Научная статья на тему 'Незавершенное строительство: причины возникновения и возможные пути решения'

Незавершенное строительство: причины возникновения и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3603
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСТРОЙ / НЕЗАВЕРШЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТ / UNFINISHED CONSTRUCTION / ОЦЕНКА / EVALUATION / НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / UNFINISHED BUILDING OBJECT / UNFINISHED BUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никишина О.В., Никишина О.Б.

Анализ строительного рынка за последнее десятилетие показывает, что объемы незавершенного строительства в России весьма значительны и оказывают существенное влияние на экономическое развитие страны. В статье проанализированы причины существования избыточных объемов незавершенного строительства, препятствующие эффективной реализации мероприятий по достройке, консервации или ликвидации незавершенных строительных объектов. Авторами разработаны рекомендации, способствующие введению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Предлагается создать Единый общероссийский реестр всех незавершенных объектов. Предложены пути сокращения существующих и предотвращение появления новых объектов незавершенного строительства. При правильном подходе и принятии соответствующих мер заинтересованными лицами данные объекты являются эффективной базой для решения градостроительных задач и повышения инвестиционной активности в строительном комплексе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNFINISHED BUILDING: CAUSES OF OCCURRENCE AND POSSIBLE WAYS OF SOLUTION

Analyses of a building market within the last decade shows that volumes of unfinished building in Russia are quite significant and produce a large influence on the economical development of the country. In this article we analysed causes of existence of extra volumes of unfinished building which prevent effective realization of activities of further construction, conservation or liquidation of unfinished building objects. The authors have developed recommendations encouraging introduction of objects of unfinished building into the economic turnover. It is offered to create United national register of all unfinished objects. We offered the ways to reduce the existing and to prevent the occurrence of new objects of unfinished building. These objects can be an effective base to solve town-planning targets and to increase investment activity in the building complex of a region, if there is a correct approach and if the necessary measures are taken.

Текст научной работы на тему «Незавершенное строительство: причины возникновения и возможные пути решения»

соотносить с предлагаемой продавцом ценой с учетом предполагаемого эффекта от вложения средств.

Статья поступила 27.10.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гумба Х.М., Ермолаев Е.Е., Уварова С.С. Ценообразование и сметное дело в строительстве: учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Федеральное агентство по образованию; Московский государственный строительный университет. Москва : Изд-во Юрайт, 2011.

2. Никишина О.В. К вопросу об учете и определении физического износа при расчете стоимости восстановительного ремонта помещений, поврежденных заливом, в рамках проведения судебной строительно-технической экспертизы // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость, 2015. № 2 (13). С. 87-93.

Информация об авторах

Никишина Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-56-11, e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Моргунова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Information about the authors

Nikishina O.V., senior teacher, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-56-11; e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Morgunova T.A., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Economics and management, Bratsk State University, 40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia.

УДК У9(2Рос)421.52

НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

© О.В. Никишина, О.Б. Никишина

Анализ строительного рынка за последнее десятилетие показывает, что объемы незавершенного строительства в России весьма значительны и оказывают существенное влияние на экономическое развитие страны. В статье проанализированы причины существования избыточных объемов незавершенного строительства, препятствующие эффективной реализации мероприятий по достройке, консервации или ликвидации незавершенных строительных объектов. Авторами разработаны рекомендации, способствующие введению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Предлагается соз-

дать Единый общероссийский реестр всех незавершенных объектов. Предложены пути сокращения существующих и предотвращение появления новых объектов незавершенного строительства. При правильном подходе и принятии соответствующих мер заинтересованными лицами данные объекты являются эффективной базой для решения градостроительных задач и повышения инвестиционной активности в строительном комплексе региона.

Ключевые слова: долгострой; незавершенный строительством объект; оценка; незавершенное строительство.

UNFINISHED BUILDING: CAUSES OF OCCURRENCE AND POSSIBLE WAYS OF

SOLUTION

© O.V. Nikishina, O.B. Nikishina

Analyses of a building market within the last decade shows that volumes of unfinished building in Russia are quite significant and produce a large influence on the economical development of the country. In this article we analysed causes of existence of extra volumes of unfinished building which prevent effective realization of activities of further construction, conservation or liquidation of unfinished building objects. The authors have developed recommendations encouraging introduction of objects of unfinished building into the economic turnover. It is offered to create United national register of all unfinished objects. We offered the ways to reduce the existing and to prevent the occurrence of new objects of unfinished building. These objects can be an effective base to solve town-planning targets and to increase investment activity in the building complex of a region, if there is a correct approach and if the necessary measures are taken.

Key words: unfinished construction; unfinished building object; evaluation; unfinished building.

Недостатки в инвестиционной деятельности с каждым годом усугубляют положение дел в экономике страны, усугубляют диспропорции, увеличивают разбалансирован-ность во всех звеньях народного хозяйства. Поразившая инвестиционную сферу инерционность все более скрывает капитальные вложения, омертвляя их на долгие годы в незавершенном строительстве [1].

Как предотвратить появления избыточного незавершенного строительства, какие меры смогут обеспечить ликвидность незавершенного строительства, с помощью какого рода механизмов вовлекать его в хозяйственный оборот, каким образом регулировать и влиять на его масштабы, структуру и динамику, где границы дозволенного объема незавершенного строительства - на эти вопросы нет ответов ни у экономической науки, ни в хозяйственной практике. Правильное, рациональное решение проблемы незавершенного строительства путем качественного учета, достройки и ввода в эксплуатацию, а также посредством выявления и ликвидации бесперспективного недвижимого имущества как «тяжелого» наследия переходного периода будет способствовать достижению одной из главных целей федеральной и региональной политики России в области градостроительства - организации благоприятной и безопасной материальной среды жизнедеятельности российского населения. Согласно официальной статистической информации Росстата, количество зданий и сооружений, являющихся федеральной собственностью, находящихся в незавершенном строительстве, в целом по Российской Федерации составило по состоянию на конец 2014 года 5420 единиц, в том числе 2018 приостановленных или законсервированных объектов, или 37,2 процента. Информация о количестве объектов незавершенного строительства федеральной собственности и динамике изменения показателя в 2012-2014 годах, по данным Росстата, приведена в табл. 1 [2].

Таблица 1

Количество зданий и сооружений в незавершенном строительстве на конец года, ед. Изменение количества объектов незавершенного строительства в 20132014 гг. Из общего количества приостановленные или законсервированные здания и сооружения на конец года, ед. Доля приостановленных или законсервированных в общем количестве на конец года, %

2012 2013 2014 гр. 4 - гр. 2, ед. гр. 5/ гр. 2, % 2012 2013 2014 2012 2013 2014

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Государственная собственность в том числе: 19619 16330 15715 -3904 -19,9 5764 5001 4888 29,4 30,6 31,1

федеральная собственность 8630 6739 5420 -3210 -37,2 2902 2370 2018 33,6 35,2 37,2

собственность субъектов Российской Федерации 10989 9591 10295 -694 -6,3 2862 2631 2870 26,0 27,4 27,9

Общий объем незавершенного строительства в целом по сектору государственного управления, включая органы государственной власти и управления федерального уровня, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и фонды государственного социального обеспечения, а также сектор государственных нефинансовых корпораций, составил по состоянию на 1 января 2015 года 1336318,9 млн рублей и сократился за 2014 год на 72548,3 млн рублей, или на 5,1 процента. Учетная стоимость объектов, не завершенных строительством и предназначенных для собственного использования или оплаченных заказчиком в некоммерческих организациях по Российской Федерации, по информации Росстата, представлена в табл. 2 [2].

Таблица 2

На 1 января 2013 г. млн руб. На 1 января 2014 г. млн руб. На 1 января 2015 г. млн руб.

Государственное управление в том числе: 844455,5 1302236,1 1292211,5

органы государственной власти и управления федерального уровня 302232,5 485217,2 547760,7

органы государственной власти и управления РФ 414601,9 562458,5 482296,5

органы местного самоуправления 122569,2 245704,4 257032,3

фонды государственного социального обеспечения 4671,4 6259,2 4260,2

Государственные нефинансовые корпорации 111724,8 106631,1 44107,4

Итого: 956180,3 1408867,2 1336318,9

За 2013 год объем незавершенного строительства увеличился на 327044,6 млн рублей или на 24 процента. Объем незавершенного строительства в разрезе главных распорядителей приведен в табл. 3 [2].

Таблица 3

Объем незавершенного строительства, млн руб. Изменение объема незавершенного строительства**

2013 г. 2014 г. 2013-2014 гг.

на 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г. на 1 января 2015 г. сумма, млн руб. %, гр. 5/ гр. 2 сумма, млн руб. %, гр. 7/ гр. 3 сумма, млн руб. %, гр. 9/ гр. 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Всего 1364113,2 1691157,8 1969361,0 327044,6 24,0 278203,3 16,5 605247,8 44,4

Наибольший рост объемов незавершенного строительства

Росавтодор 283838,6 380127,0 477202,3 96288,4 33,9 97075,3 25,5 193363,7 68,1

Минобороны России*

Росморречфлот 54511,0 75575,7 89288,5 21064,7 38,6 13712,8 18,1 34777,5 63,8

Минздрав России 29032,5 38178,0 51033,9 9145,6 31,5 12855,8 33,7 22001,4 75,8

Росжелдор 89001,8 97220,9 105633,9 8219,1 9,2 8413,0 8,7 16632,1 18,7

ФАНО России - 26285,3 14211,4 26245,0 - -12073,9 -45,9 14171,1 -

Минобрнауки России 26800,0 32890,0 40460,0 6090,0 22,7 7570,0 23,0 13660,0 51,0

Минтранс России 13239,0 19693,2 24537,5 6454,2 48,8 4844,3 24,6 11298,5 85,3

Минсельхоз России 15424,5 20100,6 26715,3 4676,1 30,3 6614,7 32,9 11290,8 73,2

ФНС России 1855,9 6624,1 12872,1 4768,2 в 3,6 раза 6248,1 94,3 11016,2 в 6,9 раза

МЧС России 15045,0 20086,1 25480,2 5041,1 33,5 5394,1 26,9 10435,3 69,4

ФСИН России 12683,2 15499,4 20033,0 2816,2 22,2 4533,7 29,3 7349,8 57,9

Минпромторг России 1266,3 3630,8 7981,4 2364,5 в 2,9 раза 4350,6 в 2,2 раза 6715,1 в 6,3 раза

Росрезерв*

Роспечать 3159,0 7301,7 9317,0 4142,6 в 2,3 раза 2015,4 27,6 6158,0 в 2,9 раза

Росавиация 41975,6 33410,4 47456,4 -8565,2 -20,4 14046,0 42,0 5480,8 13,1

МВД России*

Росводресурсы 2158,0 4344,7 6427,1 2186,7 в 2 раза 2082,4 47,9 4269,1 в 3 раза

ГК «Росатом» 160,1 2211,8 3754,1 2051,7 в 13,8 раза 1542,4 69,7 3594,0 в 23,4 раза

Наибольшее сокращение объемов незавершенного строительства

Минкультуры России 99157,2 51407,3 34919,2 -47749,9 -48,2 -16488,1 -32,1 -64238,0 -64,8

УД Президента РФ 81169,4 80858,7 68664,5 -310,7 -0,4 -12194,2 -15,1 -12504,9 -15,4

ФТС России 12914,1 6285,5 5550,9 -6628,5 -51,3 -734,6 -11,7 -7363,1 -57,0

ФГБОУ ВПО «МГУ им. М.В. Ломоносова» 5265,5 158,7 184,7 -5106,8 -97,0 26,0 16,4 -5080,8 -96,5

Росреестр 3099,7 2483,4 191,5 -616,3 -19,9 -2291,8 -92,3 -2908,2 -93,8

Роспотребнадзор 3305,8 3122,4 2599,7 -183,4 -5,5 -522,7 -16,7 -706,1 -21,4

прочие главные 76371,9 137602,7 163604,9 81407,8 39,2 44957,3 15,6 126365,0 в 2,1

Объем незавершенного строительства, млн руб. Изменение объема незавершенного строительства**

2013 г. 2014 г. 2013-2014 гг.

на 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г. на 1 января 2015 г. сумма, млн руб. гр. 5/ гр. 2 сумма, млн руб. %, гр. 7/ гр. 3 сумма, млн руб. %, гр. 9/ гр. 2

распорядители раза

* Примечание: закрытая часть федерального бюджета.

** В случае изменений размера более 100 % указан рост показателя.

Анализ показал, что значительное количество объектов по отдельным главным распорядителям числится в составе незавершенного строительства в течение длительного периода. Не завершено строительство сборочно-монтажного корпуса и энергокорпуса ФГБУ науки «Институт космических исследований Российской академии наук» (ФАНО России), начатое в 1981 году, с установленным сроком ввода в эксплуатацию - 1992 год, при объеме использованных средств в сумме 5,5 млн рублей. С 1984 года строятся объекты ФГБУ науки «Институт электрофизики и электроэнергетики Российской академии наук», объем капитальных вложений в которые на начало 2015 года составил 209,5 млн рублей. Объем незавершенного строительства Дальневосточного отделения РАН составил 87,3 млн рублей по 6 объектам, из них 62,6 млн рублей - опытная установка ТИБОХ (корпус биотехнологии). Строительство объекта не ведется с 2009 года, уровень технической готовности составляет 74 процента. С 1989-1992 годов строятся объекты ФГБУ науки «Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина» Российской академии наук (главный корпус центральной котельной, мазутонасосная центральной котельной, ограждение территории центральной котельной, комплекс очистных сооружений, резервуары с пультом управления, склад реагентов, физкультурно-оздоровительный комплекс, с плановыми сроками ввода в эксплуатацию - 1994-1996 годы), объем использованных средств в которые составил на начало 2015 года 17,3 млн рублей. Строительство комплекса зданий естественных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета начато в 1989 году, приостановлено в начале 90-х годов, затем возобновлено в 2000 году. Финансирование строительства осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61. С 2012 года финансирование объекта не ведется, объем капитальных вложений в данный объект составил 387,3 млн рублей. На 1 января 2015 года уровень его технической готовности - 80 процентов. Минтруд России с 2007 года осуществляет строительство корпуса для больных с повреждением спинного мозга федерального государственного бюджетного учреждения «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов». Объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 года составил 345,7 млн рублей, уровень технической готовности - 38 процентов. Строительство учебного корпуса обособленного подразделения - Поволжский межрегиональный филиал ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России, с объемом незавершенного строительства 2,4 млн рублей остановлено в 1997 году, уровень технической готовности - 25,8 %. В настоящее время Росимуществом рассматривается вопрос о передаче объекта незавершенного строительства в казну Российской Федерации. На балансе Росприроднадзора числятся 5 объектов незавершенного строительства, строительство которых начато в 1993-2002 годах, на балансе Росрыболовства - 10 объектов, строительство которых начато в 1996-2009 годах. В Управлении делами Президента Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года имелись объекты незавершенного строительства, по которым в течение 10 лет отсутствовало финансирование.

На балансе ФГУП «Госзагрансобственность» (Управление делами Президента Российской Федерации) по состоянию на 1 января 2015 года отражено незавершенное строительство в объеме 16,1 млн рублей по объектам, полученным от Минэкономразвития России в 1996 году, строительство которых не ведется и не планируется. В составе объектов незавершенного строительства Росавиации находятся 8 объектов с объемом капитальных вложений 1386,3 млн рублей, строительство которых в установленные сроки не было завершено и финансирование в период с 2012 по 2014 год не было предусмотрено. Решение о дальнейшем использовании 3 недостроенных объектов капитального строительства стоимостью 569,5 млн рублей до настоящего времени не принято. По Росавтодору на 1 января 2015 года из 314 объектов незавершенного строительства по 46 объектам с объемом капитальных вложений на сумму 109 808,3 млн рублей работы начаты в 2009 году и ранее.

Основными причинами длительных сроков строительства и роста объемов незавершенного строительства являются [2; 4]:

• несовершенство системы взаимоотношений генподрядчиков и субподрядчиков, отсутствие у последних ответственности за ввод объектов в действие;

• отсутствие экономической ответственности за ввод объектов в действие у других участников строительства: заказчиков, проектных организаций, поставщиков, снабженческих и транспортных организаций;

• как следствие сказанного, отсутствие эффективной системы координации работы всех участников строительного процесса, ориентированной на обеспечение своевременного ввода объектов в действие;

• постоянная несбалансированность объемов строительно-монтажных работ с мощностями строительно-монтажных организаций и выделенными ресурсами;

• низкий уровень организации производства строительно-монтажных работ;

• задержки в поставках оборудования;

• финансовая необеспеченность проекта;

• необеспеченность строительства проектно-сметной документацией;

• консервация прежних структур управления строительным процессом;

• невозможность быстрой адаптации строящего объекта под изменяющиеся условия рынка;

• жесткий контроль со стороны властных структур;

• нецелесообразность проекта для местных властей.

• не сформированы нормативно-правовая база и методология указанного учета, методология процедур списания, реализации, передачи на другой уровень публичной власти и др.

• низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;

• отсутствие оформленных прав собственности, в том числе на земельные участки.

Результаты анализа, проведенного Счетной палатой, показали, что в настоящее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

время отсутствует полноценный учет объектов незавершенного строительства. За 2011— 2014 годы наблюдается отрицательная динамика изменения доли введенных в эксплуатацию объектов. Оценка динамики изменения объемов незавершенного строительства и выработка мер по сокращению указанных объемов осуществляются не на регулярной основе, а на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [2].

Назрела настоятельная необходимость разработки чрезвычайной программы первоочередных мер по нормализации незавершенного строительства с учетом специфики нынешнего переходного периода. Сегодня требуется рациональное сочетание мер административно-государственного регулирования с экономическими, которые может создать реальные условия для ликвидации негативных явлений и нормализации в незавершенном строительстве в будущем.

Проблему объектов незавершенного строительства необходимо рассматривать с двух сторон:

1. Ликвидация или достройка уже существующих объектов незавершенного строительства.

2. Предотвращение появления новых объектов незавершенного строительства.

Первую проблему необходимо решать совместно на всех уровнях власти. Должны

быть изданы нормативные акты, регулирующие управление объектами незавершенного строительства. На местном уровне эти законы должны исполняться. В решении этой проблемы необходимо, прежде всего, установить единую методику оценки объектов незавершенного строительства. Развитый институт оценки объектов незавершенного строительства позволит быстро вовлечь такие объекты в хозяйственный оборот и в конечном итоге достроить или ликвидировать их. Методика оценки незавершенного строительства до настоящего момента полностью еще не сформирована и проблемы, связанные с оценкой объектов незавершенного строительства с учетом их специфики, недостаточно рассмотрены.

В рыночных условиях объект незавершенного строительства с любой степенью технической готовности обладает товарностью и может быть продан по рыночной стоимости. В процессе оценки важным этапом является визуальный осмотр объекта, который позволяет произвести подробное обследование всех возможных конструкций, составляющих элементов, инженерных систем, а также идентифицировать все характеристики окружающей объект среды. В процессе обследования необходимо выявить фактическое состояние конструктивных элементов, степень готовности, а также совокупного износа объекта, потенциал земельного участка, объем необходимых вложений на завершение строительства.

В общем случае можно выделить следующие причины, препятствующие эффективной реализации мероприятий по достройке, консервации или ликвидации незавершенных строительных объектов:

• отсутствует согласованность действий федеральных ведомств, ответственных за решение задач по достройке незавершенных строительных объектов с региональными органами исполнительной власти и местного самоуправления по выполнению требований нормативных правовых актов;

• недостаточно осуществляются координация и научно-организационное руководство мероприятиями по выявлению и учету незавершенных строительных объектов;

• недостаточно отрегулированы правовые и экономические взаимоотношения между федеральным центром и регионами в части вопросов, касающихся незавершенных строительных объектов, финансируемых из федерального бюджета либо находящихся в федеральной собственности. Нечетко прописаны основные права и обязанности участников процесса, их ответственность, формы и методы обеспечения мер по содержанию объектов, их достройке, консервации либо ликвидации, включая инвентаризацию, паспортизацию, оценку, страхование и прочее, а также общие принципы их регламентации и нормативного обеспечения;

• отсутствует основополагающий нормативный правовой документ, которым утверждался бы единый порядок осуществления мероприятий по достройке незавершенных строительных объектов, включая их инвентаризацию, технический учет, оценку, проектирование мероприятий по обеспечению безопасности, консервацию или ликвидацию (утилизацию). Эти вопросы регулируются значительным (более 200) количеством нормативных документов, большинство которых носит ведомственный характер;

• требования нормативных документов, касающихся незавершенных строительных объектов, носят рекомендательный характер. При отсутствии механизма саморегулирования и контроля это приводит к неэффективности принимаемых решений на местах;

• отсутствует единая база для информированности потенциально заинтересованных лиц в приобретении, совместной достройке или инвестировании объектов незавершенного строительства.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, все признают, что незавершенное строительство является огромным нереализованным инвестиционным потенциалом, с другой - практически ни один из органов государственного управления не уделяет должного внимания изучению возможностей его использования как такового, ни, тем более, проведению конкретных мероприятий по вовлечению его в хозяйственный оборот. Инициатива должна исходить от органов государственного управления. Однако у государства не имеется ни средств, ни других возможностей для глубокого изучения и подготовки предложений по вовлечению в хозяйственный оборот указанных объектов.

Сегодня между процессом строительства и полноценной эксплуатацией зданий (сооружений) слабо отрегулирована правопреемственность по обязательствам участников и заинтересованных лиц, включая органы исполнительной власти и местного самоуправления, т. е. они, существуют как бы автономно, независимо друг от друга. Положительное решение проблемы «незавершенки» невозможно без надлежащего регулирования вопросов, связанных с обеспечением порядка и организации проведения обследований зданий и сооружений, оценкой их безопасности (надежности, сейсмостойкости и пр.), паспортизацией, решением кадровых проблем (обучения и повышения квалификации специалистов всех уровней), несовершенством правил лицензирования и т. д. [4].

Для решения проблемы незавершенного строительства необходимо активизировать действия органов федеральной исполнительной власти по созданию Единого общероссийского реестра всех незавершенных строительных объектов.

Решение о достройке объекта должно приниматься только при наличии соответствующих заключений о его техническом состоянии (включая безопасность и соответствие проектных показателей объекта требованиям действующих норм), инвестиционных параметрах и правах третьих лиц. Меры по достройке незавершенных строительных объектов должны предполагать продажу объекта либо передачу на инвестиционном конкурсе с целью его завершения. Порядок продажи или передачи объекта определен российским законодательством.

Проведение оценки (технико-экономического обоснования) и технического обследования должно являться обязательным условием для принятия объективного решения о «судьбе» объекта и должно осуществляться при участии специализированных организаций (экспертов), имеющих соответствующее подтверждение соответствия (лицензию) на данный вид деятельности.

Целесообразно разработать и утвердить единый порядок осуществления мер по достройке, консервации и ликвидации (утилизации) незавершенных строительных объектов. При этом следует координировать усилия министерств и ведомств, на которые возложены функции собственника (Минимущество России и др.) либо первоначального заказчика по строительству (Госстрой России) по объектам, финансирование которых проводилось за счет средств федерального бюджета. Существенными факторами, влияющими на инвестиционные параметры объекта, являются показатели сейсмостойкости зданий и сооружений, их устойчивости к воздействию природных и техногенных факторов, надежности и энергоэффективности конструкций.

Важным элементом для правильного технико-экономического обоснования мероприятий по достройке объекта (оценки инвестиционных параметров), его ликвидации, а также для определения объема прав участников (сервитута и других обременении) является проведение натурных обследований конструкций, их технического состояния, которое должно осуществляться на начальном этапе, параллельно с инвентаризацией. Отчет (заключение) по результатам обследования должен служить основой для проведения экономической оценки и последующего принятия решения [4].

Таким образом, решение проблемы незавершенного строительства является настоятельной необходимостью, продиктованной целым рядом обстоятельств, которые не ограничиваются рамками всей отрасли, а тем более одной подрядной организации. Недостатки в капитальном строительстве при огромных масштабах капиталовложений в стране вносят серьезные помехи в развитие и деятельность многих отраслей, в целом народного хозяйства. Поэтому принимаемые правительством Российской Федерации меры по стабилизации экономической ситуации, восстановлению и развитию экономики страны должны быть направлены на привлечение крупномасштабных инвестиций в основной капитал. Источниками таких инвестиций могут быть только собственные средства предприятий и внебюджетные источники. Но для этого необходимо осуществить крупные мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

Статья поступила 20.11.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асаул А.Н., Карасев А.В. Экономика недвижимости : учеб. пособие. М.: МИКХиС, 2001. С. 392.

2. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2015 г. № 9 (213). С. 3-61.

3. Сведения об объемах и объектах незавершенного строительства, предоставленные главными распорядителями средств федерального бюджета и зафиксированные в актах, составленных по результатам контрольных мероприятий исполнения Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год.

4. Никишина О.В. К вопросу о незавершенном строительстве // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. № 2 (30). С. 36-38.

Информация об авторах

Никишина Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-56-11, e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Никишина Ольга Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89646564670, Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Information about the authors

Nikishina O.V., senior teacher, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-56-11; e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Nikishina O.B., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Economics and management, tel.: 89646564670, Bratsk State University, 40 Makarenko St., Bratsk, 665709, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.