Научная статья на тему 'Незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления: юридически значимые причины причиненного вреда'

Незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления: юридически значимые причины причиненного вреда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
вред / должностные лица / коррупция / органы местного самоуправления / правонарушения / harm / officials / corruption / local authorities / offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заурбек Константинович Бораев

В статье рассмотрено правовое регулирование общественных отношений, связанных с антикоррупционной деятельностью в органах государственной власти. Выделены специфические характеристики коррупции в органах местного самоуправления и юридически значимые причины и последствия причиненного ею вреда. Проанализирована статистическая информация о динамике коррупционных правонарушений в органах власти за последние шесть лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заурбек Константинович Бораев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal actions by officers local government bodies: legally significant causes of caused damage

The article deals with the legal regulation of public relations related to anti-corruption activities in government bodies. The specific characteristics of corruption in local self-government bodies and the legally significant causes and consequences of the harm caused by it are highlighted. Analyzed the statistical information on the dynamics of corruption offenses in government over the past 6 years.

Текст научной работы на тему «Незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления: юридически значимые причины причиненного вреда»

Закон и право. 2021. № 11. С. 36-40. Law and legislation. 2021;(11):36-40.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-36-40 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

Незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления: юридически значимые причины причиненного вреда

Заурбек Константинович Бораев

Владикавказский институт управления, Владикавказ,

Республика Северная Осетия-Алания, Россия, zboraev@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено правовое регулирование общественных отношений, связанных с антикоррупционной деятельностью в органах государственной власти. Выделены специфические характеристики коррупции в органах местного самоуправления и юридически значимые причины и последствия причиненного ею вреда. Проанализирована статистическая информация о динамике коррупционных правонарушений в органах власти за последние шесть лет.

Ключевые слова: вред, должностные лица, коррупция, органы местного самоуправления, правонарушения.

Для цитирования: Бораев З.К. Незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления: юридически значимые причины причиненного вреда // Закон и право. 2021. № 11. С. 36—40. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-36-40

Original article

Illegal actions by officers local government bodies: legally significant causes of caused damage

Zaurbek K. Boraev

Vladikavkaz Institute of Management, Vladikavkaz,

Republic of North Ossetia-Alania, Russia, zboraev@yandex.ru

Abstract. The article deals with the legal regulation of public relations related to anti-corruption activities in government bodies. The specific characteristics of corruption in local self-government bodies and the legally significant causes and consequences of the harm caused by it are highlighted. Analyzed the statistical information on the dynamics of corruption offenses in government over the past 6 years.

Keywords: harm, officials, corruption, local authorities, offenses.

For citation: Boraev Z.K. Illegal actions by officers local government bodies: legally significant causes of caused damage // Law and legislation. 2021;(11): 36—40. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-36-40

Коррупционная деятельность, будучи ап- ное исполнение государственными органами их риори незаконной, крайне негативно властных полномочий и исполнительных дей-воздействует на должное и добросовест- ствий.

Кроме того, последние исследования подтверждают то обстоятельство, что феномен кор© Бораев З.К М., 2021

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

рупции в органах местного самоуправления (далее — МСУ, ОМСУ) является в высокой степени латентным [4; 6].

Указ Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г. (п. 43) обозначает коррупцию важнейшей угрозой национальной безопасности России [2]. Менее года назад завершилась реализация общефедерального (национального) плана по противодействию коррупции [3], а сегодня реализуются антикоррупционные меры на федеральном, региональных и местных уровнях.

Отдельные исследователи не определяют разницу между коррупцией в государственных и муниципальных органах власти, считая, что данное явление в этой части не имеет гражданско-и социально-правовых особенностей [4; 7]. Однако с данным мнением согласиться трудно, поскольку обособленность органов МСУ в закрепленной Конституцией РФ вертикали власти определяет специфичность функций, задач и методов деятельности, предусмотренных действующим законодательством о местном самоуправлении.

Поэтому для качественной характеристики коррупции в органах МСУ следует обозначить совокупность принципов и особенностей реализации властно-управленческих полномочий, которыми наделены должностные лица местных органов власти.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется самостоятельность осуществления местного самоуправления в пределах того объема компетенции, который определяется действующим законодательством.

При этом органы МСУ не включены в иерархию органов государственной власти «по вертикали». В связи с этим МСУ признается одной из составляющих государственного устройства в России. В современной системе российского права не существует отдельной отрасли, нормативные акты которой регулируют деятельность органов местных администраций.

Однако муниципальное законодательство включает значительное количество источников, что позволяет рассматривать его в качестве обособленной подотрасли права [8]. Базовым нормативным актом в данном случае можно признать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [1] (далее — Закон).

Компетенция органов МСУ, определяемая Законом, достаточно обширна, включает решение таких вопросов, как:

■ формирование (составление, рассмотрение, утверждение) и исполнение местного бюджета (в зависимости от вида муниципального образования);

■ определение ставок местных налогов, а также иных институтов налогового права в аспекте особенностей исчисления и уплаты местных налогов и сборов;

■ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

■ прокладка и ремонт местных дорог;

■ осуществление мероприятий по охране окружающей среды;

■ создание условий для получения населением образовательных и медицинских услуг;

■ выдача разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности и др.

Для того чтобы обеспечить надлежащее функционирование ОМСУ требуются в большом объеме экономические ресурсы, благодаря которым финансируются все осуществляемые в муниципалитетах программы, в соответствии с действующим законодательством:

1) комплекс имущественных прав данного муниципального образования.

2) ресурсы местного бюджета;

3) имущество, которое представляет муниципальную собственность;

Имущество, представляющее муниципальную собственность, необходимо использовать по целевому назначению.

Рассмотрев нормы и положения действующего законодательства, регулирующего специфику деятельности органов МСУ, можно прийти к заключению о завершении процесса формирования местных органов власти в Российской Федерации: имеется четко выстроенная структура органов МСУ, установлен их правовой статус и порядок формирования, а также определены источники финансирования управленческой деятельности.

В то же время коррупция имеет место и на этом управленческом уровне, а потому специфические характеристики данного негативного явления заслуживают дальнейшего специального научного анализа.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

Коррупции в ОМСУ присуще характерное число признаков, свойственных коррупционному феномену в органах государственной власти и управления. Ее отличительные черты носят преимущественно формальный характер и заключаются в следующем:

■ пагубные последствия и вред от нее распространяются в пределах территории соответствующего муниципального образования;

■ субъектами коррупционной деятельности выступают должностные лица, являющиеся муниципальными служащими;

■ вред от коррупционной деятельности причиняется интересам муниципальной службы. Это проявляется в создании искусственных препятствий для решения задач, поставленных действующим законодательством перед органами МСУ;

■ потерпевшими, прежде всего, являются жители соответствующего муниципального образования, а также юридические лица, которые ведут хозяйственную и иную деятельность в пределах этих территорий.

Обеспечение действенной информацией антикоррупционных мероприятий, реализуемых в области МСУ, имеет важное значение для получения необходимых результатов.

Различные характеристики правонарушений данного вида: их виды, области их совершения, размеры причиняемого вреда, особенности личности правонарушителя-коррупционера и прочие, — все это формирует предмет научного исследования и практической реализации предпринимаемых мер антикоррупционного характера.

На основании анализа перечисленных данных формируется объективное восприятие тех причин и условий, которые лежат в основе существования коррупционного феномена как такового, а также разрабатываются эффективные программы противодействия ему.

Объективная оценка незаконной (неправомерной, коррупционной) деятельности в ОМСУ наталкивается сегодня на достаточно актуальную сложность. Она заключается в том, что в официальной отчетности, которая была утверждена Указанием Генпрокуратуры и МВД РФ 27 декабря 2017 г., закрепляется только общий комплекс коррупционных деяний [9]. В связи с этим точный анализ подобного вида правонарушений в динамике и структуре провести невозможно.

При выполнении нашего исследования рассмотрена статистическая информация за 2015 — 2020 гг. в совокупности по России.

Так, на протяжении обозначенного временного отрезка зафиксировано 74 143 коррупционных правонарушения с устойчивой ежегодной растущей динамикой:

2015 г. — 6014 фактов;

2016 г. — 8607 случаев;

2017 г. — 10 784 прецедента;

2018 — 11 499 фактов;

2019 г. — 19 905 правонарушений

и 2020 г. — 17 334 прецедента [10].

Следует сказать, что эта статистика — лишь

весьма небольшая часть количественной действительности проявления коррупционного феномена, поскольку в значительном своем объеме (в латентном проявлении) эта форма преступности в официальных данных не зафиксирована и не отражена.

Статистическая информация безальтернативно как коррупцию признает следующие факты. Случаи, когда нарушаются установленные правила финансового обеспечения избирательной кампании претендентов на должности, избирательных объединений, работы инициативных групп по проведению референдумов и других групп лиц, участвующих в референдумах.

Также это случаи, когда оказывается незаконное воздействие на результаты официальных спортивных мероприятий (зрелищных коммерческих конкурсов), осуществляются коммерческие подкупы или оказывается посредничество в таком подкупе; случаи мелкого коммерческого подкупа.

Кроме того, сюда относятся случаи контрабанды определенных категорий веществ (радиоактивные, отравляющие, ядовитые, сильнодействующие). Это также контрабанда, при которой незаконным путем поставляются ядерные материалы, огнестрельное оружие (его основные части), взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового уничтожения, средства их доставки, другое вооружение (военная техника), техника и материалы, которые применяются при изготовлении оружия массового уничтожения, средства их доставки, другое вооружение (военная техника), а также культурные ценности, ресурсы и товары, имеющие стратегическую значимость; представляющие особую ценность дикие животные и водные биологические ресурсы.

Все указанные случаи рассматриваются как коррупция, если их совершило должностное

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

лицо, злоупотребившее своими полномочиями. Коррупция рассматривается и в качестве неправомерного участия в предпринимательстве, в даче и получении взятки, при посредничестве во взяточничестве1.

Наряду с этим общая совокупность подобного вида правонарушений (без учета вышеперечисленных), которые также при некоторых обстоятельствах, условиях и факторах можно с полной уверенностью отнести к коррупционным, превосходит более чем 30 форм проявления. Например, должностные лица ОМСУ могут злоупотреблять своими полномочиями, превышать их, прибегать к мошенничеству различных квалифицированных составов, ограничивать добросовестную конкуренцию либо способствовать недобросовестной посредством применения своих рычагов властного влияния и др.

В соответствии с оценочной информацией различных аналитических и специальных источников, на самом деле сегодня удается вывить только малую долю общей и фактической совокупности совершаемых коррупционных правонарушений [5].

Все это обусловливает необходимость безотлагательно разработать, внедрить и комплексно реализовать меры, основное назначение и главная цель которых — повысить эффективность выявления фактов коррупции в ОМСУ, предупредить их путем осуществления необходимой профилактики.

Список источников

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СППС «Консультант Плюс»

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

3. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» // СЗ. РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.

4. Болотова А.А. К вопросу о степени коррупции в федеральных и муниципальных органах

1 Колиева А.Э., Эртель А.Г. Расторжение односторонних договоров как свойство фидуциарных договоров // Тенденции развития современной юриспруденции: Матер. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. 2015. С. 27—31.

государственной власти глазами орловцев // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 4. С. 10.

5. Гилинский Я.И. Коррупция: теория, российская реальность, социальный контроль // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1. С. 238-255.

6. Кривенцов П.А. Латентная преступность в России: криминологическое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 184.

7. Мигущенко О.Н. Проблема предупреждения коррупционного поведения муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. № 2. С. 16-19.

8. Муниципальное право России: Учебник / Под ред. Н.В. Постового. М.: Юрайт, 2017. 329 с.

9. Перечень № 23, определяемый Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 870/11 и Министерством внутренних дел Российской Федерации № 1 от 27.12.2017 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?ieq=doc&base=LAW&n=292972&fld=134&dst= 10000000 01,0&rnd=0.9324863547271816#09201 777133948061 (Дата обращения: 12.07.2021)

10. Раздел 6 формы № 10.4.1 «Отчет о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям, в том числе по преступлениям коррупционной направленности» за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 гг. / Офиц. сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации / Судебная статистика // URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=150 (Дата обращения: 12.07.2021)

References

1. Federal Law «On General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation» dated 06.10.2003 № 131-FZ (ed. dated 01.07.2021) // SPPS «Consultant Plus»

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 № 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SZ RF. 2016. № 1 (Part II). Article 212.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 29.06.2018 № 378 «On the National

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

Anti-Corruption Plan for 2018 - 2020» // SZ. RF. 2018. № 27. St. 4038.

4. Bolotova A.A. On the issue of the degree of corruption in federal and municipal public authorities through the eyes of Orlovtsev // Municipal service: legal issues. 2019. № 4. P. 10.

5. Gilinsky Ya.I. Corruption: theory, Russian reality, social control // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2020. № 1. Pp. 238—255.

6. Kriventsov P.A. Latent crime in Russia: criminological research: Dis. ... cand. jurid. M., 2017. P. 184.

7. Migushchenko O.N. The problem of preventing corrupt behavior of municipal employees // Municipal service: legal issues. 2020. № 2. Pp. 16—19.

8. Municipal Law of Russia: Textbook / Edited by N.V. Postovoy. M.: Yurayt, 2017. 329 p.

9. List № 23, determined by the Instruction of the Prosecutor General's Office of the Russian

Federation № 870/11 and the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 1 dated 27.12.2017 «On the entry into force of lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting» / / URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=292972&fld=134&dst = 1 000000001,0&rnd = 0.9324863547271816# 09201777133948061 (Accessed: 12.07.2021)

10. Section 6 of Form № 10.4.1 «Report on the results of consideration of criminal cases under certain Articles of the Criminal Code of the Russian Federation on sentences and other court decisions that have entered into force, including corruption-related crimes» for 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 and 2020 / Ofic. website of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation / Judicial statistics // URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=150 (Accessed: 12.07.2021)

Информация об авторе

Бораев З.К., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и основ правоведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Boraev Z.K. — candidate of law, associate professor of departments of constitutional law and fundamentals of jurisprudence

Статья поступила в редакцию 05.09.2021; одобрена после рецензирования 25.09.2021; принята к публикации 26.09.2021.

The article was submitted 05.09.2021; approved after reviewing 25.09.2021; accepted for publication 26.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.