6. Перков А. А. Методы развития психологического потенциала сотрудников госавтоинспекции и их роль в осуществлении еиктимологической профилактики / А. А. Перков // Вестник Уральского института экономики, управления и права. -2021.- №4(57).-С.82-88.
7. Селишанов М. С. Организация продуктивного сотрудничества как стратегия социально-профессионального развития студентов / М. С. С.елимха-ное // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №3 (82). - С. 296-299.
00! 1О.24923/2222-243Х.2022-43.54
НЕЙРОПЕДАГОГИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ удк 351.74
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИГА ТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ВАК РФ 5.8.7/13.00.08 ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Цель исследования - определить эффективные способы совершенствования ф Панова О, С, 2022 процесса обучения двига тельных действий (боевых приемов борьбы) деву-шек-курсантов образовательных организаций МВД России, В статье рассматриваются проблемные вопросы использования психолого-педагогических технологий нейропедагогики в процессе обучения двигательным действиям девушек-курсантов образовательных организаций МВД России, Научная новизна заключается в том, что в рамках обучения и совершенствования двигательных действий курсанток ранее не использовалась нейропедагогика. В результате автором выявлено, что использование нейропедагогики позволит содействовать развитию всех сфер личности (потребностно-мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и индивидуальной), что впоследствии будет способствовать формированию двигательного навыка и дальнейшему эффективному применению физической силы в условиях экс тремальной деятельности.
Ключевые слова; девушки-курсанты; образовательные организации МВД России; нейропедагогика; нейродидактика; двигательный навык.
NEUROPEDA GOGYASA NEW DIRECTION IN THE PROCESS OF TEACHING MOTOR ACTIONS TO FEMALE CADETS OF
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA O
Panova Oiga Sergeevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Volgograd Academy of the Ministry of W
interna! Affairs of the Russian Federation, Volgograd _£3
X
The purpose of the study is to determine effective ways to improve the process of teaching motor actions (fighting q
techniques of wrestling) to female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. ^ The article discusses the problematic issues of the use of psychological and pedagogical technologies of
neuropedagogy in the process of teaching motor actions of female cadets of educational organizations of the & Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific novelty lies in the fact that neuropedagogics has not been used
before in the framework of training and improving the motor actions of female cadets. As a result, the author CU
revealed that the use of neuropedagogics will help to promote the development of all spheres ofpersonality (need- ^ motivational, cognitive, emotional-volitional and individual), which will subsequently contribute to the formation
of motor skills and further effective use of physical force in extreme activity H
Keywords: female cadets; educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia; neuropedagogy; ^ neurodidactics; motor skill.
s
307
Введение
Современное развитие российского высшего образования направлено на поиск инновационных эффективных технологий, средств и методов образовательного процесса, с одной стороны, С другой стороны, происходящие изменения в образовании требуют создание эффективной образовательной системы, направленной на приобретение курсантами высококачественных знаний и умений в ходе процесса обучения.
Ведущая роль в разрешении указанных проблем может принадлежать нейропедагогике, как новому направлению в образовании, связанному с внедрением стратегических образовательных техно-
ПАНОВА Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической подготовки. Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград
> <
X
LH
О
LU 3-
<
CI UJ
с
308
логии, в основе которых лежат инновационные исследования в области функционирования головного мозга. Отмечая направленность нейропедагогики на решение разнообразных задач педагогики, а также связанных с ней наук, считаем, что она поможет развить эффективные технологии, внедрить новые средства и методы обучения девушек-курсантов двигательным действиям.
Цель исследования структурировала следующие задача. 1) определить значимость ней-ропедагогики в процессе обучения двигательным действиям девушек-курсантов; 2} выявить компоненты нейропсихологического профиля обучающихся, оказывающие наибольшее влияние на эффективность процесса обучения и совершенствования,^) обозначить ключевые свойства нервной системы обучающихся, учет которых будет способствовать повышению результативности образовательного процесса.
Методы исследования анатз и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ программно-нормативных документов, педагогическое наблюдение.
Резуль та ты исследования и их обсуждение. В 1988 г. Герхард Прайс вводит термин "нейро-дидактика"для обозначения междисциплинарной области, существующей на пересечении нейронаук, педагогики и психологии. Нейро-дидактикз является частью нейропедагогики. Помимо нее нейропедагогика включает в себя соответствующие (нейро) диагностику; разработку системы воспитания и коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся. В России нейропедагогика начинает активно развиваться в 90-х годах XX в. в трудах Т.8. Аху-тиной, В.А. Москвина, Н.В. Москвиной, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, А.Л. Сиротюк и др [3].
Фундаментальными основами нейропедагогики являются работы отечественных физиологов (П.К. Анохин, H.A. Бернштейн, 8.М. Бехтерев, ИЛ. Павлов, И.М. Сеченов); психофизиологов (Э.А. Голубева, 8.Д. Небылицин, 6.М. Теплов, H.H. Трауготт и др.), нейропсихологов (А.Р. Лу-рия, Ю.М. Микадзе,Л.Ю. Московичюте, Е.Д. Хом-ская, Л.С. Цветкова и др.) [1, 7].
В работах К.А, Морнова упоминается, что основная цель нейропедагогики - основываясь на исследованиях мозговых основ психической деятельности человека, прежде всего связанной с восприятием, сохранением, переработкой и воспроизведением полученной информации и опыта, построение системы обучения и воспитания оптимально учитывающей индивидуальные нейропсихологические
особенностей обучающихся {нейропсихологи-ческий профиль). К таким особенностям относятся:
- индивидуальный латеральный профиль обучающихся (функциональная асимметрия полушарий головного мозга - распределение психических функций между левым и правым полушариями};
- половые, тендерные различия;
- ведущий тип темперамента;
- ведущий сенсорный канал восприятия и обработки информации обучающимся;
- закономерности работы и уровень развитости высших психических функций, обеспечивающих интеллектуальную и творческую деятельность, общение и саморегуляцию обучающихся {внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции и воля) [4].
Указанные характеристики будут оказывать существенное влияние не только на процесс обучения и совершенствования двигательных навыков и умений, но и на характер принятия решения, способ применения силового принуждения правонарушителей сотрудниками полиции. В последнем случае эффективность применения физической силы зависит не только от степени сформированное™ двигательного навыка, своевременной и быстрой оценки той или иной ситуации, правомерности применения физической силы и от индивидуальных типологических характеристик личности самого сотрудника, его готовности к действиям в экстремальных условиях.
Важным показателем профессионально-прикладной физической подготовки женщин-сотрудников является направленность учебного процесса на обучение двигательным действиям, на формирование у них умений и навыков, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. К основным законам нейропедагогики относятся: осмысленность обучения как для девушек-курсантов, так и для преподавателей; своевременность обучения; логичность, целесообразность, последовательность воздействий на обучающие, развивающее, воспитательные функции образовательного процесса; контролируемость деятельности в процессе обучения.
Нейрообразование имеет важное значение для преподавателей. Они смогут повысить эффективность образовательного процесса через знание устроенности головного мозга, его способности запоминать, обрабатывать, записывать, хранить и вспоминать полученные информационные потоки. Преподаватель способен влиять на развитие мозга курсантов
словом, эмоциональном сферой, структурой занятий, средствами, методами и стилями обучения, созданием определённой окружающей атмосферы {доброжелательность, разнообразие, порядок, оформление, музыка, освещение и др.), обратной связью и др.
Обучение должно быть направлено на реализацию и повышение смысловой характеристики деятельности, её важности для девушек-курсантов, на развитие и совершенствование эмоционально-ценностного ориентира процесса обучения. Основы нейропедагогики направляют преподавателя к разработке новых педагогических технологий на основе изучения и применения на практике типов мышления девушек-курсантов, способствуют адаптационным процессам в применяемых технологиях, средствах, методах обучения не к уровню интеллекта девушек-курсантов, а к их личностным возможностям, тем самым раскрепощая телесно-моторную, духовно-психическую составляющие организма занимающихся.
Таким обрззом, образовательные технологии современного этапа развития российского образования должны в обязательном порядке опираться и строиться на учете мозговой организации деятельности,её индивидуально-функциональной асимметрии.
В контексте нашего исследования следует отметить тендерные особенности мышления и восприятия. Отмечается, что женщине свойственно сочетать логику и интуицию, а мужчина по отдельности применяет логику и интуицию, И если женщина значительно ориентируется на собственную интуицию, то мужчина - на здравый смысл и логику. Женщине присуще думать и чувствовать одновременно, а мужчина делает это по отдельности. Свойством мужского интеллекта является однозначность, т.е. он решает возникающие проблемы одну за другой, что характеризует последователь-ностьего мышления, женщина же решает проблемы сразу, что позволяет ей быть универсальной. Мужской процесс мышления в первую очередь реагирует на внешние стимулы, решения его логичны и взвешены. Женской процесс мышления контролируется той зоной коры мозга, где находятся центры речи, контроля движения и эмоций. Поэтому женская логика основывается на эмоциях и жестах. Но у женщин хорошая память и повышенная скорость мышления. Различаются и способы оценки. Мужчина, фокусируясь на чем-то одном, формирует приоритеты, боясь пропустить главное. Женщина переключается быстро с одного на другое [5).
В рамках указанного обстоятельства преподаватель должен использовать различные методы и методические приемы при обучении и совершенствовании девушек-курсантов и мужчин курсантов двигательным действиям в целом и в частности боевым приемам борьбы. Быстрая смена двигательных заданий, с высокой эмоциональной составляющей выполнения тех или иных упражнений будут способствовать повышению эффективности процесса обучения. Важным в данном аспекте является использование технических средств обучения, средств видеовизуализации, а также использование элементов моделирования и связи с практической деятельностью. Для развития физических качеств, на наш взгляд, наиболее подходят сопряженные методы, когда двигательные навыки служебно-прикладных упражнений совершенствуются сопряженно с профессионально важными физическими качествами [б].
А.Я. Кривых, раскрывая первые различия в преобладающих типах мышления лиц женского и мужского пола, указывает на то, что "у девушек процентное соотношение выглядит следующим образом: наглядно-образное (45%), словесно-логическое (32%), предметно-дей-ственное (23%), абстрактно-символическое (0%). А у юношей процентное соотношение будет таким: предметно-действенное {40%), словесно-логическое (40%), наглядно-образное (20%), абстрактно-символическое (0%)" [2, с 93].
Нейропедагогический образовательный процесс будет эффективным при соблюдении и учете свойств нервной системы, к которым следует отнести:
- адаптивные процессы. В ходе формирования двигательных действий у женщин-со-трудников следует применять методы расчлененного и целостного обучения. Дробление на части и постепенное освоение отдельных фаз движений создадут условия для индивидуального освоения действия в целом. Для формирования двигательного действия используются наводящие, подводящие, имитационные, стандартные, упрощенные, усложненные упражнения и задания;
- заинтересованность и новизна. Двигательное действие - это двигательный акт, совершаемый для претворения и решения двигательной задачи, курсантки должны быть заинтересованы образовательным процессом, в ходе которого формируется данный навык. Для активизации и тренировки мозговых процессов необходимо обновлять решаемые задачи и выполняемые упражнения. Мозг при
СУ
си
О си
-О
9
со
си
•21
Ё
309
> <
X
UJ
О
LU
=r
<
CI UJ
с
310
выполнении поставленных задач и предложенных обновленных упражнениях будет создавать обновленные схемы и разрабатывать пути действия. Тем самым начнут формироваться новые схемы, положения тема, движения, возникнут и будут совершенствоваться мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические и другие ощущения;
- быстрота выполнения и управления действиями, Данный показатель напрямую связан со скоростью мозговой деятельности и нервных процессов. Чем быстрее обрабатывается полученная информация, тем быстрее можно получать ответную реакцию, вплоть до автоматизированного управления координационными механизмами. Это позволит двигательному умению перерасти в двигательный навык;
- изменяемость и подвижность. Процесс формирования двигательного действия носит прогрессивный, поступательный характер. Мозговая деятельность будет осуществляться поступательно по мере выдвижения новых требований, постановки новых задач, приобретения новых навыков и знаний;
- планирование. При формировании двигательных действий деятельность мозга занята планированием, а также осуществлением движений;
- нейропластичность. Человеческий мозг имеет способность и возможность изменяться под воздействием нового опыта, а также восстанавливать и формировать потерянные связи. Именно это качество мозга влияет на адаптационные процессы, процессы приобретения новых навыков, изменение жизни в целом. Постоянные усилия приводят к освоению нового, приобретению опыта и формированию мышления роста. Изучая новые двигательные действия, курсантки заставляют мозг сосредотачиваться на сложной системе, что усиливает его способность к обучению и познанию нового. Обязательным условием для развития нейропластичности является регулярная физическая, двигательная активность;
- завершенность. Мозг - уникальный орган с индивидуальными характеристиками, преобладанием своеобразной системы памяти, скоростью и гибкостью мыслительных процессов. Его развитие стимулируется свободной творческой деятельностью, отсутствием стресса и перенапряжения, освоением новых навыков и наук.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
Т, Использование психолого-педагогичес-ких технологий нейропедагогики в процессе обучения двигательным действиям девушек-курсантов образовательных организаций МВД России позволит содействовать развитию всех сфер личности {потребностно-мотивацион-ной, познавательной, эмоционально-волевой и индивидуальной}, что впоследствии будет способствовать формированию двигательного навыка и дальнейшему эффективному применению физической силы в условиях экстремальной деятельности. Нейрообразование имеет важнейшее значение для всех участников образовательного процесса.
2. 8 результате исследования выявлено, что наибольшее влияние на эффективность процесса обучения оказывают следующие нейропси-хологические особенности {ней ропсихологи чес-кий профиль): индивидуальный латеральный профиль обучающихся (функциональная асимметрия полушарий головного мозга - распределение психических функций между левым и правым полушариями); половые, тендерные различия; ведущий тип темперамента; ведущий сенсорный канал восприятия и обработки информации обучающимся; закономерности работы и уровень развитости высших психических функций, обеспечивающих интеллектуальную и творческую деятельность, общение и саморегуляцию обучающихся (внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции и воля).
3. Нейропедагогический образовательный процесс будет эффективным при соблюдении и реализации ряда свойств нервной системы, к которым следует отнести следующее: адаптивные процессы; заинтересованность и новизна; быстрота выполнения и управления действиями; изменяемость и подвижность; планирование; нейропластичность; завершенность.
Литература:
1. Клемантович И.П. НейропедагогикЦ предмет исследования / И.П. Клемантович, В,Г. Степанов // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-11. -С 2464-2468.
2. Кривых А.Я. Тендерные особенности мышления //Вестник науки и образования. - 2020. - № 13 (91). Ч.1.- С. 91-93.
3. Мальсагов A.A. (2021) Нейродидакгика в России: развитие и перспективы / A.A. Мальсагов, 8.В. Ле -зина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 149-151.
4. Морнов К.А. Нейропедагогика: основные положения, цель и задачи // Труды Братского государственного университета, Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - Т. 1. - С. 56-58.
5. Панова О.С. Формирование компетенций у кур-сан гое и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России в процессе
изученияди'.циплины "II рофес с ион а л ьн о-п ри кла д-ная физическая под готовка "/О. С. Панова, СМ. Струганое, Э.В. Якушев //Глобальный научный потен циал. - 2020. - №5(110). - С 64'68. 6. Панова О.С. Сравнительная характеристика требований к физической подготовке сотрудни-
ков полиции женского пола России и зарубежных государств / О.С. Панова, СМ. Струга нов, ДА Гав-рилов // KANT. - 2020, - № 2 (35). - С. 293-296. 7. Степанов ВТ. Нейропедагогика и ее задачи/В.Г. Сте панов, Е.А. Лееаноеа, И.П. Клеадантович // Молодой ученый. -2016.-N°7.6ЯП.6). - С228-230.
USING THE TECHNOLOGY OF "CHINESE WHISPERS" IN THE LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES IN THE STUDY OF 0J
THE LEXICAL MINIMA CU
O
Piskun AleksandrAleksandrovich, student qj
RatsykEkaterinaAleksandrovna, student
Far Eastern Federal University, Ussuriysk X
O
The purpose of this research is to study the technology of "Chinese Whispers", especially its digital version, as a possible game method in the process of studying lexical minima of the foreign language, The article focuses on the fact how the process of the analyzed game should be built, what are the pros and cons of the technology, as well ^ as what results can be obtained if it is introduced into the educational process. The scientific novelty lies in the IT consideration of the yard game described above, familiar to many in its modified digital form, as a full-fledged CU element of education, which is able to give a tangible result in the study and consolidation of the new studied lexical material in any foreign language. As a result of approbation the "Chinese Whispers" technology in several study groups, the authors formulated a number of recommendations for the best organization of this game, and also highlighted the main advantages and disadvantages of the presented educational technology in teaching foreign vocabulary.
Keywords; educational technology; "Chinese Whispers"; illustrative material; approbation; lexical minimum; teaching of foreign languages; digitization of learning.
DOI 10.24923/2222-243X.2Q22-43.55
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "СЛОМАННОГО удк 372.881.1 ТЕЛЕФОНА "В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВАК РФ 5.8.2/13.00.02 ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ
Цель исследования заключается в исследовании технологии "Сломанный те- @ Пискун А.А., 2022 лефон", а именно ее цифровой версии, в качестве возможного игрового мето- g,рацЫК£д 2022 Л а в процессе изучения иноязычных лексических минимумов. В статье акцентировано внимание на том, каким образом должен быть построен процесс анализируемой игры, какие плюсы и минусы предполагает в себе данная технология, а также какие результаты можно получить при ее введении в учебный процесс. Научная новизна заключается в рассмотрении знакомой многим вышеописанной игры в ее видоизмененном цифровом виде в качестве полноценного элемента обучения, который способен дать ощутимый результат е изучении и закреплении нового изучаемого лексического материала на любом иностранном языке. В результате апробации технологии "Сломанный телефон" в нескольких учебных группах, авторами сформулирован ряд рекомендаций для наилучшей организации данной игры, а также выделены основные преимущества и недостатки представленной образовательной технологии в обучении иноязычной лексике.
Ключевые слова: образовательная технология; "сломанный телефон"; иллюстративный материал; апробация; лексический минимум; обучение иностранным языкам; цифровизация обучения.
-0 9
СО
ги
Ol
-z.
s
311
Введение
В наши дни введение игровых технологий в учебный процесс стало одним из важнейших элементов обучения. Все больше методических разработок строятся на основе привлечения различных игровых ситуаций для реализации конкретных педагогических задач. Хотя в образовании сама история использования элементов игр на основе электронных ресурсов относительно нова, но такое новшество уже создало новый виток в образовательной среде, по данной теме создается множество научных трудов, а база доступных для
ПИСКУН Александр Александрович, студент
РАЦЫК Екатерина Александровна, студентка
Дальневосто чный федеральный университет, Уссурийск