Научная статья на тему 'Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников'

Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛАБИЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИВНЫХ УСТАНОВОК / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL EDUCATION TEACHER / LEVEL OF MEDICAL BIOLOGICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виленская Татьяна Евгеньевна, Чернышенко Юрий Константинович

В статье изложены результаты многолетней экспериментальной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ по проблеме модернизации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виленская Татьяна Евгеньевна, Чернышенко Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Result of many years experimental work with junior pupils of general secondary schools are worded in the article represented. The article touches upon problems of organizationalinformative principles of modernization of studying -educational process in physical educational.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников»

студентов экспериментальной группы существенно повысился уровень общей психологической работоспособности в условиях высокой помехоустойчивости (в том числе физического утомления), что находит выражение в более качественном выполнении работы по отысканию чисел в «корректурной пробе» и объясняется совершенствованием адаптационных механизмов вегетативной сферы студентов. По индивидуальным данным повышение работоспособности отмечено у 60% студентов ЭГ, у отдельных из них продуктивность возросла на 25% и 40% по сравнению с исходной; у 12% студентов ЭГ концентрация внимания и работоспособность незначительно снизилась.

Для более полной характеристики результативности педагогического эксперимента и для обоснования эффективности разработанного курса участникам была предложена анкета, где в ответах на указанные вопросы должна была прозвучать субъективная оценка личностных изменений, произошедших в процессе занятий. Анализ ответов показывает, что у 64% студентов экспериментальной группы за время обучения повысился интерес к физической культуре и спорту, у 36% остался без изменения, тогда как у студентов контрольной группы - у 24% интерес повысился, у 28% снизился и у 48% остался без изменения. Вместе с тем, положительное влияние занятий почувствовали на себе все студенты без исключения (улучшилось самочувствие, ощутили эмоциональный подъем), реже, чем обычно, стали болеть 69% студентов. Однако оценить, повысилась ли общая работоспособность, не смогли 56% студентов экспериментальной группы.

Таким образом, в процессе формирования психофизической готовности к профессиональной деятельности студентов железнодорожного вуза складывается система профессиональных ценностей, в которых здоровье, физическая подготовка к профессиональной деятельности, целенаправленная двигательная активность занимают видное место, что способствует повышению интереса к информации, связанной с данным аспектом, увеличению показателей теоретической и физической подготовленности, а ответственное отношение к физической культуре характеризует общий уровень культуры человека, в том числе и профессиональной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 204 с.

2. Вербицкий, А.А. Менеджер в роли учителя: материалы к курсу «Психология и педагогика» / А.А. Вербицкий, А.Г. Чернявская. - 3-е изд. - М. : МИМ ЛИНК,

2001. - 100 с.

3. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / З. Гузеев. - М. : Народное образование, 2001. - 125 с.

4. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В. П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Евгеньевна Виленская, кандидат биологических наук,

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма» (КГУФКСТ)

Краснодар

Аннотация

В статье изложены результаты многолетней экспериментальной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ по проблеме модернизации учебновоспитательного процесса по физическому воспитанию.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная активность, лабильность проективных установок, интенсификация оздоровительных детерминант, непрерывность и преемственность составляющих процесса физического воспитания, приоритет личности ребенка.

NEW APPROACHES TO THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN JUNIOR

SCHOOLCHILDREN

Tatyana Evgenevna Vilenskaya, the candidate of biology sciences,

Jury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, the professor, The Kuban state university of physical training, sports and tourism

Krasnodar

Abstract

Result of many years experimental work with junior pupils of general secondary schools are worded in the article represented. The article touches upon problems of organizational- informative principles of modernization of studying -educational process in physical educational.

Keywords: professional competence, special medical group, physical education teacher, level of medical - biological knowledge.

Российская общественность большое значение придает проблеме сохранения и улучшения состояния здоровья детей и подростков [13].

По мнению многих ученых, в процессе физического воспитания младших школьников специфическое значение двигательной активности как фактора, обусловливающего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического становления детей, учитывается недостаточно [1, 3, 5].

Разработанная на основе результатов многолетних исследований концепция оздоровления в процессе физического воспитания младших школьников является документом, в котором представлен алгоритм коррекции всех составляющих учебного процесса на основе реализации следующих принципов:

- Принцип лабильности проективных установок многолетнего процесса физического воспитания, синтезирующий международный и отечественный научнотехнологический опыт интенсивного и индивидуально обусловленного сохранения и преумножения здоровья подрастающего поколения. Реализация данного принципа предполагает значительную коррекцию многих аспектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, к основным из которых относятся:

а) изменение взглядов на содержание физического воспитания младших школьников, предполагающего интенсивное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся;

б) повышение качества оценивания эффективности физического воспитания как основы для проектировочной деятельности учителей физической культуры.

- Принцип интенсификации оздоровительных детерминант физического воспитания по сути обобщающий фундаментальные установки, способствующие качественному повышению оздоровительной компоненты данного процесса.

Организационно-методические условия реализации этого принципа должны обеспечивать два важнейших аспекта:

1) разработку научно-методических основ процесса оздоровления младших школьников и, как следствие, совершенствование программно-содержательных и технологических подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров в области физической культуры и спорта;

2) формирование новой идеологии процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам (СМГ).

Дальнейшее углубление научно-методической проработанности изучаемой проблемы создает предпосылки для совершенствования процесса профессиональной подготовки учителей физической культуры и способствует повышению уровня их

специализированной компетентности по медико-биологическим основам физического воспитания младших школьников [2, 4, 7, 8, 9]. При этом считаем необходимым разработку алгоритма включения результатов многочисленных исследований в содержание соответствующих учебных планов. Не вдаваясь в детализированное изложение необходимых шагов в этом направлении, в качестве одного из возможных вариантов можно предложить:

- дальнейшая дифференциация в квалификационных характеристиках общественно значимых видов деятельности специалистов физической культуры с акцентом на оздоровительную профессиональную функцию выпускников ссузов и вузов;

- введение в содержание блоков общепрофессиональных дисциплин ГОСов направления «Физическая культура» (бакалавриат) и специальности «Физическая культура и спорт» новой интегративной дисциплины «Медико-биологическое обеспечение процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ».

Решение проблемы формирования новой идеологии физического воспитания детей 7-10 лет, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ обусловливает, прежде всего, коррекцию взглядов педагогической и медицинской общественности на фундаментальные его основания и предполагает понимание специалистами следующих основных положений:

а) физическое воспитание здоровых учащихся младших классов общеобразовательных школ и детей, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, строится на единых фундаментальных основах, предполагающих освоение детьми интеллектуальных ценностей физической культуры; формирование у них необходимой позитивной мотивации к физическому совершенствованию; развитие физического и двигательного потенциала [6, 14];

б) проективные установки физического воспитания и тех и других учащихся идентичны;

в) технологические особенности процесса физического воспитания детей 7-10 лет как из основной, так и СМГ, характеризуются ярко выраженным деятельностным характером;

г) содержание физического воспитания младших школьников во многом лимитировано результатами проведенного нами биомеханического анализа упражнений, предлагаемых различными программами и пособиями, свидетельствующими о нецелесообразности использования до 16% средств различных видов спорта в связи с повышенным риском получения учащимися травм;

д) учетно-контрольные технологии в ходе физического воспитания всех категорий младших школьников должны строиться по единому алгоритму, предполагающему использование в качестве основных критериев оценки физической подготовленности учащихся индивидуальные нормы и значения темпов прироста.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что основные идеологические оттенки физического воспитания школьников 7-10 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной и СМГ, не отличаются и направлены на достижение единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры учащихся.

При реализации принципа непрерывности и преемственности основных составляющих процесса физического воспитания младших школьников, необходимо отметить два обстоятельства.

Во-первых, все более актуальной становится проблема организации круглогодичной двигательной деятельности младших школьников в связи с установленными тенденциями стагнации характеристик физической подготовленности как по мере взросления детей в многолетнем цикле обучения в младшей школе, так и в каникулярные периоды.

Во-вторых, углубленная реализация данного принципа предполагает необходимость обеспечения действенной преемственности программ многолетнего процесса

физической подготовки младших школьников.

И, наконец, рассматривая условия, способствующие эффективной реализации принципа приоритета личности ребенка, необходимо обратить внимание на следующие моменты, дополняющие содержательную часть этой проблемы:

1. Условия необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся тесно взаимосвязаны с вопросами дифференциации подходов к обучению школьников.

2. Важнейшее значение в контексте оздоровления младших школьников имеет аспект гуманизации процесса физического воспитания, предполагающий:

- восприятие феномена физической культуры как явления, объединяющего в единое целое социальное и биологическое в развитии человека [12];

- обязательный учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся [10];

- реализацию общепедагогической закономерности «зоны ближайшего развития ребенка» на основе систематического повышения уровня развития основных физических качеств и сложности решаемых двигательных задач.

Обсуждая проблему физического воспитания младших школьников, мы отмечали идентичность основных аспектов учебно-воспитательного процесса (проективных установок, содержательно-технологических и учетно-контрольных составляющих) для детей, отнесенных по состоянию здоровья, как к основной группе, так и к СМГ. Вместе с тем очевидно, что учащиеся из СМГ имеют более низкие абсолютные значения основных параметров физической и двигательной подготовленности [11]. Сложившаяся ситуация приводит к практически полному отстранению данной категории школьников от участия во внеклассной и внешкольной организованной физкультурно-спортивной деятельности, что в значительной мере снижает возможности средств физической культуры в контексте физического воспитания и оздоровления школьников.

По нашему мнению целесообразна организация системы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, включая в нее не только спортивные соревнования, но и олимпиады по теоретико-методическим аспектам физической культуры и спорта. Еще одной перспективной формой вовлечения этих детей в физкультурно-оздоровительную деятельность является их участие в работе по обслуживанию спортивных соревнований, разработке дополнительного спортивного инвентаря, изготовлению простейших наглядных пособий.

Полученные научные факты и аргументы, а также экспериментально обоснованные рекомендации, безусловно, не исчерпывают полностью проблему повышения качества процесса физического воспитания в общеобразовательных школах, в контексте оздоровления учащихся младших классов.

Вместе с тем на основе внедрения в учебный процесс общеобразовательных школ основных положений разработанной теоретико-методологической концепции можно уже сейчас достичь значительного улучшения качества процесса формирования физической культуры учащихся младших классов общеобразовательных школ и, следовательно, результативности их учебной и повседневной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристова, Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта (теоретические проблемы социальной политики. Особености государственного регулирования) = State Politics in Physical Culture and Sport Area (Theoretical Problems of Social Politics. Peculiarities of Governmental Control) / Аристова Л.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 5. - С. 2-8.

2. Базарный, В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного

процесса / В.Ф. Базарный. - Сергиев Посад : [б.и.], 1995. - 32 с.

3. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде (истоки, подходы к профилактике) / В. Ф. Базарный. - Сергиев Посад : [б.и.], 1995. - 42 с.

4. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры.-

2002. - № 3. - С. 2-4.

5. Баранов, А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах : руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М. : Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.

6. Вельтищев, Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1. - С. 5-9.

7. Возрастная динамика физических качеств при различных двигательных режимах / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова [и др.] // Природа. Общество. Человек : вестник Южно-рос. отделения междунар. акад. наук высш. шк. - Краснодар, 1996. - № 1 (4). - С. 22 - 24.

8. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка : психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -144 с. : ил.

9. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Антропова, Т. Бородкина, Л. Кузнецова [и др.] // Народное образование. - 1998. - № 9/10. - С. 171-174.

10. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада / авт.-сост. М.Н. Клюева. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 79 с. - (Корригирующая гимнастика).

11. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А.А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А.Г. Ильин, В.Р. Кучма // Российский педиатрический журнал.

- 2005. - № 2. - С. 4-7.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Дмитрий Николаевич Давиденко, доктор биологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, (СПбГПУ), Павел Сергеевич Горулёв, доктор педагогических наук, профессор, Башкирский институт физической культуры, (БИФК), г. Уфа

Сергей Викторович Скляров, преподаватель,

Белгородский государственный университет, (БелГУ),

Владимир Германович Соколов, кандидат педагогических наук, профессор, Марийский государственный технический университет,(МарГТУ)

г. Йошкар-Ола,

Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты мониторинга реализации в университетах гуманитарного и технического профиля учебной дисциплины «Физическая культура», проведённого по показателям материально-технической оснащённости кафедр, уровня физической подготовленности, состояния соматического здоровья студентов различных курсов обучения и их отношения к ценностям физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.