Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым'

Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1232
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНКУРЕНТОСПООСОБНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В.

В статье проведен анализ деятельности санаторно-курортных здравниц Республики Крым. Обоснована необходимость и предложены пути реформирования санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым, предложены направления совершенствования системы управления санаторно-курортным комплексом региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым»

УДК: 332.122:640.7(470-13)

Тимиргалеева Р.Р.

доктор экономических наук, профессор, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

Куц Т.В.

магистрант направления подготовки «Менеджмент», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО И ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье проведен анализ деятельности санаторно-курортных здравниц Республики Крым. Обоснована необходимость и предложены пути реформирования санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым, предложены направления совершенствования системы управления санаторно-курортным комплексом региона.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, взаимодействие, конкурентоспоособность, развитие.

На современном этапе, в условиях повышенной конкуренции с зарубежными туристскими центрами и низкого спроса на туристские услуги отечественных предприятий, все предприятия санаторно-курортного комплекса стремятся к повышению эффективности и развитию своей деятельности. Конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса Республики Крым, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, не занимает лидирующих позиций, несмотря на то, что данная отрасль рассматривается в качестве приоритетной. Именно конкурентная среда обуславливает создание не только принципиально новых и уникальных товаров и услуг, но и проведение четкой, систематизированной и целенаправленной региональной политики развития в этой сфере.

В настоящее время санаторно-курортный комплекс Республики Крым отличается недостаточным уровнем диверсификации, но имеет позитивную динамику обновления видов и форм санаторно-курортной деятельности. В Крыму сохраняется специализация на развитии санаторно-курортного лечения (Ялта, Евпатория, Саки, Алушта, Феодосия) и оздоровительной купально-пляжной рекреации (побережье Черного и Азовского морей).

Значение санаторно-курортного лечения трудно переоценить, оно обусловлено процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости: как взрослого населения, так и подростков и детей. Об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствует, например, то, что после долечивания в санатории больные в 3-4 раза чаще и в 1,5-2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду. Современный отечественный санаторно-курортный комплекс является уникальным явлением, специфичным для ряда стран постсоветского пространства.

Республика Крым обладает величайшим и уникальным потенциалом для развития туризма, в том числе и лечебно-оздоровительного. Именно в Ялтинском регионе сосредоточена основная емкость санаторно-курортных и оздоровительных организаций. По сравнению с аналогичными курортами России, материально-техническая база рекреационных учреждений, ассортимент и качество предоставляемых услуг за последние годы значительно ухудшились. В целом социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в Ялтинском регионе, можно охарактеризовать как стабильную, но с наличием проблемных вопросов и негативных тенденций по развитию целого ряда факторов, влияющих

на конкурентоспособность санаторно-курортного комплекса. Следовательно, для эффективного развития региона необходимо внедрение комплекса мер, при котором использование потенциала региона будет направлено не только на его полную эксплуатацию, но и сохранение объектов культурного наследия, биологического разнообразия и природных ландшафтов.

Теоретическими и практическими аспектами эффективного развития санаторно-курортного комплекса и процессов его организации занимались многие специалисты, среди которых можно отметить Е.А. Найдину, Л.И. Баранову [1], А.А. Матюхину [2], С.В. Куницына [3], Л.А. Цибульскую [4], Е.В. Логвину [5] и И.А. Самойленко [6]. Современный подход в управлении развитием предприятий курортно-рекреационной сферы на основе теории нейронных сетей предлагают Р.Р. Тимиргалеева и И.Ю. Гришин [7]. Проведенные исследования определили основной потенциал, факторы и особенности перспективного развития санаторно-курортного и туристского комплекса как Ялтинского региона, так и Республики Крым в целом, однако вопрос требует дополнительного изучения, что и определило цель данной публикации.

С вхождением Крыма в состав Российской Федерации, заметно активизировалась деятельность всего санаторно-курортного комплекса региона, что позитивно отразилось на общем благосостоянии его жителей. Санаторно-курортный отдых в Республике Крым снова становится популярным у жителей регионов Российской Федерации, свидетельством чему явилась практически полная загруженность санаторно-курортных учреждений в 20142015 гг.

Отдельное место занимает Ялтинский регион, отраслевая специализация которого — многопрофильная санаторно-курортная и туристская сфера, которая формирует значительную долю налоговых поступлений в местный бюджет и обеспечивает рабочими местами большую часть населения региона. Именно Ялтинский регион идеально подходит для формирования компактного замкнутого цикла восстановления здоровья человека, начиная от сложных диагностических и лечебных мероприятий, которые должны проводиться в специализированных лечебных учреждениях, заканчивая восстановлением физического и психологического состояния здоровья на различных уровнях реабилитации [5].

Долгое время санаторно-курортная отрасль Республики Крым не развивалась, а просто функционировала не как место лечения, а как объект размещения или, в лучшем случае, оздоровительный центр. Слабая популяризация курортной медицины привела к тому, что санаторно-курортное лечение перестало играть свою первоначальную роль — лечение, рекреация, оздоровление. Это было связано с тем, что многие туристы приезжали на курорты не лечиться, а приятно проводить время. Как результат, накопленный годами богатейший научный опыт, давние проверенные традиции и методики курортного лечения были долгие годы недоступными широким слоям населения, превратившись в узкоспециализированный раздел восстановительной медицины для элитарного использования. С точки зрения сохранения традиций российской курортной школы, подобная тенденция не может оставаться без внимания со стороны государства.

Введение понятия лечебно-оздоровительный туризм, как раздела восстановительной медицины, позволило в некоторой степени достичь соглашения между представителями курортного дела и туристического бизнеса относительно использования санаторно-курортного потенциала, но не решило проблем организации санаторно-курортного лечения в Крыму. Однако проблемы постепенного ухода высокоэффективной классической курортной медицины из практики санаторно-курортной деятельности Республики Крым остаются и требуют решения.

Прежде всего, нет единого понимания принадлежности курортного дела, а соответственно, — программы сохранения курортной медицины на государственном уровне. С одной стороны, курортное дело находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, с другой стороны, — новый Закон о туризме РФ

относит российские санатории к объектам туристской индустрии и ведению Министерства курортов и туризма, соответственно, прибывших на санаторно-курортное лечение называют туристами. При таком подходе курортное дело является объектом внимания и системы здравоохранения, и туристического бизнеса, но сохранением и популяризацией среди населения традиций курортного лечения на государственном уровне никто не занимается.

В летний период, при полной загруженности здравницы, часто бывает, что лечебные услуги санатория остаются невостребованными. Более явно пренебрежение курортной медициной проявляется у молодого поколения, считающего санаторно-курортное лечение уделом людей преклонного возраста.

Вследствие данных фактов, многим руководителям здравниц приходится реформировать свой продукт путем переориентации здравницы в «объект туриндустрии».

Тенденция развития номерного фонда и развлекательно-досуговой базы с одновременным отказом от научно обоснованных методик курортного лечения, превратила здравницы Крыма в места достаточно комфортабельного размещения, оборудованного по последнему слову техники курортной инфраструктурой, дороговизной услуг и лечения, отсутствием курортного режима и врачебного контроля над лечебным процессом.

Вместе с тем, курортная отрасль Республики Крым изначально формировалась как доминирующая в туризме, она имела самую распространенную сеть учреждений отдыха и мощную материальную базу. Курортное дело было поставлено на научную основу как в области планомерного изучения и охраны природных лечебных ресурсов, так и в организации лечебного процесса, курортная медицина характеризовалась высокой эффективностью и общедоступностью.

Для решения вышеуказанной проблемы одним из выходов в сложившейся ситуации может стать активное сотрудничество курортного дела с турбизнесом в сфере популяризации традиций курортного лечения.

Известно, что в настоящее время в Ростуризме создана рабочая группа, которая занимается вопросами, связанными с новым запуском системы санаторно-курортного обслуживания в Крыму.

В соответствии с Федеральным Законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработана Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года» (утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 г. №790), которая определяет потенциал, цели и задачи перспективного развития санаторно-курортного и туристского комплекса в Республике Крым, в том числе и Ялтинского региона. Основная цель данной программы — формирование современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать основным критериям:

- круглогодичность;

- востребованность;

- конкурентоспособность.

В ходе разработки целевой программы были выявлены конкурентные преимущества и проблемные вопросы санаторно-курортного комплекса. Так, среди конкурентных преимуществ были выделены:

- уникальное географическое положение;

- наличие природно-климатических условий, культурно-исторического наследия и самобытности, благоприятных для рекреации, оздоровления и туризма;

- сложившаяся многопрофильная сеть санаториев, здравниц и пансионатов;

- применение высокоэффективных методик санаторно-курортного лечения;

- высокий рейтинг региона в медико-климатическом зонировании [1].

Основными проблемными вопросами в целевой программе определены:

- высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения;

- несоответствия задач сохранения экологически чистой природной среды для обеспечения функций рекреационного региона;

- высокий уровень «тенизации» рынка предоставления туристских услуг;

- сезонность работы санаторно-курортного комплекса;

- неравномерность развития туристского потенциала региона [8].

На сегодняшний день большая часть санаторно-курортного продукта реализуется через туристические агентства. Значительным фактом, повлиявшим на сохранение курортной медицины в российском курортном комплексе, было бы действие специалистов по продаже санаторных путевок, помимо описания номерного фонда и объектов инфраструктуры здравницы, профессиональная рекомендация лечебных услуг, с указанием возможных показаний и противопоказаний к применению, максимальное донесение до покупателей сведений о несомненной пользе санаторно-курортного лечения.

Для подготовки подобных специалистов целесообразно ввести в ВУЗах туристского профиля на специализациях, связанных с туристской деятельностью, учебный курс «Основы курортного дела», характеризующийся системным подходом, включающим комплексный анализ всех составляющих курортной сферы, включая оценку рекреационного потенциала и стратегию дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли.

Кроме того, требуют особого внимания вопросы совершенствования системы управления санаторно-курортным комплексом Республики Крым, основными направлениями которых мы видим:

1. Искоренение ведомственной разобщенности в управлении санаторно-курортным и туристско-рекреационным комплексом.

2. Налаживание государственно-частного партнерства в выработке управленческих решений. Создание постоянно действующих Координационных советов по проблемам курортов и туризма (с участием представителей властных структур, курортного дела, туристского бизнеса, общественных организаций) на уровне Крыма, отдельных регионов и городов с целью выработки общих подходов к решению проблем стратегического и оперативного управления управлении санаторно-курортным и туристско-рекреационным комплексом (в т. ч. вопросов маркетинговой политики, планирования, регионального брендинга, стандартизации, привлечения инвестиций, международного кооперирования, управления процессом исполнения программ, планов и проектов в данной сфере).

3. Создание Центра маркетинговых исследований и планирования развития курортов и туризма.

4. Создание вертикальных структур управления, объединяющих субъектов различных форм собственности и ведомственной принадлежности одного региона для координации действий в производстве и продвижении регионального турпродукта — туристско-рекреационных кластеров.

5. Обеспечение приоритетности экономических рычагов управления.

6. Содействие межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере туризма, поддержка работающих на территории Крыма проектов международных фондов в сфере туризма и рекреации.

7. Налаживание эффективной системы статистического учета внутренних и международных отдыхающих и туристов.

8. Разработка и внедрение автоматизированной системы мониторинга заполняемости предприятий туристско-рекреационного комплекса.

9. Поддержка пилотных проектов создания промышленно-финансовых групп в сфере рекреации и туризма при участии отечественных и зарубежных инвесторов.

Таким образом, исследование показало, что санаторно-курортный и туристский сектор в Крыму требует обязательного реформирования, которое должно заключаться в следующем. Прежде всего, это преодоление кризисных тенденций в отрасли; формирование предпосылок для создания конкурентоспособного, круглогодичного, рекреационного комплекса в качестве основного бюджетообразующего сектора экономики Республики Крым, а также обеспечение на этой основе комплексного развития курортных регионов Крыма при условии сохранения экологического равновесия и культурного наследия; диверсификация туристского продукта и развитие новых сегментов рынка предоставляемых услуг; использование программно-целевого метода при прогнозировании, планировании и организации деятельности в санаторно-курортном и туристском секторе.

Исследование показало, что предложенные пути реформирования санаторно-курортного и туристского сектора в Республике Крым, дадут такие положительные результаты, как:

1. Создание и поддержание имиджа Крыма как международного, круглогодичного санаторно-курортного и туристского центра.

2. Активизация использования историко-культурного и природно-лечебного потенциала территорий.

3. Диверсификация туристского продукта и развитие новых сегментов рынка рекреационных услуг, благодаря которым будет повышаться конкурентоспособность Республики Крым и ее востребованность.

4. Создание предпосылок прогрессивного развития крымской рекреации на устойчивой основе, которые сформируют стабильно развивающуюся туристскую бизнес-среду.

5. Увеличение доли организованного турпотока.

6. Формирование устойчивой системы обучения и повышения квалификации менеджмента и персонала туриндустрии.

7. В результате диверсификации видов туризма, стимулирование развития экотуризма, культурно-познавательного туризма, событийного и других видов туризма; расширение рамок активного курортного сезона, сети туристских маршрутов, рост количества организованных туристов.

В заключение следует отметить, что пути реформирования санаторно-курортного и туристского сектора в Республике Крым, предложенные в исследовании должны положительно повлиять на данный сектор и увеличить его востребованность и конкурентоспособность Крыма на современном российском рынке предоставляемых услуг.

Литература

1. Найдина Е.И. Стратегические приоритеты развития санаторно-курортной отрасли Крыма: журнал Культура народов Причерноморья. / Е.И. Найдина, Л.И. Баранова — 2012 г.

— №229. — с. 59-61.

2. Матюхина А.А. Рекреационный бизнес Крыма: журнал Культура народов Причерноморья. / А.А. Матюхина — 2012 г. — №230. — с. 45-48.

3. Куницын С.В. Факторы формирования и развития рынка туристических услуг: журнал Экономика Крыма. / С В. Куницын — 2012 г. — №3(40). — с. 232-238.

4. Цыбульская Л.А. Особенности формирования системы управления туризмом в Крыму: журнал Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. / Л.А. Цыбульская — 2015 г. — №5(18).

5. Логвина Е.В. Развитие санаторно-курортной сферы — одно из приоритетных направлений рекреации: журнал Культура народов Причерноморья. / Е.В. Логвина — 2012 г.

— №220. — с. 60-64.

6. Самойленко И.А. Прогнозирование и планирование развития санаторно-курортной сферы Республики Крым: журнал Культура народов Причерноморья. / И.А. Самойленко, А.В. Долгополова — 2012 г. — №201. — с. 171-173.

7. Тимиргалеева Р.Р. Моделирование и структуризация системы управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей: основы методологии / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2015. № 3. С. 217-220.

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.