Научная статья на тему 'Народное целительство: Pro et contra'

Народное целительство: Pro et contra Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1361
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / FOLK MEDICINE / НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО / FOLK HEALING / МАГИЯ / MAGIC / ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ / HEALING MAGIC / ВИДЫ ЛЕЧЕБНОЙ МАГИИ / TYPES OF HEALING MAGIC / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL PRACTICE / КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) МЕДИЦИНА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА / ALTERNATIVE MEDICINE / КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МЕДИЦИНА (КАМ) / COMPLEMENTARY AND ALTERNATIVE MEDICINE (CAM) / COMPLEMENTARY MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич

Статья посвящена народному целительству как составной части комплементарной и альтернативной медицины (КАМ). В ней рассматриваются основные виды лечебной магии. Важным разделом статьи является анализ результатов полустандартизированных интервью с екатеринбургскими целителями (N=4). Дана их социально-демографическая характеристика, указан перечень оказываемых ими услуг, определен основной канал привлечения к ним новых пациентов, раскрыто содержание их культурного капитала и отмечено их участие в профессиональном объединении. В настоящей статье представлены данные материалов стандартизированных интервью с жителями Екатеринбурга (N=25) об их неоднозначном отношении к народному целительству. Большинство респондентов не доверяют альтернативным практикам лечения и полагают, что обращение к целителям влечет за собою определенные риски. По мнению опрошенных жителей, услугами целителей пользуются люди, утратившие веру в современные технологии лечения и оздоровления. Авторы приводят типичные аргументы сторонников и контраргументы противников народного целительства. Статья ориентирована на специалистов медицинских учреждений и социологов медицины и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK HEALING: PRO ET CONTRA

The article is devoted to folk healing as an integral part of complementary and alternative medicine (CAM). It examines the main types of healing magic. An important section of the article is the analysis of the results prestandardization interviews with healers of Yekaterinburg (N=4). Given their socio-demographic characteristics, provides a list of their services, defined the main channel for attracting new patients, disclosed the contents of their cultural capital and noted their participation in the professional Association. The article presents data of materials standardized interviews with residents of Yekaterinburg (N=25) about their ambivalence toward folk healing. The majority of respondents do not trust alternative practitioners treatment and believe that the reference to healers entails certain risks. According to the interviewed residents, the services of healers are people who have lost faith in modern technologies of healing and rehabilitation. The authors cite the typical arguments of proponents and the counterarguments of opponents of folk healing. The article is intended for healthcare professionals and sociologists of medicine and public health.

Текст научной работы на тему «Народное целительство: Pro et contra»

социологические науки

Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET ...

УДК 316:615.89

НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET CONTRA

© 2017

Антонова Наталья Леонидовна, доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Левченко Илья Евгеньевич, кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (620083, Россия, Екатеринбург, проспект Ленина, 51, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена народному целительству как составной части комплементарной и альтернативной медицины (КАМ). В ней рассматриваются основные виды лечебной магии. Важным разделом статьи является анализ результатов полустандартизированных интервью с екатеринбургскими целителями (N=4). Дана их социально-демографическая характеристика, указан перечень оказываемых ими услуг, определен основной канал привлечения к ним новых пациентов, раскрыто содержание их культурного капитала и отмечено их участие в профессиональном объединении. В настоящей статье представлены данные материалов стандартизированных интервью с жителями Екатеринбурга (N=25) об их неоднозначном отношении к народному целительству. Большинство респондентов не доверяют альтернативным практикам лечения и полагают, что обращение к целителям влечет за собою определенные риски. По мнению опрошенных жителей, услугами целителей пользуются люди, утратившие веру в современные технологии лечения и оздоровления. Авторы приводят типичные аргументы сторонников и контраргументы противников народного целительства. Статья ориентирована на специалистов медицинских учреждений и социологов медицины и здравоохранения.

Ключевые слова: народная медицина, народное целительство, магия, лечебная магия, виды лечебной магии, социальные практики, комплементарная (дополнительная) медицина, альтернативная медицина, комплементарная и альтернативная медицина (КАМ).

FOLK HEALING: PRO ET CONTRA

© 2017

Antonova Natalia Leonidovna, doctor of sociological sciences,

professor of the Department of applied sociology Levchenko Ilya Evgenievich, candidate of philosophical sciences, associate professor of the Department of applied sociology Ural Federal University (named after the first President of Russia Boris Yeltsin) (620083, Russia, Ekaterinburg, Lenin Avenue, 51, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to folk healing as an integral part of complementary and alternative medicine (CAM). It examines the main types of healing magic. An important section of the article is the analysis of the results prestandardiza-tion interviews with healers of Yekaterinburg (N=4). Given their socio-demographic characteristics, provides a list of their services, defined the main channel for attracting new patients, disclosed the contents of their cultural capital and noted their participation in the professional Association. The article presents data of materials standardized interviews with residents of Yekaterinburg (N=25) about their ambivalence toward folk healing. The majority of respondents do not trust alternative practitioners treatment and believe that the reference to healers entails certain risks. According to the interviewed residents, the services of healers are people who have lost faith in modern technologies of healing and rehabilitation. The authors cite the typical arguments of proponents and the counterarguments of opponents of folk healing. The article is intended for healthcare professionals and sociologists of medicine and public health.

Keywords: folk medicine, folk healing, magic, healing magic, types of healing magic, social practice, complementary medicine, alternative medicine, complementary and alternative medicine (CAM).

В (пост)современном обществе наблюдается возращение к практикам народной медицины, что ставит перед исследователями задачи объяснить этот феномен и определить его последствия, а государственные системы здравоохранения побуждают установить контроль над деятельностью народных целителей, учитывая интересы пациентов и обеспечивая их безопасность. В отечественном праве народное целительство отождествляется с народной медициной и трактуется следующим образом: «...это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [1].

Фактически, понятие «народное целительство» соотносится с терминами «лечебная магия», «альтернативная медицина», «дополнительная медицина» и «комплементарная медицина», которые не имеют однозначных трактовок, отличаются смысловым дуализмом, некоторые из них иногда используются как взаимозаменяемые [2; 3; 4].

Исторически магия выступает в качестве одного из первых способов врачевания, ее жизнеспособность и устойчивость обусловлена эффектом психотерапевтического воздействия на индивида, страдающего от недуга. С точки зрения социологии религии, магия объединяет в себе представления и обряды, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира особыми спо-

собами, отличными от повседневной практической деятельности [5, с. 404].

Лечебную магию можно представить как совокупность символических действий и взаимодействий индивидов или групп, результатом которой является выздоровление больного сверхъестественным (иррациональным) способом.

Соответственно, в основе лечебной магии - обращение к тайным силам, которые способны влиять на события, а также на состояние объектов материального мира. Претерпевая определенные изменения, лечебная магия адаптируется к новым условиям, однако ее сущность остается неизменной (табл. 1).

Таблица 1 - Виды лечебной магии

№ Критерий Вид Особенности

1 Общая Защитная оборонительная, апотропетическая (отгоняющая), пр о фил а ктич е екая

Агрессивная наносящая ущеро

2 Количество Индивиду альиая Групповая Массовая эффективность магических воздействий определяется не только количествомучастниковритуала,но него механизмами и

3 Механизм воздействия Контактная магич е екая сил а пер е д а ет ся ч ел о веку по ср ед ств ом н о ш ения талисманов, употребления снадобий и т. п.

Инициальная производится только начало желаемого действия, его окончание возлагается на магическую силу

Парциальная (контагиозная) магические манипуляции производятся с частью ооъекта или с его заменнтелем(частью одежды, волосамиит. с.)

Имитативная провоцирование желаемого на основании образно-символического сходства с ыагиче ским действием

4 Технология Катартическая очищение тела (например, по средством по ста или ритуального окуривания) от проникших в него злых влияний

Гомеопатическая «вытеснение подобного подобным» -предполагается, что малые дозы «лекарств»позволяют вылечить пациента

Полагаем, что разновидности лечебной магии не исключают, а дополняют друг друга, поскольку многие ма-

Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич социологические

НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET ... науки

гические действия носят сложносоставной характер и не могут быть описаны с точки зрения какого-либо одного критерия.

Комплементарная (дополнительная) медицина может рассматриваться как утвердившиеся в культурных традициях, широко распространенные, имеющие опыт практического применения, лечебно-профилактические системы и методы, и развитые на их основе современные медицинские технологии, используемые в дополнение к общепринятой, доказательной медицине, а альтернативная медицина является разновидностью нетрадиционной медицины, применяемой вместо стандартных общепринятых медицинских процедур и обеспечивающая пациентам получение более сострадательной, персонализированной и всесторонней медицинской помощи.

В современной науке и системе управления здравоохранением чаще всего употребляется словосочетание «комплементарная и альтернативная медицина» (далее -КАМ), что отражает тенденцию к интеграции медицинских практик.

Изучением вопросов, связанных с сущностью, функционированием и распространением народного цели-тельства, успешно занимались зарубежные (I. D. Coulter и E. M. Willis [6], A. Renaldi и P. Shetty [7], T. D. Stratton и J. L. McGivern-Snofsky [8] и др.) и отечественные (А. М. Василенко [9], О. А. Волкова [10], М. И. Гурижева, Х. М. Ханикова и Е. В. Ермолаева [11], А. С. Петрова [12], И. Н. Шерер [13] и др.) ученые.

Отмечая плодотворность изысканий, проведенных перечисленными исследователями, отметим, что, на наш взгляд, социальный облик народного целителя, отношение населения к этому социокультурному феномену, а также сравнительный анализ позитивных и негативных сторон данного явления представлены недостаточно глубоко и полно.

Основной целью нашего исследования стал анализ деятельности целителей и отношения к их лечебным практикам жителей города Екатеринбурга, численность населения которого достигает полутора миллионов человек.

Методом полустандартизированного интервью было опрошено четыре целителя. Среди них: 2 мужчин и 2 женщины; средний возраст составляет 45 лет; высшее образование имеет только один человек, а специальное медицинское образование отсутствует у всех целителей, однако половина информантов имеет разрешение на использование народной медициной в лечебных целях. Медицинская практика целителей ориентирована на лечение «детского испуга», заикания, ожирения, энуреза, остеохондроза, импотенции, бесплодия. Все опрошенные заявили, что снимают порчу и сглаз, лечат «кармические болезни» и помогают в решении психологических проблем [14, с. 84-91]. Отношение екатерин-буржцев к народному целительству было выявлено посредством стандартизированных интервью с жителями города (N=25) в возрасте от 35 до 50 лет, имеющими высшее образование. Доли мужчин и женщин представлены в равных пропорциях.

В ходе интервью с целителями выяснилось, что основным каналом привлечения новых пациентов являются знакомые и родственники, рекомендующие услуги лечебных магов своим друзьям. Это подтверждают и опрошенные нами горожане: источниками получения информации о деятельности народных целителей выступают, во-первых, ближайшее социальное окружение, т. е. друзья, знакомые, родственники (18 респондентов); во-вторых, рекламные проспекты и объявления (5 респондентов); в-третьих, средства массовой информации, в которых размещаются публикации, описывающие практику лечебной магии (2 респондента).

Один из центральных вопросов современного развития народного целительства как практики КАМ - это вопрос доверия со стороны населения. Согласно полученным данным, некоторые пациенты обращаются к 318

лечебной магии в критических ситуациях, их выбор обусловлен, например, наличием тяжелого заболевания. В таком русле вопрос доверия целителю трансформируется в проблему веры как источника и движущей силы включения индивидов и групп в систему КАМ. На это указывает специфика процесса и контекста общения целителей и пациентов. Например, с молитвы, как правило, начинают свою деятельность екатеринбургские целители-информанты. Все целители работают с православной атрибутикой (свечи, иконы и др.), однако с христианской точки зрения, лечение методами нетрадиционной медициной - это введение людей в заблуждение, искушение.

Исследование показало, что культурный капитал целителей включает в качестве обязательных/желательных элементов, во-первых, лояльное отношение к религии; во-вторых, декларации об обращении к ним за помощью «сторонников» официальной медицины; в-третьих, игнорирование мнений скептиков и критиков методов КАМ.

Закономерно, что народные целители реально чаще всего занимаются не столько лечением, сколько диагностикой и формированием у пациентов состояния уравновешенности и душевного покоя. В арсенал целителей, помимо традиционных средств, включены гадания, предсказания судьбы и т. п.

Целители-информанты не имеют учеников, но общаются между собой: они и их коллеги объединены в общественную организацию «Профессиональная медицинская ассоциация народных целителей Урала», зарегистрированную Управлением юстиции Свердловской области в 1998 г. [15]. Именно она и другие подобные объединения выдают необходимые представления в региональное министерство здравоохранения для получения разрешений на занятие народной медициной.

Результаты опроса горожан свидетельствуют о том, что их отношение к практикам КАМ неоднозначно. Так, 4/5 респондентов не доверяют альтернативным практикам лечения и полагают, что обращение к целителям влечет за собою определенные риски, среди которых лидирующие позиции занимает утрата (подрыв) здоровья (16 респондентов). Укажем, что, с точки зрения врачей, целительство может нанести прямой и косвенный вред пациентам, поскольку этой практикой занимаются и мошенники, стремящиеся заработать легкие деньги на болезнях людей [16].

Вместе с тем, доверительное отношение к народной медицине выразили 5 екатеринбуржцев, полагая, что она уже доказала свои целительные силы на протяжении веков. Кроме того, два опрошенных нами целителя сообщили о том, что некоторым пациентам они сами настоятельно советовали обратиться к услугам доказательной медицины и пройти обследование. Следует отметить, что именно у них в момент проведения интервью было большое число желающих получить консультацию и лечение.

По мнению опрошенных жителей Екатеринбурга, к ней обращаются, прежде всего, люди, утратившие веру в современные технологии лечения и оздоровления (23 респондента). Каждый пятый респондент указал, что к лечебной магии обращаются те люди, которые имеют «много времени и финансовых средств», а два респондента указали на психическую неуравновешенность пациентов народных целителей.

Резюмировать типичные аргументы сторонников и контраргументы противников народного целительства можно в следующей таблице (табл. 2):

Современные исследования плюрализма медицинских практик наглядно демонстрируют постепенную интеграцию народной медицины в систему повседневного медицинского обслуживания населения. Опрос целителей и жителей Екатеринбурга показал, что народное целительство востребовано определенной частью населения как помощь посредством КАМ.

социологические науки

Антонова Наталья Леонидовна, Левченко Илья Евгеньевич НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО: PRO ET ...

Таблица 2 - Дискуссия о народном целительстве

№ Аргументы сторонников Контраргументы противников

1 Использование методов народного целнтельства способствует скорейшему излечению пациента Использование методов народного целнтельства усугубляет течение болезни, препятствует своевременному обращениюк враче бнойпомощи

2 Л ечеб ны е пр актнки це лиг ел ей включают традиционные («веками проверенные»))методы и средства Методы и средства, применяемые нар о дньши целителями, могут оказать позитивное воздействие на пациента благодаряэффекту плацебо,либо нанести ему вред из-за своего «качествапи

3 Целители наделены особымдаром Сточки зрения традиционных религий, только Бог может наделить даромцелительства избранных и он требует, что бы этот дар бескорыстно использовался на благо людям

4 Практики нар одного целите ль ства обходятся пациентам дешеБле. чем услуги официальной медицины Народное целительство -это коммерчески успешное занятие, иногда расходы на него оказываютсяразорителышмидля пациентов

15. Академия традиционной народной медицины [Электронный ресурс]. URL: http://atramed.ru/pmancr/ ustav/ (дата обращения: 10.01.2017).

16. Прилепина О. Чем опасна «народная медицина»? [Электронный ресурс] // Российская газета. 18.05.2007. URL: https://rg.ru/2007/05/18/znahar.html (дата обращения: 10.01.2017).

Однако остаются нерешенными вопросы правового регулирования деятельности целителей, контроля над применяемыми методами и средствами лечения, а также готовности к взаимодействию врачей, как представителей традиционной медицины, с целителями, как представителями КАМ, для достижения общей цели - выздоровления пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения: 10.01.2017).

2. Традиционная медицина: политика и практика профессионализации / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. 212 с.

3. Ярская-Смирнова Е. Р., Григорьева О. «Мы -часть природы...». Социальная идентификация народных целителей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34). С. 151-170.

4. The Encyclopedia of Complementary and Alternative Medicine / T. Navarra. New York: Facts on File, Inc., 2004. 302 p.

5. Религиоведение : учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998. 536 с.

6. Coulter I. D., Willis E. M. The rise and rise of complementary and alternative medicine: a sociological perspective [Электронный ресурс]. URL: https://www.mja.com. au/system/files/issues/180_11_070604/cou10061_fm.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

7. Renaldi A., Shetty P. Traditional medicine for modern times: Facts and figures [Электронный ресурс]. URL: http://www.scidev.net/global/medicine/feature/traditional-medicine-modern-times-facts-figures.html (дата обращения: 10.01.2017).

8. Stratton T. D., McGivern-Snofsky J. L. Toward a Sociological Understanding of Complementary and Alternative Medicine Use // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2008. Vol. 14. №. 6. P. 777-783.

9. Василенко А. М. Комплементарная медицина: вопросы терминологии и классификации [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/komple-mentarnaya-meditsina-voprosy-terminologii-i-klassifikatsii (дата обращения: 10.01.2017).

10. Волкова О. А. Целители как специфическая социальная группа [Электронный ресурс]. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/517/634/1219/Volkova_12.pdf (дата обращения: 10.01.2017).

11. Гурижева М. И., Ханикова Х. М., Ермолаева Е. В. Роль нетрадиционных методов лечения в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: http://medconfer. com/node/5604 (дата обращения: 10.01.2017).

12. Петрова А. С. Медицина традиционная и нетрадиционная [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/ report/map/finfo/finfo2002/453_9152/of022701 (дата обращения: 10.01.2017).

13. Шерер И. Н. Социальный статус альтернативной медицины в современной России: на материале Волгогр. обл.: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 24 с.

14. Антонова Н. Л., Левченко И. Е., Клейменов М. В. Институциональные аспекты функционирования системы медицинского обслуживания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 108 с._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.