Научная статья на тему 'Концепция полисенсорной речи с практикой ее применения в пренатальном и раннем детстве'

Концепция полисенсорной речи с практикой ее применения в пренатальном и раннем детстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция полисенсорной речи / принцип подтверждения / гласик / цветонотик / цветопесенка / аудиовизуализация речи / пренатальная двигательная речь / музыкальная речь / чудожественная речь / вербальная речь / concept of polysensory speech / the principle of confirmation / glasik / tsvetonotik / tsvetopesenka / audio visualization of speech / prenatal motor speech / musical speech / miraculous speech / verbal speech

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарев Михаил Львович

Современная психолингвистика располагает фундаментальной базой научных исследований в области изучения процессов формирования речи, и прежде всего, речи детей раннего возраста. Однако статистика свидетельствует о том, что не только уровень речевой зрелости современных детей продолжает снижаться, но и остается высоким процент детей, имеющих задержку речевого развития. Все это обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению данной проблемы. Изучены процессы коммуникативных реакций у детей в пренатальном онтогенезе, описаны процессы применения технологии «сенсорные карты» в грудном и раннем возрасте, в том числе, в условиях летнего отдыха. В концепции обосновывается единство и взаимозависимость двигательного, музыкального, художественного и вербального видов коммуникации при их становления в раннем онтогенезе, начиная с пренатального возраста. В работе также показано, как декларируемый в концепции полисенсорной речи принцип подтверждения личности до и после рождение в пренатальной онтогенезе реализуется через полисенсорные ответы мамы на двигательную речь пренатального ребенка (мамалыша), а после рождения – через аудиовизуальное подтверждение вербальной речи в виде создания гласиков, с подключением элементов двигательной (пантомимика, танец), музыкальной (пение, игра на музыкальных инструментах) и художественной речи (рисунок, лепка, поделки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF POLYSENSORY SPEECH WITH THE PRACTICE OF ITS APPLICATION IN PRENATAL AND EARLY CHILDHOOD

Modern psycholinguistics has a fundamental base of scientific research in the field of studying the processes of speech formation, and above all, the speech of young children. However, statistics show that not only the level of speech maturity of modern children continues to decline, but also the percentage of children with delayed speech development remains high. All this makes it necessary to find new approaches to solving this problem. The processes of communicative reactions in children in prenatal ontogenesis have been studied, the processes of using the “sensory maps” technology in infancy and early childhood, including in summer recreation conditions, have been described. The concept substantiates the unity and interdependence of motor, musical, artistic and verbal types of communication during their formation in early ontogenesis, starting from prenatal age. The paper also shows how the principle of personality confirmation declared in the concept of polysensory speech before and after birth in prenatal ontogenesis is realized through the mother’s polysensory responses to the motor speech of the prenatal child (mamalysh), and after birth – through audio-visual confirmation of verbal speech in the form of creating glasses, with the connection of elements of motor (pantomime, dance), musical (singing, playing musical instruments) and artistic speech (drawing, modeling, crafts).

Текст научной работы на тему «Концепция полисенсорной речи с практикой ее применения в пренатальном и раннем детстве»

Концепция полисенсорной речи с практикой ее применения в пренатальном и раннем детстве

Лазарев Михаил Львович,

кандидат психологических наук, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

Современная психолингвистика располагает фундаментальной базой научных исследований в области изучения процессов формирования речи, и прежде всего, речи детей раннего возраста. Однако статистика свидетельствует о том, что не только уровень речевой зрелости современных детей продолжает снижаться, но и остается высоким процент детей, имеющих задержку речевого развития. Все это обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению данной проблемы. Изучены процессы коммуникативных реакций у детей в пренатальном онтогенезе, описаны процессы применения технологии «сенсорные карты» в грудном и раннем возрасте, в том числе, в условиях летнего отдыха. В концепции обосновывается единство и взаимозависимость двигательного, музыкального, художественного и вербального видов коммуникации при их становления в раннем онтогенезе, начиная с пренатального возраста. В работе также показано, как декларируемый в концепции полисенсорной речи принцип подтверждения личности до и после рождение в пренатальной онтогенезе реализуется через полисенсорные ответы мамы на двигательную речь пренатального ребенка (мамалыша), а после рождения - через аудиовизуальное подтверждение вербальной речи в виде создания гласиков, с подключением элементов двигательной (пантомимика, танец), музыкальной (пение, игра на музыкальных инструментах) и художественной речи (рисунок, лепка, поделки).

Ключевые слова: концепция полисенсорной речи, принцип подтверждения, гласик, цветонотик, цветопесенка, аудиовизу-ализация речи, пренатальная двигательная речь, музыкальная речь, чудожественная речь, вербальная речь.

о с

U

со см о см

Введение

По данным современной науки с каждым годом в мире возрастает количество детей с нарушениями речевого развития, в том числе с общим недоразвитием речи. Согласно данным международной статистики, нарушения речи присутствуют у 17,5% детей в возрасте до 7 лет, и эта цифра продолжает расти. Ученые убеждены: «рост числа дошкольников с речевыми нарушениями определяет актуальность выявления и внедрения современных научно обоснованных технологий формирования и развития речевых навыков, т.к. возрастает потребность в специализированной высокоэффективной логопедической помощи». С другой стороны, как показывают современные научные исследования, мозг ребенка в пренатальном и раннем онтогенезе обладает уникальными нейропластическими свойствами, и его развитие во многом зависит от влияния внешних факторов. В частности, американский ученый Джек Шонкоф утверждает, что «различные переживания могут на самом деле изменить экспрессию генов в развивающемся мозге, и архитектура мозга формируется опытом, а не просто управляется своего рода жестко запрограммированным генетическим шаблоном». Особенно эти уникальные возможности связаны с речевым развитием. Ученый отмечает, что каждый ребенок способен освоить любой язык мира, если с ним начать говорить на этом языке в первые 12 месяцев его жизни. В дальнейшем эта способность исчезает. Более того, ряд исследователей полагает, что исчезают не только речевые способности, но и другие не востребованные вовремя способности ребенка (музыкальные, художественные и т.д.) В этом направлении особое место занимает гипотеза отечественного педагога Б.П. Никитина, известная как НУВЭРС («необратимое угасания возможностей эффективного развития способностей» [14].

В последние десятилетия огромный вклад в понимание резервов мозга ребенка не только в раннем но и пренатальном периоде онтогенеза, внесли перинатальная психология и медицины, представив миру результаты многочисленных исследований, полученных в ходе апробации программ и методов пренатального воспитания (Ф. Ламаз -методы и принципы подготовки к родам; Д. Эдель-ман - основные положения теория нейроселекции; Б. Логан - звуковой стимуляции двигательной активности плода аппаратом «Baby Plus»; Т. Верни - методы и принципы антистрессового ведения беременности и телесности разума [4]; Д. Чем-берлен - концепция пренатальной памяти и пси-

хической зрелости новорожденного [18]; Д. Бар-кер - основные положения концепции фетально-го программирования; М. Оден - принципы музыкального общения с плодом [16]; Р.В. Де-Кар - методы и принципы звуко-тактильного пренатального общения; А. Н. Зотов, Л. Н. Зотова, Ф. Г. Ахмерова, В.Б. Хенвен - Набержночелнинская школа прена-тальной педагогики [13]; Т.Н. Маляренко- методы и принципы регуляции «сенсорного притока [13]; Н.А. Чичерина - школа пренатальной психологии [19]; Ф. Вельдман, К. Дальто - методы и принципы гаптономии [8]; Н.П. Коваленко - основые перинатальной психологии и ресурсная вокалотера-пия [9]; Г.И. Брехман-основы перинатальной психологии [3].

Следует подчеркнуть, что многочисленные данные о пренатальных резервах мозга, полученные современными авторами, подтвердили концептуальные положения, изложенные выдающимися представителями отечественной науки много лет назад, в частности, высказывания В.М. Бехтерева о преимуществе слухового анализатора над зрительным в пренатальном онтогенезе [2].

Методологическим прототипом концепции полисенсорной речи является теория множественного интеллекта Г. Гарднера. Уместно напомнить, что изначально теория множественного интеллекта вызвала (и до сих пор вызывает) не только позитивные высказывания ученых, но и резкую критику в адрес автора, который и сам признается в том, что несмотря на огромное количество эмпирических данных, теория множественного интеллекта не подвергалась серьёзным экспериментальным проверкам [30, 6]. Но если теория множественного интеллекта описывает независимые виды интеллекта, то в концепции полисенсорной речи, напротив, все четыре вида речи (двигательная, музыкальная, художественная и вербальная) представляются как единый неразрывный процесс, в котором каждый из анализаторов (двигательный, слуховой, зрительный) на стержне дыхательной функции играет свою не заменимую роль. Базовым методологическим принципом и физиологической основой концепции полисенсорной речи является принцип подтверждения активности ребенка до и после рождения. Этот принцип, в основе которого лежит физиологический механизм «стимул-ответ», базируется на положениях отечественной теории функциональных систем академика П. К. Анохина [1]. Полученные доказательства психической жизни пренатально-го ребенка (на основании научных работы, лишь частично представленных выше) позволяют говорить о существовании феномена пренатального детства. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость пересмотра базовой парадигмы периодизации психического развития ребенка, началом которого в рамках отечественной психологии считается кризис новорожденности (Л.С. Выготский) [5]. При этом подтвержденная в исследованиях двигательная коммуникативная активность прена-тального ребенка может рассматриваться в рам-

ках той же периодизации психического развития ребенка, разработанная Л.С. Выготским, как его основная деятельность. В силу того, что вербальный процесс, названный после рождения речью, невозможен в пренатальном онтогенезе из-за отсутствия физиологического процесса выдоха, эта деятельность, выполняющая, в том числе, коммуникативную функцию и возникающая в ответ на прикосновения беременной мамы к животу, может быть названа пренатальной двигательной речью, или просто пренатальной речью.

Далее, разработанный нами способ извлечения пренатальным ребенком музыкальных звуков с помощью интерактивного пояса «Маматоник» (Маматоник - это пояс, который беременная женщина надевает на живот. Пояс имеет систему датчиков, связанных с генератором звука. С внешней стороны пояс делится на 7 цветов радуги, каждый из которых отвечает за соответствующий звук (7 нот нотного стана).

Ребёнок слышит звук, который производит сам, своими прикосновениями к передней брюшной стенке изнутри. Это стимулирует его психическое и физическое развитие, улучшает кровообращение, повышает двигательную активность. Кроме того, впервые в истории, появляется возможность вести полноценную коммуникацию с ребенком до его рождения. Прибор двусторонний, поэтому звук может производится как пренатальным ребенком, так и беременной снаружи.) (звучащая мама) [13, 17], дающий возможность осуществлять теперь уже звуковую коммуникацию в рамках диады «мать-плод», может рассматриваться как пре-натальная «(музыкальная речь». Данный вид речи в момент рождения ребенка, после произнесения первородного крика преобразуется в гуление, которое в первые месяцы послеродовой жизни вместе с криком является основным способом коммуникации. Далее гуление, по мере роста ребенка и обогащаясь его новыми возможностями, превращается в основной вид музыкальной речи - пение, а телесная двигательная активность -в игру на музыкальных инструментах. В том числе, посредством изобретенного нами способа озвучивания дыхания в виде «музыкальной соски» (Музыкальная соска - детская соска-пустышка, в которую встроен звуковой элемент, производящий звук как при вдохе, так и при выдохе, по типу губной гармошки.) [19], у грудного ребенка возникает возможность игры на самом первом духовом музыкальном инструменте. Кроме того, пре-натальная двигательная речь уже в первые недели после рождения (в случае создании для этого специальных условий) постепенно преобразуется в художественную деятельность (рисунок), которая в рамках концепции полисенсорной речи, может считаться художественной речью. Опыт отечественных ученых подтверждает не только возможность такой деятельности, но и безграничные ресурсы самого грудного ребенка при ее осуществлении [7]. И, наконец, пренатальная двигательная речь после рождения ребенка преобразуется

сз о со -а

А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

в собственно двигательную - пантомимическую речь, которая, также как и крик, в первые месяцы жизни является важнейшим средством коммуникации ребенка с внешним миром.

Постепенно все три вида речи грудного ребенка (двигательно- пантомимическая, вокально-музыкальная и художественная) становятся основой для появления вербальной речи, как наиболее интегрального вида жизнедеятельности ребенка. Необходимо отметить, что несмотря на отсутствие у пренатального ребенка возможности самостоятельно осуществлять речь художественную и речь вербальную, закладка этих видов речи также происходит уже до рождения. В частности, при прохождении мамой дородовой школы по методу «Сонатал» [16, 15], у пренатального ребенка -мамалыша формируются телесно и зрительно закрепленные состояния, связанные с конкретными словами. Например, при пении песни «Мяч» мама находится на фитболе и совершает вертикальные перемещения, а при пении песни «Светлячки» мама, находясь в темной комнате, включает фонарь (получены достоверные данные о реакциях мама-лыша на свет уже с 16 недели гестации [24]). Таким образом, принимая во внимание доказанную научными исследованиями нейропластичность мозга ребенка в пренатальном и раннем онтогенезе, а также опираясь на материалы собственных многолетних исследований, в концепции полисенсорной речи пренатального и раннего детства мы постулируем наличие у ребенка на ранних этапах онтогенеза, начиная с пренатального возраста, в рамках коммуникации с внешним миром - четырех самостоятельных, но взаимосвязанных видов речи: двигательной, музыкальной, художественной и вербальной.

Описанные выше виды коммуникационной активности ребенка до и после рождения, названные в рамках данной концепции типами детской речи, можно представить в виде следующей модели (Рисунок 1).

Вербальная речь

1

Двигательная 1 речь 1 Музыкг ре> 1льная 1 Художественная нь 1 речь

Рис. 1. Модель полисенсорной речи ребенка о пренатального и раннего возраста

~ Задача. Изучение проявлений коммуникативна ной активности пренатального ребенка в ходе за-£ нятий беременных женщин в пренатальной шко-г ле по методу "Сонатал" (метод Сонатал. от лат

sonus - звучащий, и natal - рождение: метод музыкальной гармонизации психического и физического развития ребенка до и после рождения).

База и методы. Научный центр здоровья детей РАМН, 2008-2013 г.г. В исследовании приняло участие 138 беременных женщин в возрасте от 18 до 41 года (средний возраст 29,7 года) и 138 пренатальных детей. Женщины посещали занятия на средних сроках начала - 24 недели и окончания - 29 недель. Среднее количество сеансов - 6 (от 1 до 33).

Результаты занятий оценивались на оснований записей мам в Дневниках наблюдений с использованием анкетирования. Было изучено 135 карт-наблюдений по специальной анкете: 1. С какой недели беременности Вы отмечались коммуникативные реакции? 2. В какое время дня ребенок был наиболее расположен к пренатальной коммуникации? 3. На какие внешние стимулы коммуникативная реакция ребенка была наиболее выражена?

В ходе исследования: 1. Установлены сроки беременности, на которых впервые достоверно отмечается коммуникативная активность мамалыша 20-25 недель (20-25 недель - 73%, позже 25 недель - 21%, раньше 25 недель - 6%); 2. Установлено время максимальной коммуникационной активности - 20.00-21.00 (с 20.00 до 21.00-81%, с 08.00 до 09.00-17%, другое врем - 12%); 3) Установлено процентное распределение причин, вызывающие наиболее активную коммуникативную деятельность (голос мамы =82%, голос и прикосновения мамы - 11%, другое - 7%); 4. Установлены основные виды пренатальной коммуникации: а) вокально-вербальный (двигательный ответ на пение и речь); б) тактильно-двигательный (двигательный ответ на прикосновения и движения); в) звуко-музыкальный (двигательный ответ в процессе использование ударных и клавишных музыкальных инструментов, духовой гармоники, использование музыкального пояса «маматоник»).

Музыкальное подтверждение двигательной активности

Для уточнения видов шевелений и места их возникновения была разработана музыкально-пространственная шкала: живот мысленно делится на семь горизонтальных зон (зоны соответствуют семи нотам гаммы: до - внизу, си - наверху) и три вертикальных - центральную, правую и левую. Данная шкала позволяет точно определить место шевеления, например - ДО - центр, или СИ - слева.

Распределение поверхности живота на семь вертикальных цветных зон (нот гаммы до мажор), позволило уточнять, к какой области живота пре-натальный ребенок прикосается наиболее часто. Далее, от регистрации характера шевелений и мест прикосновения, мамы переходили к"техни-ке музыкального подтверждения двигательной активности пренатального ребенка": в домашних условиях начали записывать за ребенком зоны его прикосновения, голосом и на синтезаторе с цвет-

ными клавишами озвучивать их (с учетом соответствий зоны живота и высоты ноты), делать специально разработанные пренатальные "сенсорные карты", а затем играть и петь по этим картам мелодии, которые мы назвали тактильными мелодиями. В целях повышения эффективности данного вида пренатальной активности ребенка и предоставления ему возможности самостоятельно производить звуки, был применен изобретенный нами пренатальный акустический интерактивный пояс "Маматоник".

С учетом того, что перемещение мест прикосновения к животу по вертикали, соответствует семи нотам гаммы до-мажор, а также в соответствии с изобретенной в рамках исследования системой гравитационного интонирования (вертикального перемещения от ноты до - приседание, до ноты си - максимаальный подъем тела на носочки) пренатальному ребенку была предоставлена возможность, при наличие музыкального пояса, играть собственную музыку, которую можно записывать и в дальнейшем прослушивать ее вместе с ним. С учетом двигательных предпочтений своего пренатального ребенка мама вместе со специалистов (мы называем его условно - сонатологом), подбирала индивидуальные песенные программы.

Данный прием метода «Сонатал» (звукомузы-кальное подтверждение двигательной активности мамалыша) применяется в рамках одного из главных его принципов- принципа подтверждения личности ребенка до и после рождения, мама (следуя этому принципу) всегда отвечает пренатальному ребенку на его шевеления (за исключением ночного времен) четырьмя видами ответа: в том же месте, столько же раз, так же сильно, в таком же темпе (одним или несколькими вариантами ответа: тактильно, голосом и движениями). В этом ключе, подбор пренатальному ребенку песенных программ, с учетом выявленного у него типа двигательной активности, является реализацией этого же принципа подтверждения детской личности.

Для реализации основных положений концепции полисенсорной речи была разработана технология визуализации детской речи у ребенка грудного и раннего возраста в виде специальных пособий, названных детскими «сенсорными картами» - гласиками [14, 18]. Технология заключается в регистрации на аудионосители и на бумаге всех новых вокально речевых фрагментов ребенка. Звук (звукосочетание, слогосочетание, слово) записывается на диктофон, изображается на бумаге в виде буквы, образа, а также в виде восходящей или нисходящей линии, окрашенной, в зависимости от эмоционального содержания звука в светлые или тесные тона. При владении мамой азами музыкальной грамоты и навыками игры на синтезаторе, которые она приобретает в процессе использования сенсорных карт, линии постепенно могут преобразовываться в конкретные ноты. Сенсорные карты могут быть созданы как на основании регистрации вокально-речевой активности («гласики»), так и заготовлены заранее из специ-

ально подобранных или написанных песен («цве-тонотики», «цветопесенки»). Важным элементом технологии является ежедневное повторение с ребенком всех произнесенных им в этот день новых звуковых фрагментов (звуков, звукосочетаний, слогов, слогосочетаний и т.д.), с использованием подготовленных с его участием сенсорных карт (с периодическим повтором звуковых фрагментов из предыдущих дней).

Пример использование сенсорных карт «гла-сиков» для регистрации вокально-речевой активности ребенка с последующим использованием данных карт в программах индивидуального когнитивно-соматического тренинга.

Технология применения сенсорных карт (в данном случае - гласиков), включает целый ряд психолого-педагогических инструментов для оценки показателей вокально-речевого, эмоционального, художественного и двигательного развития ребенка. В частности, цвет интонационных ходов -«интонов» характеризует эмоциональную окраску гуления (например, синий - больше негативная, голубой - нейтральная, красный и зеленый - больше позитивная; направление движения «интона» соответствует восходящему, горизонтальному и нисходящему мелодическому обороту; амплитуда зигзагов линии соответствует интонационно-музыкальной амплитуде гуления.

Как видно на представленных рисунках, у ребенка отмечается начало лепета с 3 месяцев жизни. В течение 3 месяцев (с 3-го по 5-ый) количество слогов увеличивается до 9-10. При этом хорошо видна динамика интонационно-мелодического рисунка гуления и лепета.

Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, технология «Сенсорные карты» предполагает аудиозапись именно новых вокально-речевых фрагментов речи ребенка, стимулируя его к речевой деятельности и формируя его речевое поведение; во-вторых, ежедневное прослушивание этих записей тренирует память ребенка; в-третьих, проигрывание пальчиком ребенка цветных нот на синтезаторе, с игрой тех мелодий, которые мама подобрала на основании его собственных интонационных ходов, формирует у ребенка первичные сверхранние навыки игры по нотам и также закладывает основы композиторских способностей; в-четвертых, предоставление ребенку возможности участвовать в создание визуального поля гла-сика - дорисовывать свои детские «каляки», формирует у него первичные художественные навыки и способствует развитию художественного творчества; выполнение с ребенком адекватных образам гласика движений развивает его двигательно-танцевальные качества и навыки (например, гла-сик «Машина», если ребенок произнес «МА», позволяет совершить движения, напоминающие вращение руля и езду по комнате).

На втором году жизни технология «Сенсорные карты» преобразуются в «Сенсорные словообра-зы», предполагает подтверждение мамой (родственниками) речи ребенка с помощью уже более

сэ о со -а

I=i А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

u со

сложных речевых фрагментов, с фиксацией уже не звуков и слогов, а новых слов, словосочетаний и даже фраз. В том числе на сенсорной карте могут также быть прописаны цветные ноты, соответствующие интонационно-мелодическому рисунку сказанного ребенком слова/фразы, с еще большим подключением движений, в том числе, с использованием элементов театрализации с костюмами.

Педагогический случай 2. Мальчик Г. Возраст - 19 месяцев. Психическое развитие - в норме, с некоторыми признаками небольшого отставания в речевом развитии (произносит первые слоги слов с неточным произношением) (рис. 3).

Занятия c использованием «сенсорных словоо-бразов» проводились родственниками с ребенком ежедневно в течение 10 дней. Результат: Значительное улучшение речевого развития. Ребенок начал произносить слова полностью, словарный запас резко увеличился. Оценка результатов одного из родственников, приехавшего на отдых через 10 дней: «Как Вы сумели это сделать? Он начал хорошо говорить!» На третьем году жизни «сенсорные словообразы» преобразуются в «сенсорные картины», с приклеиванием на них элементов реальных природных материалов (тина, мелкий камень, песок и т.д.). Преобразование слов ребенка (с его помощью) в двухстишья и написание простейших мелодий превращают сенсорную картину в цветомузыкальную партитуру, с возможностью подготовки мини-постановки для музыкального театра.

Результатом 10-дневного курса занятий на море стало резкое повышение когнитивного статуса ребенка (по оценке родственников после возвращения с отдыха домой).

В представленных педагогических примерах показано, что музыкальная характеристика гуления и вербальная характеристика лепета позволяют не только своевременно оценить уровень развития вокально-речевой сферы, но и получить представление о состоянии психо-эмоцинального статуса ребенка. Также применение технологии «Сенсорные карты» («Сенсорные словообразы», «Сенсорные картины») в условиях летнего отдыха, в частности, на море, позволяет подключить к процессу сопровождения развития детской речи все остальные функциональные сферы, в результате чего резко повышается эффективность проводимых занятий. Кроме того, процесс подтверждения детской речи в грудной и раннем возрастах является одним из наиболее эффективных способов подтверждения личности ребенка - основного принципа концепции полисенсорной речи. Фрагменты исследования по апробации технологии «Сенсорные» карты были опубликованы в ряде научных работ [12, 11].

Концепция полисенсорной речи пренатально-го и раннего детства, с созданными в ее рамках технологиями «маматоник», «музыкальная соска» и «сенсорные карты» обосновывает возможность начинать процесс воспитания ребенка уже

до рождения. Она также постулирует необходимость создания условий для равноправного развития всех четырех видов речи (двигательной, музыкальной, художественной и вербальной), с целью профилактики феномена «Маугли», хорошо известного в области речевого и двигательного развития, но недостаточно изученного в области музыкального и художественного развития. Именно с этой целью музыкальная и художественная деятельность ребенка в концепции определены как виды речи, чтобы создать для их становления, используя терминологию Л.С. Выготского, необходимую социальную ситуации развития, а до рождения в рамках диады «мать-плод» - биосоциальную ситуацию развития.

Концепция, с учетом представленного выше материала, по нашему мнению, дает педагогике целый ряд стратегических преимуществ: во-первых, пренатальный период формирования двигательной и музыкальной речи может стать важнейшим ресурсом для успешного речевого развития ребенка после рождения; во-вторых, описанная в рамках концепции гипотеза транзиторных способностей - НУВЕРС (в частности, уходящих видов речи) обуславливает необходимость создания максимально благоприятных условий для становления у ребенка до рождения - двигательной речи (двигательного интеллекта), а сразу после него -музыкальной, художественной и вербальной речи (музыкального, художественного и лингвистического интеллекта); в-третьих, анализ данных, представленных на сенсорных картах - гласиках, дает психолого-педагогический инструментарий для оценки уровня вербальной зрелости (появление звуков, звукосочетаний, слогов, слогосочетаний, слов), эмоциональной зрелости (цветовая окраска интонационно-голосовых реакций), музыкальной зрелости (разнообразия интонационных ходов), художественной зрелости (рисунок), когнитивной зрелости (память) а также уровня двигательной зрелости (по качеству двигательных реакций и их адекватности вокально-речевому материалу).

В работе показано, как декларируемый в концепции полисенсорной речи принцип подтверждения личности до и после рождение в пренаталь-ной онтогенезе реализуется через полисенсорные ответы мамы на двигательтную речь мамалыша, а после рождения через аудиовизуальное подтверждение вербальной речи в виде создания гла-сиков («сенсорных карт»), с подключением элементов двигательной (пантомимика, танец), музыкальной (пение, игра на музыкальных инструментах) и художественной речи (рисунок, лепка, поделки).

Литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.

2. Бехтерев В.М., Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки. Обзор психиатрической, неврологической экспе-

риментальной психологии, 1916 г., № 1-4. -С. 124.

3. Брехман Г.И., Брехман Е.А. Качество рождения - пожизненный ресурс: пре-перинаталь-ные аспекты в дискуссии о становлении личности // Журнал акушерства и женских болезней. - 2020. - Т. 69. - № 1. - С. 109-114. Мрв:// doi.org/10.17816/JOWD691109-114.

4. Верни Т. Телесный разум. Как тело влияет на наши мысли. Издательство: Бомбора 2023.

5. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб.: СОЮЗ, 1997.

6. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с.

7. Гмошинская М.В. Художники в памперсах.

https://ds68lg.do.am/publ/konsultacii_metodista/in-

novacionnye_metodiki_khudozhniki_v_pamper-sakh_marii_gmoshinskoj/18-1-0-214

8. Дольто К. На путях рождения. О гаптономиче-ском сопровождении человека. Эрго. 2008. -188 с.

9. Коваленко-Маджуга Н. П. // Перинатальная психология: медико-социальные проблемы. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности. - СПб.: ИД «Петрополис», 2010, 316 с.

10. Кошаева Т.В., Зотова Л.Н., Зотов А.Н., Хен-вен В.Б. Система пренатального воспитания. Методические рекомендации. Казань. -2004. - 17 с.

11. Лазарев И.М. Методология согласования коммуникативной и предметной деятельности детей младенческого возраста / И.М. Лазарев, М.Л. Лазарев // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных Чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17 21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 1. М.: Левъ, 2014. с. 207214.

12. Лазарев И.М. Психологические условия становления и развития речи детей младенческого и раннего возраста. Автореферат кандидатской диссертации по психологии. Москва. 2016. 157 с.

13. Маляренко Т.Н. и др. Сенсорный приток как технология восстановительной медицины // Сб.тезисов Первого Международного конгресса «Восстановительная медицина и реабилитация 2004». - М., 2004. - С. 64-65.

14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. 1988.

15. Никитина Ю.А., Артемова С.А. Актуальные аспекты развития технологии формирования навыков слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи. Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 1(42). 17 марта 2022 www.strizh-vspu.ru. С. 9-13.

16. Оден М.. Возрожденные роды. Пер. с фр. Е. Хотлубей; Под ред. И. Ивановой. М.: АКВА, 1994. - 136

17. Сара Брюэн, Шаони Бхаттачарья и др. Большая книга о беремннности. Астрель, 2013

18. Чемберлен Дэвид. Разум вашего новорожденного ребенка. - М., перевод с английского под ред. Г. Брехмана, 2003.

19. Чичерина Н.А. Воспитание до рождения. М. -2005. - Academia. -С. 103.

20. Barker D.J. Fetal Programming of Coronary Heart Diseases // Trends Endocrinol. Metab. 2002. Vol. 13. P. 364-368.

THE CONCEPT OF POLYSENSORY SPEECH WITH THE PRACTICE OF ITS APPLICATION IN PRENATAL AND EARLY CHILDHOOD

Lazarev M.L.

Moscow Pedagogical State University

Modern psycholinguistics has a fundamental base of scientific research in the field of studying the processes of speech formation, and above all, the speech of young children. However, statistics show that not only the level of speech maturity of modern children continues to decline, but also the percentage of children with delayed speech development remains high. All this makes it necessary to find new approaches to solving this problem. The processes of communicative reactions in children in prenatal ontogenesis have been studied, the processes of using the "sensory maps" technology in infancy and early childhood, including in summer recreation conditions, have been described. The concept substantiates the unity and interdependence of motor, musical, artistic and verbal types of communication during their formation in early ontogenesis, starting from prenatal age. The paper also shows how the principle of personality confirmation declared in the concept of polysenso-ry speech before and after birth in prenatal ontogenesis is realized through the mother's polysensory responses to the motor speech of the prenatal child (mamalysh), and after birth - through audio-visual confirmation of verbal speech in the form of creating glasses, with the connection of elements of motor (pantomime, dance), musical (singing, playing musical instruments) and artistic speech (drawing, modeling, crafts).

Keywords: concept of polysensory speech, the principle of confirmation, glasik, tsvetonotik, tsvetopesenka, audio visualization of speech, prenatal motor speech, musical speech, miraculous speech, verbal speech.

References

1. Anokhin P. K. Essays on the physiology of functional systems. -M.: Medicine, 1975.

2. Bekhterev V.M., Issues related to the treatment and hygienic significance of music. Review of psychiatric, neurological experimental psychology, 1916, No. 1-4. - p. 124.

3. Brekhman G.I., Brekhman E.A. The quality of birth - a lifelong resource: pre - perinatal aspects in the discussion of personality formation // Journal of Obstetrics and Women's Diseases. - 2020. - Vol. 69. - No. 1. - pp. 109-114. https://doi. org/10.17816/J0WD691109-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bring back your bodily mind. How the body affects our thoughts. Publishing house: Bombora 2023.

5. Vygotsky L.S. "Questions of child psychology". St. Petersburg: SOYUZ, 1997.

6. Gardner G. The structure of the mind: the theory of multiple intelligence: Trans. from English - M.: LLC "I.D. Williams", 2007. -512 p.

7. Gmoshinskaya M.V. Artists in diapers. - https://ds68lg.do.am/ publ/konsultacii_metodista/innovacionnye_metodiki_khudozh-niki_v_pampersakh_marii_gmoshinskoj/18-1-0-214

8. Dolto K. On the paths of birth. About the haptonomic accompaniment of a person. Ergo. 2008. - 188 p.

9. Kovalenko-Majuga N. P. // Perinatal psychology: medical and social problems. Psychoprophylaxis and psychocorrection of women during pregnancy. - St. Petersburg: Publishing House "Petropolis", 2010, 316 p

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

10. Koshaeva T.V., Zotova L. N., Zotov A. N., Henven V. B. System of prenatal education. Methodological recommendations. Kazan. - 2004. - 17 p.

11. Lazarev I.M. Methodology of coordination of communicative and subject activity of infants / I.M. Lazarev, M.L. Lazarev // Thinking and speech: approaches, problems, solutions: Materials of the XV International Readings in memory of L.S. Vygotsky. Moscow, November 17, 21, 2014 / Edited by V.T. Kudryavtsev: In 2 vols. 1. M.: Lev, 2014. pp. 207-214.

12. Lazarev I.M. Psychological conditions for the formation and development of speech of infants and young children. Abstract of the PhD thesis in psychology. Moscow. 2016. 157 p.

13. Malyarenko T.N. et al. Sensory influx as a technology of restorative medicine // Collection of theses of the First International Congress "Restorative medicine and rehabilitation 2004". - M., 2004. - pp.64-65.

14. Nikitin B.P., Nikitina L.A. We and our children. 1988.

15. Nikitina Yu.A., Artemova S.A. Actual aspects of the development of technology for the formation of syllabic analysis and synthesis skills in children with general speech underdevelopment. Student electronic magazine "Strizh". No. 1(42). March 17, 2022 www.strizh-vspu.ru. pp. 9-13.

16. Oden M.. Reborn genera. Trans. with fr. E. Hotlubey; Edited by I. Ivanova. M.: AQUA, 1994. - 136

17. Sarah Bruen, Shaoni Bhattacharya, etc. A big book about taking. Astrel, 2013

18. Chamberlain David. The mind of your newborn child. - M., translated from English by G. Brekhman, 2003.

19. Chicherina N.A. Education before birth. M. - 2005. - Academia. -p. 103.

20. Barker D.J. Fetal Programming of Coronary Heart Diseases // Trends Endocrinol. Metab. 2002. Vol. 13. P. 364-368.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.