затели характеризуют особенности применения оборонительных технико-тактических действий флорболистками различных игровых амплуа, которые необходимо учитывать при планировании учебно-тренировочного процесса женских команд различной квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков, А.В. Анализ игр чемпионатов мира по флорболу среди женских и мужских команд (1996-2009) : история, статистика, результативность, рейтинг I А.В. Быков, Л.Н. Сутугина, Н.А. Трухин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 11 (69). - С. 19-23.
2. Быков, А.В. Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира по флорболу I А.В. Быков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 22-25.
3. Быков, А.В. Технико-тактические показатели игроков различных амплуа во флорболе I А.В. Быков, Л.Н. Сутугина II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 5-10.
4. Быков, А.В. Характеристика матчей финальных турниров кубка европейских чемпионов по флорболу I А.В. Быков, Л.Н. Сутугина, Н.А. Трухин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 20-23.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВ В ХОДЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Татьяна Евгеньевна Виленская, кандидат биологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
(КГУФКСТ),
Краснодар
Аннотация
В статье представлены отдельные результаты формирующих педагогических экспериментов по нейтрализации детерминант возникновения педагогических рисков в ходе физического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: процесс физического воспитания, педагогические риски, общая физическая подготовленность, программа физического воспитания, проективные установки.
NEUTRALIZATION OF PROTECTIVELY-SUBSTANTIAL AND PROCEDURAL DETERMINANTS OF THE PEDAGOGICAL RISKS OCCURRENCE DURING THE PHYSICAL TRAINING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Tatyana Evgenevna Vilenskaya, the candidate of biology sciences, senior lecturer,
The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Krasnodar
Annotation
The article presents the results of forming pedagogical experiments on neutralization of the determinants leading to the occurrence of pedagogical risks during physical training of the primary school children.
Keywords: physical training process, pedagogical risks, general physical preparedness, physical training program, projective installations.
Анализ содержания программно-нормативных документов, регламентирующих основные проективно-содержательные, процессуально-технологические компоненты учебного процесса в общеобразовательной школе, свидетельствует о наличии, по нашему мнению, серьезных проблем, отражающих глубинные процессы физического совершенствования, формирования необходимого уровня физической культуры младших школьников.
Одной из основных из них являются обобщенные проективные (целевые) установки, которые декларируют в качестве главной цели физического воспитания детей 7-10 лет формирование гармонично развитой личности. Считаем целесообразной необходимость половозрастной дифференциации физической и двигательной сферы в соответствии с известными онтогенетическими особенностями развития детей 7-10 лет. При этом необходимость их уточнения применительно к процессу физического воспитания младших школьников, по нашему мнению, не вызывает сомнения, что в свою очередь влечет за собой потребность рассмотрения и других аспектов учебно-воспитательного процесса, отражающих функционально взаимосвязанные с целью учебного процесса содержательные, процессуальные и контрольно-учетные аспекты.
В результате проведения формирующих педагогических экспериментов [4,5] сформированы следующие констатации:
1. Предположение о возможности дальнейшего повышения эффективности процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ на основе существенного изменения программных проективных установок, в значительной мере меняющих его идеологию и методологическую базу, оказалось доказанным, что подтверждает актуальность, целесообразность и своевременность реализации данного подхода.
2. Приоритетное внимание, уделяемое развитию выносливости, силе постуральных мышц и координационных способностей младших школьников способствует более существенному повышению уровня общей физической подготовленности по сравнению со сверстниками, обучающимися по традиционной программе. Следует предположить, что установленный научный факт обусловлен решающим вкладом этих физических качеств в общий уровень физической подготовленности в данном возрастном периоде онтогенеза человека. При этом эффективность экспериментальной программы доказана во всех половозрастных группах. (Таблица 1).
Результативность педагогических воздействий определялась на основе сравнительного анализа динамики абсолютных значений интегральных (ИП) и суммарных показателей физической подготовленности (СПФП).
Интегральные показатели, характеризующие уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости) рассчитывались на основе суммирования относительных оценок за результаты, показанные учащимися в отдельных тестах.
Необходимо отметить, что для оценки результатов педагогических экспериментов использовались дополнительно разработанные пропорциальные, а не перцентильные шкалы, как составляющие системы педагогического контроля физической подготовленности учащихся младших классов [4].
Значения рассчитывались на основе суммирования баллов по всем интегральным показателям индивидуально для каждого школьника и дифференцированно по полу и возрасту.
Анализ результатов статистической обработки экспериментальных данных позволил установить существенное преимущество учащихся младших классов из экспериментальных групп по абсолютному большинству изучаемых признаков на II этапе обследования, после реализации в учебном процессе основной экспериментальной программы физического воспитания учащихся по интегральным показателям ловкости, силы, вынос-
ливости, суммарным показателям физической подготовленности во всех половозрастных группах; по интегральным показателям быстроты в группах девочек 7-8 лет, мальчиков 7-9 лет.
Таблица 1
Среднегрупповые значения интегральных и суммарных показателей физической подготовленности детей 7 и 10 лет контрольной и экспериментальной групп в тече-
ние педагогического эксперимента (М + т)
№ п/п Интегральные и суммарные показатели (балл) Пол 7 лет 10 лет
КГ 1 ЭГ КГ | ЭГ
1-ый этап обследования
1 Быстрота д 5,59+0,38 5,43+0,36 13,32+0,60 13,41+0,58
м 6,66+0,42 6,61+0,40 13,95+0,53 13,90+0,57
2 Гибкость д 8,32+0,54 8,30+0,48 11,40+0,61 11,43+0,62
м 5,66+0,32 5,73+0,42 10,79+0,54 10,84+0,58
3 Координация д 5,43+0,30 5,38+0,32 11,75+0,64 11,68+0,61
м 6,21+0,38 6,27+0,38 11,86+0,62 11,82+0,63
4 Сила д 5,00+0,31 5,13+0,34 9,40+0,52 9,45+0,50
м 7,04+0,37 7,24+0,39 11,59+0,56 11,62+0,53
5 Выносливость д 7,87+0,51 7,79+0,43 11,38+0,49 11,43+0,57
м 7,68+0,52 7,71+0,47 10,89+0,50 10,97+0,54
6 Суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) д 32,21+1,84 32,03+1,54 56,64+2,20 57,40+2,26
м 33,25+1,92 33,56+1,74 69,69+2,22 59,15+2,34
2-ой этап обследования
1 Быстрота д 7,12+0,44 8,43+0,41 15,26+0,63 16,87+0,61
м 8,22+0,52 9,84+0,50 15,66+0,57 17,07+0,63
2 Гибкость д 8,82+0,53 9,24+0,51 12,03+0,62 12,44+0,51
м 6,30+0,42 6,65+0,56 11,47+0,58 12,03+0,57
3 Координация д 7,61+0,47 9,07+0,49 13,87+0,67 15,91+0,64
м 7,95+0,50 9,43+0,47 14,04+0,68 16,10+0,64
4 Сила д 6,30+0,41 7,64+0,43 10,44+0,50 11,98+0,52
м 8,14+0,34 9,26+0,40 12,60+0,52 14,27+0,50
5 Выносливость д 8,93+0,54 10,65+0,52 12,42+0,51 14,18+0,55
м 9,01+0,55 10,86+0,56 12,22+0,54 14,04+0,51
6 Суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) д 38,78+1,94 45,03+1,92 63,26+2,23 71,38+2,43
м 39,62+2,01 46,53+2,19 66,55+2,31 73,51+2,40
3-ий этап обследования
1 Быстрота д 7,04+0,41 9,21+0,44 14,88+0,53 17,24+0,61
м 7,93+0,42 10,18+0,51 15,15+0,60 17,74+0,59
2 Гибкость д 8,75+0,54 9,34+0,49 12,20+0,52 12,72+0,52
м 6,51+0,50 7,28+0,50 12,11+0,63 12,31+0,53
3 Координация д 7,39+0,43 9,87+0,42 12,84+0,57 16,41+0,64
м 7,11+0,44 10,41+0,48 12,88+0,51 16,84+0,72
4 Сила д 5,68+0,35 8,24+0,51 9,90+0,48 12,81+0,50
м 7,12+0,42 10,21+0,52 11,64+0,53 15,11+0,53
5 Выносливость д 8,37+0,46 11,38+0,57 12,05+0,57 14,54+0,61
м 8,55+0,54 11,72+0,60 11,69+0,52 14,43+0,59
6 Суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) д 37,23+1,85 48,04+2,34 61,87+2,10 73,72+2,54
м 37,22+1,92 49,80+2,40 63,47+2,21 76,43+2,62
Не выявлено существенное преимущество учащихся из экспериментальных групп по характеристикам быстроты у 9-летних девочек и 10-летних девочек и мальчиков, а также по интегральным показателям гибкости во всех половозрастных группах.
Установлено дальнейшее увеличение преимущества учащихся из экспериментальных групп, как девочек, так и мальчиков всех возрастов после реализации второй экспериментальной программы физического воспитания младших школьников в летний каникулярный период (III этап обследования).
Учащиеся всех возрастов и обеих половых групп, участвующие в реализации экспериментальной программы превзошли своих сверстников по всем интегральным и суммарным характеристикам физической подготовленности за исключением ИП гибкости. При этом уровень достоверности их преимущества значительно более высокий (р<0,01-
0,001), по сравнению со II этапом обследования, т.е. после реализации первой экспериментальной программы физического воспитания в ходе учебного года.
3. Возможность и целесообразность изменения проективных акцентов в экспериментальных программах физического воспитания младших школьников обусловлены, с одной стороны, сенситивностью данного возрастного периода для развития координационных возможностей и силы учащихся и, с другой, доказанной в собственных исследованиях способностью детей 7-10 лет переносить длительные непрерывные нагрузки с целью развития выносливости. При этом, по нашему мнению, результаты всех формирующих экспериментов являются еще одним доказательством целесообразности учета по своей сути общепедагогического фундаментального принципа - соразмерности и соотношения применяемых форм, средств и методов обучения и воспитания половозрастным, природосообразным закономерностям онтогенетического и социального развития детей младшего школьного возраста.
Как показали полученные данные, в целом дети 7-9 лет достаточно хорошо переносят непрерывную работу средней относительной мощности ~ 11,70 кГм/мин/кг, или ~ 1,9 Ватт/кг, продолжительностью от 5 мин до 8 мин. Только в единичных случаях (1,60%) они отказывались продолжать работу.
У 33 учащихся (табл. 2) показатели продолжительности работы были ниже средних. Каких-либо общих закономерностей (различия в длине тела, массе тела, исходных значениях частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) и др.) для данной категории детей выявлено не было.
Таблица 2
Градация продолжительности нагрузочного тестирования у детей разного возраста
Пол, возраст <Х-2,15 Х-(1,1-25) Х±5
Мальчики 7 лет <0:30 7 0:40 - 3:53 13,46% 3:54 - 9:52 40 76,92%
Мальчики 8 лет < 3 0 - 2:56 5,77% % 54 :5 ,5 4: 6, 1 8 • 1 • 7 ,5 2, 5 4
Мальчики 9 лет <2:06 1 4,55% 15 2:07 - 5:01 28,85% 5:02 - 9:59 25 48,08%
Девочки 7 лет < 0 - 2:32 2:33 - 9:39 50 96,15%
Девочки 8 лет < 3 0 - 2:18 5,77% 2:19 - 9:31 46 88,46%
Девочки 9 лет <1:58 5 1:59 - 3:59 9,62% 4:00 - 8:28 44 84,62%
Примечание:
0:40 -3:53 (мин:сек( п - 7 13,46 %
где, например,
вверху: 0:40-3:53 (мин: сек) - продолжительность работы в мин; внизу слева:7 - количество детей, попавших в данный интервал;
внизу справа: 13,46% - процент детей, попавших в данный интервал, от общего числа де-
теи.
У мальчиков 7-9 лет значения времени работы были выше, чем у девочек, но достоверные преимущества наблюдались только у мальчиков 8 лет над девочками всех возрастных категорий и у мальчиков 9 лет над 7-летними девочками. Важно отметить, что общая физическая работоспособность у мальчиков 8 лет несколько выше, чем у 9-летних, однако эти различия не были статистически достоверны. У девочек в возрасте 7-9 лет способность к выполнению непрерывной работы оставалась практически одинаковой, но с тенденцией к некоторому снижению от 7 к 9 годам.
4. Важнейшее позитивное значение для планирования общей стратегии и достижения кумулятивного эффекта процесса физического воспитания младших школьников имеет реализация принципа непрерывности учебно-воспитательного процесса на основе реализации экспериментальных программ поддерживающего характера в летний каникулярный период. Данные программы в связи с небольшим временным периодом их применения решают задачи, связанные, прежде всего со стабилизацией актуального физического состояния детей, имеющегося на момент окончания учебного года.
5. Проективные установки процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья, как к основной, так и специальной медицинской группе, тождественны. Это обусловлено одинаковыми тенденциями в динамике изучаемых показателей учащихся 7-10 лет, установленными в ходе реализации экспериментальных программ. Различия в особенностях применения экспериментальных подходов к развитию приоритетных физических качеств, используемых перцентильных шкал, абсолютных значениях темпов прироста анализируемых характеристик детей, вполне объяснимы и носят не методологический, а технологический характер, зависящий от индивидуальных особенностей состояния здоровья учащихся.
6. Возрастной интервал 7-10 лет является благоприятным периодом для закладки практически всех физических качеств, реализуемых в процессе двигательной активности. Об этом свидетельствуют как абсолютные значения интегральных и суммарных показателей физической подготовленности (табл. 1), так и их темпов прироста у учащихся контрольных и экспериментальных групп. Известно, что, если такой фундамент не заложен, то время для формирования физической и физиологической основы будущего кинезио-логического потенциала ребенка можно считать упущенным, так как все дальнейшие шаги педагогов в этом контексте окажутся алогичными, противоречащими основным законам развития моторики человека, нарушающими гармонию этого развития [1-3].
Полученные в ходе педагогического эксперимента научные факты свидетельствуют о том, что организация правильного развивающего режима в целях обеспечения общей физической подготовленности младших школьников при акцентированном развитии выносливости, координационных способностей, силы постуральных мышц оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития кинезиологического потенциала ребенка и уменьшает возможности снижения уровня развития физических качеств до низких значений, не позволяющих эффективно решать многочисленные задачи активной жизнедеятельности учащихся.
7. Экспериментальная программа физического воспитания и разработанная система педагогического контроля физической подготовленности младших школьников как основа учетно-контрольного блока играют значительную роль в формировании позитивной мотивации к занятиям физическими упражнениями. При этом установлено: существенное повышение, по оценке учащихся, чувства удовлетворения от самого процесса физического воспитания, что способствует возникновению такого психологического феномена, как удовлетворенность, обусловливающего возникновение субъективной позитивной оценки ребенком своей роли в собственном физическом совершенствовании; усиление интереса детей к улучшению своего физического состояния в связи с применением перцентильных шкал, учитывающих особенности физического развития учащихся; тенденция к изменению структуры мотивационно-потребностной сферы детей 7-10 лет в
контексте выдвижения на передовые позиции по мере взросления школьников мотивов более высокого, социального порядка.
Социологические исследования, проведенные в ходе педагогического эксперимента, позволили выявить динамику мотивов в занятиях физической культурой детей 9 лет контрольной и экспериментальной групп. Установлено, что до эксперимента у учащихся обеих групп, как у мальчиков, так и у девочек, мотивы, характеризующие удовлетворение самим процессом физкультурных занятий являются ведущими.
Так, мотиву «люблю, нравится» отдали предпочтение в среднем 31,2% опрошенных детей контрольной группы и 30,7% экспериментальной. Для 31,2% детей контрольной и 34,6% экспериментальной групп ведущим является мотив «интересно, весело».
После эксперимента мотивационная сфера детей контрольной группы не претерпела существенных изменений. Как и до эксперимента, учащиеся данной группы находят удовлетворение в самом процессе физкультурных занятий. Ведущими остаются мотивы «люблю, нравится» и «интересно, весело».
У детей экспериментальной группы наблюдается ценностная переориентация в потребностях физкультурными занятиями. Приоритетным для учащихся обоего пола данной группы становится мотив «для укрепления здоровья», характеризующий перспективы процесса физкультурной деятельности (мальчики - 30,8%, девочки - 34,5%). Более того, начинают появляться, что не наблюдается у детей контрольной группы, более значимые мотивы к занятиям физическими упражнениями, такие как: «укреплять характер, волю» (мальчики - 7,7%), «расширяет знания» (мальчики - 7,7%, девочки - 10,3%), «развивает эстетические качества» (девочки - 7,0%). Итак, в ходе педагогического эксперимента показана принципиальная возможность формирования мотивов и потребностей в занятиях физической культурой.
Таким образом, представленные результаты исследований по нейтрализации детерминант возникновения педагогических рисков свидетельствуют об эффективности нового подхода к формированию программно-нормативных основ физического воспитания младших школьников, базирующегося на приоритетном развитии выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Антропова, Т. Бородкина, Л. Кузнецова [и др.] // Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С. 171-174.
2. Баранов, А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах : руководство для врачей / А. А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.
3. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А.Г. Ильин [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2005. -№ 2. - С. 4-7.
4. Виленская, Т. Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста : монография / Т.Е. Виленская. - М. : Советский спорт, 2009. - 280 с.
5. Виленская, Т. Е. Ценностная ориентация младших школьников в потребностях к физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7. - С. 28-31.
Контактная информация: [email protected]