Научная статья на тему 'О развитии природоохранного законодательства и роли таможенных органов Китая в сохранении биоразнообразия'

О развитии природоохранного законодательства и роли таможенных органов Китая в сохранении биоразнообразия Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
445
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии природоохранного законодательства и роли таможенных органов Китая в сохранении биоразнообразия»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

С.Н. ЛЯПУСТИН, Н.В. ПЕРВУШИНА

О развитии природоохранного законодательства и роли таможенных органов Китая в сохранении биоразнообразия

В Конституции КНР отмечено: «Государство гарантирует рациональное использование природных ресурсов, берет под свою охрану ценные виды животных и растений». Данному вопросу правительство КНР особое внимание стало уделять в 80-90-е гг. прошлого столетия. Именно начало 80-х гг. ознаменовалось в Китае модернизацией и дальнейшим развитием природоохранного законодательства. В указанный период правительством Китая были разработаны и приняты «Программа охраны природы Китая» и «План действий по защите многообразия биологических видов в Китае». В этих документах первостепенное значение придавалось вопросам охраны биоразнообразия Китая. В июне 1982 г. Госсовет КНР принял «Положение

0 карантинном надзоре в отношении импорта и экспорта животных и растений», сыгравшее значительную роль в охране животного и растительного мира Китая. В соответствии с этим Положением нарушители установленного порядка и правил перемещения через таможенную границу объектов фауны и флоры должны были привлекаться к различным мерам ответственности вплоть до уголовной.

Совершенствуя законодательство в области природопользования и охраны природы, в 1984 г. высший законодательный орган Китая — Госсовет КНР — принимает Лесной закон, Закон о рыболовстве. В ноябре 1988 г. был принят Закон об охране диких животных, в 1989 г. — Закон об охране окружающей среды и утвержден Перечень основных видов диких животных, находящихся под защитой государства, — всего 247 видов. В зависимости от редкости и необходимости мер охраны животным присваивался статус 1-й или 2-й категории1.

1 Бирюлин Е.В. Проблемы охраны естественной фауны и флоры в Китае // Проблемы Дальнего Востока. № 3. 2007. С. 102 .

ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры ОТК и ТСТК Владивостокского филиала РТА:

ПЕРВУШИНА Наталья Владимировна — координатор Амурского филиала WWF (г. Владивосток).

30 сентября 1996 г. в целях охраны, приумножения и рационального использования ресурсов растительного мира, сохранения биоразнообразия и поддержания экологического равновесия премьер-министром КНР Ли Пэном был подписан Указ № 204 «Положение об охране дикорастущих растений». В этот же период китайским правительством был утвержден Перечень продукции животного и растительного происхождения, в отношении которых устанавливаются специальные правила перемещения через китайскую таможенную границу. Задачи по контролю за перемещением объектов фауны и флоры и борьбы с контрабандой редких видов животного и растительного мира были возложены на Таможенное управление Китая.

В целях сохранения редких диких животных и дикорастущих растений была разработана система уголовной, административной и иной ответственности за браконьерство и контрабанду объектов фауны и флоры. Меры уголовной ответственности за браконьерство и незаконное перемещение через таможенную границу Китая редких видов диких животных и растений были разработаны и определены Уголовным кодексом КНР. Статья 151 Кодекса гласит, что контрабанда редких животных и уникальных растений и продукции из них наказывается лишением свободы на срок свыше пяти лет, а в случае если их контрабанда совершена при отягчающих обстоятельствах, виновные лица наказываются бессрочным (пожизненным) лишением свободы или смертной казнью, а также конфискацией имущества2. Соответствующие статьи о привлечении к уголовной ответственности за браконьерство и контрабанду редких видов диких животных и дикорастущих растений содержатся в Законе о таможне, Законе об охране диких животных и, как уже отмечалось, в Положении о карантинном надзоре в отношении импорта и экспорта животных и растений. Необходимо отметить законодательное закрепление жестких санкций в отношении браконьерства на тигра, панду и дикого азиатского слона (длительные сроки заключения вплоть до пожизненного, а в исключительных случаях смертная казнь). Как уже отмечалось, не менее жесткие санкции применяются к лицам, совершающим контрабанду других редких животных. Так, 15 июня 2002 г. в результате операции, проведенной сотрудниками отдела по борьбе с контрабандой таможни Урумчи, был задержан гражданин КНР, у которого изъяли 934 кг контрабандно ввезенных рогов сайгака. В ходе расследования установлены лица, причастные к контрабанде, а также выявлен и пресечен канал контрабанды через таможенный переход Хоргаз. Через этот переход в период с января 2001 г. по май 2002 г. на территорию Китая было ввезено более 1100 кг рогов сайгака. Общая стоимость контрабанды составила 140 млн. юаней. В декабре 2003 г. лица, причастные к контрабанде рогов сайгака, были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, организатор — к пожизненному сроку, а соучастник — к 15 годам заключения3.

2 Уголовный кодекс КНР. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.asia-business.ru

3 Справка о состоянии дел по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений таможней г. Урумчи // Материалы Международного совещания представителей природоохранных и таможенных органов. 10-14 октября 2007 г., г. Харбин.

Контроль за выполнением положений природоохранного законодательства в Китае осуществляет Комитет дикой природы при Госсовете КНР, активно использующий органы общественной безопасности. В целях выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства, в первую очередь браконьерства и контрабанды, в Китае с 1993 г. регулярно (практически ежегодно) проводятся общенациональные «инспекции» (кампании).

С 1981 г. Китай становится активным участником Конвенции о международной торговле видами диких животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. В соответствии с положениями Конвенции в Китае организованы Административный орган СИТЕС и Научный орган СИТЕС. В настоящее время Административный орган имеет 17 отделений (в Пекине, Гуаньчжоу, Харбине и др.), ответственных за управление импортом и экспортом объектов живой природы, подпадающих под требования СИТЕС (в России создан только Административный орган СИТЕС, находящийся в Москве и не имеющий региональных отделений). Несомненно, наличие филиалов Административного органа СИТЕС позволяет более оперативно и гибко реагировать на обеспечение выполнения Конвенции СИТЕС государственными органами, общественными организациями и частными лицами и контролировать выполнение Конвенции СИТЕС на местах.

10 ноября 1997 г., продолжая работу по выполнению Конвенции о сохранении биологического разнообразия и Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, правительство КНР совместно с правительством России подписало в Пекине Протокол об охране тигра. Правительства России и Китая в целях расширения сотрудничества в области охраны тигра, координации действий по предотвращению исчезновения этого вида, обеспечению выживания и увеличения его численности согласились принимать совместные меры по пресечению браконьерства, контрабанды и торговли тигром, любыми частями тела тигра, а также его дериватами4. Протоколом предусмотрено не только проведение совместных информационно-пропагандистских мероприятий, но и осуществление обмена информацией о принимаемых мерах по пресечению всех видов незаконных действий в отношении тигра, любых частей тела тигра и его дериватов.

В 2000 г. в Харбине в целях разработки плана восстановления амурского (или, как его называют в Китае, северокитайского) тигра работала группа представителей международного сообщества, в первую очередь России и Китая, где рассматривались вопросы восстановления популяции этого уникального животного. Выступая на этом совещании, заместитель генерального секретаря администрации провинции Хэйлунцзян Гуо Баофу сказал: «Работа по восстановлению популяции амурских тигров не должна ограничиваться террито-

4 О подписании Протокола между Правительством РФ и Правительством КНР об охране тигра: постановление Правительства РФ № 1395 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1997/ch02/ аШ2811.8Ыт.

рией одного Китая, она также требует эффективного содействия со стороны Российской Федерации»5.

Необходимость решения проблем, связанных с охраной животного и растительного мира Китая, в том числе путем усиления контроля и борьбы с контрабандой объектов фауны и флоры, диктовалась ситуацией, складывающейся на трансграничном направлении. Выступая в апреле 2001 г. на совещании, посвященном 20-летию присоединения Китая к Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой фауны и флоры, начальник Государственного управления лесного хозяйства КНР Чжоу Шэнсянь отмечал, что в настоящее время в Китае десятая часть высокоорганизованных растений оказалась на грани вымирания, существование пятой части диких животных находится под серьезной угрозой. По его словам, это стало результатом широкого распространения в некоторых районах страны браконьерства, контрабанды и незаконной торговли дикими растениями и животными.

Вступивший в силу 1 декабря 2001 г. новый Таможенный кодекс КНР, четко установивший полномочия и юридический статус отделов борьбы с контрабандой, сыграл значительную роль в повышении эффективности и результативности борьбы таможенных органов с контрабандой редких животных и растений.

В 2003 г. проблемы борьбы с браконьерством и контрабандой редких видов диких животных и растений обсуждались представителями государственных и общественных природоохранных организаций России, Китая и других стран на Второй международной конференции по проблемам сохранения амурского тигра (г. Хабаровск), где особо отмечалось, что именно таможенные органы оказывают ощутимое влияние как на сохранение амурского тигра, так и на пресечение контрабанды товаров животного и растительного происхождения в целом6.

О решающей роли таможенных органов Китая в выявлении и пресечении незаконного трансграничного оборота говорилось на Международном совещании представителей природоохранных и таможенных органов, состоявшемся в октябре 2007 г. (г. Харбин). На совещании представители Главного управления по борьбе с контрабандой таможенной службы КНР сообщили, что с 1999 по 2007 г. таможнями КНР было возбуждено 456 уголовных дел по фактам контрабанды редких диких животных и 50 дел по фактам контрабанды редких растений, задержано более 900 контрабандистов. При попытках контрабандного перемещения китайскими таможнями было изъято более 20 000 животных, в том числе черных медведей, обезьян, панголинов, удавов, черепах, а также значительное количество частей диких животных и дериватов на сумму более 1 млрд. юаней, включая слоновьи бивни, рога сайгака, мускус кабарги, медвежьи лапы, оленьи рога, шкуры тигра и леопарда и др.

5 Там же.

6 Степаницкий В.Б. и др. Анализ деятельности бригад по охране амурского тигра и его мест обитания // Материалы Международной конференции по сохранению амурского тигра. Хабаровск, 25-27 сент. 2003. Владивосток, 2006. С. 83.

Как отмечалось на совещании, выявление и пресечение контрабанды объектов фауны и флоры осуществляется сотрудниками таможенной службы Китая в ходе проведения специальных операций отделов по борьбе с контрабандой, использования различных форм таможенного контроля благодаря применению технических средств таможенного контроля и служебных собак в ходе таможенного досмотра, а также реализации рекомендаций подразделений, занимающихся изучением и анализом информационных ресурсов Интернет. Кроме того, повышение эффективности и результативности работы таможен КНР на данном направлении стало возможным благодаря таким мероприятиям, как улучшение взаимодействия между различными подразделениями таможенных органов, создание эффективно работающей системы противодействия контрабандной деятельности, повышение эффективности и качества таможенного контроля, постоянное ведение профилактической деятельности (в первую очередь агитационно-просветительской) с населением.

В настоящее время выявлением и пресечением контрабанды объектов фауны и флоры занимаются сотрудники таможен, расположенных в 25 таможенных районах Китая. По данным китайской стороны, к 2007 г. лучших результатов по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений добилась Шанхайская таможня (26,5 % от числа выявленных правонарушений). Ее сотрудниками заведено более 500 дел об административных правонарушениях, возбуждено более 100 уголовных дел. Из выявленных правонарушений 9,4 % приходится на таможню Урумчи, 9 % — на Шэньчжэньскую, 8 % — на Куньминскую таможню и 5,2 % — на таможню Маньчжоули7.

Таможенниками Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе с 1999 по 2007 г. было выявлено и пресечено 34 попытки контрабанды редких видов фауны и флоры. По данным фактам арестовано 60 человек, у контрабандистов изъято 56 соколов, 100 черепах, 5386 кг рогов сайгака, бивень слона длиной 1,15 м, весом 6,67 кг. Особую обеспокоенность у таможенников Урумчи вызывают непрекращающиеся попытки контрабанды соколов. Синьцзян-Уйгурский автономный район является единственным в Китае местом обитания соколов, находящихся под защитой государства. За попытки контрабандного вывоза из Китая соколов осуждены и приговорены к длительным срокам заключения (до 6 лет) и крупным штрафам несколько граждан Китая, Сирии и Пакистана8.

Успешно действуют сотрудники таможни г. Лхаса, расположенного в Тибете. С 2003 г. ими выявлено 10 правонарушений и задержаны шкуры тигра (31 шт.), леопарда (581 шт.), выдры (246 шт.), рыси (2 шт.).

Высоких результатов добились сотрудники таможен Харбинского таможенного района. За период с 2001 по 2007 г. только отделом по борьбе с контрабандой Харбинской таможни в отношении лиц, осуществлявших пере-

7 Справка о работе Главного таможенного управления по борьбе с контрабандой по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений // Материалы Международного совещания представителей природоохранных и таможенных органов. 10-14 октября 2007 г., г. Харбин.

мещение объектов фауны и флоры с нарушением установленного порядка и правил, было возбуждено 52 уголовных дела. Из них непосредственно по фактам контрабанды редких, исчезающих видов диких животных возбуждено 18 уголовных дел9. Для сравнения приведём данные о возбуждении уголовных дел, связанных с контрабандой объектов фауны и флоры таможнями Дальневосточного таможенного управления России и Харбинского таможенного района Китая10:

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

таможни Харбинского 3 3 1 4 2 3 2

таможенного района

таможни Дальневос- 5 5 3 1 4 1 5

точного таможенного

управления

В течение 2001-2007 гг. за контрабанду объектов фауны и флоры в зоне ответственности таможен Харбинского таможенного района были задержаны и осуждены 34 человека, в том числе 23 гражданина КНР и 11 граждан РФ.

Как показывают статистические данные китайской стороны, контрабанда частей диких животных, растений и дериватов в Харбинском таможенном районе носит односторонний характер — из России в Китай. Значительный процент задержаний контрабанды частей редких животных приходится на таможни Суйфэньхэ и Хэйхэ. При попытках контрабандного ввоза в Китай из России задержаны 94,35 кг лап медведей, 4346,5 г костей тигра, 165 штук (27,5 кг) рогов сайгака, 4739 шкур диких животных, 3321 кг рогов пятнистых и северных оленей, изюбра, лося, 44 штуки мускусной железы кабарги, 5 штук пенисов оленей, 14,8 кг носов северных оленей и др.11

К данным противоправным деяниям причастны такие категории граждан, как жители приграничных районов, водители транспортных средств, гиды и иные представители туристических фирм. Наиболее часто жителями приграничных районов России и Китая, пересекающими границу, для контрабандного перемещения объектов фауны и флоры применяется крепление к телу скотчем товаров, предварительно завернутых в газету, бумагу или целлофановые пакеты. По данным китайских таможенников, граждане России обычно пытаются контрабандно ввезти части диких животных в сумках, чемоданах, рюкзаках. Водители транспортных средств нередко ввозят товары, спрятанные от таможенного контроля под сиденьем автомобиля.

8 Справка о состоянии дел по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений таможней г. Урумчи // Материалы Международного совещания представителей природоохранных и таможенных органов. 10-14 октября 2007 г., г. Харбин.

9 Там же.

10 Данные приведены автором по материалам ДВТУ и Международного совещания представителей природоохранных и таможенных органов в г. Харбин. 10-14 октября 2007 г.

11 Справка о состоянии дел по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений в Харбинском таможенном районе // Материалы Международного совещания представителей природоохранных и таможенных органов. 10-14 октября 2007 г., г. Харбин.

Правоохранительные структуры китайских таможенных органов отмечают, что в последние годы появилось значительное количество лиц, оказывающих услуги по контрабандному перемещению объектов фауны и флоры за плату, среди как граждан Китая, так и граждан России. При этом количество русских «наемников», превышает количество китайских «наемников» почти на 20 %. В частности, китайской стороной в 2007 г. неоднократно задерживались русские «наемники» перемещавшие рога сайгака, кости тигра.

Китайские таможенники отмечают выраженную сезонность в работе контрабандистов. Так, чаще всего предпринимаются попытки контрабандного ввоза в Китай из России объектов фауны и флоры в декабре, январе, марте, апреле, мае. Пик контрабанды приходится на декабрь и март. Вероятно, это связано с возможностью провоза частей животных под верхней одеждой и более качественной сохранности частей животных, не подвергнутых предварительной обработке, а также сезонным ростом промысловой и скупочной деятельности и надеждой на низкую эффективность досмотровой работы таможенников в холодное время года.

Представители Главного таможенного управления по борьбе с контрабандой таможенной службы КНР отмечали, что на нелегальный вывоз диких животных и растений, их частей и дериватов из Китая приходится 9 %, а 91 % выявленных правонарушений на данном направлении приходится на контрабандный ввоз в Китай. В количественном отношении 74 % незаконного перемещения объектов фауны и флоры выявлялось при досмотре почтовых отправлений, 14 % — при досмотре на морском транспорте, 12 % — при досмотре грузов и багажа на воздушном, автомобильном, железнодорожном транспорте. Из всех случаев незаконного перемещения объектов фауны и флоры 80 % выявлено в ходе таможенного контроля, 20 % — в результате проведения спецопераций отделами по борьбе с контрабандой. Основная часть подобных операций проведена в ходе реализации оперативно значимой информации отделами по борьбе с контрабандой таможен городов Куньмин, Пекин, Урумчи, Наньдин, Харбин и др.12

Особенности контрабанды объектов фауны и флоры, в зависимости от направления, заключаются в следующем:

- на юго-восточном азиатском направлении 60-70 % контрабанды составляют болотные черепахи, змеи, ящерицы, иные пресмыкающиеся и земноводные из стран Индо-Китая;

- на южно-азиатском направлении — контрабандный ввоз из Индии, Непала и Пакистана частей и дериватов тигров, леопардов, носорогов, азиатских слонов, медведей, кабарги, живых болотных черепах;

- на северо-восточном азиатском направлении — контрабандный ввоз из России и Монголии шкур и костей тигров, леопардов, снежных барсов, мускуса кабарги, медвежьих лап и желчных пузырей, дериватов оленей, шкур пушных зверей;

12 Справка о работе Главного таможенного управления по борьбе с контрабандой по выявлению и пресечению контрабанды редких видов животных и растений // Материалы Международного совещания представителей природоохранных и таможенных органов. 10-14 октября 2007 г., г. Харбин.

- на среднеазиатском направлении — контрабандный ввоз значительных объемов рогов сайгака из республик Средней Азии.

Из Китая контрабандно вывозятся: дериваты тибетского сайгака — в страны Индокитая, соколы — в Арабские Эмираты, различные виды экзотических птиц — в другие страны.

Как считают китайские аналитики, основной причиной большого объема контрабандного ввоза частей редких животных и дикорастущих растений является огромный спрос на данный вид товара внутри страны, который диктуется наличием традиционных ремесел (резьба по кости бивней слона и др.), разветвленной структурой предприятий традиционной китайской медицины, широким применением украшений, талисманов из частей животных, а также особенностями традиционной кулинарии.

Представители Главного управления по борьбе с контрабандой таможенной службы КНР сообщают, что на таможенной границе Китая ежегодно увеличивается объем контрабандно перемещаемой продукции из различных видов фауны и флоры, увеличиваются масштабы контрабанды и тенденции роста преступлений, связанных с контрабандой редких видов животных и растений (браконьерства, незаконной торговли и др.). Отчетливо проявляется территориальное разделение контрабанды животных и растений (по видовому составу объектов фауны и флоры).

В последние годы правоохранительными органами Китая фиксируется наличие в деятельности контрабандистов строгой организационной структуры (организационно-преступных группировок). По своему составу преступные группы, причастные к данному противоправному деянию, являются транснациональными. Выводы, сделанные представителями Главного управления по борьбе с контрабандой таможенной службы КНР, соответствуют выводам представителей Дальневосточной оперативной таможни о транснациональном характере контрабанды объектов фауны и флоры, к которой при-частны представители организационно-преступных группировок как России, так и Китая.

Несмотря на то что китайское законодательство в области охраны биологического разнообразия отличается от российского более жесткими санкциями в отношении нарушений уголовного, административного и природоохранного законодательства, наличием санкций уголовного, административного, дисциплинарного характера не только в законах, аналогичных российским УК и КоАП, но и в законодательных актах природопользования, охраны природы и таможенного дела, а также более гибкое, оперативное и разветвленное управление обеспечением выполнения международно-правовых актов в области сохранения биоразнообразия (например, СИТЕС) как в центре, так и на местах (непосредственно в провинциях), представители природоохранных и таможенных органов Китая считают необходимым дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.