Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход к диагностике развития и коррекционно-развивающему обучению в раннем детстве'

Нейропсихологический подход к диагностике развития и коррекционно-развивающему обучению в раннем детстве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
939
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фролова О.С., Титова Ю.О.

В НИЦ детской нейропсихологии активно развивается направление, связанное с диагностикой актуального уровня развития ребенка в раннем возрасте с последующей коррекционно-развивающей программой, направленной на преодоление проблем, связанных с функциональной незрелостью высших психических функций. За последний год было обследовано 42 ребенка раннего возраста от 2,5 года до 4 лет с задержками психо-речевого и двигательного развития, из них 12 посещали коррекционно-развивающие занятия в Центре. Обследование проводилось с использованием всего спектра нейропсихологических методов, предложенных Лурией и адаптированных для детей, если это позволял возраст и возможности ребенка, использовались также наблюдение и задания, направленные на определение актуального уровня (сенсорное, моторное развитие, слуховое восприятие, импрессивная и экспрессивная речь, интеллект, навыки и умения, игра) психического развития ребенка. Последующие коррекционно-развивающие занятия проводились в рамках нейропсихологического подхода (за основу бралась программа двигательной и когнитивной коррекции, адаптированная для детей младшего возраста. Структура занятия позволила комплексно подойти к проблеме ребенка, задействуя моторный, сенсорный, когнитивный уровни развития, и была направлена на увеличение двигательной и познавательной активности ребенка через игру. Для отслеживания динамики была использована балльная система оценок в процессе занятия. Последующие нейропсихологические обследования показали, что применяемый метод является эффективным уже в столь раннем возрасте. Наличие большого количество случаев задержки моторного и речевого развития у детей раннего возраста, а также значительное уменьшение этих проблем после коррекционно-развивающих занятий в рамках нейропсихологического подхода показали, что данный метод можно эффективно использовать для предотвращения более грубых дефектов в дошкольном и младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological approach to diagnosis of development and corrective developing education in early childhood

The Research Centre of Children’s Neuropsychology has been actively developing diagnostics of the actual level of the young child’s development with a subsequent corrective-development program to solve the problems of functional immaturity of the. During the last year 42 young children of 2.5 to 4 years olds with handicapped psychoverbal and locomotion development were studied in the Centre, using the entire range of neuropsychological methods proposed by Luria and adapted for children. If the age and capacities of the child permitted, observation was also used and assignments were given aimed at determining the actual level (sensory, motor development, acoustic perception, impressive and expressive speech, intellect, skills, play) of the child’s psychic development. Subsequent corrective-developing were conducted under the neuropsychological approach, the program of locomotion and cognitive correction adapted for young children used as a basis. The class structure permitted an integrated approach to the child’s problem, locomotion, sensory and cognitive levels of development being involved. The program was aimed at augmentation of locomotion and cognitive activity of the child via play. To monitor the dynamics, a score system of marks was used in the course of the class. Subsequent neuropsychological examination demonstrated that the method used is effective in early childhood. A high incidence of handicapped of locomotion and verbal development in young children and a considerable decrease in the number of those problems upon the corrective-developing classes under the neuropsychological approach have demonstrated that this method can be used effectively to prevent some still worse defects in preschool education at primary school age.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход к диагностике развития и коррекционно-развивающему обучению в раннем детстве»

Фролова О.С.

психолог, ведущий специалист Титова Ю.О.

нейропсихолог, руководитель отделения Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

Москва, Россия

Нейропсихологический подход к диагностике развития и коррекционно-развивающему

обучению в раннем детстве

В настоящий момент в Ниц Детской нейропсихологии активно развивается направление, связанное с диагностикой актуального уровня развития ребёнка в раннем возрасте с последующей коррекционно-развивающей программой, направленной на преодоление проблем, связанных с функциональной незрелостью ВПФ. За последний год в центре обследовано 42 ребенка раннего возраста от 2,5 до 4 лет с задержками психоречевого и двигательного развития из них 12 посещали коррекционно-развивающие занятия в нашем центре. Обследование проводилось с использованием всего спектра нейропсихологических методов, предложенных Лурией и адаптированных для детей, если это позволял возраст и возможности ребенка, а также через наблюдение и задания направленные определить актуальный уровень (сенсорное, моторное развитие, слуховое восприятие, импрессивная и экспрессивная речь, интеллект, навыки и умения, игра) психического развития ребёнка. Последующие коррекционно-развивающие занятия проводились в рамках нейропсихологического подхода, используя за основу программу двигательной и когнитивной коррекции, адаптированную под особенности младшего возраста. Структура занятия позволила комплексно подойти к проблеме ребёнка, задействуя моторный, сенсорный, когнитивный уровни развития, была направлена на увеличение двигательной и познавательной активности ребенка через игру. Для отслеживания динамики была использована бальная система оценок в процессе занятия. Последующие нейропсихологические обследования показали, что применяемый метод является эффективным уже в столь раннем возрасте.

Наличие большого количество случаев задержек моторного и речевого развития у детей раннего возраста, а также значительное уменьшение этих проблем после коррекционно-развивающих занятий в рамках нейропсихологического подхода показали, что данный метод можно эффективно использовать для предотвращения более грубых дефектов в дошкольном и младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.