ИНФОРМАЦИЯ
УДК 342.5:343.97(470.51)
М.С. БАДРУТДИНОВ, начальник Управления,
С.Ф. РАХИМОВ,
кандидат юридических наук, главный советник
Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики,
г. Казань, Россия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Цель: проанализировать совместную деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях исследования состояния и выявления причин коррупции, а также изучения эффективности мер по противодействию коррупции.
Методы: сравнительно-правовой, логический, формально-юридический.
Результаты: По результатам проведенных комплексных антикоррупционных мероприятий, выработки рекомендаций по сокращению условий для проявления коррупции, минимизации последствий коррупционных правонарушений и совершенствования антикоррупционной работы, от снижения коррупционных нагрузок в виде исключения посреднических схем и непрофильных нагрузок на себестоимость экономический эффект от проведенной работы позволил сохранить для бюджета и предупредить неэффективные траты на сумму почти 2 млрд рублей, а также повысить эффективность профилактических мер, направленных на пресечение проявлений коррупции.
Научная новизна: В представленной статье анализируются вопросы реализации антикоррупционных мер в Республике Татарстан органами государственной власти (в частности, органами финансового контроля) и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества. Предлагается введение института рабочих групп по вопросам противодействия коррупции, образующихся при координационных и совещательных органах, в органах государственной власти и местного самоуправления.
Практическая значимость: Представленная практика антикоррупционной работы, а также организационная модель, созданная в Республике Татарстан для профилактики коррупции, могут быть рекомендованы для практического применения другим субъектам Российской Федерации в целях повышения эффективности профилактики коррупционных правонарушений, усиления целенаправленной антикоррупционной работы как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях.
Ключевые слова: профилактика коррупции; антикоррупционная политика; институты гражданского общества; финансовый контроль.
Введение
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию подчеркнул необходимость продолжения курса пресечения корруп-
ционных проявлений, которые «уничтожают ресурс национального развития»1.
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 // Российская газета. - 2012. - 3 декабря. - № 287.
После ратификации конвенции ООН против коррупции2 в нашей стране3 был проделан большой объем работы, утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции4, последовательно реализуются мероприятия двухлетних планов, принят целый пакет антикоррупционных законов и правовых актов Президента России.
Реализуя национальную политику противодействия коррупции, Республика Татарстан привела региональные нормативные правовые акты и систему организации работы в соответствие с требованиями федерального законодательства. Абсолютно точно отмечается, что «в целом антикоррупционная деятельность субъектов РФ ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции, и можно констатировать, что существует устойчивая тенденция к формированию комплексного самостоятельного направления государственной региональной политики» [1, с. 59].
Результаты исследования
Одними из основных задач и принципов антикоррупционной политики Республики Татарстан является вовлечение институтов гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, а также сотрудничество государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при приоритетном применении мер по профилактике коррупции. Отдельного внимания заслуживает имеющийся опыт организации взаимодействия при проведении проверок в финансово-бюджетной сфере.
В целом, анализируя деятельность органов финансового контроля республики, необходимо отметить, что их работа не ограничивается только
2 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Бюллетень международных договоров. -2006. - № 10. - С. 7-54.
3 О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ // Российская газета. - 2006. -21 марта. - № 56.
4 Указ Президента Российской Федерации от
13.04.2010 № 460 // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 16. - Ст. 1875.
выявлением нарушений в финансово-бюджетной сфере. Это также принятие исчерпывающих мер по итогам проверок, восстановление экономических интересов государства и привлечение к ответственности виновных лиц. Материалы проводимых проверок являются основой в работе по выявлению и устранению причин и условий выявляемых нарушений, рисков коррупционного поведения. При этом результаты зависят от эффективности взаимодействия и координации всех уполномоченных органов.
Для решения задачи построения эффективной системы взаимодействия Указом Президента Республики Татарстан образован Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля, действующий в Республике Татарстан уже более 8 лет5. Он объединяет правоохранительные и надзорные структуры, органы финансового контроля.
С 2008 г. ежегодно формируется Сводный план контрольных мероприятий, что позволяет расширять тематику проверок, проводить совместные контрольные мероприятия и, что особенно важно сокращать дублирование в работе. Результаты проверок, проведенных органами финансового контроля, включаются в Единую электронную базу данных, что позволяет в кратчайшие сроки формировать необходимые сводные данные.
Важным направлением деятельности Межведомственного совета является профилактика правонарушений в финансово-бюджетной сфере. В рамках его деятельности подготовлены Методические рекомендации по организации системы внутреннего контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений и Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества. Особое значение в профилактической работе отводится Классификатору нарушений и Заключению по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контро-
5 О Межведомственном координационном совете по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 21.07.2005 № УП-298 // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2005. - № 7-8. - Ст. 733.
ля. Эти документы ежегодно обновляются и также направляются всем участникам бюджетного процесса, в муниципальные образования. Для использования органами финансового контроля разработана Типовая форма мониторинга коррупционных факторов и рисков при осуществлении бюджетного процесса и управлении объектами собственности [2].
Что касается анализа осуществления государственного заказа, то вопросы контроля сосредоточены в основном на соблюдении процедурных требований при размещении заказов и исполнении контрактов. Вместе с тем повышается актуальность оценки результатов произведенных расходов, их эффективности. Особого внимания требует и оценка соответствия поставленных товаров условиям контрактов по ассортименту и качеству (например, приемка товаров более низкой сортности без соразмерного уменьшения цены, несоблюдение спецификаций могут указывать на умышленные действия уполномоченных должностных лиц бюджетных учреждений).
Отдельными вопросами с позиции коррупционных рисков являются:
- принятие и оплата за счет бюджетных средств завышенных объемов или фактически невыполненных работ;
- занижение цен при отчуждении объектов недвижимости, земель;
- безвозмездное предоставление государственного и муниципального имущества в пользование.
Основной причиной выявляемых негативных фактов при распределении и использовании бюджетных средств является ненадлежащее исполнение конкретными должностными лицами правил и требований, вплоть до прямого нарушения. В этих случаях в целях пресечения рисков коррупционных проявлений и неэффективного расходования бюджетных средств анализируются ведомственные акты, устанавливающие процедуры распределения финансовых ресурсов.
Придание гласности результатов принятых мер в отношении виновных лиц имеют профилактическую направленность. В связи с этим имеющийся общественный резонанс, реакция институтов гражданского общества последовательно формируют настроения нетерпимости и порицания.
Органы финансового контроля Республики Татарстан принимают участие и в мероприятиях, на-
правленных на противодействие коррупции и исключение негативных тенденций в экономической сфере, в частности - теневого оборота денежных средств, финансовых операций, имеющих отношение к незаконному обналичиванию денежных средств с участием «фирм-однодневок».
По всем проведенным мероприятиям вне зависимости от наличия нарушений, влекущих уголовную ответственность, органы финансового контроля представляют материалы проверок в правоохранительные органы. При выявлении фактов нарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции иных органов соответствующие материалы направляются в территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы, подразделения Росздравнадзора, подразделения служб ветеринарного, строительного надзора и другие органы.
Участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, является в соответствии с федеральным законодательством одним из основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с этим необходимо четкое понимание того, что «противодействие коррупции сложная задача, решаемая множеством субъектов с различным объемом компетенции: от международных организаций, органов государственной власти до муниципальных образований, институтов гражданского общества и частных лиц» [3, с. 5] и, соответственно, «борьба с коррупцией требует объединения усилий всех уровней политической власти, институтов гражданского общества, научного сообщества» [4, с. 100]. В нашей стране принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества отнесен к числу основных принципов противодействия коррупции при соблюдении «системности, объективности, беспристрастности, ответственности, безопасности и сотрудничества» [5, с. 52].
Международные правовые документы в целях эффективного противодействия коррупции предусматривают активное взаимодействие органов государственной власти, их должностных лиц с институтами гражданского общества. И российское законодательство такому взаимодействию придает принципиально важный характер.
При этом под взаимодействием в области противодействия коррупции подразумевается
совместная работа различных субъектов. Нельзя не согласиться с тем, что «взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества должно пронизывать все стадии антикоррупционной деятельности: от выдвижения антикоррупционных инициатив до контроля за эффективностью реализации антикоррупционной политики» [6, с. 22].
Такое взаимодействие реализуется при проведении совместных совещаний, круглых столов, конференций и иных мероприятий. Разумеется, что результативность такого взаимодействия должна оцениваться не только количеством совместных заседаний и совещаний, а комплексно, т.е. качеством, количеством и периодичностью реализуемых мероприятий, принятых документов. На практике сотрудничество институтов гражданского общества с органами власти проявляется также в следующих формах: через участие представителей институтов гражданского общества в работе специализированных антикоррупционных органов: совещательных, координационных и экспертных советов и/или антикоррупционных комиссий; посредством взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти при использовании отдельных правовых инструментов или механизмов противодействия коррупции.
Такие формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти и их должностными лицами способствуют более эффективной реализации антикоррупционной политики.
В связи с этим необходимо отметить, что основной акцент в Республике Татарстан сделан на профилактике коррупции и достижении в данной работе конкретных результатов, видимых населению. Поэтому очевидным шагом, направленным на совершенствование проводимой антикоррупционной работы, стала разработка методов, позволяющих изучать структуру и уровень коррупции, а также осуществлять мониторинг эффективности деятельности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан по реализации антикоррупционных мер.
В целом профилактика коррупции достигается работой в нескольких направлениях:
- сокращение условий для возникновения коррупции достигается путем осуществления анти-
коррупционной экспертизы и совершенствования законодательства, повышения исполнительской дисциплины и профессионализма в исполнительных органах, принятия мер по сокращению аффилированного влияния и зависимости должностных лиц от предпринимательских структур;
- воспитательная и пропагандистская работа достигается путем внедрения специальных дисциплин в образовательные процессы государственных и муниципальных служащих, работой с общественными формированиями, осуществления пропаганды и просвещения через средства массовой информации;
- сокращение коррупции достигается путем ликвидации последствий коррупционных правонарушений, возмещением нанесенного вреда, прекращением служебных контрактов и кадровой ротацией лиц, уличенных в коррупционном поведении, при отсутствии признаков преступлений в их действиях.
В настоящее время в кадровых службах органов государственной власти и органах местного самоуправления определены должностные лица по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
К определенным достижениям можно отнести унификацию требований к размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, на официальных сайтах государственных органов6.
В дополнение к федеральным антикоррупционным инструментам в Республике Татарстан добавлены элементы, установленные региональным законодательством. Это позволяет выстроить достаточно эффективную систему внутреннего саморегулирования и внешнего контроля за кор-
6 Об утверждении Единых требований к размещению и наполнению разделов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по вопросам противодействия коррупции: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.04.2013 № 225 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2013. - № 29. - Ст. 0919.6.
рупционными рисками в деятельности государственных органов и муниципальных образований.
Организованная и вертикально интегрированная система профилактики коррупции представляется инструментом, который успешно работает на региональном уровне и, по нашему мнению, может быть адаптирован на федеральный уровень. Ее ключевыми составляющими являются:
- специальный государственный орган, наделенный функциями организации и координации профилактической деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики (Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики7);
- совещательный орган при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации, действующий в целях рассмотрения и внесения предложений руководству субъекта для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в целях повышения ее эффективности (Совет при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции8);
- экспертный орган, образованный для анализа состояния и выявления причин коррупции, изучения организации деятельности по противодействию коррупции, выработке предложений по сокращению условий для проявления коррупции, минимизации последствий коррупционных правонарушений и совершенствованию антикоррупционной работы (Республиканская экспертная группа по вопросам противодействия коррупции9).
7 Об утверждении Положения об Управлении Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики: Указ Президента Республики Татарстан от 31.01.2011 № УП-37 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2011. - № 12. - Ст. 0372.
8 О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции: Указ Президента Республики Татарстан от 21.02.2011 № УП-71 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2011. - № 13. - Ст. 0420.
9 О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента Республики Татарстан от 02.06.2012 № УП-415 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2012. - № 43. - Ст. 1457.
Учитывая наличие в Республике Татарстан специального экспертного органа, образованного для анализа состояния и выявления причин коррупции, имеет смысл более подробно остановиться на вопросах организации его работы.
При изучении возможностей профилактической деятельности представляется, что результативной работе по выявлению и последующему устранению причин коррупции может способствовать организация единого и комплексного подхода к деятельности контрольно-надзорных органов и других государственных структур, наделенных функциями управления.
С апреля 2011 г. в качестве эксперимента для комплексного изучения состояния коррупции и работы по реализации антикоррупционных мероприятий в муниципальных районах и государственных органах Республики Татарстан была организована работа экспертной группы Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции. Эксперимент признан удачным и с 2012 г. было принято решение об упорядочении проводимой работы. В состав комиссий, образуемых по решению Республиканской группы, входят представители государственных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся направления, где наиболее вероятностны коррупционные риски: такие, как Министерство сельского хозяйства, Министерство земельных и имущественных отношений, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, Инспекция государственного строительного надзора. Состав группы также представлен Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, правоохранительными органами и органами государственного финансового контроля (Счетной палатой, Департаментом казначейства Министерства финансов), Министерством юстиции.
Обязательным условием существования экспертных комиссий является вхождение в их состав независимых общественных представителей (например, правозащитников, предпринимателей) и психологов. В зависимости от решаемых вопросов состав комиссий может варьироваться, дополняясь необходимыми специалистами.
Экспертными группами изучаются меры по организации противодействия коррупции, вопросы соблюдения законодательства при использовании бюджетных средств при управлении собственно-
стью, включая земельные участки, при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, при проведении капитального ремонта жилья. Также изучаются вопросы организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов. По всем направлениям при выявлении недостатков оказывается помощь в организации работы и даются конкретные рекомендации, направленные на улучшение и повышение эффективности антикоррупционной работы. Применяются социологические опросы населения и целевых групп, а также психологическое изучение морального климата в коллективах, исследование лиц, состоящих в резерве на замещение руководящих должностей и действующих служащих.
Перед каждым мероприятием проводится подготовительная работа по изучению поступавших ранее жалоб от населения на деятельность соответствующего государственного органа или муниципального образования, сообщений в средствах массовой информации, запрашивается динамика экономических показателей развития.
Выводы и рекомендации экспертной группы по сокращению условий и причин коррупции становятся предметом публичного рассмотрения Советом под председательством Президента Республики Татарстан и в обязательном порядке доводятся до общественности посредством СМИ.
За прошедшее время работы в формате экспертной группы состоялись выезды в 17 муниципальных районов, ряд министерств и ведомств республики. Изучены коррупционные нагрузки в таких направлениях экономической и управленческой деятельности, как энергетическая система, социально-ипотечное строительство, государственная поддержка бизнеса.
Выводы
Работа экспертной группы позволила решить многие вопросы, связанные с оздоровлением обстановки в экономических отраслях, муниципальных образованиях и государственных органах. От снижения коррупционных нагрузок в виде исключения посреднических схем и непрофильных нагрузок на себестоимость экономический эффект от проведенной работы позволил сохранить для бюджета и предупредить неэффективные траты на сумму почти 2 млрд рублей. Также, например,
после рассмотрения Советом при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции результатов совместной работы Управления по вопросам антикоррупционной политики и Счетной палаты Республики Татарстан по изучению вопросов поставки учебной литературы в школы и грантовой поддержки обучения республиканских ученых в российских и зарубежных вузах за упущения в организации работы были привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица Министерства образования и науки Республики Татарстан, но главное, в порядки реализации государственных и грантовых программ внесены изменения, позволившие существенно сократить коррупционные условия.
После рассмотрения вопроса о пресечении незаконной деятельности фирм-однодневок была создана специальная рабочая группа при Правительстве Республики Татарстан, которой подготовлены предложения по внесению изменений в федеральное законодательство. В частности, в целях ограничения деятельности юридических лиц, использующих незаконные финансовые схемы, и реализации мер по сокращению теневого оборота денежных средств, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральные законы «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Также с целью ограничения деятельности юридических лиц, использующих незаконные финансовые схемы и реализации мер по сокращению теневого оборота денежных средств, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Министерства юстиции Республики Татарстан создан единый реестр общего доступа, раскрывающий информацию о фирмах, имеющих признаки фирм-однодневок, а также изменявших юридический адрес с целью избежания налогообложения. На сайте представлен список адресов «массовой» регистрации организаций, список исключенных юридических лиц из Единого государственного
реестра юридических лиц регионального уровня, выписка из информационного ресурса «Ограничения» по адресам мест нахождения юридических лиц, по которым получены заключения Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
Однако, что более существенно, удалось наладить межведомственное взаимодействие всех государственных структур и финансовых учреждений для борьбы с этим явлением. Кроме того, существенно сократилась незаконная миграция проблемных фирм с целью ухода от налогообложения, организована работа по решению проблем так называемых адресов массовой регистрации. Все это в совокупности позволяет влиять на сокращение коррупции при использовании бюджетных средств минимизировать откаты и вывод капитала за рубеж.
По нашему мнению, организационная модель, созданная в Республике Татарстан для профилактики коррупции, а также меры, направленные на противодействие коррупционным проявлениям, могут быть рекомендованы для практического применения другим субъектам Российской Федерации в целях повышения эффективности профилактики коррупционных правонарушений, а также усиления целенаправленной антикоррупционной работы как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях.
Список литературы
1. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности / Т.Я. Хабриева, Л.В. Андриченко, А.М. Цирин // Журнал российского права. - 2012. - № 11. - С. 58-67.
2. Документы размещены на официальном сайте Счетной палаты Республики Татарстан в подразделе «Принятые документы» раздела Межведомственного координационного совета (МКС). - ЦКЪ: http://www.sprt.ru/index.php?page=/ агйс^/3
3. Кабанов П. А. Некоторые формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. - 2012. -№ 5. - С. 5-8.
4. Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации / Е.Д. Шиндяпина, Е.В. Черепанова, Э.Д. Дымбе-рова, О.В. Белоусова // Журнал российского права. - 2013. -№ 4. - С. 100-112.
5. Цирин А.М. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. - 2012. - № 12. - С. 47-52.
6. Кабанов П.А. Основные формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. -№ 6. - С. 22-24.
В редакцию материал поступил 26.08.13 © Бадрутдинов М.С., Рахимов С.Ф., 2013
Информация об авторах
Бадрутдинов Марс Сарымович, начальник Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики
Адрес: 420014, г. Казань, Кремль, Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, тел.: (843) 567 88 69 E-mail: [email protected]
Рахимов Салават Фоатович, кандидат юридических наук, главный советник организационного отдела Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики
Адрес: 420014, г. Казань, Кремль, Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, тел.: (843) 567 87 37 E-mail: [email protected]
Как цитировать статью: Бадрутдинов М.С., Рахимов С.Ф. Взаимодействие в Республике Татарстан органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества по вопросам реализации антикоррупционной политики и осуществления финансового контроля // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 3(27). -С. 227-234.
_У
MS. BADRUTDINOV,
head of department,
S.F. RAKHIMOV,
PhD (Law), chief counselor Department of the Tatarstan Republic President on the Issues of Anticorruption Policy, Kazan, Russia INTERACTION OF STATE POWER BODIES AND LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES OF TATARSTAN REPUBLIC WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS ON THE ISSUES OF ANTI-CORRUPTION POLICY AND FINANCIAL CONTROL IMPLEMENTATION
Objective: to analyze joint activity of state power bodies, local self-government bodies and civil society institutions to research the condition and reasons for corruption, as well as for studying the efficiency of corruption counteraction measures.
Methods: comparative-legal, logical, formal-juridical.
Results: The results of carried out complex anti-corruption activities, elaboration of recommendations for reducing conditions for corruption, minimization of consequences of corruptive breaches and improving anti-corruption work show that corruption load reduced due to elimination of corruptive schemes and non-profile burden on prime cost, the economic effect of the carried out work allowed to save for the budget and prevent inefficient expenses for almost 2 billion rubles, and to increase the efficiency of preventive measures aimed at corruption constraint.
Scientific novelty: The article analyzes the issues of anti-corruption measures implementation in Tatarstan Republic by the state power bodies (in particular, financial control bodies) and local self-government bodies in cooperation with civil society institutions. The authors propose introducing the institution of working groups on the corruption counteraction issues, formed at coordinative and consultative bodies, state power and local self-government bodies.
Practical value: The presented practice of anti-corruption work, as well as organizational model formed in Tatarstan Republic for corruption prevention, can be recommended for practical usage by other subjects of the Russian Federation with a view of increasing the efficiency of corruption prevention measures, strengthening the purposeful anti-corruption activity both at federal, regional and municipal levels.
Key words: corruption prevention; anti-corruption policy; civil society institutions; financial control.
Information about the authors
Badrutdinov Mars Sarymovich, head of Department of the Tatarstan Republic President on the Issues of Anti-corruption Policy
Address: Kazan Kremlin 420014, Department of the Tatarstan Republic President on the Issues of Anticorruption policy, tel.: (843) 567 88 69
E-mail: [email protected]
Rakhimov Salavat Foatovich, PhD (Law), chief counselor of organizational section of Department of the Tatarstan Republic President on the Issues of Anticorruption Policy
Address: Kazan Kremlin 420014, Department of the Tatarstan Republic President on the Issues of Anticorruption policy, tel.: (843) 567 88 69
E-mail: [email protected]
References
1. O rezul'tatakh analiza praktiki realizatsii programm protivodeistviya korruptsii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii i predlozheniyakh po povysheniyu ikh effektivnosti (On the results of analysis of corruption counteraction programs' implementation in the Russian Federation subjects and proposals for increasing their efficiency), T.Ya. Khabrieva, L.V. Andrichenko, A.M. Tsirin, Zhurnalrossiiskogoprava, 2012, No. 11, pp. 58-67.
2. Dokumenty razmeshcheny na ofitsial'nom saite SchetnoipalatyRespubliki Tatarstan vpodrazdele "Prinyatye dokumenty " razdelaMezhve-domstvennogo koordinatsionnogo soveta (MKS) (Documents located at the official site of the Tatarstan Republic Chamber of Accounts at'Accepted documents" section of Interdepartmental coordinative counsel), available at: http://www.sprt.ru/index.php?page=/articles/3
3. Kabanov P. A. Nekotorye formy vzaimodeistviya institutov grazhdanskogo obshchestva s organami mestnogo samoupravleniya v oblasti protivodeistviya korruptsii (Some forms of interaction between civil society institutions and local self-government bodies in the sphere of corruption counteraction), Administrativnoe i munitsipal'noepravo, 2012, No. 5, pp. 5-8.
4. Sovershenstvovanie pravovykh i institutsional'nykh osnov protivodeistviya korruptsii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii (Improving the legal and institutional bases of corruption counteraction in the Russian Federation subjects), E.D. Shindyapina, E.V. Cherepanova, E.D. Dymberova, O.V. Belousova, Zhurnal rossiiskogo prava, 2013, No. 4, pp. 100-112.
5. Tsirin A.M. Protivodeistvie korruptsii v Rossiiskoi Federatsii: problemy pravovogo regulirovaniya (Corruption counteraction in the Russian Federation: problems of legal regulation), Zhurnal rossiiskogo prava, 2012, No. 12, pp. 47-52.
6. Kabanov P.A. Osnovnye formy vzaimodeistviya institutov grazhdanskogo obshchestva s organami mestnogo samoupravleniya v oblasti protivodeistviya korruptsii (The main forms of interaction between civil society institutions and local self-government bodies in the sphere of corruption counteraction), Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2012, No. 6, pp. 22-24.
r
How to cite the article: Badrutdinov M.S., Rakhimov S.F. Interaction of state power bodies and local self-government bodies of Tatarstan Republic with civil society institutions on the issues of anticorruption policy and financial control implementation, Aktual'nye
problemy ekonomiki iprava, 2013, No. 3(27), pp. 227-234.
4_;_У
© Badrutdinov M.S., Rakhimov S.F., 2013