Научная статья на тему 'Нейролингвисгическое программирование история и инструментарий'

Нейролингвисгическое программирование история и инструментарий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2137
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейролингвисгическое программирование история и инструментарий»

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

НЕЙРОЛИНГВИСГИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ,

ЧИМАРОВ С Ю..

Чимаров Сергей Юрьевич —доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью Северо-Западной академии государственной службы

Нейролингвистическое программирование (НЛП) как форма прикладной психологии возникла в начале 1970-х гг. Выступая в качестве прикладной комплексной научной дисциплины, образовавшейся на стыке лингвистики, психологии, культурологии и социологии, НЛП обеспечивает РВ, рекламу и маркетинговую деятельность специальными теоретическими разработками и практическими рекомендациями. Кроме того, НЛП включает в себя знания и приемы, необходимые для успешного межличностного, делового общения, коммуникационного менеджмента. Применение НЛП позволяет внедрять необходимые для нужд организации стереотипы мышления и поведения целевых потребителей и представителей остальных контактных общественных групп, добиваться от них нужных психологических реакций и конкретныхдействий1.

Термин «нейролингвистическое программирование» состоит из трех элементов.

Нейро (древнегреч. нейрон — нерв) — исходит из постулата, что все поведение человека есть результат неврологических процессов. Нейрология изучает разум и процессы мышления. Лингвистическое (лат. лингва — язык) — акцентирует наше внимание на том, что нервные процессы являются репрезентативны- и, упорядоченными и находят свое воплощение в определенных стратегиях нашего повседневного языка и коммуникативных систем. Лингвистика исследует то, как человек использует язык и каково его влияние на формирование личности. Программирование — указывает на целенаправленность воздействия и наличие определенной программы достижения цели.

«НЛП — это искусство и наука о личном мастерстве. Наука — потому, что существуют определенные закономерности, стратеги и того, как быть мастером. И этому мастерству можно научить других людей. Искусство — потому, что каждый человек в эти стратегии будет вкладывать себя, свою личность — т. е. каждый будет мастером по-своему», — замечает известный российский практик НЛП А. Любимов2.

Основоположниками НЛП считаются американские исследователи из университета Калифорнии Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Р. Бендлер, будучи студентом математического факультета, увлекался компьютерами и проявил завидный интерес к аудио видеокассетам записей семинаров известных американских психотерапевтов Фрица Перлза и Вирджинии Сатир.

Ф. Перлз (1893-1970) в 1940-е гг., окончательно отойдя от теории психоанализа, начал генерировать новые идеи, впоследствии получив-

свое научное воплощение в методе «гештальттерапии». Перлз был одним из первых психотерапевтов, выдвинувших систему идей представления — визуального, звукового и кинестетического (телесного). Кроме того, Перлз являлся сторонником модели частей личности и считал, что одной из конечных целей терапии является гармоничное воссоединение этих частей.

В. Сатир (1916-1988) как психотерапевт начала работать в Чикаго, где занималась проблемами алкоголиков и бездомных. В начале 1960-х гг. она переезжает в Калифорнию и вместе с Джоном Джексоном и Джулиусом Рискиным основывает Институт ментальных исследований в Пало-Альто. В 1972 г. В. Сатир лично знакомится с Р. Бендлером и Дж. Гриндером и начинает с ними активно сотрудничать.

Р. Бендер (род. 1950) обнаружил, что копируя определенные аспекты поведения Ф. Перлза и В. Сатир, он начинает оказывать на окружающих его людей определенное воздействие. Тогда он решает создать студенческую научную группу гештальттерапии. Способностями Бендлера заинтересовался профессор лингвистики Дж. Гриндер (род. 1940). Вскоре Гриндер, опираясь на поддержку некоторых других ученых, разрабатывает «Новый кодекс» НЛП. В итоге, благодаря совместным усилиям, прежде всего Р. Бендлера и Дж. Гриндера, в оформленном виде появляются первые модели, стандарты и приемы НЛП.

Итак, формирование модели НЛ П изначально базировалось на изучении Р. Бендпером и Дж. Гриндером поведения и коммуникационных моделей признанных экспертов и людей с высокими интеллектуальными достижениями в различных областях человеческого знания. В число таких

экспертов и людей-интеллектуалов, помимо Ф. Перлза и В. Сатир, входили М. Эриксон, Г. Бейтсон и А. Коржибски.

Милтон Эриксон (1901-1980) в возрасте 18 лет перенес полиомиелит и до конца жизни был прикован к инвалидному креслу. Являясь признанным авторитетом в сфере терапевтического воздействия гипноза, М. Эриксон «подарил» нейролингвистическому программированию свои языковые шаблоны, которые и вошли в НЛП под названием «моделей Милтона».

Грегори Бейтсон (1904-1980) — британо-американский антрополог, исследователь вопросов социализации, лингвистики и кибернетики. Именно его работы в области потенциала множественных перспектив, кибернетической эпистемологии и антропологии легли в основу НЛП, а сам образ мышления Г. Бейтсона оказал огромное влияние на подход Р. Бендлера и Дж. Гринлера к моделированию модели общения.

Альфред Коржибски (1879-1950) в период первой мировой войны служил офицером разведки российской армии. После ранения переехал в Канаду, а затем в США. Являясь основателем общей семантики, А. Коржибски первым в 1933 г. употребил словосочетание «нейролингвистический». Он также утверждал, что «карта — это еще не территория», т. е. карта (язык) не является тем, что на карте отражено (опыт). Слова не являются предметами, которые они обозначают. Слова только формулируют структуру опыта.3

Основатели НЛП пришли к выводу, что каждый человек имеет предпочтительный метод переработки информации, который в целом подходит под одну из трех категорий: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

«Так называемые „суперкоммуникаторы" предпочитали использовать три метода в равной степени, нежели чем сосредоточиваться на одном. Они также были способны переходить от одного метода к другому, чтобы соответствовать или отображать коммуникативный стиль другого человека», — замечает Салли Дим-мик4. Исследуя мастерство терапевтической эффективности, родоначальники НЛП и их последователи разработали целую обойму инструментария нейролингвистического программирования. Тезисное освещение самого инструментария (22 рецепта)5 позволит получить некоторое общее представление о направленности нейролингвистического программирования.

1. Якорь — любой стимул, провоцирующий реакцию, стимул, изменяющий состояние человека. Якорь может быть связан с любым сенсорным сигналом — зрительным, слуховым, кинестетическим, обонятельным или вкусовым.

Якоря запускают ассоциации или воспоминания и приводят человека в ресурсное (подъем) или безресурсное (упадок) состояния.

2. Ассоциация и диссоциация. Ассоциативность предполагает присутствие внутреннего опыта и предусматривает различные позиции по отношению к одному и тому же опыту. Диссоциирован-ность предполагает индифферентное задействование чувств человека, «полезно иметь способность отстраниться, взглянув на себя со стороны, с диссоциированной точки зрения»6.

3. Поведенческая гибкость предусматривает наличие набора способов реагирования на что-то или возможность выбора определенного образа действия.

4. Категоризация подразумевает процесс соединения единиц информации по блокам и по уровню обобщения в конкретном блоке. Категоризация помогает человеку структурировать свое мышление и оперировать большим количеством информации.

5. Притягательное будущее есть репрезентация будущего состояния человека или его опыта. В силу своей реалистичности, образного представления и энергии представления возможное будущее неизменно влечет человека. Оно дает человеку ощущение будущего в настоящем и определяет мотивацию его к определенным действиям в целях обязательного наступления желаемого результата.

6. Контрастный анализ заключает в себе сравнение и противопоставление двух процессов, имеющих некоторые общие элементы, но различные исходы. Например: спокойный ход служебного совещания, которое вчера закончилось конфликтом. Контрастный анализ позволяет выявить «значимое различие» или «различие, создающее различие».

Критерии и критериальные эквиваленты. Под критерием понимается стандарт, который человек использует для оценки, и обычно формулируемый с помощью значимых слов, выражающих абстрактные понятия, такие как порядочность, уважение, достоинство, счастье, дружба и т. д. Соблюдение критерия определяется конкретными формами поведения, именуемыми в НЛП «критериальными эквивалентами». Нередко поведенческая реакция бывает идиосинкретичной (т. е. уникальной, индивидуальной) и непредсказуемой, т. е. не всегда совпадает с ожидаемой реакцией.

Диснеевская стратегия креативности предназначена для формирования мечтаний человека и обеспечения для них максимального шанса превращения в реальность. Стратегия названа именем Уолта Диснея (1901-1966), американского кинорежиссера, художника, продюсера, использовавшего при командной разработке идею интегрального сочетания трех ролей: мечтателя, реалиста, критика. Как правило, люди отдают предпочтение одной из вышеназванных

ролей: критик — «убийца энтузиазма»; мечтатель — «витает в облаках»; реалист — «знает, как подойти к делу».

9. Экологическая роль предполагает целесообразность рассмотрения последствий определенного курса действий еще до того, как человек реально его осуществил. Если экология изучает регулирование влияния организмов друг на друга и на среду, то экологический Контроль в НЛП предусматривает необходимость реального исследования предполагаемых действий человека, их влияние на всю палитру взаимоотношений и множество взаимосвязанных систем в его жизни. Человек представляет собой систему, включающую в себя биологическую, интеллектуальную и эмоциональную подсистему.

10. Ориентация по движению глаз. Направление неосознаваемых движений глаз людей в момент их размышления в значительной степени зависит от того, какую репрезентативную систему они используют. Наблюдение за несознательным движением глаз облегчает человеку направленный доступ к конкретной репрезентативной системе: он знает, куда следует смотреть, в самом буквальном смысле. При желании человек может реально научиться стать более визуальным, слуховым или кинестетическим.

11. Фрейминг. Любая рамка, устанавливая границы образа, акцентирует внимание на определенные качества картины. Любая установка нашего мышления аналогично может служить рамкой или фреймом (англ. фрейм — рамка). Фрейминг выступает для человека в качестве способа определить «место» опыта, т. е. позволяет осмыслить его. Рефрейминг позволяет изменять значение переживания или события, помещая его в другую рамку. В итоге человек начинает видеть вещи в другом ракурсе, а новая интерпретация переживания или события приводит к новым выводам, оценкам и чувствам. 12. Логические уровни выступают в качестве способа определения структур и паттернов7, помогают человеку понять, какие именно темы для него важны или что происходит. Логические уровни дают человеку понимание и ответ на вопросы:

• с какого рода информацией он имел дело?

• откуда происходит проблема?

• на каком уровне проблема переживается или исходно проявляется?

• что в реальности меняется от решения проблемы?

• на каком уровне целесообразно проводить взаимодействие или вмешательство? 13.

Метамодель раскрывает для человека три способа осмысления его личного опыта и приходящей к нему информации:

• вычеркивание — устранение информации;

•генерализация — выведение широких или универсальных формулировок на основе лишь ограниченных данных;

• искажение — выделение смысла на основе доли информации и игнорирование ее остальной части.

Взгляд на происходящее с позиции метамодели позволяет восстановить недостающие звенья в общем понимании картины мира, явления и т. п., подвергнуть сомнению неоправданные генерализации и создать новые значения взамен вычеркнутых или искаженных.

14. Метапрограммы выступают в качестве паттерн классификации информации, в роли фильтров, т. е. позволяют отфильтровать малозначимое и уделять особое внимание наиболее значимой информации.

15. Моделирование является основой НЛП и выступает как результат поиска ответа на вопрос: как они это делают? Моделирование позволяет выяснить, каким именно образом ведут себя люди в конкретной ситуации. Моделирование делает возможной передачу знания и составляет основу обучения.,

Ориентация на результат: условия хорошей формы. Коучинг8 НЛП нацелен на то, чтобы помочь человеку достичь своих целей, при этом необходимо, чтобы формулировка цели соответствовала ряду условий. В НЛП эти условия именуются условиями хорошей формы. Ориентация на результат помогает человеку формулировать свои цели так, чтобы у него была максимальная возможность их достижения.

17. Следованиеи ведение. Этимологическое значение термина «следование» заключено в движении за другим, след в след. В НЛП следование и ведение понимается метафорически, т. е. как признание другого. Человек подражает позе, манере, уровню энергии другого человека, употребляет сходные метафоры и язык репрезентативных систем. Следование и ведение дает человеку необходимую основу для успешного взаимодействия с другими.

18. Принятие различных персептивных позиций. Восприятие человеком любых переживаний и любого опыта зависит от его позиции восприятия. НЛП выделяет три позиции восприятия. При первой позиции человек воспринимает через собственное «я», смотрит своими глазами, оценивает вещи с собственной точки зрения. Вторая позиция означает нахождение в «чужой шкуре»: человек представляет мир глазами

другого человека. Третья позиция подразумевает восприятие события с точки зрения заинтересованного наблюдателя — будучи «мухой на стене», вы имеете доступ к видению и

комментариям собственного «внутреннего мудреца»9. Возможность принятия различных персептивных позиций дает возможность видеть картину мира с различных ракурсов и получать информацию разностороннего плана.

19. Раппорт — достижение гармони, согласованности чувств, ощущений, общего мировосприятия в общении. Человек контактирует с другим, находясь внутри его модели мира. Раппорт не означает согласие. Можно не соглашаться с собеседником, но, тем не менее находиться с ним в раппорте. Раппорт создает основу для взаимодействия с другими людьми.

20. Репрезентативные системы. Мы получаем информацию о мире посредством своих пяти чувств, однако, в целях внутренней репрезентации окружающего мира человек использует гораздо больше пяти чувств. Он способен создавать в своем воображении оригинальные картинки, воспроизводить или отображать речь, воображать физические ощущения, вкусы, запахи и т. д. В НЛП весь механизм сложных внутренних процессов и условия их зарождения именуют репрезентативными системами. В ряде случаев эти системы называются модальностями, поскольку каждая представляет собой определенный модус или способ внутреннего оперирования данными, получаемыми человеком из внешнего мира.

21. Сенсорная восприимчивость связана с уровнем придания человеком значения информации, поступающей к нему от его органов чувств. По мере обострения реакции человека на окружающий мир происходит возрастание сенсорной восприимчивости. Сенсорная восприимчивость дает нам возможность получать больше удовлетворения от жизни, эффективнее учиться и оказывать большее влияние на других.

22. Субмодальности. Пять органов чувств в НЛП именуют «модальностями», поскольку каждый орган представляет собой модус или способ переработки информации. Зрение включает визу-ильную переработку. Слух — аудиальную. Ощущение — кинестетическую. Запах — обонятельную. Вкус — вкусовую. Наряду с вышеотмеченными основными категориями существуют так называемые Субмодальности, заключающие в себе отдельные способы описания или детализации описания внутри определенной модальности.

Разделяя идеи конструктивизма, нейролингвистическое программирование исходит из того, что человек является не пассивным реципиентом окружающего мира, а выступает в качестве активного созидателя этого мира. Нейролингвистическое программирование признает реальность бытия вне нашего восприятия, и эту реальность человек, в том числе с помощью технологий НЛП, может и должен познать. «НЛП — это голограмма. Вы можете посмотреть на нее под любым углом и построить цельную картину»10. предыдущих периодов истории это должны быть не политики, которые не компетентны в данном вопросе, а научные эксперты.

В ст. 37 определено понятие «эротические издания». «Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу».

Формулировка «в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу» не поддается разъяснению.

В ст. 47 определены права журналиста, где в п. 9 указано, что «журналист имеет право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения, за его подписью». Поскольку журналист не является специалистом во всех сферах общественной жизни, его «личные суждения и оценки» могут быть ошибочными и способствовать мифологизации общественного сознания. Результатом мифологизации могут стать непрогнозируемые девиантные формы социального действия или социального бездействия. Средства массовой информации и, в частности, телевидение формируют и управляют общественным сознанием. СМИ могут формировать как социокультурные нормы жизни и нормы социального действия, так и антинормы, модели асоциального действия. Во избежание последнего необходима законодательная база, опирающаяся на научно обоснованные критерии качества.

Общественные связи. Реклама. Маркетинг. Нейролингвистическое программирование. Оперативный словарь-справочник / С. В. Ильинский. — М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. С. 204.

Любимов А. НЛП: мастерство коммуникации. — СПб.: Питер, 2003. С. 11-12.

О'Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. С. 286. Диммик С. Успешная коммуникация через НЛП. Руководство для инструкторов. — М.: КСП+, 2003. С. 14.

Макдермот Я., Яго В. Введение в НЛП. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003

Бавистер С., Викерс А.Основы ПЛП: Успех профессиональной, общественной и личной жизни. -М.. ФАИР-ПРЕСС, 2005 ГриндерДж. Шепот по ветру. Новый код в НЛП. - СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-ПРЕСС, 2005

Коннира А., Стив А. Сердце разума: реализация внутренней способности к изменению с помощью НЛП. - СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-ПРЕСС, 2005

Коннира А., Стив А. Измените свое мышление и воспользуйтесь Результатами НЛП. -СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-ПРЕСС 2004

Макдермот Я., Яго В. Указ. соч. С. 3.

О'Коннор Дж. Указ. соч. С. 7.

Макдермот Я., Яго В. Указ. соч. С. 94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.