Научная статья на тему 'НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УРБАНИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УРБАНИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ФАКТОРЫ / ЭКОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюкин А.В., Понимасов О.Е., Габов М.В., Рыжкин Н.В.

Цель исследования - выявить возможности эколого-дидактической среды в нейтрализации и купировании неблагоприятных урбанизированных факторов средствами физического воспитания студентов. Методика и организация исследования. Средствами инструментального контроля биометрических и компетентностных показателей физической подготовленности и экологических стандартов жизнедеятельности 63-х студентов (45-ти девушек и 19-ти юношей) в возрасте 20±0,4 года проверена эффективность разработанной прогностической модели физического воспитания. Результаты исследования и выводы. Установлена высокая эффективность эколого-дидактической среды вуза в решении образовательных задач физического воспитания за счет интеграции всех компонентов программно-операционного потенциала обучения. Многостороннее негативное воздействие неблагоприятных урбанизированных факторов, включая антропогенное воздействие окружающей социальной и образовательной среды, снижает уровень воспроизводства адаптивных ресурсов, формирование образовательных компетенций студентов. Отмечен рост интегрального индекса здоровья, нормированных показателей физической активности, массовости самостоятельных оздоровительных занятий физической культурой, улучшение взаимодействия участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюкин А.В., Понимасов О.Е., Габов М.В., Рыжкин Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-DIDACTIC UNIVERSITY ENVIRONMENT TO NEUTRALIZE ADVERSE URBAN FACTORS

Objective of the study was to identify the possibilities of eco-didactic environment in neutralizing the effects of adverse urban factors on students by means of physical education. Methods and structure of the study. The effectiveness of the developed predictive physical training model was tested using the tools for instrumental monitoring of biometric and competency-specific indicators of physical fitness and environmental standards of activity in 63 students (45 girls and 19 boys) aged 20±0.4 years. Results and conclusions. The eco-didactic university environment was proved highly beneficial for solving the physical education tasks through the integration of all components of the program-operational potential of education. Multiple negative effects of adverse urban factors, including man-caused impact of the social and educational environments, reduce the level of adaptive reserve replacement and the formation of educational competences in students. There was an increase in the integral health index, norm-based physical activity rates, number of independent recreational activities, as well as improvement in the interaction of the educational process actors. The operational integrity of the eco-didactic physical training model stimulates the growth of the eco-recreational competencies of students.

Текст научной работы на тему «НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УРБАНИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

нейтрализация неблагоприятных урбанистических факторов средствами эколого-дидактической среды вуза

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.06.2021 г.

Информация для связи с автором: av_zyukin@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор А.В. Зюкин1

Доктор педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов1

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Габов1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Рыжкин2

1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

2Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

eco-didactic university environment to neutralize adverse urban

factors

Dr. Hab., Professor A.V. Zyukin1 Dr. Hab., Associate Professor o.E. Ponimasov1 PhD, Associate Professor M.V. Gabov1 PhD, Associate Professor N.V. Ryzhkin2

1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg 2Don State Technical University, Rostov-on-Don

Аннотация

Цель исследования - выявить возможности эколого-дидактической среды в нейтрализации и купировании неблагоприятных урбанизированных факторов средствами физического воспитания студентов. Методика и организация исследования. Средствами инструментального контроля биометрических и компетентностных показателей физической подготовленности и экологических стандартов жизнедеятельности 63-х студентов (45-ти девушек и 19-ти юношей) в возрасте 20±0,4 года проверена эффективность разработанной прогностической модели физического воспитания.

Результаты исследования и выводы. Установлена высокая эффективность эколого-дидактической среды вуза в решении образовательных задач физического воспитания за счет интеграции всех компонентов программно-операционного потенциала обучения. Многостороннее негативное воздействие неблагоприятных урбанизированных факторов, включая антропогенное воздействие окружающей социальной и образовательной среды, снижает уровень воспроизводства адаптивных ресурсов, формирование образовательных компетенций студентов. Отмечен рост интегрального индекса здоровья, нормированных показателей физической активности, массовости самостоятельных оздоровительных занятий физической культурой, улучшение взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: физическое воспитание, неблагоприятные урбанизированные факторы, эколого-дидактическая среда.

Abstract

Objective of the study was to identify the possibilities of eco-didactic environment in neutralizing the effects of adverse urban factors on students by means of physical education.

Methods and structure of the study. The effectiveness of the developed predictive physical training model was tested using the tools for instrumental monitoring of biometric and competency-specific indicators of physical fitness and environmental standards of activity in 63 students (45 girls and 19 boys) aged 20±0.4 years.

Results and conclusions. The eco-didactic university environment was proved highly beneficial for solving the physical education tasks through the integration of all components of the program-operational potential of education. Multiple negative effects of adverse urban factors, including man-caused impact of the social and educational environments, reduce the level of adaptive reserve replacement and the formation of educational competences in students. There was an increase in the integral health index, norm-based physical activity rates, number of independent recreational activities, as well as improvement in the interaction of the educational process actors. The operational integrity of the eco-didactic physical training model stimulates the growth of the eco-recreational competencies of students.

Keywords: physical training, adverse urban factors, eco-didactic environment.

Введение. Формирование компетенций здорового образа жизни студентов предполагает не только овладение индивидуальными здоровьесберегающими технологиями, но создание и развитие соответствующей образовательной среды, основанной на коллективных методах экологического поведения и общественной санитарно-экологической безопасности в условиях негативных урбанистических факторов современных мегаполисов. Феноменологическими дескрипторами современной образовательной деятельности является редукция уровня физической подготовленности молодежи, стремительное снижение витальной физической

активности учащихся, эскалация патогенных предпосылок к развитию эпидемиологических заболеваний [3, 6].

Изучение негативных тенденций развития социо-об-разовательной ситуации позволяет выдвинуть гипотезу, что формирование эколого-дидактической среды, как им-муннозащитной характеристики реализации современных образовательных технологий, создаст предпосылки для улучшения учебных показателей, редуцирования заболеваемости, нейтрализации влияния абиотических факторов мегаполисов, капитализации познавательного потенциала студентов [2, 4].

№10 • 2021 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О си .с Н

Цель исследования - выявить возможности эколого-ди-дактической среды в нейтрализации и купировании неблагоприятных урбанизированных факторов средствами физического воспитания студентов.

Методика и организация исследования. Проверка выдвинутой гипотезы проводилась на основе системного подхода, сосредоточенного на интегрированном формировании социодидактических норм и ценностей оздоровительно-экологического образа жизни.

Ресурсные возможности эколого-дидактической среды реализовывались посредством разработанной прогностической модели физического воспитания, направленной на повышение физической подготовленности через освоение студентами эколого-оздоровительных компетенций [1, 5].

Цель эколого-дидактической модели физического воспитания заключалась в управлении основными и вспомогательными процессами формирования образовательных компетенций оздоровительно-экологического поведения.

Проектными условиями продуктивности модели рассматривались: кумуляция воздействия организационных форм эколого-оздоровительной направленности; аффилиация студентов в экологические процессы жизнедеятельности; достижение образовательных результатов физического воспитания в благоприятной дидактической среде вуза; снижение негативного влияния факторов антропогенного свойства; повышение неспецифической резистентности организма обучаемых на основе адаптации к физической нагрузке; формирование мотивации к экологическим нормам жизнедеятельности.

К операционным инструментам реализации модели относились рекреационные занятия физической культурой на открытом воздухе, элективные оздоровительно-спортивные мероприятия, поляризация физической нагрузки с целью управления скоростью и характером реагирования на изменение тренирующих параметров, досуговая деятельность в преимущественно аэробном режиме.

Мониторинг эффективности воздействия эколого-ди-дактической среды проводился на основе биометрических и компетентностных репликаторов, отражающих процессуальную и результатную сторону инновационности разработанной модели физического воспитания.

В ходе исследования проведено тестирование физических кондиций и компетенций экологических стандартов жизнедеятельности 63 студентов (45-ти девушек и 19-ти юношей) 20±0,4 года. Репрезентативность контрольной и экспериментальной группы обеспечивалась их принадлежностью к одному учебному подразделению и основной группе здоровья для занятий по физической культуре. При реализации физического воспитания студентов контрольной группы использовались стандартные образовательно-развивающие технологии.

Результаты исследования и их обсуждение. Проверка рабочей гипотезы проводилась по базовым контрапунктам теории управления: организации эколого-дидактической модели физического воспитания, планирования физкуль-турно-спортивных образовательных мероприятий, нормирования показателей физической активности, координации деятельности субъектов и объектов управления, стимулирования мотивации студентов, контролю результатов физического воспитания и регулированию процессов взаимодействия участников образовательного процесса.

Содержание эколого-дидактической модели физического воспитания, сосредоточенное на интеграции двигательного, образовательного и оздоровительного модулей овладения эколого-оздоровительными компетенциями, определило приоритет в достижении целей в кратчайшие временные сро-

ки. На это указывает рост интегрального индекса здоровья по Опанасенко и улучшение метаболического обмена у 92,6 00 участников исследования (+0,82). Вершинные значения физиологических показателей связаны с наполняемостью оздоровительных секций на 12,6 % (+0,72) и снижением уровня возникновения простудных заболеваний на 8,4 0% (-0,65).

Планирование физкультурно-спортивных образовательных мероприятий, сфокусированное на достижении операционной целостности эколого-дидактической среды вуза, обеспечило автокатализ физического совершенствования синхронизированно с овладением эколого-оздоровительны-ми компетенциями студентов. Функциональные перестройки организма студентов, проявившиеся в улучшении показателей в беге на 3000 м на 4,8 % до 672,3±28,4 с и поднимании туловища из положения лежа в положение сидя на 6,8 % до 68,7 раза, связаны с улучшением способности к проведению самоконтроля и интерпретации его результатов на 12,8 00 до 4,6±0,8 балла (+0,67).

Параметрическое нормирование показателей физической активности преимущественно в аэробном режиме комплексной направленности стимулировало рост метаболизирую-щей массы мышц, что с успехом реализовывалось в проявлении скоростно-силовых качеств студентов. В беге на 100 м показатели выросли на 14,6 00 до 13,8±1,4 с; в выполнении прыжка в длину с места - на 16,7 00 до 232,8±13,7 см. Увеличение данных показателей оказалось связанным с возрастанием массовости самостоятельных оздоровительных занятий физической культурой на 26,8 00 (+0,54).

Шаги по координации деятельности субъектов и объектов управления синтезировали предпосылки диверсификации организационного функционала эколого-дидактической модели физического воспитания. Вовлечение студентов в процесс физического совершенствования, в том числе в качестве руководителей занятий, способствовало повышению методических навыков, в частности, в составлении плана самостоятельных оздоровительных занятий на 16,3 00 до 4,3±0,4 балла (+0,63).

Формирование мотивации к овладению экологическими стандартами жизнедеятельности сопровождалось повышением показателя САН на 22,5 00 до 52,4±1,4 балла (+0,52). Наблюдаемая тенденция к активизации испытуемых основывается на снижении воздействия негативных абиотических факторов в процессе системных занятий, генерирующих оздоровительные эффекты за счет инклюзии естественных природных факторов.

Применение в качестве универсального критерия контроля при реализации эколого-дидактической модели прогностических параметров оздоровительно-развивающего физического воспитания оказало стимулирующее воздействие на автокатализ физического развития, получение экологических знаний и повышение умственной и физической работоспособности студентов. Улучшение психомоторики проявилось в снижении РДО на 18,4 00 до 0,08±0,01 с; нарастании темпа движений в первые 10 с в теппинг-тесте с последующим незначительным снижением до исходного уровня. Проявленная связь между улучшением психометрических показателей и результатов обучения свидетельствует о развивающих свойствах эколого-дидактической модели физического воспитания.

Регулирование процессов взаимодействия участников образовательного процесса, сосредоточенное на двустороннем проектировании коммуникативных связей, привело к развертыванию вариативности в решении многокритериальных эколого-образовательных задач. В основе кадрового функционала преобладал технологический компонент, позволяющий гибко реагировать на изменение внешних и внутренних усло-

108

http://www.teoriya.ru

№10^ 2021 Октябрь | ОсЬЬег

в поисках нового прорыва

вий реализации эколого-дидактической модели физического воспитания.

Выводы. Моделирование эколого-дидактической среды при реализации физического воспитания обладает высокой эффективностью в формировании двигательных кондиций и ценностных здоровьесберегающих стандартов жизнедеятельности студентов. Синхронизация параметрической алгоритмизации нагрузки оздоровительно-развивающей направленности с универсальными образовательными алгоритмами стимулирует рост эколого-оздоровительных компетенций за счет операционной целостности эколого-дидак-тической модели физического воспитания.

Литература

1. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 3. - С. 51-53.

2. Болотин А.Э. Дифференцированная подготовка пловцов-марафонцев к соревнованиям на открытой воде с учетом типов энергетического метаболизма / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, К.Я. Ван Цвиетен и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 10. - С. 37-39.

3. Григорьев В.И. Антропоцентрические императивы проектного управления элективной физической культурой / В.И. Григорьев, Ю.А. Дубровская, А.Б. Маховиков // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3. - С. 46-48.

4. Григорьев В.И. Эффективность балльно-рейтингового контроля физического воспитания студентов на основе проектно-ориен-тированной платформы / В.И. Григорьев, О.Е. Пискун, В.С. Васильева и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 41-43.

5. Григорьев В.И. Комплексное применение средств физической культуры студентов в преодолении энтропии SARS-COV-2 /

В.И. Григорьев, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 3. - С. 21-23.

6. Зюкин А.В. Контроль периферической гемодинамики пловцов категории Masters / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, А.Э. Болотин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 12. - С. 67-69.

References

1. Bolotin A.E., Piskun O.E., Pogodin S.N. Osobennosti upravleniya sportivnoy rabotoy so studentami v vuzakh s uchetom ikh tsennostno-motivatsionnoy orientatsii [Special features of sports management for university students with regard to their valuemotivational orientation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. no. 3. pp. 51- 53.

2. Bolotin A.E., Bakaev V.V., Zwieten K.J., et al. Differentsirovannaya podgotovka plovtsov-marafontsev k sorevnovaniyam na otkryitoy vode s uchetom tipov energeticheskogo metabolizma [Differentiated sports training of marathon swimmers for open water competitions based on types of energy metabolism]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 10. pp. 37-39.

3. Grigoriev V.I., Dubrovskaya Y.A., Makhovikov A.B. Antropotsen-tricheskie imperativy proektnogo upravleniya elektivnoy fiziches-koy kulturoy [Anthropocentric imperatives of project management of elective physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 46-48.

4. Grigoriev V.I., Piskun O.E., Vasilieva V.S. et al. Effektivnost ballno-reytingovogo kontrolya fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove proektno-orientirovannoy platformy [Effectiveness of point-rating system for university physical education monitoring based on project-oriented platform]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. no.1. pp. 41-43.

5. Grigoriev V.I., Gromov M.M., Kovalenko A.I. Kompleksnoe primenenie sredstv fizicheskoy kultury studentov v preodolenii entropii SARS-COV-2 [Multiple use of physical education means and methods to reduce entropy of sars-cov-2]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. no 3. pp. 21-23.

6. Zyukin A.V., Ponimasov O.E., Bolotin A.E. et al. Kontrol periferiches-koy gemodinamiki plovtsov kategorii Masters [Control of peripheral hemodynamics in master swimmers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 67-69.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

критерии улучшения менеджмента подготовки пловцов высокого класса

Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Рябчук1 В.С. Лебанин1

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Ляшенко2 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Соколов2

1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург 2Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

УДК/UDC 796:658

Ключевые слова: критерии, менеджмент, пловцы высокого класса, подготовка к соревнованиям.

Введение. Подготовка пловцов к соревнованиям - многоуровневый разносторонний процесс, включающий множество аспектов [1], от физической и психологической подготовки до медико-биологического обеспечения и восстановительных процедур [2]. Все это эффективно работает при правильно выстроенном менеджменте.

Цель исследования - определить основные критерии улучшения менеджмента подготовки пловцов высокого класса к соревнованиям.

Методика и организация исследования. С целью выявления критериев улучшения менеджмента подготовки пловцов высокого класса к соревнованиям были проанализированы вопросы управления и регулирования тренировочного процесса, а также результаты выступлений сборной команды пловцов на олимпийских играх. В рамках исследования проведено анкетирование тренеров и действующих профессиональных спортсменов уровня сборной команды. Более 66 % опрошенных считают, что главный тренер не должен выполнять обязанности менеджера помимо своих.

TRAINING MANAGEMENT IMPROvING CRITERIA IN ELITE Swimming

PhD, Professor V.V. Ryabchuk V.S. Lebanin1

PhD, Associate Professor o.V. lyashenko2 PhD, Associate Professor N.G. Sokolov2 1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg 2Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg

Поступила в редакцию 20.07.2021 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент позволяет сформулировать основные современные критерии повышения менеджмента подготовки пловцов высокого класса к соревнованиям различного уровня:

- изменение основных функций менеджера - главного тренера сборной;

- маркетинговая популяризация плавания как вида спорта;

- использование современных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса и анализа результатов выступлений сборной команды на соревнованиях.

Вывод. Результаты выступления на соревнованиях пловцов высокого класса зависят в том числе от эффективности менеджмента, который в России имеет большой потенциал для роста и развития.

Литература

1. Понимасов О.Е. Исследование косвенных показателей работоспособности пловцов / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 1. - С. 71-72.

2. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2015. - 820 с.

Информация для связи с автором: ryabchuk-vv@yandex.ru

№10 • 2021 Октябрь I October http://www.teoriya.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.