Комплексная помощь детям раннего и дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра
Титова Ю.О.
Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
имени А.Р. Лурия, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с проблемами психического развития на фоне расстройств аутистического спектра. Коррекционно-развивающая работа реализуется в рамках совместной деятельности нейропсихолога и логопеда-дефектолога на основе данных фундаментальных исследований отечественных и зарубежных специалистов.
Ключевые слова: комплексная коррекционно-развивающая работа, развитие психических функций, ранний дошкольный возраст.
Введение. В настоящий момент в Ниц Детской нейропсихологии имени А. Р. Лурия активно развивается направление комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, задержками речевого и психического развития. Коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на преодоление проблем, связанных с функциональной незрелостью ВПФ, осуществляется в двух основных направлениях: нейропсихологическая коррекция и занятия с логопедом-дефектологом.
Материалы и методы. За последний год в Центр обратились родители 63 детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет, имеющих медицински подтвержденные диагнозы: расстройства аутистического спектра, ЗПР, ЗРР, ОНР и алалии. В большинстве случаев имели место сочетанные нарушения. 24 ребенка из обозначенной группы прошли курсы коррекционно-развивающих занятий с нейропсихологом и логопедом-дефектологом на базе Ниц ДН имени А.Р. Лурия.
На первом этапе работы проводилась нейропсихологическая диагностика с использованием всего спектра нейропсихологических методов, предложенных А.Р. Лурия (2006, 2008) и адаптированных для детей дошкольного возраста (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е.Соболева, 2006 / 2008), позволяющая определить актуальный уровень (сенсорное, моторное развитие, слуховое восприятие, импрессивная и экспрессивная речь, интеллект, навыки и умения, игра) психического развития ребёнка. На основе анализа данных, полученных в результате нейропсихологической диагностики, были выявлены наименее сформированные звенья психического функционирования детей, а также зона ближайшего развития, представляющаяся важным фактором для дальнейшей коррекционной работы. Второй составляющей диагностического этапа являлось обследование логопеда-дефектолога с целью выявления и уточнения специфики речевых дефектов.
Описание программы коррекции. На базе совокупности данных первого этапа работы для каждого ребенка была разработана коррекционная программа, включавшая занятия нейропсихолога и логопеда-дефектолога с оптимальной периодичностью, учитывающей индивидуальные особенности. В рамках нейропсихологического подхода за основу использовалась программа двигательной и когнитивной коррекции, адаптированная для детей младшего возраста Глозман Ж.М. (2006, 2009). Обязательным звеном в структуре коррекционно-развивающей работы являлись консилиумы специалистов с целью обсуждения промежуточных результатов и координации совместной работы. Для отслеживания динамики была использована бальная система оценок в процессе занятий.
Результаты обследования детей после курсов занятий (нейропсихологическая диагностика и диагностика логопеда-дефектолога) показали высокую эффективность комплексного бригадного метода работы в отношении формирования всего спектра ВПФ, а также эмоционально-волевой сферы детей раннего и дошкольного возраста.
Выводы. Значительная положительная динамика в формировании ВПФ у детей со сложными нарушениями психического развития продемонстрировала, что активное взаимодействие нейропсихологов и логопедов-дефектологов в рамках комплексного бригадного метода работы позволяет существенно стимулировать развитие ребенка, а также прогнозировать и предотвратить возникновение более грубых дефектов на последующих этапах онтогенеза.
Библиография
Глозман Ж.М. 2009 Нейропсихология детского возраста - М.
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е., 2006. Нейропсихологическая диагностика в
дошкольном возрасте. - СПб.
Лурия А.Р. 2008. Высшие корковые функции - СПб.
Лурия А.Р. 2006. Основы нейропсихологии - М.