Научная статья на тему 'Независимая оценка и сертификация выпускников учреждений профессионального образования, персонала предприятий и организаций на региональном уровне'

Независимая оценка и сертификация выпускников учреждений профессионального образования, персонала предприятий и организаций на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ADVANCING FORMATION / CERTIFICATION / SYSTEM OF QUALIFICATIONS / AN ESTIMATION OF QUALITY OF FORMATION / THE PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калугина Татьяна Григорьевна

Представлено проблемное поле социально-образовательной деятельности по независимой оценке и сертификации выпускников учреждений профессионального образования, персонала предприятий и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem's field of the socially-educational activity by an independent estimation and certification of graduates' establishments of vocational training, the personnel of the enterprises and the organizations is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка и сертификация выпускников учреждений профессионального образования, персонала предприятий и организаций на региональном уровне»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 62-66.

Т. Г. Калугина

независимая оценка и сертификация выпускников учреждений профессионального образования, персонала предприятий и организаций на региональном уровне

Представлено проблемное поле социально-образовательной деятельности по независимой оценке и сертификации выпускников учреждений профессионального образования, персонала предприятий и организаций.

Ключевые слова: опережающее образование, сертификация, система квалификаций, оценка качества образования, профессиональный стандарт.

Решение задач модернизации экономики требует наличия высококвалифицированного персонала. В связи с этим одним из важнейших становится вопрос об оценке реальной квалификации работника. В сложившихся условиях наиболее перспективный путь решения данного вопроса лежит в русле создания системы независимой оценки и сертификации персонала, и частью этой системы должна стать оценка и сертификация выпускников учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших обучение в различных формах [1-2]. Для этого необходимо создать сеть независимых организаций, обеспечивающих такую оценку, в том числе региональные системы. Целями их создания являются:

- содействие выстраиванию в России независимой системы оценки квалификации выпускников и персонала на основе компетентностно-го подхода, принятого в экономически развитых странах;

- объединение в рамках государственно-частного партнерства усилий государственных и негосударственных структур по разработке единых требований к фактической квалификации персонала, востребованного работодателями;

- обеспечение условий для инициирования разработки национальной системы квалификаций, квалификационных справочников, отражающих реалии современной экономики с учетом перспективных направлений ее развития, установления отраслевых рамок квалификаций;

- содействие созданию структур и организаций, обеспечивающих функционирование независимой системы оценки и сертификации профессиональной квалификации кадров, обеспечение согласованности действий этих структур и организаций;

- поддержка усилий по созданию системы независимой профессиональной оценки качества

деятельности образовательных учреждений по подготовке компетентных и востребованных работодателями рабочих кадров и специалистов, а также по созданию системы корректировки образовательных стандартов и учебных программ на основе утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов.

В аспекте проблемы опережающего образования рассматриваемая постановка вопроса кажется аксиомой. На сегодняшний день очевидным становится тот факт, что по причине недопустимо низкого уровня квалификации некоторых категорий работников в России возникает угроза не только для жизни отдельных людей, но и для национальной безопасности.

Тезис о том, что профессиональное образование должно не только соответствовать потребностям и тенденциям развития экономики, но и опережать их, быть основой социально-экономического развития, является непреложным. А основными показателями опережающего образования выступают квалификационный уровень трудовых ресурсов и научно-технологический потенциал производства. При этом в понятие опережающего образования входят понятия и опережающей подготовки, и опережающего обучения. Несмотря на их научную дифференциацию, квалификация кадров остается связующим звеном данных компонентов. С этих позиций сертификация квалификаций может быть рассмотрена и как процесс, и как технология, и как результат.

О необходимости повышения уровня квалификации работников, обеспечивающих инновационное развитие экономики страны, говорил на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в августе 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев. Он отметил.

что нам нужно окончательно расчистить поле для развития профессионального образования и встроить его в те процессы, которые идут в рамках модернизации экономики. Бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы.

В ноябре 2010 г. на встрече Председателя Правительства России В. В. Путина с министром образования и науки РФ был закреплен тезис о том, что оценка качества должна перейти к профессиональным ассоциациям, работодателям, чтобы они сами решали, какие кадры им нужны. И такая оценка должна стать независимой, а не ведомственной. Встреча руководства Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) с Председателем Правительства РФ В. В. Путиным 17 мая 2011 г. подтвердила это. Было отмечено, что связующим звеном между рабочим местом и образованием являются профессиональные стандарты — технические задания на подготовку кадров. Без этого обучение не будет полноценным. Отсюда следует, что именно взаимодействие власти, образования и бизнеса позволит обеспечить высокое качество подготовки кадров. Подписанное ранее соглашение «О взаимодействии между Министерством образования и науки РФ и РСПП» (июнь 2007) уже предполагало взаимную и равную ответственность сторон по этому вопросу. В зону ответственности были включены: широкомасштабные совместные действия бизнеса и министерства, способных существенно повлиять на ситуацию в области профессионального образования и повышение качества трудовых ресурсов в пределах компетенции каждой из сторон; создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям; создание системы независимой оценки качества образования и сертификации выпускников и работников.

Но только после проведения Госсовета в августе 2010 г. эти положения были подкреплены соответствующими поручениями Президента и началось создание в России системы независимой оценки качества рабочей силы.

Причем предпосылки создания системы сертификации сложились гораздо раньше. Эти предпосылки таковы: стремительное изменение рынка труда в результате структурной перестройки экономики, освоения его международными и зарубежными компаниями, применения новых механизмов хозяйствования и управления; переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию обусловили необходимость приведения национального законодательства об образовании и труде в соответствие с международными актами и требованиями; участие России в процессах глобализации мирового хозяйства побудило адпатировать рынок труда к мировым стандартам, в первую очередь в аспекте профессиональных квалификаций работников; несоответствие сформулированных в разные периоды квалификационных характеристик профессий и должностей новым требованиям, уровня квалификации работников запросам работодателей; общая нехватка рабочей силы; не отвечающая потребностям экономики структура подготовки кадров по уровням профессионального образования, профилям подготовки обучающихся.

Произошли серьезные изменения на рынке труда: усложнились производственные системы, объекты управления, появились новые профессии и должности, стало необходимым освоение новых компетенций. Эти изменения повлекли за собой формирование принципиально иных подходов к работе с персоналом, требований к выпускникам системы профессионального образования. Отсюда возникла задача — синхронизировать кадровые системы рынка труда и рынка образования. Выявился целый комплекс проблем в разработке стандартизированных требований к профессиональным квалификациям. Данные проблемы можно классифицировать по трем основаниям.

К первой группе проблем относятся следующие:

1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих разработаны еще в начале 60-х гг. В современных условиях стали очевидны их недостатки:

- отсутствие конкретности в требованиях к знаниям, умениям, а главное, к компетенциям;

- неопределенность различий в уровнях квалификации;

- отсутствие новых видов профессиональной деятельности и требований к ним.

2. Трудности в подборе квалифицированных кадров.

3. Отсутствие квалификационных требований, отражающих современный уровень развития технологий, что не позволяет на должном уровне осуществлять профессиональную подготовку работников, проводить аттестацию и сертификацию персонала, планировать его рост.

Ко второй группе можно отнести:

1. Несоответствие уровня квалификации кадров возросшим потребностям современного рынка труда.

2. Низкий уровень готовности к переобучению, непрерывному повышению квалификации.

3. Низкий уровень адаптации персонала к современным условиям труда, требованиям бизнеса.

К третьей группе относятся:

1. Отсутствие отраслевых структур — независимых организаций, объединяющих усилия бизнес-предприятий; каждый из субъектов отраслевого рынка действует отдельно от другого и бессистемно.

2. Незаинтересованность ряда отраслей экономики в консолидации; отсутствие объединяющей их нормативно-правовой базы социального партнерства.

3. Отсутствие институциональных связей между сферами труда и образования, соответствующих новым экономическим условиям.

4. Непонимание необходимости введения профессиональных стандартов, согласования профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов, проведения независимой оценки квалификации кадров.

5. Отсутствие специалистов в области развития профессиональных квалификаций.

6. Неопределенность источников и порядка финансирования инноваций.

7. Несогласованность требований рынка труда и рынка образовательных услуг.

В целом проблемы в сфере обеспечения кадрами на уровне государства характеризуются следующими особенностями:

1. Количественный и качественный дефицит кадров, включающий следующие аспекты: на рынке труда избыток специалистов одних направлений и недостаточное количество либо полное отсутствие других; прекращение подготовки специалистов по многим важным

направлениям; демотивация, связанная с падением престижа отдельных профессий; отсутствие управленческих и инженерных кадров, способных решать задачи инновационного прорыва и создания конкурентоспособных предприятий; разрозненность субъектов управления и отсутствие сотрудничества по кадровой проблематике, что не позволяет формировать новую инфраструктуру кадрового обеспечения; отсутствие системы определения спроса и предложения кадров во всех секторах экономики; не разработана система профессиональных стандартов, нет взаимосвязи государственных образовательных и профессиональных стандартов; бездействие организационных механизмов и нехватка специалистов, способных координировать разработку профессиональных стандартов и наладить связь между представителями профессионального и образовательного сообществ.

2. Отсутствует упорядоченная система оценки.

Мы рассматриваем сертификацию как подтверждение компетентным органом, что продемонстрированные результаты обучения соответствуют требованиям установленного стандарта. Смысл сертификации определяется возможностью подтвердить имеющуюся компетенцию и получить официально признаваемый сертификат. Цель сертификации: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, соотнести с национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами в данной области деятельности, принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.

В мировом сообществе давно существуют системы сертификации, обеспечивающие стабильное и гарантированное экономическое развитие. К странам Европы с высоким уровнем развития систем сертификации необходимо отнести Бельгию, Данию, Эстонию, Финляндию, Францию, Ирландию, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Румынию, Словению, Испанию, Великобританию. В этих странах разработаны стратегия и практика признания квалификаций, позволяющие систематически идентифицировать и признавать результаты обучения. Страны со средним уровнем развития систем сертификации — Австрия, Чешская Республика, Исландия, Италия, Германия, Венгрия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Швеция. Там приняты правовые и стратегические рамки,

делаются попытки внедрения методов признания результатов сертификации. Странами с низким уровнем развития систем сертификации являются Болгария, Хорватия, Кипр, Греция, Латвия, Лихтенштейн, Словакия, Турция, Россия. В данных странах не установлены правовые и стратегические рамки, пока лишь делаются попытки внедрения методов признания или реализуются соответствующие пилотные проекты.

Создание систем оценки и сертификации профессиональных квалификаций персонала в РФ чрезвычайно важно, так как определяет, во-первых, расширение возможностей освоения компетенций на рабочем месте путем использования электронных средств, самообразования и т. п., во-вторых, повышение темпа изменения требований к работникам, вызванное постоянным внедрением новых технологий, преобразо-ваняими в организации труда, ростом связанных с этим рисков и т. д.

Сертификация выгодна всем субъектам рынка труда и рынка образования: обеспечит гражданам РФ расширение возможностей трудоустройства и конкурентоспособность на рынке труда, будет стимулировать интерес к продолжению образования и обучения; повысит потенциал предприятий в сфере управления человеческими ресурсами; оптимизирует затраты на обучение персонала; государству обеспечит снижение уровня и сокращение периода безработицы, повышение эффективности образования и обучения и содействие решению экономических задач, уменьшение затрат на образование (стоимость сертификации ниже, чем стоимость прохождения полного курса обучения) [3-4].

Инструментарием оценки профессиональных компетенций является проверка теоретических знаний и умений в соответствии с квалификационными уровнями. Проверка профессиональных способностей в соответствии с квалификационными уровнями осуществляется в системе тестового контроля для каждого уровня либо в системе комплексных практических заданий на основе профессионального стандарта.

Профессиональный стандарт — это продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессии, личностно-профессиональным качествам работника, к качеству выполняемых трудовых действий, к результатам деятельности.

Профессиональный стандарт может быть:

• национальным (федерального уровня) — создается работодателями, консолидированными по отрасли экономики, и утверждается на федеральном уровне с указанием срока действия;

• региональным — создается консолидированными по отрасли экономики объединениями работодателей и утверждается на региональном уровне с указанием срока действия;

• корпоративным (стандарт организации) — отражает требования к профессии, ограничиваясь рамками и представлениями специалистов только данной организации; не может быть предложен системе образования в качестве основы для государственных образовательных стандартов; строится по различным схемам и методикам; такой стандарт нельзя интегрировать на национальном уровне, для того чтобы построить систему профессионального стандарта по ВЭД.

Система сертификации складывается в несколько этапов: а) выявление тех профессиональных областей (профессий/специальностей), в которых наиболее актуально внедрение системы сертификации, а именно — там, где наблюдаются острая нехватка умений/кадров, высокая безработица, наличие большого количества работников из числа мигрантов и т. д.; б) создание для этих профессиональных областей профессиональных стандартов; в) подготовка кадров для системы сертификации; г) формирование институциональной инфраструктуры.

В целом система сертификации имеет следующие преимущества:

- для государства

• снижение уровня и сокращение периода безработицы;

• повышение эффективности образования и обучения и содействие решению экономических задач;

• сокращение затрат на профессиональное образование;

- для общества

• предоставление гражданам равных возможностей получения квалификации;

• облегчение процесса перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности к продолжению обучения;

• стимулирование сотрудничества заинтересованных сторон (работников, работодателей, служб занятости);

- для граждан

• расширение возможностей трудоустройства и повышение конкурентоспособности на рынке труда;

• стимулирование интереса к продолжению образования и обучения;

- для предприятий

• повышение потенциала в сфере управления человеческими ресурсами;

• оптимизация затрат на обучение персонала.

Таким образом, создание систем сертификации в России является следующим шагом после разработки национальной рамки квалификаций в решении задачи обеспечения качества рабочей силы в условиях опережающего обучения кадров для инновационной экономики.

Список литературы

1. Калугина Т. Г., Костыко Г. С. Развитие региональной системы независимой оценки качества и сертификации персонала в Челябинской области // Вестн. ЮУрГУ Сер.: Образование. Педагогические науки. 2010. Вып. 12, № 31 (164). С. 23-33.

2. Калугина Т. Г., Корнещук Н. Г. Разработка рамки квалификации как условие повышения качества профессионального образования // Совр. высш. шк.: инновац. аспект. 2010. С. 5-8.

3. Калугина Т. Г. Основные результаты научных исследований по Комплексной программе УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» // Наука — образованию : сб. науч. тр. окруж. науч.-практ. конф. Екатеринбург : Раритет, 2010. С. 169-285.

4. Калугина Т. Г., Костыко Г. С. Управление качеством рабочей силы: состояние, позиции, опыт // Успехи совр. естествознания. 2010. № 3. С. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.