Научная статья на тему 'НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО ДЕТСТВА'

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пренатальный ребенок / пренатальное детство / психофизиологические резервы / пренатальная психология / prenatal child / prenatal childhood / psychophysiological reserves / prenatal psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М Л. Лазарев

В статье приведены многочисленные доказательства психических и физических реакций пренатального ребенка на внешние воздействия, собранные наукой за последние десятилетия. Данные отечественных и зарубежных исследователей убедительно демонстрируют наличие у пренатального ребенка целого спектра психических и физиологических реакций и процессов, таких как движения, эмоции, память, биоритмы жизнедеятельности, реакции на музыкальные воздействия и многое другое. Приведены аргументы в пользу того, что закладка морфофункциональных структур в пренатальном онтогенезе – это не только предадаптация к постнатальной жизни, но также и полноценная адаптация к специфическим условиям материнского организма и сенсорным стимулам внешней среды, в том числе с проявлением психических реакций. Результаты научных исследований дают основания утверждать, что профилактические резервы пренатального периода достаточно велики, в том числе потому, что наиболее интенсивные изменения в нервной системе происходят во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах нейроонтогенеза. Все это свидетельствует, как полагают некоторые современные авторы, о том, что в мозгу плода запрограммировано опережающее отражение действительности, позволяющее говорить о существовании психических процессов до рождения. В целом выявленные реакции, по мнению автора, дают основание рассматривать пренатальный период в качестве первого периода психического развития ребенка. Это, в свою очередь, позволяет назвать пренатальный период онтогенеза периодом пренатального детства с вытекающими отсюда юридическими последствиями по защите прав пренатального ребенка, а также необходимостью разработки психолого-педагогических программ по сопровождению его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPHYSIOLOGICAL RESOURCES OF PRENATAL CHILDHOOD

The article presents numerous evidence of the mental and physical reactions of a prenatal child to external influences, collected by science over the past decades. The data of Russian and foreign researchers convincingly demonstrate the presence in a prenatal child of a whole range of mental and physiological reactions and processes, such as movements, emotions, memory, biorhythms of vital activity, reactions to musical influences and much more. Arguments are given in favor of the fact that the laying of morphofunctional structures in prenatal ontogenesis is not only a preadaptation to postnatal life, but also a full-fledged adaptation to the specific conditions of the maternal organism and sensory stimuli of the external environment, including with the manifestation of mental reactions. The results of scientific research give grounds to assert that the preventive reserves of the prenatal period are quite large, including because the most intense changes in the nervous system occur in the intrauterine, intranatal and early postnatal periods of neuro-ontogenesis. All this indicates, as some modern authors believe, that an anticipatory reflection of reality is programmed in the fetal brain, which allows us to talk about the existence of mental processes before birth. In general, the identified reactions, according to the author, give reason to consider the prenatal period as the first period of the child’s mental development. This, in turn, allows to call the prenatal period of ontogenesis the period of prenatal childhood, with the resulting legal consequences for the protection of the rights of the prenatal child, as well as the need to develop psychological and pedagogical programs to support its development.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО ДЕТСТВА»

нии власти, и их мало интересовал вопрос о развитии института образования, в частности доступности образования для населения. Этническая оппозиция, напротив, стараясь найти поддержку среди населения, продвигала идею просветительства.

Выявленные барьеры доступности образования в современном Афганистане помогут в дальнейшем в работке механизма преодоления этих барьеров. Например, с нашей точки зрения, нужно начать с языкового обучения и, учитывая традиционализм афганского общества в отношении гендерного неравенства, открывать центры по изучению русского языка, тем самым показывая и расширяя спектр возможностей в области гуманитарного образования для разных социальных групп. Или, зная, что основная часть политической элиты, состоящая преиму-

Библиографический список

щественно из пуштунов, имеет небольшой опыт в решении образовательных вопросов, но в настоящее время заинтересована в изучении системы образования России и готова использовать её элементы у себя в стране, можно предлагать со стороны Российской Федерации организационную, консультативную, кадровую и иную помощь Афганистану в осуществлении ближайших и перспективных задач образовательной политики. Россия и Афганистан - полиэтнические государства. Накопленный столетиями положительный и богатый опыт России в сфере социальных и межэтнических отношений может быть адаптирован и использован сегодня политической элитой Афганистана в своей национальной политике для решения актуальных вопросов образования, в частности преодоления барьеров доступности образования.

1. Осипов А.М., Матвеева Н.А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика. Социологические исследования. 2015; № 7 (375): 37-48.

2. Конституция Российской Федерации. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/

3. Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г Сборник важнейших документов по международному праву. Москва: Институт международного права и экономики, 1996; Ч. I: 101.

4. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 г Ратифицирована СССР 13 июня 1990 г. Сборник важнейших документов по международному праву. Москва: Институт международного права и экономики, 1996; Ч. I: 190-191.

5. Борьба за власть в Исламском государстве Афганистан. Б. Раббани и Г Хекматиар. Available at: https://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/546-borba-za-vlast-v-islamskom-gosudarstve-afganistan.html

6. Институт статистики ЮНЕСКО. Available at: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3847

7. Шустов А. Миграционные риски афганского кризиса. Мировая экономика и международные отношения. 2022; Т. 66, № 7: 106-116.

8. Сергей Зенин отправился туда, где российских журналистов не было более 30 лет. Вести недели. 2024; 21 апреля Available at: https://smotrim.ru/article/3915312?ysclid= lvapheopt3179030277

9. Население Афганистана в 2024 году (в прямом эфире). Available at: https://worldpopulationreview.com/countries/afghanistan-population

10. Дауров РД., Саженов Н.Д. Об общих принципах и особенностях внешнеполитической стратегии современного Афганистана. Восточная аналитика. 2020.

11. Коран-онлайн: Ан-Ниса (Женщины), 34-й аят из 176. Available at: https://quran-online.ru/4:34

12. Коран-онлайн: Аль-Ахзаб, 33-й аят из 73. Available at: https://quran-online.ru/33:33

13. Сорок лет войны и девочки-невесты: как афганцы ищут себе новый дом. Available at: https://rtvi.com/visual/sorok-let-vojny-i-devochki-nevesty-kak-afganczy-ishhut-sebe-novyj-dom/

14. Dyvik S.L. Women as 'practitioners' and 'targets': Gender and counterinsurgency in Afghanistan. International feminist J. of politics. London; New York: Routledge, 2014; Vol. 16, Issue 3: 410-429.

15. Васик Н.А. Гендерное неравенство и его освещение в СМИ Афганистана. Вестник магистратуры. 2020; № 1-1 (100): 40-42.

16. Новикова О.Н. ООН и права женщин в Афганистане. Актуальные проблемы Европы. 2015; № 3: 183-206.

17. Шарифов РЯ. История традиционного и современного образования в Афганистане: монография. Душанбе: Типогафия «Таъминот-чи», 2018.

18. Конституция Афганистана. Available at: https://worldconstitutions.ru/?p=24

19. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия. Available at: https://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/afganistan#:~:text=Афraнистан%20 %20полиэтничное%20государство%2С%20которое,киргизы%2С%20монголы%2С%20нуристанцы%20и%20др

20. Wilber D.N. Afghanistan. Its people, its society, its culture. NewHaven, 1962: 54-55.

21. Лалетин Ю.П. Межэтническое взаимодействие в Афганистане. Москва: Аспект пресс, 2008: 289-314.

22. Аристова Л.Б., Босин Ю.В., Махкамов М., Хашимбеков Х. Многонациональный Афганистан. Западная Азия: этнополитическая ситуация. Москва, 1993: 129. References

1. Osipov A.M., Matveeva N.A. Institucional'nye bar'ery i mehanizmy dostupnosti obrazovaniya: koncepciya i regional'naya dinamika. Sociologicheskie issledovaniya. 2015; № 7 (375): 37-48.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/

3. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka. 10 dekabrya 1948 g. Sbornik vazhnejshih dokumentov po mezhdunarodnomu pravu. Moskva: Institut mezhdunarodnogo prava i 'ekonomiki, 1996; Ch. I: 101.

4. Konvenciya OON o pravah rebenka. Prinyata 20 noyabrya 1989 g. Ratificirovana SSSR 13 iyunya 1990 g. Sbornik vazhnejshih dokumentov po mezhdunarodnomu pravu. Moskva: Institut mezhdunarodnogo prava i 'ekonomiki, 1996; Ch. I: 190-191.

5. Bor'ba za vlast' v Islamskom gosudarstve Afganistan. B. Rabbani i G. Hekmatiar. Available at: https://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/546-borba-za-vlast-v-islamskom-gosudarstve-afganistan.html

6. Institut statistiki YuNESKO. Available at: http://data.uis.unesco.org/index.aspx?queryid=3847

7. Shustov A. Migracionnye riski afganskogo krizisa. Mirovaya 'ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2022; T. 66, № 7: 106-116.

8. Sergej Zenin otpravilsya tuda, gde rossijskih zhurnalistov ne bylo bolee 30 let. Vestinedeli. 2024; 21 aprelya Available at: https://smotrim.ru/article/3915312?ysclid=lvapheopt3179030277

9. Naselenie Afganistana v 2024 godu (v pryamom 'efire). Available at: https://worldpopulationreview.com/countries/afghanistan-population

10. Daurov R.D., Sazhenov N.D. Ob obschih principah i osobennostyah vneshnepoliticheskoj strategii sovremennogo Afganistana. Vostochnaya analitika. 2020.

11. Koran-onlajn: An-Nisa (Zhenschiny), 34-jayatiz 176. Available at: https://quran-online.ru/4:34

12. Koran-onlajn: Al'-Ahzab, 33-j ayat iz 73. Available at: https://quran-online.ru/33:33

13. Sorok let vojny i devochki-nevesty: kak afgancy ischut sebe novyj dom. Available at: https://rtvi.com/visual/sorok-let-vojny-i-devochki-nevesty-kak-afganczy-ishhut-sebe-novyj-dom/

14. Dyvik S.L. Women as 'practitioners' and 'targets': Gender and counterinsurgency in Afghanistan. International feminist J. of politics. London; New York: Routledge, 2014; Vol. 16, Issue 3: 410-429.

15. Vasik N.A. Gendernoe neravenstvo i ego osveschenie v SMI Afganistana. Vestnik magistratury. 2020; № 1-1 (100): 40-42.

16. Novikova O.N. OON i prava zhenschin v Afganistane. Aktual'nyeproblemy Evropy. 2015; № 3: 183-206.

17. Sharifov R.Ya. Istoriya tradicionnogo i sovremennogo obrazovaniya v Afganistane: monografiya. Dushanbe: Tipogafiya «Ta'minot-chi», 2018.

18. Konstituciya Afganistana. Available at: ttps://worldconstitutions.ru/?p=24

19. 'Enciklopediya Krugosvet. Universal'naya nauchno-populyarnaya 'enciklopediya. Available at: https://www.krugosvet.ru/enc/strany-mira/afganistan#:~:text=Afganistan%20%20 poli'etnichnoe%20gosudarstvo%2C%20kotoroe,kirgizy%2C%20mongoly%2C%20nuristancy%20i%20dr

20. Wilber D.N. Afghanistan. Its people, its society, its culture. NewHaven, 1962: 54-55.

21. Laletin Yu.P. Mezh'etnicheskoe vzaimodejstvie v Afganistane. Moskva: Aspekt press, 2008: 289-314.

22. Aristova L.B., Bosin Yu.V., Mahkamov M., Hashimbekov H. Mnogonacional'nyj Afganistan. Zapadnaya Aziya: 'etnopoliticheskaya situaciya. Moskva, 1993: 129.

Статья поступила в редакцию 10.07.24

УДК 37.015.3:78.07:159.922

Lazarev M.L., Doctor of Sciences (Medicine), Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

NEUROPHYSIOLOGICAL RESOURCES OF PRENATAL CHILDHOOD. The article presents numerous evidence of the mental and physical reactions of a prenatal child to external influences, collected by science over the past decades. The data of Russian and foreign researchers convincingly demonstrate the presence in a prenatal child of a whole range of mental and physiological reactions and processes, such as movements, emotions, memory, biorhythms of vital activity, reactions

to musical influences and much more. Arguments are given in favor of the fact that the laying of morphofunctional structures in prenatal ontogenesis is not only a preadaptation to postnatal life, but also a full-fledged adaptation to the specific conditions of the maternal organism and sensory stimuli of the external environment, including with the manifestation of mental reactions. The results of scientific research give grounds to assert that the preventive reserves of the prenatal period are quite large, including because the most intense changes in the nervous system occur in the intrauterine, intranatal and early postnatal periods of neuro-ontogenesis. All this indicates, as some modern authors believe, that an anticipatory reflection of reality is programmed in the fetal brain, which allows us to talk about the existence of mental processes before birth. In general, the identified reactions, according to the author, give reason to consider the prenatal period as the first period of the child's mental development. This, in turn, allows to call the prenatal period of ontogenesis the period of prenatal childhood, with the resulting legal consequences for the protection of the rights of the prenatal child, as well as the need to develop psychological and pedagogical programs to support its development.

Key words: prenatal child, prenatal childhood, psychophysiological reserves, prenatal psychology

М.Л. Лазарев, д-р мед. наук, канд. психол. наук, проф., Институт детства Московского педагогического государственного университета, г. Москва,

E-mail: [email protected]

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО ДЕТСТВА

В статье приведены многочисленные доказательства психических и физических реакций пренатального ребенка на внешние воздействия, собранные наукой за последние десятилетия. Данные отечественных и зарубежных исследователей убедительно демонстрируют наличие у пренатального ребенка целого спектра психических и физиологических реакций и процессов, таких как движения, эмоции, память, биоритмы жизнедеятельности, реакции на музыкальные воздействия и многое другое. Приведены аргументы в пользу того, что закладка морфофункциональных структур в пренатальном онтогенезе - это не только предадаптация к постнатальной жизни, но также и полноценная адаптация к специфическим условиям материнского организма и сенсорным стимулам внешней среды, в том числе с проявлением психических реакций. Результаты научных исследований дают основания утверждать, что профилактические резервы пренатального периода достаточно велики, в том числе потому, что наиболее интенсивные изменения в нервной системе происходят во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах нейроонтогенеза. Все это свидетельствует, как полагают некоторые современные авторы, о том, что в мозгу плода запрограммировано опережающее отражение действительности, позволяющее говорить о существовании психических процессов до рождения. В целом выявленные реакции, по мнению автора, дают основание рассматривать пренатальный период в качестве первого периода психического развития ребенка. Это, в свою очередь, позволяет назвать пренатальный период онтогенеза периодом пренатального детства с вытекающими отсюда юридическими последствиями по защите прав пренатального ребенка, а также необходимостью разработки психолого-педагогических программ по сопровождению его развития.

Ключевые слова: пренатальный ребенок, пренатальное детство, психофизиологические резервы, пренатальная психология

Актуальность. В последние десятилетия получили бурное развитие такие направления науки, как пре- и перинатальная психология и медицина. Созданы многочисленные национальные и международные ассоциации (например, Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины -АРППМ (Россия), Ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и здоровья - АРРРАН (США), Международное общество пренатальной и перинатальной психологии и медицины - ^РРМ, Национальной ассоциацией по пренатальному образованию - ANEP (Италия) и др.). Во многих университетах мира работают факультеты и кафедры, так или иначе связанные с пренатальной и перинатальной психологией. Особенно популярны работы в области изучения воздействия музыки на плод. Несмотря на все это, в научном мире до сих пор нет консенсуса о психической жизни пренатального ребенка. Ряд ученых категорически отвергают саму возможность наличия у него психических процессов. К числу таких исследователей можно отнести отечественного ученого С.В. Савельева, который, в частности, считает, что в период с восьми до 24-недельного внутриутробного возраста закладки неокортикальных структур переднего мозга в силу своего строения не способны получать сенсорную информацию, следовательно, не могут и осуществлять даже самые примитивные когнитивные функции. Отсюда ученый делает вывод о том, что попытка воздействие на плод в этот период является ничем иным, как мистификацией. Автор также полагает, что слух ребенка не может улавливать внешние колебания воздуха (почему воздуха, когда все тело плода и аппарат внутреннего ухо находятся в жидкости? - автор статьи), поэтому представления о внутриутробном восприятии музыки являются ошибочными [1]. Следует заметить, что подобные точки зрения полностью расходятся с результатами исследования отечественных и зарубежных ученых, что делает актуальным продолжение научной дискуссии по данному предмету.

Цель данного исследования заключается в определении и анализе системных требований педагогической технологии для изучения структуры воздействия на ребенка в пренатальном периоде. Ключевые задачи включают:

1. Изучение влияния пренатального развития на когнитивные способности и обучаемость.

2. Разработка педагогических стратегий для поддержки детей с пренаталь-ными нейрофизиологическими особенностями.

3. Исследование роли раннего сенсорного и моторного опыта в пренаталь-ном периоде для последующего обучения.

4. Анализ связи между пренатальными стрессовыми факторами и последующими образовательными трудностями.

5. Создание программ раннего вмешательства для оптимизации нейрофизиологического развития и подготовки к обучению.

Научная новизна работы заключается в анализе педагогических приемов воздействия различных внешних факторов на развитие мозга плода и определении корреляций между функциональной активностью мозга и поведенческими реакциями плода

Теоретическая значимость заключается в том, что исследования нейрофизиологических процессов, происходящих в пренатальный период, позволяют понять, как формируются базовые когнитивные способности, такие как память,

внимание и восприятие. Это знание может быть использовано для разработки более эффективных образовательных программ и методов обучения.

Практическая значимость работы состоит в понимании нейрофизиологических особенностей каждого ребенка, сформировавшихся еще в пренатальный период, что позволяет адаптировать образовательные методики под индивидуальные потребности и возможности каждого ученика и повышает эффективность обучения.

Проблема пренатального развития интересовала ученых и философов с глубокой древности. Так, автор теории «трех лепестков», древний философ Отоманза-Ардуш Ганиш писал еще более 6000 лет назад в «Френологической диагностике темперамента», что «каждый индивидуум имеет темперамент, соответствующий базе, заложенной на 28 день после зачатия, и связанной с внешний (дыхательная функция), внутренним (питательная функция, почка) и средним (генетические органы) лепестком» [2].

В современной научной литературе описано достаточно много фактов, позволяющих говорить о том, что закладка морфофункциональных структур в пре-натальном онтогенезе - это не только предадаптация к постнатальной жизни, но и полноценная адаптация к специфическим условиям материнского организма и сенсорным стимулам внешней среды, в том числе с проявлением психических реакций. Исследуя возможности пренатального ребенка, авторы, прежде всего, отмечают, что для его нормального развития необходим определенный сенсорный приток, обеспечивающий нормальное развитие той или иной функциональной сферы [3]. Именно сенсорный приток обусловливает начало формирования психических процессов, наличие которых подтверждается способностью плода к восприятию и коммуникации, с возможностью формирования пренатальных поведенческих моделей в рамках процессов пренатального системогенеза. Данное направление описано в исследованиях академика П.К. Анохина и представителей его школы (К.В. Судаков, Е.Л. Голубева, Н.Н. Конкин, Т.И.Белова, К.В. Шулейкина, С.А. На-дирашвили, С.Н. Хаютин, К.В. Анохин и другие), а также в работах других отечественных и зарубежных ученых: Н.А. Бернштейна, И.А. Аршавского, ГВ. Яцык, ГН. Голубевой, Х. Лагеркрантца, Д. Чемберлена, группы ученых Института психологии рАн (Авдеева Н.Н., Адрианов О.С., Боравова А.И., Борисенко О.В., Кесарев В.С., Мещерякова С.Ю., Никитина ГМ., Посикера И.Н., Строганова Т.А.).

В частности П.К. Анохин, описывая системогенез как процесс избирательного созревании функциональных систем и их отдельных частей в онтогенезе, отмечал, что в организме плода заготавливаются «впрок» те формы деятельности, которые потребуются ребенку после рождения [4]. В развитии концепции П.К. Анохина, считая, что закладка данных форм деятельности может происходить через особый пренатальный механизм, формирующий акцептор результата действия и имеющий импринтинговую основу, К.В. Судаков сформулировал представления о формировании в ходе системогенеза квантов жизнедеятельности, в частности квантов поведения [5].

Судя по имеющимся данным, эти кванты поведения начинают формироваться с первых месяцев гестации. Так, уже в конце 8-й недели беременности появляются первые синаптические связи, что позволяет исследователям говорить о закладке морфофункциональных основ высшей нервной деятельности не позднее второго месяца внутриутробной жизни (Милюхин, 1986).

Следует подчеркнуть, что большинство научных работ в пренатальной области посвящено именно сенсорной стимуляции плода. Ученые обращают внимание на то, что на вторую половину беременности у человека приходится особенно бурный рост ассоциативных систем мозга (Авдеева Н.Н. с соавт., 1993). Это делает понятным положение И.А. Аршавского (1985) о закладке «врожденных задатков» в образующихся мозговых структурах внутриутробного ребенка, а не в его геноме. Доказана ведущая роль слухового анализатора, так как к моменту рождения из всех зон мозга наиболее зрелой является именно та зона, которая связана со звуковыми стимулами (41 поле [6]). Также установлено, что сенсорно-акустическая стимуляция в эмбриональном периоде контролирует и ускоряет метаболические процессы развивающегося организма [7]. Это подтверждает мнение В.М. Бехтерева о том, что ребенок с врожденной слепотой развивается лучше ребенка, который родился глухим [8]. В целом, исследования различных авторов демонстрируют значительный эффект ранней сенсорной стимуляции на опережающее становление целого ряда функций развивающегося организма, что подтверждает разработанные в школе П.К. Анохина представления о консолидации функций в организме (Анохин П.К., 1968; Шулейкина К.В., 1973; Киселев И.И., 1978), по которому в эмбриогенезе не только созревают те или иные функциональные системы, но и возникает состояние готовности к их реализации.

Эти и другие научные данные свидетельствуют о функционировании плода как единого целого организма еще до окончательного оформления функциональных систем для послеродовой жизни со всей спецификой ее экологических условий («Системогенез», под редакцией Судакова К.В., 1980).

Все вышесказанное подтверждает точку зрения всемирно известного исследователя раннего возраста Д. Чемберлена о том, что новорожденные дети, предъявляя многочисленные реакции в пренатальном периоде онтогенеза, намного более информированы и подготовлены, чем это представлялось ранее [9]. Важное место в исследовании психофизиологических резервов пренатального ребенка занимает изучение биоритмов его жизнедеятельности. Одни исследователи отмечают наличия у плода самостоятельных биоритмов, независимо от биоритмов матери (П. Кинтариа, 1981), другие исследователи полагают, что «биологические часы» плода отражают влияние внешней среды, так как супрахи-азматические ядра (СХЯ), ответственные за «биологические часы», недостаточно развиты даже к рождению (Хельбрюгге Е., 1964, 1974). У женщин при сроке беременности 34-35 недель ЦД-ритмы содержания кортизола и эстриола в плазме крови носят реципроктный характер (Patrick J., 1979). «Поскольку кортизол проходит через плаценту, было высказано предположение, что ритмы функционирования коры надпочечников матери оказывают синхронизирующее действие на ритмы надпочечников плода по механизму отрицательной обратной связи в системе «гипофиз - надпочечники». И далее: «Можно предположить, что именно ритмические изменения материнских гормонов являются водителем (или синхронизатором) циркадианного ритма у плода» [10]. В частности, исследователями было показано, что пренатальный ребенок имеет 22-х минутные ритмы сна. При этом ритмы чередуются между собой, с повышением двигательной активности плода к временному периоду от 21.00 до 24.00. (Фролова О.П, Николаева Е.И., 1987).

Исследования пренатального периода развития ребенка позволяют также говорить о наличии у него первичных эмоций. В ходе УЗИ-исследований ученым удалось зафиксировать, что плод демонстрирует гримасы, сглатывает, вдыхает и выдыхает, открывает и закрывает глаза, появляется мимика, похожая на плач (Джанни Джинграс, 2005). Отмечены четыре поведенческих состояния, которые можно сравнить с поведением новорожденных: активное пробуждение, спокойное пробуждение, бодрствование и спокойный сон. При этом высказывается предположение, что в этом состоянии плод даже может видеть сны, принимая во внимание, что были сделаны записи быстрого движения глаз, типичного для сновидений. (Джузеппе Нойя, 2005). Также установлено, что плод реагирует на внешние шумы и на шумы материнского организма, на сердцебиение. У него есть отмечено чувство равновесия, так как он шевелится в зависимости от движений матери (Джорджио Рондини 2005 г), мимика, характерная для эмоциональных реакций плача, отмечается уже на 6-м месяце внутриутробной жизни [Чембер-лен Д., 2003, с. 29].

Одной из наиболее дискуссионных проблем является проблема памяти плода и новорожденного (Janus L., 2000). Автор широко известной работы «Секрет жизни нерожденного ребенка» Т. Верни считает, что «ребёнок чувствует, помнит и сознаёт ещё до рождения» [11]. Исследователь приводит ставший уже хрестоматийным пример такой памяти, когда ребенок после рождения сразу успокаивался после того, как мама Хелен начинала петь ему колыбельную песню, которую пела ему еще до рождения [ там же, с. 11]. Наибольшее количество наличия признаков пренатальной памяти у еще нерожденного ребенка связано с реакцией новорожденных на записи звуков материнского сердца, сделанные в процессе беременности, после включения которых дети начинали лучше себя вести (Salk Lee, 1960). Изучение феномена пренатальной памяти, в частности им-принтинговое влияние звукового пренатального опыта на последующие модели поведения после рождения, проводится не только у человека, но и у животных. Так, например, известно, что «если наседка, относящаяся к непевчим птицам, высиживает яйца певчей, то вылупившиеся птенцы сильно рискуют остаться безголосыми»... Когда наседка певчей птицы высиживает яйца певчей птицы другой породы, то птенцы могут петь так, как поет птица, что их высаживала» [12].

В последние десятилетия накапливается все больше данных о реакциях пренатального ребенка на музыкальное воздействие. Ряд исследователей отмечают наличие у плода реакций на звуки материнского тела и измененные внешние звуки [13]. При этом в ответ на слуховую стимуляцию у плода отмечается целый ряд видов и типов реакций, таких как ауропальпебральная, вегетативная, поведенческая, неврологическая, психологическая [14]. Ученые описывают целый ряд признаков эмбрионального слухового обучения и памяти: привыкание и снятие эффекта привыкания, условный рефлекс, функциональное (оперант-ное) обучение. Подчеркивается, что если предъявить плоду звук, он будет возбужден, но если этот звук предъявлять часто, реакция будет снижаться (привыкание). Если изменять качество звука (звуковысотность), будет вновь появляться реакция. В подтверждении возможности пренатального ребенка к запоминанию учеными приводятся уже ставшие классическими данные о том, что период сосания удлиняется, если дети прослушают записи знакомой по пренатальному периоду музыки [15; 16]. По мнению американского ученого Шилы Вудвард, за 3 месяца до рождения слуховой орган пренатального ребенка способен воспринимать звук за счет зрелости периферических механизмов, зрелости слухового нерва и наличия кортикальных реакций на звук. В доказательство своего мнения ученый провела целый ряд экспериментов. С помощью гидрофона, помещенного в полость матки, она установила возможность внутриутробного проникновения звуков от самых низких до самых высоких (от 50 Пц до 10 КПц). Было также установлено, что в полость матки приникают приглушенные звуки музыки (до 80 Дб на расстояние 1 метра), мужской голос (при громкости до 60 Дб). При этом не было выявлено различий в качестве звука в зависимости от веса беременных (от 60 до 100 кг). Наименьшее затухание звука было выявлено при низких частотах (до 400 Пц), среднее - при 400-1000 Пц, и наибольшее - 1000 и более Пц. Изучение реакций плода показало, что плод (n = 40) реагирует в 100% на шум (подскок ЧСС на кардиотокографе), и в 86% - на музыкальные звуки.

Вслед за другими исследователями, изучающими феномен пренатальной памяти (Peter G Hepper, 1997), Ш. Вудвард подтвердила наличие у новорожденных музыкальных предпочтений. С помощью показателей с датчиков звукового давления, прикрепленных к соске, она показала, что дети (n = 60) более активно сосут грудь под знакомую музыку, которую ежедневно слушала мама в последний триместр беременности (джазовые композиции). Кроме того, ученый показала, что музыкально-звуковые записи способны стимулировать активность сосания у недоношенных детей, находящихся в инкубаторе. Включение недоношенным детям записи ударов материнского сердца совместно с записью напеваемых ими колыбельных значительно ускоряли их готовность к сосанию (через 5 дней), по сравнению с детьми, лишенными таких записей (через 20 дней). Кроме того, оказалось, что прослушивание музыки в пренатальный период имеет отсроченное действие - дети, прошедшие курс музыкального воздействие до рождения, лучше учились в школе (Woodward Sheila, 1992).

Большой научный резонанс вызвало исследование испанских ученых института Маркос (Барселона), которые сняли на видео, как пренатальные дети реагируют на музыку. Беременным женщинам (на сроке беременности 14-39 недель) давали прослушивать «Партиту ля минор» Иоганна Себастьяна Баха. Для этой цели применялось устройство Babypod (для прикладывания к животу или введения интравагинально). Движения плодов фиксировались с помощью 4D-УЗИ. Если до включения музыки двигательная активность детей была разнонаправленной (движения головы и рук - 45% плодов, рот и язык - 30%, высовывание языка - 10%), то после включения музыки 87% плодов (начиная с 16 недели беременности) активно двигались. После прекращения звучания музыки активные движения прекращались. Наилучший эффект вызывало интравагинальное прослушивание [17]. Научные исследования также позволили найти сильные множественные связи между пренатальным музыкальным воздействием и ранним поведением матери и ребенка, а также - развитием ребенка. Основываясь на вокальных, визуальных, телесных и эмоциональных доказательствах, дородовой музыкальный опыт был признан значительным для формирования связи («бондинга») матери и младенца. Также было показано, что педагогические методы раннего взаимодействия могут поддерживаться музыкальными методами [18]. В целом ученые среди прочих факторов выделяют важность музыкального фактора в воспитании ребенка, подчеркивая при этом, что все человеческие существа наделены музыкальным потенциалом (Gardner, 1983), а следовательно, именно социальные факторы ведут к его реализации или подавлению (Blacking, 1973; Green, 2002).

Особое место в изучении психофизиологических резервов пренатального детства занимают исследования двигательной активности как самого плода, так и его матери. Учеными установлено, что видовая потребность в движении есть базовая физиологическая основа опосредуемой через воспитание двигательной активности (Плешаков А.Н., Лотоненко А.В., 2002), которая в дальнейшем, в ходу онтогенеза, отличается как врожденной двигательной конституцией (мышечный тип, астеновидный тип, дигестивный тип), так и врожденным типом двигательной активности (Рунова М.А., 2004).

Исследователи отмечают, что мышечная деятельность является физиологическим методом стимуляции всех систем организма (Киселев В.И., Куликов В.П., 1998). При этом возникает физиологическое состояние, при котором нарушается «гомеостаз покоя» и возникает «гомеостаз действия», осуществляющий энергетическое обеспечение мышечной деятельности, что, в свою оче-

редь, восстанавливает «гомеостаз покоя» (А.А. Виру, 1988). Эта биологическая сущность движения, когда особенности функционирования скелетных мышц на каждом периоде онтогенеза определяют особенности функционирования всех систем организма, была названа И.А. Аршавским энергетическим правилом скелетных мышц, в котором декларируется, что каждое движение является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма, проявляющегося, с одной стороны, в накоплении массы и избыточной энергии, с другой - увеличивающего свободную энергию. Иными словами, состояние и развитие организма на каждом этапе онтогенеза детерминируется функционированием двигательного анализатора, индуцирующего избыточный анаболизм и восстановление клеточных структур и потраченной энергии, что приводит к росту организма и его развитию [19]. По мнению ученого И.А. Аршавского, актино- и миозиноподобные нити (сократительные белки) присутствуют уже в зиготе, и их сокращение регистрируется как двигательная активность. Физиологические отправления зиготы осуществляются с затратой энергии, сопровождаемой обеднением цитоплазмы пластическими веществами и энергетическими ресурсами. Это и является эндогенным стимулом двигательной активности, с одной стороны, обогащающей среду, окружающую зиготу, улучшая диффузию и получение из среды питательных веществ и кислорода (энергии), с другой стороны, - индуцирующей избыточный анаболизм для роста и развития. В результате происходит активация синтеза РНК и цилоплазматических белков. Отсюда вытекает, что движение по причине эндогенных метаболических процессов возникает одновременно с зарождением организма. При этом постепенный переход с гистотрофного питания на гемотро-фный (через пуповину матери) осложняет процесс получения питательных веществ и кислорода, так как он лимитирован плацентарным барьером, градиентом диффузии и площадью плацентарной мембраны. Физиологическая гипоксемия (не больше 50-60% кислорода в артериальной крови) через целый ряд анатомических образований и физиологических процессов (таких как холинорецепторы аортальной и каротидной зон, скелетная мускулатура, моторные центры нервной стистемы), обеспечивает ортотоническая позу, периодически сменяющуюся опи-стотонической (разгибание) при обеднении внутренней среды пластическими и энергетическими ресурсами (Аршавский И.А., 1971). В этом же ключе описывал движение Н.А. Бернштейн, считая, что активность организма - это борьба за не-гэнтропию (Бернштейн Н.А., 1990). Собственно, сама потребность в движении связана с метаболическими процессами в нервной и мышечной системах (Сло-ним А.Д., 1994).

Исследуя двигательные реакции плода, ученые констатируют, что беременная женщина может чувствовать не более 16% движений плода» (Timothy R.Johnson, 1990). Анализ частоты движений плода показывает, что плод двигается около 1 раза в минуту (Janet A.DiPietro et al., 2004 b). Исследователи считают, что для ранних двигательных реакций достаточно рано созревают соответствующие отделы мозга, отмечая формирования больших полушарий, ствола, желудочков и спинного мозга - к 3-му месяцу беременности, борозд больших полушарий - к 5-му месяцу, а доминирование высших отделов центральной нервной системы над низшими - уже к 6 месяцам [20]. Говоря непосредственно о двигательной активности плода, следует подчеркнуть, что плод, как показывают многочисленные исследования, начинает двигаться уже с 7-8 недели беременности. К 16-18 неделе эти движения становятся заметными для самой мамы, к 20-й неделе плод совершает до двухсот движений, к 32 - до 600 движений в сутки (О.Г Фролова, Е.И. Николаева, 1987). При этом установлено (Б.Н. Клоссовского, 1954), что наиболее генетически ранним рецептором двигательного анализатора является вестибулярный аппарат. Он к VI—VII месяцу внутриутробной жизни достигает степени зрелости взрослого человека. Показано, что от хаотичных движений до 18-й недели беременности движения приобретают на более поздних сроках все большую упорядоченность и осознанность (Стефания Зойа, 2007). Эти данные дали основания утверждать, что степень выраженности внутриутробной двигательной активности плода может иметь прогностическую ценность для предсказания постнатального развития моторной сферы ребенка (Edwards D., 1976). Подтверждением данного вывода может являться факт того, что спинной мозг к рождению - онтогенетически зрелый отдел ЦНС (И.Л. Скворцов, 2003).

Помимо описания отдельных движений в процессе пренатального онтогенеза, в экспериментах над животными был также описан феномен «выпрямления плода» в процессе его роста и развития. Данный феномен исследователями был описан как «система выпрямления плода», которая играет важную роль в процессе родов, а сами роды, в свою очередь, также могут рассматриваться как особая функциональная система - «система рождения плода» [«Системогенез» (под редакцией Судакова К.В.), с. 223, 224, 225]. Говоря о причинах двигательной (поведенческой) реакции плода человека и животных, исследователи описывают

Библиографический список

целый ряд факторов. Так, данные экспериментов над животными показывают, что поведенческая активность плодов морских свинок может возникать спонтанно, независимо от внутренних и внешних афферентаций, в виде первичных ритмов возбуждения, обнаруженных ранее на плодах крыс, куриных эмбрионах (Войно-Ясенецкий А.В., 1974), и плодах овец (Dawes G.S. et al., 1972). Другой род движений возникает под влиянием поступающих в ЦНС внутренних и внешних стимулов, одним из которых является изменение газового состава крови (гипоксия, асфиксия), которое выступает как источник внутренней мотивации (Нади-рашвили С.А., 1990). Исследователями установлено, что в конце беременности кислородный режим плода соответствует такому же режиму на 14-15 неделе внутриутробного периода (А.В. Орлов, 2006), что говорит о наличие «прогрессирующей гипоксемии», инициирующей родовую деятельность. (Авруцкая В.В, 2007). В ряде других работ также было показано значение внутренних афферентаций на поведенческую активность плода. Некоторые авторы (Аршавский И.А., 1946, Кречетов А.Б., 1959 и др.), говоря о влиянии гипоксии на движения плода, указали на наличие у плода морской свинки в конце пренатального периода дыхательной мотивации. Кроме того, было также показано, что хроническая асфиксия плода морской свинки, сопровождающаяся ухудшением показателей крови, вызывает угнетение двигательной активности [»Системогенез» (под ред. Судакова К.В, 1980].

Было также выявлено значение в поведенческой активности плода внешних афферентаций. В частности, способность реагировать на внешнюю экспозицию на воздухе дыхательными движениями в случае наличия мотивационного возбуждения появляется у плода морской свинки с конца 8-й недели беременности (»Системогенез» (под ред. Судакова К.В), 1980, с. 159).

Интересными нам представляются исследования воздействия на двигательную активность плода питания беременной женщины. Было показано, что через 1,5-2 часа после еды плод делает только 3-4 шевеления в час, а если мама не принимала пищу 10 часов, объем движения достигает 50-90 (увеличение в 20-30 раз) [21]. Описывая двигательную активность плода, ученые также связывают ее с жизнедеятельностью матери. Так, В.М. Чимаров считает, что чем большую физическую активность будет проявлять беременная женщина, тем более высокими будут функциональные резервы ее ребенка (Чимаров В.М., 1973).

Более того, ГН. Голубева, считая эндогенную причину главной причиной двигательной активности плода (изменения гомеостаза в связи с обеднением внутренней среды), выявила высокий уровень взаимосвязи (Rxy = 0,5) между зрелостью новорожденного и двигательной активностью беременной женщины. Она также указала на диагностическую значимость пренатальных движений, утверждая, что об адаптационных резервах организма пренатального ребенка можно судить по его собственной двигательной активности [22]. Представленные выше исследования в области психофизиологических резервов пренатального детства красноречиво говорят о том, что мозг пренатального ребенка чрезвычайно пластичен и обладает большими адаптивными резервами. Среди исследователей, объясняющих принципы адаптивности и пластичности мозга, особое место занимает нобелевский лауреат Джеральд Эдельман, предложивший в конце 1970-х годов теорию нейродарвинизма, предполагающую действие механизма селекции на уровне нейрогрупп, состоящих из 50-10000 нейронов. Данные группы сначала через первичный нейрорепертуар, а затем вторичный - с отобранными нейроцепями на основе обратных связей - обеспечивают пространственную и временную корреляцию событий [23].

С учетом всего вышесказанного можно утверждать, что профилактические резервы пренатального периода достаточно велики, в том числе потому, что наиболее интенсивные изменения в нервной системе происходят во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах нейроонтогенеза [24]. Все это свидетельствует, как полагают некоторые современные авторы, о том, что в мозгу плода запрограммировано опережающее отражение действительности, позволяющее говорить о существовании психических процессов до рождения [25].

Представленные выше данные отечественных и зарубежных исследователей (являясь лишь малой частью существующего сегодня в мире массива данных на эту тему) убедительно доказывают наличие у пренатального ребенка целого спектра психических и физиологических реакций и процессов, таких как движения, эмоции, память, биоритмы жизнедеятельности, реакции на музыкальные воздействия и многое другое. Это дает веские основания для рассмотрения пре-натального периода онтогенеза в качестве полноценного периода детства (пренатального детства), позволяя рассматривать пренатальный период как самый ранний при организации процессов педагогического сопровождения психического и физического развития детей с необходимостью его юридической защиты.

1. Савельев С.В. Структурно-морфогенетические основы развития когнитивных способностей человека. Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Москва, 2009; Выпуск 3: 171-194.

2. Томатис А. Девять месяцев в раю. Перевод с французского В.Д. Пятковского. Киев: Манускрипт, 1995: 123-124.

3. Маляренко Т.Н., Хватова М.В. Развитие функций мозга ребенка сенсорными притоками. Тамбов: Издательство ТГУ 1998.

4. Анохин П.К. Проблема павловского научного наследства и зарубежная неврология. Архив биологических наук. 1940; Т. 57, Выпуск 1: 101.

5. Судаков К.В. Кванты жизнедеятельности. Москва: Издательство ММА им. И.М. Сеченова, 1993: 36-154.

6. Авдеева Н.Н., Андрианов О.С. и др. Мозг и поведение младенца. Москва: Институт психологии РАН, 1993: 41.

7. Системогенез. Москва: Медицина, 1980.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки. Обзор психиатрической, неврологической экспериментальной психологии. 1916; № 1- 4: 124.

9. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. Перевод с английского. Москва, 2003.

10. Яцык Гв., Сюткина Е. Неонатальнаяхронобиология. Москва, 1999.

11. Verny Th., Kelly J. The Secret Life of the Unborn Child. New York. Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 1988.

12. Negus V.E. The Mecanism of the Larynx. London. Heneman, 1929.

13. Querleu D., Lefebvre C., Titran M. et al. Discrimination of the mother's voice by the neonate immediately after birth. European Journal of Obstetrics, Gynecology, & Reproductive Biology.1984; № 13 (2): 125-134.

14. Dragnova R. et al. Sound frequency change detection in fetus and newborn, a magnetoencephalographic study. NeuroImage. 2005; Vol. 28, Iss. 2: 354-361.

15. De Casper A.J., Fifer W.P. 'Of human bonding: Newborns prefer their mothers' voices'. Science-1980. 1980; № 208 (4448): 1174-1176.

16. Gonzalez-Gonzalez N.L., Persistence of fetal memory into neonatal life. Acta Obstetricia et Gynecologica Scandinavica. 2006; № 85: 1160-1164.

17. Lopez-Teijon M., Garcia-Faura A. at el. Fetal facial expression in response to intravaginal music emission. Ultrasound, Journal of the British Medical Ultrasound Society. OnlineFirst, 2015.

18. Marjanen Kaarina R. Pre- and Postnatal Music Education for Early Mother-Child -Interaction. Nordic Research in Music Education. 2012; № 13: 269-279.

19. Аршавский И.А. Физиологические механизмы некоторых основных закономерностей онтогенеза. Успехи физиологических наук. 1971; № 2: 100-141.

20. Бадалян Л.А. Невропатология. Москва: Просвещение, 1987: 160-161.

21. Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей развития организмов. Вопросы философии. 1986; № 11: 95-104.

22. Голубева ГН. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания. Диссертация ... доктора педагогических наук. Набережные Челны, 2007.

23. Эдельман Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. Москва: Мир, 1981.

24. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей: учебное пособие. Москва, 2000.

25. Батуев А.С. Дородовая психология. Через интеграцию наук - к сохранению репродуктивного здоровья семьи: материалы V Всероссийского конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. Москва, 2005.

References

1. Savel'ev S.V. Strukturno-morfogeneticheskie osnovy razvitiya kognitivnyh sposobnostej cheloveka. Kognitivnye issledovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2009; Vypusk 3: 171-194.

2. Tomatis A. Devyat' mesyacev v rayu. Perevod s francuzskogo V.D. Pyatkovskogo. Kiev: Manuskript, 1995: 123-124.

3. Malyarenko T.N., Hvatova M.V. Razvitie funkcij mozga rebenka sensornymi pritokami. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 1998.

4. Anohin P.K. Problema pavlovskogo nauchnogo nasledstva i zarubezhnaya nevrologiya. Arhiv biologicheskih nauk. 1940; T. 57, Vypusk 1: 101.

5. Sudakov K.V. Kvantyzhiznedeyatel'nosti. Moskva: Izdatel'stvo MMA im. I.M. Sechenova, 1993: 36-154.

6. Avdeeva N.N., Andrianov O.S. i dr. Mozg ipovedenie mladenca. Moskva: Institut psihologii RAN, 1993: 41.

7. Sistemogenez. Moskva: Medicina, 1980.

8. Behterev V.M. Voprosy, svyazannye s lecheniem i gigienicheskim znacheniem muzyki. Obzor psihiatricheskoj, nevrologicheskoj 'eksperimental'nojpsihologii. 1916; № 1- 4: 124.

9. Chemberlen D. Razum vashego novorozhdennogo rebenka. Perevod s anglijskogo. Moskva, 2003.

10. Yacyk G.V., Syutkina E. Neonatal'naya hronobiologiya. Moskva, 1999.

11. Verny Th., Kelly J. The Secret Life of the Unborn Child. New York. Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 1988.

12. Negus V.E. The Mecanism of the Larynx. London. Heneman, 1929.

13. Querleu D., Lefebvre C., Titran M. et al. Discrimination of the mother's voice by the neonate immediately after birth. European Journal of Obstetrics, Gynecology, & Reproductive Biology.1984; № 13 (2): 125-134.

14. Dragnova R. et al. Sound frequency change detection in fetus and newborn, a magnetoencephalographic study. NeuroImage. 2005; Vol. 28, Iss. 2: 354-361.

15. De Casper A.J., Fifer W.P. 'Of human bonding: Newborns prefer their mothers' voices'. Science-1980. 1980; № 208 (4448): 1174-1176.

16. Gonzalez-Gonzalez N.L., Persistence of fetal memory into neonatal life. Acta Obstetricia et Gynecologica Scandinavica. 2006; № 85: 1160-1164.

17. Lopez-Teijon M., Garcia-Faura A. at el. Fetal facial expression in response to intravaginal music emission. Ultrasound, Journal of the British Medical Ultrasound Society. OnlineFirst, 2015.

18. Marjanen Kaarina R. Pre- and Postnatal Music Education for Early Mother-Child -Interaction. Nordic Research in Music Education. 2012; № 13: 269-279.

19. Arshavskij I.A. Fiziologicheskie mehanizmy nekotoryh osnovnyh zakonomernostej ontogeneza. Uspehi fiziologicheskih nauk. 1971; № 2: 100-141.

20. Badalyan L.A. Nevropatologiya. Moskva: Prosveschenie, 1987: 160-161.

21. Arshavskij I.A. Nekotorye metodologicheskie i teoreticheskie aspekty analiza zakonomernostej razvitiya organizmov. Voprosy filosofii. 1986; № 11: 95-104.

22. Golubeva G.N. Formirovanieakiivnogodvigatel'nogorezhimarebenka (do 6let) sredstvami fizicheskogo vospitaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Naberezhnye Chelny, 2007.

23. 'Edel'man Dzh., Mauntkasl V. Razumnyjmozg. Moskva: Mir, 1981.

24. Skvorcov I.A. Razvitie nervnojsistemy u detej: uchebnoe posobie. Moskva, 2000.

25. Batuev A.S. Dorodovaya psihologiya. Cherez integraciyu nauk - k sohraneniyu reproduktivnogo zdorov'ya sem'i: materialy V Vserossijskogo kongressa po prenatal'noj i perinatal'noj psihologii, psihoterapii i perinatologii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 10.07.24

УДК 378.147

Lapina I.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Voronushkina O.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Foreign Languages Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

BLENDED AND HYBRID TEACHING: DISTINCTIVE FEATURES OF IMPLEMENTATION AT A UNIVERSITY. Hybrid teaching, which is often wrongly associated with blended teaching, is considered to be an innovative format of teaching in the context of active use of digital resources in the field of education. In order to implement researched teaching formats in practice successfully, it is strongly necessary to identify differences between hybrid and blended teaching that will make it possible to use their advantages appropriately in pedagogical process. The authors clarified content characteristics of these concepts thereby demonstrating clear difference between these teaching formats. The research determined the main distinguishing markers. A comparison of blended and hybrid teaching was carried out on the basis of the identified markers, which made it possible to identify their distinctive features. The results of the study can be useful for university teachers in choosing the most appropriate form of teaching and its further successful implementation in educational process.

Key words: education in university, innovative forms of teaching, blended teaching, hybrid teaching, differentiation criteria, comparative analysis

И.В. Лапина, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

О.В. Воронушкина, канд. филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

СМЕШАННОЕ И ГИБРИДНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ

Гибридное обучение, которое зачастую ошибочно приравнивают к смешанному, признается инновационной формой в контексте активного использования цифровых ресурсов в сфере образования. Для успешного применения исследуемых форматов обучения на практике необходимо четко разграничить гибридное и смешанное обучение, что позволит целесообразно использовать их преимущества в педагогическом процессе. Авторами уточнены содержательные характеристики данных понятий и основные принципы реализации представленных форматов обучения. В рамках исследования определены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.