Научная статья на тему 'Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники'

Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1803
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники»

Р.Б. Головкин

Головкин Роман Борисович — доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России

Нейролингвистическое программирование в подготовке юристов и реализации юридической техники

Современные процессы в юридическом образовании характеризуются увеличением продолжительности обучения, расширением сети учебных заведений, глобализацией образовательных программ. Вместе с тем, наблюдается ухудшение качества подготовки юристов, что вызывает озабоченность у преподавателей, работодателей и руководства страны1. Безусловно, данная ситуация требует всестороннего изучения и эффективного разрешения.

Представляется, что одним из перспективных направлений повышения качества подготовки юристов в современной России является совершенствование законодательства, регулирующего данные отношения, а также поиск эффективных технологий обучения юридической науке.

Ныне действующие базовые законы в сфере образования «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вполне адекватны происходящим реформам образования и служат нормативной основой изыскания и применения наиболее эффективных технологий подготовки студентов, в том числе и юристов2.

Одной из современных технологий воздействия на человека, в том числе педагогического, является нейролингвистическое программирование (НЛП).

Нейролингвистическое программирование - это область практической психологии, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям.

Моделирование предусматривают модели гения или высококлассного специалиста. Этот процесс в себя включает:

1. Выявление эффективной стратегии (модели).

2. Кодирование стратегии (описание стратегии через алгоритмы действий).

3. Применение модели вычитания (удаление из стратегии несущественных элементов).

4. Встраивание стратегии (обучение другого и получение того же результата, что и в созданной модели )3.

НЛП основывается на том, что сознание, тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, обусловливающего его поведение. Поведение меняется, если меняется восприятие картины мира. Личностную картину мира можно изменить с помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник.

Иными словами, первый термин названия «нейро» характеризует мышление и чувственное восприятие - к процессам, протекающим в нервной системе и играющим важную роль в формировании человеческого поведения (прежде всего, зрение, слух, тактильный контакт, вкус, запах). Второй термин «лингвистический» обозначает воздействие на человека с помощью языка, отражающего определенные модели поведения. И, наконец, «программирование» указывает на способ, при помощи которого организовывается мышление.

1 Не случайно в мае текущего года Президент издал указ, направленный на повышение качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации. См: Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».

2 См., например: статью 14. ФЗ от от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании в РФ» (с измен. и доп.); Ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ).

3 См.: Викпедия - открытая энцикпопедия//ги.ш1к1ре(^а.огд.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 147

Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники терапевтов в области гипнотерапии, гештальттерапии и психологии семьи.

Сегодняшним предметом исследований НЛП являются происходящие между человеком и его собеседником информационные взаимодействия, обеспечивающие возможность неявного воздействия одного на другого.

Несмотря на популярность, НЛП продолжает быть противоречивым учением. Так, основатели НЛП утверждают, что нейролингвистическое программирование - это искусство и наука совершенствования личности1. Вместе с тем, анализ открытой литературы по данной проблеме позволяет заключить, что даже после трех десятилетий существования НЛП не имеет четкого научного обоснования. НЛП критикуется за отсутствие определяющих и регулирующих институтов для выработки общих стандартов и публично задекларированной профессиональной этики и т. д.2.

Вместе с тем, излишние страхи здесь неуместны: все зависит от людей, применяющих НЛП в том или ином направлении. Например, топор можно использовать во благо (поколоть дрова), а можно во вред (причинить телесные повреждения). Дело в том, что нейролингвистическое программирование - это всего лишь определенный набор эффективных шаблонов общения. В рамках НЛП обобщены и классифицированы приемы, известные еще со времен Сократа. Достаточно послушать политиков или опытных преподавателей, хороших продавцов и квалифицированных адвокатов, чтобы заметить, что им достаточно легко направить действия аудитории в нужное русло.

Иными словами, обобщенные методики и технологии НЛП работают на практике, с их помощью можно производить в сфере сознания и подсознания конкретные (локальные) и целевые операции, направленные на изменение какой-либо привычки, установки, представления, оценки событий и т. д. По мнению некоторых специалистов в области НЛП, оно очень легко и органично ложится на изобразительный язык телевидения и кино, может быть легко использовано в целях прямого воздействия не только на отдельного человека, но и на большие аудито-

рии3.

С учетом позиционируемых возможностей НЛП и случаев спонтанного применения НЛП преподавателями можно резюмировать, что отдельные технологии данного вида воздействия на личность применимы в учебном процессе4, в том числе и юридического вуза.

В соответствии с законодательством преподаватель может самостоятельно выбирать параметры, технологию проведения занятий, ему предоставляется свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами5. При этом пределы применения разных методик и технологий ограничиваются лишь неприкосновенностью прав человека и адекватностью знаний у обучаемых государственным образовательным стандартам, а также требованиями к содержанию образования6. Следовательно, применение различных инновационных, в том числе и НЛП-технологий в образовании, не противоречит действующему законодательству. Кроме того, в квалификационных характеристиках должностей работников образования в основных составляющих компетентности педагогических работников преподавателю прямо предписывается владение современными образовательными технологиями, техно-

1 О'Коннор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства // www.psycho.all.ru.; информация об НЛП на сайте Санкт-Петербургского института НЛП//www.institutnlp.spb.ru/ аЬои1:_п1р., и др.

2 См.: Викпедия - открытая энцикпопедия//ги^1фе(^а.огд/; О'Коннор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства //www.psycho.all.ru.

3 См. об этом, например, Алдер Х. НЛП. Современные психотехнологии// www.institutnlp.spb.ru/about_nlp; Махони Т. НЛП. Больше, чем гипноз. Настольная книга коммуникатора. - СПб., 2009.

4 Существует уже несколько защищенных диссертационных работ, см., например: Барбитова А.Д. Возможности использования нейролингвистического программирования как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников: Дис... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2004.; Киселев Н.Д. Методы и модели нейролингвистического программирования в преподавании военной токсикологии, радиологии и медицинской защиты: Дис... канд. пед. наук. -Саратов, 2003.; Мусенова Э.А. Техники нейролингвистического программирования как средство личностно ориентированного обучения старшеклассников: на примере образовательной области «Химия»: Дис... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2008.

5 См.: пункт 3 статьи 3 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (от 02.08.2009 N 217-ФЗ, и др. изм. и доп.).

6 См.: Статью 14. ФЗ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ).

логиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психологопедагогической коррекции, снятия стрессов и тому подобное, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии1.

От работника высшей школы требуется и коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации2.

Анализ изложенных требований, содержащихся в квалификационных характеристиках должностей работников образования, позволяет заключить, что многие из них совместимы с применением НЛП, а некоторые является составной частью арсенала данного вида воздействия на человека (психолого-педагогическая коррекция, снятие стрессов, эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком и др.)

Кроме того, если рассмотреть НЛП в качестве разновидности информационной технологии, то на его применение можно распространить информационное законодательство. Дело в том, что воздействие на человека языковыми средствами не исчерпывается. Даже представители рассматриваемого учения говорят и о тактильном, и о запаховом, и об общем визуальном воздействии на человека3. Данные виды воздействий на человека в своей совокупности носят информационный характер. Следовательно, и фильтры сознания, и метамодели НЛП суть информационные производные, так как имеют дело с различного рода данными. Информация - это система данных об окружающем мире, а информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов4.

НЛП-технологии, являясь частью технологии подготовки юриста, могут выступать и в качестве элемента юридической техники. С точки зрения деятельностного подхода, квалифицированный юрист - это часть процесса регулирования общественных отношений с помощью правовых предписаний, иными словами, он часть юридической техники, а если точнее - юридической технологии5. Следовательно, примеренные к юристу при его обучении методы НЛП неизбежно экстраполируются на юридическую практику, в том числе - на технику правотворчества и правореализации6. Дело в том, что позитивные и негативные метапрограммы - это неизбежный элемент правосознания. Паттерны поведения8 фактически отражаются в правовых предписаниях. Любому правопримени-

1 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 года № 593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования».

2 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» от 14 августа 2009 года № 593.

3 См., например: О'Коннор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства //www.psycho.all.ru; Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПб, 2000; Бэйли Р. НЛП-консультирование. - М., 2000, и др.

4 См.: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.

5 См. об этом подробнее: Карташов В.Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования // Юридическая техника. - 2007. - № 1. - С. 17.

6 Проводимый с марта 2009 года эксперимент по применению отдельных элементов НЛП-технологий на базе Владимирского юридического института ФСИН и юридического факультета ВГГУ показал, что большинство выпускников позитивно относятся к методикам НЛП и планируют применять их на практике.

7 Метапрограммы (фильтры восприятия) - механизм мышления, фильтрующий обрабатываемую информацию//™. wikipedia.org/wiki.

8 Паттерн - набор стереотипических поведенческих реакций //ru.wikipedia.org/wiki.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 149

телю в процессе общения с подчиненными, с подследственным, жертвой и так далее требуется установление раппортов1. Даже этот неполный перечень некоторых элементов НЛП, используемых в юридической деятельности, свидетельствует о применимости данных технологий в юридической технике. Кроме того, моделирование применяемое в НЛП, применимо в конструировании нормативно-правовых актов, их систематизации и интерпретации.

Таким образом, с учетом проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Во-первых, действующее законодательство побуждает к применению педагогических технологий, повышающих качество юридического образования.

Во-вторых, анализ позиционируемых в литературе и практике возможностей НЛП и случаев спонтанного применения НЛП преподавателями позволяет заключить, что отдельные технологии данного вида воздействия на личность эффективны в учебном процессе юридического вуза и юридической практике.

В-третьих, применение различных инновационных, в том числе и НЛП-технологий в образовании не противоречит действующему законодательству и может применяться при преподавании, в том числе и юридической техники.

В-четвертых, в отдельных случаях действующее законодательство прямо предписывает преподавателю владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов.

В-пятых, технологии преподавания юриспруденции, являясь составной частью отраженных в действующем законодательстве дозволений, запретов и позитивных обязываний, которыми руководствуется преподаватель, становятся элементом юридической техники, так как предопределяют совершенствование не только юридического образования, но и правового регулирования общественных отношений.

1 Раппорт - состояние между коммуникатором и клиентом, при котором между ними существует максимальное взаимное доверие. См.: Энциклопедия «Кругосвет»/ Нейролингвистическое программирование // slovari.yandex.ru/dict/ krugosvet/article/0/0a/1009033.htm. Достижение раппорта - важнейшая задача НЛП и правоприменения. Раппорт формируется на сознательном или бессознательном уровне, когда правоприменитель присоединяется к репрезентативным системам участников правоприменительных процессов, отражая их в своем вербальном и невербальном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.