Научная статья на тему 'Условия эффективной коммуникации в нейролингвистическом программировании'

Условия эффективной коммуникации в нейролингвистическом программировании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
777
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of stating the principles and conditions of effective communication. The approaches of linguistics and neuro-linguistic programming to this problem are briefly disclosed; special attention is paid to the meta-model of the language as one of the most effective tools to achieve harmony in communication.

Текст научной работы на тему «Условия эффективной коммуникации в нейролингвистическом программировании»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестник Омского университета, 2006. № 2. С. 107-110. лтчтк" йт

© Т.А. Здриковская, 2006 ^ ^

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОМ КОММУНИКАЦИИ В НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПРОГРАММИРОВАНИИ

Т.А. Здриковская

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра иностранных языков 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 28 марта 2006 г.

The article deals with the problem of stating the principles and conditions of effective communication. The approaches of linguistics and neuro-linguistic programming to this problem are briefly disclosed; special attention is paid to the meta-model of the language as one of the most effective tools to achieve harmony in communication.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - достаточно молодая дисциплина, возникшая в середине 70-х гг. XX в. и ставшая результатом сотрудничества Джона Гриндера, профессора кафедры лингвистики в университете Калифорнии, и Ричарда Бендлера, математика и психолога. Они тщательно изучали методы работы ведущих терапевтов (Фрица Перлза, основателя гештальт-терапни, Вирджинии Сатир, семейного терапевта, и Милтона Эриксона, известного гипнотерапевта) и пришли к выводу, что если воспроизводить шаблоны их поведения, то можно добиться таких же результатов в собственной работе с людьми. Они обнаружили эти шаблоны (паттерны) и на их основе построили модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и в целом построении гармоничной атмосферы вокруг себя. Начиная с этой модели, НЛП развивается в двух направлениях: как поиск паттернов мастерства в любой сфере деятельности человека и как эффективный способ мышления и коммуникации [1]. Название «нейролингвистическое программирование» следует трактовать так. «Нейро» означает, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, тактильных ощущений и наши невидимые мыслительные процессы отражаются на физическом уровне как физиологические реакции. «Лингвистическое» означает, что мы используем язык для упорядочивания собственных мыслей и коммуникации с другими людьми. «Программирование» указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты [2].

Итак, рассмотрим условия эффективной коммуникации с точки зрения НЛП, сравнив их с принципами успешности в традиционной лингвистике. Существует несколько направлений в исследовании этой проблемы. Представители первого (Х.П. Грайс, Т. Ван Дейк) считают, что коммуниканты должны следовать Кооперативному принципу, включающему в себя несколько максим: а) «Говори столько, сколько необходимо, не больше и не меньше», б) «Не говори того, что для тебя заведомо ложно», в) «Говори то, что уместно», г) «Избегай непонятных выражений». Представители второго направления (Р. Лакофф, Дж. Лич) считают основным принципом успешности коммуникации Принцип Вежливости, который создает среду позитивного взаимодействия. Три основные правила вежливости, по Лакоффу, таковы: а) не навязывайтесь, б) предоставляйте вашему собеседнику право выбора, будьте дружелюбны. Представители еще одного направления (Л. Апостел, Б. Моэн, Р. Фишер и др.) рассматривают эффективную коммуникацию как успешную в достижении поставленной цели [3]. Еще одно интересное мнение об эффективности коммуникации высказывает В.В. Красных, которая считает, что «идеальная ситуация общения имеет место именно тогда, когда у коммуникантов максимально широкая пресуппозиция (что возможно при «совпадении» коллективных когнитивных пространств и активизации одних и тех же участков когнитивной базы), которая и позволяет им «отмечать» одни и те же «фокальные точки» [4, с. 100]. С ее точки зрения, пресуппозиция - зона пересечения когнитивных пространств коммуникантов, она актуализируется в процессе коммуникации, релевантна «здесь и сейчас».

Таким образом, все теории эффективного общения связывают успешность с достижением предметной или информационной цели и сохранением равновесия отношений между коммуникантами. НЛП не вступает в противоречие с этим положением, однако его последователи утверждают, что «смысл коммуникации - в той реакции, которую мы получаем» [2, с. 37], следовательно, успешная коммуникация - это та, в которой мы получаем ожидаемую реакцию.

С точки зрения НЛП человек, который оценивает эффективность коммуникации по получаемым реакциям, принимает стопроцентную ответственность за коммуникацию, т. е. имеет возможность вносить в нее изменения до тех пор, пока не получит нужный результат. Следовательно, возникающие в ходе общения «помехи» он расценивает не как неудачи, а как обратную связь, позволяющую изменить свои тактики общения для получения наилучшего результата. Цель НЛП -дать людям больше вариантов поведения; в любом взаимодействии человек, у которого большая гибкость поведения, будет контролировать ситуацию. Например, стоит ему дать волю гневу, и он потеряет гибкость и, следовательно, контроль над коммуникативным процессом.

НЛП рекомендует использовать свои инструменты так, чтобы можно было радикально увеличить диапазон выбора. Известное как «закон необходимого разнообразия», это положение в контексте НЛП поощряет собеседников диссоциироваться от собственных эмоций, чтобы поддерживать богатство выбора при коммуникации.

Для реализации вышеизложенных принципов необходимо выполнить следующие условия успешной коммуникации [5]:

I. Умение определять ясные достижимые результаты. Успешные коммуникаторы изначально знают направление и цели коммуникации.

С точки зрения НЛП цель следует формулировать исходя из следующих принципов: S - специфичность (Specific); М - измеримость (Measurable); А - достижимость/определимость (Attainable/ Assignable);

R - реалистичность/полезность (Realistic/ Rewarding);

Т - определенность во времени/отчетливость. Результат же, в свою очередь, должен отвечать таким требованиям, как:

1. Быть позитивно сформулированным в терминах того, что мы хотим. Здесь особое внимание уделяется употреблению в речи частицы «не», поскольку фактически человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно. Например, чтобы обработать высказывание «Не думай о бедности!», сначала нужно

представить ментальную репрезентацию «бедности». Затем можно попытаться осуществить отрицание репрезентации, перечеркнув ее, позволив ей постепенно исчезнуть и т. д. Чтобы начать конструирование хорошо сформулированного результата, специалисты НЛП советуют использовать следующие вопросы, которые помогают правильно сформулировать результат. Что именно вы желаете? Что даст вам обладание результатом? Сформулировали ли вы ваш результат позитивно? Видите ли вы себя обладателем данного результата?

2. Описываться сенсорным языком. В НЛП результаты основываются на сенсорном опыте (картины, звуки, ощущения), так как именно в такой форме разум обрабатывает информацию. Результат достигается посредством создания его внутренней карты в форме картин, звуков и ощущений - того, что мы будем видеть, слышать и ощущать.

3. Инициироваться и контролироваться человеком, который хочет его достичь. В то время как мы можем контролировать собственные интеллектуальные и эмоциональные реакции на жизнь, мы не можем контролировать других людей, особенно их мысли и эмоции. Но мы можем изменить свое поведение так, чтобы лишить человека необходимости использовать старую программу действий. Хорошо сформулированный результат связан с изменениями, которые мы можем инициировать, поддерживать и которыми мы можем управлять. Передача управления нашим результатом другому человеку только лишит нас сил и приведет к неудаче.

4. Соответствовать контексту. Следование этому принципу позволит сформулировать конкретный, а не слишком общий результат, что позволит избежать проблем в других областях.

5. Учитывать соответствующую вторичную выгоду. Если, изменяя поведение, мы не предоставляем альтернативные способы достижения вторичных выгод, желаемые изменения поведения, вероятно, не сохранятся.

6. Включать необходимые ресурсы. Хорошо сформулированный результат будет включать в себя ресурсы таким образом, чтобы мы представляли их и осуществляли их репрезентацию как части итогового успеха.

7. Быть экологичным для целой системы. Как наука о взаимоотношениях между организмом и окружающей средой, в контексте НЛП экология утверждает, что изменения одной части человеческой системы должны согласовываться с другими ее частями и приспосабливаться к ним, принося пользу. Следовательно, формулируя результат, мы рассматриваем и отдельного человека, и других людей в системе.

Условия эффективной коммуникации в нейролингвистическом программировании

109

II. Использование сенсорной осведомленности для наблюдения за реакциями собеседника, что позволяет им иметь необходимую обратную связь, помогающую продвигаться к желаемому результату. Сенсорной остротой (осведомленностью) называется способность замечать внешние поведенческие признаки других людей, следить за ними и понимать их. К таким признакам относятся дыхание, изменения цвета лица, малейшие изменения мышечного тонуса, формы нижней губы, звучание/тон голоса.

III. Способность гибко изменять поведение. Успешные коммуникаторы постоянно изменяют свое поведение и приспосабливают коммуникацию для достижения желаемых результатов. В НЛП используется следующий руководящий принцип коммуникации: «Мы никогда не знаем, что мы сообщили». Смысл коммуникации заключается в получаемой реакции. Когда один из собеседников не получает желаемой реакции, ему нужно изменить свое поведение и продолжать попытки до тех пор, пока он не получит нужной реакции. НЛП предлагает навыки, необходимые для проявления гибкости поведения в процессе коммуникации.

Один из таких навыков - умение устанавливать раппорт. Раппорт - это «отношения взаимного доверия и гармонии, чувство связанности, ощущение ведения коммуникации на одной длине волны» [2]. Но поскольку значительная часть информации передается по невербальным каналам (поза, жесты, тон голоса, взгляд), то необходимо посылать сообщения конгруэнтным образом. Другими словами: то, что мы говорим (аудиаль-но), и то, что мы выражаем посредством чувств (кинестетически), должно соответствовать тому, что другие люди видят (визуально), когда смотрят на нас во время коммуникации.

IV. Эффективное использование языка. Коммуникация, безусловно, подразумевает использование языка - «разделение слов с другими людьми» и жизнь в реальном мире. Чем больше мы знаем о нейролингвистических процессах, лежащих в основе своей и чужой языковой обработки и речи, тем эффективнее мы можем использовать этот удивительный инструмент.

В 1975 г. Гриндер и Бэндлер создали психотерапевтическую метамодель языка, моделируя техники Фрица Перлза и Вирджинии Сатир. Бэндлер и Гриндер обратили внимание на то, что при сборе информации эти психотерапевты использовали определенный набор вопросов, а при помощи другого набора вопросов они помогали человеку реорганизовать свой внутренний мир. Опираясь на лингвистический анализ речи Перлза и Сатир, Бэндлер и Гриндер разработали свою метамодель.

Метамодель определяет, как мы можем использовать язык для пояснения языка. По определению Л. Кэмерон-Бэндлер, метамодель - это набор лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет [6]. А.Н. Баранов считает, что «метамодель языка - это вовсе не модель языка и не модель отдельных его подсистем, а это модель поведения коммуникатора по отношению к естественному языку» [7]. Мы бы добавили, что это модель его речевого поведения.

Речь - это наш опыт, обращенный в слова, который находит отражение в нашем мозге следующим образом. В самой глубине сознания лежат наши сенсорные ощущения, которые неизмеримо богаче того, что мы можем выразить при помощи слов. То, о чем мы имеем полное представление, в лингвистике называется глубинной структурой, и она лежит вне области нашего сознания. То, как мы выражаем эту идею, называется поверхностной структурой. Переход от глубинной структуры к поверхностной включает обобщение, искажение и стирание информации из глубинной структуры. Метамодель же помогает восстановить эти упущения, понять картину мира собеседника, основываясь на его опыте и не обращаясь к личному опыту, который может лишь усложнить общение и не дать достигнуть поставленной цели. Собеседник, освоивший метамодель, задает вопросы там, где раньше обращался к внутреннему опыту для осознания того, что имеет в виДУ ДРУгой человек. Метамодель помогает вызвать человека на более ясную коммуникацию.

Еще один важный момент, касающийся мета-модели, это то, что она основана на человеческой интуиции. Именно интуиция помогает нам понять, в какой момент нужно задать вопрос для прояснения модели мира собеседника. Например, на высказывание «Меня никто не любит» может последовать уточнение «Кто именно Вас не любит?», «Как Вы определили, что Вас не любят?»

Однако следует отметить, что метамодель была создана как техника психотерапевтического воздействия и не может быть в чистом виде перенесена на повседневное общение, но она может помочь сделать его более эффективным. Нужно учесть, что при использовании метамодели существует несколько реальных опасностей. Во-первых, можно собрать слишком много информации, в которой потом будет трудно ориентироваться. Во-вторых, прямолинейно заданные вопросы могут показаться слишком агрессивными и вызвать ответную негативную реакцию. Здесь мы приводим краткую структуру метамодели по книге Дж. О'Коннора [2]:

Метамодель

Паттерны Вопросы (реакции)

Упущение

Неспецифическое существительное Неспецифический глагол Сравнение Суждение Номинализация «Кто или что конкретно. .. ?» «Как именно это происходит?» «В сравнении с чем?» «Кто сказал, что... ?» «Как это делается?»

Модальный оператор возможности Модальный оператор необходимости Универсальный квантификатор Обобщения «Что препятствует Вам... ?» «Что случится, если Вы все-таки (не) сделаете этого?» «В самом деле всегда? Никогда? Все?»

Комплексная эквивалентность Пресуппозиции Причина и следствие Чтение мыслей Искажения «Каким образом одно означает другое?» «Что заставляет Вас думать, что... ?» «Каким образом одно вызывает другое?» «Как Вы узнаете, что... ?»

Рассмотрев условия эффективной коммуникации в традиционной лингвистике и нейролинг-вистическом программировании, мы можем сказать, что они едины во мнении, что «главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего» [8, с. 60]. Здесь можно увидеть перспективы объединения традиционных подходов к формированию подобного умения и новых, таких как нейролингвистическое программирование, и его применения в повседневном межличностном общении с целью избежать конфликтных ситуаций.

[1] Андреас С., Герлинг К., Фолкнер Ч., Халбом Т., Мак-Дональд Р., Шмидт Д., Смит С. Миссия НЛП. Режим доступа: http: //nlping.ru.

[2] О'Коннор Док., Сеймор Док. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997.

[3] Гулакова И. Р. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения: Дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2004.

[4] Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003.

[5] Холл М., Воденхамер В. НЛП-мастер: полный сертификационный курс. Высшая магия НЛП. СПб., 2004.

[6] Кэмерон-Вэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: простая и эффективная психотерапия сексуальных проблем и трудностей во взаимоотношениях. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

[7] Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учеб. пособие. М., 2003.

[8] Культура русской речи: Учеб. для вузов. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.