ВЗГЛЯД
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ
Д.О. Рощин1, А.Н. Плутницкий2
1 Московский государственный университет Управления Правительства Москвы, Москва
2 Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва
Цель исследования. Дефицит врачей на территории Российской Федерации и исторические процессы последнего столетия сформировали общество, в котором важное место занимает феномен народного целительства (знахарства), в том число лицами, не имеющими медицинского образования.
Материалы и методы. Выполнен сравнительно-исторический и сравнительно-правовой анализ феномена целительства, его места в правовой системе не тол ько России, но и таких стран, как Германия и США. Проведен анализ социологических исследований последнего времени по данному вопросу.
Результаты. Народные целители являются частью системы здравоохранения, осуществляют деятельность специального разрешения, выдаваемого субъектами РФ. Подзаконное регулирование этой деятельности развито слабо или отсутствует, что определяет отсутствие формализованных требований и профессиональных ограничений для специалистов. Административная и уголовная ответственность существует, однако, фактически мало эффективна (кроме случаев причинения вреда здоровью, смерти по неосторожности). В Германии система целителей имеет давнюю историю, однако, при отсутствии требований к образованию, необходимо прохождение испытания, в котором проверяется знание фундаментальных и клинических дисциплин. Существующая система ограничений и наказаний (штраф, тюремный срок) помогает эффективно регулировать деятельность целителей. В то время как в большинстве штатов США целительство запрещено, рассмотрена легализация так называемых врачей без лицензий, которые теперь вправе работать, соблюдая требования к взаимодействую с врачами, исключению инвазив-ныхметодов из практики, а также надлежащему информированию пациентов о сути оказываемой медицинской помощи. Заключение. Необходима разработка единых требований и норм деятельности по оказанию помощи различными участниками рынка медицинских услуг, определение профессиональной юрисдикции целителей, и создание соразмерного получаемой выгоде наказания, либо переход к системе «свободного здравоохранения», при котором разрешение не требуется. Имеющийся статус целителей в России является двояким, определяющимся не наличием разрешения на работу,
а напротив — уровнем несоответствия предъявляемым «системой» требованиям. Отсутствие стандартизации нормативных требований создает возможность определенным группам оказывать медицинскую помощь без лицензии, без применения требований порядков и стандартов и иных регулирующих норм.
Ключевые слова: народный целитель, административная ответственность, разрешение на целительство, лицензирование
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
PROBLEMS OF CURRENT STATUTORY REGULATION OF THE TRADITIONAL PRACTIONER ACTIVITIES
D.O. Roshchin1, A.N. Plutnitskiy2
1 Moscow City Government University of Management, Moscow
2 National Research Institute for Health Organization, Moscow
Introduction. Insufficient number of doctors in the Russian Federation and the historical processes of the last century formed the society in which occupies an important place of traditional healing phenomenon performed by persons without medical training.
Materials and methods. The article provides a comparative historical and comparative legal analysis of the healing phenomenon, its place in the legal system in Russia, but also in other countries (Germany, USA). The analysis of recent sociological research on the subject is performed. Results and discussion. Traditional healers are part of the health care system. Healers operate under legislation of a special permit which issued by the local authority. Subordinate regulation is weak or absent, which determines the absence offormal requirements and constraints of professional specialists. Administrative and criminal liability, however, is quite effective (except bodily injury, death by negligence). In Germany, healers system has a long history, however, in the absence of education requirements, you must pass the test, which tests knowledge offundamental and clinical disciplines. The existing system of restrictions and penalties (fine, prison sentence), helps to effectively regulate the healers. At that time, in most states in the USA healing is prohibited, but in some states the legalization permits so-called «practioner without a license», which now has the right to work, observing the requirements for interacting with physicians, elimination of invasive methods of practice, as well as proper informing patients about the nature of medical care.
Conclusions. It is necessary to regulate the publication of documents for a clear definition of jurisdiction professional healers, and creating the resulting penalties commensurate benefit, or transition to a «free health care» system, in which the permit is not required. Available healers status in the Russian Federation is twofold, is determined not by the presence of a work permit, but on the contrary — the level of non-compliance requirements «system» requirements.
Keywords. Folk healer, administrative responsibility, permission for healing, licensing
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Октябрьской революцией 1917 г. процессы профессионализации врачей были прерваны, с тех пор оказавшись включенными в институт государства. Государство постоянно контролировало процесс подготовки специалистов и вопросы каждодневной работы врачей [1, 2]. Профессиональные организации потеряли свой вес. Либерализация отрасли и рынка услуг в 90-х годах привела к усилению автономии врачебной профессии, возможности самостоятельного выбора вектора своего развития. Появилось большое ко -личество частно-практикующих врачей, которые получили возможность влиять на объем социально-экономического вознаграждения за свой труд. Отсутствие противовесов не препятствовало выходу на рынок «оздоровительных» услуг лиц без специального образования — «народных целите -лей». Предлагаемое в научных изданиях начала 90-х годов применение традиционной медицины «от практической организации медицинской помощи до использования в космосе при орбитальных полетах» [3] сегодня выглядит несколько преждевременным.
Народная медицина—собирательное понятие, включающее в себя методы неконвенциальной, комплементарной и альтернативной медицины [4], которые основываются на индивидуальном подходе к лечению человека, складывающегося под влиянием культуры, традиций, а также исторических условий и течений [5].
В настоящее время формируется дискуссия относительно порядка оказания медицинской помощи народными целителями в России, что обусловлено судебными делами [6, 7], связанными с незаконным осуществлением деятельности целителями. При этом процесс стандартизации путем разработки общих для всех провайдеров услуг в здравоохранении, правил, требований и норм до сих пор не получил выраженной политической воли.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Проведен сравнительно-исторический и сравнительно-правой анализ феномена народного цели-тельства в России, Германия и Соединенных Штатах Америки. Данные страны выбраны для анализа в связи с тем, что юрисдикции относятся к различным правовым семьям (романо-германской и англо-саксонской), относятся к развитым: имеется публичный доступ к нормативным документам на официальных сайтах государственных органов, активно использу-
ются механизмы контроля за соблюдением требований закона, в том числе в гражданском процессе. В работе также приведены ссылки на результаты социологических исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В Томской губернии конца XIX века отсутствовали квалифицированные медицинские кадры, лечением населения в 2 млн человек занимались 1089 народных целителей, из них 781 — легально. Для большинства из них эта деятельность являлась основной. Способы лечения включали в себя фитотерапию, магические обряды и заговоры [8].
Причины обращения граждан за помощью к целителям в конце XX века по-прежнему связаны с доступностью медицинской помощи и низкой комплаентностью пациента и врача: «не верю врачу, много раз обращалась, а толку нет»; «думаю, что если пользы от травы нет, то и вреда тоже, а от лекарств могут быть последствия»; «траву можно на рынках купить и стоит не дорого, а лекарство не всегда достанешь» [4].
Источником современного статуса народных целителей является ст. 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [9], которая определяет, что эта деятельность относится к разделу здравоохранения, включает в себя «оценку и восстановление здоровья» граждан, кроме случаев проведения оккультных и магических обрядов. Деятельность не может оплачиваться из средств обязательного медицинского страхования [9, 10]. Для занятия народным целительством необходимо разрешение, выдаваемое органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (министерством, комитетом или департаментом здравоохранения региона). Для его получения необходимо подать с заявление, приложив к нему представление медицинской профессиональной некоммерческой организации. Требования к организации-эмитенту такого представления, наличию у заявителя специального образования или навыков отсутствуют.
Таким образом, законодательное регулирование не создает единой системы норм и правил для всех участников рынка медицинских услуг в части лицензирования деятельности и соблюдения порядков оказания медицинской помощи, иных лицензионных требований, стандартов
оказания медицинской помощи. Фактически целители, будучи включенными в систему здравоохранения, не обязаны соблюдать технологию оказания медицинских услуг как с точки зрения документарного сопровождения (ведение медицинской документации), так и с точки зрения терапевтической составляющей. Изложенные обстоятельства требуют упорядочивания и стандартизации.
Порядок занятия народной медициной принимается в каждой территории с учетом местной специфики, и в настоящее время в значительном числе субъектов РФ не принят (Москва, Санкт-Петербург и др.). Отсутствие национальных стандартов, регулирующих вопрос целительства, приводит к вариациям в региональном регулировании, опасном с позиции превышения полномочий и ущемления прав определенных групп. Во Владимирской области порядок включает в себя требование ежедневной влажной уборки в помещениях [11], в Брянской — запрещено «цели-тельство» в отношении лиц со злокачественными, инфекционными и психическими (включая зависимости) заболеваниями, детей до 15 лет [12], а в Иркутской —запрещено проведение массовых сеансов и требуется ведения журналов обратившихся за помощью лиц [13].
Ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [9] в соответствии с п. 6 ст. 100 вступает в силу с 2016 г. Таким образом, полностью узаконена возможность занятия медицинской практикой обладателями «иного образования» (не медицинского), но в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и на основании свидетельства об аккредитации специалиста. Возможность получения аккредитации по «народной медицине» в настоящее время законом не предусмотрена в связи с отсутствием такой специальности в номенклатуре медицинских специальностей. Таким образом, выявлена правовая коллизия.
В общероссийском классификаторе занятий [14] выделяются: «лекари народной медицины и целители» и «высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины», которые оказывают профилактическую помощь, осуществляют уход и лечение физических и психических заболеваний человека, расстройств и травм путем применения траволе-
чения и других народных методов, основанных на теориях, верованиях и опыте конкретных культур и народов. Деятельность включает в себя обследование и собеседование с пациентами, назначение физических манипуляций и упражнений, кровопускания, назначение акупунктуры, аюверды, гомеопатических препаратов и лекарственных трав, исцеление переломов костей и травм путем физического воздействия и травяной терапии. Обязанности специалистов с высшей квалификацией включают также: приготовление животных экстрактов, обмен информацией о пациенте с медицинскими работниками и анализ медицинской документации, а также распространение научных отчетов по результатам деятельности.
При этом целители на основе веры, осуществляющие лечение посредством духовных практик без использования физического воздействия, отнесены к группе служителей церкви без духовного сана [14].
Законом определена уголовная и административная ответственность за нарушения при осуществлении знахарства-целительства.
Состав ст. 235 Уголовного кодекса (УК) РФ [15], описывающей состав, включающий осуществление медицинской деятельности без лицензии и причинение вреда здоровью или смерти человека по неосторожности, не может быть отнесен к народным целителям, так как данная деятельность не подлежит обязательному лицензированию (применяется несколько иной разрешительный механизм). Причинение крупного ущерба частнопрактикующим целителем в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ [16] должно квалифицироваться по ст. 171 УК РФ. Однако по вышеуказанной же причине применяется только в случаях, когда отсутствует регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Таким образом, причинение вреда и жизни здоровья при осуществлении целительства, в общем случае, должно рассматриваться при наступлении последствий в виде смерти или тяжкого вреда здоровью (ст. 109, ст. 118 Уголовного кодекса РФ соответственно), максимальное наказание по которым составляет 3 года лишения свободы с таким же сроком лишения права заниматься определенной деятельностью.
УК РСФСР 1960 г. (действовал до 1997 г.) [17] содержал ст. 221 «Незаконное врачевание», кото-
рая включала два признака — «занятие как профессией» и «не имеющего надлежащего медицинского образования» с наказанием до 3 или до 10 (в случае гибели пациента) лет.
Административная ответственность предусмотрена ст. 6.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) РФ [18] — незаконное занятие народной медициной (без наличия разрешения) наказывается штрафом в 2—4 тыс. руб. с возможностью внесения представления об устранении причин и условий правонарушения, которое в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Случаи отсутствия регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (ИП, коммерческая организация) создают состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, наказывается штрафом от 0,5—2 тыс. руб.
В начале XIX века медицинская помощь на территории современной Германии и Швейцарии оказывалась лишь богатым купцам и была в руках небольшого числа ученых врачей, а за здоровьем большей части населения заботились лекари-цирюльники (der Bader), повивальные бабки (die Hebamme) и иные врачеватели (der Heilkundige) без академического образования [19].
В начале века в Германии появились ассоциации целителей: в Дрездене, в Эссене и др., а в 1928 г. — национальная. Основанная в 1931 г. организация натуропатов выполняла не только функции профессиональной ассоциации, но и являлась политической силой, курируемой назначенным национал-социалистическим рейх-министерством комиссаром Эрнстом Гейнрихом (Ernst Heinrich). Однако уже в 1937 г. главным медицинским директором в правительстве Гер -хардом Вагнером (Gerhard Wagner) объявлено о несовместимости нацизма и свободы медицинской деятельности, с последующим запретом обучения и практики до падения нацистского режима [20].
В современной Германии данную сферу регулирует закон «HeilprG» [21]. Лица, не имеющие степени врача, получают допуск к осуществлению деятельности в сфере здравоохранения (кроме стоматологии) путем сдачи специального экзамена («Heilpraktikerprüfung») и в последующем именуются натуропатом («Heilpraktiker»).
В настоящее время в Германии работают порядка 43 000 целителей, 63% из них — неполный
рабочий день [22]. Организацией, имеющей наибольшее количество членов, является Verbrand Unabhängiger Heilpraktiker e.V. (VUH). Обязательный образовательный ценз для занятия данным родом деятельности отсутствует, однако ассоциации (насчитывается порядка двух десятков) проводят обучение и предлагают различные курсы.
Специальный экзамен состоит из письменной и устной части. В большинстве федеральных земель тест состоит из 60 вопросов и считается пройденным при количестве правильных ответов более 45. Собеседование проходит с комиссией, возглавляемой практикующим врачом, при этом жесткие регламенты этой части испытания не установлены. Темы, которые должен знать экзаменуемый, с точки зрения теории и навыка, и подлежащие проверке в ходе экзамена: анатомия, физиология и патофизиология, общая патология, неотложная медицинская помощь, гигиена, дезинфекция и стерилизация, клинический осмотр (сбор анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, исследование рефлексов, анализ пульса и измерение артериального давления), анализ результатов лабораторных исследований, а также профессиональные и юридические знания, касаемо допустимых границ применения диагностических и терапевтических методов.
Наказание для лиц, осуществляющих деятельность без разрешения, альтернативное — лишение свободы на срок до одного года, либо штраф (пар. 5). Также запрещено оказание услуг вне здания практики под угрозой штрафа до 2500 евро (пар. 5а) [21].
В США в большинстве штатов запрещена деятельность народных целителей (naturopathic doctor или traditional practitioner — термин ВОЗ), в том числе в связи с наличием прецедентных решений судов и сформированных подходов органов прокуратуры штата по данному вопросу [23]. Причины присутствия на рынке таких «кабине -тов» обусловлены экономическими условиями как со стороны исполнителей, так и потребите -лей: в то время как одни, чаще приезжие, годами готовятся и сдают экзамены на получение медицинской лицензии (USMLE), другие, также чаще приезжие, не имея медицинской страховки, находятся в поисках финансово доступной им медицинской помощи [23].
Отдельные разделы альтернативной медицины, однако, включены в законодательство. При-
знание хиропрактики (chiropractic) началось в 1905 г. в штате Миннесота, и к 1974 г. привело к утверждению правил получения лицензии и порядка осуществления деятельности внутри данного вида деятельности во всех 50 штатах [24], включавших требование о наличии определенного (в каждом штате различного) уровня образования, а также допуска к деятельности лишь выдержавших специальные испытания лиц.
Интересны новации XXI века таких штатов, как Миннесота (2000 г.) [25], Род-Айленд (2002 г.) [26] и Нью-Мексико (2009 г.) [27], которые с целью легитимизации целителей, ранее вынужденных оставаться в «серой» зоне рынка медицинских услуг, ввели понятие «доктор без лицензии» (unlicensed health care practioner), ограничивающее судебное преследование такого рода врачей, не исключая, как бы то ни было, возможности их преследования в гражданско-правовом порядке (за причиненный материальный и моральный ущерб), а также за уголовные преступления (непреднамеренное убийство и пр.).
Указанные штаты практически не ограничивают нелицензированных целителей от применения ими любых методик, предлагая неисчерпывающий список, в Нью-Мексико включающий в себя следующие техники: аромотерапия, аюрве-да, гомеопатия, медитация и пр. [27]. Требования к уровню образования отсутствуют; недопустимым является занятие практикой лицами, ранее привлекаемых за совершение фелоний (тяжких преступлений). При осуществлении медицинской деятельности запрещено проведение хирургических операций и манипуляций, лечение зубов, выписка рецептурных препаратов. Обязательным требованием является надлежащее уведомление потребителей о роде оказываемых им услуг, а также недопустимость отмены ранее данных врачом (с лицензией) назначений и прописывание рекомендаций, ограничивающих обращение к врачам. Административный штраф в Нью-Мексико за каждое нарушение может достигать 10 000 долл. США [27].
В России и Германии понятия «народного целителя» являются схожими, в части отсутствия требований к наличию медицинского образования и полномочий по участию в оказании медицинской помощи гражданам. Однако, процедура допуска в корне отличается. Так, российский соискатель звания «целителя» не проходит специ-
ального испытания, в отличие от своего немецкого коллеги, который, не имея специального образования, обязан тем не менее показать знания основных разделов медицины (анатомия и физиология, клинический осмотр и оценка медицинской документации, лабораторного обследования и пр.).
Санкция за осуществление незаконного цели-тельства составляет от 500 руб. в России и не ограничена законодательно в Германии. Тем не менее в большинстве случаев назначается в сумме штрафа, превышающего 2500 евро, установленного за неправильное ведение дел при наличии разрешения.
Совокупный анализ позволяет говорить, что российским государством не решена основная проблема оказания неквалифицированной помощи целителями (в том числе в части отсутствия адекватных критериев качества [28]) — идентификационными маркерами целителей по-прежнему, является не документ, эмитированный государством, а признаки принадлежности к традиции: дар, проявляющийся с детства или после аварии, а лучше передающийся матрилинейно, «кому суждено»; причастность к истории, насыщенной суровым опытом подпольного цели-тельства, репрессий и преследований со стороны интолерантной медицинской системы (результаты социологического исследования в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда). В оппозицию «народное—профессиональное», «деревенское—городское», «раньше—теперь» в настоящее время включается «настоящее—коммерческое» [4].
Подход «свободного здравоохранения» в штатах США — Миннесота, Род-Айленд и Нью-Мексико, где допускаются к деятельности все желающие, при соблюдении незначительных ограничений, направленных на сохранение скорее жизни, чем здоровья потребителей, на первый взгляд кардинально отличается от российской юрисдикции, где вся медицинская деятельность осуществляется на основании специальных разрешений. Однако, именно в сфере альтернативного здравоохранения, в двух странах получен схожий результат — фактическое отсутствие необходимости получения разрешения целителями (по закону в перечисленных штатах США или в связи с отсутствием действенного наказания в России).
ВЫВОДЫ
1. Отсутствие упорядоченности в вопросах законодательного и нормативного регулирования различных категорий участников рынка медицинских услуг (народные целители — практикующие врачи) создает преференции одной из них, что выражается в возможности осуществления деятельности без наличия лицензии, без применения требований порядков и стандартов, что требует стандартизация.
2. Введение экономически соразмерной получаемому доходу санкции административной ответственности за незаконное целительство в России приведет к принуждению осуществления данной деятельности в установленном законом порядке.
3. Концепция свободного здравоохранения, устанавливающая возможность оказания медицинской помощи любым лицом при небольшом перечне запретов, позволит легитимизировать деятельность большинства целителей (наряду с другими специалистами, не являющимися профессиональными медицинскими работниками), являясь альтернативой создания действенных административных механизмов принуждения к получению разрешения.
4. Наличие такого феномена, как народное це-лительство не только в России, но и в других странах, позволяет сделать вывод об универсальной потребности общества в услугах такого рода. При этом государство должно быть заинтересовано в системах интегрированного типа, не препятствующих параллельному оказанию помощи в рамках доказательной медицины. Опыт Германии и США показывает необходимость законодательного определения границ полномочий целителя.
5. Социальный статус целителей современной России характеризуется амбивалентностью, идентифицирующим признаком является противостояние системе, а не наличие официального разрешения на осуществление деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе. Социологические исследования. 2005; 1: 66—77.
2. Tsybulsky V. Formation of legal relations in health services of Russia, the USSR and Russian Federation. Health and Social Care Journal 2016; 1 (2): 48—49.
3. Устава Л., Водяной А. Возвращение традиций. Врач. 1990; 7.
4. Ярская-Смирнова Е.Р., Григорьева О. «Мы — часть природы». Социальная идентификация народных целителей. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006; 9 (1): 151—170.
5. Горюнов А.В., Хлопушин Р.Г. Рынок традиционной медицины Санкт-Петербурга. Журнал социологии и социальной антропологии. 2005; 1 (8); 179—185.
6. Направлено в суд дело «целителя», незаконно лечившего ребенка из г. Одинцово. Территориальный орган Росздравнадзора по г. Москве и Московской области. [Интернет]. Доступно по: http://77reg.roszdravnadzor.ru/ news/4024/. Ссылка активна на 10.10.2016.
7. Административное дело № 05-1122/2016: Тушинский районный суд города Москвы [Интернет]. Доступно по: http://tushinsky.mos-gorsud.ru/courtsinaction/ decisions/as/?id=1130460&year=2014. Ссылка активна на 10.10.2016.
8. Гончарова О.А. Народная медицина в Горном Алтае по рассказам знахарей и целителей. Устная история (Oral History): теория и практика. В кн.: Щеглова Т.К., редактор. Материалы конференции БГПУ Барнаул; 2007; С. 290—292.
9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 10.10.2016.
10. Mosin V.M. Features of health care financing in the Russian Federation. Health and Social Care Journal 2015; 1(1): 45—57.
11. О порядке занятия народной медициной (целительс-твом) во Брянской области: приказ Департамента здравоохранения Брянской области от 03.04.2012 № 343. Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 10.10.2016.
12. О порядке выдачи разрешения на занятие народной медициной и порядке занятия народной медициной на территории Владимирской области: постановление Губернатора Владимирской области от 23.04.2013 № 460. Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 10.10.2016.
13. О порядке занятия народной медициной в Иркутской области: приказ Министерства здравоохранения Иркутской области от 21.05.2012 № 88-мпр. Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 10.10.2016.
14. ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий: приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст. Доступно по: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_177420/. Ссылка активна на 10.10.2016.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. «Российская газета». 1996; 113—115, 118.
16. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23. «Российская газета»; 2004: 3648.
17. Уголовный кодекс РСФСР: утвержден Верховным Советом РСФСР 27.10.1960. Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 10.10.2016.
18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступно по: http://www.consultant.ru/. Ссылка активна на 10.10.2016.
19. Lengwiler M., Rothenbühler V., Alber J. Macht und Ohnmacht der Ärzteschaft. Geschichte des Zürcher Ärzteverbands im 20. Jahrhundert. Zurich: Bernardi-Schenkluhn, 1992. Доступно по: www.geschichtedersozialensicher-heit.ch/risikogeschichte/krankheit/. Ссылка активна на 10.10.2016.
20. Feeder J. Die Geschichte des Heilpraktikerberufes in Deutschland. Доступно по: http://www.heilpraktiker.org/files/ seiteninhalt/inhaltsseiten/c_fuer_heilpraktiker/ca_beruf-sziele/ca-01-berufsbild/ca-01-04-geschichte-des-heilprak-tikerberufes-final.pdf. Ссылка активна на 10.10.2016.
21. Gesetz über die berufsmäßige Ausübung der Heilkunde ohne Bestallung. Доступно по: https://www.gesetze-im-internet.de/heilprg/index.html. Ссылка активна на 10.10.2016.
22. Statistisches Bundesamt (2015), Fachserie 12 Reihe 7.3.1, Seite 16. Доступно по: https://www.destatis.de/DE/ Publikationen/Thematisch/Gesundheit/Gesundheitsperson
al/PersonalPDF_2120731.pdf?_blob=publicationFile.
Ссылка активна на 10.10.2016.
23. Pierre-Pierre Garry. 10 Held as Unlicensed Medical Practitioners. The New York Times 1996. Доступно по: http:// www.nytimes.com/1996/08/09/nyregion/10-held-as-unli-censed-medical-practitioners.html. Ссылка активна на 10.10.2016.
24. Peterson D., Wiese G. Chiropractic: An Illustrated History. St. Louis, MO: Mosby Year Book, 1995: 196—98, 203—5.
25. Complementary and Alternative Health Care (Chapter 146A): The Office of the Revisor of the Statutes, State of Minnesota. Доступно по: https://www.revisor.mn.gov/ statutes/?id=146A. Ссылка активна на 10.10.2016.
26. Unlicensed Health Care Practices (Chapter 23-74): State of Rhode Island General Assembly. Доступно по: http://webserver.rilin.state.ri.us/Statutes/TITLE23/23-74/INDEX.HTM. Ссылка активна на 10.10.2016.
27. An Act relating to health care; enacting the unlicensed health care practice act; providing penalties (HHGAC/HB 664): New Mexico Compilation Commission. Доступно по: http://nationalhealthfreedom.org/wp-content/up-loads/2015/08/NewMexicoHB0664_2009.pdf. Ссылка активна на 10.10.2016.
28. Roshchin D.O. Comparison of methods for evaluating the performance of medical institutions subordinated to the Government of Moscow and the Russian Academy of Sciences. Health and Social Care Journal 2015; 1(1):62—77.
Поступила 28.02.2017 Принята к опубликованию 10.03.2017
REFERENCES
1. Mansurov V.A., Yurchenko O.V. Prospects of the profes-sionalization of Russian doctors in reforming society. Sociological studies 2005; 1: 66—77 (in Russian).
2. Tsybulsky V. Formation of legal relations in health services of Russia, the USSR and Russian Federation. Health and Social Care Journal. 2016; 1 (2): 48—49.
3. Ustava L., Vodyanoy A. Return of the traditions. The doctor. 1990; 7. (in Russian).
4. Yarskaya-Smirnova E.R., Grigoryeva O. «We have — a part of nature». Social identification of traditional healers. Journal of Sociology and Social Anthropology 2006; 9 (1): 151—170 (in Russian).
5. Goryunov A.V., Hlopushin R.G. The market of traditional medicine St. Petersburg. Journal of Sociology and Social Anthropology 2005; 1 (8); 179—185.
6. Case of the healer who illegally treated the child from Od-intsovo sent to the court. Territorial office of Roszdravnad-zor in Moscow and Moscow region [Online]. Available at: http://77reg.roszdravnadzor.ru/news/4024/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
7. Court case № 05-1122/2016: Moscow Tushino district court [Online]. Available at: http://tushinsky.mos-gorsud.ru/ courtsinaction/decisions/as/?id=1130460&year=2014. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
8. Goncharova O.A. Traditional medicine in the Altai, the stories of sorcerers and healers. Oral History: theory and practice. Conference in BSMU. Barnaul; 2007; P. 290—292 (in Russian).
9. On the bases of the health of citizens in the Russian Federation: the Federal Law 21.11.2011 № 323-FZ [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
10. Mosin V.M. Features of health care financing in the Russian Federation. Health and Social Care Journal 2015; 1 (1): 45—57.
11. On the procedure for issuing permits to practice traditional medicine and folk medicine occupation in the Vladimir region: the order of the Governor of the Vladimir region 23.04.2013 № 460 [Online]. Available at: http://www.con-sultant.ru/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
12. On the order of activities in folk medicine (healing) in the Bryansk region: the order of the Department of Health of the Bryansk region 03.04.2012 № 343 [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
13. On the order of activities in the field in folk medicine in the Irkutsk region: the order of the Ministry of Health of the Irkutsk region 21.05.2012 № 88-mpr [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
14. OK 010—2014 (MSKZ-08) National Classification of Occupation: the order of Rosstandart 12.12.2014 № 2020-st [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_177420/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
15. The Criminal Code of the Russian Federation: the Federal Law 13.06.1996 № 63-FZ. The newspaper of the Russian Federation 1996; 113—115, 118. (in Russian).
16. On judicial practice in cases of illegal business: the decision of the Supreme Court] 18.11.2004 № 23. The newspaper of the Russian Federation 2004; 3648. (in Russian).
17. Criminal Code of the Russian Soviet Republic (USSR): approved by the Supreme Soviet of the Russian Soviet Republic (USSR) 27.10.1960 [Online]. Available at: http:// www.consultant.ru/. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
18. Russian Federation Code of Administrative Offences: the Federal Law 30.12.2001 № 195-FZ [Online]. Available at: http://www.consultant.ru/ (cited 10 Nov 2016). (in Russian).
19. Lengwiler M., Rothenbühler V., Alber J. Power and power-lessness of the medical profession. History of the Zurich Medical Association in the 20th Century. Zurich: Bernardi-Schenkluhn, 1992 [Online]. Available at: www.geschicht-edersozialensicherheit.ch/risikogeschichte/krankheit/. Accessed on 10.10.2016.
20. Feeder J. The History of the Healing Practitioner in Germany [Online]. Available at: http://www.heilpraktiker.org/ files/seiteninhalt/inhaltsseiten/c_fuer_heilpraktiker/ca_ berufsziele/ca-01-berufsbild/ca-01-04-geschichte-des-heil-praktikerberufes-final.pdf. Accessed on 10.10.2016.
21. Act on the Professional Exercise of the Healing Instruction without Provision. [Online]. Available at: https://www.ges-etze-im-internet.de/heilprg/index.html. Accessed on 10.10.2016.
22. Federal Office of Statistics (2015), Part 12 Clause 7.3.1, Page 16. [Online]. Available at: https://www.desta-tis.de/DE/Publikationen/Thematisch/Gesundheit/ Gesund-
heitspersonalZPersonalPDF_2120731.pdf?_blob=publica-
tionFile. Accessed on 10.10.2016.
23. Pierre-Pierre Garry. 10 Held as Unlicensed Medical Practitioners. The New York Times 1996 [Online]. Available at:
http://www.nytimes.com/1996/08/09/nyregion/10-held-as-unlicensed-medical-practitioners.html. Accessed on 10.10.2016.
24. Peterson D., Wiese G. Chiropractic: An Illustrated History. St. Louis, MO: Mosby Year Book, 1995: 196—98, 203—5.
25. Complementary and Alternative Health Care (Chapter 146A): The Office of the Revisor of the Statutes, State of Minnesota [Online]. Available at: https://www.revi-sor.mn.gov/statutes/?id=146A. Accessed on 10.10.2016.
26. Unlicensed Health Care Practices (Chapter 23-74): State of Rhode Island General Assembly [Online]. Available at: ht-tp://webserver.rilin.state.ri.us/Statutes/TITLE23/23-74/IN-DEX.HTM. Accessed on 10.10.2016 (in Russian).
27. An Act relating to health care; enacting the unlicensed health care practice act; providing penalties (HHGAC/HB 664): New Mexico Compilation Commission [Internet]. Available at: http://nationalhealthfreedom.org/wp-con-tent/uploads/2015/08/NewMexicoHB0664_2009. pdf. Accessed on 10.10.2016.
28. Roshchin D.O. Comparison of methods for evaluating the performance of medical institutions subordinated to the Government of Moscow and the Russian Academy of Sciences. Health and Social Care Journal 2015; 1 (1): 62—77 (in Russian).
Received 28.02.2017 Accepted 10.03.2017
Сведения об авторах
Рощин Денис Олегович — канд. мед. наук, преподаватель центра развития здравоохранения МГУУ Правительства Москвы». 107045, Россия, Москва, ул. Сретенка, д. 28. Тел. 8-925-706-68-76. E-mail: dr@mcran.org. OrcID: 0000-0001-7151-1324
Плутницкий Андрей Николаевич — д-р мед. наук, старший научный сотрудник ННИИОЗ им. Н.А. Семашко. 127206, Россия, Москва, ул. Вучетича, д. 12а. Тел. 8-925-281-87-75. E-mail: plutnitsky@gmail.com. OrcID: 0000-0002-2933-267X
About the authors:
Roshchin Denis Olegovich — PhD., Professor of center for health development city government University of management Moscow». 107045, Russia, Moscow, street Sretenka, d. 28. Tel 8-925-706-68-76. E-mail: dr@mcran.org. OrcID: 0000-0001-7151-1324
Plutnicki Andrey Nikolaevich — DSc, senior researcher of National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko. 127206, Russia, Moscow, 12A Vucheticha, St. Tel 8-925-281-87-75. E-mail: plutnitsky@gmail.com. OrcID: 0000-0002-2933-267X