Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход в комплексной реабилитации детей'

Нейропсихологический подход в комплексной реабилитации детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
737
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REHABILITATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / NEUROPSYCHOLOGICAL EXAMINATION / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / ОңАЛТУ / МүМКіНДіКТЕРі ШЕКТЕУЛі БАЛАЛАР / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯЛЫқ ТЕКСЕРУ / ЖОғАРЫ ПСИХИКАЛЫқ ФУНКЦИЯЛАР / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булекбаева Ш. А., Султанова Г. М., Тайтубаева Г. К., Смакова А. С., Хан Л. А.

В данной статье авторы знакомят с нейропсихологической диагностикой, которая является одним из перспективных направлений в комплексной реабилитации детей, имеющие различные нарушения в развитии высших психических функций, а также методы коррекции выявленных нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булекбаева Ш. А., Султанова Г. М., Тайтубаева Г. К., Смакова А. С., Хан Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological approach to the complex rehabilitation of children

In this paper, the authors introduce the neuropsychological diagnostics, which is one of the most promising directions in the complex children’s rehabilitation with various disorders in the development of higher mental functions, as well as methods for correcting the revealed violations.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход в комплексной реабилитации детей»

Кысца хабарламалар/Краткие сообщения /Short communication

Материал поступил в редакцию: 17-11-2016 Материал принят к печати: 28-11-2016 УДК 616.8

Neuropsychological approach to the complex rehabilitation of children

Sholpan Bulekbayeva1, Gulshat Sultanova2, Gulnar Taitubayeva3, Ainur Smakova4, Lilia Khan5, Akmaral Amirova6, Zarina Parmanova7

'The National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan

2The center of social-pedagogical rehabilitation of branchThe National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan 3The center of innovative rehabilitation of branchThe National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan 4The head of correctional-methodical department The National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan 5The Neuropsychiatric department number 4 "Akzhol", The National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan 6The Neuropsychiatric department number 5 "Balbulak", The National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan 7The Neuropsychiatric department number 2 "Qadam", The National Center for Children's Rehabilitation, the Branch of CF "UMC", Astana, Kazakhstan

Abstract

In this paper, the authors introduce the neuropsychological diagnostics, which is one of the most promising directions in the complex children's rehabilitation with various disorders in the development of higher mental functions, as well as methods for correcting the revealed violations.

Keywords: rehabilitation - children with disabilities - neuropsychological examination - higher mental functions.

J Clin Med Kaz 2016; 3(41):34-36 doi: 10.23950/1812-2892-2016-3-34-36

Автор для корреспонденции: Тайтубаева Гульнар Кусаиновна, КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Республика Казахстан, город Астана, проспект Туран, 36. Тел.: +7 702 384 09 67. E-mail: [email protected]

БАЛАЛАР КЕШЕНД1 ОНДЛТУЫНДАГЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯЛЬЩ ЭД1С

Белекбаева Ш.Э.1, Султанова Г.М.2, Тайтубаева Г.К.3, Смакова А.С.4, Хан Л.А.5, Амирова А.Т.6, Парманова З.А.7

]«UMC» КФ Балалар оцалту ¥лттьщ орталыгы, Астана, ^аза^стан

2¥лттьщ балалар оцалту орталыгы «UMC» КФ филиалыныц Элеуметлк жэне 6rniM беру орталыгы, Астана, ^аза^стан 3«UMC» КФ Балалар оцалту ¥лттыщ орталыгы филиалыныц инновациялыщ оцалту орталыгы, Астана, ^аза^стан 4«UMC» КФ Балалар оцалту ¥лттыщ орталыгы филиалыны щузеу жэне эдютемел^ бeлiмi, Астана, ^аза^стан 5«UMC» КФ Балалар оцалту ¥лттыщ орталыгыныц «А^жол» № 4 психоневрологиялыщ бeлiмi, Астана, ^аза^стан 6 «UMC» КФ Балалар оцалту ¥лттыщ орталыгыныц «Балбула^» № 5 психоневрологиялыщ бeлiмi, Астана, ^аза^стан 7«^адам» № 2 психоневрологиялыщ бeлiмi, ¥лттыщ балалар оцалту орталыгы «UMC» КФ филиалы, Астана, ^аза^стан

Тужырымдама

Бул макалада авторлар нейропсихологиялык диагностикамен, жогары психикалык функциялардыц эрт^^ даму бузылыстарымен, сондай-ак бузылыстарды жою эдютерЫ балалар кешендi оцалтуында колдану ец перспективалы багыттарыныц 6ipi болып табылатыны жвнiнде таныстырады.

Мацызды свздер: оцалту - MYмкiндiктерi шектеулi балалар -нейропсихологиялык тексеру - жогары психикалык функциялар.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Булекбаева Ш. А.1, Султанова Г.М.2, Тайтубаева Г.К.3, Смакова А. С.4, Хан Л.А.5, Амирова А.Т.6, Парманова З.А.7

1 Филиал КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан

2Центр социально-педагогической реабилитации филиала КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан 3Центр инновационной реабилитации филиала КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан 4Коррекционно-методический отдел филиала КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан психоневрологический отдел № 4 «А^жол», Филиал КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан "Психоневрологический отдел № 5 «Балбула^», Филиал КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан психоневрологический отдел № 2 «^адам», Филиал КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации, Астана, Казахстан

Резюме

В данной статье авторы знакомят с нейропсихологической диагностикой, которая является одним из перспективных направлений в комплексной реабилитации детей, имеющие различные нарушения в развитии высших психических функций, а также методы коррекции выявленных нарушений.

Ключевые слова: реабилитация -дети с ограниченными возможностями-нейропсихологическое обследование-высшие психические функции.

© ®

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

№3 (41) 2016 Clinical Medicine of Kazakhstan

Введение

В современном обществе тенденции к увеличению количества детей с ограниченными возможностями приводят к широкому распространению различных методов коррекционно-развивающей работы. По данным статистики 2015 года в Казахстане насчитывается около 630 тысяч человек с ограниченными возможностями [1].

Нейропсихология является одним из перспективных направлений, реализуемых в условиях комплексной реабилитации с детьми, имеющими различные нарушения в развитии [2]. Она находится на стыке медицины, психологии и коррекционной педагогики и это даёт возможность наиболее полноценно использовать данный метод в условиях Национального центра детской реабилитации (г.Астана), где ежегодно проходят комплексную реабилитацию более 4200 детей. Комплексный подход в реабилитации - медицинский, педагогический и социальные аспекты, является одним из основных условий для достижения положительной динамики в развитии ребёнка с ограниченными возможностями. Это позволяет каждому ребёнку в силу собственных возможностей преодолевать ограничения в развитии, трудности коммуникации и в будущем быть активным членом общества.

Цель исследования: ознакомление с нейропсихологической диагностикой, которая является одним из перспективных направлений в комплексной реабилитации детей, имеющие различные нарушения в развитии высших психических функций

Материалы и методы

Нейропсихологическое обследованиепозволяет

оценить особенности в развитии различных зон головного мозга, которые влияют на формирование всех психических процессов у человека, а также определяет области нарушения в функционировании головного мозга и даёт возможность для постановки топического диагноза. Данное обследование направленно на оценку уровня сформированности памяти, внимания, речи, моторики, мышления, восприятия, умения планировать и оценивать деятельность, мотивационную сферу, волевые качества. С помощью повторного обследования можно определить динамику улучшений по итогам реабилитации пациента, тем самым контролировать ход лечения и при необходимости проводить его коррекцию/

Данная диагностика используется также для детей, не имеющих ограничений в развитии, но при этом испытывающие определенные трудности школьного обучения, коммуникации и многое другое. И, по мнению Ж.М. Глозман, нейропсихологический анализ позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур» [3].

Нейропсихологический подход реабилитации предполагает исследование всех высших психических функций, что дает возможность родителям или самим пациентам увидеть актуальные и потенциальные трудности и возможности их преодоления. Он включает в себя 3 этапа:

1. Диагностический этап.

2. Коррекционный этап.

3. Оценка эффективности коррекционной работы.

Нейропсихологическая диагностика проводится

посредством специальных проб, заданий, стандартизированных тестов, которые дают возможность определить не только количественную оценку, но и качественные особенности в развитии пациента.

В период с июля по ноябрь 2016 г. базе Национального центра детской реабилитации нейропсихологическое обследование было проведено 40 пациентам. Выборка включала следующие нозологические формы: ДЦП (80%), логоневроз (7,5%), ЗПР с СДВГ (10%), врожденный порок развития головного мозга (2,5%). Возраст детей составил от 5 до 13 лет.

Каждый пациент был обследован в соответствие с протоколом, соотнесенным с определенной возрастной группой, в которую он входил и с учетом индивидуальных особенностей. Длительность обследования составляла от 40 минут до 2 часов 30 минут, в соответствии с возрастом, диагностика проводилась в несколько сеансов. В ходе проведенного обследования для оценки высших психических функции были использованы детский нейропсихологический альбом Ж.М.Глозман(детям от 3 до 9 лет) и для детей от 9 лет альбом А.Р. Лурия.

Результаты

По результатам проведенной работы были получены следующие данные. У группы обследованных детей в 100% на первый план выступают нарушения нормального протекания психических процессов в средней степени выраженности, проявляющиеся в замедлении темпа работы, истощаемости, расстройства пространственного компонента различных видов психической деятельности, которые могут встречаться как изолированно, так и в самых разнообразных сочетаниях друг с другом. Это является признаками нарушения функционирования 1 функционального блока мозга (по А.Р.Лурии), отвечающий за регуляцию тонуса и бодрствования. Вышеописанные нарушения вторично приводят к задержке в формировании теменно-затылочных отделов (95%) и базально-височных отделов левого и правого полушарий мозга (2,5%) - 2 функциональный блок мозга, выполняющий функции приема, переработки и хранения информации. И в итоге, возникает патологическая заинтересованность префронтальных отделов (2,5%) - 3 функциональный блок мозга, выполняющий программирование, регуляцию и контроль деятельности.

Обсуждение

Учитывая выявленные нарушения, нами были даны рекомендации специалистам по работе с пациентом в период реабилитации и родителям для занятий дома. В условиях центра коррекция по результатам нейропсихологического обследования ориентирована на деятельность психолога и дефектолога. Но при этом основная нагрузка входит в обязанности родителей, так как для получения положительных результатов требуется длительное время коррекционных занятий. Предполагается при повторном поступлении на курс реабилитации в центр провести повторное обследование, с целью определения динамики в развитии.

Задачи при проведении коррекционной работы включали, прежде всего, коррекцию первичного нарушения, в нашем случае нейродинамический компонент психической деятельности (развитие произвольного внимания, оптимизация тонуса), и работу над вторичными нарушениями, при получении положительных результатов от коррекции первичных нарушений.

Положительные результаты в коррекционной работе могут быть получены лишь при системной работе родителей по предложенным рекомендациям от специалистов.

№3 (41) 2016 С1Ыса1 Medicine of Kazakhstan

Выводы

Нейропсихологическая диагностика, как новое перспективное направление, должна использоваться в комплексной реабилитации детей для составления

индивидуальной программы, индивидуального подхода к развитию и коррекции высших психических функций, что позволит улучшить качество жизни детей с ограниченными возможностями.

Литература

1. http://www.zakon.kz/

2. Homskaya ЕЛ. Neyropsihologiya.- SPb.: Piter,- 2007. - 496 s.

3. Glozman 2кМ. Neyropsihologiya detskogo vozrasta. М.: Akademiya, 2009. - 272 s.

№3 (41) 2016 СШюа1 Ме<Исте of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.