2. Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2005.
3. Исакиева З.С. К 75-летию депортации чеченцев 11 ингу[Щй в Среднюю Азию и Казахстан: о жизни спецпереселенцев // Общество: философия, история, культура. - 2019. - №4(60).
4. Кавказ: русский взгляд [Электронный ресурс]. -Режим доступа: h tips://www. fa се boo k. com
5. Лихачёв Д.СО русской культуре и искусстве // Русская культура для взрослых. [Электронный ресурс].-- Режим доступа: геи. yandex.
6. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты) // Вопросы философии. - 1983. - № 2.
7. Мукомель В. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. -2011. №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/
8.Назарова Г.Ф. Фокина A.B. Русский мир: обновление подходов к концепции // Ученые записки Орловского государственного университета. -2015. -№6(69}.
9.0стровская И.В. На разломе: из истории станов ления и развития русского движения в Крыму и Севастополе (1991 март 2014 г.). - Симферополь : Антиква, 2019.
Ю.Пенькова Е.А. Русский мир как фактор соци альной идентификации российской молодежи: дис. канд. соц. наук: 22.00.04.-М., 2012,
11. Петров 8.Н. и др. Особенности адаптации иностранных студентов // Социс-2009. - N"2.-С.117.
12. Тимаралиева A.B. Вклад тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне // Вестник Чеченского государственного университета.
- 2015-- № 2 (18).
13. Тимаралиева A.B. Вклад тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне // Вестник Чеченского государственного университета.
- 2015-- № 2 (18).
14. Тишков В.А. Русский мир; смысл и стратегии// Стратегии России. 2007. № 3. [Электронный ре сурс]. - Режим доступа: http://www. etrtograf.ru/ node/61 (дата обращения 07.10.2014).
15. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации// Известия Коми научного центра УрО РАН.
- 2019. - №4(40).
16. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции в России? // Соци с. ■■ 2004, -№Л.-С8б.
001 10.24923/2222-243Х.2022-43.53
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАЗВИТИИ ЛИДЕРСКИХ КА ЧЕСТВ
Цель исследования - выявить, описать и реализовать на практике принципы педагогического содействия сотрудникам органов внутренних дел в развитии лидерских качеств. Научная новизна заключается в уточнении того, что развитие лидерских качеств у личности признаётся в качестве одной из базовых и природосообразных стратегий совершенствования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудников ОВД). Результатами исследования являются сформулированные принципы педагогического содействия сотрудникам ОВД в развитии лидерских качеств: 1) при-родосообразности, 2) инициативности и вариативности, 3) системности. Ключевые слова: педагогические принципы; лидерские качества; сотрудники силовых структур; природосообразность развития лидерских качеств; профессионально важные компетенции; органы внутренних дел; развитие личности.
УДК 377.4
ВАК РФ 5.8.7/13.00.08
0 Останов М.М., 2022
ОСМАНОВ Мухамед Мартнович, преподаватель кафедры организации прав сохрани тельной деятельности, майор полиции, Северо Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал), Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Нальчик
CU CXJ
0 си
-0 9
со
CU
01
-Z.
PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES
Osmanov Mukhamed Mart'movich, Lecturer of the Department of Law Enforcement Organization, Police Major, North-Caucasian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik
The purpose of the study is to identify, describe and put into practice the principles of pedagogical assistance to employees of internal affairs bodies in the development of leadership qualities. The scientific novelty consists in clarifying that the development of leadership qualities in an individual is recognized as one of the basic and natural strategies for improving the professional competencies of employees of internal affairs bodies (hereinafter referred to as police officers). The results of the study are formulated principles of pedagogical assistance to employees of the Department of Internal Affairs in the development of leadership qualities: V conformity to nature, 2) initiative and variability, 3) consistency.
Keywords: pedagogical principles; leadership qualities; law enforcement officers; natural conformity in the development of leadership qualities; professionally important competencies; internal affairs bodies; personal development.
s
303
> <
X ш
О ш
3-
<
С1 ш
с
304
Введение
Передовое, интенсивно развивающееся общество не может иметь перспектив развития, если потребность в безопасности обеспечена не на самом совершенном уровне. Традиционно обеспечение стратегической безопасности общества возлагается на органы внутренних дел (далее-ОВД). При этом самым важным звеном этой системы являются высокопрофессиональный личный состав. 8 вид/ обозначенного обстоятельства актуальными становятся работы, исследующие подходы по профессионально-личностному развитию сотрудников силовых структур. Вместе с тем при изучении широкого массива данных по исследуемой тематике было выявлено, что каждое из личностных новообразований может иметь множество оснований для своего развития. Стоит отметить, что система ОВД тяготеет к высоконормированным инструкциям для регулирования жизнедеятельности своих элементов. Ввиду сказанного автор полагает, что актуальнымявляется разработка педагогических принципов по развитию профессиональ-но-личностных компетенций сотрудников ОВД. Учитывая представленную методологическую позицию и личный интерес автора, целью работы,является уточнение, описание и реализация на практике принципов педагогического содействия сотрудникам органов внутренних дел в развитии лидерских качеств. Устойчивый интерес к исследованию лидерских качеств сотрудников ОВД опосредован убеждением автора в том, что именно исследуемое качество обеспечивает им конкурентные преимущества в непростых условиях осуществления лрофессиональнойдеятельности. Под лидерством понимается комплекс качеств сотрудников ОВД. В частности, готовность к инициативности, вариативность поведения в нестандартной ситуации, а также способность к разумному риску для сохранения жизни и здоровья окружающего социума. Таким образом, способность к лидерству понимается как общественно-полезное качество сотрудников ОВД. Исходя из указанного, для системы внутрифирменного повышения квалификации специалистов органов внутренних дел становится важным разработка педагогических правил по содействию развитию их лидерских качеств. Для того, чтобы подтвердить авторские убеждения мы полагаем необходимым обратиться к имеющимся предпосылкам, теоретическим основаниям исследования [1-7]. Актуальность развития лидерских качеств в этом свете обладает статусом природной потребности, осо-
бенно востребованной улиц, чья деятельность сопряжена с ежедневным риском для жизни.
Анализ теоретических оснований исследования.
С точки зрения Т.И. Доттуева, в основе педагогической поддержки сотрудников полиции лежит особое содержание программ повышения квалификации. Одним из эффективных элементов указанных программ он называет систему тренинговых занятий, направленных на повышение выносливости психики сотрудников ОВД. Оценивая предложения Т.И. Доттуева, мы пришли к достаточно интересному выводу. На первый взгляд, психологическая устойчивость сотрудников силовых структуры должна выстраиваться на пассивных, энергосберегающих тренинговых стратегиях. Вместе с тем автор приходит к парадоксальному выводу о том, что формирование лидерских качеств способствует росту устойчивости всех психических функций личности. Для дополнительного пояснения выявленной парадоксальной стратегии повышения психологической устойчивости личности укажем, что лидерство может и не проявляться как ярковыраженная черта. Подразумевается, что скрытое лидерство не менее эффективно раскрывает потенциал той или иной личности [2]. Работа Т.И. Доттуева позволила нам обосновать целесообразность опоры на первый педагогический принцип содействия сотрудникам органов внутренних дел в развитии лидерских качеств ?лриродосообразности. Предложенное общее правило педагогической поддержки подчёркивает, что стремление к лидерству является скрытымсграховочнымприёмомпо совершенствованию психологической устойчивости личности. При этом в силу того, что лидерство одинаково сильно может быть проявлено и у экстравертов, и у интровертов, оно является органичным природоопосредованным фактором развития сотрудников ОВД [4].
Исследуя выводы научной работы Р.И. Кот-руховой, мы пришли к выводу о том, что вторым из ведущих педагогических принципов поддержки сотрудников ОВД является системная работа по развитию их лидерских качеств. При этом напрямую автор не указывает правило системной работы, вместе с тем общая логика изложения научной работы красноречиво свидетельствует в нашу пользу. Под системным подходом в данном случае понималась синхронизация развития лидерских качеств с иными важными профессионально-личностными новообразованиями.
Ещё один важный принцип нам сообщает работа М.С. Селимханова. 8 частности, он предлагает активнее внедрять в процесс развития слушателей программ высшего образования принцип педагогического сотрудничества. По его мнению, указанная мера позволит значительно развить лидерские качества обучающихся. Лидерство при этом рассматривается в форме особого качества, подчёркивающего готовность студентов к инициативному и вариативному поведению в нестандартных ситуациях. Изучив особенности его работы, мы заключили, что можем перенести и апробировать его предложение на область системы дополнительного профессионального образования [7].
Также стоит добавить, что в ряде иных работ по проблеме исследования мы также обнаружили и прямое, и косвенное упоминание уже обозначенных педагогических принципов содействия сотрудникам органов внутренних дел в развитии лидерских качеств. Ввиду обозначенного, повторно номинативно перечислять педагогические принципы будет не уместно. Вместе с тем более подробное их описание мы представим в разделе описания результатов исследования.
Методологическая основа научной работы.
В основание методологии научного исследования положены идеи педагога-гуманиста Н.И. Лирогова [6]. 8 частности, мы использовали его идею о том, что основная модель лидерства является природным свойством любого человека. Вместе с тем, принимая во внимание различные типы характера, лидерство может быть открытого и скрытого вида. Ведущими методами исследования стали: анализ точек зрения иных авторов на проблему исследования и эксперимент. Проверка верности предложенных педагогических принципов производится на основании теста "Диагностика лидерских способностей". По достаточно очевидному сценарию мы применяли разработанные педагогические принципы в экспериментальной группе (ЭГ), состоящей из 17 сотрудников личного состава ОВД подразделений полиции МВД России по г. Нальчику. Работа контрольной группы (КГ), состоящей из 18 человек личного состава ОВД подразделений полиции МВД России по г. Нальчику, не корректировалась. Внедрение педагогических принципов производилось на базе экспериментальной площадки ? Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.
Время проведения эксперимента: с февраля 2022 г. по начало мая 2022 г.
Результаты научного исследования.
По итогам научного исследования были сформулированы перспективные принципы педагогического содействия сотрудникам органов внутренних дел в развитии лидерских качеств: 1) природосообразности, 2) инициативности и вариативности, 3) системности.
Принцип природосообразности сообщает, что стремление к самовыражению, к выходу личности за рамки своих возможностей является врождённым свойством. Вместе с тем нами было подчёркнуто, что общая модель лидерства на паритетных условиях проявляется у интровертов и экстравертов. Дополнительно стоит указать, что у интровертов профильным является скрытый тип лидерства. Применительно к проблеме исследования следует, что любой сотрудник ОВД в той или иной форме, на том или ином уровне активности предрасположен к проявлению скрытой или открытой модели лидерства. Рассматриваемое качество является одним из классических видов достижения профессионально-личностных задач. Ввиду указанного противостоять или ограничивать личность в её стремлении достичь высоты профессионального мастерства крайне непродуктивно. Дополнительно укажем, что снижение интенсивности подчиняющейся и лидерской стратегии поведения регулируется социальными ролями. При этом у одного сотрудника за время службы могут проявляться несколько ролей, перечень которых ранее сформировал и проинтерпретировал P.M. Бел-бин. Вместе с тем подробно на его классификации мы не будем останавливаться, т.к. это не входит в перечень задач текущего исследования.
Принцип педагогического содействия развитию лидерских качеств в виде поощрения проявления сотрудниками ОВД инициативности и вариативности также интересен и перспективен. Вместе с тем нельзя обойти стороной сложившуюся классическую модель поведения в силовых структурах: "инициатива наказуема". Предложенный нами принцип не направлен на преодоление указанной модели поведения. С другой стороны, вопрос о становлении "думающего сотрудника силовой структуры" все чаще звучит в различных современных исследованиях. Рассматриваемый принцип указывает на то, что руководители сотрудников силовых ведомств должны устанавливать строгие рамки на реализацию рационализаторских инициатив своих подчи-
CU CXJ О си
-0 9
со
3-OJ
■OI
S
305
> <
Ж ш
О ш
3-
<
С1 ш
с
306
нённых, При этом руководители органов ОВД прекрасно понимают, что жёсткое пресечение стремления сотрудников к разработке собственных предложений по решению сложных профессиональных задач лишь увеличивает риски невыполнения тактических задач. Таким образом, педагогический принцип по поощрению вариативности поведения сотрудников ОВД в сложных ситуациях при его грамотном применении может увеличить показатели успешности их профессиональной деятельности.
Принцип системности означает, что в процессе повышения квалификации сотрудники ОВД нуждаются в синхронном, целостном развитии их когнитивных качеств. Только при развитии комплекса профессиональных умений и навыков лидерство формируется как коллективная ценность, обеспечивающая безопасность тому или иному социуму. Усиление только лишь лидерских качеств без связи с иными профессиональными умениям и навыками приведёт к увеличению числа служащих с негативным социальным профилем "карьериста" ? нарциссический тип личности.
До и после апробации разработанных педагогических принципов были произведены измерения количества сотрудников личного состава отделов ОВД, которые достигли ярко-выраженного проявления лидерских качеств.
Таблица-Динамика результатов тестирования сотрудников ОВД "до" и "после" внедрения
принципов педагогического содействия сотрудникам ОВД дел в развитии лидерских качеств (на основании теста "Диагностика лидерских способностей")
Вид эмпирической группы Количество человек до внедрения педагогических принципов поддержки с сильно выраженными лидерскими чертами Количество человек после внедрения педагогических принципов поддержки с сильно выраженными лидерскими чертами Динамика (%)
ЭГ 7 13 +35%
кг 8 9 +6%
Данные таблицы красноречиво свидетельствуют о том, что предложенные и внедрённые автором педагогические принципы содействия сотрудникам ОВД являются действенными. На указанном основании мы заключаем, что цели исследования достигнуты, а задачи выполнены. Также добавим, что наибольший вклад в развитие лидерских качеств у сотрудников ОВД внесли принципы системности и приро-досообразности. Также отметим, что принцип вариативности и инициативности с некоторой
осторожностью воспринимался командующим составом личного состава сотрудников ОВД,
Заключение
Приступая к исследованию, автором была актуализирована тема исследования. Было показано, что стремление к открытому и скрытому лидерству является предустановленной природной чертой каждого человека. Также было показано, что процесс самовыражения, самореализации у сотрудников ОВД является общественной ценностью, а не их эгоцентричной стратегией. В процессе анализа научной литературы по проблеме исследования были выявлены наиболее значимые для автора принципы педагогического содействия сотрудникам ОВД дел в развитии лидерских качеств: системности, природосообразности и инициативности/вариативности. 8 свою очередь, принципы педагогической поддержки направлены на а) формирование у сотрудников ОВД непреложного отношения к формированию лидерских качеств, как к профессионально-важному инструменту, предопределённого природой человека; 6) развитие у них инициативности в подборе методов решения сложных профессиональных задач; в) формированию установки о необходимости синхронного развития лидерских качеств совместно с иными профессиональными умениями и навыками сотрудника ОВД.
Литература:
1. Ан им оков И. К. Направленность коуч-гехноло-гии на развитие успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции / И. К. Ани-моков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2020. - № 4 (45). - С, 69-78.
2. Доттуев Т. И. Педагогические условия повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел / Т. И. Догтуев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 1 (46). -С 65-74.
3. Камнева Е. В. Проявления профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел / Е. В. Камне-ва // Акмеология. - 20 П. - N8 53, - С. 124-127.
4. Котрухова Р. И. Педагогическое содействие формированию лидерских качеств молодежи в условиях современной России / Р. И. Котрухова // Учёные записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № П. - С. 161-165.
5. Миронов Д.А. Философские воззрения Н.И. Пи-рогова / Д. А Миронов // Вестник Санкт-Петер-бургекого университета. Политология. Международные отношения. - 2007. - №М. - С. 184-191.
6. Перков А. А. Методы развития психологического потенциала сотрудников госавтоинспекции и их роль в осуществлении виктимологической профилактики / А. А. Перков // Вестник Уральского института экономики, управления и права. -2021.- №4(57).-С.82-88.
7. Селимханов М. С. Организация продуктивного сотрудничества как стратегия социально-профессионального развития студентов / М. С. Селимха-ное // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №3 (82). - С. 296-299.
00! 10.24923/2222-243Х.2022-43.54
НЕЙРОПЕДАГОГИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ удк 351.74
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИГА ТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ВАК РФ 5.8.7/13.00.08 ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Цель исследования - определить эффективные способы совершенствования ф Панова О, С, 2022 процесса обучения двига тельных действий (боевых приемов борьбы) деву-шек-курсантов образовательных организаций МВД России, В статье рассматриваются проблемные вопросы использования психолого-педагогических технологий нейропедагогики в процессе обучения двигательным действиям девушек-курсантов образовательных организаций МВД России, Научная новизна заключается в том, что в рамках обучения и совершенствования двигательных действий курсанток ранее не использовалась нейропедагогика. В результате автором выявлено, что использование нейропедагогики позволит содействовать развитию всех сфер личности (потребностно-мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и индивидуальной), что впоследствии будет способствовать формированию двигательного навыка и дальнейшему эффективному применению физической сипы в условиях экс тремальной деятельности.
Ключевые слова; девушки-курсанты; образовательные организации МВД России; нейропедагогика; нейродидактика; двигательный навык.
NEUROPEDA GOGYASA NEW DIRECTION IN THE PROCESS OF TEACHING MOTOR ACTIONS TO FEMALE CADETS OF
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA O
Panova Oiga Sergeevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Volgograd Academy of the Ministry of W
interna! Affairs of the Russian Federation, Volgograd _£3
X
The purpose of the study is to determine effective ways to improve the process of teaching motor actions (fighting q
techniques of wrestling) to female cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. ^ The article discusses the problematic issues of the use of psychological and pedagogical technologies of
neuropedagogy in the process of teaching motor actions of female cadets of educational organizations of the & Ministry of Internal Affairs of Russia. The scientific novelty lies in the fact that neuropedagogics has not been used
before in the framework of training and improving the motor actions of female cadets. As a result, the author CU
revealed that the use of neuropedagogics will help to promote the development of all spheres ofpersonality (need- ^ motivational, cognitive, emotional-volitional and individual), which will subsequently contribute to the formation
of motor skills and further effective use of physical force in extreme activity. H
Keywords: female cadets; educational organizations of the Ministry of interna! Affairs of Russia; neuropedagogy; ^ neurodidactics; motor skill.
s
307
Введение
Современное развитие российского высшего образования направлено на поиск инновационных эффективных технологий, средств и методов образовательного процесса, с одной стороны, С другой стороны, происходящие изменения в образовании требуют создание эффективной образовательной системы, направленной на приобретение курсантами высококачественных знаний и умений в ходе процесса обучения.
Ведущая роль в разрешении указанных проблем может принадлежать нейропедагогике, как новому направлению в образовании, связанному с внедрением стратегических образовательных техно-
ПАНОВА Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической подготовки, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Волгоград