3. Быков, А. В. Характеристика матчей финальных турниров кубка европейских чемпионов по флорболу I А. В. Быков, Л. Н. Сутугина, Н. А. Трухин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 20-23.
4. Быков, А. В. Флорбол. Правила соревнований : учебное пособие I А. В. Быков
- Северодвинск : Изд-во Севмашвтуз, 2010. - 56 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011
УЧЁТ ПРИНЦИПА ЛАБИЛЬНОСТИ ПРОЕКТИВНЫХ УСТАНОВОК МНОГОЛЕТНЕГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Татьяна Евгеньевна Виленская, кандидат биологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
(КГУФКСТ),
Краснодар
Аннотация
В статье представлены организационно-методические условия реализации принципа лабильности проективных установок многолетнего процесса физического воспитания. Принцип лабильности проективных установок многолетнего процесса физического воспитания синтезирует международный и отечественный научно-технологический опыт интенсивного и индивидуально обусловленного сохранения и преумножения здоровья подрастающего поколения.
Ключевые слова: проективные установки, педагогические риски, средства физического воспитания, коррекция учебно-воспитательного процесса, комплексная технология оценки эффективности уроков физической культуры.
CONSIDERATION OF THE LABILITY PRINCIPLE FOR THE PROJECTIVE SETTINGS DURING THE LONG-TERM PHYSICAL TRAINING PROCESS
Tatyana Evgenevna Vilenskaya, the candidate of biology sciences, senior lecturer,
The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Krasnodar
Annotation
The article gives the organizational and methodical conditions for the realization of the principle of projective settings labiality for long-term physical training process. The principle of lability of projective settings for long-term process of physical training synthesizes the international and domestic scientifi-cally-technological experience of the intensive and individually determined preservation and securing of the growing generation’s health.
Keywords: projective settings, pedagogical risks, means of physical training, correction of educational process, complex technology of efficiency estimation for physical training lessons.
Отдельные этапы онтогенеза человека характеризуются различной чувствительностью его качественных характеристик к средствам развития, в том числе и к педагогическим воздействиям, что и предопределяет необходимость формулировки принципа лабильности проективных установок многолетнего процесса физического воспитания.
Принцип лабильности проективных установок многолетнего процесса физического воспитания синтезирует международный и отечественный научно-технологический опыт интенсивного и индивидуально обусловленного сохранения и преумножения здоровья подрастающего поколения. Реализация данного принципа предполагает значительную коррекцию многих аспектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в частности, это: изменение взглядов на содержание физического воспитания младших школьников, предполагающего интенсивное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся; повышение качества
оценивания эффективности физического воспитания как основы для проектировочной деятельности учителей физической культуры.
К основным организационно-методическим условиям реализации данного принципа, по нашему мнению, следует отнести:
1. Разработку комплексной технологии оценки эффективности уроков физической культуры в общеобразовательных школах.
Проведенные анализ и практическое испытание [1-5] позволяют рекомендовать следующий перечень критериальных характеристик качества проведения уроков физической культуры: общая и моторная плотность урока; продолжительность двигательной активности, способствующая решению образовательных задач физического воспитания в соответствии с сформулированными проективными установками данного процесса; необходимая интенсивность уроков физического воспитания, решающая проблему развития выносливости как важнейшей детерминанты, формирующей индивидуальносообразный уровень физической работоспособности младших школьников; пульсовая стоимость средств физического воспитания, традиционно и широко используемых на уроках в младших классах общеобразовательных школ.
Основными его отличиями от общепринятых методик являются: комплексирова-ние оценочной деятельности педагога, что соответствует одному из главных требований теории тестирования социальных явлений; объективизация оценочной информации по основаниям максимизации составляющих итогового результата, определяющего эффективность уроков физической культуры. Безусловно, предложенный оценочный подход не исчерпывает данную проблему и не отрицает возможность применения и других критериев. Вместе с тем результаты собственных исследований и изучение мнений специалистов физической культуры свидетельствуют о целесообразности его использования в практике физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
С позиций основной проблематики концепции необходимо отметить, что адекватная оценка эффективности уроков физической культуры приводит к возможности снижения уровня следующих педагогических рисков:
- возникновение ошибочных представлений о текущей и итоговой эффективности физического воспитания учащихся как главной негативной предпосылки формирования неправомерной многолетней идеологии стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса;
- несоответствующее как половозрастным групповым, так и индивидуальным мотивационным, физическим и двигательным возможностям детей планирование учебного материала во всем временном периоде в младшей школе, несущее серьезную потенциальную угрозу для жизни учащихся и возникновения случаев травматизма на уроках физической культуры;
- формирование у учащихся негативной мотивации к процессу физического воспитания как фактора, существенно снижающего эффективность учебновоспитательного процесса в общеобразовательной школе.
2. Приоритетное развитие выносливости, постуральной силы отдельных мышц и мышечных групп, координационных способностей учащихся.
В связи с необходимостью реализации данного условия следует отметить, что на протяжении многих десятилетий проективные установки государственных и авторских программ физического воспитания в общеобразовательных школах декларировали необходимость комплексного формирования личности учащихся. Вместе с тем, очевидно, что данный фундаментальный посыл не был подкреплен серьезными научно обоснованными рекомендациями по процессуальным аспектам данного процесса.
Предложенный нами подход к содержанию физического воспитания отличается от традиционных подходов по следующим параметрам:
- соотнесению содержания учебно-воспитательного процесса с основными есте-
ственнонаучными основами физического воспитания учащихся;
- опоре на фундаментальные особенности онтогенетического развития младших школьников и, прежде всего на феномен сенситивности данного возрастного отрезка к педагогическим и средовым воздействиям с целью развития выносливости, постуральной силы мышц и координационных способностей учащихся младших классов;
- учету международного опыта физического воспитания детей 7-10 лет, закрепленного в виде официального документа - рекомендаций Международного Олимпийского конгресса (Сеул, 1988) по составу, содержанию средств развития и поддержанию необходимого уровня двигательных качеств учащихся;
- конкретным экспериментально обоснованным рекомендациям процессуального характера, основанным на общедидактических принципах и по своей сути представляющим собой алгоритм деятельности педагогов по реализации проективных установок физического воспитания учащихся младших классов.
- Объективной аргументацией эффективности, а, следовательно, и целесообразности нашего подхода, являются результаты формирующих педагогических экспериментов в группах младших школьников [4-5], свидетельствующие о преимуществе детей из экспериментальных групп как мальчиков, так и девочек по суммарным показателям физической подготовленности по сравнению со своими сверстниками из контрольных групп, обучающимися по традиционным программам.
3. Соответствие физических нагрузок актуальному психическому и функциональному состоянию учащихся и их соразмерность с индивидуальными особенностями развития двигательной функции детей.
Данное условие полностью опирается на результаты многочисленных, в том числе и авторских исследований, позволивших сформулировать некоторые принципиальные установки планирования и управления процесса физической подготовки, а именно:
- детерминированность структуры содержания данного процесса консервативными (как правило, жестко генетически обусловленными) и лабильными (относительно легко реагирующими на средовые и педагогические воздействия) компонентами психофизиологической и морфофункциональной организации человека;
- обусловленность организации, содержания и технологических аспектов учебно-воспитательного процесса способностью и готовностью учащихся к восприятию и в конечном итоге освоению обучающей информации;
- разнообразность используемых средств развития основных физических качеств с преимущественным использованием подвижных игр, игровых и соревновательных методов проведения уроков физической культуры;
- индивидуализация процесса физического воспитания по различным критериям.
4. Перманентная коррекция учебно-воспитательного процесса.
Данное условие является по своей сути общепринятым и основывается на учете информации о динамике изменения содержательных и процессуальных характеристик процесса физического воспитания младших школьников, качественных признаков их физического состояния.
Содержательная и технологическая коррекция учебно-воспитательного процесса обусловлена следующими обстоятельствами:
- отбором средств физической подготовки с учетом специфики тренировочной (учебной) нагрузки и знания характера энергетических затрат при ее выполнении, позволяющих достаточно эффективно планировать содержание и методику проведения уроков физической культуры;
- необходимостью упорядочения распределения средств физической подготовки в многолетнем цикле в соответствии с закономерностями естественного развития физического состояния детей;
- требованием изменения состава средств физической подготовки в соответст-
вии с ответными реакциями организма учащихся на тренировочные нагрузки;
- климатогеографическими особенностями региона проживания детей;
- необходимостью учета этно-региональных условий, т. е. возможности преломления общегосударственной образовательной политики в области физической культуры и спорта сквозь призму специфических условий региона, имеющего опыт традиции и национальные особенности физического воспитания подрастающего поколения.
Учетно-контрольная коррекция процесса физического воспитания обусловлена:
- наличием гендерных различий в качественных характеристиках физического состояния детей младшего школьного возраста;
- необходимостью использования различных шкал относительной оценки результатов тестирования физической подготовленности детей в зависимости от его целей.
И, наконец, рассматривая вопрос о необходимости коррекции учебновоспитательного процесса в соответствии с качественными особенностями физического состояния младших школьников, необходимо подчеркнуть важнейшие из этих показателей, влияющих на физическое совершенствование детей:
- состояние здоровья ребенка, его отнесение к основной или специальной медицинской группе;
- исходный уровень развития физических качеств; индивидуальную переносимость и способность к адаптации к тренировочным нагрузкам; особенности мотивации детей к составу средств и методов, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Антропова, Т. Бородкина, Л. Кузнецова [и др.] // Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С. 171-174.
2. Баранов, А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах : руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.
3. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А.Г. Ильин [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2005. -№ 2. - С. 4-7.
4. Виленская, Т. Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста : монография / Т.Е. Виленская. - М. : Советский спорт, 2009. - 280 с.
5. Виленская, Т. Е. Ценностная ориентация младших школьников в потребностях к физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 7. - С. 28-31.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема экологического образования специалистов по физической культуре с позиции их будущей профессиональной деятельности в экологических условиях мегаполисов. На основании самооценки выявляется готовность будущих педагогов по различным вопросам экологии физической культуры человека.