроля в течение всего периода обучения в вузе, в целом освободить преподавателей от рутинной работы по оцениванию, направив их усилия на конструирование образовательного процесса, разработку методик организации самостоятельной работы и создание современных оценочных средств.
Подводя итог, можно выделить ряд
66
Высшее образование в России • № 7, 2015
проблем вузов при формировании ФОС и структуры, обеспечивающей его функционирование [3]:
• отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы организации работ по созданию систем качества, научно обоснованных фондов оценочных средств и информационных технологически обеспеченных структур для системного оценивания достижений обучающихся;
• отсутствие подготовленных кадров для организации и проведения грамотно выстроенной оценочной деятельности в вузе, а также внешних центров сертификации этой деятельности;
• отсутствие валидного оценочного инструментария, прошедшего надежную экспертизу на качество оценочных средств;
• отсутствие методических пособий по конструированию средств оценивания компетенций, рекомендаций для разработчиков ОС и организаторов оценочного процесса, инструкции для обучающихся по вопросам оценивания их достижений;
• неготовность работодателей к экспертизе оценочных средств итоговой аттестации выпускников;
• психологическая неготовность профессорско-преподавательского состава к принятию новых принципов независимого оценивания достижений обучающихся и управления качеством образования;
• отсутствие квалифицированных центров подготовки и переподготовки преподавателей к организации и проведению оценочной деятельности, опирающейся на современную теорию и практику педагогических измерений;
• отсутствие необходимого финансирования для организации и обеспечения функционирования и совершенствования системы независимой контрольно-оценочной деятельности в вузе.
Задача построения надежной системы оценивания требует согласованных усилий как административного, так и педагогического коллектива вуза. От администрации
требуются целенаправленные организационно-управленческие действия по созданию ресурсной базы, от преподавателей -усилия по освоению теории педагогических измерений для выбора вида и содержания контролирующих заданий, умения структурирования содержания учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов; от разработчиков ОС - знания основ конструирования и стандартизации оценочных материалов и процедур оценивания.
Пути преодоления проблем обеспечения компетентностного обучения и соответствующего ему оценивания в первую очередь связаны с подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой педаго-гическихкадров. Особое внимание следует уделить квалификации и соответствующей подготовке разработчиков оценочных средств и организаторов оценивания, а также подготовке экспертов по оцениванию качества оценочных средств, их сертификации и стандартизации.
Из всего сказанного выше можно сделать следующие основные выводы. Внедрение компетентностного подхода в образование означает очень серьезное изменение всей педагогической системы профессионального образования, переход к новому типу обучения и оценивания достижений обучающихся. Сегодня педагогическая общественность не готова к такому кардинальному сдвигу, а поэтому предполагается длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия соответ-ствующихнаучно обоснованными административно взвешенных решений. Для этого требуется опора на развитую психологопедагогическую теорию или комплекс со-временныхтеорий обучения и оценивания. Однако без создания адекватной кадровой, материально-технической и информационно-технологической базы перейти к модели компетентностного обучения и оценки невозможно.
Обсуждаем проблему
67
Литература
1. Методические рекомендации МОН РФ по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций от 14.10.2013. URL: http://www.usperm.ru/ library/law/1280-14102013.
2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образова-
нии: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 416 с.
3. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования
фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 17-22. Статья поступила в редакцию 22.05.15.
THE PRINCIPLES OF INDEPENDENT EVALUATION SYSTEM IN HIGHER EDUCATION
EFREMOVA Nadezhda F. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of the Department for Education Measurement, Don State Technical University (Rostov-on-Don). E-mail: [email protected]
Abstract. The independent evaluation of the results of basic educational programs development becomes very important in the conditions of transition of the national education system to competence training. The world’s best educational practices are based on the reliable evaluation systems. The development of such systems deserves special attention. This process in Russia runs very slow and difficult. The article dwells on the basic principles of constructing the quality assessment system in higher education points out the most common problems of formation of university funds assessment tools, pointed and suggests the most important ways to improve the actual situation.
Keywords: competence approach, learning outcomes, assessment system, competence, assessment tools, teaching quality, key values for assessing the progress
References
1. Metodicheskie rekomendatsii MON RF po provedeniyu nezavisimoi otsenki kachestva raboty
obrazovatd’nykh organizatsii ot 14.10.2013 [Guidelines of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the Independent Assessment of the Quality of Educational Institutions from October 14, 2013]. Available at: http://www.usperm.ru/library/law/1280-14102013. (In Russ.)
2. Efremova N.F. (2012) Kompetentsii v obrazovanii: formirovanie i otsenivanie [Competencies in
Education: the Formation and Evaluation]. Moscow: National Education Publ., 416 p.
3. Efremova N.F. (2011) [Problems of Formation of University Funds Assessment Tools]. Vysshee
obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 3, pp. 17-22. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 22.05.15.