Научная статья на тему 'Подготовка кадров для сферы услуг'

Подготовка кадров для сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР / РАБОТОДАТЕЛИ / СФЕРА УСЛУГ / TRAINING / ECONOMY / VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE / INTERACTION OF INSTITUTIONAL STRUCTURES / EMPLOYER / SERVICE SECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюхина Галина Ивановна

The author discusses the basic relationships of institutional structures involved in the preparation of competent personnel for the service industry. The article examines training demands of the employers, a mechanism for interaction between representatives of educational institutions, businesses, organizations, and other stakeholders dealing with training for service industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюхина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для сферы услуг»

УДК 378:338.46

| ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Галина Ивановна Илюхина, начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author discusses the basic relationships of institutional structures involved in the preparation of competent personnel for the service industry. The article examines training demands of the employers, a mechanism for interaction between representatives of educational institutions, businesses, organizations, and other stakeholders dealing with training for service industry.

В статье рассматриваются основные отношения институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы услуг. Рассмотрены основные требования, предъявляемые со стороны работодателей к уровню подготовки выпускников, предложен механизм взаимодействия представителей учебных заведений, предприятий, организаций, иных структур, регулирующих подготовку профессиональных кадров для сферы услуг.

Key Words: training, economy, vocational education, competence, interaction of institutional structures, employer, service sector

Ключевые слова: подготовка кадров, экономика, профессиональное образование, компетенции, взаимодействие институциональных структур, работодатели, сфера услуг

Современное образование находится в центре государственных реформ, направленных на интенсивное развитие экономики страны на основе научно-технического потенциала, состояние которого определяет наличие компетентных кадров. Общество, рынок труда, экономика в целом закономерно формируют четкие регламенты и запросы к качеству трудовых ресурсов, отвечающих тенденциям инновационных процессов и технологий. Профессиональному образованию в содержательной части и в части организационных форм отводится ведущая роль в достижении положительной динамики преобразований общества. Индекс физического объема услуг в системе образования в 2008 году в процентах к предыдущему году составляет 108,2%, что на 1,5% выше в сравнении с значением индекса в 2006 году.

Тем не менее, по оценкам экспертов, уровень подготовки выпускников не в полной мере отвечает потребностям рынка труда. Характерной особенностью трудовых отношений проявляется несбалансированность по-

требностей экономики в лице представителей работодателей и выпускников учебных заведений по осваиваемым образовательным программам. Отмечается несоответствие качества подготовки выпускников ожиданиям работодателей. В частности, выделяются:

•отсутствие практических навыков и умений у выпускников для конкретной профессиональной деятельности с учетом квалификационного уровня;

•чрезмерная академичность профессионального образования при отсутствии необходимой практической подготовки;

•существующие образовательные программы не отвечают реальным запросам сегментов экономики;

•недостаток учебной и учебно-методической литературы, а также порой низкий уровень их профессиональной составляющей ввиду отсутствия практической направленности образовательных траекторий;

•отсутствие соответствующей материально-технической базы с учетом профиля подго-

товки, что не обеспечивает обучающихся необходимыми практическими навыками и др.

Перечислим основные требования к выпускникам со стороны работодателей: участие в развитии общества, способность, желание и стремление повышать профессиональный статус на протяжении всей жизни, ответственность при принятии и выполнении принятых решений, владение новыми технологиями при выполнении профессиональных функций, восприятие многообразия культур и национальных традиций, подготовленность к инновационной деятельности и другим обеспечивающим профессиональное совершенствование и карьерный рост действиям.

По существу, в центр современного инновационного общества ставится высокопрофессиональный специалист, способный адаптироваться в современных экономических условиях к системе обучения через всю жизнь. Существенно возрастает общественная ценность реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленного на реализацию актуальных вопросов подготовки кадров, адекватных запросам экономики, рынка труда, развитию научно-технического комплекса.

Для достижения эффективных результатов Правительством Российской Федерации на период до 2012 года определены приоритеты по инновационному развитию экономики и созданию системы непрерывного профессионального образования, что способствует обеспечению рынка труда кадрами нужных квалификаций. К ним можно отнести:

•максимальное сближение образовательных учреждений и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных кадров всех уровней профессионального образования, востребованных в конкретной сфере экономики;

•совместимость профессиональных и образовательных стандартов, регламентирующих требования к подготовке востребованных на рынке труда кадров;

•формирование компетенций обучающихся, отвечающих требованиям заинтересованных контрагентов и обеспечивающих конкурентоспособность специалистов в сегменте отрасли;

•взаимодействие институциональных структур в системе регулирования подготов-

ки трудовых ресурсов в лице представителей академического сообщества и работодателей с учетом тенденций развития в условиях пост-кризисной экономики отраслей и видов экономической деятельности.

Для решения задач, связанных с совершенствованием подготовки современных кадров, необходимо планомерное осуществление последовательных программных действий, направленных на разработку и фактическую реализацию компетентностного подхода к формированию образовательных программ, обеспечение координации деятельности образовательных учреждений и ведущих профильных предприятий на основе повышения роли профессиональных кадров на современном рынке труда и в экономике в целом.

Приоритетными направлениями в образовательной системе Российской Федерации на ближайший период и перспективу сформулированы следующие:

•сохранение и развитие единого образовательного пространства через выполнение институциональными структурами роли интеграторов в отечественной и мировой системе профессионального образования;

•развитие демократических начал в управлении подготовкой кадров, востребованных на рынках труда;

•активное участие представителей институциональных структур в решении назревших системных проблем модернизации российского образования в соответствии с отечественными традициями и европейскими тенденциями;

•переход к новой культуре качества отечественного образования, гарантирующий его возрастающий вклад в развитие страны с учетом развития инновационных экономических процессов в обществе;

•усиление роли учебных заведений как структур обеспечения и непрерывного повышения качества образования;

•тесное взаимодействие с работодателями в процессе создания федеральных государственных образовательных стандартов, программ дополнительного профессионального образования, разработки системы оценочных средств и методик итоговой аттестации выпускников;

•участие совместно с федеральными органами управления образованием в организационном и методическом обеспечении

масштабов перехода на уровневую систему образования при учете мнений работодателей и посткризисной экономики, а также традиций отечественного профессионального образования;

•обновление нормативных документов, регулирующих подготовку компетентных кадров и направленных на совершенствование научной организации и методического обеспечения образовательного процесса в учебных заведениях как единства воспитания и обучения;

•изучение и распространение образцов лучшей отечественной и зарубежной практики в целенаправленной подготовке компетентных кадров;

•совершенствование процессов подготовки профессиональных кадров, востребованных на рынке труда и отвечающих в полной мере запросам работодателей.

Значительно возрастает роль работодателей, для которых со стороны государства определены регламенты активного участия в формировании образовательной стратегии, направленной на опережающее обучение граждан для интенсивно развивающихся сегментов бизнеса. Тенденции социальноэкономического развития мирового сообщества в целом и России в частности свидетельствуют о повышенном внимании к развитию сферы обслуживания.

Увеличение объемов предоставления платных услуг населению в 2009 году в процентах к 2008 году составляет 104,9%, при этом тенденция постоянного роста наблюдается в течение последних 10 лет, начиная с 2000 года. Введение новых видов услуг и форм обслуживания (разделение жилищных и коммунальных услуг на два отдельных вида; выделение таких видов как услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, туристские услуги, санаторнооздоровительные), постоянно возрастающие со стороны населения требования к качеству услуг, рост потребностей предприятий в компетентной рабочей силе закономерно требуют соответствующего подхода к формированию целенаправленной системы содержания профессионального образования и подготовки кадров для сферы услуг. В связи с этим подготовке востребованных на рынке труда работников сферы услуг уделяется большое внимание.

В современных социально-экономических условиях актуальность приобретает опережающее профессиональное обучение, на реализацию программ которого со стороны государства возлагается задача подготовки квалифицированных кадров, востребованных по окончании кризисного периода и перехода к интенсивному росту посткризисной экономики. Такой подход является актуальным, потому что обеспечивает эффективное взаимодействие элементов цепочки: потребности сферы услуг в кадрах —> квалификация работника —> квалификационные требования —> компетенции —> оценка с привлечением представителей работодателей уровня усвоенных знаний и практических навыков —> сертификация выпускника для дальнейшего трудоустройства —> трудоустройство в сфере услуг.

Цель опережающего профессионального обучения формулируется как целенаправленное на основе компетентностного подхода обучение востребованных на рынке труда работников, содействие со стороны заинтересованных институциональных структур занятости и обеспечение защиты высвобождаемых работников, находящихся под риском увольнения, а также смягчение социальной напряженности на рынке труда и снижение уровня и продолжительности безработицы.

В интенсивной профессиональной среде признак целевой подготовки означает четкую профессиональную направленность на сферу услуг, конкретный профиль образовательной программы, возможно — конкретное предприятие в системе корпоративных либо партнерских отношений, направленных на определенное материально-техническое и иное ресурсное обеспечение подготовки кадров нужных квалификаций и уровня профессионального образования. Признак интенсивной подготовки означает привитие обучающимся с непосредственным участием представителей работодателей способностей к эффективному труду, организованному на принципах использования научных составляющих специальных знаний и практических навыков, т.е. компетенций. Это позволяет приобщить обучающихся в процессе обучения к творческому подходу, к принятию обоснованных решений в конкретных ситуациях профессиональной деятельности с учетом квалификационных характеристик и требований к работникам сферы услуг.

Актуальность приобретают компетенции обучающихся, и на их основе сформированные компетентностью модели. Компе-тентностная модель обучающегося, ориентированная на профиль подготовки, имеет наиболее общий характер, где основное внимание уделяется формированию профессиональноориентированных компетенций. Это позволяет реализовать широкие возможности обучающихся в процессе адаптации к конкретному виду профессиональной деятельности, а также повысить конкурентоспособность в процессе трудоустройства.

В условиях реализации образовательных программ, адекватных требованиям работодателей сферы услуг, усиливает свою значимость профилизация образовательной программы, т.е. профиль подготовки, освоение которого обеспечивает работнику необходимые компетенции — знания, умения и навыки в конкретной сфере деятельности.

Профиль подготовки — это совокупность (направленность образовательной программы на конкретный вид и объект профессиональной деятельности). Профилизация образовательных программ на основе их стандартизации является объективной реальностью, потому что позволяет образовательным учреждениям эффективно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда, инновационные процессы экономики, введение новых видов экономической деятельности и услуг. Алгоритм компетентностного подхода к формированию профилированной образовательной программы подготовки кадров для сферы услуг, а также к освоению обучающимся компетенций можно выразить исходной моделью «должен уметь»; «должен знать»; «должен владеть» представлен в табл. 1.

Значимость предлагаемой модели состоит в том, что установленные требования к про-

фессиональным функциям (должен уметь), знаниям (должен знать) и навыкам (должен владеть) работников сферы услуг, позволяют определить дисциплины (модули), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания и практические навыки для выполнения конкретных должностных обязанностей. Представленная в табл. 1 ком-петентностная модель формирования профилированных основных образовательных программ может являться основой для разработки знаний и навыков (компетенций) работников, адекватных требованиям работодателей, потребностям рынка труда. Достичь положительных результатов возможно за счет оперативного решения на базе эффективного взаимодействия институциональных структур следующих задач:

• координация действий научно-педагогической общественности учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в совершенствовании подготовки кадров для сферы услуг, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в области обслуживания;

•развитие связей и механизмов взаимодействия институциональных структур, в том числе и международных, способствующих совершенствованию подготовки кадров для сферы услуг;

•разработка комплекса учебно-методического обеспечения программ специализированной подготовки выпускников для сферы услуг;

•мониторинг реализации образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям в области сферы обслуживания в регионах РФ и странах СНГ;

•прогнозирование потребности в кадрах с учетом тенденций и перспектив развития сег-

Таблица 1

Компетентностная модель формирования компетенций работника сферы услуг на основе требований к освоению профилированной ООП

Требования, предъявляемые к работнику сферы услуг

Должностные обязанности (должен уметь) Компетенции выпускника

Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен знать) Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей (должен владеть)

ментов сферы услуг;

• участие в оценке и регулировании приема и выпуска специалистов для сферы услуг;

•проведение работ по сертификации выпускников для дальнейшего трудоустройства в сфере услуг;

• реализация других мероприятий, направленных на развитие взаимодействия институциональных структур, совершенствование подготовки кадров для сферы услуг, интеграцию академической общественности и представителей работодателей, в том числе зарубежных стран.

Исходя из основных приоритетных направлений, можно предложить принципы взаимодействия институциональных структур по регулированию подготовки кадров для сферы услуг.

1. Разработка совместно с представителями работодателей концепции подготовки кадров для сферы обслуживания с учетом тенденций развития и темпов роста интенсивно развивающихся видов услуг.

2. Разработка предложений по дополнению и изменению перечня направлений подготовки и специальностей, профессий для подготовки работников сферы услуг, востребованных в сегментах посткризисной экономики.

3. Создание с привлечением заинтересованных институциональных структур действенной системы опережающей подготовки кадров для сферы услуг.

4. Введение в качестве обязательного элемента проводимой учебными заведениями оценки качества подготовки выпускников с учетом профиля образовательной программы участие представителей работодателей сферы услуг.

5. Подготовка совместно с представителями работодателей предложений по созданию системы мониторинга потребности рынка труда в кадрах различной квалификации и видов занятий с целью обоснования потребности сферы услуг в кадрах востребованных квалификаций.

6. Подготовка предложений по созданию и функционированию эффективной системы менеджмента качества образования, основанной на достоверной оценке освоения компетенций обучающихся с привлечением представителей работодателей сферы услуг.

7. Привлечение к преподаванию дисциплин представителей ассоциаций и других об-

щественно-профессиональных объединений работодателей сферы услуг с учетом профиля образовательной программы.

8. Использование имеющегося производственного потенциала предприятий, ассоциаций и других общественно-профессиональных объединений работодателей сферы услуг в качестве баз практик с учетом профиля образовательной программы.

9. Оказание содействия в трудоустройстве выпускников в сфере услуг с учетом профиля освоенной программы.

10. Распространение и эффективное применение отечественного и международного опыта в системе профессионального образования в процессе совершенствования подготовки работников для сферы услуг, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для обеспечения эффективного взаимодействия институциональных структур, заинтересованных в качественной подготовке трудовых ресурсов для сферы услуг, отвечающих запросам работодателей, требованиям рынка труда, экономики в целом необходимо решить ряд задач. Предлагаемый алгоритм реализации задач подготовки компетентных кадров для сферы услуг на основе взаимодействия заинтересованных представителей институциональных структур, представлен на примере табл. 2.

Система взаимодействия представителей институциональных структур (табл. 2 на с. 122) представляет собой функциональную совокупность деятельности учебных организаций, предприятий, представителей работодателей и иных структур, за-интересованных в подготовке компетентных работников для сферы услуг.

В целях целенаправленного регулирования подготовки кадров для сферы услуг и оценки уровня подготовленности к профессиональной деятельности предлагается система критериев оценки соответствия освоения образовательных программ установленным требованиям и регламентам подготовки работников для сферы услуг (табл. 3).

Рассмотренная система критериев оценки образовательных программ подготовки кадров для сферы услуг позволяет детально изучить содержание основной образовательной программы и на основе 100% положительных оценок по каждому показателю подтвердить

Таблица 2

Алгоритм взаимодействия представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы услуг

Задача Алгоритм реализации задач Механизм взаимодействия

1. Сотрудничество учебных заведений, государственнообщественных организаций, союза работодателей сферы услуг Определение по востребованным в экономике должностям и профессиям компетенций, которыми должен владеть работник сферы услуг Разработка совместно с представителями работодателей программ обучения, комплекса оценочных средств (специальные тесты (кейсы)), при освоении которых усваивается уровень востребованных работодателями компетенций будущих работников сферы услуг

2. Повышение квалификации ППС, владеющего современными знаниями и технологиями обучения Разработка с применением информационных технологий программ повышения квалификации. Введение в действие системы регулярного повышения квалификации ППС как в России так и за рубежом Разработка совместно с представителями работодателей комплекса программ повышения квалификации ППС. Проведение в том числе в дистанционной форме обучения курсов повышения квалификации ППС по интересующим преподавателей и работодателей тематикам и проектам научно-исследовательских работ

3. Создание базы современных обучающих программ подготовки кадров для сферы услуг различного уровня с обновленными Учебнометодическими комплексами Разработка с применением информационных он-лайн технологий практико-ориентированных программам для целевой подготовки кадров для сферы услуг к значимым государственным мероприятиям Разработка совместно с представителями работодателей сферы услуг практикоориентированных программ для целевой подготовки кадров к значимым государственным мероприятиям; проведение в том числе в дистанционной форме обучения с применением информационных он-лайн технологий курсов повышения квалификации подготовки кадров для сферы услуг

4. Укрепление материально-технической базы учебных заведений, занятых в подготовке кадров для сферы услуг Создание тренинговых учебнопрактических комплексов по видам услуг; оснащение необходимыми ресурсами; использование для обучения целевых групп слушателей востребованного сегмента сферы услуг Создание и оснащение совместно с представителями работодателей необходимыми ресурсами тренинговых учебно-практических комплексов для обучения целевых групп слушателей востребованного сегмента сферы услуг

5. Создание интернет-портала «сфера услуг», содержашего общедоступную базу по обучающим программам подготовки кадров для сферы услуг, в том числе иностранным Создание интернет-портала, содержащего общедоступную базу по обучающим программам подготовки кадров для сферы услуг, в том числе иностранным Рразмещение информации работодателей о вакансиях и перспективах развития отраслей сферы услуг с учетом инновационных технологий, новых видов услуг и форм обслуживания, достижений научно-технического прогресса, социальной политики государства, экономики и т.п.

6. Создание корпоративного факультета, бизнес-инкубатора на базе ведущего учебного заведения в области подготовки кадров для сферы услуг Создание на базе ведущего учебного заведения в области подготовки кадров для сферы обслуживания корпоративного факультета, бизнес инкубатора по всем направлениям, научным и прикладным исследованиям в области сферы обслуживания Размещение информации о наличии программ, методик, технологий, баз данных по вакансиям на рынке труда в сфере услуг, работодателей, ППС, экспертов

Продолжение таблицы 2

Задача Алгоритм реализации задач Механизм взаимодействия

7. Сетевое взаимодействие представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке кадров для сферы услуг Создание сети корпоративного взаимодействия представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке кадров для сферы услуг Корпоративное сетевое взаимодействие представителей институциональных структур, заинтересованных в подготовке компетентных кадров для сферы услуг

8. Измерение и оценка качества усвоенных знаний и практических навыков (компетенций) обучающихся по программе в сфере услуг. Сертификация выпускников учебных заведений для трудоустройства в сфере услуг Разработка критериев измерения и оценки качества усвоенных знаний и практических навыков (компетенций) обучающихся по программе в сфере услуг; сертификация выпускников учебных заведений для трудоустройства в сфере услуг Сертификация выпускников учебных заведений для трудоустройства в сфере услуг по результатам измерения и оценки качества усвоенных знаний и практических навыков (компетенций) обучающихся по соответствующей программе подготовки кадров для сферы услуг

Таблица 3

Критерии оценки и подтверждения соответствия образовательных программ установленным требованиям и регламентам подготовки работников для сферы услуг

Критерий оценки Критерий сосответствия

Соответствие структуры ООП установленным требованиям и регламентам подготовки работников для сферы услуг Соответствует Не соответствует

Соответствие содержания ООП квалификационной характеристике выпускника: • установленным требованиям; • профилю подготовки Соответствует Не соответствует

Соответствие учебного плана установленным требованиям и регламентам Соответствует Не соответствует

Соответствие содержания рабочих программ дисциплин профилю ООП и квалификационной характеристике выпускника, установленным требованиям и регламентам Соответствует Не соответствует

Наличие оценочных средств для: промежуточной аттестации; итоговой аттестации; государственной итоговой аттестации Имеются Не имеются

Соответствие оценочных средств установленным требованиям и регламентам подготовки работников для сферы услуг Соответствуют Не соответствуют

Соответствие программ практик установленным требованиям и регламентам подготовки работников для сферы услуг Соответствуют Не соответствуют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие перечня тем выпускных квалификационных работ (проектов) с учетом профиля сферы услуг Имеется Не имеется

Соответствие перечня тем выпускных квалификационных работ (проектов) профилю сферы услуг Соответствует Не соответствует

соответствие установленным требованиям и разования, внедрению новых принципов ор-

регламентам. Представленный таким образом ганизации учебного процесса, направленных

механизм регулирования подготовки кадров на обеспечение потребностей рынка труда в

для сферы услуг может способствовать совер- востребованных работниках для сферы услуг.

шенствованию содержания и технологий об-

Литература

1. Ананьева Т.Н., Федулин А.А. и др. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы обслуживания — взгляд работодателей // Сервис plus. 2008. № 3. С.101—102.

3. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

4. Илюхина Г.И. Особенности компетентностного подхода к подготовке кадров для сферы обслуживания // Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014». Рн/Д: ИПО ПИ ЮФО, 2008. С. 95—100.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

6. Савельев Б.А. Создание системы независимой оценки качества образования — основа сертификации квалификаций // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития. Редколлегия: Туктарова И.О., Солодилова Н.З., Валиев Ш.З., Галиуллина С.Д. и др. Сб. науч. статей Всерос. научно-метод. конференции. Апрель 2009 года. ч 1. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009. С. 284.

7. Шадриков В.Д. Принципы построения программ высшего профессионального образования // Проблемы качества образования. Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции 21 мая — 28 мая 2009 года. Уфа — Москва, 2009. С. 16—19.

УДК 811.111

ценностная ориентация образовательного дискурса

Борис Викторович Пеньков, доцент, кандидат филологических наук,

xxxxx1977@list.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author analyzes educational discourse and the concept of Accreditation. Social and cognitive nature of the text in an institutional discourse manifests itself in features and the implementation of a value system, for example, in the discourse of American high school and borderline discourses. The study establishes differentialfeatures for a major variant of institutional discourse and contributes to the building of its narrative model and taxonomy.

Автор анализирует образовательный дискурс и концепт «Аккредитация». Социокогнитивная реализация текста в институциональном дискурсе проявляется в специфических признаках и актуализации системы ценностей, например, в дискурсе американской средней школы и пограничных постшкольных дискурсах.

Устанавливаются дифференциальные характеристики одного из крупных вариантов институционального дискурса; делается вклад в построение его описательной модели и таксономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.