Фролова О.С.
психолог, ведущий специалист Титова Ю.О.
нейропсихолог, руководитель отделения Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
Москва, Россия
Нейропсихологический подход к диагностике развития и коррекционно-развивающему
обучению в раннем детстве
В настоящий момент в Ниц Детской нейропсихологии активно развивается направление, связанное с диагностикой актуального уровня развития ребёнка в раннем возрасте с последующей коррекционно-развивающей программой, направленной на преодоление проблем, связанных с функциональной незрелостью ВПФ. За последний год в центре обследовано 42 ребенка раннего возраста от 2,5 до 4 лет с задержками психоречевого и двигательного развития из них 12 посещали коррекционно-развивающие занятия в нашем центре. Обследование проводилось с использованием всего спектра нейропсихологических методов, предложенных Лурией и адаптированных для детей, если это позволял возраст и возможности ребенка, а также через наблюдение и задания направленные определить актуальный уровень (сенсорное, моторное развитие, слуховое восприятие, импрессивная и экспрессивная речь, интеллект, навыки и умения, игра) психического развития ребёнка. Последующие коррекционно-развивающие занятия проводились в рамках нейропсихологического подхода, используя за основу программу двигательной и когнитивной коррекции, адаптированную под особенности младшего возраста. Структура занятия позволила комплексно подойти к проблеме ребёнка, задействуя моторный, сенсорный, когнитивный уровни развития, была направлена на увеличение двигательной и познавательной активности ребенка через игру. Для отслеживания динамики была использована бальная система оценок в процессе занятия. Последующие нейропсихологические обследования показали, что применяемый метод является эффективным уже в столь раннем возрасте.
Наличие большого количество случаев задержек моторного и речевого развития у детей раннего возраста, а также значительное уменьшение этих проблем после коррекционно-развивающих занятий в рамках нейропсихологического подхода показали, что данный метод можно эффективно использовать для предотвращения более грубых дефектов в дошкольном и младшем школьном возрасте.