НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Календжян А.М.1, Синельникова В.В.2
1Календжян Анжела Мелконовна - педагог-психолог;
2Синельникова Виктория Васильевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Петушок»,
г. Туапсе
Аннотация: в статье говорится о необходимости знакомства родителей с нейроиграми, как об эффективной игровой технологии, способствующей всестороннему развитию ребенка.
Использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста является актуальным в современной педагогике и психологии. Данный подход основывается на современных исследованиях в таких научных областях, как физиология, анатомия, нейропсихология. Востребованность данного подхода обуславливается, прежде всего, наличием у детей дошкольного возраста определенных проблем в когнитивном и сенсорном развитии.
Перед другими подходами в развитии и воспитании дошкольников, нейроигры имеют ряд значительных преимуществ:
- игровая форма;
- многофункциональность;
- формирование партнерского взаимодействия между взрослым и ребенком;
- развитие стойкой мотивации и когнитивных процессов.
Какие проблемы можно решить с помощью применения нейроигр?
- сложности в концентрации внимания;
- ребенок быстро утомляется и отвлекается;
- долго «включается» в задание;
- ребенок слишком активен или медлителен в действиях.
Педагогу важно работать по данной проблеме со всеми участниками воспитательно -образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
В МБДОУ ДС №26 «Петушок» г. Туапсе реализуется совместный с родителями игровой проект «Нейроигры для детей и родителей».
В ходе реализации проекта была создана картотека нейроигр, используемых с детьми в ходе индивидуальной и совместной деятельности.
Также педагогами была проведена встреча с родителями. Вашему вниманию предлагаем краткий сценарий мероприятия.
«Что такое нейропсихологические игры и упражнения для детей?»
Цель: создание условий для знакомства родителей с нейроиграми и кинезиологическими упражнениями для развития психических процессов и речи дошкольников.
Задачи:
-познакомить родителей с психологическими и физиологическими основами развития межполушарных связей головного мозга человека;
-организовать взаимодействие родителей в процессе выполнения кинезеологических упражнений и игровых действий;
-поддерживать интерес родителей к использованию нейроигр в семейном воспитании;
Ход мероприятия:
Педагог-психолог: - Уважаемые родители, кто перед вами? Верно, это лауреат нобелевской премии, гениальный физик Альберт Эйнштейн, автор теории относительности. Как эта фотография может охарактеризовать этого человека? (странный, веселый, чудак...)
- Часто гениальные люди отличаются особым поведением, о них говорят «не от мира сего».
- Почему? Ваши версии?
- У таких людей более развито какое-то одно полушарие головного мозга.
- Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был гением? Или, чтобы у ребенка было развито левое полушарие и правое, и он был гармоничен?
- Для этого нужно сформировать межполушарное взаимодействие. Это такой особый механизм объединения левого и правого полушария в единую систему. Этим важно заниматься именно в детском возрасте, когда мозг «пластичен, гибок и восприимчив к изменению». Так как в детском возрасте является игра, то с помощью игровых упражнений мы будем заниматься развитием межполушарных связей.
-Кому особенно полезны такие игры? Ребятам, которым сложно сосредотачиваться, запоминать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой. Они будут полезны и тревожным детям,
которые боятся ошибок, медлительным детям. Овладев такими играми, ребенок будет более успешен в школе.
- Итак, напомню вам: левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, математические способности, аналитические рассуждения, обработку полученных знаний, перевод информации из речевой в письменную структуру.
Правое полушарие отвечает: за конкретно-чувственное восприятие, восприятие целостности картины мира и все что касается творчества, эмоций, музыкальных и художественных способностей. Таким образом, Альберт Эйнштейн был «левополушарным гением».
Так какие же игры нам помогут в развитии у межполушарных связей у ребенка? Кинезиологические упражнения (развитие координации крупной и мелкой моторики), творческие задания, логоритмика, дыхательные упражнения и даже слушание классической музыки.
Наши ребята уже играют в эти игры, а умеете ли вы, сейчас проверим. Прошу вас пройти в «Игровой сектор». Игра «Классный заяц!»
-Я предлагаю для второй игры выбрать материалы, игра называется «Рисуем двумя руками».
- Для следующей игры, предлагаю встать друг за другом. Вы должны угадать, что вам нарисуют на спине.
- Предлагаю вам попробовать выполнить упражнения на балансире Бильгоу.
- Последняя игра «Угадай-ка». Прошу пройти к экрану.
- Вам, известно выражение, что нервные клетки не восстанавливаются? Так вот это неверно. Упражнение для межполушарных связей ведут к тому, что в мозге человека образуются новые нервные
клетки, которые повышаются возможности интеллекта, уравновешивают настроение, укрепляют физическое здоровье. Нейропсихологические упражнения могут использовать не только специалисты, но и родители в домашних условиях. Предлагаю изготовить игру и сегодня же поиграть с вашим ребенком.
- Прошу вас пройти в «центр информации» и ответить на три вопроса. Первый вопрос находится в предмете, напоминающем по форме кирпичик, второй вопрос находится в гладком и твердом предмете, третий вопрос находится в мягком предмете.
Вопросы:
1. Какое количество игр мы сегодня освоили?
2. Назовите игру, в которую вы хотели бы поиграть сегодня вечером?
3. Сможете ли вы назвать игры из вашего детства, которые похожи на нейропсихологические? Надеюсь, наша встреча была интересна и информативна для вас.
Таким образом, использование нейроигр в образовательной и коррекционной деятельности дошкольников играет важную роль в развитии ребенка и помогает осуществлять процесс воспитания гармонично развитой личности.
Список литературы
1. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей//СПб.: Питер, 2000г.
2. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студентов // СПб.: Питер, 2001г.
3. Практическая психология образования: Учеб. Пос./ Под ред. Дубровиной//СПб.: Питер, 2004г.