Научная статья на тему 'Темпы прироста физической подготовленности студентов в течение года с учетом сезонных периодов'

Темпы прироста физической подготовленности студентов в течение года с учетом сезонных периодов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1032
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / СЕЗОННЫЕ ПЕРИОДЫ / PHYSICAL READINESS / THE STUDENT / THE SEASONAL PERIODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бриллиантова О. О., Баландин В. А.

Динамика показателей физической подготовленности студентов в различные периоды календарного года являются объективной основой рационального распределения нагрузок, направленных на развитие физических качеств. В связи с этим важной научной задачей является определение периодов ускоренного развития различных физических качеств в течение года, которая предполагает целесообразность акцентированных педагогических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бриллиантова О. О., Баландин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPEED OF THE INCREASE OF THE PHYSICAL PREPARATION OF THE STUDENTS IN THE COURSE OF ONE YEAR BASED ON SEASONAL PERIODS

The dynamics of the points of the physical preparation of the students in different periods of the actual year are the objective basis for the rasional spread of the training, aimed at the physical development. In this connection the important scientific task is the determination of the periods of the speedy development of different physical qualities in the course of a year, which presupposes the usefulness of the pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «Темпы прироста физической подготовленности студентов в течение года с учетом сезонных периодов»

3. Постоянный контроль динамики функционального состояния позволяет проводить занятия ежедневно, регулируя нагрузку и включая различные дополнения в занятие, чтобы ребёнку было интересно заниматься в течение многих лет до достижения максимально возможной компенсации дефекта и социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гросс, Н.А. Оптимизация физических нагрузок с учётом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата : дис. ... канд. пед. наук / Гросс Н.А. - М., 1999. - 173 с.

2. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей ред. Н.А. Гросс. - М. : Сов. спорт, 2005. - 235 с. : ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

3. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата / под общей ред. Н.А. Гросс. - М. : Сов. спорт, 2000. - 224 с. : ил. - (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА С УЧЕТОМ СЕЗОННЫХ ПЕРИОДОВ

Ольга Олеговна Бриллиантова, аспирант,

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма» (КГУФКСТ) г. Краснодар

Аннотация

Динамика показателей физической подготовленности студентов в различные периоды календарного года являются объективной основой рационального распределения нагрузок, направленных на развитие физических качеств. В связи с этим важной научной задачей является определение периодов ускоренного развития различных физических качеств в течение года, которая предполагает целесообразность акцентированных педагогических воздействий.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студент, сезонные периоды.

THE SPEED OF THE INCREASE OF THE PHYSICAL PREPARATION OF THE STUDENTS IN THE COURSE OF ONE YEAR BASED ON SEASONAL PERIODS Olga Olegovna Brilliantova, the post-graduate student,

Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

The Kuban state university of physical training, sports and tourism

Krasnodar

Abstract

The dynamics of the points of the physical preparation of the students in different periods of the actual year are the objective basis for the rasional spread of the training, aimed at the physical development. In this connection the important scientific task is the determination of the periods of the speedy development of different physical qualities in the course of a year, which presupposes the usefulness of the pedagogical influence.

Keywords: physical readiness, the student, the seasonal periods.

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что ограничение количества учебных занятий по физической культуре в вузах (до 2-х часов в неделю) не способствует решению проблемы увеличения объема и повышения интенсивности нагрузок на занятиях, воздействие которых оказывают ничтожное влияние на развитие физических качеств студентов по сравнению с

процессами естественного роста и биологического развития. [В.П. Лукьяненко, 2007].

Все более актуальными становятся попытки решения проблемы интенсификации учебного процесса с опорой на современные и действенные методологические и методические основания. К ним, прежде всего, следует отнести такие важные элементы интенсификации, как повышение целенаправленности (а также целесообразности) педагогических воздействий. Вышеизложенные аргументы убеждают в объективной необходимости поиска инновационных путей совершенствования процесса физической подготовки студенческой молодежи на основе рационального распределения нагрузок в течение учебного года, направленных на развитие физических качеств и учитывающих ускоренные периоды их развития.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При решении поставленных в исследовании задач были использованы педагогическое тестирование и методы математической статистики.

Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня физической подготовленности осуществлялся на основе данных научно-методической литературы (С.И. Изаак, 2004; Ю.П. Кобяков, 2005; О.Ю. Давыдов, 2006 и др.), анализа программ по физической культуре в вузе (2000, 2003) и собственного педагогического опыта.

В ходе тестирования оценивались:

-силовые способности: подтягивание на перекладине (кол-во); силовой индекс (СИ), т.е. отношение показателей кистевой динамометрии к массе тела (%);

-силовая выносливость: из положения лежа руки за головой, поднимание туловища в положение сидя (кол-во); вис на согнутых руках (с);

-общая выносливость: 12-минутный бег (м); индекс Руфье (с);

-скоростная выносливость: из положения лежа руки за головой, поднимание туловища в положение сидя 10 раз (с); бег 100 м (с);

-скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см); метание мяча массой 1 кг правой и левой рукой (средний показатель) (м);

-скоростные способности: бег 20 м (с); теппинг-тест (кол-во);

-пассивная гибкость: стоя продольно на гимнастической скамейке наклон вперед (см); выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой (см);

-активная гибкость: поднимание ног (правой и левой) вперед и в сторону на фоне градуированного экрана (средний показатель) (градусы);

-координационные способности: соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой (%); равновесие на бруске (с).

Для оценки уровня развития отдельных физических качеств и общей физической подготовленности студентов использовались средние значения интегральных (ИП) и суммарных показателей (СПФП).

Обработка полученных результатов производилась с помощью персонального компьютера типа «Репйит-П». При этом по общепринятым методикам (Т.М. Михай-лина, 2004; В.Е. Гмурман, 2007) производился расчет темпов прироста (Тпр.%) изучаемых признаков.

Настоящее исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета (г. Краснодар) в период с сентября 2006 по сентябрь 2007г, в котором приняло участие 55 студентов первого курса основного отделения.

С целью определения уровня физической подготовленности студентов в различные сезонные периоды было проведено пять обследований - в сентябре, декабре 2006г. и марте, июне, сентябре 2007г.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Целью данного исследования являлось выявление особенностей развития физических качеств в зависимости от сезонного периода.

Для определения интегральных показателей развития отдельных физических

качеств были разработаны шкалы относительной оценки результатов тестирования, которые позволили различные единицы измерения в тестовых заданиях перевести в баллы.

Интегральные показатели (ИП) физических качеств определялись как сумма баллов, набранных студентами в контрольных упражнениях, адекватно характеризующих данное качество.

Суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) рассчитывался как сумма баллов интегральных показателей всех физических качеств. Среднегрупповые значения интегральных и суммарных показателей физической подготовленности, представленные в таблице, свидетельствуют о поступательном их увеличении к концу года. Исключение составляют значения интегральных показателей пассивной гибкости, которые снижаются в течение года.

Таблица

Среднегрупповые значения интегральных и суммарных показателей физической

подготовленности студентов в течение года

№ Интегральные и суммарные показатели (балл) Сентябрь (п=84) Декабрь (п=80) Март (п=81) Июнь (п=76) Сентябрь (п=79)

М ±т М ±т М ±т М ±т М ±т

1 Силовые способности 8,1 0,54 10,1 0,68 10,8 0,64 11,9 0,73 11,1 0,57

2 Силовая выносливость 6,2 0,41 8,7 0,53 9,3 0,58 9,8 0,60 11,7 0,72

3 Общая выносливость 6,2 0,40 8,7 0,53 9,5 0,65 10,2 0,62 12,0 0,61

4 Скоростная выносливость 10,4 0,63 11,8 0,76 12,7 0,74 15,2 0,97 14,0 0,81

5 Скоростно-силовые способности 7,8 0,49 8,1 0,42 9,4 0,50 11,2 0,73 12,6 0,86

6 Скоростные способности 6,7 0,43 8,7 0,52 11,0 0,72 14,7 0,94 13,2 0,69

7 Пассивная гибкость 12,3 0,79 11,4 0,73 11,1 0,75 10,6 0,70 9,8 0,63

8 Активная гибкость 8,7 0,55 9,8 0,64 11,0 0,76 11,3 0,78 11,6 0,72

9 Координационные способности 7,6 0,51 8,2 0,52 10,4 0,65 11,5 0,82 13,4 0,89

10 Суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) 74,0 3,43 85,5 3,64 95,2 4,54 106,4 5,27 109,4 5,13

Одним из широко распространенных критериев определения благоприятных периодов развития качеств и свойств является выявление темпов прироста (Тпр.) изучаемых характеристик человека [П.З.Сирис, 1973; А.А.Гужаловский, 1990]. Такой подход теоретически доказан и экспериментально обоснован во многих исследованиях, в том числе и по проблемам физической культуры и спорта [М.В.Бурчик, 1995; В.А.Баландин, 2001; Ю.И.Евсеев, 2002; Ю.П.Кобяков, 2005 и др.].

В этой связи в данном исследовании предпринята попытка выявить особенности изменения темпов прироста (Тпр.) интегральных показателей физических качеств, которые изучались на основе анализа среднегрупповых значений в сезонные периоды года.

Установлено (см. рис.), что самые высокие Тпр. интегральных показателей физической подготовленности студентов наблюдаются в осенний период.

Так, суммарный показатель физической подготовленности (СПФП) за данный период увеличился на 14,4%. Наименьшие темпы прироста ИП физических качеств в осенний период выявлены по параметрам координационных (7,6%) и скоростносиловых (3,8%) способностей. Причем ИП пассивной гибкости имеет отрицательное значение. Аналогичная динамика данного качества наблюдается и в другие сезонные периоды.

В зимний период СПФП увеличивается на 10,7%, что соответственно на 3,7% и

0,4% меньше, чем в осенний и весенний периоды. Темпы прироста ИП физических качеств в данном периоде менее 10,0% наблюдаются по показателям силовых способностей (6,7%), силовой (6,7%), скоростной (7,3%) и общей (8,8%) выносливости.

Весной темп прироста СПФП составляет 11, 1%, что на 3,3% меньше, чем осенью, но на 0,4% больше, чем зимой. Наименьшие темпы прироста ИП физических ка-

честв (менее 10,0%) установлены по параметрам активной гибкости (2,7%), силовой выносливости (5,2%), общей выносливости (7,1%) и силовых способностей (9,7%).

В летний период наблюдаются самые низкие показатели темпов прироста СПФП (2,8%). Причем в данном периоде отрицательные значения Тпр. изучаемых признаков, наряду с ИП пассивной гибкости (-10,2%), приобретают показатели силовых (-7,0%), скоростных (-10,8%) способностей и скоростной выносливости (-8,2%). В основном в данный период рост физической подготовленности студентов происходит за счет общей (16,2%) и силовой (17,7%) выносливости.

□ осень □ зима □ весна □ лето

1 - силовые способности 7 - пассивная гибкость;

2 - силовая выносливость 8 - активная гибкость;

3 - общая выносливость 9 - координационные способности;

4 - скоростная выносливость 10 - суммарный показатель физической подго-

5 - скоростно-силовые способности товленности (СПФП).

6 - скоростные способности

Рис. Темпы прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов в различные сезонные периоды года.

Наибольший рост ИП физических качеств в осенний период обусловлен, по нашему мнению, накоплением функционального, эмоционального и физического потенциала организма студентов в летний каникулярный период. Вместе с тем летом наблюдается существенный спад физической подготовленности студентов. Данный факт, на наш взгляд, объясняется отсутствием в этот период целенаправленных педагогических воздействий, изменением режимных процессов, защитными свойствами организма и повышением массы тела. Однако перечисленные причины не могут в полной мере объяснить спад физической подготовленности студентов в летний период. Для обоснования данной закономерности должно быть проведено отдельное исследование.

Исследования показали, что в основном рост СПФП в различные сезонные периоды происходит за счет:

- осенью: силовой (33,6%) и общей (33,6%) выносливости; скоростных (26,0%) и силовых (22,0%) способностей; скоростной выносливости (12,6%) и активной гибкости (11,9%);

- зимой: координационных (23,7%), скоростных (23,4%) и скоростно-силовых (14,9%) способностей; активной гибкости (11,5%);

- весной: скоростных способностей (28,8%); скоростной выносливости (17,9%); скоростно-силовых способностей (17,5%); координационных способностей (10,0%);

- летом: силовой (17,7%) и общей (16,2%) выносливости; координационных

(15,3%) и скоростно-силовых способностей (11,8%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установленные закономерности позитивной динамики показателей физической подготовленности студентов в различные периоды календарного года являются объективной основой рационального распределения нагрузок, направленных на развитие физических качеств. В ходе целенаправленного педагогического воздействия необходимо учитывать детерминированность показателей физической подготовленности в различные сезонные периоды года: осенью - общей и силовой выносливости, скоростных и силовых способностей, суммарного показателя физической подготовленности и активной гибкости; зимой - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, активной гибкости; весной - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, скоростной выносливости; летом - силовой и общей выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 50 с.

2. Бурчик, М.В. Система оценки физических кондиций юношей 15-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурчик М.В. - М., 1995. - 20 с.

3. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учебное пособие / В.Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М. : Высшее образование, 2007. - 478 с.

4. Гужаловский, А.А. Проблемы критических (сенситивных) периодов развития и их значение в физическом воспитании школьников и тренировке юных спортсменов // Физическая культура и здоровый образ жизни : тез. Всесоюз. науч. конф. -Севастополь, 1990. - С. 31-37.

5. Давыдов, О.Ю. Физическое воспитание студентов подготовительного отделения технического вуза с использованием стато-динамических упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Давыдов О.Ю. - Краснодар, 2006. - 25 с.

6. Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учебник / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 384 с.

7. Изаак, С.И. Организация и проведение общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения // Валеологические аспекты здоровьеформиро-вания в образовательных учреждениях : состояние, проблемы, перспективы : материалы II Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - С. 45-48.

8. Кобяков, Ю.П. О нормативном обеспечении предмета «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 45-48.

9. Комплексная программа «Развитие физической культуры среди студентов в ГОУВПО «УГТУ-УПИ» (2003-2007)». - Екатеринбург, 2003. - 13 с.

10. Лукьяненко, В.П. Развитие силовых возможностей человека, как базовая основа для реализации координационных способностей / В.П. Лукьяненко, А.З. Бажев, А.А. Хежев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 52-54.

11. Михайлина, Т.М. Элементы теории вероятности и математической статистики : учеб. пособие для высш. учеб. заведений физ. культуры / Т.М. Михайлина. -Краснодар : [б.и.], 2004. - 164 с.

12. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения / Московский психолого-социальный институт. - М. : [б.и.], 2000. -35 с.

13. Сирис, П.З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена // Теория и практика физической культуры. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1973. - № 4. - С. 19-22.

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМ ДЕРМАТОЗОМ

Татьяна Дмитриевна Василенко, кандидат психологических наук, доцент, Мария Викторовна Дрынова, ассистент,

Курский государственный медицинский университет (КГМУ)

Аннотация

Появление того или иного дерматоза часто является неожиданным, и на эту «внезапность» человек реагирует сначала на сенсорном уровне - состоянием оцепенения, которое быстро сменяется когнитивным оцениванием - особой активностью личности с целью распознавания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее сторон, определения смысла и значения происходящего. С появлением значения возникают качественно определенные эмоции. От уровня развития механизма когнитивного оценивания, его гибкости, от способности человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки зависит правильный выбор стратегии совладания с травмирующим событием.

Ключевые слова: дерматоз, совладающее поведение.

PREVAILING STRATEGY OF BEHAVIOUR OF THE FACES, SUFFERING THE

CHRONIC DERMATOSIS

Tatyana Dmitrievna Vasilenko, the candidate of psychological sciences, the senior lecturer, Maria Viktorovna Drynova, the assistant Kursk state medical university,

Kursk

Abstract

Occurrence of this or that dermatosis often is unexpected, and the person reacts to this "suddenness" all over again at a sensory level - a condition of a stupor which is quickly replaced когнитивным by estimation - special activity of the person with the purpose of recognition of features of a situation, revealing of negative and its positive sides, definitions of sense and meaning of an event. With the advent of meaning there are qualitatively certain emotions. From a level of development of the mechanism cognitive estimations, its flexibility, from ability of the person from the different points of view to survey a difficult situation and to resort to receptions of reassessment the correct choice of strategy coping with injuring event depends.

Keywords: a dermatosis, coping behaviors.

ВВЕДЕНИЕ

Общие принципы выбора человеком тех или иных стратегий поведения в ситуации хронического заболевания зависят от параметров болезни в той же мере, как и от специфических особенностей психического состояния пациентов. У больных дерматологического профиля имеет место ряд серьезных травмирующих факторов: хроническое и рецидивирующее течение, высокая устойчивость к терапии, зуд, шелушение, покраснение кожи. Помимо физических страданий указанные заболевания характеризуются косметическими дефектами наружных кожных покровов: лица, шеи, рук и т. д., что особенно остро переживается пациентами, так как больной человек является субъектом общения и межличностного взаимодействия.

Болезненный процесс у данной категории больных развивается по «психосоматической спирали»: соматические нарушения вызывают трудности социальной адаптации личности, а переживание неудовлетворенности в связи с этим способствует ухудшению течения соматического процесса. Человек, таким образом, попадает в «замкнутый круг», найти способ разорвать который, и является основной задачей [7].

Нами было выявлено, что большинство людей, страдающих хроническими кожными заболеваниями, являются субъектами затрудненного общения. Они осознают свою связь со значимыми другими как неудовлетворяющую их базовую потреб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.