ОСНОВНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ УГРОЗЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РФ В 2021
А.С. Анискин, магистрант Научный руководитель: О.Е. Суркова, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-3-26-28
Аннотация. В статье автор рассматривает понятие публичной власти и ее структурные элементы, проблемы коррупции в системе органов, осуществляющих публичную власть в Российской Федерации, основные изменения в антикоррупционном законодательстве, возможные угрозы коррупционного характера в 2021 году и способы их устранения.
Ключевые слова: власть, государство, угроза, коррупция, взятка, превышение полномочий, злоупотребление полномочиями, ответственность.
Термин «публичная власть» получил актуальность в 2020 году, с момента внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в июле прошлого года.
По общему смыслу под публичной властью понимается власть государства над обществом, в систему публичной власти входят государственные органы, органы власти субъектов федерации, органы местного самоуправления.
Осуществление публичной власти подразумевает наличие особых полномочий у должностных лиц, представляющих орган публичной власти по отношению к иным субъектам, и, наличие такой власти зачастую приводит к злоупотреблению ею.
Главной проблемой, связанной с таким злоупотреблением, является развитие коррупции среди органов публичной власти и должностных лиц, осуществляющих в них профессиональную деятельность.
Коррупция в общем смысле - это использование должностным лицом своих полномочий, с целью получения личной выгоды. В настоящее время к коррупционным относят такие преступления как злоупотребление и превышение должностных полномочий, дача взятки и ее получение, коммерческий подкуп.
В.С. Сазонова отмечает, что опасность нынешней российской коррупции заключается в ее массовости, распространении во все возможные сферы общественной жизни и подрыве доверия общества к органам государственной власти [3, с. 75]. С
этим мнением сложно не согласиться, по этой причине очень важно рассмотрение новых угроз коррупции и путей борьбы с ней в современный период.
Несмотря на то, что в России постоянно совершенствуется антикоррупционное законодательство, искоренить проблему, к сожалению, не удается, и как представляется не удастся и в ближайшие годы, так как многие положения законодательства не реализуются в полной мере на практике.
При этом, как справедливо отмечают, П.А. Паулов и А.А. Аркелян, действующая система законодательства по борьбе с коррупцией не является неэффективно или безнадёжной, просто для его реализации необходим комплексный подход [4, с. 52].
Данное мнение вполне объективно. Несмотря на хорошую законодательную базу, на практике проверки должностных лиц носят периодичный, бессистемный характер, обращая внимание на незначительные проявления коррупции в органах публичной власти, упускаются из виду (скорее всего намеренно) проявления данного явления в особо крупных размерах.
Сближение органов местного самоуправления и установление на конституционном уровне, что ОМС также относятся к органам публичной власти, органы государственной власти могут принимать участие в формировании местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ) -еще одна серьезная угроза развития кор-
рупционной составляющей после внесения изменений в Конституцию РФ [1].
Представляется, что в таком случае, чтобы получить место в ОМС должностные лица будут «договариваться» с представителями органов государственной власти именно коррупционными методами.
Еще одной угрозой развития коррупции в органах публичной власти является обсуждаемый депутатами государственной думы законопроект о «нечаянной коррупции». Информация о прохождении законопроекта № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» опубликована в законодательной базе нижней палаты парламента [2].
В пояснительной записке к документу говорится, что «физическое лицо освобождается от ответственности» за нарушение законов о противодействии коррупции, если «несоблюдение ограничений и запретов <...> признается следствием не зависящих от него обстоятельств».
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.04.2021 г.).
2. Проект Федерального закона N 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.12.2020). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=202420#07485134882700 073 (дата обращения: 15.04.2021 г.).
3. Созонова В.С. Коррупция в органах государственной власти // Молодой ученый. -2019. - № 40 (278). - С. 75-77.
4. Паулов П.А., Аркелян А.А. Противодействие коррупции в системе государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. -2018. - № 4. - С. 52-64.
Представляется, что принятие данного закона может привести к увеличению эпизодов коррупции, которые могут остаться безнаказанными, по этой причине, принятие данного законопроекта в нашей стране необъективно. Но, несмотря на это, он был одобрен большинством депутатов Государственной Думы на первом чтении.
Таким образом, в 2021 году существует большое количество угроз распространения преступности коррупционного характера в органах публичной власти. Для того, чтобы не допустить их распространения очень важно наладить постоянную систему контроля за должностными лицами органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также за деятельностью должностных лиц органов местного самоуправления. Несмотря на ужесточении законодательства и ответственности за коррупционные преступления, без действенного механизма их практической реализации, борьба с коррупцией не может быть эффективной.
THE MAIN CORRUPTION THREATS TO THE PUBLIC AUTHORITIES OF THE
RUSSIAN FEDERATION IN 2021
A.S. Aniskin, Graduate Student Supervisor: O.E. Surkova, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. In the article, the author examines the concept of public power and its structural elements, the problems of corruption in the system of bodies exercising public power in the Russian Federation, the main changes in anti-corruption legislation, possible threats of corruption in 2021 and ways to eliminate them.
Keywords: power, state, threat, corruption, bribe, abuse of authority, abuse of authority, responsibility.