Научная статья на тему 'Южно-уральский социальный форум новый формат взаимодействия власти, бизнеса и образования'

Южно-уральский социальный форум новый формат взаимодействия власти, бизнеса и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / FORUM / THE ADVANCED TRAINING / THE ADVANCED EDUCATION / THE MODERNIZATION OF EDUCATION / THE NATIONAL QUALIFY CAPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатин Андрей Юрьевич

Представлены стратегии формирования содержания социального форума в контексте заданной проблематики опережающей подготовки кадров как основы комплексной модернизации региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатин Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategies for shaping the content of the social forum in the context of the given perspective advanced training as a basis for a comprehensive modernization of the regional economy have been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Южно-уральский социальный форум новый формат взаимодействия власти, бизнеса и образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 9—11.

А. Ю. Шатин

южно-уральский социальный форум — новый формат взаимодействия власти, бизнеса и образования

Представлены стратегии формирования содержания социального форума в контексте заданной проблематики опережающей подготовки кадров как основы комплексной модернизации региональной экономики.

Ключевые слова: форум, опережающая подготовка, опережающее образование, модернизация образования, национальная рамка квалификаций.

Третий Южно-Уральский социальный форум «Опережающая подготовка кадров — основа комплексной модернизации региональной экономики» показал, что проблемы, вынесенные на обсуждение его участников, волнуют всех стратегических партнеров, обеспечивающих инновационное социально-экономическое развитие Челябинской области. Важным аспектом становится опережающее образование, обеспечивающее инновационную составляющую в подготовке современного выпускника. Опережать — значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, норм поведения, способов и форм общения. В свою очередь, опережающее образование целенаправленно готовит к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Опережающее образование призвано сочетать подготовку нового поколения к будущему с содержательной и полнокровной деятельностью в настоящем. Готовя человека к выполнению своих функций в обществе будущего, образование должно учить эффективно справляться с задачами сегодняшнего дня.

В опережающее образование входит прежде всего общеобразовательная подготовка как база любой последующей специализации, включения в различные виды деятельности. Такое образование нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования призвания, помогая молодым людям в их жизненном и профессиональном самоопределении.

Ключевым событием, открывшим возможность и для реализации опережающего образования в России, и для модернизации образования в целом, стало подписание Болонской декларации [1; 3; 5]. Промежуточным итогом такой модернизации должен стать новый закон «Об образовании» [2]. В этом законе есть немало положительного, например, впервые в одном документе прописываются все ступени образования — от начального до подготовки кадров самой высокой квалификации, однако есть и ряд изъянов. И едва ли не главный — отсутствие четко прописанного механизма взаимодействия сферы образования и сферы труда. Иными словами, новый законопроект должен учитывать все требования к получению качественного образования гражданами России в течение всей жизни и признаваться работодателями на каждом квалификационном уровне, что обеспечит инновационное развитие страны и улучшение жизнедеятельности во всех сферах. Такой подход, несомненно, приблизит нас к аналогичным процессам, которые уже давно происходят в странах Европы.

Важным шагом на пути к разрешению извечной для России проблемы взаимодействия сферы образования и сферы труда являются совместные российские и зарубежные проекты, которые используют европейский опыт, но опираются на российскую действительность.

Международные сопоставления и сравнительный анализ играют ключевую роль в формировании обоснованной образовательной политики, как отмечено в материалах совместного заседания Государственного Совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 г.

Для исследования одного из важнейших направлений перспективного развития

образования, в том числе опережающего, и подготовки высококвалифицированных специалистов учеными Челябинской области совместно с зарубежными коллегами был реализован международный проект ТЕМПУС «Разработка рамки квалификаций системы высшего образования Уральского региона», при осуществлении которого была сформирована перспективная модель взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, открывающая возможности для непрерывного образования в течение всей жизни.

Главной целью проекта явилась не только разработка рамки квалификаций для зоны Урала, но и использование регионального подхода к разработке национальной рамки квалификаций РФ, проверка соответствия полученных результатов на более широкой географической основе с непосредственным участием образовательных учреждений и промышленных предприятий, а также сопоставление с европейской рамкой квалификаций [4].

Данное обстоятельство заставляет образовательные учреждения в целом и университеты в частности иначе выстраивать систему образования, искать новые формы и методы преподавания, наполнять свои образовательные программы таким содержанием, которое обеспечит соответствие выпускников требованиям работодателей. В то же время в рамках федерального закона «Об образовании» должны быть прописаны все условия, для того чтобы граждане России в любом возрасте могли получать образование, обогащать себя знаниями, умениями и компетенциями, поднимаясь по квалификационной «лестнице» от уровня к уровню.

Идея создания национальных рамок квалификаций (сертификаций) была высказана еще в 2003 г. на встрече министров образования стран Евросоюза в Берлине. Принятие подобных мер мотивируется тем, что многие европейские страны имеют собственные национальные рамки, каждая из которых отражает национальную структуру экономики, культуру отношений между образованием и карьерой, политические приоритеты.

Создание рамки квалификаций является весьма непростым процессом. Он предполагает работу, с одной стороны, над описаниями квалификаций и выделением соответствующих уровней образования и квалификации, а с другой — над результатами обучения. Это подразумевает не только масштабную деятельность

организационного плана, но системный научный поиск. Такое исследование на основе целого комплекса научных подходов осуществили ученые вузов-партнеров из Европы и Челябинской области в рамках названного выше проекта.

В ходе исследования выявились основные проблемы: во-первых, несоответствие нормативно-законодательной базы, регулирующей рынок труда и рынок образования; во-вторых, терминологические разночтения используемых в профессиональной деятельности категорий и понятий; наконец, различные подходы к описанию функций должностных работников и требований к уровню их квалификации.

С этих позиций законопроект об образовании должен учитывать все многообразие получения качественного образования гражданами России на протяжении всей жизни, в любых формах и любого уровня и, безусловно, признаваться работодателями. В ФЗ «Об образовании» должны быть прописаны условия, необходимые для получения образования в любом возрасте, для движения по образовательной «лестнице» от уровня к уровню, что и предусмотрено рамкой квалификации.

Образование, по логике рамки квалификаций, должно быть непрерывным, на основе образовательных программ различного вида и типа, а также опираться на уже имеющийся уровень образования, квалификации и опыт работы.

Учитывая эти положения и анализируя статьи проекта нового закона, нетрудно обнаружить отсутствие положений, которые регулировали бы реальные отношения системы образования с другими социальными или экономическими системами (ст. 15, п. 2; ст. 17, п. 3, 6; ст. 76, п. 1, 2; ст. 107, п. 7), в частности, отношения рынка труда и рынка образовательных услуг. В качестве механизма регулирования взаимоотношений образования и труда может быть использована разработанная вузами — партнерами по проекту рамка квалификаций, позволяющая соотнести квалификационный (работодатели) и образовательный (образование) уровни. Эта рамка в полной мере отражает реалии современного состояния решения данной проблемы в России и странах Евросоюза, уже имеющих такие национальные рамки, которые используются образовательным и профессиональным сообществом.

Необходимость продвижения результатов, полученных в ходе разработки проекта, очевидна как для системы образования, так и для сферы

труда. Данный тезис подтверждается тем, что принимавшие участие в обсуждении и апробации проекта 147 образовательных организаций и 33 промышленных предприятия (в том числе такие гиганты, как «Роснефть») в пяти субъектах РФ отмечали, что разработанная рамка квалификаций может стать основой создания в регионе и в РФ системы независимой оценки и сертификации. Попытки внедрения такой системы в России осуществляются под патронажем РСПП, Министерства образования и науки РФ и созданного по их соглашению Национального агентства развития квалификаций (НАРК). А Челябинский государственный университет должен стать одним из главных двигателей данного процесса, ибо уже в 2011 г. Министерство образования и науки РФ поддержало два инновационных образовательных проекта-гранта по соотнесению результатов обучения с требованиями сферы труда. Следует также отметить совместный проект ЧелГУ и УрФГУ, направленный на разработку требований к результатам обучения, профессиональным стандартам в сфере информационных технологий.

Челябинская область может быть в этой системе базовой, так как именно здесь имеется научный, методологический, организационный

и кадровый потенциал, способный решить поставленную Президентом России задачу создания системы независимой оценки и сертификации выпускников системы профобразования и персонала предприятий и обеспечения опережающей подготовки кадров для инновационной экономики области.

Список литературы

1. Болонский процесс. Компетентностный подход [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.socio. msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03

2. Об образовании : проект федер. закона [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнау-ки.рф

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: aspirant.rggu.ru/article. html?id=50758

4. Калугина Т. Г, Корнещук Н. Г, Овчинникова И. Г Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте Европейского пространства высшего образования // Образование и наука Урала : вестн. УрО РАО. Екатеринбург : Раритет, 2010.

5. Компетентностное образование как залог высокой профпригодности будущего специалиста [Электронный ресурс]. Режим доступа: rspu.edu.ru/ rspu/science/conferences/conference_ped/section_1/ polenova.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.