I
SCIENCE TIME
I
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Перегуда Сергей Николаевич,
г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность данной статьи продиктована проблемой личности в современном мире. Автор рассматривает личность с точки зрения философии и нейропсихологического подхода. В статье предполагается, что современная личность может иметь более дезинтегративный, дезорганизованный характер своей целостности. Это даёт возможность выделить такой гипотетический конструкт как «штампованная» личность, в которой ядро личности дезинтегрировано и не обладает необходимой стойкостью и ядерной целостностью всей личностной структуры для оптимальной адаптации.
Ключевые слова: личность, нейропсихология, смысл, целостность, интеграция
Имеется множество подходов и точек зрения относительно того, что такое личность [1; 3]. Важной особенностью отечественной нейропсихологии является то, что её отправной точкой является целостное рассмотрение ситуации и человека, его ценностно-смысловой сферы, личности [6; 8; 9; 10]. Но развитие общественно-культурных отношений, общества, социогенез и культурогенез вносят новые условия, на которые нейропсихология обязана качественно отвечать и, тем самым, меняться. Современное общество в связи с развитием информационных технологий, новых способов взаимодействия с информацией, её созданием, регулированием информации, её распределением и т.д. имеет совершенно иную качественную и количественную специфику. Что, вероятно, отражается на нейропсихогических основах психической деятельности, психических функциях и процессах. Человеку необходимо иначе организовывать и применять предметную среду для реализации, создания, выражения тех или иных значений, смыслов и т.д. Что требует от человека «гармонизации» (или поиска «гармонии»), выражающейся, во-первых, в гибком подходе, оптимальных быстрых решениях, быстрых изменениях, быстрой адаптации, и, во-вторых, в чувствовании/ощущении собственного пути, следованию ему, а по сути, имея некую жизненную линию с определённой иерархией мотивов и смыслов, имея определённую ценностно-смысловую сферу. В-третьих, это интеграция предыдущих двух, при этом интеграция «смысловая» [5], в которой иерархия смыслов организует структуру, динамику и содержание существования, но не
1 SCIENCE TIME 1
внешние и внутренние инородные и/или иллюзорные установки/предписания ведут к подобной организации. «Смысловая интеграция» способствует целостности личности.
Можно предположить, что без процесса «гармонизации» и целостности личность будет дезинтегративной, дезорганизованной. Потеря целостности личности соответствует потере её ядра, основы. Здесь даже вопрос не в обществе потребления и замены нравственности материальными ценностями [2], а больше в том, что даже применение данной замены стоит под вопросом. По сути, личность теряет не только основу и целостность вместе с ней, но также «разучилось» применять оптимально средства опосредования и коммуникации с миром и с собой. В итоге даже сами материальные ценности уже под угрозой, так как они теряют свои глубинные значения и смыслы, не несут развивающей роли для человека и общества.
Целостность как важный признак личности рассматривается во многих трудах [6]. В нейропсихологии огромную роль в организации личности приписывают таким сферам как эмоционально-волевая сфера, иерархия мотивов, самооценка и т.д. [6; 8; 9], но при этом в меньшей степени указана отдельно ценностно-смысловая сфера с акцентом именно на смыслах и средствах опосредования («орудия»). Что, по мнению автора, является также необходимым, так как в нейропсихологической практике поражение таких аспектов как самооценка, иерархия мотивов и эмоционально-волевая сфера в целом не всегда равно нарушению личности. Иногда целостность личности компенсирует данные нарушения и личность продолжает осуществлять собственные смыслы. Но, с другой стороны, на практике бывает иное направление - когда нарушение, к примеру, функции гнозиса ведёт к тому, что целостность личности распадается, человек «не видит смысл жизни» и т.д. Иными словами, мы предполагаем, что личность может не иметь прямого соотношения к тем или иным нейропсихологическим нейросиндромам по тем или иным сферам психической деятельности, так как целостность личности указывает на смысловую интеграцию, которая, в свою очередь, способствует выстраиванию разнонаправленного и разноуровневого внутри-/меж-/внеличностного пространства.
Грубо говоря, личность за счёт собственной оптимальной целостности может носить «надуровневый характер» и не соотноситься напрямую с нарушением той или иной сферой психологической деятельности (эмоционально -волевая, гнозис и т.п.). Дополнительно, «целостность личности» не всегда проявляется через «личностный ответ», «личностную реакцию» (например, при грубой афазии и др.), для её проявления не обязательно необходимы стрессовые ситуации и т.п. Также, личность - это тоже есть вариант средства опосредования и коммуникации, через которое субъект/человек будет выражать/реализовывать/ создавать и др. смыслы. То есть «быть личностью» - это тоже как один из способов коммуникации с собой, с миром, с Другим/и и обществом, культурой. И если подытожить другими словами - то целостность личности может кардинально не измениться за счёт нарушения/поражения её «анатомо-физиологического/ нейропсихологического ядра», но кардинально измениться за
1 SCIENCE TIME 1
счёт смены контекста, социокультурных влияний и их изменений, изменения иерархии смыслов самой личности и их соотношения с социокультурными значениями.
Но вернёмся к проблеме целостности личности и смысловой интеграции как её ключевого механизма. Неоптимальное применение тех или иных способов опосредования и/или неоптимальное выражение/создание/реализация содержания смысловой иерархии может нарушить целостность личности. Будет личность не целостная, а, как вариант, «штампованная»/ «шаблонная».
В нашей нейропсихологической практике попадаются следующие варианты/типы целостности личности. Первый, «целостная личность». Это идеальный вариант оптимальной адаптации человека к изменениям социокультурного и ситуационного контекста. Такой субъект понимает и принимает собственную жизненную позицию, осуществляет личностные и социокультурные смыслы, которые, в свою очередь, находятся в гармоническом соотношении. Те или иные дисфункции психической деятельности, например, пространственные трудности или сниженный объём рабочей памяти и т.п., человек принимает как индивидуальную особенность и применяет её в качестве оптимального способа опосредования для реализации собственного существования. Второй вариант - «интегрированная» личность. Здесь наблюдаем отличие интеграции от целостности. Интеграция - это когда создаётся более-менее оптимальная система на основе ключевых элементов системы, как бы на основе «фигуры из фона», тогда как целостность - это создание оптимальной системы на основе единства «фигуры и фона», единства имеющихся ключевых и второстепенных элементов. Например, личность на основе интеграции некоторых ключевых смыслов из иерархии смыслов создаёт достаточно устойчивый и гибкий конструкт. Но также, из-за того, что второстепенные смыслы уходят на второй план личность может легко потерять чувство собственного существования и тем самым она находится в зоне риска. Дополнительно, это влияет на раскрытие полного потенциала личности, который без «фона» будет вне гармонии.
Третий вариант уже описывает «нецелостную» личность. В таком случае ядро личности формируется не на основе иерархии смыслов, всего сущностного для личности, а на основе внешних и внутренних предписаний / установок. Чаще всего, без глубокого анализа и самоанализа человек может даже не осознавать этого. Но это не говорит, что человек существует в «потоке» [11], а скорее говорит в пользу абсолютизации и абстрагирования «философии повседневности» [7]. Нецелостная личность применяет орудия больше для означивания и/или для выражения, в первую очередь, социокультурных смыслов, но не личностных и тем более не для поиска гармонии в их выражении. При этом у данного типа личности может быть оптимальная система ценностей, иерархия мотивов, самооценка. Конечно же нецелостная личность может иметь разный континуум подтипов. Когда личность активно выражает/создаёт/ реализует только социокультурные смыслы и оперирует только социальными и культурными значениями - это менее опасно для целостности, чем неприменение своей личности как опосредующего звена во всём многообразии
»
21
1 SCIENCE TIME 1
социокультурных и личностных отношений. При таком пути личность становится «роботизированной», наполненной штампами реагирования и определённой активности. Мы обозначаем данный подвид нецелостной личности как «штампованная» личность. В таком случае человек не использует информацию/предмет, а преимущественно информация/предмет используют его. И здесь проблема больше не в опосредовании и непосредственности, а в смысловой нагрузке и смысловом содержании. Ведь информация без смысловой нагрузки будет менее управляемой не только для содержания, но и самого субъекта, тем самым дезорганизуя по обратной связи саму личность.
Таким образом, в данной статье мы кратко очертили основную проблематику личности в нейропсихологии через призму её современного существования. Нейропсихология личности требует новых решений касаемо её практических и научно-теоретических задач.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования, 2018.
2. Бодрийяр Жан. Общество потребления: его мифы и структуры // [пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской]. - Москва: Республика: Культурная революция, 2006.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Психологии» - 8-е изд., стер. - Москва: Академия,
2013.
5. Перегуда С. Н. В поисках живых смыслов. - М.: «Издание книг.ком»,
2024.
6. Плужников И.В. Ключевые подходы к проблеме личности в нейропсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология,
2014.
7. Савкин Н.С. Философия повседневности: монография / Н. С. Савкин; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» // Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2019.
8. Хомская Е. Д. Нейропсихология: учебник - 4-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2007.
9. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. - М.: РПО, 1999.
10. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. - МПСИ, 2011.
11. Чиксентмихайи М. Поток психология оптимального переживания / Михай Чиксентмихайи; перевод с английского Елены Перовой. - 8-е изд. -Москва: Смысл, Альпина-нон-фикшн, 2021.