UDC 159.9
HISTORICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF STUDY OF LIES PHENOMENON IN ADOLESCENCE Tatyana Borisovna SHCHEGLOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
Approaches to understand lies in domestic and foreign studies are analyzed. Lie is disclosed as the difference between the verbal and the real picture of the world in the behavior self-assertion teenager. The situation lies in the manifestation of under-adolescence are described.
Key words: adolescence; lie; self-assertion; picture of world.
УДК 159.923
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ НАРУШЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ1
© Мария Геннадьевна РЯБОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии, e-mail: [email protected]
Рассмотрены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме влияния психологических факторов на течение беременности женщин и индивидуальнопсихологическим особенностям женщин, страдающих бесплодием. Показано, что наряду с соматическими факторами на невынашивание беременности оказывают влияние социальные и психологические особенности. Описана роль психологических факторов при бесплодии.
Ключевые слова: нарушения репродуктивной функции женщин; невынашивание беременности; бесплодие; психологические факторы; индивидуально-психологические особенности.
В последнее время нарушения репродуктивного здоровья становятся все более распространенными. Это приводит к возникновению целых направлений в области психологии и медицины, а именно перинатальной психологии, психологии репродуктивной сферы, репродуктивной медицины. В настоящее время очень большое количество семей имеют разнообразные проблемы с зачатием, вынашиванием и рождением детей [1].
Репродуктивная сфера представляет собой систему физиологических и психических механизмов, объединенных для реализации задачи репродукции, в которую у человека входит: зачатие, вынашивание, рождение ребенка и его выращивание и воспитание. Можно выделить ряд особенностей репродуктивной сферы, которые отличают ее от остальных сфер жизнедеятельности.
1 Работа выполнена при поддержке проекта № 6.8309.2013, выполняемого в рамках государственного задания Минобрнауки РФ.
1. Репродуктивная сфера направлена на реализацию не индивидных, а видовых потребностей, не является системой жизнеобеспечения индивида, и ее нарушение не угрожает успешности индивидуального существования.
2. Репродуктивная сфера состоит из двух частей - половой и родительской, которые имеют единые физиологические механизмы, но существенно различные психические компоненты: половое поведение направлено на удовлетворение индивидных потребностей, а родительское поведение реализует видовые потребности и может вступать в конфликт с индивидными потребностями.
3. В репродуктивной сфере существует тесная связь между физиологической и психической составляющими, которая проявляется в обязательном сопряженном функционировании этих составляющих на каждом этапе осуществления репродуктивной функции.
4. Регуляция реализации репродуктивной функции осуществляется доминантой материнства, которая включает ряд последовательно актуализирующихся субдоминант, регулирующих выполнение каждого этапа репродуктивной функции.
5. Нарушения репродуктивной функции имеют системный характер и связаны с искажением работы соответствующих доминант, в строении которых включен психический компонент, проявляющийся в форме психологической неготовности к выполнению репродуктивной функции [1].
В современной психологии реализация репродуктивной функции женщины рассматривается как образование доминанты материнства, при актуализации которой осуществляется системный процесс, обеспечивающий необходимое функционирование всех физиологических и психических функций для выполнения этой задачи.
В перинатальной психологии принято выделять две группы женщин (А и Б), имеющих разные особенности репродуктивного статуса [2].
В группу А входят женщины, имеющие нарушение репродуктивной функции до беременности в основном гормонального происхождения, бесплодие или трудности зачатия, угрозу прерывания беременности и невынашивания, нарушение внутриутробного развития ребенка с минимальным риском для здоровья женщины. Им свойственны следующие психологические особенности: эмоциональная неустойчивость, склонность к гиперстеническому реагированию; склонность к перепадам настроения; болезненное отношение к неудачам с накоплением отрицательных эмоций и их взрывчатым выплеском; склонность к формированию сверх-ценных идей, что проявляется в сверхценности беременности, своей репродуктивной функции; искажение женской идентичности: усиление маскулинных качеств и ослабление женственности, отвержение собственной женственности; снижение уровня социальной адаптации, отсутствие гибкости во взаимодействии; конфликтные отношения с матерью, иногда выражающиеся в некритичной идеализации и недифференцированном представлении об отношениях с ней; неудовлетворенность собой, завышенная самооценка и др.
В группу Б входят женщины, имеющие гинекологические заболевания соматического характера и негинекологические соматические проблемы, влияющие на успешность репродуктивной функции и одновременно угрожающие здоровью женщины. Для женщин из этой группы характерны следующие психологические особенности: эмоциональная неустойчивость, склонность к гипосте-ническому реагированию; склонность к пониженному настроению, раздражительность; снижение общей активности; подверженность стрессам, склонность к депрессиям; зависимость от окружающих, поиск внешней помощи; нормальная женская идентичность, усиление женственности; тревожные, зависимые, симбиотические отношения с матерью; неуверенность в себе, заниженная самооценка, чувство вины; доверие, некритич-ность по отношению к другим; неуверенность в своей материнской компетентности, сверхответственность; повышенная ценность ребенка, но возможна и пониженная; повышенная тревожность с преимущественно выраженной соматической (функциональной) составляющей; невротизация по типу «бегство в болезнь»; аутоагрессия, чаще подавленная, риск суицида.
Выявленные особенности свидетельствуют о том, что женщины обеих групп имеют, во-первых, выраженный внутренний конфликт в материнской сфере, во-вторых, нарушения психологической адаптации и инфантильный способ разрешения конфликтной ситуации по типу соматизации, в-третьих, различия по форме конфликта в материнской сфере, адаптационным механизмам и формам соматизации конфликтной ситуации.
Г.Г. Филипповой выделены общие особенности проявления конфликта в материнской сфере у женщин с нарушением репродуктивной функции [2].
Для женщин группы А характерны:
- неготовность к материнству в форме «конфликтность»;
- образ ребенка объектный, с ярко выраженной конфликтностью;
- преимущество негативных черт ребенка или эйфорическая неосознанность его негативных черт;
- слабая сфомированность образа ребенка, отсутствие динамики этого образа в течение беременности;
- пониженная ценность ребенка;
- сниженная материнская компетентность;
- негативное отношение к материнским обязанностям;
- эмоционально бедное или конфликтное представление о себе как о матери;
- конфликтные или некритично идеализированные представления о своей матери;
- представление о своей дочерней роли как источнике осложнений в жизни матери.
Также женщины этой группы отличаются защитной декларацией тревоги за ребенка и сверхценности материнства, что выражается в негативном невербальном и позитивном вербальном образах своего ребенка и себя как матери.
Для женщин группы Б характерны:
- неготовность к материнству в форме «тревожность»;
- образ ребенка недостаточно субъектный, с выраженной тревожностью;
- преимущество позитивных черт ребенка, сверхценность ребенка и материнства;
- слишком подробная прорисовка и конкретность образа ребенка, недостаточная динамика образа в течение беременности;
- повышенная или пониженная ценность ребенка;
- обостренная материнская компетентность, склонность к гиперопеке;
- сверхценное отношение к материнским обязанностям;
- тревожное представление о себе как матери с заниженной самооценкой;
- симбиотические, амбивалентные или тревожные представления о своей матери;
- представление о своей дочерней роли как сверхценности для матери одновременно с выраженной тревожностью.
Эти женщины отличаются реальной декларацией тревоги за ребенка и сверхценности материнства в сочетании с тревогой по поводу своей несостоятельности, что выражается в позитивном невербальном и недифференцированном или негативном вербальном образах своего ребенка и себя как матери.
Это позволяет заключить, что существует взаимосвязь между характером конфликта
в материнской сфере и формой соматизации этого конфликта.
В целом для женщин с нарушениями репродуктивной функции в отличие от здоровых женщин свойственны следующие особенности:
- общая инфантильность, которая проявляется в незрелости личностной сферы;
- искаженная или незрелая полоролевая идентификация;
- неадекватные формы реагирования на стрессовые ситуации, например инфантильные или дезадаптивные стили поведения;
- эмоциональная неустойчивость;
- повышенный уровень личностной и реактивной тревожности;
- подавленная агрессия разной направленности;
- осложненные отношения с другими людьми, в первую очередь с близкими;
- деструктивный опыт отношений с собственной матерью [2; 3].
К основным типам нарушения репродуктивной функции у женщин относятся бесплодие и невынашивание беременности (выкидыш). Несмотря на ряд исследований, посвященных этим проблемам, одной из основных проблем в области охраны репродуктивного здоровья в России остается нарушенное репродуктивное здоровье женщин. В последние десятилетия отмечается непрерывный рост частоты бесплодия. Так, бесплодие в браке находится в пределах от 5 до 50 % в различных популяциях. Женский фактор бесплодия составляет более 50 % в структуре бесплодия у супружеских пар. Невынашивание беременности встречается в 10-25 % случаев, а каждая пятая желанная беременность прерывается, что усугубляет неблагоприятную демографическую ситуацию в целом.
В работах отечественных и зарубежных авторов отражены проблемы психологического состояния женщины во время беременности, рассматриваются факторы, влияющие на развитие осложнений беременности, например, невынашивания беременности. Особую актуальность в последнее время приобретают исследования психологических особенностей женщин в период беременности с патологией и с бесплодием. Так, по данным зарубежных авторов, женщинам с осложненной беременностью свойственны высокая тревожность, депрессия, низкая самооценка
(R. McDonald, R.W. Newton). В отечественной науке также отмечены психологические особенности женщин с нарушенным репродуктивным здоровьем: эмоциональная восприимчивость, чувство страха, ранимость, пессимизм, высокий уровень тревожности и т. д. (Ж.В. Завьялова, В.В. Плотников, Т.А. Миронова, Г.Н. Вараксина).
Цель данной работы состоит в рассмотрении исследований, посвященных проблеме влияния психологических факторов на течение беременности женщин, и изучении индивидуально-психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием.
В последние годы был проведен ряд медицинских и психологических исследований, посвященных проблеме влияния психологических факторов на протекание беременности. А.Л. Филоненко в качестве психологического условия здоровой беременности рассматривает пренатальную психологическую общность как систему «мать и дитя» в сознании и поведении беременных женщин, представленную интеграцией структурноуровневых и процессуально-динамических характеристик. У женщин с угрозой прерывания беременности выявлены трудности становления пренатальной психологической общности: отсутствие базовых новообразований, определяющих динамику ее становления; деформация содержания ее компонентов (отсутствие динамики изменения образа мира и образа жизни, значимость собственного Я в связи с ухудшением самочувствия и т. п.). К психологическим факторам, негативно влияющим на формирование пренатальной психологической общности, относятся: гиперконтроль, гиперответственность, ригидность личности, неверие окружающему миру, ухудшение соматического самочувствия, отсутствие переживания эмоциональной поддержки со стороны семьи [4].
К.Д. Хломовым выявлены психоэмоциональные особенности, которые взаимосвязаны с психологическим и соматическим течением беременности, осложненной угрозой прерывания. Для женщин с угрозой прерывания беременности характерны такие ценностные ориентации, как уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий и сомнений. Им свойственны склонность к большим колебаниям настроения, большему темпу нарастания и большей интенсивности
внешних проявлений эмоциональных реакций, меньшая приспособляемость, низкая терпимость к неконтролируемому опыту и низкая ценность нового опыта, склонность к отрицанию и соматизации, более низкая удовлетворенность качеством жизни в отличие от женщин с неосложненным течением беременности. Склонности к нейротизму, экзальтированности, закрытости по отношению к новому опыту при осложненной беременности могут способствовать усилению соматических проявлений и даже угрозе прерывания беременности. Угроза прерывания беременности может оказывать влияние на самооценку женщин, изменять систему ценностей, выступать ограничителем поведения и способствовать большей выраженности конфликта в отношении свободы в поступках и действиях [5; 6].
В работе Х.В. Бежиной предложена модель социальной идентичности женщин в ситуации нарушения репродуктивного здоровья. Социальная идентичность определяется как целостная система психологических характеристик (смысловых, временных, рефлексивных, эмоциональных), которая подвержена изменениям вследствие невозможности или сложности освоения и реализации социальной роли матери у женщин с нарушениями репродуктивной функции. Х.В. Бе-жиной были выявлены изменения социальной идентичности женщин с нарушениями репродуктивной функции, которые проявляются в деформации смысловых образований и временных отношений личности, изменении рефлексивных и эмоциональных процессов. А именно, социальная идентичность женщин в ситуации бесплодия характеризуется негативными изменениями в представленных сферах, что отражает невозможность реализации социальной роли матери как одной из центральных ролей в структуре социальной идентичности женщин репродуктивного возраста. В случае восстановленной репродуктивной функции отмечается деформация смысловых аспектов идентичности, несбалансированность временной перспективы, тревожность, низкая удовлетворенность ближайшим семейным окружением, принятие социальной роли матери идет по амбивалентному типу. Для беременных женщин с опытом невынашивания беременности характерно сверхценное отношение к своему
состоянию и будущему ребенку, что приводит к тревожности по поводу реализации материнской функции, что, в свою очередь, ведет к снижению адаптивных возможностей и провоцирует амбивалентное освоение социальной роли матери [7].
Е.С. Мироновой были выделены взаимосвязанные группы факторов, обусловливающие неготовность к материнству у женщин с угрозой прерывания беременности: социальные, соматические и психологические. К группе социальных факторов относятся: отсутствие образования у беременной женщины и будущего отца, плохие жилищные условия, неблагоприятное материальное положение. Соматическими факторами, которые определяют неготовность женщин к вынашиванию беременности, являются: наличие предыдущего бесплодия, гинекологические заболевания, наличие инфекций, хронические заболевания родителей и т. п. Психологический фактор определяется следующими компонентами: особенности формирования онтогенеза материнской сферы, актуальная неготовность к рождению ребенка, наличие неконструктивных психологических защит, особенности стрессоустойчивости, тревожность и др. [8].
Т.Д. Василенко и О.В. Денисова предполагают, что особенно травмирующим событием в жизни женщины будет выкидыш, т. к. это происходит вне зависимости от желания женщины и является следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка. Женщины, у которых был негативный опыт первой беременности (выкидыш), при повторной беременности будут иметь совершенно иные эмоциональные проявления: выраженная
тревожность, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, беспокойство, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания, эмоциональная нестабильность в сочетании с зависимостью от окружающих. У данной группы женщин преобладает тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события, что может быть связано с желанием предотвратить предыдущий негативный опыт беременности. Тем не менее, женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, обнаруживают его низ-
кую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство. В дальнейшем они могут проявлять себя как менее успешные матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно контактируют с ними, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения. Ведущее положение в иерархии смыслов у таких женщин занимает беременность. На первый план будут выходить мысли о негативном прошлом опыте, интерпретации причин, которые привели к выкидышу, концентрации на соматических ощущениях. Авторами были изучены особенности эмоционально-смысловой сферы женщин, беременных впервые, и женщин, имеющих негативный опыт первой беременности (выкидыш), находящихся на первом, втором и третьем триместрах. Выявлено, что на каждом этапе беременности происходят существенные изменения, связанные с изменением в эмоциональной сфере, расширением смысловых связей и наполненностью смысловых процессов. Наиболее значимым для женщин, имеющих опыт невынашивания беременности, является первый триместр. В это время они могут очень много говорить о первой неудавшейся беременности, выделять события, связанные с потерей ребенка и последующие связанные с этим фактом проблемы со здоровьем. На данном этапе женщины, имеющие опыт невынашивания беременности, проявляют излишнюю тревогу, опасаются за исход беременности, нуждаются в поддержке извне. Этот период беременности является наиболее опасным для данной группы женщин, т. к. в большей степени вероятности именно на первом триместре существует опасность, связанная с выкидышем. Второй и третий триместры беременности е значимы как для женщин, беременных впервые, так и для женщин, имеющих опыт невынашивания. Второй период характеризуется появлением и стабилизацией шевелений ребенка, которые воспринимаются неоднозначно; третий триместр (а особенно предродовой период) характеризуется ожиданием ребенка, готовностью быть матерью [9].
В исследовании М.В. Швецова был отмечен один из значимых факторов риска невынашивания - психоэмоциональное состояние беременных женщин, которое проявляется в высоком уровне нервно-мышеч-ного напряжения, неудовлетворенности, тревожности, напряженностью в семейной жизни и сочетается с массой тела в начале беременности, проявлением раннего токсикоза и позднего гестоза. По мнению автора, также значительный вклад в проблему невынашивания беременности вносят социальные и семейные факторы. М.В. Швецовым была выявлена не только корреляция между эмоциональным и соматическим состоянием женщины с невынашиванием беременности, но и показана необходимость и целесообразность включения в комплексное лечение невынашивания беременности методов телесно-ориентированной психотерапии. Данный вид психотерапии способствует снижению показателей нервно-психического напряжения, алекситимического индекса, улучшению качества семейной жизни, оптимизации вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения, улучшению течения беременности, снижает частоту ранних токсикозов, артериальной гипертензии, также снижает вероятность невынашивания беременности и способствует рождению детей в срок [10].
В последнее время возрос интерес также к проблеме психологических факторов при бесплодии. Так, например, учитывается роль психического состояния бесплодных пациенток в происхождении некоторых форм бесплодия и при его лечении.
В частности, отмечаются трудности при диагностике бесплодия «неясного» генеза, нарушения эмоциональной и сексуальной сфер, снижение качества жизни (Л.В. Анохин,
О.Е. Коновалов, Б.Г. Ермошенко, В.А. Крутова). У женщин оно может быть диагностировано при условии фертильности, проходимости маточных труб, при регулярных менструальных циклах.
L.W. Cox объясняет «необъяснимое» бесплодие конфликтным детством, неудачными взаимоотношениями в семье, боязни беременности и материнства, страха перед родами и послеродовыми психозами, противоречием между стремлением к профессиональной деятельности и материнством.
В исследовании Т.А. Федоровой были обнаружены нарушения в эмоциональной и сексуальной сферах у женщин с бесплодием «неясного» генеза. Так, у 71,4 % женщин выявлены эмоциональная лабильность, чувство неполноценности, одиночества, изменение эмоционального состояния в дни предшествующей менструации («синдром ожидания беременности»); у 52,4 % снижение или отсутствие либидо; у 61,9 % - редкость или отсутствие оргазма. Автор обращает внимание именно на то, что именно бесплодие является первичным звеном по отношению к этим нарушениям. Бесплодие приводит к нарушению межперсональных отношений, ощущению нестабильности семейного положения, а повторные браки в группе обследуемых отмечались в 5 раз чаще, чем в контрольной [11].
По данным В. Д. Менделевича и Э.В. Ма-каричевой, у женщин с необъяснимым бесплодием отмечаются черты психического инфантилизма, склонность к депрессивным реакциям, повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка [12].
А.Т. Терещиным были выявлены нарушения эмоционального состояния у женщин с бесплодием, вызванным гипоталамо-гипофизарной дисфункцией (92 %), больше половины обследованных женщин испытывали влияние продолжительных психотравмирующих ситуаций (53,3 %) и часть женщин подвергалась непродолжительным стрессовым ситуациям (14 %). У большей части испытуемых женщин был выявлен повышенный уровень тревожности (69 %) [13].
Deutshc были описаны типы женщин, страдающих бесплодием:
1) незрелые, чувствительные, разборчивые женщины, по-детски капризные по отношению к мужу и склонные к функциональным расстройствам;
2) агрессивно-доминирующие женщины, не признающие свою женственность;
3) женщины с ролью матери, которые подсознательно чувствуют, что они неспособны скопировать своего мужа в детях и поэтому переносят свой материнский инстинкт на уход за ним;
4) женщины, посвятившие себя карьере или другим интересам [14; 15].
Классификация женщин, страдающих бесплодием, основана на степени выражен-
ности и устойчивости их сопротивления зачатию. P. Pepperell выделяет следующие группы:
1) женщины, у которых сопротивление беременности является довольно поверхностным, и бесплодие может прекратиться самопроизвольно под влиянием энтузиазма во время обследования и на ранних этапах лечения. Эту группу составляют приблизительно 35 % женщин, страдающих бесплодием;
2) женщины с более устойчивой «блокадой» зачатия. Эта «блокада» может возникнуть в результате некоторой внешней стрессовой ситуации, ощущаемой как неблагоприятной для материнства (напряженные отношения в семье, т. н. «карьерное» бесплодии). Определенные рекомендации и изменение условий жизни могут способствовать возникновению беременности;
3) женщины, бесплодие которых возникло в результате глубокого и длительного психосоматического напряжения, связанного с наличием психогенных стрессов. Причинами этому могут быть установки, сформированные в процессе воспитания. И как следствие эти женщины испытывают сильный страх перед беременностью, а бесплодие возникает как психологическая защита. Возможно также наличие конфликта между сознательным желанием забеременеть и неосознанным отказом от беременности и материнства. Таким женщинам можно помочь освободиться от своих страхов и установок посредством психоаналитических методов [15; 16].
При бесплодии возможно возникновение различных психических нарушений. Так Mc. Ewan выделяет группу риска в которую входят: молодые женщины, исповедующие религию, трактующую бесплодие как грех, женщины, не имеющие нормальных отношений с супругом, женщины, подвергающиеся в течение своей жизни различным стрессам, и женщины, для которых диагноз инфертильно-сти является неожиданностью (см.: [16]).
Бесплодие часто сопровождается стрессом. В ряде исследований показано, что стресс является следствием бесплодия, а не его причиной. Дж. Шенкер отмечает, что у многих супружеских пар отмечается выраженное стрессовое состояние в связи с бесплодием. Большинство семейных пар испытывают ощущение некоторой социальной изоляции от семей, имеющих детей, а интим-
ность и болезненность диагностических и лечебных процедур негативно влияют на эмоциональное состояние. Однако автором было выявлено, что около 5 % женщин страдают бесплодием в результате стресса [17; 18].
М.Г. Оганесян были изучены патофизиологические аспекты нарушения репродуктивной функции после землетрясении в Армении в 1988 г. В результате стресса у значительной части обследованных супружеских пар возникли нарушения репродуктивной функции, а также сексуального поведения (см.: [18]).
Группа авторов (В.В. Васильева, В.И. Орлов, К.Ю. Сагамонова, А.В. Черноситов) провели анализ результатов психологического обследования женщин с бесплодием. Было выявлено, что 60 % из них находится в тяжелом депрессивном состоянии. У 71 % женщин завышен уровень эго-напряженности, снижен уровень эмоциональной устойчивости, отмечена низкая толерантность по отношению к фрустрации. В 65 % случае акцентуирована эмотивность, что проявлялось в крайней чувствительности, слезливости, жалостливости. У 34 % обследованных отмечается выраженная экзальтированность. Этих женщин отличает высокая контактность, словоохотливость, чрезмерная впечатлительность, патетичность. У 43 % женщин акцентуирована циклотимность, что выражалось в частой перемене настроения, в период подавленного настроения они были склонны к невротической депрессии. У 45 % исследуемых отмечается выраженная ригидность, для них характерно «застревание» на отрицательных эмоциях, обидчивость, легкая уязвимость. Часто они предъявляют непомерно высокие требования к окружающим людям. Этим женщинам присуще длительное переживание ситуаций, вызывающих стресс. У 48 % женщин отмечаются агрессивные реакции, снижение способности к открытому и доверительному общению, скептицизм, раздражительность, неконструктивность. Кроме того, для 68 % пациенток характерны повышение уровня как личностной, так и ситуативной тревожности. Анализ характера психотравмирующих факторов бесплодных женщин показал, что большинство стрессовых ситуаций возникало в семье: 26 % женщин отмечали конфликтные отношения с мужем, 10 % - измены мужа, в 19 % случаев
сильным стрессовым фактором являлся развод, в 17 % - конфликтные отношения в родительской семье. У 30 % женщин источником хронической психотравмирующей ситуации являлось наличие в анамнезе прерывания беременности. Женщины, у которых была желаемая беременность, но произошел выкидыш, испытывают чувства утраты и вины, пустоты и отчаяния, страх перед следующей беременностью. Тяжелая болезнь или смерть близких людей явились причиной стресса у 10 % обследованных женщин, у 8 % - собственная болезнь или операция, у 6 % - жилищные и материальные проблемы, у 3 % - конфликт на работе. У 80 % пациенток наблюдалось сочетание нескольких факторов стресса, действующих на протяжении длительного времени. При анализе конфликтных ситуаций обращает на себя внимание то, что большинство из них (85 %) так или иначе связаны с половой сферой и способствуют фиксации внимания именно на функциях половых органов, которые и оказываются наиболее уязвимыми. Анализ особенностей воспитания и взаимоотношений в родительской семье показал, что у 40 % пациенток формирование личности происходило в условиях постоянной фрустрации. В семье они чаще (65 %) единственные или младшие, воспитывались в условиях доминирующей гиперпротекции, что способствовало формированию инфантильной жизненной позиции. В 20 % случаев отмечались конфликтные отношения между родителями. У 30 % женщин отмечались сложные, фруст-рирующие отношения с отцом, у 35 % - с матерью [19].
Также бесплодие может сопровождаться изменением самооценки, образа «Я», социального положения, «телесного образа», нарушением «чувства самостоимости», вызывает чувство «личностной дефектности», «социальной незаконченности», приводит к потере сексуальной привлекательности.
Таким образом, особенности психологического состояния, обусловленного бесплодием и невынашиванием беременности, считаются важными практически всеми исследователями при диагностике и лечении нарушенной репродуктивной функции. Учет не только медицинских факторов, но и индивидуально-психологических особенностей
женщин с нарушениями репродуктивной
функции позволит оказывать более полноценную и квалифицированную помощь беременной женщине при устранении патологии беременности и организовывать мероприятия по лечению бесплодия.
1. Филиппова Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика // Медицинская психология в России. 2011. № 6. ЦЯЬ: http://medpsy.ru (дата обращения: 10.05.2013).
2. Филиппова Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и ее связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2010. № 1. С. 101-119.
3. Маркова М.В. Феномен бесплодия супружеской пары с позиции медицинской психологии // Всесвіт соціальної психіатрії, медичної психології та психосоматичної медицини. 2009. Т. 1. № 1 (1). С. 57-62.
4. Филоненко А.Л. Становление пренатальной психологической общности как условие здоровой беременности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2012.
5. Хломов К.Д. Психоэмоциональные особенности беременных с угрозой прерывания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008.
6. Хломов К.Д., Ениколопов С.Н. Влияние психоэмоциональных и индивидуально-характерологических особенностей на течение беременности у женщин с угрозой прерывания // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 148-153.
7. Бежина Х.В. Структура социальной идентичности женщин с нарушениями репродуктивной функции: автореф. дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2012.
8. Миронова Е.С. Психологические факторы неготовности к материнству (на примере женщин с угрозой прерывания беременности): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.
9. Василенко Т.Д., Денисова О.В. Особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности // Медицинская психология в России. 2010. № 1. иЯЬ: http://medpsy.ru (дата обращения: 30.05.2013).
10. Швецов М.В. Факторы риска невынашивания
и вклад телесно-ориентированной психотерапии в комплексное лечение беременных женщин: автореф. дис. . д-ра мед. наук.
Томск, 2002.
11. Федорова Т.А. Клиника, диагностика и лечение «необъяснимого» бесплодия у женщин: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1986.
12. Макаричева Э.В., Менделевич В.Д. Психический инфантилизм и необъяснимое бесплодие // Социальная и клиническая психиатрия. 1996. № 3. С. 20-22.
13. Терешин А.Т. Системный подход к диагностике и коррекции нарушений репродуктивной и сексуальной функций при эндокринных формах бесплодия у женщин: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1997.
14. Golombok S. Психологические реакции у бесплодных пациентов: пер. с англ. // Андроло-гия, репродукция и сексуальные расстройства. М., 1993. Т. 2. № 2. С. 4-13.
15. Косырев В.Н. Клиническая психология. Тамбов, 2005. С. 43-45.
16. Пепперелл Р.Дж., Хадсон Б., Вуд К. Бесплодный брак. М., 1986.
17. Шенкер Дж. Стресс и бесплодие // Акушерство и гинекология. 1993. № 2. С. 39-42.
18. Ермошенко Б.Г., Крутова В.А. Роль психологических факторов при бесплодии (обзор литературы) // Успехи современного естествознания. 2005. № 8. С. 17-20.
19. Васильева В.В., Орлов В.И., Сагамонова К.Ю., Черноситов А.В. Психологические особенности женщин с бесплодием // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 95-98.
Поступила в редакцию 17.06.2013 г.
UDC 159.923
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF WOMEN WITH DIFFERENT TYPES OF REPRODUCTIVE DISORDERS
Mariya Gennadevna RYABOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Senior Lecturer of Clinical Psychology Department, e-mail: [email protected]
The results of studies of domestic and foreign authors devoted to the problem of the influence of psychological factors on women during pregnancy and individual psychological characteristics of women suffering from infertility are considered. It is shown that, along with physical factors for miscarriage influenced by social and psychological characteristics. The role of psychological factors in infertility is described.
Key words: disorders of the reproductive function of women; miscarriage; sterility; psychological factors; individual psychological characteristics.