Научная статья на тему 'Клинические и психологические особенности женщин с бесплодием'

Клинические и психологические особенности женщин с бесплодием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
658
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / REPRODUCTIVE HEALTH / БЕСПЛОДИЕ / INFERTILITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ / THE MENTAL STATE OF INFERTILE WOMEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фёдорова Катерина Александровна, Гладкая Валентина Сергеевна

В статье освещены актуальные проблемы репродуктивного здоровья женщин, страдающих бесплодием. Также изучены психологические особенности женщин, страдающих этой патологией, на основании собственных данных. Представлены основные причины бесплодия у женщин и их психологические особенности в сравнении с женщинами без репродуктивных проблем. Рекомендовано применение комплексного подхода в лечении бесплодия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фёдорова Катерина Александровна, Гладкая Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical and Psychological Features of Infertile Women

The actual problems of the reproductive health of infertile women are presented in the article. Also, the article studies psychological features of the women suffering from this pathology on the basis of their own data. The article presents the main causes of infertility and mental state of such women in comparison with women without reproductive problems. It recommends the use of complex approach to the treatment of the infertility.

Текст научной работы на тему «Клинические и психологические особенности женщин с бесплодием»

УДК 618.17-083

КЛИНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ

Е. А. Фёдорова, В. С. Гладкая

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье освещены актуальные проблемы репродуктивного здоровья женщин, страдающих бесплодием. Также изучены психологические особенности женщин, страдающих этой патологией, на основании собственных данных. Представлены основные причины бесплодия у женщин и их психологические особенности в сравнении с женщинами без репродуктивных проблем. Рекомендовано применение комплексного подхода в лечении бесплодия.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, бесплодие, психологические особенности женщин с бесплодием.

Введение. Тревожная демографическая ситуация, сложившаяся в России, в значительной степени связана со снижением репродуктивного здоровья женского населения.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, показатели перинатальной, материнской заболеваемости превышают среднеевропейский уровень в три раза.

В настоящее время одним из главных условий, от которого всецело зависит демографическая судьба нашей страны, является повышение уровня рождаемости, поддержка института семьи [10].

Бесплодие - основное физиологическое препятствие для рождения ребёнка и обретения женщиной важнейшего для неё статуса материнства [13]. По данным Всемирной организации здравоохранения, бесплодием в мире страдает 60-80 млн человек. В России диагноз «бесплодие» ежегодно ставят одной из 20 женщин репродуктивного возраста. В нашей стране бесплодны 4-4,5 млн супружеских пар, в 40-60 % случаев эта трагедия обусловлена нарушениями репродуктивной функции женщины, в 27-48 % - проблемами здоровья обоих супругов. Вследствие нарушений биологических механизмов, отвечающих за процесс репродукции, количество бесплодных браков достигло 15 % и имеет тенденцию к увеличению. Таким образом, проблема бесплодия в РФ существенно влияет на демографические показатели, приобретая статус медицинской проблемы общегосударственного масштаба [6].

Согласно «Руководству по стандартизированному обследованию и диагностике бесплодных супружеских пар» (ВОЗ, 1993), выделяют 22 причины бесплодия у женщин. В основном - это хронические инфекционные заболевания органов малого таза, эндокринные нарушения, пороки развития половых органов, зачастую неправильный образ жизни.

Вместе с тем существует большое количество исследований, в результате которых причину бесплодия выяснить не удаётся, а в связи с этим не представляется возможным разработать методы профилактики и лечения данной категории пациентов [18]. Исследователи предполагают, что ведущим этиопатогенетическим звеном такого бесплодия у женщин является эмоциональный стресс [22]. Имеются данные, указывающие на прямую зависимость между хроническим стрессом, вызванным именно бесплодием, и отрицательным исходом процедуры ЭКО [23]. Болезненная фиксация на собственном бесплодии, одержимость идеей материнства в сочетании с высокой сензитивностью формируют синдром репродуктивной неполноценности, вследствие чего возникают расстройства психоэмоциональной и сексуальной сфер. Формируется механизм «порочного круга». В ответ на длительную психогению возникает множество психосоматических заболеваний с вовлечением других органов и систем. У ряда женщин, страдающих бесплодием, отмечаются различные психосоматические расстройства (желудочно-кишечные заболевания, ожирение, вегетососудистая дистония, артериальная гипертензия). Тревожное ожидание и разочарование при начале очередной менструации приводят к нарушению менструального цикла.

Несмотря на значительный прогресс в области разработки и внедрения современных медицинских технологий, позволяющих контролировать сложнейшие функции человеческого организма, эффективность диагностики и лечения многих форм гинекологической и акушерской патологии остаётся невысокой. Это связано с недостаточным использованием методологии системного подхода к проблеме, пониманием места и роли центральной нервной системы в репродуктивном системогенезе, которой отводится второстепенная роль в процессах репродукции. Полноценное изучение системы женской репродукции возможно только при условии междисциплинарного подхода, обеспечивающего интеграцию соответствующих физиологических, психологических и медицинских направлений исследований. В связи с этим актуально изучение психологических и физиологических предпосылок, приводящих к бесплодию, с целью их коррекции.

Целью данного исследования является изучение клинических и психологических особенностей женщин с бесплодием.

Материал и методы исследования. Методом сплошной выборки проведён ретроспективный анализ амбулаторных карт женщин, находящихся на учёте по бесплодию в ГБУЗ РХ «Республиканский центр планирования семьи и репродукции». Всего проанализировано 40 амбулаторных карт женщин в возрасте от 19 до 40 лет с диагнозом «бесплодие». Средний срок бесплодия составил 6,8 ± 0,8 года.

Проведена комплексная оценка анамнестических данных, включающих акушерско-гинекологическую патологию, факторы риска бесплодия и психологические особенности женщин. Эмпирическое исследование проводилось и среди пациенток женской консультации ГБУЗ РХ «Клинический родильный дом г. Абакана». Сбор данных осуществлялся путём анкетирования респондентов прямым опросом.

Всего в анкетировании приняли участие 50 человек: 25 женщин с установленным диагнозом «бесплодие» (средний возраст 33 ± 4,6 года; длительность бесплодия 5,1 ± 3,5 года). В группу контроля вошли 25 здоровых женщин в возрасте от 25 до 40 лет, без проблем с зачатием и вынашиванием ребёнка в анамнезе, и на момент исследования они имели одного и более детей.

Исследование психологических состояний пациенток проводили с использованием следующих опросников:

- тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку);

- шкала Спилберга-Ханина для определения уровня ситуативной и личностной тревожности;

- тест на стрессоустойчивость С. Коухена и Г. Виллиансона.

Статистический анализ материала проведён в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выборочным исследованиям с использованием пакета программного обеспечения STATISTICAv. 6. © STATSOFT, USA. Оценка достоверности различий между группами производилась с помощью углового преобразования Фишера.

Результаты и обсуждение. Средний возраст женщин с бесплодием составил 32,8 ± 0,6 года, с преобладанием возрастной группы 30-40 лет (80 %), что свидетельствует о том, что с возрастом у женщин не только уменьшается вероятность естественного зачатия ребёнка, но и повышается вероятность спонтанного прерывания беременности.

Среди обследованных преобладали женщины с вторичной формой бесплодия (65 %), у 28 % в анамнезе были роды и в 100 % - прерывание беременности от одного до четырёх раз. Таким образом, аборт - один из главных этиологических факторов бесплодия.

Наиболее распространённой формой бесплодия является трубно-перитонеальная (40 %), смешанная форма наблюдалась в 27,5 % случаев, бесплодие неясного генеза - в 32,5 % случаев.

Все обследованные женщины имели в анамнезе гинекологические заболевания; чаще встречался вагинит (40 %), в качестве этиологического фактора выступали: в 60 % случаев - дрожжеподобные грибы рода Candida, в 28 % - микоплазмы, в 12 % - трихомонады. У 60 % женщин с бесплодием выявлена дисплазия шейки матки, и у 40 % - цервицит. Миома матки встречалась в 45 % случаев, хронический эндометрит - в 25 %. Эндометриоз тела матки составил 20 %, полипы эндометрия наблюдались в 20 % случаев. Хронический аднексит отмечен в 65 % и поликистоз яичников - в 40 % случаев. Врождённые деформации матки, такие как седловидная и двурогая матка, наблюдались в 5 % случаев.

Оперативные вмешательства, способствующие развитию спаечного процесса, проводились у 27,5 % женщин (у 15 % - сальпингостомия, у 5 % - лапароскопическая цистэктомия, у 7,5 % женщин - тубэктомия).

При исследовании самооценки по Айзенку выявлено, что у женщин с бесплодием преобладают: высокий уровень тревожности (60 %), высокий уровень фрустрации (52 %), средний уровень ригидности (60 %), по сравнению с женщинами, не имеющими проблем с репродуктивной системой, для которых характерны: низкий уровень тревожности (76 %), низкий уровень фрустрации (80 %), низкий уровень ригидности (60 %). Различия между группами обследованных статистически значимы (p < 0,01).

При исследовании уровня тревожности выявлено, что женщины с бесплодием демонстрируют высокие уровни ситуативной (52 %) и личностной (60 %) тревожности по сравнению с женщинами, не имеющими такой патологии - 8 % и 12 % (p < 0,01).

Для женщин с бесплодием характерна повышенная чувствительность к стрессу (72 %), для группы контроля в основном характерна хорошая устойчивость к стрессу (44 %). Различия между группами обследованных статистически достоверны (p < 0,01).

Выводы. Таким образом, женщины, страдающие бесплодием, помимо нарушений функционирования репродуктивной системы, имеют определённые психологические особенности, которые при установлении данного диагноза усугубляют течение патологического процесса, формируя «порочный круг».

Следовательно, лечение бесплодия у женщин должно быть комплексным и сопровождаться медицинскими психологами с целью коррекции психологических состояний пациенток.

Использование комплексного подхода в лечении женщин, страдающих бесплодием, в сочетании с коррекцией психоэмоциональной сферы, без сомнения, приведёт к улучшению результатов.

Библиографический список

1. Токова, З. З. Организационно-правовые аспекты медицинской помощи при бесплодном браке / З. З. Токова, И. Е. Корнеева // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 5. - С. 35-38.

2. Пересада, О. А. Репродуктивное здоровье женщин: руководство для врачей / О. А. Пересада. - М.: Медицинское информационное агентство, 2009. - 678 с.

3. Гарданова, Ж. Р. Исследование тревоги женщин с репродуктивными расстройствами в период беременности / Ж. Р. Гарданова, М. Ю. Норина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 72-76.

4. Саидова, Р. А. Значение оценки состояния репродуктивной системы в лечении бесплодия у женщин позднего репродуктивного возраста / Р. А. Саидова // Гинекология. - 2012. - № 2. - С. 69-74.

5. Stewart, D. International psychosocial and systemic issues in women's mental health / D. Stewart // Arch.Women's Mental Health. - 2001. -

V. 4(3). - P. 13-17.

6. Boivin, J. Stress level across stages of in vitro fertilization in subsequently pregnant and nonpregnant women / J. Boivin, J. Takefman // FertilSte-

ril. - 1995. - №. 64. - P. 802-810.

© Фёдорова Е. А., Гладкая В. С., 2014 УДК 159.95

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В ОБУЧЕНИИ

Г. Ф. Ходаковская

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается состояние вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения.

Ключевые слова: нейропсихологическое обследование, вербальные функции, младшие школьники, трудности в обучении.

Изучение вербальных функций детей является важнейшей стороной нейропсихологического обследования. Речь - это процесс общения посредством языка; это и основное средство мышления, с помощью которого происходит опосредование окружающей действительности; и средство регуляции собственных психических процессов человека.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы, каждый из которых вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Мозговая организация вербальной деятельности очень сложна, а её нарушения могут быть разнообразными и отличающимися по характеру в зависимости от того, какое из звеньев системы оказалось дефицитарным в процессе развития высших психических функций ребёнка [1; 2; 3; 4].

Уровень развития вербальных функций, сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи у первоклассников во многом определяют эффективность процесса овладения ими учебными компетенциями и адекватное использование получаемых знаний в практической деятельности (Симерницкая, 1995; Корсакова, 1997; Микадзе, 1997; Балашова, 2001; Полонская, 2007; Ахутина, Пылаева, 2008; Глозман, 2010).

Данное исследование направлено на сравнительный нейропсихологический анализ состояния вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в обучении. Применялись методы нейропсихологиче-ского обследования, разработанные А. Р. Лурией (1963), и адаптированные и снабжённые количественной оценкой в Лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [5]. Статистическая обработка данных производилась посредством описательных статистик, анализа частот, одно-факторного дисперсионного анализа ANOVA. Использовался пакет программ SPSS 17 for Windows.

В исследовании принимали участие 153 первоклассника общеобразовательных школ г. Минусинска. Возраст испытуемых составил 7-8 лет. Анализ результатов оценивания учителями первых классов итоговых контрольных работ в конце первого года обучения позволил определить группы детей с разным уровнем успешности в учебной деятельности: первая группа - дети (42,5 %), успешно овладевающие учебным материалом по всем основным школьным предметам; вторая группа - учащиеся (16,3 %) с парциальными трудностями учения (затруднено усвоение знаний, формирование навыков по отдельным школьным предметам); третья группа -первоклассники (41,2 %) с комплексными трудностями учения (допускают систематические ошибки при выполнении учебных заданий разной направленности).

С целью изучения вербальных возможностей младших школьников применялись методики оценки речевых функций, способности к продуцированию ассоциативных рядов, слухоречевой памяти, которые позволили выявить состояние развития разных компонентов речевой системы у детей в зависимости от успешности в учебной деятельности: проба на сформированность слоговой структуры слова оценивает состояние серийной организации на уровне построений послоговой программы высказывания; пересказ текста даёт возможность проанализировать особенности грамматического оформления, смысловой адекватности и самостоятельности, программирования текста, его лексического оформления; ассоциативный эксперимент исследует способность к активному извлечению слов, возможности переключения с одного слова на другое, различение и осуществление точного выбора слов нужной грамматической или лексико-семантической категории; проба на оценку слу-хоречевой памяти (запоминание двух групп слов по три слова) исследует особенности фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации (непроизвольной слухоречевой памяти, объёма, долговременности хранения, устойчивости к интерференции); пробы на понимание логико-грамматических конструкций позволяют оценить отношения между двумя объектами или ситуациями, представленными в предложении, и особенности декодирования предметной соотнесённости объектов в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.