УДК 331.586
СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА СФЕРЫ ТУРИЗМА
Огнева Светлана Васильевна, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, зав. кафедрой экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства, sogneva.s@bk.ru, Институт туризма и гостеприимства (Москва), (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация
The article covers the milestones of development of certification personnel in Russia, concept provisions of system of assessment and certifying of qualifications and features of this system construction for tourist business, the role of system in development of national system of qualifications.
Представлены основные этапы развития сертификации персонала в России. Проанализированы концептуальные положения системы оценки и сертификации квалификаций и особенности построения этой системы для сферы туризма. Рассмотрена роль системы в формировании национальной системы квалификаций.
Keywords: qualification, certification, labour market, quality of education, system of qualifications tourism
Ключевые слова: квалификация, сертификация, рынок труда, качество образования, система квалификаций в туризме
В обеспечении качества услуг, особенно с минимальным содержанием осязаемой доминанты, решающую роль играют квалификация и компетентность работников предприятия, особенно для тех услуг, где велика информационная составляющая. Туристская деятельность - именно та сфера деятельности, в которой квалификация и компетентность персонала являются определяющим фактором, обеспечивающим качество информации о туристском продукте, и безопасность туристов. Решение задачи эффективной подготовки трудовых ресурсов для туристской индустрии постоянно во главе внимания органов регулирования туризма, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации. Несмотря на принимаемые меры, продолжает «сохраняться дефицит квалифицированных кадров», о чем отмечается в Стратегии развития туризма до 2015 года [11] и в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации (2011-2018) [15]. Об этом же идет речь и государственной программе развития культуры и туризма, утвержденной в конце 2012 года.
Проблема обеспечения рынка труда квалифицированными трудовыми ресурсами не является проблемой конкретной отрасли, это проблема общесистемная, постепенно решаемая правительством России. Для обеспечения инновационного экономического развития России нужны новые кадры в части уровня квалификации, владения информационными технологиями, адаптивности к практической деятельности в рыночных условиях осуществления экономической деятельности. Большую роль для инновационного развития играют формируемые в процессе обучения у человека модели поведения, жизненные установки, то есть базовые представления о мире и окружающих людях, трудовая мобильность, стремление к постоянному совершенствованию в течение трудовой жизни, способности к предпринимательской деятельности.
В самые первые годы формирования новой России была поставлена задача подготовки кадров, обладающих знаниями рыночной экономики. В период экономического кризиса, сопровождавшего становление страны как самостоятельного независимого государства, была высока безработица. Тогда было необходимо, с одной стороны, организовать обучение трудоспособного населения, а с другой - создать систему отбора для работы в новых экономических условиях из числа обученного или являющегося безработным экономически активного населения. В связи с этим одним из элементов в кадровой работе организации должна была стать оценка конкретного работника, как необходимое условие при найме и последующего развития его трудового потенциала. В 1993 году Правительство России стремилось создать специализированные центры оценки персонала, ввести сертификацию профессиональных образовательных учреждений, организованных совместно с зарубежными партнерами [10].
Предложения правительства были реализованы как в части создания центров оценки квалификаций (ассессмент центр - специальная процедура проведения оценки и развития персонала - американская методология оценки), так и в части сертификации. В качестве примера можно привести создание в 1996 году системы добровольной сертификации средств обучения и образовательных услуг «Учсерт» Российской академией образования [14].
В 1997-2000 годах Правительство России, проводя структурную перестройку экономики [5], осуществило следующие мероприятия:
• создание систем сертификации и аттестации персонала;
• обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации
и аттестации преподавателей, создание единой системы подготовки, переподготовки, издание учебных и методических пособий, современных педагогических технологий;
• создание сети методических и информационных центров.
Программные мероприятия социальных реформ в России на период 1996-2000 годов [8] также включали сертификацию персонала, которая рассматривалась как необходимый инструмент оценки соответствия трудовых ресурсов требованиям рынка труда. В целях выполнения мероприятий программы социальных реформ в 1997 году, Министерством труда РФ и Госстандартом России [6] совместным постановлением была создана система сертификации персонала (экспертов и персонала организаций). Минтруд России выполнял функции Центрального органа системы сертификации персонала организаций, а Госстандарт России был центральным органом по сертификации экспертов. Однако постановление 1997 года не было полностью реализовано в части функций Минтруда, что было связано с изменением функций министерств согласно проводимой административной реформе. Созданный в рамках постановления Регистр системы сертификации персонала и сегодня успешно занимается подготовкой и сертификацией экспертов.
Механизм создания систем сертификации персонала был запущен и бизнес поддержал это направление в оценке персонала. В настоящее время эффективно функционируют системы сертификации бухгалтеров, аудиторов, маркетологов, дайверов, специалистов по управлению проектами и управлению качеством, независимых судебных экспертов, персонала в области оценки недвижимости, сметному нормированию и т.д. Во главе этой деятельности чаще всего профессиональные сообщества, саморегулируемые организации, и организации, зарекомендовавшие себя с профессиональной точки зрения при проведении обязательной сертификации услуг и систем качества. Более активно процесс создания систем сертификации персонала, начал развиваться, когда стало ясно (в 2002 году), что обязательная сертификация услуг исчерпала свои возможности.
Системы сертификации персонала постоянно создаются, но остался не решенным вопрос о требованиях к персоналу, и поэтому каждая система сертификации обрастает своими стандартами, анализ которых провести практически невозможно, ввиду закрытости этих стандартов для широкой пользовательской аудитории. Изучение систем сертификации персонала показал целесообразность создания единых требований к профессиям на качественно новом уровне. Кризис 1998 года и последующие события в развитие рыночной экономики РФ показали необходимость ускоренного формирования новых требований к знаниям, умениям и навыкам по профессиям при реализации гибких подходов к обучению, подготовке и переподготовке кадров: введение модульных
практико-ориентированных образовательных программ.
Сложившаяся к этому времени (1998-1999) подготовка кадров для рыночной экономики в системе образования не успевала за изменяющимися требованиями к профессиям на рынке труда, поскольку получение квалификации связано с определенными временными затратами, что приводит к разрыву между потребностями рынка труда в высококвалифицированной рабочей силе и предложением сферы образования. Созданные к этому времени системы сертификации персонала и услуг также не смогли повлиять на качество подготовки выпускников учебных заведений, поскольку требования к профессиям на нормативно-правовом уровне оставались прежними, во многом еще из советских времен. Нужны были новые подходы к формированию требований к персоналу, его квалификации. Такой прецедент был создан, и именно для туристской индустрии в 1999 году впервые были разработаны и применены квалификационные требования в виде профессиональных стандартов [7], которые использованы при разработке ГОС ВПО «Туризм».
В последующих решениях правительство России стало рассматривать сертификацию квалификаций и создание профессиональных стандартов как одно из направлений государственной политики регулирования качества рабочей силы на рынке труда и качества образования. Создание профессиональных стандартов как основы для сертификации квалификаций, так и аттестации персонала предприятий стало еще одним из новых направлений в нормативном регулировании качества рабочей силы.
Так, в 2003-2005 годах для повышения качества трудовых ресурсов и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, обеспечения экономики специалистами востребованных профессий предполагалось создание систем оценки качества работников, в которых проводилась бы оценка работников через оценку компетентности и способности работников реагировать на изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке [1]. Следует предположить, что имеется в виду внедрение методологии оценки персонала по компетенциям.
В 2008-2010 годах Правительство РФ предложило [2] создание нормативной базы сертификации - профессиональных стандартов - требований к оцениваемому персоналу, то есть предполагалось на основе уже имеющегося опыта разработки и применения профессиональных стандартов приступить к массовой их разработке работодателями совместно с другими заинтересованными сторонами: системой образования,
саморегулируемыми организациями и другими общественными объединениями. В целях стимулирования работодателей к развитию кадрового потенциала в этот же временной период предполагалось «проведение добровольной сертификации организаций по
результатам их деятельности по развитию персонала». Это направление было реализовано несколько иначе, хотя и преследовало ту же цель - построение эффективной системы управления персоналом: Национальный союз кадровиков разработал профессиональный стандарт (2007) и систему сертификацию (2008) в области кадрового менеджмента.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года для создания инновационной, современной системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров также предлагается использование механизма сертификации в качестве внешней независимой оценки профессиональных квалификаций [13]. Последние стратегические решения и программы их реализации в области образования и развития рынка труда предусматривают развитие механизма сертификации квалификаций как составной части системы квалификаций: стратегия инновационного развития России на период до 2020 года [12]; ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 годы» [9]; Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» [14].
Во многих отраслях идея сертификации квалификаций нашла свою поддержку, поэтому представители различных видов профессиональной деятельности активно принимают участие в работах по созданию и последующей апробации систем сертификаций квалификаций, в том числе для туризма и сервиса, как в рамках ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 годы», так и по собственной инициативе. Предложения по созданию системы сертификации квалификаций нашли отражение и в концепции непрерывного образования в сфере туризма, создание которой призвано способствовать решению проблемы обеспечения отрасли профессиональными кадрами и повышения качества туристских услуг [3]. Между тем, международный опыт создания систем сертификации квалификаций показывает, что система сертификации должна иметь отраслевое управление на уровне независимых организаций, таких как агентства развития квалификаций [17].
Как представляется, в сфере туризма целесообразно рассматривать создание Системы оценки и сертификации квалификации выпускников туристских образовательных учреждений и организаций и персонала туристских организаций с участием саморегулируемых организаций, бизнеса и ассоциаций бизнеса, образовательных учреждений. Объектом сертификации в Системе оценки и сертификации квалификаций в индустрии туризма может стать помимо квалификации выпускников учебных заведений, квалификация работающего персонала предприятий индустрии туризма, а также квалификация временно неработающих специалистов и ищущих работу. У заявителей может появляться необходимость корректировки знаний по отдельным компетенциям,
составляющих их квалификацию, поскольку работодатели постоянно обновляют требования к должности, включая новые знания, умения. Именно поэтому в системе оценки и сертификации предусматривается схема сертификации, включающая обучение в учебном центре - центрах развития компетенций, создаваемых на базе учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для туриндустрии.
На основе проведенного исследования системы нормативных правовых актов, касающихся обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами, начиная с 1992 года по настоящее время, следует сделать следующие выводы.
1. Сертификация квалификаций используется государством в качестве одного из инструмента реализации государственной политики на рынке труда и образования.
2. За все годы становления рыночной экономики России не уделялось систематического внимания роли органов управления в деле развития сертификации персонала и оценке его квалификации, что привело к хаотическому развитию этой системы. Главной причиной отставания здесь стало отсутствие ее прочного методологического обоснования и системного подхода к ее реализации. Становление правил сертификации, разработка требований к сертифицируемому персоналу происходило не на научной основе, а на практическом опыте их реализации, что характерно как для России, так ряда зарубежных стран (СНГ, бывших стран-членов СЭВ). Для дальнейшего эффективного использования этого инструмента государственной политики как административной меры государственного регулирования рынка труда необходима выработка научно-обоснованного механизма ее создания и внедрения, предусматривающего оценку регулирующего воздействия сертификаций квалификаций на повышение качества трудовых ресурсов.
3. Анализ нормативных правовых актов[3; 4] показал, что существует ряд
нерешенных проблем, препятствующих внедрению сертификации квалификаций как независимой внешней оценки, среди них: признание результатов сертификации
профессиональным сообществом и системой образования, аккредитация органов по сертификации персонала. Проблемы вытекают из-за неполноты осознания органами государственного управления и профессионального сообщества роли сертификации квалификаций, наряду с другими существующими формами оценки: аттестация,
квалификационный экзамен, аккредитация и др.
4. Для эффективного внедрения сертификации квалификаций необходимо ее законодательное закрепление. В настоящее время Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не распространяется на сертификацию квалификаций, а в других законах (Трудовой кодекс РФ, ФЗ «Об образовании в РФ»)
такой нормы не существует. Сертификация квалификаций широко используется как инструмент повышения качества рабочей силы за рубежом, и может использовать в России, но нужна четко выстроенная цельная государственная политика в ее реализации, при этом создание системы сертификации квалификаций не является самоцелью. Сертификация квалификаций как составная часть Национальной системы квалификаций необходима для бизнеса и государственных регулирующих органов федерального и регионального уровня, усилия которых должны быть направлены на ее формирование и совершенствование, а затем на создание отраслевых систем квалификаций, в том числе для сферы туризма.
Литература
1. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 года № 568-р.
2. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 года № 1193-р.
3. Огнева С.В., Копылов Ю.В. Модель системы оценки и сертификации квалификаций персонала туристской индустрии// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. №
2. С. 83-90.
4. Огнева С.В., Копылов Ю.В. Сертификация персонала: модели и практические решения для туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 1. С. 55-61.
5. Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 года № 360 «Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах».
6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 21 и Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации № 9 от 29 апреля 1997 года «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации».
7. Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 года № 8 (ред. от 10.10.2002) "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.
9. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 61 (ред. от 26.11.2012) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
10. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. № 1137 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» (в ред. Постановления от 7 октября 1996 г. № 1173).
11. Приказ Ростуризма от 06.05.2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».
12. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
13. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
14. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы».
15. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2012 № 936).
16. Положение о системе добровольной сертификации средств обучения и образовательных услуг «Учсерт». Утверждено приказом Российской академии образования от 26 июля 1996 года № 12/385.
17. Социально-экономический механизм формирования и обеспечения качества рабочей силы туристской индустрии: Монография. Огнева С.В. и др. / Под общ. ред. С.В. Огневой. М.: ФГБОУВПО РГУТиС, 2012.