Научная статья на тему 'МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО'

МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое сопровождение / профессиональная компетенция / прак-тическое взаимодействие / нейропсихологический подход / кинезиологический комплекс упражнений / psychological and pedagogical support / professional competence / practical interaction / neuro-psychological approach / kinesiological complex of exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатькова С.В.

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в ДОУ. Отдельно рассмотрены формы и методы сопровождения педагогов, детей и родителей. Некоторые методы являются нетрадиционными, но показали свою эффективность в работе. Представлен-ный материал может быть полезным педагогам-психологам в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хатькова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN DOE

This article presents the experience of a teacher-psychologist in supporting the educational process in the Department of Internal Affairs. Forms and methods of accompanying teachers, children and parents are separately considered. Some methods are unconventional, but have shown efficiency in work. The presented material can be useful to teachers-psychologists in the field of education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО»

METHODS OF COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE

EDUCATIONAL PROCESS IN DOE

Khatkova S.

Teacher-psychologist of the MBDOU "DSKV № 43 "Flower City"

МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО

Хатькова С.В.

Педагог-психологМБДОУ «ДСКВ №43 «Цветочный город»

Abstract

This article presents the experience of a teacher-psychologist in supporting the educational process in the Department of Internal Affairs. Forms and methods of accompanying teachers, children and parents are separately considered. Some methods are unconventional, but have shown efficiency in work. The presented material can be useful to teachers-psychologists in the field of education.

Аннотация

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в ДОУ. Отдельно рассмотрены формы и методы сопровождения педагогов, детей и родителей. Некоторые методы являются нетрадиционными, но показали свою эффективность в работе. Представленный материал может быть полезным педагогам-психологам в сфере образования.

Keywords: psychological and pedagogical support, professional competence, practical interaction, neuropsychological approach, kinesiological complex of exercises.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная компетенция, практическое взаимодействие, нейропсихологический подход, кинезиологический комплекс упражнений.

В настоящее время основная задача системы дошкольного образования - это реализация новых федеральных образовательных стандартов. В каждом учреждении специалисты и руководители решают эти задачи в соответствии со своим видением и имеющимися возможностями.

Представляем вашему вниманию опыт работы педагога-психолога в ДОУ по сопровождению всех участников образовательного процесса в условиях ФГОС. Меняется мир, изменяются дети, но в деле обучения и воспитания ничего нельзя изменить, минуя голову педагога. Поэтому презентацию своего опыта работы начнём с описания форм и методов сопровождения педагогов.

В нашем учреждении успешно развивается система работы с педагогическим коллективом, которая включает в себя методическую и психологическую подготовку с целью повышения профессиональной компетенции педагогов. Каждый вторник проводится методический час, в рамках которого представляется как теоретическая информация, так и предлагается практическая деятельность для формирования профессионально важных педагогических и личностных навыков.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов условно состоит из трёх блоков: ^диагностический, 2)теоретический, 3) практический.

Диагностический блок представляет собой диагностические исследования, направленные на определение личностных и профессиональных особенностей педагогов, влияющих на успешность в педагогической деятельности. Результаты исследо-

ваний анализируются, доводятся до сведения педагогам и ложатся в основу планирования дальнейших мероприятий в других блоках. Примеры тем исследований представлены на слайде.

Теоретический блок представляет собой разные формы психолого-педагогического просвещения педагогов по актуальным темам. На слайде представлены примеры групповых консультаций, выступлений в рамках тематического методического часа и темы годовых семинаров.

Практический блок включает в себя непосредственное практическое взаимодействие с педагогами, которое реализуется в двух форматах: в ходе занятий в рамках методических часов и в ходе непосредственного взаимодействия с детьми в условиях группы. В ходе практических занятий педагогам предлагаются игры, упражнения и задания, направленные на формирование определённых навыков в работе с детьми или в работе со своими состояниями, а также на пополнение их «профессиональной копилки».

Следует особенно отметить, что мероприятия в рамках каждого блока обязательно связаны между собой, чтобы одна формы работы являлась предпосылкой или продолжением другой формы.

В некоторых случаях педагоги нуждаются в непосредственной помощи педагога-психолога в условиях группы. Такое сопровождение мы используем в случае, когда в группе имеется ребёнок (или несколько детей), испытывающих значительные трудности в поведении или в ходе образовательной деятельности. В этом случае, пока педагог занят со всеми остальными детьми, педагог-психолог ищет

способы, которые помогут педагогу справляться с трудностями ребёнка. Предлагаю для примера наиболее распространённые ситуации возникающих трудностей и помощи специалиста в этих ситуациях.

1. Молодой педагог испытывает затруднения в организации детей в разных режимных моментах. В этом случае педагог-психолог приходит в группу в заранее оговоренное время и проводит игры, демонстрирует разные приёмы, способствующие реализации необходимых задач в конкретный режимный момент. В результате начинающий педагог, присоединяясь к специалисту, приобретает практические навыки использования различных приёмов.

2. В группе есть ребёнок (или несколько детей), испытывающие значительные трудности в поведении. В этом случае педагог-психолог наблюдает за ребёнком в течение установленного периода времени, и в затруднительных ситуациях ищет индивидуальные подходы к ребёнку, пока педагог занят со всей группой. Затем, в формате индивидуальной консультации комментирует педагогу, что получилось, а что нет, даёт рекомендации, которые педагог в дальнейшем использует в своём взаимодействии с ребёнком. В результате педагог пополняет свой арсенал практическими методами и приёмами, которые направлены на конкретного ребёнка с учётом его особенностей и реально могут помочь и ребёнку и педагогу.

3. В группе есть ребёнок (или несколько детей), которые не включаются в образовательный процесс, испытывают значительные трудности на занятиях. В этом случае Специалист наблюдает ребёнка в процессе образовательной деятельности, анализирует имеющиеся трудности, по необходимости проводит индивидуальную диагностику ребёнка и даёт рекомендации педагогу по использованию игрового и дидактического материала, заданий и упражнений, учитывая особенности развития психических функций ребёнка. В результате педагог понимает причину затруднений ребёнка и учитывает это в индивидуальной работе с ребёнком, что в свою очередь, способствует повышению результативности развития и обучения.

Другие участники образовательного процесса - дети. В сопровождении детей в нашем учреждении помимо традиционных форм коррекционно-развивающей работы педагога-психолога активно используются и нейропсихологические методы. Как мы к этому пришли. Как известно, количество детей с ОВЗ и степень трудностей в развитии возрастает с каждым годом. Желание эффективнее помочь развитию детей, найти первопричину речевых и поведенческих нарушений, привели нас к нейро-психологическому подходу. [1,3]

Реализуем мы нейропсихологический подход в двух направлениях: со всеми детьми ДОУ: 1) через систему кинезиологических комплексов упражнений в группах, начиная со среднего возраста; 2) для детей с ОВЗ - через коррекционно-развивающие программы, включающие нейропсихологические упражнения. Несколько слов подробнее о каждом направлении.

1) Зачем детям кинезиологические упражнения? Дело в том, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий - левого и правого, каждое из которых является необходимым дополнением друг друга. Для эффективной работы головного мозга необходимо слаженная работа обоих полушарий, за что отвечает мозолистое тело. [2]

Цель кинезиологических упражнений: как раз развитие этого мозолистого тела, повышение стрес-соустойчивости, синхронизация работы полушарий, что в свою очередь, улучшает мыслительную деятельность, а также повышает способность к управлению своих эмоций.

Для реализации этого направления всем воспитателям была проведена групповая консультация на эту тему, выданы комплексы упражнений, каждый из которых должен проводиться в течение месяца и затем чередоваться в течение учебного года. Комплекс рекомендовано проводить ежедневно в утренние часы, перед занятиями. В ходе тематических контролей, а также плановых контролей ка-лендарно-тематического планирования в течение года вопрос о применении комплекса в работе педагогов регулярно отслеживается администрацией.

2) В работе с детьми с ОВЗ реализуются кор-рекционно-развивающие программы, включающие нейропсихологические упражнения. Хочу подчеркнуть, что коррекционно-развивающую работу с детьми необходимо отличать от традиционных форм обучения дошкольников. В этом вопросе мы опираемся на следующее утверждение «Обучение — это то, что имеет конечной целью приобретение знаний, тогда как конечная цель коррекции — формирование функционального органа либо целой функциональной системы, позволяющих правильно осуществляться тому или иному психическому процессу... Коррекционная работа должна предшествовать обучению «особого» ребенка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строиться обучение». [5]

Именно знания нейропсихологии помогли нам понять природу нарушений в развитии детей и выстроить систему коррекции таким образом, чтобы формировались базисные системы, без которых дальнейшее обучение и даже развитие является малоэффективным, а иногда и невозможным. Поэтому были разработаны коррекционно-развиваю-щие программы, включающие нейропсихологиче-ские методы.

Занятия по нейропсихологической коррекции строятся учетом возрастающей сложности и включают в себя:

• разминка - подвижная игра на развития произвольного внимания;

• дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

• растяжки - нормализуют гипертонус и ги-потонус мышц;

• глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие;

• ползание и другие двигательные программы, направленные на сочетание движений правой и левой половин тела - развивают межполу-шарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы.

• дидактические игры и упражнения - способствуют развитию психических функций, коммуникативных навыков и самоконтроля.

Занятия проходят 1 раз в неделю в групповом формате и один раз в неделю индивидуально с детьми группы компенсирующей направленности. Для родителей проводятся занятия по ознакомлению с упражнениями, которые мы используем на занятиях, с целью их вовлечения в наш общий процесс в домашних условиях. [4]

Коррекционные занятия в такой форме проводятся в течение трёх лет и уже можно сказать о том, что наш выбор оправдан. Несмотря на то, что у нас нет возможности оценить степень эффективности использования непосредственно нейропсихологи-ческих методов, мы в любом случае видим положительную динамику в развитии детей, в том числе и в развитии общей моторики, координации, пространственной ориентации. Исходя из этого, мы делаем вывод, что использование подобных упражнений помогает нам добиться хороших результатов в нашем общем образовательном процессе.

И в заключении кратко о сопровождении родителей. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей в образовательном процессе в нашем учреждении создан и реализуется на протяжении уже нескольких лет проект «Школа для родителей «Счастливая семья», который уже был представлен на нескольких конкурсах различного уровня и получил высокую оценку в профессиональном сообществе. Цель проекта: повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников в рамках единого образовательного пространства «ДОУ - семья».

Формы реализации проекта: тематические выступления, практические семинары, деловая игра,

практические занятия с элементами тренинга, круглый стол для пап, родительская конференция по обмену опытом воспитания в семье. Особенно хотелось бы отметить именно родительскую конференцию, так как это мероприятие является продуктом реализации проекта. Подобная форма взаимодействия с родителями ярко демонстрирует, во-первых, их активную позицию в процессе воспитания и развития детей, во-вторых, степень их доверия, уровня простроенных отношений со специалистом, и, в-третьих, степень зрелости родителей, так как они готовы транслировать свой опыт другим родителями.

Такая простроенная система работы с родителями позволяет нам достичь определённых результатов: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей и администрации ДОУ, так как созданы условия для формирования атмосферы их развития и сотрудничества.

Представленный опыт работы педагога-психолога ДОУ является одним из множества возможных вариантов психо лого-педагогического сопровождения в рамках предъявляемых современных требований государства к дошкольным учреждениям, который реализуется в нашем ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

2. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с. ISBN 5-98563-072-2

4. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. - М.: АЙРИС-пресс, 2015.

5. Цыганок А.А., Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 2. 1999. С. 101-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.