Научная статья на тему 'Нейросетевая модель стратегии управления санаторно-курортным и туристским комплексом в Российской Федерации'

Нейросетевая модель стратегии управления санаторно-курортным и туристским комплексом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ УСЛУГИ / ИСКУССТВЕННАЯ НЕЙРОННАЯ СЕТЬ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАВНОВЕСИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышловой Игорь Николаевич

В современном мире использование нейросетевых моделей активно внедряется во все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и сферу менеджмента санаторно-курортной и туристической индустрии. В настоящей статье автор выделяет две наиболее актуальных для рассматриваемой сферы проблемы и способы их решения при помощи нейросетевых моделей стратегии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейросетевая модель стратегии управления санаторно-курортным и туристским комплексом в Российской Федерации»

Нейросетевая модель стратегии управления санаторно-курортным

и туристским комплексом в Российской Федерации Neural network model of the strategy of management of a sanatorium and tourist complex in the Russian Federation

Дышловой Игорь Николаевич Dyshlovoi Igor Nikolaevich доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

dintur@mail.ru

Аннотация: В современном мире использование нейросетевых моделей активно внедряется во все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и сферу менеджмента санаторно-курортной и туристической индустрии. В настоящей статье автор выделяет две наиболее актуальных для рассматриваемой сферы проблемы и способы их решения при помощи нейросетевых моделей стратегии управления.

Annotation: In the modern world, the use of neural network models is being promoted in all spheres of human activity, including the management of sanatorium and tourist industry. In this article the author identifies the two most relevant to this scope of problems and their solutions with the help of neuronet models of management strategy.

Ключевые слова: туризм, санаторно-курортные услуги, искусственная нейронная сеть, антикризисное управление, равновесие спроса и предложения.

Key words: tourism, services of sanatoriums and resorts, artificial neural network, crisis management and balance of supply and demand

Введение. Создание в Российской Федерации современного санаторно-курортного комплекса, реализующего свой потенциал в целях развития

лечебно-оздоровительных местностей и курортов как территорий, эффективного использования природных лечебных ресурсов, развития лечебной базы, продвижения и создания комфортных условий для пациентов и отдыхающих, реализация потенциала Российской Федерации, как дестинации оздоровительного туризма [1], являются главной целью стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, обсуждение которой в настоящее время проходит на самом высоком государственном уровне, что подтверждает актуальность исследования.

Для последних двух десятилетий для санаторно-курортного и туристского комплекса Российской Федерации характерно резкое четырехкратное сокращение численности объектов, что обусловлено падением спроса среди населения на предоставляемые услуги. Падение спроса, в свою очередь, обусловлено ценовой политикой отечественных санаториев и туристических центров, которые в этом плане во многом проигрывают зарубежным конкурентам. Также заграничные санаторно-курортные и туристические комплексы выгодно отличаются от российских системами питания и досуговых программ, что не может не влиять на выбор потребителей санаторно-курортных и туристических услуг.

В последнее время рынок санаторно-курортных и туристских услуг в Российской Федерации претерпевает значительные трансформации. Связано это, в основном с геополитическими и экономическими факторами. В свете событий последних лет, среди которых и санкционная политика, и страшные теракты, и снижение покупательской способности граждан рынок санаторно-курортных и туристских услуг в Российской Федерации переориентировался на внутренний рынок. Однако сказать о том, что трансформации в данный момент завершены, не представляется возможным. Рынок санаторно-курортных и туристских услуг - один из самых динамичных, а потому чутко отзывается на малейшие изменения внешней среды. В этих условиях выбор неверной стратегии управления может стоить предприятию не только доли на рынке, но и вообще - права на существование. В данном случае на

помощь могут прийти нейросетевые модели стратегии управления санаторно-курортным и туристским комплексом в Российской Федерации.

Основной раздел. Нейросетевые модели стратегии управления санаторно-курортным и туристским комплексом в Российской Федерации может использоваться в различных сферах:

- в управлении технологическими процессами и финансовыми потоками;

- в предсказании поведения рынков;

- в предсказании банкротств (что очень актуально для отечественных туристических фирм);

- в оценке стоимости недвижимости;

- в автоматическом рейтинговании;

- в оценке кредитоспособности;

- в прогнозировании курса валют;

- в решении аналитических, исследовательских, прогнозных задач, связанных с обширными информационными потоками;

- в сочетании различных оздоровительных услуг для конкретного человека (что особенно актуально для санаторно-курортных комплексов) [2].

На рынке коммерческих программных продуктов наряду с аналитическими инструментами нового поколения, основанными на применении логики нечётких множеств - от электронных таблиц (Fuzzy Са1с) до экспертных систем (Cabi Са1с) корпорации Hyper Jodic (США), всё больший интерес для управленческой деятельности представляют аналитические информационные технологии, основанные на использовании искусственных нейронных сетей, что и обуславливает актуальность тематики исследования нейросетевых моделей стратегий управления.

Под искусственными нейросетями нами подразумеваются вычислительные структуры, состоящие из большого количества однотипных элементов, каждый из которых выполняет относительно простые функции. Процессы в искусственных нейросетях иногда ассоциируют с процессами,

происходящими в нервной системе живых организмов. Бурно развивающиеся в последние годы нейросетевые модели предназначались в начале в основном для решения задач классификации, кластеризации и распознавания образов, но дальнейшее развитие данного направления значительно расширило сферу применения нейросетевого подхода, и он начал применяться, в частности, в задачах управления [3].

Искусственный нейрон, или просто нейрон, назван так по аналогии с биологическим прототипом. Один нейрон работает следующим образом: на его вход поступает набор входных сигналов, нейрон суммирует входные сигналы и генерирует выходной, который направляется либо в другие нейроны, либо на выход сети.

Искусственный нейрон обычно имеет п входов х1, х2, ..., хп и один выход z, а его математическая модель описывается соотношениями:

в = Е>, X , Ь 1 (1.1) 7=Р(8),

где w1, w2, ..., wn- весовые коэффициенты;

Ь - постоянное смещение;

Б^) - функция активации, или передаточная функция нейрона [4] .

В рамках данной работы будут рассмотрены наиболее актуальные сферы применения нейросетевых моделей стратегий управления: в антикризисном управлении для туристических фирм и сочетании различных оздоровительных услуг для конкретного человека в отношении санаторно -курортных комплексов.

Стратегия управления санаторно-курортным и туристическим комплексом включает в себя несколько этапов, отраженных на рисунке 1. Наиболее важным представляется первый этап исследования рынка, когда необходимо исследовать первоначально интересующий целевой сегмент рынка и исследовав его характеристики. В качестве инструментов на данном этапе используются специальные маркетинговые исследования, в частности, сегментирование потребителей, определение характеристик рынка, а также

отчеты службы сбыта, пресса и другие возможные источники информации.

Анализ среды

Определение миссии, целей и задач

Выбор стратегии

Выполнение стратегии

Оценка и контроль выполнения

Рисунок 1 - Этапы реализации стратегии развития

Показателями для определения миссии, целей и задач и, следовательно, выбора стратегии, в данном случае выступают количественные и качественные показатели. К первой категории можно отнести потенциал рынка санаторно-курортных и туристических услуг, его объем, уровень насыщенности, включая зарубежных конкурентов, эластичность, темпы роста, стабильность и пр. Качественные показатели для определения миссии, целей и задач и, следовательно, выбора стратегии представляют структура потребностей клиентов, мотивы покупки услуги, вид процесса покупки, способы получения информации потребителем, сложившиеся предпочтения и пр.

Особенно актуальным проведение подобных исследований становится в период кризиса. Антикризисное управление является частью системы управления предприятием, которая охватывает систему управленческих мер по диагностике, предварению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Задачи антикризисного управления заключаются в прогнозировании предкризисных ситуаций, что

является довольно сложным процессом, поскольку необходимо определить перечень возможных кризисных явлений (внешней и внутренней среды предприятия), с которыми может столкнуться предприятие в будущем.

Тенденция к нарастанию неопределенности среды бизнеса все чаще приводит к возникновению новых нетипичных для системы управления ситуаций, а следовательно увеличивает риск наступления кризисных ситуаций. Именно поэтому система управления предприятием должна учитывать возможность их наступления на основе применения различных методов прогнозирования, в частности:

- качественных неформальных методов (метода экспертных оценок, анализа данных проведенного бенчмаркинга);

- количественных методов (казуального моделирования, анализа временных рядов).

В сфере туризма антикризисное управление требует особого внимания со стороны общекорпоративной управленческой стратегии, поскольку туристическая сфера находится в значительно большей зависимости от возможного риска наступления природных, экологических, социальных и политических кризисов, чем другие отрасли национальной экономики.

Также использование нейросетевых моделей стратегий управления может использовать в экономическом обосновании антикризисных программ. При этом важно четко определить внешние и внутренние причины возникновения кризисных ситуаций. Внешние причины возникновения кризиса обусловлены системой взаимосвязей туристического предприятия с другими субъектами национальной экономики. Так, к ним относят общественно-экономические факторы (инфляция, нестабильность налоговой системы, недостаточное развитие инфраструктуры в разрезе отдельных туристических регионов, снижение уровня доходов населения, рост безработицы, политико-правовую нестабильность, усиление таможенных формальностей и т.п.); рыночные факторы (нестабильность валютного рынка, монополизация рынка иностранными туроператорами,

фрагментарность туристического рынка и т.п.); другие причины (природно-климатические изменения, экологические перегрузки туристических дестинации, угрозы санитарно-эпидемиологического характера и т.д.) [5].

Внутренние причины возникновения кризиса напрямую связаны с деятельностью предприятия и с точки зрения управления являются управляемыми. К ним можно отнести причины, связанные собственно с системой управления предприятием (конфликты и противоречия руководства, отсутствие динамики системы управления, высокий уровень коммерческого риска на стадии вхождения на рынок, что впоследствии может помешать рыночной росту, недостаточная осведомленность реальной рынка, слабая маркетинговая система и т.п.); производственные причины (физическое и моральное старение техники и технологий, низкая производительность труда); финансовые причины; кадровые причины (особенно актуальна группа причин в туризме, поскольку лояльность к туристическому продукту прямо пропорционально определяется качеством туристического обслуживания и т.д.) [6].

Использование нейросетевых моделей управления туристским комплексом может способствовать определению методов и инструментов управления в условиях кризиса, дифференциации технологий управления (прежде всего применении инновационных) по анализу и оценке кризисных ситуаций с целью принятия релевантных управленческих решений, разработке эффективной антикризисной кадровой политики с учетом риска нарастания межличностных организационных конфликтов, является непременным атрибутом кризисного состояния.

Регулярный анализ рынка существующих санаторно-курортных услуг и реальных потребностей населения будет более эффективным при использовании нейросетевых моделей стратегий управления.

Учитывая значимость этапа анализа среды в механизме реализации стратегии, необходимо подчеркнуть, что именно данный этап определяет правильность и, соответственно, эффективность реализации всех дальнейших

стадий механизма стратегического управления санаторно-курортным и туристическим комплексом.

Основная задача исследований на стадии анализа среды связана с оценкой информационных потребностей и предоставлением участникам рынка точной, надежной, обоснованной, своевременной и относящейся к делу информации. Высококонкурентная среда и постоянно растущая цена управленческих ошибок требуют, чтобы исследования среды при формировании портфеля услуг предприятий отечественного санаторно-курортного и туристического комплекса служили источником высококачественной информации. Примерная нейросетевая модель получения, обработки и использования данной информации при реализации стратегий управления в рассматриваемой сфере представлена на рисунке 2.

Сегментирование рынка

Определение востребованных услуг

Изучение спроса

Внедрение услуги, отвечающей спросу

Изучение предложения

Разбивка услуг по сегментам потребителей

Изучение услуг, предлагаемых санаториями и туристическими комплексами

Рисунок 2 - Схема нейросетевой модели стратегий управления санаторно-курортным и туристическим комплексом РФ при решении проблем соответствия спроса и предложения

Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях. Поэтому в процессе исследования различных ситуаций среды функционирования руководители предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса РФ должны принимать большое число стратегических и тактических решений, обеспечивающих идентификацию и удовлетворение нужд клиента.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сформулировать два предложения:

1. Нейросетевые модели стратегий управления могут быть использованы при формировании антикризисного механизма управления туристическим предприятием, который является важной составляющей системы управления предприятием. Он является своеобразным индикатором устойчивости предприятия к возможным негативным изменениям предпринимательской среды, а потому должен быть гибкой, интегрированной, открытой системой, которая охватывает инструменты и методы, с помощью которых обеспечивается жизнеспособность предприятия.

2. В санаторно-курортном комплексе использование нейросетевых моделей стратегий управления будет способствовать соответствию спроса и предложения на предоставляемые услуги, что скажется благоприятным образом не только на повышении эффективности экономической деятельности указанных предприятий, но и развитию санаторно-курортного и туристического комплекса Российской Федерации.

Внедрение сформулированных предложений в стратегию управления санаторно-курортным и туристическим комплексом России будет способствовать формированию потребительской привлекательности отечественных учреждений рассматриваемой сферы и предотвратит «отток туристов» из страны, что, в свою очередь, выведет внутренний туризм на новый этап развития.

Библиографический список:

1. Проект Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении проекта Государственной стратегии по развитию санаторно-курортного комплекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Лисицын Ю.П., Акопян А.С. Панорама охраны здоровья, реструктуризация медицинской помощи и нерешенные вопросы приватизации здравоохранения. - М., 2012.- 288 с.

3. Пальцев С. А. Актуальные вопросы нейросетевых моделей в туриндустрии // Материалы научно-практической конференции 20-23 мая 2016 г. - Пятигорск, 2016. - С. 7.

4. Кобалев Г. С. Роль нейросетевых моделей в формировании стратегий управления // Вестник Лискинского филиала ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет». -2012. - C. 32-51.

5. Szilas N., Cadoz C. Adaptive networks for physical modeling - unifying concepts and new algorithms // Neurocomputing. - 2016. - T. 20. - №1-3. -Р. 209-225.

6. Мишон Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения в регионе как способ повышения качества трудовых ресурсов // - Сборник статей: Воронеж: ВГУ, 2014. - 65 с.

7. Статистические данные о деятельности в сфере туризма по Тюменской области // Деловой портал Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. URL : http : //www.tyumen-region.ru/tourism/statistika/

8. Сетевое издание «Вестник Тюменской областной Думы» // Официальный сайт Тюменской областной Думы. URL: http : //www. duma72. ru

9. Нахабинцев А. Хватит ли здоровья удвоить ВВП? // Российская газета. №9. - 2013. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.