Научная статья на тему 'Нейропсихологический анализ вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в обучении'

Нейропсихологический анализ вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в обучении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / NEUROPSYCHOLOGICAL TESTING / ВЕРБАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / VERBAL FUNCTIONS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOLCHILDREN / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / LEARNING DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходаковская Гелена Фёдоровна

В статье рассматривается состояние вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ходаковская Гелена Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological Analysis of Verbal Functions of Primary School Pupils With Different Academic Progress

The article researches the features of the state of verbal functions of primary school pupils with different levels of academic progress: academically successful, having partial and complex difficulties in learning.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический анализ вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в обучении»

4. Саидова, Р. А. Значение оценки состояния репродуктивной системы в лечении бесплодия у женщин позднего репродуктивного возраста / Р. А. Саидова // Гинекология. - 2012. - № 2. - С. 69-74.

5. Stewart, D. International psychosocial and systemic issues in women's mental health / D. Stewart // Arch.Women's Mental Health. - 2001. -

V. 4(3). - P. 13-17.

6. Boivin, J. Stress level across stages of in vitro fertilization in subsequently pregnant and nonpregnant women / J. Boivin, J. Takefman // FertilSte-

ril. - 1995. - №. 64. - P. 802-810.

© Фёдорова Е. А., Гладкая В. С., 2014 УДК 159.95

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В ОБУЧЕНИИ

Г. Ф. Ходаковская

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается состояние вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения.

Ключевые слова: нейропсихологическое обследование, вербальные функции, младшие школьники, трудности в обучении.

Изучение вербальных функций детей является важнейшей стороной нейропсихологического обследования. Речь - это процесс общения посредством языка; это и основное средство мышления, с помощью которого происходит опосредование окружающей действительности; и средство регуляции собственных психических процессов человека.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы, каждый из которых вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Мозговая организация вербальной деятельности очень сложна, а её нарушения могут быть разнообразными и отличающимися по характеру в зависимости от того, какое из звеньев системы оказалось дефицитарным в процессе развития высших психических функций ребёнка [1; 2; 3; 4].

Уровень развития вербальных функций, сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи у первоклассников во многом определяют эффективность процесса овладения ими учебными компетенциями и адекватное использование получаемых знаний в практической деятельности (Симерницкая, 1995; Корсакова, 1997; Микадзе, 1997; Балашова, 2001; Полонская, 2007; Ахутина, Пылаева, 2008; Глозман, 2010).

Данное исследование направлено на сравнительный нейропсихологический анализ состояния вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в обучении. Применялись методы нейропсихологиче-ского обследования, разработанные А. Р. Лурией (1963), и адаптированные и снабжённые количественной оценкой в Лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [5]. Статистическая обработка данных производилась посредством описательных статистик, анализа частот, одно-факторного дисперсионного анализа ANOVA. Использовался пакет программ SPSS 17 for Windows.

В исследовании принимали участие 153 первоклассника общеобразовательных школ г. Минусинска. Возраст испытуемых составил 7-8 лет. Анализ результатов оценивания учителями первых классов итоговых контрольных работ в конце первого года обучения позволил определить группы детей с разным уровнем успешности в учебной деятельности: первая группа - дети (42,5 %), успешно овладевающие учебным материалом по всем основным школьным предметам; вторая группа - учащиеся (16,3 %) с парциальными трудностями учения (затруднено усвоение знаний, формирование навыков по отдельным школьным предметам); третья группа -первоклассники (41,2 %) с комплексными трудностями учения (допускают систематические ошибки при выполнении учебных заданий разной направленности).

С целью изучения вербальных возможностей младших школьников применялись методики оценки речевых функций, способности к продуцированию ассоциативных рядов, слухоречевой памяти, которые позволили выявить состояние развития разных компонентов речевой системы у детей в зависимости от успешности в учебной деятельности: проба на сформированность слоговой структуры слова оценивает состояние серийной организации на уровне построений послоговой программы высказывания; пересказ текста даёт возможность проанализировать особенности грамматического оформления, смысловой адекватности и самостоятельности, программирования текста, его лексического оформления; ассоциативный эксперимент исследует способность к активному извлечению слов, возможности переключения с одного слова на другое, различение и осуществление точного выбора слов нужной грамматической или лексико-семантической категории; проба на оценку слу-хоречевой памяти (запоминание двух групп слов по три слова) исследует особенности фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации (непроизвольной слухоречевой памяти, объёма, долговременности хранения, устойчивости к интерференции); пробы на понимание логико-грамматических конструкций позволяют оценить отношения между двумя объектами или ситуациями, представленными в предложении, и особенности декодирования предметной соотнесённости объектов в пространстве.

Слоговая структура слова лучше сформирована у первоклассников, успешных в обучении, которым в большей степени свойственно чёткое и правильное воспроизведение слов (р < 0,05 - при сравнении со второй группой; р < 0,001 - при сравнении с третьей группой).

У школьников с парциальными трудностями обучения чаще встречается замедленное или послоговое повторение сложных слов, изменение структуры слогов внутри слова. У школьников с комплексными трудностями учения при воспроизведении слов отмечаются нарушения слоговой структуры слова, пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов и т. д.

При пересказе 73,8 % первоклассников из первой группы и 68 % из второй группы способны правильно, но однообразно выстраивать конструкции. У 55,6 % младших школьников из третьей группы встречаются нарушения порядка слов и у 31,7 % - аграмматизмы (р < 0,001 - при сравнении с первой группой).

Нейропсихологический анализ сделал возможным получение дифференцированной информации о состоянии вербальных функций первоклассников в зависимости от успешности в обучении.

Возможности смыслового программирования текста у детей, хорошо успевающих по всем школьным предметам, и у младших школьников с парциальными трудностями в учебной деятельности лучше, чем у первоклассников с комплексными трудностями учения. 35,4 % детей из первой и 56 % детей из второй групп не всегда точно при пересказе описывают ситуацию, при этом правильные ответы на вопросы психолога указывают на понимание ими скрытого смысла. Учащимся из третьей группы (49,2 %) в большей степени свойственно искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи (р < 0,001 - при сравнении с первой и второй группами).

Построение текста успешнее осуществляется у детей из первой группы (р < 0,001 - при сравнении с третьей группой) и школьников из второй группы (р < 0,05 - при сравнении с первой группой). У 69,2 % успевающих детей и у 56 % школьников с парциальными трудностями распространено отсутствие связующих или пропуск отдельных смысловых звеньев. У 36 % детей из второй и 33,3 % из третьей групп имеется тенденция к перечислению деталей и событий, отмечается фрагментарность текста, они допускают неоднократные необоснованные повторы слов в грамматических конструкциях, им необходимы наводящие вопросы. Для первоклассников с комплексными трудностями учения (30,2 %) невозможно построение связного текста даже в условиях помощи.

Младшим школьникам, независимо от успешности в обучении, не удаётся адекватно использовать вербальные средства при пересказе. У детей, успешных в обучении (43,1 %), отмечается поиск слов с использованием непродуктивной лексики, встречаются единичные словесные замены. Для большинства школьников с парциальными трудностями в обучении (60 %) характерны бедность словаря, неоднократные словесные замены. У первоклассников с комплексными трудностями учения (33,3 %) встречаются далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Тем не менее, у детей из первых двух групп способности к лексическому оформлению текста при пересказе значительно лучше (р < 0,05).

Первоклассники из первой группы в хорошем темпе, равномерно продуцируют разнообразные слова, способны активно переключаться с одного слова на другое, с одной семантической группы на другую, а также различать и отбирать слова нужной грамматической категории, осуществлять точный выбор слов одной лексико -семантической категории. Младшие школьники из второй группы (при более успешной продуктивности в спонтанной актуализации слов по сравнению с детьми из третьей группы) допускают частые повторы целых слов или используют однокоренные слова (р < 0,1 - по сравнению с первой группой; р < 0,05 - по сравнению с третьей группой). Они недостаточно владеют конкретной лексикой, т. е. используют частотные слова и слова с обобщённым значением (р < 0,1 - по сравнению с первой группой; р < 0,05 - по сравнению с третьей группой). Дети из третьей группы обнаруживают трудности вхождения в задание, затрудняются в спонтанном извлечении слов, в осуществлении точного выбора слов одной лексико-семантической категории, имеют речевые номинативные трудности, стратегиям выбора слов свойственен упрощённый характер (табл. 1).

Таблица 1

Среднегрупповые показатели продуктивности в ассоциативном вербальном эксперименте (в баллах)

Показатели Группы младших школьников Уровни различий (сравнение по группам)

1 2 3 1-2 1-3

Свободные ассоциации 1,1 1,0 0,9 0,000**

Актуализация действий 0,8 0,6 0,7 0,094~ 0,013*

Называние растений 1,0 0,8 0,9 0,006*

Примечание: ** - р < 0,001; * - 0,001 < р < 0,05; ~ - 0,05 < р < 0,1.

Интерес представляет состояние слухоречевой памяти. Эта функция является очень важной в процессе становления речи, и от её сформированности зависит готовность ребёнка к обучению в школе.

У первоклассников с комплексными трудностями учения возможности в обработке слухоречевой информации существенно снижены. Анализ способности к восприятию и воспроизведению слов при повторении обнаруживает значимые отличия: у первоклассников первых двух групп данные способности выше по сравнению с младшими школьниками из третьей группы. У детей с комплексными трудностями при повторении стимуль-

ных слов чаще встречаются звуковые замены (40 %), искажения (12,3 %) и вертикальные повторы однажды допущенной ошибки (13,8 %) (табл. 2).

Таблица 2

Среднегрупповые показатели при повторении (в баллах). Проба на оценку слухоречевой памяти

Показатели Группы младших школьников Уровни различий (сравнение по группам)

1 2 3 1-3 2-3

1 повторение 5,7 5,8 5,3 0,005* 0,017*

2 повторение 5,9 5,8 5,4 0,001* 0,046*

3 повторение 5,8 5,8 5,5 0,007*

Звуковые замены 0,6 0,6 1,3 0,003* 0,034*

Искажение слов 0,2 0,4 0,5 0,050~

Вертикальные повторы 0,2 0,3 0,7 0,001* 0,086~

Примечание: ** - р < 0,001; * - 0,001 < р < 0,05; ~ - 0,05 < р < 0,1.

Младшим школьникам, хорошо овладевающим учебными компетенциями, свойственно успешное запоминание и воспроизведение вербального материала. Учащиеся с парциальными трудностями в обучении характеризуются сниженным объёмом кратковременной памяти. У первоклассников с комплексными трудностями учения выявлены слабые возможности фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации, о чём свидетельствуют: малый объём акустического восприятия, трудности переработки слуховой информации, наличие правополушарного дефицита (искажения слов, нарушение порядка слов, низкий объём непроизвольной памяти) (табл. 3).

Первоклассники, успешные в обучении, хорошо понимают логико-грамматические конструкции. Младшие школьники с парциальными и комплексными учебными трудностями затрудняются в понимании пассивных конструкций с прямой и обратной последовательностью элементов в предложении (р < 0,05 - по сравнению со второй группой; р < 0,001 - по сравнению с третьей группой). Характер ошибок при декодировании предложных конструкций детьми с трудностями в обучении указывает на сложности в понимании «квазипространственных» отношений, выражающихся с помощью предлогов «за» и «перед» (р < 0,05 - по сравнению со второй и с третьей группой). Среди вариантов ошибочного декодирования фраз обнаруживаются замены предлогов и слов, сочетающихся с ними, иногда эти ошибки допускаются в сочетании. Наиболее частые комплексные ошибки встречаются у школьников из третьей группы.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели слухоречевой памяти (в баллах)

Показатели Группы младших школьников Уровни различий (сравнение по группам)

1 2 3 1 - 2 1 - 3 2 - 3

1 воспроизведение 2,9 2,6 1,9 0,000** 0,017*

2 воспроизведение 4,4 4,6 3,7 0,010* 0,009*

3 воспроизведение 4,9 4,1 4,1 0,011* 0,001*

Отсроченное воспроизведение 4,3 4,0 3,5 0,002*

Звуковые замены 0,4 0,4 0,7 0,028*

Искажения слов 0,7 0,9 1,6 0,000** 0,064~

Вербальные замены 0,0 0,0 0,1 0,065~

Вплетения и контаминации 0,3 0,6 0,6 0,075~

Горизонтальные повторы 0,1 0,0 0,4 0,002* 0,002*

Вертикальные повторы 1,3 1,6 2,7 0,000** 0,026*

Пропуски слов 5,5 6,2 7,5 0,004*

Нарушение порядка слов 2,1 2,6 2,9 0,090~

Примечание: ** - р < 0,001; * - 0,001 < р < 0,05; ~ - 0,05 < р < 0,1.

Таким образом, в результате проведённого исследования можно сделать ряд основных выводов: младшие школьники, хорошо успевающие по всем основным школьным предметам, имеют высокий уровень сформированности вербальных функций, который обеспечивает им успешность при построении связной речи, при восприятии, запоминании и воспроизведении слухоречевого материала, при активном извлечении слов, при понимании логико-грамматических отношений;

у учащихся первых классов с парциальными трудностями в обучении при довольно успешных способностях к смысловому программированию, к построению, лексическому оформлению текста (уровень связной речи), к непроизвольному запоминанию отмечается замедленное или послоговое повторение сложных слов, недостаточное владение конкретной лексикой в условиях свободной актуализации слов. У них снижен объём кратковременной памяти, имеются трудности в фонематическом восприятии. Дети затрудняются в декодировании предложных и пассивных конструкций с обратным порядком следования слов. Недостаточное развитие вербальных функций влияет на качество процесса усвоения знаний детьми по отдельным основным школьным предметам;

первоклассники с комплексными трудностями учения характеризуются существенно более низким уровнем сформированности вербальных функций, что проявляется на уровнях серийной организации речи и построения высказывания. У них затруднено спонтанное извлечение слов, отмечаются номинативные трудности. Для детей характерны низкие способности к фонематическому анализу, малый объём акустического восприятия и трудности при запоминании слухоречевой информации. Возникают значительные трудности при декодировании сложных речевых сообщений, независимо от типа логико-грамматической конструкции.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 320 с.

2. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / под ред. Т. А. Фотековой. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. - 168 с.

3. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 64 с.

4. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил.

5. Фотекова, Т. А. Практикум по клинической психологии. Часть 1. Нейропсихологическая диагностика: учебно-методический комплекс по дисциплине / Т. А. Фотекова. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. - 92 с.

© Ходаковская Г. Ф., 2014

УДК 616.832-005.1:577.1(571.513)

КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ С ИНСУЛЬТОМ

В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

М. Л. Холин1, О. И. Зайцева1 2, Е. В. Косова1

'Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 2Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера СО РАМН

Приведена частота встречаемости геморрагического и ишемического инсультов в Республики Хакасия за 2009—2013 годы. Рассматриваются клинические характеристики ишемического и геморрагического инсультов с учётом клинического варианта, очага поражения, половых, возрастных, этнических особенностей и исхода заболевания. Ключевые слова: ишемический инсульт, хакасы, эпидемиология.

Введение. Инсульт является серьёзной медико-социальной проблемой во всём мире. По оценкам ВОЗ, только в 2004 году от сердечно-сосудистых заболеваний в мире умерло 17,1 млн человек, из них 5,7 млн (33,3 %) человек - в результате инсульта, что ставит его на второе место в общей структуре смертности населения. По прогнозам, к 2030 году смертность от сердечно-сосудистых заболеваний достигнет 23,6 млн человек, главным образом от болезней сердца и инсульта, которые останутся ведущими и основными причинами смерти и инва-лидизации населения [1; 4]. На долю ишемических инсультов в среднем приходится 70-85,7 % всех инсультов, на долю внутримозговых кровоизлияний - 17 %, на долю субарахноидальных кровоизлияний - 3 %. Частота инсультов в популяции старше 50-55 лет увеличивается в 1,8-2,0 раза в каждом последующем десятилетии жизни [2], что в совокупности с демографическим старением населения и недостаточностью контроля над основными факторами риска обусловит рост количества пациентов с данной нозологией [3]. Ежегодно инсульт развивается у 0,2 % всего населения земного шара и более чем у 1 % лиц старше 65 лет. Смертность после впервые в жизни развившегося инсульта составляет 12 % в течение первых 7 дней, 19 % - в течение 30 дней, 31 % - в течение года и 60 % - в течение 5 лет [5; 6].

В связи с тем, что развитие ишемического инсульта неуклонно прогрессирует и смертность от данной патологии остаётся высокой, изучение клиники, эпидемиологии и диагностической информативности биохимических показателей у больных ишемическим инсультом в Республике Хакасия является актуальным и имеет теоретическое и прикладное значение.

Цель исследования: изучить эпидемиологию, клинические проявления ишемического и геморрагического инсультов у больных в Республике Хакасия для оптимизации системы профилактики и помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения.

Материалы и методы исследования. Оценку встречаемости геморрагического и ишемического инсультов, состояния здоровья (заболеваемость) населения проводили по данным формы 12 «Сведения о числе заболевших, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», предоставленным статистическим отделом Министерства здравоохранения Республики Хакасия за период 2009-2013 гг. по отдельным населённым пунктам.

Оценка национального состава населения Республики Хакасия и смертности осуществлялась по данным, предоставленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по РХ (Хакас-стат).

Для выявления особенностей клинических проявлений острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК) проведён ретроспективный анализ 390 историй болезни пациентов с ишемическим и геморрагическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.