Научная статья на тему 'НЕЗАКОННАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА'

НЕЗАКОННАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
медицина / частная народная медицина / медицинская практика / целительство / лицензия / правонарушение / преступление / мedicine / private folk medicine / medical practice / license

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марьясис И.В., Антипова Е.П.

Народная медицина – это способ лечения, который применяется в народе и основан на опыте, умениях и знаниях в оценке и восстановлении здоровья, накопленных за многие годы. В 1993 году была включена статья 57 «Право заниматься народной медициной (целительством)» в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которая дала возможность людям без специального медицинского образования заниматься медицинской практической деятельностью, в отличие от прежнего долгосрочного запрета. До включения статьи 57 в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в 1993 году, деятельность народных целителей без медицинского образования рассматривалась Уголовным кодексом РСФСР как незаконное врачевание и признавалась преступлением с соответствующими наказаниями. [2, ст. 7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk medicine is a healing method used by the people, which is based on the application of many years of practical skills, skills, knowledge on the assessment and restoration of health. For the first time in 1993, article 57 "The right to practice folk medicine (healing)" was included in the Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on the Protection of Citizens' Health. In contrast to the long-term ban, the right to practice medicine was granted to persons who do not have a special medical education. Prior to that, the Criminal Code of the RSFSR interpreted such activity as illegal healing, qualifying it as a crime with certain sanctions.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА»

УДК 342.924

Марьясис И.В.

Студент 2 курса юридического факультета Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи, РФ

Научный руководитель: Антипова Е.П.

Кандидат юридических наук, доцент Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи, РФ

НЕЗАКОННАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация

Народная медицина - это способ лечения, который применяется в народе и основан на опыте, умениях и знаниях в оценке и восстановлении здоровья, накопленных за многие годы. В 1993 году была включена статья 57 «Право заниматься народной медициной (целительством)» в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которая дала возможность людям без специального медицинского образования заниматься медицинской практической деятельностью, в отличие от прежнего долгосрочного запрета. До включения статьи 57 в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в 1993 году, деятельность народных целителей без медицинского образования рассматривалась Уголовным кодексом РСФСР как незаконное врачевание и признавалась преступлением с соответствующими наказаниями. [2, ст. 7].

Ключевые слова:

медицина, частная народная медицина, медицинская практика, целительство, лицензия, правонарушение, преступление.

Annotation

Folk medicine is a healing method used by the people, which is based on the application of many years of practical skills, skills, knowledge on the assessment and restoration of health. For the first time in 1993, article 57 "The right to practice folk medicine (healing)" was included in the Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on the Protection of Citizens' Health. In contrast to the long-term ban, the right to practice medicine was granted to persons who do not have a special medical education. Prior to that, the Criminal Code of the RSFSR interpreted such activity as illegal healing, qualifying it as a crime with certain sanctions.

Keywords:

мedicine, private folk medicine, medical practice, license.

Однако сейчас в отечественном законодательстве отсутствует серьезная ответственность за занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, даже если это может привести к серьезным последствиям для здоровья или даже к смерти. Данный пробел появлению множества лжецелителей, экстрасенсов, колдунов и других «специалистов», которые могут предоставлять услуги, не имея необходимой квалификации и опыта. В дальнейшем это предопределило рост мошенничества в сфере применения нетрадиционных методов лечения [10, ст. 8].

Кроме незаконных или недобросовестных практик в традиционной медицине, эксплуатация такой медицинской деятельности может привести к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Согласно дефиниции статьи 50 «Народная медицина» Федерального закона «Об основах охраны

здоровья граждан в Российской Федерации», этот вид деятельности может быть законным, если им занимается гражданин, который получил разрешение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по здравоохранению. Данный гражданин может не иметь медицинского или профессионального образования, но обладает уникальными способностями, позволяющими ему диагностировать, лечить или облегчать страдания пациента, на основании повышенной физиологической чувствительности. [5, ст. 8].

Разрешение на занятие народной медициной выдается по заявлению гражданина и представлению медицинской профессиональной организации или совместному представлению медицинской профессиональной организации и медицинской организации. Такое разрешение дает право заниматься народной медициной только на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего его.

Народная медицина также называется традиционной медициной, но некоторые авторы признают ее научную официальность. Лечение по этим методам не входит в программу бесплатной медицинской помощи государства. Для занятий йогой, цигун-терапией и другими методами, заимствованными из китайской и тибетской медицины, требуется разрешение, а для рефлексотерапии и мануальной терапии уже будет необходима медицинская лицензия. Также запрет на массовое исцеление граждан был снят.

Если орган, который выдал разрешение на занятие народной медициной, лишает человека этого разрешения, то решение данного органа может быть обжаловано в суде. [11, ст. 9].

Таким образом, в Российской Федерации практика народной медицины не требует лицензии. Поэтому сама практика врачевания, в отличие от использования методов научной медицины без лицензии, не подлежит уголовной ответственности за незаконное осуществление медицинской деятельности по статье 235 «Незаконное осуществление медицинской деятельности фармацевтической деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации [3, ст. 8]. Однако, незаконная практика народной медицины (врачевания) влечет административную ответственность в соответствии со статьей 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, согласно статье 6.2 КоАП РФ, «занятие народной медициной без получения установленного законом разрешения влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей» [4, ст. 8].

Граждане Российской Федерации, получившие диплом соответствующего образца, выданный органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, имеют право заниматься народной медициной.

В то же время необходимо знать, что состав административного правонарушения должен содержать следующие элементы, а именно: а) объект незаконного посягательства; б) субъект административного правонарушения; в) объективная сторона; г) субъективная сторона.

Отсутствие любого из этих элементов исключает как наличие состава административного правонарушения в целом, так и применение мер государственного принуждения. Применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, объектом данного правонарушения является здоровье населения [4, ст. 8].

Субъектами данного правонарушения являются лица, занимающиеся народной медициной (целительством).

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицом или индивидуальным предпринимателем народной медицины (целительства) без соответствующего разрешения (лицензии).

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, то есть лицо, совершившее административное правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, либо сознательно допускало их, либо относилось к ним безразлично [12, ст. 9].

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.2 КоАП РФ, составляется должностными лицами органов, уполномоченных в сфере здравоохранения, а дела об

административных правонарушениях, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями (мировыми судьями).

Данное административное правонарушение относится к категории длящихся, поэтому срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения уполномоченными органами административного правонарушения [4, ст. 8].

Использование народной медицины разрешается в государственных и муниципальных медицинских учреждениях руководителями этих учреждений, которые тем самым берут на себя ответственность за безопасность и полезность деятельности целителя.

Наряду с полезными методами диагностики и лечения, для исцеления страдающего человека использовались различные методы. Некоторые из них, хотя и безопасны, не оказывают терапевтического эффекта, другие оказывают негативное воздействие.

Следует отметить, что в некоторых случаях применение народной медицины может нанести вред здоровью человека, в частности, создать видимость лечения, и поэтому люди откладывают это лечение, когда оно срочно необходимо. Массовое лечение часто приводит к негативным результатам, потому что не соблюдается важный принцип медицины — индивидуальный подход к пациенту. Однако статья 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не запрещает массовое исцеление [5, ст. 8].

Одним из наиболее эффективных способов защиты населения от недобросовестных участников рынка медицинских услуг является административная и уголовная ответственность за незаконную практику частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности, народной медицины (целительства), то есть за действия без соответствующего разрешения (лицензии).

Основы законодательства Российской Федерации Федеральный закон «Об основах охраны здоровья населения в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ф3 определил частную медицинскую практику как оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами [5,ст.8]. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию: а) доврачебной, б) амбулаторной, в) стационарной, г) высокотехнологичной, д) скорой, е) санаторно-курортной медицинской помощи [6, ст. 8].

Частная фармацевтическая деятельность означает производство, хранение, доставку и выпуск лекарственных форм вне системы государственного и муниципального здравоохранения. Это может осуществляться в рамках зарегистрированных или незарегистрированных медицинских учреждений.

Российское государство, признавая охрану здоровья своих граждан важной составляющей государственной политики и принимая на себя ответственность за сохранение и укрепление здоровья населения, создает правовые гарантии предоставления качественных медицинских и фармацевтических услуг, препятствующие появлению на рынке соответствующих услуг сотрудников, не обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками. Для этого, как и в любой другой стране, используется разрешительная процедура занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, которая предполагает, в первую очередь, предварительный контроль за лицами, желающими выйти на рынок медицинских услуг [14, ст. 9].

Инструментами, обеспечивающими эту процедуру, являются лицензирование и аккредитация. Лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также аккредитацию специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, имеют право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Порядок лицензирования частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ [6, ст. 8], а также

Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 [8, ст. 8], Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 547 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» [9, ст.8] и некоторыми нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Со вступлением в силу Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья населения в Российской Федерации» лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, имеют право на осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность в Российской Федерации [5, ст. 8].

Аккредитация специалиста — это процедура, которая определяет, соответствует ли образование и квалификация медицинского или фармацевтического работника установленным профессиональным стандартам. Это независимый процесс, который проверяет возможность специалиста самостоятельно выполнять медицинскую или фармацевтическую деятельность.

Виды аккредитации: - Существует три вида аккредитации специалистов: - первичная аккредитация; - первичная специализированная аккредитация; - периодическая (повторная) аккредитация.

Первичная аккредитация проводится в отношении лиц, завершивших освоение программ высшего или среднего медицинского или фармацевтического образования. Это «пропуск» в профессию, разрешение на работу по специальности для начинающих медицинских работников.

Первичная специализированная аккредитация проводится в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки высококвалифицированных кадров (резидентура) и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка).

Периодическая (повторная) аккредитация проводится в отношении лиц, завершивших освоение программ непрерывного медицинского образования. Начиная с 2021 года медицинские работники любой специальности будут проходить этот вид аккредитации на протяжении всей своей профессиональной карьеры - не реже одного раза в 5 лет. Она проводится для обеспечения непрерывного профессионального роста специалистов, овладения ими новыми методиками, стремления расширить или повысить свою квалификацию. Для комиссии важно наличие документов, сообщающих о фактах такого роста, а также подтверждающих их достоверность.

Процедура аккредитации - Аккредитация специалистов осуществляется подкомитетом по аккредитации. Для каждого вида аккредитации формируется определенная подкомиссия, состоящая из специалистов в определенной области, имеющих действующие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации [13, ст. 9].

Аккредитация специалиста осуществляется путем последовательного прохождения его этапов аккредитованным:

Тестирование проводится в течение 60 минут и состоит из 60 тестовых вопросов, которые автоматически выбираются из заданий Единой базы инструментов оценки, сформированной Методическим центром аккредитации специалистов.

Если специалист правильно ответил на 70% вопросов или более, то тест считается пройденным. Лицу, проходящему аккредитацию, разрешается перейти к следующему этапу.

Если количество правильных ответов составляет 69% или меньше, специалист не прошел тест, и он не допускается к следующему этапу.

Оценка практических навыков в имитируемых условиях проводится с использованием тренажеров и манекенов. В некоторых случаях могут быть привлечены стандартизированные пациенты, то есть определенный человек, который будет выдавать себя за пациента.

Аккредитованное лицо получает не менее 5 заданий, каждое из которых занимает 10 минут. Комиссия заполняет оценочные листы. На этом этапе оценивается правильность и последовательность

практических действий.

Решение ситуационных задач — это компьютерное решение кейсов, выполняемое аккредитованным ответом на 12 вопросов, содержащихся в каждом задании. Получение набора ситуационных задач для каждого аккредитованного лица осуществляется с использованием информационных систем автоматически путем выборки их из единой базы данных инструментов оценки. Количество заданий зависит от типа аккредитации, а также от специальности. На решение каждой ситуационной задачи отводится 30 минут. После решения задачи система определяет процент правильных ответов и действий. При 70% или более правильных ответах он оценивается как «пройденный». Если правильных ответов 69% или меньше - «не пройдено».

При прохождении аккредитации запрещается использовать или даже просто иметь средства связи с вами под угрозой признания аккредитованного лица, не прошедшего этап аккредитации [7, ст. 8].

Усиление ответственности должно происходить одновременно с упрощением процедуры лицензирования. Народная медицина (целительство), как вид медицинской деятельности, предполагает методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения; лечение с использованием таких методов, которые основаны на опыте многих поколений людей, зарекомендовали себя в народных традициях и не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области здравоохранения [11, ст. 9]. И хотя традиционная медицина — это вид медицинской деятельности (частной медицинской практики), она подчиняется другим правилам.

Занятие народной медициной не охватывается приведенными выше нормативно-правовыми актами, регулирующими получение лицензий на занятие частной медицинской практикой, а именно Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6, ст. 8], а также Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 [8, ст. 8], то есть на данный вид деятельности не нужно получения лицензии.

Таким образом, несмотря на многочисленные случаи шарлатанства и мошенничества в сфере народной медицины, законодатель не предусматривает серьезной ответственности за подобные нарушения: административная ограничивается только занятиями врачеванием без получения разрешения. Однако практика народной медицины напрямую не подлежит уголовной ответственности, даже в случае причинения вреда здоровью или смерти.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют многочисленные центры традиционной и народной медицины, целители, маги, колдуны, практикующие незарегистрированные медицинские услуги сомнительного качества. Выполняют они эти услуги, как правило, на возмездной основе, абсолютно бесконтрольно, вне правового поля Российской Федерации и ее субъектов. С позиции действующего законодателя привлечь таких целителей к ответственности крайне сложно, хотя теоретически пострадавшая сторона имеет право подать иск о защите прав потребителей, а также заявление о привлечении целителя к административной или уголовной ответственности в правоохранительные органы и прокуратуру.

Деятельность медицинского учреждения в отношении пациента, пострадавшего от незаконного исцеления, не регламентирована законодательно. В таком случае пациенту все равно должна быть оказана медицинская помощь, а руководство больницы должно быть проинформировано. Мы рекомендуем главному врачу разработать регламент взаимодействия между медицинским учреждением, правоохранительными органами и прокуратурой при выявлении случаев незаконной медицинской помощи (исцеления).

Необходимость компенсации недостаточности законодательства, регулирующего сферу народной медицины, не может быть решена простым наличием статей в несколько абзацев. Чтобы установить правила, связанные с практикой целительства, требуется разработать новый федеральный закон, который определит, что запрещено, а что разрешено в народной медицине и установит правовые нормы, которые

будут регулировать желающих заниматься целительством. Минимальным шагом в этом направлении может быть уточнение термина «народная медицина» в законодательстве. Если предметное определение целительства будет закреплено законом, а требования по раскрытию информации в практике нетрадиционной медицины будут установлены, правоохранительные органы смогут точно квалифицировать действия целителя, нарушающие закон, и назначить соответствующие наказания. Список использованной литературы: Нормативно правовые акты

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

2. "Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

4."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 01.09.2022) - — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

6. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 30.03.2023) — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

7. Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 01.03.2022) — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

8. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

9. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности"- — URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Научная литература

10. Т. Г. Бородинова, В. В. Волкова, Ю. А. Климам [и др.]. Основы медицинского права : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» / Т. Г. Бородинова, В. В. Волкова, Ю. А. Климам [и др.] ; под редакцией Т. Г. Бородиновой, А. И. Шевченко. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. — 368 c. — ISBN 978-5-238-03482-9. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109239.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

11. Дерягин, Г. Б. Медицинское право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по

специальности «Юриспруденция» / Г. Б. Дерягин, Д. И. Кича, О. Е. Коновалов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 239 c. — ISBN 978-5-238-01857-7. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81655.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

12. К. В. Егоров, А. С. Булнина, Г. Х. Гараева [и др.]. Медицинское право: учебное пособие / К. В. Егоров, А. С. Булнина, Г. Х. Гараева [и др.]. — Москва: Статут, 2020. — 190 c. — ISBN 978-5-907139-03-9. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88255.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

13. Ковлякова, В. Е. Национальная система аккредитации: основные требования (законодательный аспект): учебное пособие / В. Е. Ковлякова. — Москва: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2021. — 184 c. — ISBN 978-8-93088-197-4. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88717.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

14. В. Л. Попов, А. В. Ковалев, О. Д. Ягмуров, И. А. Толмачев. Судебная медицина: учебник для медицинских вузов — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2022. — 464 c. — ISBN 978-5-94201-785-9. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108272.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

15. Симонян, Р. З. История медицины: со времен первобытного общества до настоящего времени: учебник / Р. З. Симонян. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 307 c. — ISBN 978-5-4497-1362-9. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111177.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

16. Симонян, Р. З. История медицины: учебник для СПО / Р. З. Симонян. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 307 c. — ISBN 978-5-4488-1362-7, 978-5-4497-1400-8. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111178.html (дата обращения: 29.04.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

© Марьясис И.В., 2023

УДК 347

Марьясис И.В.

Студент 2 курса юридического факультета Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи, РФ

Научный руководитель: Мушкин В.Г.

Преподаватель

Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи, РФ

ПРИОРИТЕТНОЕ ПРАВО ПРИОБРЕТЕНИЯ ДОЛИ В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация

Законодатель предписывает, что при долевой собственности на имущество между владельцами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.