Незаконный оборот объектов животного мира: криминологический и уголовно-правовой аспекты
С. Л. Панов*
На современном этапе развития Российской Федерации, когда коренным образом изменились социально-экономические приоритеты, когда политика государства направлена на все большую эксплуатацию природных ресурсов, резко обострилась проблема сохранения биологического разнообразия на территории страны, особенно это касается выживания коммерчески уязвимых и редких видов животного мира.
Несмотря на усилия, прилагаемые различными компетентными международными и национальными структурами, противодействие контрабанде объектов флоры и фауны не утратило своей актуальности. Дело в том, что превращение исчезающих видов животных и растений, а также их дериватов в предмет незаконного трансграничного оборота наносит ощутимый, а иногда невосполнимый ущерб дикой природе и окружающей среде, сокращая биологическое разнообразие на планете1.
В настоящее время нелегальный рынок экзотических, редких животных (наряду с незаконным оборотом оружия, наркотиков, торговлей людьми и др.) занимает одно из лидирующих мест в международных транснациональных видах преступных посягательств, и его объемы составляют, по разным оценкам, от 5 до 9 млрд долларов в год2.
Сегодня рынок зоотоваров практически неисчерпаем. При наличии денег и желания через Интернет можно приобрести все что угодно: от красноухой африканской черепахи (один из относитель-
но недорогих видов экзотики — около 50 долларов) до маленького индийского слоненка высотой около метра и весом 90 кг (от 15 тыс. долларов).
С декабря 1976 г. Российская Федерация — участник Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Конвенция СИТЕС3). Членами Конвенции являются около 170 государств. Сегодня в приложения I, II и III Конвенции СИТЕС включено более 25 тыс. видов животных и растений.
В последнее десятилетие Россия все больше вовлекается в незаконный оборот диких животных. Об объемах российского экзотического рынка можно судить по таможенным данным о конфискатах, однако реальный объем (по мнению специалистов Всемирного фонда дикой природы — WWF4) определяется умножением общей стоимости задержанного на коэффициент 15. Россия сейчас один из активных игроков в «растительно-животном» теневом бизнесе. К сожалению, реальных статистических данных о количестве экзотических, редких животных, ввозимых (вывозимых) ежегодно в страну, не существует.
Основными международными поставщиками объектов животного мира выступают: Перу — 30%, Вьетнам— 18, Мадагаскар и Иордания— по 7, Турция — 5, Пакистан, Того, Камерун, Ливан, Новая Гвинея, Новая Танзания, Туркменистан — каждое по 2-3%5. Как правило, это страны со слабой экономикой, несовершенным законодательством в сфере охраны природы, высоким уровнем преступности.
* Постоянный автор нашего журнала.
Главными поставщиками редких растений и их частей на российский нелегальный рынок являются: Африка и Южная Америка — экзотические птицы и животные (попугаи, обезьяны); Юго-Восточная Азия — рептилии, земноводные, амфибии (черепахи, змеи, ящерицы и пр.) и Европа — энтомологические коллекции насекомых.
К особенностям участия нашей страны в незаконном обороте объектов животного мира относится то, что Россия представляет собой не только рынок сбыта, но и выступает в роли транзитера, экспортера, реэкспортера6. Многообразная и уникальная флора и фауна нашей страны сформировала за рубежом устойчивый спрос на эти объекты, стремление к их обладанию, а также их дериватами, нередко с использованием противоправных средств, включая контрабанду.
В частности, объектами преступных посягательств становятся как живые особи, так и части и органы животных и растений: медведя, оленя, кабарги, женьшеня, осетровых видов рыб, ореол обитания которых — Дальний Восток (нелегально вывозятся в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего Китай); птицы отряда соколиных из Сибирского региона (балабаны, кречеты) отправляются в качестве ловчих птиц в государства Аравийского полуострова7.
Незаконный оборот животных имеет свою специфику8. Выбор объектов здесь определяется несколькими параметрами, которые устанавливаются в зависимости от интереса продавца или покупателя, а именно:
— введение законодательного запрета на экспорт, импорт и отлов какого-либо животного (прежде всего экземпляров из числа исчезающих видов) вызывает резкий и устойчивый подъем интереса и спроса на этот вид в первую очередь со стороны коллекционеров, реже лиц, занимающихся фотографией;
— наличие в дикой природе животных, прежде всего птиц, имеющих необычную окраску, оперение, форму тела, певческие способности и т. п., вызывает желание у состоятельных граждан, их детей иметь таких представителей фауны в домашних условиях не из-за любви к ним или эстетического интереса, а в силу престижности, желания выделиться в своем окружении;
— редкость и эндемичность вида определяют постоянный интерес к животному со стороны лиц, занимающихся их оборотом, как одним из видов бизнеса и готовых из-за солидных прибылей идти на совершение правонарушений и преступлений;
— значительная доля в незаконном обороте объектов животного мира принадлежит товару, который используется исключительно для приготовления пищи и медицинских препаратов;
— умение лиц, занимающихся нелегальной торговлей животными, довольно успешно ориентироваться (за счет отлаженности всей цепочки от добычи до продажи) в изменении спроса, оперативно
реагировать на требования моды и удачно пользоваться несовершенством международного и национальных законодательств в данной области;
— специализация организованных криминальных групп в сфере незаконного оборота животных на основе определенного вида(ов) поставляемых экземпляров или региона проживания объектов фауны либо по специальному заказу, в котором потребитель может затребовать не только вид и количество тех или иных животных, но также пол, возраст, окрас и пр.; либо сам груз является редким, что гарантирует стопроцентную его реализацию со значительной прибылью для торговцев;
— данным видом деятельности занимается довольно узкий круг людей, отлично знающих друг друга и имеющих коррумпированные связи в государственных органах и правоохранительных структурах;
— использование возможностей глобальной сети «Интернет» для поиска клиентов.
Основными заказчиками и пользователями объектов животного мира, нередко добытых незаконными методами, выступают9:
1) уличные фотографы. В настоящее время центральные площади крупных городов (и не только курортных) изобилуют фотографами, призывающими граждан запечатлеть себя в компании с экзотическими животными, ставшими забавой. Нередко после сезона летних отпусков фотографы выбрасывают своих «партнеров по бизнесу» на улицу;
2) так называемая элита общества, бомонд, состоятельные люди, которые приобретают экзотических животных (игуаны, тропические пауки, южноафриканская летучая собака и др.) для того, чтобы украсить ими свои виллы, парки, квартиры или офисы и чтобы эпатировать общество;
3) коллекционеры, для которых, например, варан, крокодил или питон не деталь интерьера или имиджа, не дорогостоящий и ликвидный товар, а родное и близкое существо, объект почитания и обожания;
4) лица, занимающиеся нетрадиционной, народной медициной, в первую очередь из стран Восточной Азии, которые используют железы кабарги, рога оленя и пр. для приготовления лекарственных препаратов, реже — как добавку в парфюмерную продукцию для устойчивости запаха10;
5) владельцы ресторанов, ночных клубов, приобретающие животных для развлечения посетителей и удовлетворения гастрономических желаний клиентов;
6) представители индустрии моды, разрабатывающие и создающие одежду из шкур животных, в том числе и тех, отлов которых запрещен;
7) владельцы мастерских, занимающихся изготовлением поделок из кожи, костей, рогов животных для туристов, а также «черные» таксидермисты;
8) администрации цирков, в первую очередь частных, приобретающие экзотических животных с нарушением законов из-за отсутствия материальных средств.
Указанные категории покупателей объединяет то обстоятельство, что их практически не интересуют вопросы законности продажи того или иного животного — главное, удовлетворить свои запросы. Стоимость каждого конкретного заказа рассчитывается по 5-10 позициям: состояние животного, его возраст, срок выполнения заказа, взятки чиновникам, транспортные расходы; оформление животных в стране, расходы на питание и пр.
Перечислим основные факторы, способствующие росту нелегального оборота объектов животного мира в России11:
— высокая доходность данного вида бизнеса;
— наличие у определенного круга российских граждан финансовых средств, позволяющих приобретать практически любого представителя мировой фауны;
— неразработанность в достаточной степени законодательства, регулирующего оборот экзотических животных (до 70% объемов торговли экзотическими животными осуществляется нелегально с нарушением международных экологических правил и соглашений);
— нестабильность взаимодействия сотрудников таможенных органов с представителями природоохранных структур по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом объектов СИТЕС;
— прозрачность границ России со странами Содружества Независимых Государств, Китаем, где существует устойчивый спрос на объекты животного мира и отсутствует надлежащая система контроля (от общего провозимого нелегального «живого» товара задерживается 22-25%12);
— кадровые проблемы в контролирующих органах, занимающихся вопросами оборота объектов животного мира;
— фактическое отсутствие системы сертификации пересекающих границы страны животных (например, на партию получить разрешение можно, а на каждого отдельного представителя фауны — нельзя);
— высокий уровень коррупции, парализующий работу не только национальных, но и международных природоохранных организаций.
Контрабандные животные попадают в нашу страну различными путями:
— по воздуху из Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Африки;
— железнодорожным и автомобильным транспортом — из Европейских стран и Средней Азии;
— через Санкт-Петербургский, Калининградский, Владивостокский и другие порты;
— почтовыми перевозками (в том числе дипломатическими).
Основными методами незаконного оборота животных выступают: перемещение в обход таможенного контроля или с сокрытием от таможенной проверки; провоз с использованием поддельных разрешительных документов, без или с недостоверным декларированием.
Сегодня контрабанда животных, как правило, организованна и осуществляется криминальными структурами, где каждое звено занимается строго своими функциями13. Это подтверждается участившимися случаями попыток незаконного перемещения через границу России диких животных и растений, их частей и дериватов, увеличением числа фактов слияния российских и иностранных партнеров по криминальному бизнесу, налаживанием ими каналов и механизмов ввоза и вывоза объектов СИТЕС, заметным улучшением их технической оснащенности и финансирования.
Подобные преступные группировки в силу масштабности и организованности своей деятельности, наличия коррумпированных связей в различных государственных структурах, несовершенства законодательства в сфере защиты живой природы, разобщенности контролирующих органов трудно уязвимы. Участники (в особенности заказчики и организаторы) таких сообществ крайне редко привлекаются к уголовной ответственности.
Встречается и неорганизованный тип контрабанды животными, который обычно имеет либо конкретную цель, либо случайный характер, ограничивается разовым действием. У него есть несколько особенностей: оборот животных представляет торговую сделку с корыстной целью при неосведомленности лица о правилах и запретах на провоз диких животных; нередко перевозимое животное предназначается в дальнейшем для личного владения.
К лицам, занимающимся нелегальным оборотом животных, следует также отнести туристов, коллекционеров. В настоящее время привлечь совершающих правонарушения и преступления в сфере незаконного оборота животных можно по ряду статей, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ14. Так, статья 188 УК РФ предусматривает ответственность за действия, связанные с перемещением в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Использование этой статьи правомерно, если считать товаром живых животных либо изделия из них, или продукты их жизнедеятельности, в том числе шкуры, тушки, перья, яйца, запрещенные к торговле Конвенцией СИТЕС. В Комментарии к Уго-
ловному кодексу говорится, что предметом контрабанды являются также дикие и домашние животные (ч. 1 ст. 188), а для части второй — важные сырьевые товары (рыба, моллюски, икра осетровых и лососевых пород, ракообразные, дикие животные, дикорастущие растения, слоновая кость, рога, копыта, кораллы, лекарственное сырье растительного и животного происхождения и др.)15.
Всего по итогам 2006 г. таможенными органами Российской Федерации по линии борьбы с контрабандой объектов дикой флоры и фауны, включенных в списки СИТЕС, возбуждено 5 уголовных дел по ч. 1 ст. 188 УК РФ и 28 дел об административном правонарушении (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ)16. Отметим, что в статистику включены только те факты задержания контрабанды объектов дикой фауны и флоры, которые не регулируются положениями Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.
Привлечение лиц, участвующих в незаконном обороте объектов фауны, к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере практически не происходит в силу того, что трудно определить размер неплатежа. Более действенна ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными».
Транспортировка живого груза нередко осуществляется с нарушением экологических, нравственных норм, в том числе с использованием транквилизаторов, в не приспособленной для этих целей
тары, без соблюдения элементарных санитарно-ги-
17
гиенических правил17.
Так, чтобы уменьшить объем багажа и таким образом снизить риск быть пойманными, транспортировщики упаковывают живность особо тщательно, с некоторой долей цинизма: черепах заматывают скотчем, попугаев заворачивают в газеты, обезьян нередко накачивают наркотическими веществами, птицам плотно заматывают клювы, зашивают глаза нитками. Распространенный способ облегчить транспортировку животных — напоить их алкоголем. При такой варварской перевозке многие животные погибают. Хорошим показателем считается 30-50% выживших животных. Высокая рентабельность перевозки, составляющая в среднем от 500 до 1000%, толкает «звериных бизнесменов» на подобную деятельность18.
Нелегальная торговля экзотическими животными чревата негативными последствиями, которые могут наступить для здоровья и даже жизни покупателя19. Речь идет о том, что многие животные извлекаются из естественной среды обитания без какой-либо медицинской обработки, не говоря уже о необходимой адаптации к жизни в неволе и смене климата. Это создает серьезную опасность распространения в России различных тропических
заболеваний: лихорадки Эбола, геморрагической лихорадки (в 97 случаях из 100 летальный исход для хозяина), неизлечимой формы гепатита, атипичной пневмонии и др. При определенных обстоятельствах такие действия могут быть квалифицированы по ст. 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил».
Чтобы беспрепятственно провести через границу охраняемого международными актами экзота, владельцу необходимо доказать пограничникам факт того, что животное разводится в искусственных условиях, у него есть справка из Департамента ветеринарии об отсутствии болезни и разрешение СИТЕС на его экспорт или импорт, а также документ, разрешающий содержание данного экземпляра в домашних условиях. К сожалению, нередки случаи, когда таможенник за вознаграждение «закрывает глаза» на отсутствие перечисленных документов. Указанными действиями должностные лица совершают преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ (получение взятки).
В последние годы преступными формированиями в крупных масштабах организована торговля поддельными экзотическими животными и птицами (например, воробьи раскрашиваются «под колибри», один вид попугаев реализуется под видом другого).
Социальной проблемой незаконного оборота объектов фауны нередко становятся ситуации, связанные с тем, что дикие животные, в первую очередь хищники, никогда не приручаются полностью и при определенных обстоятельствах (в брачный период, в моменты стресса) владелец из друга и покровителя может превратиться во врага или дичь.
В сложившейся обстановке в области охраны редких видов животных и с учетом особенностей незаконного оборота объектов животного мира на международном и национальном уровнях необходима разработка и осуществление ряда комплексных, эффективных мер в целях сохранения редких и исчезающих видов фауны, сведения к минимуму объемов «экзотического» криминального бизнеса, а именно:
— принятие федерального закона о защите диких животных и редких растений, в котором отразились бы соответствующие требования международных документов;
— совершенствование законодательства (административного, гражданского, уголовного, таможенного) на национальном уровне в отношении охраняемых животных и усиление наказания за совершение посягательств в составе преступной организации, занимающейся контрабандой животных, особенно редких и исчезающих, включенных в Красную книгу и Приложения I, II и III СИТЕС;
— разработка национальных и международных программ по организации центров разведения ох-
раняемых видов животных, пользующихся наибольшим спросом;
— развитие уже сложившихся схем в области охраны животного мира: создание национальных парков и резерватов, жизнеспособных популяций исчезающих видов в условиях неволи, поддержка экологического туризма и т. д.
— оптимизация деятельности таможенных органов по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации инфицированных животных и растений;
— усиление контроля Росприроднадзора Минприроды РФ над распространением и передвижением по территории страны объектов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
— повышение уровня профессиональной подготовки таможенников путем организации обучения в рамках специальных тренинг-семинаров с привлечением экспертов неправительственных природоохранных организаций, в том числе Всемирного фонда дикой природы;
— расширение сотрудничества с зарубежными коллегами (прежде всего из стран СНГ) в сфере обмена информацией, в том числе в вопросах предотвращения, выявления и пресечения попыток нелегального трансграничного оборота исчезающих ви-
20
дов животных и растений, их дериватов20.
Указанные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, сыграют позитивную роль в улучшении результатов воздействия на преступность, связанную с незаконным оборотом объектов животного мира.
1 См.: Гранина Н. Птичий рынок зачистили от нелегальных змей и крокодилов // <http://www.inauka.ru>.
2 См.: Добромыслова О. Хоть чучелом, хоть тушкой // Рос. газета. — 2005. — 22 апр.
3 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. — М., 1978. — Вып. XXXII. — С. 549-562.
4 См.: ШШЕ — история и структура // ^Мр://ги. wikipedia.org/wiki/WWF.>.
5 См.: Нелегальная торговля редкими животными и растениями выгоднее торговли оружием // Деловая пресса. — 2003. — № 19(172).
6 См.: Дикие животные и растения в коммерческом обороте в России и странах СНГ. — М., 1999; Приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1998. — № 5.
7 См.: Барциц О. Контрабанда животных // Аргументы и факты в Ярославле. — 2003. — 23 янв.; Китаева В. Животные как орудия преступления // Законность. — 2004. — № 11. — С. 47-49.
8 См.: Ляпустин С. Н., Фоменко П. В., Вайсман А. Л. Незаконный оборот видов диких животных и дикорастущих растений на Дальнем Востоке // Информационноаналитический обзор.— Владивосток, 2005; Зенов Е. Живые игрушки // Природа. — 2006. — № 1197; Прохоров В. Г. Проблемы и правовые аспекты контрабанды животными в Российской Федерации // <http:// www.yurclub.ru>; и др.
9 См.: Тарасова О. Экзотические животные: домашние любимцы и сверхприбыльный товар // Утро. — 2007. — 21 июня.
10 См.: Martin E. B. Observations on Wildlife Trade in Viet Nam // TRAFFIC Bulletin. — 1992. — Vol. 13. — No. 2. — Р. 61-67.
11 См.: Зенов Е. Указ. соч.; Карпов Е. Зверинец с двойным дном // Семь дней. — 2000. — 4 окт.
12 См.: Гончарова Ю. С. Незаконная добыча водных животных и растений: уголовно-правовое, компаративное и криминологическое исследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2007.
13 См.: Ляпустин С. Н. Транснациональные преступные группы и работа таможенных органов по выявлению и пресечению незаконного перемещения объектов фауны и флоры Дальнего Востока // Проблемы укрепления государственности и обеспечения верховенства закона: мат-лы конф. — Владивосток, 2003.
14 См.: Розумань И. В. Редкие и исчезающие животные и растения как предмет контрабанды // Десять лет действия Уголовного кодекса Российской Федерации: опыт применения и перспективы совершенствования: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Омск, 2007. — С. 114-119; Конюшкина Ю. Преступления против вод, водных животных и растений: криминологическая характеристика // Уголовное право. — 2003. — № 3. — С. 129131; Прохоров В. Г. Контрабанда животными и экономическая оценка контрабандной торговли в некоторых регионах Юго-Восточной Азии // <www.yurclub.ru> и др.
15 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Радченко. — М., 1996.
16 См.: О результатах деятельности Главного управления по борьбе с контрабандой и оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации в 2006 году // <http://www.customs.ru/ru/right_def/ index.php?part592=2>.
17 См.: Гондусов В. «Птичку» жалко // Труд. — 2001. — 29 янв.
18 См.: Киплинг А. Дикая тварь из дикого леса // Взгляд. — 2007. — 30 июня.
19 См.: Семенова-Андриевская Е. Охота пуще неволи // Аргументы и факты. — 2001. — 6 марта.
20 См.: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 17. — Ст. 1462; Закон г. Москвы от 30 июня 1999 г. № 28 «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. — 1999. — № 8. — С. 130; Письмо ГТК России от 29 ноября 2000 г. № 07-24/34683 «О перечне видов СИТЕС». — М., 2000; Лапина М. А. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. — М., 2003; Гаевская Е. Ю. Уголовно-правовая охрана животного мира: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005; и др.