Научная статья на тему 'Особенности инновационной деятельности в санаторно-курортном бизнесе'

Особенности инновационной деятельности в санаторно-курортном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1684
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ СФЕРА / УПРАВЛЕНИЕ / РЕКРЕАЦИЯ / INNOVATIVE ACTIVITY / SPA AND RESORT INDUSTRY / MANAGEMENT / RECREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янюшкин В. А.

Автор рассматривает основные проблемы, связанные с системным подходом к управлению инновационной деятельностью в санаторно-курортной сфере. Уточнены основные понятия в определениях «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» в сфере услуг. Комплексный характер инновационной составляющей в санаторно-курортном бизнесе представлен во взаимосвязи с особенностями рекреационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янюшкин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SPA AND RESORT INDUSTRY

Author analyses main problems of system approach to innovative activity management in spa and resort industry. Terms «innovation», «innovative process», «innovative activity» are specified for service industry. Complex character of innovative component in spa and resort industry is presented in interconnection with features of recreation services.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной деятельности в санаторно-курортном бизнесе»

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САНАТОРНОКУРОРТНОМ БИЗНЕСЕ

Янюшкин В.А., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Автор рассматривает основные проблемы, связанные с системным подходом к управлению инновационной деятельностью в санаторно-курортной сфере. Уточнены основные понятия в определениях «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» в сфере услуг. Комплексный характер инновационной составляющей в санаторно-курортном бизнесе представлен во взаимосвязи с особенностями рекреационных услуг.

Ключевые слова: Инновационная деятельность; санаторно-курортная сфера; управление; рекреация.

MAIN CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SPA AND RESORT INDUSTRY

Yanyushkin V., Ph.D., associate professor of finance and credit chair, Sochi State University of Tourism and Recreation

Author analyses main problems of system approach to innovative activity management in spa and resort industry. Terms «innovation», «innovative process», «innovative activity» are specified for service industry Complex character of innovative component in spa and resort industry is presented in interconnection with features of recreation services.

Keywords: innovative activity; spa and resort industry; management; recreation.

Финансовая ситуация в санаторно-курортной сфере, обеспечивающей охрану и восстановление здоровья населения, за последние годы коренным образом изменилась. Произошла существенная перестройка экономических взаимоотношений санаторно-^рортных учреждений и государства. В частности, резко снизилось государственное финансирование санаторно-курортного лечения из фондов социального страхования, уменьшились отчисления на эти цели из средств предприятий. Видоизменилось управление - система санаторно-курортной помощи стала децентрализованной, почти все санаторно-курортные учреждения являются теперь внебюджетными, т.е. самостоятельно ведут свою хозяйственную деятельность.

Многочисленные санаторно-курортные комплексы, сложившиеся во времена регулярных дотаций со стороны государства, оказались неспособными быстро адаптироваться к новым экономическим условиям и, как следствие, стали нерентабельными в условиях жесткой конкурен-ции.[3]

В современных условиях возрастает значение санаторно-курортного комплекса и туризма в международном разделении труда и в экономике отдельных стран и регионов. В большинстве стран мира, занимающихся развитием туризма и курортного дела, государственная туристская политика проводится в рамках региональных программ экономического развития и направлена на то, чтобы развитие санаторно-курортного комплекса способствовало экономическому оживлению и подъему данного региона.

В период перехода к рыночной экономике необходима разработка системы финансирования и оценки результатов, формирование новых подходов к внедрению научной продукции, разрабатываемой научно-исследовательскими учреждениями восстановительной медицины и курортологии, новых принципов организации здравоохранения. Стимулирование активизации инвестиционной деятельности, инновационной наполненности реализуемых проектов в санаторно-курортном комплексе становится основным рычагом современной экономической политики в данной сфере экономики.[2]

Под рекреационно-туристскими регионами российские ученые понимают территории, специализирующиеся на оказании туристских услуг преимущественно рекреационного (лечебного, оздоровительного, релаксационного, реабилитационного и т.д.) характера. С точки зрения административно-территориального деления и экономического районирования страны, практически все рекреационно-туристские регионы охватывают субрегиональный уровень, то есть уровень низовых административных районов или городов. Существует ряд крупных агломераций таких субрегионов, в том числе и Черноморское побережье Краснодарского края.

Черноморское побережье в районе Сочи как курорт федерального значения играет важную роль в системе народного хозяйства страны. Территория города Сочи, ее уникальные природные богатства и рекреационные возможности являются национальным достоянием Российской Федерации.

Анализ проблем, связанных с задачей совершенствования процессов непрерывного производства в санаторно-курортном сфере, показывает,

что решение этой задачи следует искать на путях системного подхода, на общетеоретической базе синтеза сложных структур. Задачи синтеза структуры сложных систем тесно взаимосвязаны и образуют в совокупности сложную проблему, которая в полном объеме не решена и в настоящее время интенсивно разрабатывается многими исследователями. Известны различные подходы к синтезу структуры сложных систем, к ним относятся методы декомпозиции, координации и агрегации, развиваемые Д. Ме-саровичем, В. Финдейзеном, Р. Куликовским и др., методы рационального построения структуры организационных систем, совершенствуемые А.А. Модиным, Б. 3. Мильнером.

В то же время практически нет работ, в которых бы изучались проблемы развития и расширения лечебной базы и ее роль в создании условий эффективного функционирования рынка рекреационных услуг санаторно-курортного комплекса. В настоящее время санаторно-курортные учреждения недостаточно обращают внимание на качество и сервис рекреационных услуг, а это залог привлечения большего количества рекре-антов.

Комплексный характер инновационной составляющей санаторнокурортной сферы, а также особенности ее функционирования в современных экономических условиях, мобильная структура систем дополнительных платных услуг, разнообразие форм собственности, активный характер протекания процессов специализации, диверсификации и монополизации, высокий уровень конкуренции, как на рынке рекреационных услуг, так и с другими отраслями региональной экономики за получение тех или иных видов ресурсов, стабильно увеличивающийся спрос на рекреационные услуги, - все эти и другие особенности инновационного санаторно-курортного комплекса определяют необходимость решения проблемы инвестирования санаторно-курортного комплекса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Несмотря на полноту и многообразие рассмотренных выше понятий и определений, используемых в инновационной сфере, следует признать, что такие понятия как «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность» исторически возникли и изначально предназначены для масштабного применения в сфере материального производства, культуры и искусства. Именно в сфере науки, техники, производства, культуры и искусства создаются научные открытия, изобретения, новые технологии, селекционные достижения, программные продукты, базы данных, ноу-хау, литературные, художественные, музыкальные произведения и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Инновационная деятельность в сфере услуг (торговля, питание, медицинское обслуживание, санаторно-^рортные комплексы, туризм и другие непроизводственные сферы) должна строиться преимущественно не на разработке новшеств в сфере своей деятельности, а на масштабном использовании новейших разработок в сфере науки, техники, производстве, культуры, создаваемых организациями, предприятиями и творческими коллективами, специализирующимися в соответствующей научноисследовательской и творческой деятельности.

Очевидно, что по отношению к сфере услуг, включая санаторно-^-рортные и туристские комплексы, должны быть пересмотрены и уточне-

Таблица 1. Характеристика организации управления в Европейских странах [5]

Орган управления Страны

Франция Испания Великобритания Италия

Центральное ведомство Министерство транспорта и общественных работ Министерство экономики Министерство культуры, зрелищ и спорта Министерство производственной деятельности

Подразделения в Министерстве Г оссекретариат по управлению туризма Г оссекретариат по туризму Уполномоченная британская туристская компания Департамент по туризму

Органы управления на местах Различные отделения по развитию туризма в перфектах

ны используемые в инновационной сфере понятия. В определении «инновация», «инновационный процесс» и «инновационная деятельность» в сфере услуг должны быть исключены те стадии их «жизненного цикла», которые связаны с разработкой новшеств и их реализацией на рынке, а основное внимание должно быть обращено на поиск, выбор, внедрение и использование новшеств, созданных в соответствующих областях науки, техники и производстве, включая методы и формы организации и управления.

Инновационная деятельность по отношению к сфере услуг, в том числе санаторно-курортной и туристской отрасли, следует понимать как деятельность, направленную на использование результатов научных исследований и разработок, созданных преимущественно в сфере производства для расширения повышения уровня и конкурентоспособности услуг, оказываемых в сфере обслуживания. Объем и уровень таких результатов и разработок, создаваемых в самой сфере услуг, как правило, составляет незначительную долю.

Свою специфику в отношении сферы услуг имеет термин «инновационный процесс». «Инновационный процесс» в отношении отдельных результатов научных исследований и разработок, создаваемых и используемых в сфере производства понимается как последовательная цепь событий, в ходе которых новшество в виде продукта или технологии вызревает от идеи и проходит стадии НИОКР, создание и внедрение образца или опытной установки, организации серийного производства и выведении товара на рынок, освоение рынка и поддержание объемов продаж вплоть до падения спроса из-за морального устаревания новшества.

Специфика инновационного процесса в сфере услуг состоит в том, что цепь событий, связанных с использованием новшеств, существенно короче, посколь^ в этот процесс вовлекаются, как правило, уже созданные новшества и отпадает необходимость их реализации на рынке. Кроме того, эффективность действующих в сфере услуг предприятий и организаций определяется применением не отдельных, даже уникальных разработок, а их многообразием и комплексностью с учетом многопрофиль-ности видов деятельности, входящих в сферу услуг.

Под «инновациями в сфере услуг» следует понимать созидательный процесс, с помощью которого новые идеи, ценности, методы, процедуры, технологии, стандарты или изделия внедряются с целью достижения определенных задач в сфере обслуживания. Эта сфера, как правило, имеет дело с большими массами населения и представлена сложными комплексами различных предприятий и служб, объединенных в едином созидательном процессе. Очевидно, что эффективность таких комплексов будет определяться не отдельными новшествами (инновациями), примененными в отдельных звеньях комплексов, а целой гаммой инноваций и их гармоничным и эффективным использованием во всем созидательном про-цессе.[4]

Санаторно-курортные и туристские комплексы обычно включают средства размещения пользователей (гостиницы, санатории, дома отдыха, дачи и другие), средства транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств отдыха и лечения объектов познавательного, делового, оздоровительного и иного назначения. Эффективность и конкурентоспособность таких комплексов в условиях рынка будет определяться не только ценовым показателями, но и уровнем использования современных инновационных средств и методов обслуживания во всех вышеуказанных звеньях комплекса.

Особое место в системе управления санаторно-курортной и туристской отрасли должна занимать стратегия ее инновационного развития на длительный период, без которой не возможно осуществление коренных преобразований в данной сфере и выход на новые рубежи ее развития. По своей содержательной направленности такая стратегия носит прагматический характер и рассчитана на успех и процветание в будущем. Стратегия инновационного развития предприятия, комплекса или санаторнокурортной и туристской отрасли в целом обычно формируется в виде дек-

лараций об инновационных намерениях, в которых четко определены цели и направления развития, но они, как правило, не имеют точных количественных характеристик, которые определяются в процессе среднесрочного и оперативного планирования. Без формирования стратегии инновационного развития санаторно-курортной и туристской сфер в Российской Федерации невозможно достичь ее мощного развития и получения социально-экономических результатов, сопоставимых с эффектом, получаемым в сырьевых и наукоемких отраслях промышленности.

В области организации управления инновационной деятельности уже немало сделано, как на государственном, так и на муниципальном уровне. Однако, отсутствие на этих уровнях единого субъекта управления затрудняет решение первоочередных проблем, связанных с развитием инновационной экономики, что существенно искажает видение в формировании целостной инновационной модели развития санаторно-курортной отрасли.[1]

В современных условиях управление инвестиционной и инновационной деятельностью в санаторно-курортной сфере должно происходить системно, что предполагает сбалансированное управление инновациями и развитием туризма в регионе. Это объясняется следующими причинами:

- в России санаторно-курортные и туристские комплексы являются частью индустрии туризма и не обособляется от нее;

- управление инвестициями и деятельность по развитию относятся к компетенции разных органов власти.

Структура управления инвестициями на федеральном уровне возглавляется Министерством экономического развития, на региональном уровне - департаментами и представительствами по экономике и инвестиционному развитию, на местном уровне - департаментами по экономике и прогнозированию (инвестиционному развитию) муниципального образования.

Структура управления по развитию туризма и курортного дела на федеральном уровне возглавляется Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике - департаментами развития туризма и курортов, на местном уровне - управлениями по курортному делу и туризму муниципальных образований.

Данная организационная структура управления индустрией гостеприимства характерна не только для России, но и для некоторых развитых стран Западной Европы (таблица ).

Кроме этого, существует еще ряд моделей государственного участия в развитии санаторно-курортных и рекреационных комплексов:

- первая заключается в отсутствии централизации и решении соответствующих вопросов на местах (характерна для США);

- при второй модели управления все инвестиционные и финансовые вопросы по развитию рекреационных комплексов решает Министерство туризма (характерна для Египта, Турции, Туниса).

Обе представленные модели для России не приемлемы. Во-первых, в России отсутствуют мощные частные инвесторы как в США, которые могут возложить на себя регулирование инвестиционной и инновационной активности; во-вторых, в силу федеративного устройства и огромной территории Россия не может возложить управление инвестиционными процессами на Федеральное агентство по туризму, как в Египте или в Турции. Для России более приемлема европейская модель управления инвестиционной и инновационной деятельностью санаторно-курортной сфере, где вопросы решаются в рамках межотраслевого министерства на уровне соответствующего подразделения во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом.

Литература:

1. Курортно-туристический комплекс как объект управления / Быков А.Т., Карпова Г.А., Кветенадзе Л.А., Романов С.М., Романова Г.М.; Под ред. д.э.н. проф. ГА. Карповой. - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2000.

2. Соболева Е.А. Статистика туризма. Статистическое наблюдение. М.: Финансы и статистика. 2004 г.

3. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. - М.: Советский спорт, 2003.-416 с.

4. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 624 с.

5. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях.//М.:Кнорус, 2007.-с.416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.