Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
271
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная медицина / здоровье / правовое регулирование / общественные отношения / нормативная база.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Хабибова М.М.-Х., Шихалиева Н.М.

Цель: изучить аспекты правового регулирования института народной медицины. Методы: описание, синтез и анализ полученных сведений.В статье рассматриваются и анализируются аспекты правового регулирования института народной медицины и сделаны выводы. В данной сфере отсутствует необходимая нормативная база. Компенсировать недостаточность нормативной поддержки не составляет больших сложностей. Следует разработать нормативные акты, которые содержали бы в себе пункты, с указанием информации о том, что нужно для того, чтоб заниматься народной деятельностью, что запрещается в народной медицине и что разрешается. Соответственно, он должен быть закреплен на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ»

ХАБИБОВА Мадина Магомед-Хабибовна,

Студент ФГБОУ ВО Дагестанский Государственный Медицинский Университет Минздрава России. Россия, Республика Дагестан, Махачкала, e-mail: mail@law-books.ru

ШИХАЛИЕВА Нурижат Максимовна,

Студент ФГБОУ ВО Дагестанский Государственный Медицинский Университет Минздрава России. Россия, Республика Дагестан, Махачкала, e-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: ГАДЖИМАГОМЕДОВА Шумайсат Солеймановна,

e-mail: wica990@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

Аннотация. Цель: изучить аспекты правового регулирования института народной медицины. Методы: описание, синтез и анализ полученных сведений.В статье рассматриваются и анализируются аспекты правового регулирования института народной медицины и сделаны выводы. В данной сфере отсутствует необходимая нормативная база. Компенсировать недостаточность нормативной поддержки не составляет больших сложностей. Следует разработать нормативные акты, которые содержали бы в себе пункты, с указанием информации о том, что нужно для того, чтоб заниматься народной деятельностью, что запрещается в народной медицине и что разрешается. Соответственно, он должен быть закреплен на государственном уровне.

Ключевые слова: народная медицина; здоровье; правовое регулирование; общественные отношения; нормативная база.

KHABIBOVA Madina,

Student of the Dagestan State Medical University University of the Ministry of Health of Russia. Russia, Republic of Dagestan,

Makhachkala,

SHIKHALIEVA Nurizhat,

Student of the Dagestan State Medical University University of the Ministry of Health of Russia. Russia, Republic

of Dagestan,Makhachkala

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-237-240 NIION: 2022-0079-10/22-180 MOSURED: 77/27-025-2022-10-180

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF FOLK MEDICINE

Annotation. Purpose: to study aspects of the legal regulation of the Institute of Traditional Medicine. Methods: description, synthesis and analysis of the obtained information. The article considers and analyzes aspects of the legal regulation of the Institute of Traditional Medicine and draws conclusions. There is no required regulatory framework in this area. It is not very difficult to compensate for the lack of regulatory support. Normative acts should be developed that would contain clauses indicating information on what is needed to engage in folk activities, what is prohibited in folk medicine and what is allowed. Accordingly, it should be fixed at the state level.

Key words: traditional medicine; health; legal regulation; social relations; regulatory framework.

Введение

В настоящее время все активнее заявляет о себе народная медицина. На протяжении всей истории человечества, мысли о сохранении здоровья выступали как основная ценность, необхо-

димая для выживания. В многочисленных культурах имели место и продолжают существовать свои варианты поддержания здоровья. С течением времени приемы сохранения здоровья постепенно превратились в определенную

систему. Соответственно, нужно сказать, что народная медицина это совокупность собранных народом знаний о целебных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках. А также об их применении на практике для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний. [3, с.58]

Необходимо рассматривать народную медицину как широкомасштабное явление, а не только как ставшей традицией компонент национальной культуры. Это вызвано высоким общественным интересом к народной медицине. Согласно статистике, почти четвертая часть мирового населения пользуется методиками нетрадиционной медицины. Но для выведения народной медицины в отдельное научное направление, необходимо создание

полновесной нормативной базы. [4, с.13]

Материалы и методы.

В ходе работы над проблемой были привлечены находящиеся в открытом доступе правовые документы, а также работы современных отечественных специалистов данной области. Использовались такие общенаучные методы, как описание, синтез и анализ полученных сведений.

Литературный обзор

Современная народная медицина на уровне с традиционной, динамично применяется в жизнедеятельности населения не только России, но и разных странах мирового сообщества. Но важно помнить, что использование данных методов, может, окажется как полезным, так и может причинить определенный вред. Таким образом, проблемы правового регулирования народного врачевания можно признать весьма актуальными. Чтобы народную медицину вывести в разряд узкого направления, требуется более совершенная нормативно-законодательная база. Правовое регулирование в этом случае это повседневность существующей реальности в нашей стране. Отличительная черта методологии правового регулирования обусловлена тем, что нетрадиционная медицина исполняет так сказать заместительную или дополняющую функцию в отношении к медицине официальной. [6, с.48]

В настоящее время в области использования и применения народной медицины отмечаются некоторые проблемные вопросы. Первое, это ее признание в области права. Вторая сложность заключается в том, что в современном мировом сообществе бытует мнение о примитивности народной медицины в сравнении с обычной. Следующий проблемный вопрос это поиск общих представлений на функционирование человеческого организма с медициной сегодняшнего дня. И немаловажным вопросом можно назвать приведение в систему обобщенного

опыта, знаний и традиций, и с ними - образование научного направления как самостоятельного субъекта. [1, с.52]

Но основная проблематика заключается в том, что народная медицина занимает незначительную нишу в российском правовом поле. Конечно, основания для занятий регулируется ФЗ No323 от 21 ноября 2011 (редактировался 31. июля 2020) «Об основах охраны здоровья граждан РФ» ст. No50 «Народная медицина». И всё же, современная законодательная база отличается непоследовательностью регулирования. Например, народная медицина не внесена в реестр деятельности, которая должна быть лицензирована. Это отражено в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 16.апреля.2012г. No 291, где обозначен список медицинской деятельности, подлежащий лицензированию. [4, с.94]

Все это приводит к нарушениям общественных отношений, складывающиеся по вопросам применения на практике методов народной медицины. Например, в законе отсутствует однозначное мнение, о признании народной медицины медицинской деятельностью, а из всего разнообразия видов только фототерапию отнесли к такой деятельности. [2,с72]

Поэтому, законодательная проблема в рассматриваемом вопросе, одна из более существенных. Ведь фактически, правовое регулирование в сфере народной медицины рассматривается на уровне субъектов РФ. Порядок требований к кандидатам субъекты определяют самостоятельно. При этом не всегда требуется подтверждение образования, в то время как судебная статистика свидетельствует о противоположном, указывая о необходимости среднего или высшего медицинского образования.

В законодательстве указано: «Получить право на оказание услуг в сфере нетрадиционного лечения могут совершеннолетние граждане, которые имеют соответствующее разрешение на данный вид деятельности. Для занятий народной медициной необходимо получить разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Решение о выдаче допуска на осуществление деятельности утверждается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации, либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Такое разрешение предоставляет возможность заниматься народной медициной на территории субъекта РФ, органом исполнительной власти которого выдано такого рода разрешение». [5,с.104]

Получается, необязательным является многолетняя учеба и практика, определенных умений и навыков применения специального оборудования. Достаточно назваться целителем, оформить лицензию и появляется возможность заниматься медицинской деятельностью. А вот последствия врачевания таких «специалистов» понесут потребители. Пациенты, которые не имеют объективной возможности медицинского страхования или применения уголовной ответственности к исполнителям оказанных услуг за нарушенное здоровье.

Из чего следует, что подобное регулирование данного вопроса возлагается на уровень регионов. Тогда как каждому субъекту представляется самостоятельное право формирования требований к кандидатам. Единственным проявлением регулирования выступает только то, что разрешается заниматься данной деятельностью непосредственно на территории того субъекта России, органом власти которого было оформлено разрешение. []

Получается что в регионах различный подход к правовому статусу лиц, которые регистрируют свой род занятий народной медицины. Напрашивается вывод, что в ряде субъектов РФ получить такое разрешение не представляется затруднительным, поскольку достаточно лишь наличия некой «подготовки», либо практического стажа, что определённо открывает возможность использовать данный институт отнюдь не в законных целях. Отсутствуют и акты правоведения, контролирующие отношения между целителем и пациентом.

Одновременно, отметим недостатки и в проблемах ответственности. Современным Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом. Статья 6.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ (незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством): [8, с.67]

- занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;

- занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Напротив, при незаконном занятии народной медициной, повлекшим своими действиями причинение вреда здоровью либо смерть, не под-

лежит уголовной ответственности по ст. 235 УК РФ. [5,с.94]

Таким образом, отсутствие ответственности за занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение смерти, является пробелом российского законодательства.

Результаты

Решение вопросов правоведения в отрасли народной медицины возможно. Поэтому необходимо:

- принять специализированный закон, который должен опираться на действующее законодательство об охране здоровья граждан и регулировать деятельность народно медицины и целительства;

-законодательно закрепить научно обоснованные понятия целительской деятельности и народной медицины. При этом важно четкое формулирование указанных понятий на уровне федеральных законов.

-выделить категории целителей и ввести обозначение деятельности, которой они занимаются. При систематизации медицинского законодательства следует определить, по крайней мере, группы методов народной медицины: фитотера-певтические, психологические, остеопатические.

- в рамках образовательных программ необходимо проведение мероприятий по переподготовке целителей;

- узаконить одинаковый правовой подход к лицам, пожелавших получить допуск на осуществление деятельности в сфере народной медицины; узаконить требования к кандидатам. [7,с.25]

В настоящее время существуют все предпосылки для того, чтобы народная медицина, как отрасль знаний и составляющая национальной культуры, сформировалась в самостоятельное научное направление, с учетом знаний и особенностей формирования национальных культур.

Заключение

Анализируя особенности законодательного регулирования народной медицины в РФ, можно с уверенность отметить, что в данной сфере отсутствует должная нормативная база. Недостатки можно компенсировать разработкой нормативных актов, которые содержали бы в себе пункты, с указанием конкретной информации о необходимых действиях для занятий данной деятельностью. С обязательным закреплением на государственном уровне. [2,с.18]

Можно с уверенностью сказать, что на лицо все основания для формирования самостоятельного научного направления народной медицины, как отрасль знаний.

Список литературы:

[1] Коробко К.И. Юдин Е.В., «Правовое регулирование в сфере народной медицины в РФ», журнал «Человек. Культура. Образование» 2017 г

[2] Ковригина Г.Д., «Правовое регулирование целительской деятельности в России: история вопроса и современные общеюридические начала», журнал «Медицинское право», 2018, N 4

[3] Лаврентьева М. А., Жидков Е.Д., «Проблемы народной медицины в реалиях современного общества», журнал «Экономические исследования и разработки», 2018 г,

[4] Нагорная И.И., «Правовое регулирование народной медицины в России нуждается в изменении», журнал «Гражданин и право» №12, 2015 г,

[5] ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ф3 // СЗ РФ. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

[6] Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 - О лицензировании медицинской деятельности.

[7] Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2014-2023 гг. Издание: ВОЗ. 16 с. - 2013 год.

[8] http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/633/tradicionnye-predstavleniya-o-zdorovom-obraze-zizni-na-rusi

Spisok literatury:

[1]Korobko K.I. YUdin E.V., «Pravovoeregulirovanie vsfere narodnojmediciny vRF», zhurnal «CHelovek. Kul'tura. Obrazovanie» 2017 g

[2] Kovrigina G.D., «Pravovoe regulirovanie celitel'skoj deyatel'nosti v Rossii: istoriya voprosa i sovre-mennye obshcheyuridicheskie nachala», zhurnal "Medicinskoe pravo", 2018, N 4

[3] Lavrent'eva M. A., ZHidkov E.D., «Problemy narodnoj mediciny v realiyah sovremennogo obsh-chestva», zhurnal «Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki», 2018 g,

[4] Nagornaya I.I., «Pravovoe regulirovanie narodnoj mediciny v Rossii nuzhdaetsya v izmenenii», zhurnal «Grazhdanin i pravo» №12, 2015 g,

[5] FZ ot 21.11.2011 goda № 323-FZ// SZ RF. «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v RF»

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.04.2012 № 291 - O licenzirovanii medicinskoj deyatel'nosti.

[7] Strategiya VOZ v oblasti narodnoj mediciny 2014-2023 gg. Izdanie: VOZ. 16 s. - 2013 god.

[8] http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/633/tradicionnye-predstavleniya-o-zdorovom-obraze-zizni-na-rusi

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттютmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiims^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.